Оглавление

Об утверждении Инструкции об организации прокурорского надзора за законностью судебных актов по гражданским делам и представительства интересов государства в гражданском судопроизводстве

Приказ Генерального Прокурора Республики Казахстан от 12 августа 2010 года № 46. Зарегистрирован в Министерстве юстиции Республики Казахстан 8 сентября 2010 года № 6464. Утратил силу приказом Генерального прокурора Республики Казахстан от 13 декабря 2012 года № 151

Утратил силу

      Сноска. Утратил силу приказом Генерального прокурора РК от 13.12.2012 № 151.

      Примечание РЦПИ!
      Порядок введения в действие приказа см. п. 5.

      В целях повышения эффективности надзора за законностью судебных актов по гражданским делам и представительства интересов государства в гражданском судопроизводстве, руководствуясь статьями 1118 Закона Республики Казахстан "О Прокуратуре", ПРИКАЗЫВАЮ:
      1. Утвердить Инструкцию об организации прокурорского надзора за законностью судебных актов по гражданским делам и представительства интересов государства в гражданском судопроизводстве.
      2. Признать утратившими силу:
      1) приказ Генерального Прокурора Республики Казахстан № 37 от 27 июня 2006 года "Об утверждении Инструкции об организации прокурорского надзора за законностью судебных актов по гражданским делам", зарегистрированный в Реестре государственной регистрации нормативных правовых актов за № 4295;
      2) приказ Генерального Прокурора Республики Казахстан № 38 от 16 сентября 2008 года "О внесении изменения и дополнения в приказ Генерального Прокурора Республики Казахстан от 27 июня 2006 года № 37 "Об утверждении Инструкции об организации прокурорского надзора за законностью судебных актов по гражданским делам", зарегистрированный в Реестре государственной регистрации нормативных правовых актов за № 5334.
      3. Контроль над исполнением настоящего приказа возложить на заместителя Генерального Прокурора Республики Казахстан Даулбаева А.К.
      4. Приказ направить Главному военному прокурору, прокурорам областей, г.г. Астаны, Алматы и приравненным к ним, прокурорам городов и районов, военным, транспортным и специализированным прокурорам, руководителям научных и других учреждений при Генеральной прокуратуре Республики Казахстан.
      5. Настоящий приказ вводится в действие со дня государственной регистрации в Министерстве юстиции Республики Казахстан.

      Генеральный Прокурор
      Республики Казахстан                       К. Мами

Утверждена          
Приказом Генерального Прокурора
Республики Казахстан    
от 12 августа 2010 года № 46

Инструкция
об организации прокурорского надзора за законностью судебных
актов по гражданским делам и представительству интересов
государства в судах

1. Общие положения

      1. Настоящая Инструкция разработана в соответствии с Конституцией Республики Казахстан, Гражданским процессуальным  кодексом Республики Казахстан (далее – ГПК), Законом Республики Казахстан "О Прокуратуре" (далее – Закон) и другими законодательными актами Республики Казахстан и регламентирует организацию и осуществление надзора за законностью судебных актов по гражданским делам и представительству интересов государства в судах.
      2. Высший надзор за точным и единообразным применением законов в гражданском судопроизводстве от имени государства осуществляется Генеральным Прокурором Республики Казахстан как непосредственно, так и через подчиненных ему прокуроров путем участия и дачи заключения в судебном разбирательстве, проверки законности не вступивших и вступивших в законную силу судебных актов и их опротестования в случае незаконности.
      3. Задачами надзора за законностью судебных актов по гражданским делам и представительству интересов государства в судах являются обеспечение защиты конституционных и иных охраняемых законом прав, свобод и интересов граждан, государства и юридических лиц, неукоснительное соблюдение принципов отправления правосудия, укрепление законности и правопорядка, предупреждение правонарушений.
      4. Департамент Генеральной прокуратуры Республики Казахстан (далее - Департамент), прокуроры областей, городов Алматы, Астаны, межрайонные, районные, городские и приравненные к ним военные и другие специализированные прокуратуры обеспечивают постоянный и эффективный надзор за законностью судебных актов по гражданским делам, проверяют соблюдение судами процессуальных сроков при рассмотрении гражданских дел, систематически анализируют состояние законности при отправлении правосудия по гражданским делам.
      5. В Департаменте, прокуратурах областей, городов Алматы, Астаны и приравненных к ним прокуратурах работа организуется по зонально-предметному принципу в целях прогнозирования состояния законности, системного анализа прокурорской практики по актуальным категориям гражданских дел с рассмотрением их результатов в рабочих предметных группах, оперативных совещаниях и коллегиях, с принятием конкретных мер по повышению эффективности осуществляемого надзора.
      Работа по предметному принципу осуществляется путем определения актуальных категорий гражданско-правовых споров и закрепления ответственных лиц, которые проводят систематический анализ состояния законности, прокурорского надзора, вносят предложения по совершенствованию действующего законодательства, форм, методов надзорной деятельности с целью выработки предложений по его совершенствованию.
      При определении предметных направлений исходить из состояния законности и особенностей обслуживаемого региона, распространенности тех или иных гражданско-правовых споров.
      Специализация прокуроров учитывается при планировании работы, прокуратуры, проведении анализов и обобщений, рассмотрении обращений физических и юридических лиц.
      Зональный принцип заключается в закреплении за прокурорами, осуществляющими надзор за законностью судебных актов, определенных регионов с целью мониторинга и анализа состояния законности в этом регионе.
      6. При осуществлении надзора за точным и единообразным применением законов в гражданском судопроизводстве, не допускается необоснованное вмешательство в споры между субъектами частного предпринимательства, а также в корпоративные споры (часть 2 статьи 24 ГПК).

2. Представительство интересов государства в судах

      7. Представляя интересы государства в судах в ходе гражданского судопроизводства, в апелляционном, кассационном и надзорном порядке, прокурор осуществляет свои полномочия в соответствии с КонституциейГПКЗаконом и иными законодательными актами.
      При назначении к рассмотрению гражданских дел, относящихся к подведомственности транспортных прокуроров, в судах, расположенных по месту дислокации соответствующих транспортных прокуратур, участие по ним и последующий надзор возлагается на транспортных прокуроров.
      В случае отсутствия транспортных прокуратур по месту расположения судов, в которых назначены к рассмотрению подведомственные им дела, участие в суде первой инстанции и осуществление надзора в апелляционном и кассационном порядке возлагается на соответствующих территориальных прокуроров.
      Участие в суде первой инстанции в специализированных судах возлагается на прокуроров, дислоцированных по месту расположения данных судов, кроме случаев рассмотрения исков других прокуроров.
      При рассмотрении в специализированных судах исков других прокуроров участие при рассмотрении дела по первой инстанции обеспечивают работники соответствующих подразделений областных или приравненных к ним прокуратур. В городах Алматы и Астане порядок осуществления надзора за законностью судебных актов специализированных судов определяется прокурорами городов.
      По рассмотренным судами делам территориальные и специализированные прокуроры ежеквартально проводят сверку.
      Участие при рассмотрении дел в военных судах возлагается на военных прокуроров, дислоцированных по месту расположения этих судов.
      8. Прокуроры в обязательном порядке вступают в процесс и дают заключения по делам:
      когда это предусмотрено законом;
      признано необходимым судом или вышестоящим прокурором;
      по делам, затрагивающим интересы государства;
      об оспаривании решений и действий (бездействия) органов государственного управления и должностных лиц;
      о возмещении ущерба, причиненного жизни и здоровью гражданина в результате несчастного случая на производстве.
      Также предусматривается обязательное участие прокурора в качестве стороны по делам, возбужденным по его инициативе.
      Законом предусмотрено участие прокурора по делам:
      о лишении, восстановлении, ограничении родительских прав, об отобрании ребенка, об отмене усыновления (удочерения) ребенка (статьи 6870717496 Закона Республики Казахстан "О браке и семье в Республике Казахстан");
      об усыновлении (удочерении) ребенка (Глава 36-1 ГПК);
      об оспаривании законности нормативных правовых актов (статья 284 ГПК);
      о признании гражданина безвестно отсутствующим или об объявлении гражданина умершим (статья 299 ГПК).
      К делам, затрагивающим интересы государства, относятся дела, сторонами в которых являются государственные учреждения, за исключением дел о взыскании с потребителей сумм задолженности за оказанные услуги государственными предприятиями.
      К делам об оспаривании решений и действий (бездействия) органов государственного управления и должностных лиц относятся дела об обжаловании:
      решений, действий (бездействия), нарушающих гарантированные Конституцией права и свободы;
      действий, в результате которых на гражданина или юридическое лицо наложена какая-либо обязанность, или они привлечены к ответственности (действия налоговых (таможенных, антимонопольных) органов по принудительному взысканию налоговой (таможенной) задолженности, аннулированию свидетельства плательщика НДС и т.д.).
      Не требуется участие прокурора при рассмотрении дела, если оспариваемое решение, действие (бездействие) местных исполнительных органов (в том числе, регистрирующих) связано с имеющимся между физическими или негосударственными юридическими лицами спором о праве собственности на имущество.
      Прокурорам необходимо вступать в процесс для дачи заключения по своей инициативе, если рассматриваемый судом спор затрагивает интересы значительного числа граждан, может привести к тяжким последствиям для их жизни и здоровья, экономике и безопасности Республики Казахстан.
      9. На всех стадиях гражданского судопроизводства прокуроры, вступившие в процесс по делам, предусмотренным в пункте 8 настоящей Инструкции, и по своей инициативе определяют свою позицию в строгом соответствии с требованиями закона, материалами дел, последовательно отстаивают ее, руководствуются принципами законности, равенства юридических лиц и граждан перед законом и судом, состязательности и равноправия сторон.
      Результаты ознакомления с материалами дела на всех стадиях гражданского процесса участвующий прокурор предварительно докладывает соответствующему вышестоящему прокурору или курирующему заместителю с утверждением последними заключения по делу.
      Заключение прокурора составляется в письменном виде и в нем должны быть указаны:
      наименование дела;
      стороны;
      суть заявленных требований;
      обстоятельства, на которые ссылаются истец и ответчик;
      мнение прокурора о представленных сторонами доказательствах с точки зрения их относимости, допустимости, достоверности и достаточности;
      нормы материального и процессуального права, подлежащие применению;
      выводы прокурора по существу заявленных требований, распределению судебных расходов.
      Заключение по делу, подлежащему пересмотру в апелляционном, кассационном, надзорном порядке, должно содержать также сведения о:
      судье (докладчике, составе коллегии), содержании судебных актов, подлежащих пересмотру, позиции суда;
      участвовавших прокурорах, кратком содержании заключений;
      доводах жалобы (ходатайства);
      результатах изучения дела;
      выводы об обоснованности жалобы (ходатайства).
      При выявлении в ходе надзорной деятельности нарушений законности со стороны должностных лиц государственных органов, физических и юридических лиц, прокурор ходатайствует перед судом о вынесении частного определения, письменно доводит об этом до сведения вышестоящего прокурора с целью принятия мер к проведению дополнительных проверок и решения вопроса о привлечении виновных лиц к установленной законом ответственности, устранения причин и условий, способствовавших нарушению закона.
      10. Прокуроры постоянно проверяют законность определений суда о приостановлении производства по всем гражданским делам, при выявлении нарушений законности принимают меры к их устранению.
      11. Прокурор, представляющий интересы органов прокуратуры в рассматриваемом судом споре в качестве истца или ответчика, пользуется процессуальными правами и обязанностями стороны (часть 6 статьи 55 ГПК).
      По делам, возбужденным по искам и заявлениям прокуроров, участие в суде первой инстанции в качестве представителей прокуратуры обеспечивают работники тех подразделений, по чьей инициативе было возбуждено дело.
      По делам, где в качестве ответчика выступает орган или учреждение прокуратуры, кандидатуры сотрудников для участия по ним в качестве представителя ответчика определяют руководители соответствующих прокуратур и учреждений.
      При рассмотрении таких дел заключение прокурора по существу дела в целом после судебных прений не требуется.
      Ответственность за обеспечение состязательности в процессе и обжалование незаконных судебных решений в апелляционные и кассационные сроки по делам указанной категории возлагается на этих сотрудников.
      12. Прокурорам необходимо своевременно реагировать на допущенные судом ошибки по делам, перечисленным в пункте 8 настоящей Инструкции, а также по делам, участие в которых принято по собственной инициативе, путем опротестования в апелляционном, кассационном порядке не вступивших в законную силу судебных актов, внесения иных актов прокурорского надзора.

3. Организация надзора за законностью судебных актов по
гражданским делам в прокуратурах областей, городов Алматы,
Астаны и приравненных к ним прокуратурах

      13. При даче заключения в суде апелляционной (кассационной) инстанции прокурор обязан учесть как обстоятельства дела, так и заслушанные в суде пояснения, дополнительно представленные в суд материалы. При этом прокурор не связан доводами протеста и действует, исходя из требований закона и имеющихся фактических данных.
      Каждый случай последующего изменения позиции прокуратуры, изложенной в суде первой инстанции, ввиду ее необоснованности, за исключением дел, судебные акты по которым отменены на основании новых доказательств, представленных суду апелляционной (кассационной) инстанции, подлежит обсуждению на оперативных совещаниях руководством прокуратуры с рассмотрением вопроса об ответственности сотрудников, подготовивших необоснованное заключение или протест.
      14. Апелляционный протест приносится лишь при наличии оснований к отмене либо изменению решения суда, предусмотренных частью 1 статьи 364 ГПК.
      Нарушения, неправильное применение судами первой и апелляционной инстанций норм материального и процессуального права, являющиеся основаниями для кассационного опротестования, установлены статьями 365366 ГПК.
      Апелляционный и кассационный протесты должны отвечать требованиям статьей 335383-5 ГПК.
      При необоснованном отклонении судами апелляционного или кассационного протестов, а также при установлении существенных нарушений норм материального и процессуального права, допущенных судами при рассмотрении гражданского дела, прокуроры областей, городов Алматы, Астаны и приравненные к ним прокуроры вносят представление о принесении Генеральным Прокурором Республики Казахстан надзорного протеста и истребовании дела, которое должно отвечать требованиям статьи 390 ГПК. К представлению прилагаются надзорное производство (при его наличии) и копии всех состоявшихся по делу судебных актов, внесенных протестов.
      15. При рассмотрении дел в апелляционном порядке прокуроры областей, городов Алматы, Астаны и приравненные к ним прокуроры обеспечивают участие соответствующих прокуроров по делам, предусмотренным частью 2 статьи 55 ГПК (часть 2 статьи 350 ГПК) и пунктом 8 настоящей Инструкции.
      При рассмотрении дел в кассационном порядке прокуроры областей, городов Алматы, Астана и приравненные к ним прокуроры обеспечивают участие подчиненных прокуроров (начальников управления и отделов) по всем делам (часть 2 статьи 383-15 ГПК).
      Прокуроры областей, городов Алматы, Астаны и приравненные к ним прокуроры лично обеспечивают квалифицированное поддержание протестов Генеральной прокуратуры Республики Казахстан в судах кассационной инстанции с незамедлительным уведомлением Департамента о результатах рассмотрения протеста и последующим направлением копий судебных постановлений.
      Прокурорам областей, городов Алматы, Астаны и приравненным к ним прокурорам необходимо организовать учет судебных актов, вынесенных судами апелляционной и кассационной инстанций по гражданским делам, рассмотренным с участием прокуроров и заключений прокуроров, данных при их рассмотрении, которые формируются в соответствующие номенклатурные дела.
      16. Критериями оценки состояния прокурорского надзора в гражданском судопроизводстве являются эффективность апелляционного (кассационного) опротестования, удовлетворяемость апелляционных (кассационных) протестов, достижение целевых индикаторов Стратегического плана Генеральной прокуратуры, а также результативность принятых мер по защите интересов государства, возмещение ущерба, причиненного государственному бюджету и гражданам актами прокурорского надзора.
      Эффективность апелляционного (кассационного) опротестования, как критерий оценки состояния надзора, не применяется к транспортным и иным специализированным (кроме военных) прокурорам, работа которых оценивается исходя из удовлетворяемости протестов.
      Эффективность апелляционного (кассационного) опротестования исчисляется из соотношения отмененных по протестам прокурора судебных актов по делам, указанным в пункте 8 настоящей Инструкции, к общему количеству отмененных в апелляционном (кассационном) порядке решений по делам обязательной категории.
      При исчислении эффективности апелляционного (кассационного) опротестования не учитываются решения, отмененные на основании новых доказательств, представленных суду апелляционной (кассационной) инстанции.
      Удовлетворяемость апелляционных (кассационных) протестов исчисляется из соотношения удовлетворенных протестов к общему количеству рассмотренных.
      Прокурорам областей, городов Алматы, Астаны и приравненным к ним прокурорам в случае отзыва необоснованного протеста письменно сообщать нижестоящему прокурору мотивы такого решения и принимать меры к предупреждению подобных ошибок.
      Протест считается отозванным в случае вынесения судом апелляционной (кассационной) инстанции соответствующего постановления об удовлетворении просьбы лица, принесшего протест, либо вышестоящего прокурора.
      17. Поступившие в органы прокуратуры ходатайства о принесении надзорных протестов от физических лиц, а также от юридических лиц по спорам, затрагивающим интересы государства, отвечающие требованиям части 1 статьи 388 и статьи 391 ГПК, в установленный пунктом 6 статьи 7 Закона Республики Казахстан "О порядке рассмотрения обращений физических и юридических лиц" трехдневный срок подлежат направлению в Генеральную прокуратуру Республики Казахстан с одновременным уведомлением лиц, подавших ходатайства.
      Ходатайство о принесении надзорного протеста, не отвечающее требованиям статьи 391 ГПК, в частности:
      не содержащее сведений о лице, подающем ходатайство, его месте жительства или местонахождении и процессуальном положение в деле;
      указаний о содержании решения, определения, постановления суда, участвующих в деле лицах с указанием места их жительства или места нахождения;
      указаний о судах, рассматривавших дело в первой, апелляционной и кассационных инстанциях, и содержании принятых ими решений;
      указаний о решении, определении, постановлении суда, которое предлагается опротестовать;
      указаний, в чем заключается существенное нарушение норм материального либо процессуального;
      указаний о причинах неподачи апелляционной и кассационной жалоб;
      не подписанное лицом, подающим ходатайство или его представителем;
      без приложения к нему доверенности или документа, удостоверяющего полномочия представителя;
      без приложения заверенных судом копий состоявшихся по делу судебных актов, на основании статьи 392 ГПК подлежит возвращению лицу, подавшему ходатайство.
      При этом заявителю разъясняется право повторного обращения с соответствующим ходатайством к Генеральному Прокурору Республики Казахстан либо непосредственно в Верховный Суд Республики Казахстан после устранении недостатков, явившихся основанием для возврата ходатайства.
      Право разъяснения судебного акта в случае его неясности статьей 232 ГПК отнесено к компетенции суда, рассмотревшего дело.
      18. В соответствии с частью 1 статьи 387 ГПК гражданское дело может быть истребовано из соответствующего суда для проверки в порядке надзора Генеральным Прокурором Республики Казахстан либо по его поручению заместителями Генерального Прокурора Республики Казахстан, прокурорами областей, городов Алматы, Астаны и приравненными к ним прокурорами.
      Прокурорам областей, городов Алматы, Астаны и приравненным к ним прокурорам при поступлении соответствующего запроса незамедлительно запрашивать из судов истребуемые дела для дальнейшего направления в Генеральную прокуратуру Республики Казахстан.
      При поступлении заданий и поручений Генеральной прокуратуры Республики Казахстан о проведении анализов и обобщений состояния прокурорского надзора гражданские дела истребуются в порядке, установленном совместным письмом председателя Верховного Суда и Генерального Прокурора от 7 апреля 2003 года, либо законность и обоснованность судебных актов в соответствии со статьей 83 Конституции Республики Казахстан, частью 1 статьи 55 ГПК проверяется непосредственно в судах.
      19. В целях совершенствования своей деятельности территориальные прокуроры и приравненные к ним прокуроры систематически анализируют практику прокурорского надзора в гражданском судопроизводстве по актуальным категориям дел и по делам, указанным в пункте восьмом настоящей Инструкции, информации по ним направляются в вышестоящую прокуратуру не реже одного раза в полугодие.
      Прокуроры областей, городов Алматы, Астаны и приравненные к ним прокуроры указанные информации предоставляют в Генеральную прокуратуру Республики Казахстан к 7 числу месяца, следующего за отчетным полугодием.
      Информации о состоянии прокурорского надзора в гражданском судопроизводстве и состоянии законности при отправлении правосудия, а также основанные на таких анализах предложения о совершенствовании прокурорского надзора, внесении изменений и дополнений в действующее законодательство в целях устранения причин и условий, способствующих нарушениям законности, направляются в Генеральную прокуратуру Республики Казахстан не реже одного раза в квартал.
      Вышестоящие прокуроры обеспечивают нижестоящих прокуроров материалами организационно-методического характера, распространяют положительный опыт работы. Регулярно проводят учебно-методические мероприятия по повышению деловой и правовой квалификации работников прокуратуры, практикуют их стажировку.

4. Организация надзора за законностью судебных актов по
гражданским делам в Генеральной прокуратуре Республики
Казахстан

      20. Прокуроры Департамента участвуют в рассмотрении Верховным Судом Республики Казахстан по первой инстанции дел, предусмотренных пунктом 8 статьи 59 и пунктом 3 статьи 66 Конституционного закона Республики Казахстан "О выборах в Республике Казахстан", а также пунктом 5 статьи 13 Конституционного закона Республики Казахстан "О республиканском референдуме".
      21. Законность вступивших в законную силу судебных актов проверяется Генеральной прокуратурой Республики Казахстан.
      По результатам изучения гражданских дел, назначенных к рассмотрению надзорной судебной коллегией по гражданским и административным делам Верховного Суда Республики Казахстан, прокурорами Департамента составляются мотивированные заключения, которые утверждаются курирующим заместителем Генерального Прокурора Республики Казахстан. Заключение должно соответствовать требованиям, определенным в пункте 9 настоящей Инструкции.
      22. Дача заключений по делам, рассматриваемым в заседаниях надзорной судебной коллегии по гражданским и административным делам Верховного Суда Республики Казахстан, по поручению Генерального Прокурора Республики Казахстан, обеспечивается, прежде всего, его заместителями, а при невозможности их участия - подчиненными прокурорами (начальником Департамента, начальниками управлений и отделов Департамента).
      Департамент ведет учет судебных актов по гражданским делам, рассмотренным с участием прокуроров Верховным Судом и заключений прокуроров, данных при их рассмотрении.
      По поручению Генерального Прокурора и его заместителей подчиненные прокуроры (начальники Департамента, управлений и отделов) принимают участие в предварительном рассмотрении Верховным Судом ходатайств участников гражданского процесса об оспаривании вступивших в законную силу судебных актов.
      23. Ходатайство субъекта частного предпринимательства, участника корпоративного спора о принесении протеста в порядке надзора по делу, не затрагивающему интересы государства, рассматривается Генеральной прокуратурой Республики Казахстан только при наличии сведений об отклонении аналогичного ходатайства надзорной судебной коллегией по гражданским и административным делам Верховного Суда Республики Казахстан и выявлении существенных нарушений норм материального либо процессуального права, допущенных судами.
      В иных случаях, субъекту частного предпринимательства, участнику корпоративного спора разъясняется его право на обращение с аналогичным ходатайством об оспаривании судебного акта непосредственно в Верховный Суд Республики Казахстан в соответствии со статьей 385 ГПК.
      24. Рассмотрение ходатайства о принесении протеста в порядке надзора при необходимости осуществляется с истребованием дел. В случае оставления ходатайства без удовлетворения составляется мотивированное заключение, соответствующее требованиям, определенным в пункте 9 настоящей Инструкции и утверждаемое в порядке, предусмотренном ведомственными нормативными актами по рассмотрению обращений физических и юридических лиц.
      25. В соответствии со статьей 384 ГПК, правом опротестования вступивших в законную силу судебных актов обладает Генеральный Прокурор Республики Казахстан.
      Поддержание доводов принесенного Генеральным Прокурором Республики Казахстан надзорного протеста по поручению Генерального Прокурора Республики Казахстан, обеспечивается, прежде всего, его заместителями, а при невозможности их участия - подчиненными прокурорами (начальником Департамента, начальниками управлений и отделов Департамента).

4. Заключительные положения

      26. Департамент обеспечивает руководство и контроль за деятельностью нижестоящих прокуратур по осуществлению надзора за законностью судебных актов по гражданским делам, способствуя повышению эффективности работы в данной отрасли надзора, осуществляет взаимодействие с другими подразделениями Генеральной прокуратуры Республики Казахстан, Верховным Судом Республики Казахстан, научными и учебными учреждениями.
      27. Департамент проводит работу по внедрению современных методов организации надзора, повышению квалификации прокурорских работников, осуществляющих надзор за законностью судебных актов по гражданским делам, путем их обучения и стажировки, в том числе, в учебных заведениях иностранных государств, оказания методической и практической помощи.
      28. Департамент участвует в нормотворческой деятельности путем внесения предложений по совершенствованию действующего законодательства, участия по поручению Генерального Прокурора и его заместителей в составе рабочих групп, комитетов и комиссий палат Парламента Республики Казахстан, Правительства Республики Казахстан, иных центральных государственных органов, подготовки заключений по проектам законодательных и иных нормативных правовых актов, в том числе, нормативных постановлений Верховного Суда Республики Казахстан.
      29. Департамент, прокуроры областей, городов Алматы, Астаны, межрайонные, районные, городские и приравненные к ним военные и другие специализированные прокуратуры обеспечивают реализацию имиджевой программы органов прокуратуры путем освещения в средствах массовой информации состояния законности и правопорядка, результатов надзорной деятельности.