Об утверждении Инструкции по мониторингу критических состояний у беременных женщин, рожениц, родильниц

Приказ Министра здравоохранения Республики Казахстан от 28 мая 2010 года № 389. Зарегистрирован в Министерстве юстиции Республики Казахстан 23 июня 2010 года № 6302. Утратил силу приказом Министра здравоохранения и социального развития Республики Казахстан от 1 февраля 2016 года № 74

Утратил силу

      Сноска. Утратил силу приказом Министра здравоохранения и социального развития РК от 01.02.2016 № 74.

      Примечание РЦПИ!
      Порядок введения в действие приказа см. п. 5.

      В соответствии с подпунктами 5) и 7) пункта 1 статьи 7 Кодекса Республики Казахстан "О здоровье народа и системе здравоохранения", в целях повышения эффективности управления системой здравоохранения и оперативного взаимодействия медицинских организаций в оказании медицинской помощи беременным, роженицам, родильницам при критических состояниях, ПРИКАЗЫВАЮ:
      1. Утвердить прилагаемую Инструкцию по мониторингу критических состояний у беременных женщин, рожениц, родильниц.
      2. Департаменту организации медицинской помощи Министерства здравоохранения Республики Казахстан (Нургазиеву К.Ш.) направить настоящий приказ на государственную регистрацию в Министерство юстиции Республики Казахстан.
      3. Департаменту административной-правовой работы Министерства здравоохранения Республики Казахстан (Бисмильдин Ф.Б.) обеспечить официальное опубликование настоящего приказа в средствах массовой информации после его государственной регистрации в Министерстве юстиции Республики Казахстан.
      4. Контроль за исполнением настоящего приказа возложить на Вице-министра здравоохранения Республики Казахстан Каирбекову С.З.
      5. Настоящий приказ вводится в действие по истечении десяти календарных дней со дня его первого официального опубликования.

      Министр                                    Ж. Доскалиев

Утверждена          
приказом Министра здравоохранения
Республики Казахстан      
от 28 мая 2010 года № 389    

Инструкция
по мониторингу критических состояний беременных женщин,
рожениц, родильниц

1. Общие положения

      1. Настоящая Инструкция по мониторингу критических состояний у беременных женщин, рожениц, родильниц (далее - Инструкция) разработана в соответствии с Кодексом Республики Казахстан "О здоровье народа и системе здравоохранения".
      2. Настоящая Инструкция распространяется на медицинские организации независимо от форм собственности и ведомственной принадлежности и действует на всей территории Республики Казахстан.
      3. Требования, изложенные в настоящей Инструкции, направлены на защиту прав пациентов в части обеспечения:
      1) своевременности и полноты гарантированного объема бесплатной медицинской помощи (далее - ГОБМП) беременным женщинам, роженицам, родильницам (далее - женщинам) при критических состояниях;
      2) межсекторального и межведомственного взаимодействия между участниками процесса на всех уровнях оказания медицинской помощи по охране здоровья матери;
      3) эффективного использования ресурсов здравоохранения.

2. Основные задачи мониторинга

      4. Основными задачами мониторинга критических состояний у женщин (далее - критические состояния) являются:
      1) обеспечение оказания неотложной помощи, соблюдение преемственности в ведении больных между врачами всех специальностей и всеми уровнями оказания медицинской помощи;
      2) своевременный обмен информацией по вопросам оказания медицинской помощи;
      3) совместное планирование и проведение мероприятий, направленных на улучшение медицинской помощи.

3. Взаимодействие медицинских организаций при проведении
мониторинга критических состояний

      5. Взаимодействие медицинских организаций осуществляется на следующих уровнях:
      1) сельская врачебная амбулатория, медицинский пункт, фельдшерско-акушерский пункт, сельская поликлиника, сельская больница;
      2) центральная районная больница, районная поликлиника, диспансеры, детская поликлиника, станция скорой медицинской помощи;
      3) областная больница, городская больница, областные диспансеры; областной (городской) консультативно-диагностический центр, межрайонная больница, родильный дом, перинатальный центр, больницы скорой медицинской помощи, детская больница, санитарная авиация, ведомственные больницы и поликлиники;
      4) республиканские лечебно-профилактические организации и центры, клиники научных центров и научно-исследовательских институтов, медицинских академий, оказывающие специализированную и высокоспециализированную медицинскую помощь.
      6. Взаимодействие в деятельности медицинских организаций предусматривает прямую и обратную связь и осуществляется путем:
      1) оказания медицинской помощи при критических состояниях на всех уровнях медицинских организаций в соответствии с протоколами диагностики и лечения;
      2) передачи карты учета женщин, находящихся в критическом состоянии;
      3) направления больных на консультацию или госпитализацию на соответствующую уровню и профилю медицинскую организацию с указанием полного диагноза, проведенного лечения, результатов диагностических и лабораторных исследований;
      4) мониторинг состояния больных женщин, находящихся в критическом состоянии.
      7. Медицинские организации всех уровней предоставляют статистические и иные виды медицинской информации по обоснованному запросу других организаций здравоохранения, местных органов государственного управления здравоохранения и уполномоченного органа в области здравоохранения.
      8. Иные вопросы, возникающие при взаимодействии, и находящиеся вне компетенции субъекта здравоохранения, решаются путем внесения предложений в органы управления здравоохранением.

4. Схема оповещения при критических состояниях

      9. В случае возникновения критических ситуаций у женщин по Перечню согласно приложению 1 к настоящей Инструкции следует соблюдать следующую схему оповещения:
      1) в стационаре лечащий врач, заведующий отделением, ответственный дежурный врач: вызывает врача отделения реанимации и интенсивной терапии (если имеется), который должен прибыть на место в течение 30 минут;
      в течение 10 минут сообщает заместителю главного врача по лечебной работе о находящемся пациенте в критическом состоянии;
      оказывает объем медицинской помощи в соответствии с клиническими протоколами диагностики и лечения;
      незамедлительно направляет карту учета женщины и ребенка, находящихся в критическом состоянии, по форме согласно приложению 2 к настоящей Инструкции в Республиканское государственное предприятие "Научный центр акушерства, гинекологии и перинатологии", Акционерное общество "Национальный научный центр материнства и детства" (далее - Республиканские центры) в соответствии с кураторством;
      2) заместитель главного врача:
      незамедлительно сообщает о создавшей ситуации главному врачу;
      создает консилиум в течение 20-30 минут;
      в течение 30 минут оповещает главных специалистов (акушера-гинеколога, реаниматолога) местных органов управления здравоохранением, кураторов районов, области;
      при необходимости вызывает бригаду санитарной авиации (далее - санавиация);
      обеспечивает необходимыми лекарственными средствами, изделиями медицинского назначения, компонентами крови для обеспечения лечения критического состояния пациентов;
      3) местные органы управления здравоохранением областей и гг. Алматы и Астана:
      составляют региональную персонифицированную (с указанием всех участников) схему оповещения при критических состояниях женщин;
      обеспечивают приезд куратора региона;
      осуществляют мониторинг критического случая каждые 3 часа до стабилизации состояния пациента;
      координируют работу санитарной авиации;
      обеспечивают медицинские организации лекарственными средствами, компонентами крови и медицинским оборудованием первой необходимости;
      координируют транспортировку женщин и новорожденных в специализированном транспорте;
      обеспечивают полную готовность санитарного транспорта к оказанию неотложной помощи при транспортировке тяжелых больных, оснащение их в соответствие с регионализацией перинатальной помощи;
      обеспечивают в круглосуточном режиме деятельность областной санитарной авиации;
      предоставляют информацию об основных проблемах региона на региональный штаб по снижению материнской и младенческой смертности;
      4) областная санитарная авиация:
      осуществляет деятельность круглосуточно;
      имеет диспетчерский пункт с четкой организацией системы оповещения и регистрации (наличие карты региона с обозначением районов, медицинских организаций и расстояний между ними, графики и состав бригад квалифицированных специалистов, номера телефонов и место их основной работы, радиосвязь и выход на междугороднюю связь);
      в течение 20-30 минут после поступления заявки медицинской организации направляет бригаду профильных квалифицированных специалистов;
      обеспечивает транспортировку женщин и новорожденных детей в специализированном транспорте до момента госпитализации в стационар соответствующего уровня;
      бригада санитарной авиации, в случаях невозможности перевозки пациента оказывает лечебно-консультативную, при необходимости оперативную помощь до стабилизации состояния женщины и ребенка в течение 48-72 часов;
      ведет медицинскую документацию, отражающую мониторинг гемодинамических показателей и объективной оценки состояния пациента во время транспортировки каждые 15-30 минут;
      5) медицинские организации республиканского уровня обеспечивают:
      выезд куратора, при необходимости бригад специалистов в регионы в течение первых суток после поступлении вызова;
      беспрепятственную госпитализацию женщин (беременных, рожениц, родильниц), переведенных из организаций более низкого уровня и нуждающихся в оказании специализированной помощи на республиканском уровне;
      высокоспециализированную медицинскую помощь;
      готовность стационара к госпитализации больных в критическом состоянии;
      6) выездная бригада и кураторы районов и области:
      в течение первых суток после поступления сигнала о помощи должны прибыть в медицинскую организацию, в котором находится пациент в критическом состоянии;
      определить тяжесть состояния больного, целесообразность и возможность его транспортировки;
      оказать лечебно-консультативную, при необходимости оперативную помощь;
      7) Республиканские центры:
      в оперативном порядке осуществляет регистрацию, поступивших карт учета критических состояний у женщин;
      ежедневно направляет сведения о критических состояниях в Министерство здравоохранения Республики Казахстан, управления здравоохранения и Республиканский информационно-аналитический центр;
      осуществляет мониторинг критических случаев;
      представляет анализ ситуации по регионам ежемесячно к 5 числу следующим за отчетным в управления здравоохранения областей, гг. Астана и Алматы и Министерство здравоохранения Республики Казахстан.

Приложение 1        
к Инструкции по мониторингу 
критических состояний беременных
женщин, рожениц, родильниц  

Перечень критических состояний у женщин
(беременных, рожениц и родильниц), подлежащих оповещению:

      1) беременные, роженицы, родильницы с массивной кровопотерей более 1000 мл. с геморрагическим шоком, во время беременности, родах, послеродовом периоде;
      2) лихорадящие в послеродовом и послеоперационном периодах более 3 суток;
      3) беременные, роженицы, родильницы с явлениями травматического, аллергического шока;
      4) беременные, роженицы и родильницы находящиеся на длительной искусственной вентиляции легких более 12 часов;
      5) пневмонии тяжелой степени с дыхательной недостаточностью 11-111 ст.;
      6) приобретенные, врожденные пороки сердца в стадии декомпенсации;
      7) сахарный диабет тяжелой степени в стадии декомпенсации;
      8) печеночная энцефалопатия на фоне гепатита;
      9) беременные, роженицы, родильницы с эклампсией, эклампсической комой, нарушением мозгового кровообращения, Неlp-синдром;
      10) желудочные кровотечения во время беременности;
      11) затрудненные верификации диагнозов у беременных, родильниц.

Приложение 2         
к Инструкции по мониторингу 
критических состояний беременных
женщин, рожениц, родильниц 

Форма           

           Карта учета беременной, роженицы, родильницы,
               находящейся в критическом состоянии

1

Наименование медицинской организации


2

Ф.И.О. пациентки


3

Возраст


4

Место жительства


5

ИИН (если имеется)


6

Паритет беременности/родов


7

Срок беременности/сутки послеродового периода


8

Дата и время госпитализации


9

Как доставлена/откуда переведена


10

Состояние при поступлении


11

Диагноз клинический


12

Проблемы в установлении диагноза (если имеются)


13

Лечение


14

Дальнейшая тактика


15

Проблемы в оказании лечебных мероприятий
(если имеются)


16

Метод и дата родоразрешения


17

Дата заполнения карты


18

Кем заполнена карта (ФИО и должность)