Об утверждении Типового положения о производственном экологическом контроле

Приказ и.о. Министра охраны окружающей среды Республики Казахстан от 3 августа 2006 года N 285-п. Зарегистрирован в Министерстве юстиции Республики Казахстан 29 августа 2006 года N 4359. Утратил силу приказом Министра охраны окружающей среды Республики Казахстан от 24 апреля 2007 года N 123-п.

Утратил силу

       Сноска. Приказ и.о. Министра охраны окружающей среды РК от 3 августа 2006 года N 285-п утратил силу приказом Министра охраны окружающей среды РК от 24 апреля 2007 года  N 123-п .

      

      В соответствии с подпунктом 12-2)  статьи 8  Закона Республики Казахстан "Об охране окружающей среды" и во исполнение  распоряжения  Премьер-Министра Республики Казахстан от 27 июня 2006 года N 178-р "О мерах по реализации Закона Республики Казахстан "О внесении изменений и дополнений в некоторые законодательные акты Республики Казахстан по вопросам предпринимательства",  ПРИКАЗЫВАЮ:

      1. Утвердить прилагаемое Типовое положение о производственном экологическом контроле.

      2. Комитету природоохранного контроля обеспечить государственную регистрацию настоящего приказа в Министерстве юстиции Республики Казахстан.

      3. Настоящий приказ вводится в действие по истечении десяти календарных дней со дня его первого официального опубликования.

       И.о. Министра

Утверждено              
приказом И.о. Министра  
охраны окружающей среды 
Республики Казахстан    
от 5 августа 2006 года  
N 258-п                 

  Типовое положение
о производственном экологическом контроле

1. Общие положения

      1. Настоящее Типовое положение о производственном экологическом контроле (далее - Положение) определяют порядок организации и проведения природопользователями производственного экологического контроля.

      2. В настоящем Положении используются следующие основные понятия:

      1) природопользователь - физическое или юридическое лицо, которое на основании разрешения на природопользование, выдаваемого уполномоченным органом в области охраны окружающей среды (далее - разрешение), имеет право на выбросы и сбросы загрязняющих веществ в окружающую среду, размещение отходов производства и потребления;

      2) производственный экологический контроль (далее - ПЭК) - система мер, осуществляемых природопользователем для наблюдения за состоянием окружающей среды и ее изменениями под влиянием хозяйственной и иной деятельности, проверку выполнения планов и мероприятий по охране и оздоровлению окружающей среды, воспроизводству и рациональному использованию природных ресурсов, соблюдение законодательства об охране окружающей среды, нормативов ее качества и экологических требований, включая производственный мониторинг, учет, отчетность, документирование результатов, а также меры по устранению выявленных несоответствий в области охраны окружающей среды;

      3) производственный мониторинг (далее - ПМ) - экспериментальная (на основе измерений) и/или косвенная (на основе расчетов) оценка определенных параметров производственного процесса, физических и химических факторов воздействия на окружающую среду и изменений в состоянии окружающей среды в результате хозяйственной или иной деятельности;

         4) эмиссии - прямой или опосредованный выпуск в окружающую среду загрязняющих веществ или факторов физического воздействия.

      3. ПЭК проводится природопользователями независимо от формы собственности, при осуществлении экологически опасных видов хозяйственной деятельности.

      4. Требования к обязательному перечню параметров, отслеживаемых в процессе ПЭК, к подходам и критериям определения его периодичности, продолжительности и частоте измерений, к используемым инструментальным или расчетным методам устанавливаются в производственном экологическом плане действий (далее - план действий), разработанным природопользователем и согласованным с уполномоченным органом в области охраны окружающей среды.

      5. При проведении ПЭК природопользователь:
      1) план действий согласовывает с уполномоченным органом в области охраны окружающей среды;
      2) реализовывает условия плана действий и документирует результаты;
      3) следует процедурным требованиям и обеспечивает качество получаемых данных;
      4) систематически оценивает результаты ПЭК и принимает необходимые меры по устранению выявленных несоответствий в сфере охраны окружающей среды;
      5) представляет уполномоченному органу в установленном порядке отчеты по результатам ПЭК;
      6) ведет внутренний учет, формирует и представляет периодические отчеты по результатам ПЭК, в порядке, установленном уполномоченным органом в области охраны окружающей среды;
      7) безотлагательно сообщает в центральный исполнительный орган в области охраны окружающей среды о фактах нарушений законодательства об охране окружающей среды, нормативов ее качества и экологических требований, установленных в процессе ПЭК;
      8) соблюдает технику безопасности;
      9) обеспечивает доступ государственных инспекторов по охране окружающей среды для подтверждения качества и объективности осуществляемого ПЭК;
      10) самостоятельно определяет организационную и функциональную структуру внутренней ответственности персонала за проведение ПЭК;
      11) на добровольной основе проводит расширенный ПЭК.

  2. Требования к разработке плана действий

      6. План действий разрабатывается природопользователем самостоятельно либо с привлечением юридических или физических лиц, имеющих лицензию на деятельность по природоохранному проектированию, нормированию и работы в области экологической экспертизы.

      7. План действий должен содержать следующую информацию:
      1) обязательный перечень параметров, отслеживаемых в процессе ПМ;
      2) период, продолжительность и частота осуществления ПМ и измерений;
      3) сведения об используемых методах проведения ПМ (экспериментальных и/или косвенных);
      4) точки отбора проб и места проведения измерений;
      5) методы и частота ведения учета, анализа и сообщения данных;
      6) план-график внутренних проверок и процедуру устранения нарушений законодательства об охране окружающей среды, нормативов ее качества и экологических требований (включая внутренние инструменты реагирования на их несоблюдение);
      7) механизмы обеспечения качества инструментальных измерений, включая подробные сведения об аккредитации или сертификации;
      8) протокол действий в нештатных ситуациях;
      9) организационную и функциональную структуру внутренней ответственности персонала за проведение ПЭК;
      10) иные сведения, отражающие вопросы организации и проведения ПЭК.

  3. Специфика проведения ПМ

      8. ПМ является элементом ПЭК, выполняемым для получения объективных данных с установленной периодичностью.

      9. В рамках осуществления ПЭК выполняются операционный мониторинг, мониторинг эмиссий и мониторинг воздействия:
      1) операционный мониторинг (или мониторинг производственного процесса) - наблюдение за параметрами технологического процесса для подтверждения того, что показатели деятельности природопользователя находятся в диапазоне, который считается целесообразным для его надлежащей проектной эксплуатации и соблюдения условий технологического регламента данного производства;
      2) мониторинг эмиссий - наблюдение за промышленными эмиссиями у источника для слежения за производственными потерями, количеством и качеством эмиссий и их изменением;
      3) мониторинг воздействия - наблюдение за состоянием окружающей среды на границе санитарно-защитной зоны, отведенной природопользователю.

      10. Параметры операционного мониторинга определяются самими природопользователями. Исключение составляет мониторинг тех параметров, которые используются для косвенного расчета эмиссий или описания условий мониторинга эмиссий и воздействия.

      11. Параметры мониторинга эмиссий содержатся в плане действий природопользователя.

      12. Проведение мониторинга воздействия включается в план действий в тех случаях, когда это необходимо и целесообразно для отслеживания соблюдения законодательства об охране окружающей среды, нормативов ее качества и экологических требований.

      13. Мониторинг воздействия является обязательным в ситуациях, когда:
      1) деятельность природопользователя затрагивает чувствительные экосистемы и состояние здоровья населения;
      2) на этапе введения предприятий или технологических объектов в эксплуатацию;
      3) после аварийных эмиссий.

      14. Мониторинг воздействия может осуществляться природопользователем индивидуально, а также соседствующими природопользователями на паритетных началах по согласованию с уполномоченным органом в области охраны окружающей среды.

      15. Проведение измерений и анализ результатов в рамках мониторинга воздействия осуществляется самим природопользователем либо по договору с юридическими или физическими лицами.

  4. Внутренние проверки и меры по устранению
выявленных несоответствий экологических требований

      16. Природопользователь принимает меры по регулярной внутренней проверке соблюдения экологических требований и сопоставлению результатов ПЭК с условиями разрешения.

      17. Внутренние проверки проводятся лицом (группой лиц), в обязанности которого природопользователем внесены функции по охране окружающей среды и осуществлению ПЭК.

      18. В ходе внутренних проверок контролируется:
      1) выполнение мероприятий, предусмотренных планом действий;
      2) следование производственным инструкциям и правилам, относящимся к охране окружающей среды;
      3) выполнение условий разрешения;
      4) правильность ведения учета и отчетности по результатам ПЭК;
      5) иные сведения, отражающие вопросы организации и проведения ПЭК.

      19. Лицо (группа лиц), осуществляющее внутреннюю проверку:
      1) рассматривает отчет о предыдущей проверке;
      2) обследует каждый объект, на котором осуществляется чувствительная с точки зрения окружающей среды деятельность;
      3) составляет письменный отчет в адрес руководителя предприятия-природопользователя, включающий требования о проведении корректирующих мер по исправлению выявленных в ходе проверки несоответствий, сроки и порядок их устранения.