Об утверждении Правил реализации ограниченного в распоряжении имущества налогоплательщика (налогового агента) в счет налоговой задолженности, плательщика в счет задолженности по таможенным платежам, налогам и пеням

Приказ Министра юстиции Республики Казахстан от 15 октября 2010 года № 281. Зарегистрирован в Министерстве юстиции Республики Казахстан 15 октября 2010 года № 6561. Утратил силу приказом Министра юстиции Республики Казахстан от 16 февраля 2015 года № 86

Утратил силу

      Сноска. Утратил силу приказом Министра юстиции РК от 16.02.2015 № 86.

      Примечание РЦПИ!
      Порядок введения в действие приказа см. п. 3

      В соответствии со статьей 618 Кодекса Республики Казахстан «О налогах и других обязательных платежах в бюджет (Налоговый Кодекс) от 10 декабря 2008 года, пунктом 2 статьи 168 Кодекса Республики Казахстан «О таможенном деле в Республике Казахстан» от 30 июня 2010 года, ПРИКАЗЫВАЮ:
      1. Утвердить прилагаемые Правила реализации ограниченного в распоряжении имущества налогоплательщика (налогового агента) в счет налоговой задолженности, плательщика в счет задолженности по таможенным платежам, налогам и пеням.
      2. Признать утратившим силу Приказ Председателя Комитета по судебному администрированию при Верховном Суде Республики Казахстан от 1 июля 2009 года № 259-П «Об утверждении Правил реализации ограниченного в распоряжении имущества налогоплательщика (налогового агента), в счет налоговой задолженности» (зарегистрированный в Реестре государственной регистрации нормативных правовых актов за № 5839, опубликованный в газете «Юридическая газета» от 6 ноября 2009 года № 170 (1767).
      3. Настоящий Приказ вводится в действие по истечении десяти календарных дней со дня первого официального опубликования.
      
      Министр                                          Р. Тусупбеков

      «Согласовано»
      Министр финансов
      Республики Казахстан
      _______________ Б. Жамишев
      15 октября 2010 года

Утверждены          
приказом Министра юстиции 
Республики Казахстан   
от 15 октября 2010 года № 281

Правила
реализации ограниченного в распоряжении имущества налогоплательщика (налогового агента) в счет налоговой задолженности, плательщика в счет задолженности по таможенным платежам, налогам и пеням

1. Общие положения 

      1. Настоящие Правила определяют порядок реализации ограниченного в распоряжении имущества налогоплательщика (налогового агента) в счет налоговой задолженности, плательщика в счет задолженности по таможенным платежам, налогам и пеням (далее – ограниченное в распоряжении имущество).
      2. В настоящих Правилах используются следующие понятия:
      аукцион - публичные конкурсные торги в заранее определенном месте и времени по продаже ограниченного в распоряжении имущества;
      английский метод торгов - метод торгов, при котором стартовая цена повышается с заранее объявленным шагом до момента, когда остается один участник, предложивший наиболее высокую цену;
      голландский метод торгов - метод торгов, при котором стартовая цена понижается с объявленным шагом до момента, когда один из участников согласится купить предмет торга по объявленной цене;
      гарантийный взнос - денежная сумма, вносимая лицами, желающими принять участие в торгах по продаже имущества налогоплательщиков (налоговых агентов), плательщиков в счет задолженности по таможенным платежам, налогам и пеням или от их имени, на контрольный счет наличности временного размещения денег, открываемого территориальным органом на основании письменного разрешения центрального уполномоченного органа по исполнению бюджета;
      имущество - ограниченное в распоряжении имущество налогоплательщика (налогового агента), плательщика в счет задолженности по таможенным платежам, налогам и пеням на которое обращается взыскание в счет налоговой задолженности, задолженности по таможенным платежам, налогам и пеням;
      лот - комплекс предметов (или один предмет) в качестве единого неделимого предмета аукциона;
      минимальная цена лота - цена, ниже которой лот не может быть продан;
      организатор - торговая и иная специализированная организация, обладающая правом на осуществление деятельности по проведению торгов, с которой территориальный орган заключил договор на его проведение;
      победитель - лицо, выигравшее торги, то есть участник, предложивший наиболее высокую цену за предмет торга, либо первым предложивший купить имущество по стоимости объявленной аукционистом (на торгах по голландскому методу), подписавший протокол о проведенных торгах;
      покупатель - победитель торгов, подписавший договор купли-продажи и внесший покупную стоимость имущества;
      покупная стоимость имущества - сумма, за которую согласно протоколу торгов победитель изъявил желание и обязался приобрести имущество;
      поставщик - индивидуальный предприниматель, юридическое лицо, выступающее в качестве контрагента территориального органа в заключенном с ним договоре на оказание услуг (оценка, транспортировка, хранение, реализация имущества и другие услуги);
      предмет аукциона (торга) - выставляемое на торги любое движимое и недвижимое имущество;
      расходы по реализации имущества - сумма оплаты услуг поставщиков по хранению, транспортировке, оценке, реализации имущества и по проведению иных действий, необходимых для реализации имущества;
      стартовая цена - стоимость лота, с которой начинаются торги;
      территориальный орган - государственный орган, осуществляющий реализацию государственной политики и государственное регулирование деятельности в сфере исполнения исполнительных документов;
      участник - физическое или юридическое лицо, изъявившее желание участвовать на торгах и выполнившее условия, предусмотренные пунктом 18 настоящих Правил;
      шаг изменения цены - размер повышения или понижения цены реализуемого имущества. 

2. Передача имущества на реализацию 

      3. Основанием для выставления на реализацию имущества являются постановления налогового, таможенного органов об обращении взыскания на ограниченное в распоряжении имущество налогоплательщика (налогового агента), плательщика задолженности по таможенным платежам, налогам и пеням, копии решений налогового, таможенного органов об ограничении в распоряжении имуществом и акта описи.
      4. Налоговый, таможенный органы передают территориальному органу документы, указанные в пункте 3 настоящих Правил, при этом представителями налогового, таможенного органов, территориального органа в присутствии налогоплательщика (налогового агента), плательщика задолженности по таможенным платежам, налогам и пеням, проверяется фактическое наличие и сохранность имущества и составляется акт наличия имущества. В случае отсутствия налогоплательщика (налогового агента), плательщика задолженности по таможенным платежам, налогам и пеням, или его отказа от подписи, вышеуказанный акт наличия имущества составляется в присутствии не менее двух понятых.
      5. В случае, если имущество подлежит государственной регистрации, налоговым и таможенным органами предоставляются документы о наличии зарегистрированных прав на ограниченное имущество и другие подтверждающие документы. При отсутствии правоустанавливающих документов, территориальный орган возвращает документы в налоговый и таможенный органы, без исполнения.
      6. После подписания акта наличия имущества территориальный орган оставляет имущество на ответственное хранение налогоплательщику (налоговому агенту), плательщику задолженности по таможенным платежам, налогам и пеням, либо изымают его путем составления акта изъятия и передают на хранение соответствующему поставщику услуг. Оценка имущества назначается в срок не более 10 календарных дней с момента проведения его приема-передачи. 
      7. Оценка имущества производится физическим или юридическим лицом, имеющим лицензию на осуществление оценочной деятельности (в соответствии с законодательством об оценочной деятельности). Копия акта оценки имущества направляется налоговому, таможенному органам нарочно либо заказным письмом в течение 3 рабочих дней со дня его получения территориальным органом. По истечении 10 календарных дней с направления в налоговый, таможенный органы копий актов об оценке имущества, территориальный орган выставляет имущество на торги.
      8. Выставление имущества на торги производится путем направления организатору заявки с приложением копий постановлений налогового, таможенного органов об обращении взыскания на ограниченное в распоряжении имущество, копий решений налогового, таможенного органов об ограничении в распоряжении имуществом, копий актов описи и оценки имущества.
      9. Территориальный орган не производит дальнейшую реализацию имущества, в случае, если по заключению оценщика оно не может быть продано или сумма, вырученная с его продажи, будет меньше предполагаемых расходов. В этом случае имущество возвращается налогоплательщику (налоговому  агенту), плательщику задолженности по таможенным платежам, налогам и пеням с одновременным уведомлением налогового, таможенного органов о возврате имущества.  

3. Подготовка к реализации имущества 

      10. Реализация имущества производится на торгах в форме аукциона, первоначально проводимых по английскому методу. Стартовая цена при выставлении имущества на торги по английскому методу должна быть равна оценочной стоимости.
      11. Выставление имущества на торги организатором торгов производится не позднее 20 рабочих дней со дня поступления заявки от территориального органа. Объявление о предстоящих торгах публикуется на государственном и русском языках в местном периодическом печатном издании не менее чем за десять календарных дней до даты проведения торгов.
      12. Объявление о проведении торгов должно содержать следующие сведения:
      1) наименование лота (имущества) и его характеристики (краткое описание);
      2) стартовая стоимость лота;
      3) дата, время и место проведения торгов;
      4) метод проведения торгов;
      5) размер гарантийного взноса для участия в торгах и реквизиты контрольного счета наличности временного размещения денег территориального органа, на который должен быть перечислен гарантийный взнос;
      6) адрес, время и сроки приема заявок на участие в торгах;
      7) дата, время и порядок ознакомления с предметом аукциона;
      8) телефоны и адреса для справок;
      9) другие сведения по усмотрению территориального органа или организатора.
      13. Заявка на участие в торгах должна отражать полные данные участника торгов (фамилия, имя, отчество, данные удостоверения личности, регистрационный номер налогоплательщика, идентификационный номер (ИИН/БИН) при его наличии; для лиц, представляющих интересы другого лица, доверенность, выданная в соответствии с гражданским законодательством Республики Казахстан; для представителей юридического лица, помимо указанных данных, полное наименование представляемого юридического лица, его адрес и реквизиты банковского счета).
      14. Заявки на участие в торгах принимаются организатором и (или) специально уполномоченным на то работником территориального органа. Прием заявок на участие в торгах прекращается за 24 часа до начала торгов.
      15. После публикации объявления о предстоящих торгах, организатор и территориальный орган обеспечивают беспрепятственное и постоянное (в течение рабочего времени) принятие заявок от потенциальных покупателей. 

4. Условия участия в торгах и регистрация участников 

      16. В качестве покупателей на торгах по реализации имущества не могут принимать участие работники территориального органа, налогового, таможенного органов, а также их близкие родственники (родители, дети, усыновители, усыновленные, полнородные и неполнородные братья и сестры, дедушки, бабушки, внуки, супруг (супруга)).
      17. К участию в торгах по одному и тому же лоту не допускаются лица, состоящие в близких родственных отношениях друг с другом (родители, дети, усыновители, усыновленные, полнородные и неполнородные братья и сестры, дедушки, бабушки, внуки, супруг (супруга)).
      18. Лицам, желающим принять участие в торгах, для регистрации в качестве участника необходимо представить:
      1) заявку на участие в торгах;
      2) заявление об отсутствии препятствий, предусмотренных пунктами 15 и 16 настоящих Правил, к участию в торгах;
      3) документ, удостоверяющий личность участника и оригинал документа, удостоверяющего полномочия представителя физического или юридического лица;
      4) платежный документ, подтверждающий внесение гарантийного взноса;
      5) юридические лица Республики Казахстан дополнительно представляют нотариально заверенные копии свидетельства налогоплательщика (налогового агента), свидетельства о государственной регистрации (перерегистрации) юридического лица;
      6) иностранные юридические лица дополнительно учредительные документы с нотариально заверенными переводами на государственном и русском языках.
      19. Гарантийный взнос для участия в торгах устанавливается в размере пяти процентов от стартовой стоимости имущества, и вносится на контрольный счет наличности временного размещения денег территориального органа.
      20. Гарантийный взнос может быть внесен от имени участника не только участником или его представителем, но и другим физическим или юридическим лицом.
      21. Гарантийный взнос лица, выигравшего торги, зачисляется в счет покупной стоимости имущества. Гарантийный взнос, внесенный остальными участниками торгов, подлежит возвращению.
      22. Гарантийный взнос не возвращается лицам, его внесшим, и поступает в доход государства в случаях:
      1) если покупатель в течение установленного настоящими Правилами срока не внес покупную стоимость имущества;
      2) если будет установлено, что покупатель не имел права участвовать в торгах;
      3) если участник откажется от участия менее чем за двадцать четыре часа до начала торгов.
      23. Участники торгов:
      1) участвуют в торгах лично или через своих представителей;
      2) имеют бесплатный доступ к получению дополнительных сведений по имуществу;
      3) могут предварительно осматривать реализуемое на торгах имущество;
      4) могут отзывать свою заявку, но не позднее двадцати четырех часов до начала торгов;
      5) могут обращаться в суд при нарушении их прав.
      24. Организатором изготавливаются билеты для участников торгов, в которых содержатся следующие сведения:
      1) номер, под которым участвует участник в торгах;
      2) наименование и номер лота, на который подана заявка.
      25. Лицо, прошедшее регистрацию, получает билет участника, который в день проведения торгов обменивается на аукционный номер. Использование аукционного номера другим лицом в процессе торгов не допускается. 

5. Порядок проведения торгов 

      26. Торги должно проводить лицо, специально уполномоченное на это руководителем организатора (аукционист).
      27. На торгах по реализации имущества присутствуют представители территориального органа, налогового, таможенного органов, вынесших постановления об обращении взыскания на ограниченное в распоряжении имущество налогоплательщика (налогового агента), плательщика задолженности по таможенным платежам, налогам и пеням. О времени и месте проведения торгов организатор за три рабочих дня до дня проведения торгов извещает налоговый, таможенный органы, территориальный орган и налогоплательщика (налогового агента), плательщика задолженности по таможенным платежам, налогам и пеням, в отношении имущества, которого поданы заявки на участие в торгах.
      Отсутствие надлежащим образом уведомленного налогоплательщика (налогового агента), плательщика задолженности по таможенным платежам, налогам и пеням, представителей налогового и таможенного органов не препятствует проведению торгов и не отражается на его результатах.
      28. Торги начинаются с краткого объявления порядка их проведения.
      29. Все участники торгов (по одному лоту) располагаются в прямой видимости друг от друга.
      30. Торги по каждому лоту начинаются с объявления аукционистом наименования лота, краткой его характеристики, метода проведения торгов, стартовой цены.
      31. Шаг изменения цены на торгах в сторону повышения или понижения устанавливается в размере пяти процентов от стартовой стоимости имущества.
      32. Первые торги проводятся по английскому методу, если после объявления стартовой цены никто из участников не предложил стартовую или более высокую цену, торги считаются не состоявшимися, о чем производится запись в протоколе о результатах торгов. После первых несостоявшихся торгов имущество выставляется на повторные торги по голландскому методу с соблюдением требований главы 3 настоящих Правил.
      33. При объявлении аукционистом стартовой цены лота участники аукциона поднятием номера подтверждают свое намерение приобрести имущество.
      34. При наличии более одного поднятого номера стартовая цена повышается на объявленный шаг. Для этого, аукционист объявляет номера участников аукциона, участвующих в торгах по лоту, закрепляет цену и предлагает ее повысить. Участник аукциона, предложивший наиболее высокую цену за лот, объявляется победителем.
      35. Аукционист трижды повторяет последнюю цену лота и при отсутствии других поднятых номеров ударом молотка подтверждает факт продажи имущества, входящего в состав лота.
      36. Победитель торгов, не внесший в течение трех рабочих дней со дня проведения торгов покупную стоимость имущества на контрольный счет наличности территориального органа, лишается права дальнейшего участия в торгах по данному лоту. В этом случае, если на торгах участвовало три и более участника, имущество предлагается в обратной очередности по последней предложенной наиболее высокой цене указанным участникам торгов. В случае их отказа, работником территориального органа составляется акт о несостоявшихся торгах и имущество выставляется на следующие торги.
      37. Торги также объявляются несостоявшимися:
      1) если на торги по лоту явилось менее двух покупателей;
      2) если никто из участников в ходе торгов не выразит желание приобрести имущество по предложенной на торгах цене.
      38. Минимальная цена лота при голландском методе торгов не должна быть ниже 50 % от стартовой цены.
      39. При поднятии номера аукционист называет номер участника, который первым поднял номер по объявленной цене, трижды повторяет цену лота и при отсутствии во время повторения цены других поднятых номеров ударом молотка объявляет его победителем по данному лоту.
      В случае если никто из участников не изъявит желание приобрести имущество и не поднимет аукционный номер при объявлении аукционистом стоимости лота торги продолжаются далее.
      В случае отсутствия поднятых номеров при достижении минимальной цены лота аукцион прекращается и торги признаются несостоявшимися.
      40. Участник повторных торгов, согласившийся купить имущество, должен предъявить организатору аукционный номер участника и подписать протокол торгов.
      41. По результатам торгов в обязательном порядке составляется протокол, который подписывается участниками, победителем, организатором (аукционистом) торгов и представителем территориального органа. Оригинал протокола остается у организатора торгов, а копии вручаются участникам, победителю торгов, представителям налогового, таможенного органов и представителю территориального органа. По заявлению участников, а также по ходатайству представителя территориального органа, в ходе проведения торгов может производиться видеосъемка.
      В случае отсутствия надлежаще извещенного представителя налогового, таможенного органов копии протоколов торгов по реализации имущества направляются нарочно либо заказным письмом в налоговый, таможенный органы в течение трех рабочих дней со дня составления протокола.
      42. Победитель в течение трех рабочих дней со дня проведения торгов вносит на контрольный счет наличности территориального органа покупную стоимость имущества.
      43. После внесения покупателем всей покупной стоимости имущества территориальным органом выносится акт о состоявшихся торгах и подготавливается договор купли-продажи имущества.
      44. Договор купли-продажи имущества подписывается покупателем и налогоплательщиком (налоговым агентом), плательщиком задолженности по таможенным платежам, налогам и пеням.  Уведомление о необходимости подписания договора купли-продажи имущества направляется территориальным органом налогоплательщику (налоговому агенту), плательщику задолженности по таможенным платежам, налогам и пеням по юридическому адресу, указанному в решении об ограничении в распоряжении имуществом.   
      45. Нереализованное имущество возвращается территориальным органом налогоплательщику (налоговому агенту), плательщику задолженности по таможенным платежам, налогам и пеням по акту приема-передачи с извещением налогового, таможенного органов нарочно либо заказным письмом в течение 3 рабочих дней с даты составления акта приема-передачи.
      46. Снятие имущества с торгов производится до проведения торгов на основании письма налогового, таможенного органов об отмене решения об ограничении в распоряжении имуществом налогоплательщика (налогового агента), плательщика задолженности по таможенным платежам, налогам и пеням. 

6. Распределение сумм от реализации имущества и
возмещение услуг поставщиков 

      47. Из суммы, вырученной от реализации имущества, в первую очередь погашаются расходы, связанные с реализацией имущества, в том числе по оплате услуг поставщиков по оценке, хранению, транспортировке и реализации имущества. Остальная сумма перечисляется в бюджет в счет погашения имеющейся налоговой задолженности налогоплательщика (налогового агента), плательщика задолженности по таможенным платежам, налогам и пеням, образовавшейся на момент распределения суммы. Сумма, оставшаяся после удовлетворения всех требований, возвращается налогоплательщику (налоговому агенту), плательщику задолженности по таможенным платежам, налогам и пеням.
      48. Налоговый, таможенный органы в течение трех рабочих дней после получения письменного извещения территориального органа о внесении покупателем всей покупной стоимости имущества на контрольный счет наличности временного размещения денег территориального органа,  предоставляет территориальному органу сведения о сумме налоговой задолженности, задолженности по таможенным платежам, налогам и пеням, подлежащей погашению из покупной стоимости имущества и реквизиты для перечисления суммы налоговой задолженности, суммы задолженности по таможенным платежам, налогам и пеням.
      На основании реквизитов, предоставленных налоговым, таможенным органом, уполномоченный работник территориального органа в течение трех рабочих дней составляет заявку на распределение суммы, вырученной от реализации имущества, и направляет ее работнику территориального органа, ответственному, за ведение контрольного счета наличности. Заявка утверждается руководителем территориального органа по исполнению судебных актов и главным бухгалтером. Все необходимые перечисления производятся работником территориального органа, ответственным за ведение контрольного счета наличности, в течение трех рабочих дней со дня получения соответствующей заявки.
      49. В случае погашения налогоплательщиком (налоговым агентом), плательщиком задолженности по таможенным платежам, налогам и пеням налоговой задолженности, задолженности по таможенным платежам, налогам и пеням, либо если имущество налогоплательщика (налогового агента), плательщика задолженности по таможенным платежам, налогам и пеням не будет реализовано после проведения двух торгов или недостаточности вырученных средств для погашения всех расходов,   территориальный орган об этом уведомляет налогоплательщика (налогового) агента, плательщика задолженности по таможенным платежам, налогам и пеням о необходимости возмещения всех расходов, связанных с реализацией его имущества. В случае отказа налогоплательщика (налогового) агента, плательщика задолженности по таможенным платежам, налогам и пеням, территориальный орган принимает меры по возложению на них обязанностей по уплате расходов в судебном порядке.

7. Заключительные положения 

      50. Исчисление сроков, указанных в настоящих Правилах, прерываются по письменному согласованию между территориальным  органом и налоговым, таможенным органами при наличии спорных вопросов и других объективных причин.
      51. Вопросы, неурегулированные настоящими Правилами, подлежат разрешению в соответствии с нормами законодательства Республики Казахстан.