Сноска. Утратил силу приказом Министра охраны окружающей среды РК от 16.04.2012 № 110-ө (вводится в действие со дня его первого официального опубликования).
В соответствии с подпунктом 29) статьи 17 Экологического кодекса Республики Казахстан от 9 января 2007 года, ПРИКАЗЫВАЮ:
1. Утвердить прилагаемую Методику определения нормативов эмиссий в окружающую среду.
2. Довести настоящий Приказ до сведения структурных и территориальных подразделений Министерства охраны окружающей среды Республики Казахстан.
3. Проекты нормативы предельно допустимых сбросов, выбросов и размещения (образования) отходов, на которые имеются действующие положительные заключения государственной экологической экспертизы, действуют до истечения сроков действия заключений.
4. Настоящий приказ вводится в действие со дня его официального опубликования.
И.о. Министра
Утверждена
Приказом Министра
охраны окружающей среды
Республики Казахстан
от 21 мая 2007 г. N 158-п
Методика
определения нормативов эмиссий в окружающую среду
1. Методика определения нормативов эмиссий разработана в соответствии со статьями 17 и 28 Экологического кодекса Республики Казахстан от 9 января 2007 года и устанавливает требования к расчетным методам определения нормативов эмиссий в окружающую среду.
2. В настоящей Методике используются понятия и определения, предусмотренные экологическим законодательством Республики Казахстан.
3. Расчетным путем могут определяться нормативы эмиссий в различные среды, в том числе нормативы предельно допустимых выбросов загрязняющих веществ в атмосферу от стационарных источников, сбросов загрязняющих веществ в природные водные объекты, на рельеф местности, накопители сточных вод, нормативы размещения отходов производства и потребления, нормативы допустимых физических воздействий.
1. Расчет нормативов выбросов загрязняющих веществ
в атмосферу от стационарных источников
4. Нормативы выбросов загрязняющих веществ в атмосферу от стационарных источников (предельно допустимый выброс - ПДВ) рассчитываются для каждого конкретного источника выбросов. В целом для предприятия нормативы выбросов устанавливаются по совокупности значений нормативов выбросов для отдельных действующих, проектируемых и реконструируемых источников загрязнения данного предприятия.
5. Перечень источников выбросов и их характеристики определяются для проектируемых объектов - на основе проектной информации, для действующих объектов - на основе инвентаризации источников выбросов, которая должна сопровождаться проведением отбора проб и аналитическими исследованиями.
6. Нормативы выбросов от источников определяются как масса (в граммах) загрязняющего вещества, выбрасываемого в единицу времени (секунду). Наряду с максимальными разовыми ПДВ (г/с) в оперативных целях для выполнения проектных оценок темпов снижения выбросов и возможностей утилизации уносимых газовоздушной смесью вредных веществ устанавливаются годовые значения ПДВ г (тоннах в год - т/год) для отдельных источников и предприятия в целом.
7. Нормативы выбросов в атмосферу должны быть установлены таким образом, чтобы на границе санитарно-защитной зоны объекта расчетные концентрации загрязняющих веществ в приземном слое атмосферного воздуха не превышали гигиенические нормативы концентраций для атмосферного воздуха населенных мест.
Если установлены целевые показатели, то нормирование происходит в соответствии с данными целевыми показателями.
Суммарный по источнику выброс вещества в атмосферу в течение года не должен превышать квоты на выбросы, если таковая установлена.
8. Санитарно-защитная зона (СЗЗ) объекта устанавливается санитарными правилами, проверяются расчетами загрязнения атмосферы, с учетом корректировки по розе ветров.
9. В качестве гигиенических нормативов концентраций для атмосферного воздуха населенных мест в целях нормирования выбросов в атмосферу принимаются: значения предельно допустимых максимально-разовых концентраций потенциально-опасных химических веществ (далее - ПДКм.р.) или, в случае отсутствия ПДКм.р. - значения нормативов ориентировочно безопасных уровней воздействия потенциально-опасных химических веществ (далее - ОБУВ); если для вещества имеется только предельно допустимая средне суточная концентрация (ПДКс.с.), то для него принимается соотношение 0,1с < ПДКс.с.".
10. Запрещается применение химических веществ, не прошедших государственную регистрацию в соответствии с законодательством Республики Казахстан о санитарно-эпидемиологическом благополучии граждан.
11. Расчет величины нормативов ПДВ проводится на основании документов, указанных в Приложении 1 .
2. Расчет нормативов сбросов загрязняющих веществ
12. Нормативы предельно допустимых сбросов (ПДС) загрязняющих веществ со сточными водами в поверхностные водные объекты, на рельеф местности и в накопители сточных вод рассчитываются для каждого выпуска сточных вод. При этом необходимо использовать нормативные документы, на основании которых производится разработка нормативов ПДС ( Приложение 2 ).
13. Перечень выпусков и их характеристики определяются для проектируемых объектов на основе проектной информации, для действующих объектов - на основе инвентаризации выпусков, которая должна сопровождаться проведением отбора проб и аналитическими исследованиями.
14. Нормативы сбросов в водные объекты определяются в соответствии с расчетными значениями предельно допустимых сбросов (ПДС), под которым понимается масса вещества в сточных водах, максимально допустимая к отведению с установленным режимом в данном пункте водного объекта в единицу времени с целью обеспечения норм качества воды в контрольном створе.
15. Величины ПДС определяются для всех категорий водопользователей как произведения максимального часового расхода сточных вод q (м 3 /час) на допустимую к сбросу концентрацию загрязняющего вещества С ПДС (г/м 3 ). При расчете условий сброса сточных вод сначала определяется значение С ПДС , обеспечивающее нормативное качество воды в контрольном створе, а затем определяется ПДС (г/час) согласно формуле:
ПДС = q * С ПДС = q * [n * (С н б (или С ПДК ) - С ф ) + С ф ], где:
С н б - установленная по результатам многолетних режимных наблюдений нормативная концентрация, соответствующая оптимальному состоянию водных экосистем бассейна, а в случае ее отсутствия - предельно-допустимая концентрация загрязняющего вещества - С ПДК , г/м 3 ,
C ф - фоновая концентрация загрязняющего вещества в водотоке на расстоянии 0,5 км выше выпуска сточных вод, г/м 3 ;
n - кратность разбавления сточных вод в водотоке.
16. Нормативы сбросов должны быть установлены таким образом, чтобы концентрации загрязняющих веществ в контрольном створе соответствовали требованиям предельно допустимых концентраций для данного вида водных объектов или целевых показателей качества окружающей среды, если таковые установлены, а суммарный сброс вещества в течение года не превышал квоты на сбросы, если таковая установлена. В случае одновременного использования водного объекта или его участка для различных нужд населения к составу и свойствам поверхностных вод предъявляются наиболее жесткие нормы из числа установленных.
17. Контрольный створ определяется в проектной документации объекта и подлежит согласованию в уполномоченном органе в сфере охраны окружающей среды.
18. В качестве предельно допустимых концентраций в целях нормирования сбросов в водные объекты принимаются концентрации, соответствующие виду водопользования.
19. Если фоновая загрязненность водного объекта по каким-либо показателям не позволяет обеспечить нормативное качество воды в контрольном створе, то ПДС по этим показателям устанавливается, исходя из отнесения нормативных требований к составу и свойствам воды водных объектов к самим сточным водам.
20. Если фоновая загрязненность водного объекта обусловлена естественными причинами, то ПДС может устанавливаться, исходя из условий соблюдения в контрольном пункте сформировавшегося фонового качества воды.
21. Для тех веществ, для которых нормируется приращение к природному, естественному фону (алюминий, ионы меди, селена, теллура, фтора и др.), ПДС должен устанавливаться с учетом этих допустимых приращений к природному, естественному фону.
22. Для предприятий, расположенных в районах с повышенной минерализацией природных вод, при расчете ПДС допускается принимать величину 1500 г/м 3 в качестве предельного уровня минерализации поверхностных вод. Для морских вод ПДС по минерализации не устанавливается.
23. Данные по фоновому составу воды и С б н запрашиваются водопользователем в местных органах Казгидромета.
24. Допускаются отклонения в величинах расчетных сбросов и допустимой к сбросу концентрации загрязняющего вещества от требуемого уровня не более чем на 10% в связи с погрешностями расчетного метода.
25. Величина ПДС веществ, отводимых сточными водами предприятий в накопители, определяется как произведение максимального, суточного расхода сточных вод q cт (м 3 /ч) на предельно допустимую концентрацию загрязняющих веществ С пдс (г/м 3 ):
ПДС= q cт * С пдс
и рассчитывается по методике, указанной в Приложении 3 .
27. При расчетах ПДС веществ со сточными водами, отводимыми на поля фильтрации, исходя из того, что предельно допустимая концентрация этого вещества (С пдс ) с учетом разбавления (n) фильтрующихся вод в потоке подземных вод не должна превышать фоновой концентрации загрязняющего вещества в водоносном горизонте.
С пдс = n х С ф
где n - кратность разбавления профильтровавшихся вод, в потоке подземных вод;
Сф - фоновая концентрация загрязняющего вещества в водоносном горизонте. Определяется по наблюдательным скважинам, расположенным за пределами купола растекания.
С пдс рассчитывается согласно методике, указанной в Приложении 4
3. Расчет нормативов размещения отходов
28. Нормативы размещения отходов определяются исходя из наличия полигонов для размещения отходов (в т.ч. отвалы), чья вместимость и безопасность для окружающей среды подтверждается проектами строительства полигонов.
29. Норматив размещения данного вида отходов определяется в тоннах (кубических метрах) для конкретного года эксплуатации.
30. Норматив размещения отходов на конкретный год эксплуатации полигона для размещения отходов рассчитывается по формуле:
V отход/год = (V отход - V отход/факт )/(N - N факт ),
(3)
где
V отход/год - норматив размещения данного вида отходов (тонн или кубических метров) на конкретный год,
V отход - общее количество отходов данного вида, которое может быть размещено на полигоне в соответствии с проектом (тонн или кубических метров),
V отход/факт - количество отходов данного вида, фактически размещенных на данном полигоне (тонн/кубических метров),
N - проектный период эксплуатации полигона (лет),
N факт - фактический период эксплуатации полигона на данный момент.
При этом необходимо использовать нормативный документ, указанный в Приложении 5.
31. Норматив размещения отходов по годам рассчитывается с учетом среднего норматива размещения отходов за период эксплуатации полигона на основании производственного плана природопользователя и обосновывается в проекте нормативов обращения с отходами на основе проведенной оценки уровня загрязнения компонентов окружающей среды накопителем отходов, с учетом процессов вторичной переработки и утилизации отходов.
32. Если для размещения данного вида отходов установлена годовая квота, то нормативы размещения отходов должны быть установлены в пределах, обеспечивающих соблюдение квоты.
4. Расчет нормативов допустимых физических воздействий
33. Нормативы допустимых физических воздействий рассчитываются для каждого из источников шумового, вибрационного, радиационного и иных источников воздействий.
34. Перечень источников воздействий и их характеристики определяется для проектируемых объектов - на основе проектной информации, для действующих объектов - на основе инвентаризации источников воздействий, которая должна сопровождаться проведением измерений физических факторов.
35. Нормативы физических воздействий от источников определяются в единицах, соответствующих каждому оцениваемому фактору, с учетом воздействия в течение 24 часов:
дБА - для шумового фактора;
дБ - для вибрации;
В/м, мкВт/ см 2 , кВ/м, А/м для электромагнитных излучений;
мкЗв/ч - для уровня радиационного фона.
36. Нормативы допустимых физических воздействий должны быть установлены таким образом, чтобы уровень соответствующих физических факторов на границе санитарно-защитной зоны объекта соответствовал принятым санитарно-гигиеническим требованиям безопасности.
37. При расчете нормативов физических воздействий учитывается фоновый уровень данных физических факторов на границе санитарно-защитной зоны.
38. Для расчета нормативов допустимых физических факторов используются экспериментальные измерения, проводимые на действующем объекте, либо, для проектной стадии, рассчитываются предполагаемые уровни факторов в соответствии с документами, указанными в Приложении 6 .
В ходе экспериментальных измерений должно быть подтверждено соответствие уровню физических факторов на границе санитарно-защитной зоны допустимому уровню при конкретном уровне физических факторов на их источнике.
39. Допускаются отклонения в величинах расчетных показателей от требуемого уровня не более чем на 13 % в связи с погрешностями расчетного метода.
40. В случае, когда фоновый уровень рассчитываемого физического фактора с исключением данного источника превышает предельно-допустимые величины, нормируемый источник должен создавать не более 10 % дополнительного вклада в суммарную величину фактора.
41. В случае превышения радиационным фактором предельно-допустимой величины фонового уровня нормируемый источник ионизирующего излучения должен создавать такой дополнительный вклад в суммарную величину фактора, чтобы эффективная доза для населения составляла 1 м 3 в год в среднем за любые последовательные 5 лет, но не более 5 м 3 в год.
Приложение 1
к Методике определения
нормативов эмиссий
в окружающую среду
1. Методика расчета концентраций в атмосферном воздухе вредных веществ, содержащихся в выбросах предприятий, РНД 211.2.01.01-97.
2. ГОСТ 17.2.3.02-78 "Охрана природы. Атмосфера. Правила установления допустимых выбросов вредных веществ промышленными предприятиями";
3. РНД 211.2.02-97 "Рекомендации по оформлению и содержанию проектов нормативов предельно допустимых выбросов в атмосферу (ПДВ) для предприятия Республики Казахстан", Алматы, 1997 г.;
4. "Правила инвентаризации выбросов вредных (загрязняющих) веществ, вредных физических воздействий на атмосферный воздух", утвержденные Приказом МООС за N 217-п от 04.08.05 г.
Приложение 2
к Методике определения
нормативов эмиссий
в окружающую среду
1. Методика по установлению предельно-допустимых сбросов (ПДС) загрязняющих веществ на поля фильтрации и в естественные понижения рельефа местности. РНД 211.3.03.03-2000 г.
2. Временная методика расчета предельно-допустимых сбросов (ПДС) веществ, отводимых со сточными водами в накопители, утверждена приказом МООС N 61-П от 24.02.2004 г.
3. Инструкция по согласованию и утверждению проектов нормативов ПДВ и ПДС, утверждена приказом МООС N 61-П от 24.02.2004 г.
4. Рекомендации по оформлению и содержанию проекта нормативов ПДС в водные объекты, утверждены приказом МООС N 61-П от 24.02.2004 г.
5. Инструкция по нормированию сбросов загрязняющих веществ в водные объекты Республики Казахстан, утверждена приказом МООС N 61-П от 24.02.2004 г.
6. Методика расчета предельно-допустимых сбросов (ПДС) веществ в водные объекты Республики Казахстан со сточными водами, утверждена приказом МООС N 61-П от 24.02.2004 г.
Приложение 3
к Методике определения
нормативов эмиссий
в окружающую среду
1. Методика расчета предельно-допустимых сбросов (ПДС) веществ в водные объекты Республики Казахстан со сточными водами. Внесена в реестр нормативных правовых актов Министерства охраны окружающей среды Республики Казахстан. Приказ Министра охраны окружающей среды Республики Казахстан от 27 октября 2006 года N 324-п.
Приложение 4
к Методике определения
нормативов эмиссий
в окружающую среду
1. Методика по установлению предельно-допустимых сбросов (ПДС) загрязняющих веществ на поля фильтрации и в естественные понижения рельефа местности". РНД 211.3.03.03-2000, утверждена приказом Министерство охраны окружающей среды N 61-П от 24.02.2004 г.
Приложение 5
к Методике определения
нормативов эмиссий
в окружающую среду
1. РНД 03.3.0.4.01-96 Методические указания по определению уровня загрязнения компонентов окружающей среды токсичными веществами отходов производства и потребления.
Приложение 6
к Методике определения
нормативов эмиссий
в окружающую среду
1. СНиП II-12-77 "Защита от шума" - для шумового фактора;
2. методическими рекомендациями от 08 августа 1997 г. МР N 1.05.037-97 "Методические рекомендации по составлению карт вибрации жилой застройки" - для вибрационного фактора;
3. методическими указаниями от 08 августа 1997 г. МУ N 1.05.032-97 "Методические указания по определению уровней электромагнитного поля и границ санитарно-защитной зоны и зоны ограничения застройки в местах размещения средств телевидения и ЧМ-радиовещания";
4. методическими указаниями от 08 августа 1997 г. МУ N 1.05.034-97 Методические указания по определению уровней электромагнитного поля средств управления воздушным движением гражданской авиации ВЧ-, ОВЧ-, УВЧ- и СВЧ-диапазонов";
5. методическими указаниями от 08 августа 1997 г. МУ N 1.05.035-97 "Контроль и нормализация электромагнитной обстановки, создаваемой метеорологическими радиолокаторами" - для электромагнитных излучений;
6. санитарными правилами от 9 декабря 1999 г. N 10 СП 2.6.1.758-99 "Нормы радиационной безопасности" (НРБ-99) - для радиационного фактора.