Сноска. Утратил силу приказом Председателя Агентства РК по защите конкуренции (Антимонопольное агентство) от 25.12.2008 N 424-ОД (вводится в действие с 01.01.2009).
Руководствуясь подпунктом 11) пункта 1 статьи 6 Закона Республики Казахстан "О конкуренции и ограничении монополистической деятельности", ПРИКАЗЫВАЮ:
1. Утвердить Правила применения мер антимонопольного реагирования на нарушения антимонопольного законодательства.
2. Управлению внутреннего администрирования Комитета по защите конкуренции Министерства индустрии и торговли Республики Казахстан:
обеспечить в установленном законодательством порядке представление настоящего Приказа на государственную регистрацию в Министерство юстиции Республики Казахстан;
обеспечить в установленном порядке опубликование настоящего Приказа в официальных средствах массовой информации;
довести настоящий Приказ до сведения структурных и территориальных подразделений Комитета по защите конкуренции Министерства индустрии и торговли Республики Казахстан.
3. Признать утратившими силу приказы:
Председателя Агентства Республики Казахстан по регулированию естественных монополий и защите конкуренции от 28 октября 2002 года N 216-ОД "Об утверждении Правил применения мер антимонопольного реагирования на нарушения антимонопольного законодательства" (зарегистрированный в Реестре государственной регистрации нормативных правовых актов за N 2064, опубликованный в Бюллетене нормативных правовых актов центральных исполнительных и иных государственных органов Республики Казахстан, 2003 г., N 1, ст. 757);
Председателя Агентства Республики Казахстан по регулированию естественных монополий от 24 апреля 2006 года N 115-ОД "О внесении изменения в приказ Председателя Агентства Республики Казахстан по регулированию естественных монополий и защите конкуренции от 28 октября 2002 года N 216-ОД "Об утверждении Правил применения мер антимонопольного реагирования на нарушения антимонопольного законодательства" (зарегистрированный в Реестре государственной регистрации нормативных правовых актов за N 4222, опубликован в газете "Юридическая газета" 2006 г., N 94-95 (1074 - 1075)).
4. Контроль за исполнением настоящего приказа возложить на заместителя Председателя Комитета по защите конкуренции Министерства индустрии и торговли Республики Казахстан Кожахметова Ж.М.
5. Настоящий приказ вводится в действие со дня его первого официального опубликования.
Председатель
Утверждены
приказом Председателя
Комитета по защите конкуренции
Министерства индустрии и торговли
Республики Казахстан
от 21 ноября 2006 года N 270-ОД
Правила применения мер
антимонопольного реагирования на нарушения
антимонопольного законодательства
1. Общие положения
1. Настоящие Правила применения мер антимонопольного реагирования на нарушения антимонопольного законодательства (далее - Правила) разработаны в соответствии с законами Республики Казахстан от 9 июня 1998 года " О недобросовестной конкуренции ", от 7 июля 2006 года " О конкуренции и ограничении монополистической деятельности " (далее - Закон) и иными нормативными правовыми актами Республики Казахстан, направленными на предупреждение, ограничение и пресечение монополистической деятельности и недобросовестной конкуренции.
2. Правила определяют порядок применения мер антимонопольного реагирования Комитетом по защите конкуренции Министерства индустрии и торговли Республики Казахстан и его территориальными подразделениями на нарушения антимонопольного законодательства субъектами рынка и государственными органами.
3. Понятия и термины, применяемые в настоящих Правилах, используются в значениях, определяемых в нормативных правовых актах, указанных в пункте 1 настоящих Правил.
4. Под мерами антимонопольного реагирования понимаются осуществляемые антимонопольным органом, в пределах своей компетенции, действия по предупреждению, выявлению, пресечению нарушений антимонопольного законодательства и устранению их последствий, а также привлечению к ответственности виновных лиц.
5. К мерам антимонопольного реагирования относятся:
1) проведение проверок;
2) проведение расследования нарушения антимонопольного законодательства;
3) внесение предписаний об устранении нарушений антимонопольного законодательства;
4) введение фиксированной цены субъектам рынка;
5) возбуждение и рассмотрение административных дел;
6) обращение в судебные органы с исками;
7) направление в правоохранительные органы материалов для решения вопроса о возбуждении уголовного дела по признакам преступлений, связанных с нарушением антимонопольного законодательства Республики Казахстан.
6. Нарушениями антимонопольного законодательства признаются деяния (действия, бездействия) субъектов рынка и государственных органов, противоречащие антимонопольному законодательству.
2. Нарушения антимонопольного законодательства
7. Нарушениями антимонопольного законодательства являются:
1) антиконкурентные соглашения (согласованные действия);
2) злоупотребление доминирующим (монопольным) положением;
3) антиконкурентные действия государственных органов;
4) невыполнение решения (предписания) антимонопольного органа либо выполнение его не в полном объеме;
5) экономическая концентрация без получения соответствующего разрешения антимонопольного органа в случае, если наличие такого разрешения необходимо;
6) непредоставление информации антимонопольному органу в установленные сроки либо предоставление информации не в полном объеме;
7) предоставление недостоверной и (или) ложной информации антимонопольному органу;
8) создание препятствий должностным лицам антимонопольного органа в доступе в помещения и на территорию проверяемого субъекта рынка, государственного органа, в отношении которых проводится расследование;
9) невыполнение участниками экономической концентрации требований и обязательств, которыми было обусловлено решение о предоставлении разрешения на экономическую концентрацию.
8. Виды нарушений антимонопольного законодательства, совершаемые государственными органами:
1) принятие актов либо решений, письменных либо устных указаний, заключение соглашений и (или) иные действия, которые привели или могут привести к ограничению конкуренции;
2) запрещение либо препятствование созданию субъектов рынка в какой-либо сфере деятельности, а также установление запретов на осуществление отдельных видов деятельности, на производство, приобретение или реализацию определенных видов товаров, если иное не установлено законодательными актами Республики Казахстан;
3) прямое или косвенное принуждение субъектов рынка к приоритетному заключению договоров, к первоочередной поставке товаров определенному кругу потребителей либо первоочередному приобретению товаров у определенных продавцов;
4) действие, направленное на централизованное распределение товаров, а также распределение рынков между субъектами рынка по территориальному признаку, ассортименту товаров, объему их реализации или закупок или по кругу потребителей или продавцов, если иное не установлено законодательными актами Республики Казахстан;
5) установление запрета на реализацию (вывоз) определенных товаров из одного региона Республики Казахстан в другой, если иное не установлено законодательными актами Республики Казахстан;
6) предоставление отдельным субъектам рынка льгот или других преимуществ, которые ставят их в привилегированное положение относительно конкурентов, что приводит или может привести к ограничению конкуренции;
7) действие, вследствие которого отдельным субъектам рынка создаются неблагоприятные или дискриминационные условия деятельности по сравнению с конкурентами;
8) действие, которым устанавливаются не предусмотренные законами Республики Казахстан запреты и ограничение самостоятельности субъектов рынка, в том числе относительно приобретения или реализации товаров, ценообразования, формирования программ деятельности и развития, распоряжения доходом (выручкой) от реализации товаров.
9. Виды нарушений антимонопольного законодательства, совершаемых субъектами рынка:
1) действия субъектов рынка, занимающих доминирующее (монопольное) положение на товарном рынке, которые имеют либо могут иметь своим результатом злоупотребление своим доминирующим (монопольным) положением, ограничивающие доступ на соответствующий товарный рынок либо ограничивающие, устраняющие конкуренцию и (или) ущемляющие законные интересы потребителей, включая такие действия, как:
установление монопольно высоких (низких) цен;
обусловливание либо навязывание заключения соглашения путем принятия субъектом рынка дополнительных обязательств, которые по своему содержанию или согласно обычаям делового оборота не касаются предмета этих соглашений;
применение разных цен либо разных условий к равнозначным соглашениям с субъектами без объективно оправданных причин;
установление ограничений на перепродажу купленных товаров по территориальному признаку, кругу покупателей, условиям покупки, а также количеству, цене;
обусловливание поставки товаров принятием ограничений при покупке товаров, произведенных либо реализуемых конкурентами;
необоснованный отказ от заключения договора с отдельными покупателями при наличии возможности производства или реализации соответствующего товара;
нарушение установленного нормативными правовыми актами порядка ценообразования;
необоснованное сокращение объемов производства или прекращение производства товаров, на которые имеются спрос или заказы потребителей, при наличии возможности их производства или поставки;
2) полностью или частично достигнутые в любой форме соглашения (согласованные действия) между субъектами рынка, которые имеют либо могут иметь своим результатом ограничение конкуренции, в том числе соглашения (согласованные действия), направленные на:
установление (поддержание) согласованных цен либо других условий приобретения или реализации товаров;
искажение итогов торгов в результате повышения, снижения или поддержания цен либо иных соглашений между участниками торгов;
разделение товарных рынков по территориальному признаку, ассортименту товаров, объему их реализации или приобретения по кругу продавцов или покупателей либо по другим признакам;
необоснованное ограничение производства либо реализации товаров, включая квотирование;
необоснованный отказ от заключения договоров с определенными продавцами либо покупателями;
ограничение доступа на товарный рынок или устранение с него других субъектов рынка в качестве продавцов определенных товаров или их покупателей;
применение дискриминирующих условий к равнозначным договорам с другими субъектами;
заключение договоров при условии принятия контрагентами дополнительных обязательств, которые по своему содержанию или согласно обычаям делового оборота не касаются предмета этих договоров (необоснованное требование передачи финансовых средств и иного имущества, имущественных прав и других);
3) координация физическими лицами, коммерческими и некоммерческими организациями экономической деятельности субъектов рынка, которая приводит или может привести к последствиям, перечисленным в подпункте 2) пункта 9 настоящих Правил;
4) незаконное использование фирменного наименования, товарного знака, знака обслуживания и (или) иного коммерческого обозначения предпринимателя, которое вводит или может ввести в заблуждение потребителей относительно производителя или продавца товаров (работ, услуг);
5) копирование конкурента путем прямого воспроизводства внешнего оформления товара конкурента, его фирменного наименования, маркировки товара, товарного знака, другого коммерческого обозначения, а также рекламных материалов, фирменной упаковки, формы и иного внешнего оформления товара, которые могут ввести потребителя в заблуждение, относительно производителя или продавца товаров (работ, услуг);
6) распространение заведомо ложных сведений и утверждений относительно товаров (работ, услуг) конкурента, в том числе о происхождении, изготовителе, продавце, а также качестве, потребительских свойствах, способе и месте изготовления товаров, работ и услуг и иных заведомо ложных сведений, дискредитирующих товары (работы, услуги), доброе имя и репутацию конкурента;
7) распространение рекламы и иной информации, содержащей некорректное сравнение с товарами (работами, услугами) или деятельностью другого конкурента;
8) умышленное искажение или сокрытие в рекламной информации сведений об истинных свойствах, качестве и ценах товаров (работ, услуг);
9) получение, использование или разглашение научно-технической и иной информации, составляющей коммерческую и (или) служебную тайны, без согласия ее владельца;
10) достижение преимущества в конкуренции путем использования демпинговых цен;
11) навязывание продавцом, не имеющим конкурентов, покупателю дополнительных условий продажи, которые по своему характеру или коммерческому назначению не относятся к предмету договора;
12) иные действия, приводящие к устранению или ограничению конкуренции, предоставлению и (или) получению необоснованных преимуществ.
3. Проведение проверок
10. Проведение проверок антимонопольным органом субъектов рынка, государственных органов осуществляется в соответствии с законами Республики Казахстан и иными нормативными правовыми актами Республики Казахстан.
4. Проведение расследования нарушения
антимонопольного законодательства
11. Расследование проводится антимонопольным органом в соответствии с Законом и в порядке, определенном Правительством Республики Казахстан.
5. Введение фиксированных цен субъектам рынка
12. Фиксированная цена вводится субъектам рынка в соответствии с Законом и в порядке, определенном Правительством Республики Казахстан.
6. Внесение предписаний об устранении
нарушений антимонопольного законодательства
13. Предписание об устранении нарушений антимонопольного законодательства вносится субъектам рынка либо государственным органам за нарушение антимонопольного законодательства.
14. Предписание оформляется на бланке строгой отчетности антимонопольного органа и должно содержать:
1) наименование субъекта рынка или государственного органа, в отношении которого (которых) составляется предписание;
2) описание установленного факта (фактов) нарушения антимонопольного законодательства, а также нормы права, которые были нарушены субъектом рынка или государственным органом;
3) действия, которые должен совершить субъект рынка или государственный орган для устранения нарушения антимонопольного законодательства (или от совершения которого (которых) он должен воздержаться);
4) срок исполнения предписания;
5) срок представления информации об исполнении предписания;
6) подпись лица, уполномоченного подписывать предписание;
7) гербовая печать антимонопольного органа.
15. Антимонопольный орган выносит следующие предписания:
1) о расторжении или изменении договоров, противоречащих антимонопольному законодательству;
2) о заключении договора с другим субъектом рынка;
3) о возмещении ущерба потребителям;
4) о перечислении в бюджет монопольного дохода;
5) об отмене или изменении принятых государственными органами актов (решений), о прекращении нарушений, а также расторжении или изменении заключенных ими соглашений, противоречащих антимонопольному законодательству;
6) о прекращении нарушений антимонопольного законодательства и (или) устранении их последствий;
7) о восстановлении первоначального положения;
8) об исполнении решения антимонопольного органа;
9) о предоставлении информации, требуемой антимонопольным органом в установленные сроки.
16. Государственные органы, субъекты рынка вправе обратиться в суд с заявлением о признании недействительным полностью или частично предписания антимонопольного органа.
17. Антимонопольный орган по собственной инициативе либо по заявлению заинтересованного лица может пересмотреть свое предписание в случае:
1) если существенные обстоятельства не были и не могли быть известны антимонопольному органу, что привело к принятию незаконного или необоснованного решения;
2) если предписание было принято на основании представления недостоверной информации;
3) не выполнения участниками экономической концентрации требований и обязательств, которыми было обусловлено решение антимонопольного органа;
4) если обстоятельства, на основании которых было принято решение о предоставлении разрешения на экономическую концентрацию, уже не существуют.
7. Возбуждение и рассмотрение административных дел
18. Возбуждение антимонопольным органом административного производства осуществляется в порядке, установленном Кодексом Республики Казахстан об административных правонарушениях.
8. Обращения в судебные органы
19. Для пресечения нарушений антимонопольного законодательства и устранения их последствий антимонопольный орган обращается в судебные органы с исками:
1) о понуждении исполнения предписаний, решений и постановлений антимонопольного органа, вынесенных на основании нарушений антимонопольного законодательства;
2) о понуждении перечисления в государственный бюджет дохода, полученного в период осуществления нарушения антимонопольного законодательства;
3) о ликвидации субъекта рынка в случаях, предусмотренных в подпунктах 2) и 3) пункта 9 настоящих Правил;
4) о взыскании убытков, причиненных юридическому лицу или индивидуальному предпринимателю, а также потребителям в период осуществления нарушений антимонопольного законодательства;
5) о признании продукции контрафактной;
6) о взыскании суммы штрафа;
7) о признании недействительной государственной регистрации, перерегистрации субъекта рынка, осуществленных в нарушение антимонопольного законодательства;
8) о признании экономической концентрации недействительной;
9) о принудительном разделении или выделении из состава субъекта одного или нескольких юридических лиц на базе структурных подразделений.
9. Заключительные положения
20. Вопросы, не урегулированные настоящими Правилами, разрешаются в порядке, установленном законодательством Республики Казахстан.