Оглавление

Об утверждении Правил проведения государственной экспертизы проектов строительства в режиме экспертного сопровождения

Приказ Председателя Агентства Республики Казахстан по делам строительства и жилищно-коммунального хозяйства от 23 июля 2012 года № 356. Зарегистрирован в Министерстве юстиции Республики Казахстан 21 августа 2012 года № 7866. Утратил силу приказом Министра национальной экономики Республики Казахстан от 2 декабря 2015 года № 751

Утратил силу

      Сноска. Утратил силу приказом Министра национальной экономики РК от 02.12.2015 № 751 (вводится в действие по истечении двадцати одного календарного дня его первого официального опубликования).

      В соответствии с пунктом 21 Правил проведения экспертизы предпроектной (технико-экономических обоснований) и проектной (проектно-сметной) документации на строительство независимо от источников финансирования, а также утверждения проектов, строящихся за счет государственных инвестиций, утвержденных постановлением Правительства Республики Казахстан от 19 августа 2002 года № 918, ПРИКАЗЫВАЮ:
      1. Утвердить прилагаемые Правила проведения государственной экспертизы проектов строительства в режиме экспертного сопровождения.
      2. Департаменту архитектуры, проектных работ и сметных норм в установленном законодательством порядке обеспечить государственную регистрацию настоящего приказа в Министерстве юстиции Республики Казахстан.
      3. Контроль за исполнением настоящего приказа возложить на заместителя Председателя Агентства Республики Казахстан по делам строительства и жилищно-коммунального хозяйства Д. Акимжанова.
      4. Настоящий приказ вводится в действие по истечении десяти календарных дней со дня первого официального опубликования.

      Председатель                               С. Нокин

Утверждены приказом          
Агентства Республики Казахстан по делам
строительства и жилищно-коммунального
хозяйства от 23 июля 2012 года № 356

Правила проведения государственной экспертизы
проектов строительства в режиме экспертного сопровождения

1. Общие положения

      1. Настоящие Правила проведения государственной экспертизы проектов строительства в режиме экспертного сопровождения (далее – Правила) разработаны в соответствии с постановлением Правительства Республики Казахстан от 19 августа 2002 года № 918 «О Правилах проведения экспертизы предпроектной (технико-экономических обоснований) и проектной (проектно-сметной) документации на строительство независимо от источников финансирования, а также утверждения проектов, строящихся за счет государственных инвестиций» и определяют порядок проведения государственной экспертизы в режиме экспертного сопровождения поэтапной разработки проектно-сметной документации, предназначенной для строительства зданий и сооружений, их комплексов.
      2. Правила не затрагивают вопросов, связанных с:
      1) организацией и проведением государственных закупок подряда изыскательских, проектных или строительно-монтажных работ;
      2) лицензированием изыскательской деятельности и строительно-монтажных работ;
      3) ведением технического надзора заказчика и авторского надзора разработчиков проектов в ходе строительства;
      4) сдачей и приемкой завершенных строительством объектов в эксплуатацию;
      5) осуществлением технического обследования надежности и устойчивости существующих зданий и сооружений.
      3. В настоящих Правилах используются следующие понятия:
      1) заказчик – физическое или юридическое лицо, устанавливающее цель и утверждающее задание на проектирование, обеспечивающее финансирование и управление процессом проектирования, строительства и ввода в эксплуатацию намеченного объекта.
      Заказчиками проектов, реализуемых без участия бюджетных средств,  выступают собственники, инвесторы или застройщики, а также вкладывающие собственные средства государственные юридические лица (за исключением государственных учреждений), акционерные общества и товарищества с ограниченной ответственностью с участием государства.
      Заказчиками бюджетных инвестиционных проектов выступают администраторы соответствующих бюджетных программ;
      2) исполнитель экспертизы (экспертных работ) – республиканское государственное предприятие на праве хозяйственного ведения, созданное по решению Правительства Республики Казахстан для осуществления государственной вневедомственной экспертизы проектов;
      3) контрагент – одна из сторон договора в гражданских правоотношениях по отношению к другой стороне (другим сторонам) этого договора;
      4) локальное экспертное заключение – заключение государственной экспертизы, оформляемое и выдаваемое заказчику на каждом этапе экспертного сопровождения по соответствующим разделам (частям) проекта, за исключением завершающего экспертизу этапа;
      5) нулевой цикл (цикл нулевой) – комплекс строительно-монтажных работ по строительству частей здания (сооружения), расположенных ниже условной проектной отметки, принимаемой за ноль;
      6) проект строительства – проектная (проектно-сметная) документация, предназначенная для возведения новых объектов, а также реконструкции (расширения, модернизации, технического перевооружения) или капитального ремонта (реставрации) существующих зданий и сооружений, их комплексов;
      7) режим экспертного сопровождения – проведение государственной экспертизы проектов поэтапно в соответствии с поэтапной разработкой проектно-сметной документации и поэтапным строительством зданий и сооружений, их комплексов.
      По проектам поэтапного строительства, финансируемого без участия бюджетных средств, государственная экспертиза в режиме экспертного сопровождения осуществляется в общем порядке, предусмотренном настоящими Правилами.
      По всем проектам зданий и сооружений (за исключением линейных объектов транспортной и инженерной инфраструктуры), финансируемых за счет бюджетных инвестиций, осуществляется обязательная государственная экспертиза в режиме экспертного сопровождения, проводимой в особом порядке, предусмотренном настоящими Правилами;
      8) система государственного архитектурно-строительного контроля и надзора – уполномоченный государственный орган по делам архитектуры, градостроительства и строительства (далее – Уполномоченный орган) и его территориальные органы государственного архитектурно-строительного контроля и лицензирования (далее – территориальные органы ГАСКЛ);
      9) система государственной экспертизы – единая республиканская система государственной вневедомственной экспертизы проектов, состоящая из центрального (головного) республиканского государственного предприятия на праве хозяйственного ведения и его территориальных подразделений;
      10) стадийность проектирования – условия проектирования, устанавливаемые заданием на разработку проектной (проектно-сметной) документации для строительства в соответствии с государственными нормативными требованиями, определяющими порядок разработки, согласования, утверждения и состав проектной документации на строительство.
      В две стадии (первая стадия «проект» и вторая стадия «рабочая документация», которая выполняется на основании утвержденного на первой стадии «проекта») разрабатывается проектно-сметная документация по крупным объектам жилищно-гражданского или производственного назначения с нормативной продолжительностью строительства более 24 месяцев.
      В одну стадию «рабочий проект» разрабатывается проектная (проектно-сметная) документация для строительства объектов с нормативной продолжительностью строительства до 24 месяцев.
      4. Государственная экспертиза проектов строительства в режиме экспертного сопровождения осуществляется в ходе разработки проектно-сметной документации только при ее одностадийном проектировании («рабочий проект» – РП).
      Режим экспертного сопровождения не распространяется на государственную экспертизу, проводимую по:
      1) предпроектной документации, включая обоснования инвестиций (ОИ) и технико-экономические обоснования (ТЭО) на строительство;
      2) проектно-сметной документации при ее двухстадийном проектировании («проект» – П и «рабочая документация» – Р);
      3) техническим спецификациям в составе конкурсной документации на проведение государственных закупок подрядных строительно-монтажных работ (услуг).
      5. Договор на проведение государственной экспертизы в режиме экспертного сопровождения заключается исполнителем экспертных работ:
      1) с заказчиком либо по его доверенности с разработчиком проекта (генеральной проектной организацией), если источником финансирования не являются бюджетные средства – общий порядок;
      2) с заказчиком (без права делегирования функций проектной организации), если источником финансирования являются бюджетные средства – особый порядок.
      6. Сроки и продолжительность проведения государственной экспертизы в режиме экспертного сопровождения (далее – ведения экспертного сопровождения) устанавливаются для каждого из этапов разработки проектной (проектно-сметной) документации, о чем указывается в договоре, заключаемом между заказчиком и исполнителем экспертного сопровождения.
      Продолжительность осуществления экспертного сопровождения в общем порядке регламентируется в соответствии с пунктом 14 настоящих Правил.
      Продолжительность осуществления экспертного сопровождения в особом порядке регламентируется в соответствии с пунктом 25 настоящих Правил.
      7. При принятии заказчиком решения о необходимости поэтапной разработки проектной (проектно-сметной) документации и проведения государственной экспертизы в режиме экспертного сопровождения на весь комплекс проектных работ, это требование вносится в задание на проектирование в графу «особые условия», а также фиксируется в договоре с исполнителем экспертизы.
      8. Обязательным условием договора на проведение экспертных работ в режиме экспертного сопровождения является обязанность заказчиков после завершения рассмотрения государственной экспертизой проекта в целом предоставлять на бумажном носителе в государственную экспертизу один экземпляр окончательного варианта рабочего проекта (проектно-сметной документации), получившего положительное сводное заключение государственной экспертизы, с внесенными в ходе рассмотрения изменениями и дополнениями, оформленными в соответствии с требованиями государственных стандартов Республики Казахстан «Система проектной документации для строительства» (СПДС).
      Указанный комплект проектно-сметной документации подлежит подтверждению ее подлинности путем проставления персональных штампов государственных экспертов, участвовавших в экспертизе, после чего вместе со сводным экспертным заключением передается заказчику и является архивным контрольным экземпляром проектно-сметной документации при дальнейшей реализации проекта.

2. Общий порядок проведения государственной экспертизы
в режиме экспертного сопровождения поэтапной разработки
проектной (проектно-сметной) документации

      9. Общий порядок проведения государственной экспертизы в режиме экспертного сопровождения осуществляется на основании договора заказчика с исполнителем экспертизы, заключенного при наличии официально оформленного решения заказчика о поэтапном проектировании и строительстве конкретного объекта.
      Сноска. Пункт 9 в редакции приказа Министра регионального развития РК от 14.04.2014 № 110/ОД (вводится в действие по истечении десяти календарных дней со дня первого официального опубликования).
      10. Этапы и сроки разработки проектной документации (проектно-сметной) устанавливаются заказчиком с учетом запланированных этапов строительства и указываются в задании на проектирование. При этом для каждого проекта число этапов не может быть больше четырех, а предварительные поэтапные сроки проектирования устанавливаются в соответствии с нормативной продолжительностью проектирования и строительства.
      Общий порядок ведения экспертного сопровождения предусматривает составление и выдачу поэтапных локальных экспертных заключений по каждому этапу проектирования, оформление и выдачу сводного экспертного заключения по завершении разработки проектно-сметной документации в целом.
      11. Экспертное сопровождение проводится на основании договора. При этом обязательными условиями договора являются: 
      1) предмет договора;
      2) обязательства сторон;
      3) порядок рассмотрения экспертизы и сроки выполнения экспертных работ по этапам и в целом;
      4) условия оплаты по каждому этапу экспертного сопровождения разработки проектной документации;
      5) особые условия и механизмы решения вопросов по нарушению обязательств, а также разрешения иных возможных разногласий.
      12. Обязательным приложением к договору на проведение экспертного сопровождения является согласованный сторонами график поэтапного представления заказчиком комплектов проектной документации для проведения экспертного сопровождения и составления локальных (поэтапных) экспертных заключений, а также представления итогового комплекта материалов проектно-сметной документации для оформления сводного экспертного заключения.
      13. При заключении договора на проведение государственной экспертизы в режиме экспертного сопровождения в общем порядке заказчик представляет в комплекте исходные документы (материалы, данные) в соответствии с требованиями Правил оформления и выдачи исходных материалов (данных) для проектирования объектов строительства, утвержденных постановлением Правительства Республики Казахстан от 6 мая 2008 года № 425, а также государственными (межгосударственными) нормативами в области архитектуры, градостроительства и строительства.
      14. Представление проектной (проектно-сметной) документации и проведение экспертного сопровождения устанавливается с учетом следующего регламента по времени исполнения.
      Продолжительность экспертного сопровождения по каждому из этапов, включая завершающий (сводный) этап, не должна превышать 35 календарных дней со дня начала экспертных работ по соответствующему этапу, если иное не предусмотрено договором в части предварительного исполнения заказчиком отдельных договорных обязательств.
      При этом:
      1) первоначальное экспертное рассмотрение, подготовка и оформление замечаний и предложений экспертизы по установленному в проектной документации несоответствию требованиям государственных нормативов – не более 15 календарных дней со дня представления заказчиком укомплектованной проектной документации;
      2) внесение заказчиком совместно с разработчиками проекта необходимых коррективов (доработок) в проектную документацию по замечаниям экспертизы – не более 10 календарных дней со дня представления экспертом имеющихся замечаний и предложений;
      3) повторное экспертное рассмотрение, подготовка и оформление локального (по поэтапно разработанной проектной документации на промежуточных этапах) или сводного (по полному комплекту представленной и рассмотренной проектной документации на завершающем этапе) заключений – не более 10 календарных дней со дня представления заказчиком откорректированной (доработанной) по замечаниям и предложениям экспертизы проектной документации.
      15. В случаях неполного соответствия принятых на предыдущих этапах проектных решений и возникшей в связи с этим необходимостью дополнительного комплексного рассмотрения всей проектной документации, общая продолжительность завершающего этапа может быть увеличена исполнителем экспертизы либо заказчиком по согласованию с исполнителем экспертизы, но не должна превышать в сумме 45 календарных дней.
      16. Положительные локальные заключения государственной экспертизы, осуществленной по комплекту проектной документации на каждом этапе (за исключением завершающего этапа), являются основанием для промежуточного утверждения этой части проекта заказчиком и ведения одновременного строительства на соответствующем этапе.
      17. В случаях возникновения форс-мажорных обстоятельств, предусмотренных в особых условиях договора (или без этого), в связи с которыми продолжение разработки проектной документации становится невозможным или нецелесообразным, то сторонами оформляются расторжение договора в порядке, установленном Гражданским кодексом Республики Казахстан, и составляется в произвольной форме акт о приостановлении работ по экспертному сопровождению на данном этапе или прекращении договорных отношений в целом.
      18. Если приостановление или прекращение действия договора связано с обоснованными изменениями принятых до этого проектных решений или выполненных в натуре строительно-монтажных работ с отклонениями от одобренных экспертизой проектных решений или материалов (конструкций, изделий, устройств, оборудования), то ранее выданные локальные заключения экспертного сопровождения аннулируются (отзываются) исполнителем экспертизы, а информация об этом доводится до сведения всех участников по данному проекту, а также органов государственного архитектурно-строительного контроля и надзора (государственных строительных инспекторов), контролирующих эту стройку.

3. Особый порядок проведения государственной экспертизы в
режиме экспертного сопровождения разработки проектно-сметной
документации по бюджетному инвестиционному проекту

      19. Особый порядок экспертного сопровождения осуществляется в целях предварительной оценки качества проектных решений (расчетов) на первоначальном этапе разработки проектно-сметной документаци с учетом категории лицензиата, присвоенной данной проектной организации (генпроектировщика).
      20. Первоначальный этап рассмотрения материалов проектной (проектно-сметной) документации завершается по результатам экспертизы оформлением и выдачей заказчику локального экспертного заключения.
      21. Экспертное сопровождение в особом порядке проводится на основании договора.
      При этом обязательными условиями договора являются: 
      1) предмет договора (наименование проекта и объем материалов, представляемых на данном первоначальном этапе);
      2) обязательства сторон;
      3) порядок рассмотрения материалов проекта экспертизой и сроки выполнения экспертных работ по первоначальному этапу;
      4) условия оплаты по данному этапу экспертного сопровождения разработки проектной документации;
      5) условия об отчетности государственной экспертизы о ходе рассмотрения материалов проекта по первоначальному этапу его разработки, имеющихся на данный момент замечаниях экспертов и реакции (ответах) защищающих проект разработчиков;
      6) особые условия и механизмы решения вопросов по нарушению обязательств, а также разрешения иных возможных разногласий.
      22. Обязательный состав и комплектность проектно-сметной документации первоначального этапа разработки, представляемой на государственную экспертизу в режиме экспертного сопровождения, включает:
      1) исходные документы (материалы, данные), предоставляющие заказчику право на реализацию его намерения по строительству нового или изменению существующего объекта в комплекте, предусмотренном Правилами оформления и выдачи исходных материалов (данных) для проектирования объектов строительства, утвержденными постановлением Правительства Республики Казахстан от 6 мая 2008 года № 425;
      2) проектную документацию на строительство зданий и сооружений (за исключением линейных объектов транспортной и инженерной инфраструктуры), состоящую из проектных решений и расчетов, а также краткой пояснительной записки.
      23. В комплект исходных документов, материалов и данных включаются:
      1) оформленное в соответствии со статьей 44 Земельного кодекса Республики Казахстан решение местного исполнительного органа о предоставлении земельного участка для строительства заявленного объекта либо разрешение местного исполнительного органа на использование под заявленное строительство имеющегося у заявителя  земельного участка, принадлежащего ему на праве собственности или землепользования;
      2) разрешение соответствующего местного исполнительного органа на проведение запрашиваемых изменений существующего объекта (отдельных частей объекта);
      3) материалы инженерных изысканий площадки строительства (в границах земельного участка и трасс прокладки коммуникаций), необходимые для проектирования и строительства;
      4) технические условия на подключение к источникам инженерного и коммунального обеспечения;
      5) архитектурно-планировочное задание местного (города республиканского значения, столицы, районов, городов областного значения) органа архитектуры и градостроительства, включая условия инженерной подготовки территории, благоустройства и озеленения;
      6) утвержденное задание на проектирование (разработку проектной документации).
      24. В состав проектной документации на строительство зданий и сооружений (за исключением линейных объектов транспортной и инженерной инфраструктуры) включаются:
      1) эскизный проект объекта, одобренный градостроительным советом при акиме области или города республиканского значения, столицы, иных городов областного значения с населением свыше ста тысяч жителей либо местным органом архитектуры и градостроительства, включающий ситуационный план и схему генерального плана объекта (включая схему благоустройства, озеленения, вертикальной планировки), эскизы фасадов, поэтажные планы (схемы этажей с экспликацией помещений), характерные вертикальные разрезы, план кровли, трехмерное изображение (макет, перспектива или 3D- изображение);
      2) конструктивные расчеты и схемы, а также рабочие чертежи нулевого цикла;
      3) принципиальные схемы внутренних инженерных систем жизнеобеспечения;
      4) схемы внутриплощадочных и внеплощадочных инженерных сетей;
      5) краткая пояснительная записка, содержащая сведения о природно-климатических и геологических (гидрогеологических) условиях участка строительства, градостроительной ситуации, архитектурных и объемно-планировочных, основных технологических решениях и конструктивных решениях, описание внутренних инженерных систем, противопожарных мероприятий, мер по энергосбережению и повышению энергоэффективности, защите интересов отечественных производителей строительных материалов, изделий, устройств и оборудования;
      6) сведения о предварительных показателях по площади участка, площади застройки, количеству парковочных мест для автомашин, общей площади и строительного объема объекта, основного показателя проектной мощности (вместимости, пропускной способности).
      25. Продолжительность рассмотрения экспертизой материалов первоначального этапа разработки проектно-сметной документации устанавливается договором на проведение государственной экспертизы в режиме экспертного сопровождения, но не должна превышать 15 календарных дней со дня начала экспертных работ.
      В случаях предусмотренных договором на разработку проекта (проектно-сметной документации) мотивированного отказа заказчика от дальнейших услуг контрагента в лице генеральной проектной организации (генпроектировщика) и заключения заказчиком договора с другой генподрядной проектной организацией (новым генпроектировщиком), проведенные до этого экспертные работы считаются завершенными по итогам экспертного сопровождения материалов первоначального этапа разработки проекта.
      26. Экспертное заключение с решением государственной экспертизы о мотивированном отклонении представленной на рассмотрение части проекта, выполненной на первоначальном этапе, либо отрицательное локальное экспертное заключение по указанной документации, содержащей грубые и (или) многочисленные нарушения технических и градостроительных регламентов, отступлений от нормативно-технических требований и условий или их не исполнения, а также отклонения  от заданных заказчиком или исходными документами (условиями, данными) параметров и характеристик, служит основанием для заказчика отказаться от дальнейших услуг контрагента, согласно условиям договора на разработку проекта, и определить нового разработчика проекта (проектно-сметной документации).
      27. Результаты государственной экспертизы, проведенной в режиме экспертного сопровождения, приводятся в выводах локального экспертного заключения, содержащими положительную или отрицательную экспертную оценку по материалам первоначального этапа разработки проекта, представленных на рассмотрение в режиме экспертного сопровождения.
      При этом положительная оценка государственной экспертизы проектной документации, выполненной на первоначальном этапе служит для заказчика основанием продолжить договорные отношения с данной проектной организацией (генпроектировщиком) до полного завершения разработки проектно-сметной документации, проведения процедуры обязательных согласований и ведомственных (профильных) экспертиз, а также доведения до конца оставшейся завершающей стадии комплексной государственной экспертизы и утверждения проекта в порядке, установленном законодательством.
      28. На завершающей стадии государственная экспертиза, проводимая в особом порядке режима экспертного сопровождения по материалам полной готовности рабочего проекта (проектно-сметной документации), осуществляется в соответствии с Правилами проведения экспертизы предпроектной (технико-экономических обоснований) и проектной (проектно-сметной) документации на строительство независимо от источников финансирования, а также утверждения проектов, строящихся за счет государственных инвестиций, утвержденными постановлением Правительства Республики Казахстан от 19 августа 2002 года № 918.
      Конечные результаты государственной экспертизы, проведенной в режиме экспертного сопровождения, после рассмотрения всех материалов проектно-сметной документации завершающего этапа, оформляются соответствующим сводным заключением с конечными выводами о положительной или отрицательной экспертной оценке рабочего проекта.
      29. Официальная информация государственной экспертизы об установленном в ходе рассмотрения низком качестве или недостаточно квалифицированно разработанной на первоначальном этапе проектно-сметной документации не позднее, чем в недельный срок со дня официальной выдачи заказчику экспертного заключения направляется в соответствующий территориальный орган ГАСКЛ по месту нахождения проектной организации (проектировщика) и проектируемого объекта, а также в Уполномоченный орган. В данной информации приводятся название проекта и местоположение проектируемого объекта, сведения о заказчике и генпроектировщике, имеющиеся в рассмотренных экспертизой материалах, а также указывается решение государственной экспертизы:
      1) об отклонении представленного на первоначальном этапе проекта от рассмотрения в связи с:
      отсутствием у разработчика лицензии на осуществление соответствующих видов (подвидов) проектной деятельности;
      установленным несоответствием уровня ответственности запроектированного объекта квалификационной категории, присвоенной разработчику при получении лицензии;
      несоответствием заданию на проектирование в части целевого использования земельного участка, функционального назначения объекта или заданных его параметров и характеристик;
      нарушениями нормативных требований с указанием нормативно-технического документа;
      нарушением установленных по местоположению проектируемого объекта градостроительных или природоохранных (водоохранных) регламентов, несоответствием иным исходным и разрешительным документам (материалам, данным) и техническим условиям;
      2) об отрицательной экспертной оценке качества части проекта без дальнейшего рассмотрения в связи с:
      необходимостью значительной переработки (пересмотра) принятых разработчиком на первоначальном этапе разработки проектной документации или требующих принципиальных перерасчетов, из-за установления экспертами грубых или многочисленных нарушений норм и правил;
      установлением имеющихся несоответствий или отклонений от предусмотренных заданием на проектирование или исходными документами параметров и характеристик, запланированных и ожидаемых заказчиком.
      30. Сводная информация государственной экспертизы о результатах рассмотрения первоначальных материалов проектной документации, а также о конечных результатах государственной экспертизы по проектно-сметной документации в целом ежеквартально направляется в Уполномоченный орган и соответствующие территориальные органы ГАСКЛ по месту расположения проектной организации и проектируемого объекта.