О внесении дополнений и изменений в приказ Председателя Агентства Республики Казахстан по делам государственной службы от 30 апреля 2003 года N 02-01-02/60 "Об утверждении Инструкции, Программ тестирования и Пороговых значений результатов тестирования к

Приказ Председателя Агентства Республики Казахстан по делам государственной службы от 13 февраля 2004 года N 02-01-02/17. Зарегистрированный Министерством юстиции Республики Казахстан 23 февраля 2004 года за N 2709. Утратил силу приказом Председателя Агентства Республики Казахстан по делам государственной службы от 21 января 2008 года N 02-01-02/11.

Утратил силу

       Сноска. Постановление Конституционного Совета РК от 12 февраля 2004 года N 1 отменено в целом нормативным постановлением Конституционного Совета РК от 8 ноября 2007 г.  N 9 .

      

      Конституционный Совет Республики Казахстан в составе Председателя Хитрина Ю.А., членов Совета Абишева Х.А., Балтабаева К.Ж., Бычковой С.Ф., Котова А.К. и Омарханова К.А. с участием:
      представителя субъекта обращения - депутата Мажилиса Парламента Республики Макалкина В.И.,
      представителя Правительства Республики - вице-Министра юстиции Республики Баймаганбетова С.Н.,
      члена Центральной избирательной комиссии Республики Мельдешова Б.С.,
      рассмотрел в открытом заседании обращение группы депутатов Парламента Республики Казахстан об официальном толковании пункта 3  статьи 50  Конституции Республики Казахстан.
      Изучив материалы конституционного производства, заслушав сообщение докладчика - члена Конституционного Совета Абишева Х.А., выступления представителя субъекта обращения и участников заседания, Конституционный Совет Республики Казахстан установил:
      В Конституционный Совет Республики поступило обращение группы депутатов Парламента Республики об официальном толковании пункта 3  статьи 50  Конституции Республики Казахстан. При толковании соответствующих конституционных норм субъект обращения просит предусмотреть ответы на следующие вопросы:
      1) являются ли синонимами "от каждой области, города республиканского значения и столицы Республики Казахстан" и "по одномандатным территориальным избирательным округам, образуемым с учетом административно-территориального деления Республики", в том смысле, что одномандатные избирательные округа образуются в пределах административно-территориальной единицы;
      2) относится ли норма "избираются по одномандатным территориальным избирательным округам, образуемым с учетом административно-территориального деления Республики и с примерно равной численностью избирателей" ко всем одномандатным территориальным избирательным округам, образуемым на территории Республики Казахстан, или только к таким округам в административно-территориальной единице, в частности в области, городе республиканского значения и столице Республики;
      3) как толковать понятие "с примерно равной численностью избирателей".
      При толковании норм пункта 3  статьи 50  Конституции Республики Казахстан применительно к поставленным в обращении вопросам Конституционный Совет Республики Казахстан исходит из следующего.

      1. Конституция Республики содержит основные положения и принципы избирательной системы, формирования представительных органов Республики Казахстан.
      Так, в пунктах 1 и 2  статьи 3  Конституции Республики закреплено, что "единственным источником государственной власти является народ" и "народ осуществляет власть непосредственно через... свободные выборы, а также делегирует осуществление своей власти государственным органам". Эти положения составляют одну из основ конституционного строя Республики Казахстан, которые непосредственно связаны с правом граждан избирать и быть избранными в государственные органы (пункт 2  статьи 33  Конституции).
      В соответствии с пунктом 1  статьи 50  Конституции Республики Парламент состоит из двух палат: Сената и Мажилиса, действующих на постоянной основе. Основной состав Сената формируется по территориальному принципу, предполагающему одинаковое представительство в нем по два депутата от каждой области, города республиканского значения и столицы Республики Казахстан, избираемых на совместном заседании депутатов всех представительных органов, соответственно области, города республиканского значения и столицы Республики (пункт 2  статьи 50  Основного Закона). В отличие от депутатов Сената депутаты Мажилиса избираются по одномандатным территориальным избирательным округам.
      Употребляемые в пунктах 2 и 3  статьи 50  Основного Закона категории "от каждой области, города республиканского значения и столицы Республики Казахстан" и "по одномандатным территориальным избирательным округам" не одинаковы по значению, относятся к разным конституционно-правовым институтам, соответственно, к административно-территориальному устройству и к избирательной системе Республики. Они определяют различные способы формирования Палат Парламента Республики.

      2. Пункт 3  статьи 50  Конституции Республики устанавливает, что "шестьдесят семь депутатов избираются по одномандатным территориальным избирательным округам, образуемым с учетом административно-территориального деления Республики и с примерно равной численностью избирателей".
      Из вышеуказанных конституционных норм следует, что число одномандатных территориальных избирательных округов должно соответствовать числу депутатов (67) Мажилиса Парламента. Одномандатные территориальные избирательные округа образуются с примерно равной численностью граждан Казахстана, обладающих активным избирательным правом. При этом следует иметь в виду, что конституционное требование об образовании одномандатных территориальных избирательных округов с учетом административно-территориального деления Республики является одним из основных критериев формирования избирательных округов для равных выборов в депутаты Мажилиса. Это обязательное требование предполагает обеспечение равенства числа избирателей во всех избирательных округах в пределах территории административных единиц Республики, установленных законодательством, что корреспондируется с пунктом 5  статьи 51  Основного Закона.

      3. Нормы пункта 3  статьи 50  Конституции в части "шестьдесят семь депутатов избираются по одномандатным территориальным избирательным округам... с примерно равной численностью избирателей" следует понимать так, что избирательные округа должны образовываться в пределах административно-территориальных единиц с возможно минимальной разницей в численности избирателей. Согласно пункту 5  статьи 51  Основного Закона установление конкретных пределов допустимого отклонения количества избирателей в разных избирательных округах относится к предмету регулирования конституционным законом.
      На основании изложенного, руководствуясь подпунктом 4) пункта 1  статьи 72  Конституции Республики Казахстан, статьями  31- 33,  37   и подпунктом 2) пункта 1  статьи 41  Указа Президента Республики Казахстан, имеющего силу конституционного закона, "О Конституционном Совете Республики Казахстан", Конституционный Совет Республики Казахстан применительно к поставленным в обращении вопросам

      постановляет:

      1. Нормы пункта 3  статьи 50  Конституции Республики Казахстан в части "шестьдесят семь депутатов избираются по одномандатным территориальным избирательным округам, образуемым с учетом административно-территориального деления" означают, что одномандатные территориальные избирательные округа для выборов депутатов Мажилиса Парламента Республики Казахстан образуются в пределах административно-территориальных единиц, определяемых законодательством Республики Казахстан.
      Нормы пункта 3  статьи 50  Конституции Республики Казахстан в части "с примерно равной численностью избирателей" следует понимать так, что разница в числе избирателей в одномандатных территориальных избирательных округах в пределах одной административно-территориальной единицы должна быть минимальной. Установление конкретных пределов допустимого отклонения количества избирателей в разных избирательных округах относится к предмету регулирования конституционным законом.

      2. В соответствии с пунктом 3  статьи 74  Конституции Республики Казахстан постановление вступает в силу со дня его принятия, обжалованию не подлежит, является общеобязательным на всей территории Республики и окончательным с учетом случая, предусмотренного пунктом 4  статьи 73  Конституции Республики Казахстан.

      3. Опубликовать настоящее постановление на казахском и русском языках в официальных республиканских печатных изданиях.

      Председатель
      Конституционного Совета
      Республики Казахстан