Сноска. Утратил силу приказом Министра здравоохранения РК от 13.01.2010 N 13.
Согласован Согласован
Министром Председателем Комитета
образования и науки по делам строительства
Республики Казахстан Министерства индустрии
и торговли Республики
Казахстан
от 1 августа 2003 года от 6 августа 2003 года
В соответствии со статьей 7 Закона Республики Казахстан "О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения", приказываю:
1. Утвердить прилагаемые санитарные правила и нормы "Санитарно-эпидемиологические требования к устройству и содержанию дошкольных организаций".
2. Настоящий приказ вводится в действие после государственной регистрации в Министерстве юстиции Республики Казахстан, со дня официального опубликования.
Министр
Утверждены приказом
Министра здравоохранения
Республики Казахстан
25 июля 2003 года N 571
"Об утверждении санитарных
правил и норм "Санитарно-
эпидемиологические требования
к устройству и содержанию
дошкольных организаций"
Санитарные правила и нормы
"Санитарно-эпидемиологические требования к устройству и
содержанию дошкольных организаций"
1. Настоящие санитарные правила и нормы "Санитарно-эпидемиологические требования к устройству и содержанию дошкольных организаций" (далее - санитарные правила) содержат санитарно-эпидемиологические требования к размещению, земельному участку, зданию, оборудованию помещений, организации питания, воздушно-тепловому режиму, естественному и искусственному освещению, водоснабжению и канализации, организации медицинского обслуживания и гигиеническому воспитанию в дошкольных организациях.
2. Настоящие санитарные правила предназначены для дошкольных организаций всех форм собственности.
3. Ответственными за соблюдение требований настоящих санитарных правил являются первые руководители дошкольных организаций.
4. В настоящих санитарных правилах использованы следующие термины:
1) дошкольная организация - юридические лица, осуществляющие воспитательно-образовательную деятельность в соответствии с законами Республики Казахстан, программами и учебными планами, разработанными на основе государственных общеобязательных стандартов дошкольного воспитания и обучения, а также оказывающие дополнительные оздоровительные и другие предусмотренные законодательством услуги;
2) групповая ячейка - набор помещений для детей одной группы;
3) наполняемость групп - нормируемое количество детей в группе;
4) режим дня - установленный порядок дня для детей;
5) утренний фильтр - профилактическое медицинское мероприятие, направленное на предупреждение заноса инфекционного заболевания;
6) физическое воспитание - сфера деятельности, направленная на укрепление здоровья и развитие физических способностей человека;
7) рациональное питание - сбалансированное питание, с учетом физиологических и возрастных норм питания;
8) бракераж - оценка качества продуктов питания и готовых блюд по органолептическим показателям;
9) изолятор - набор помещений для изоляции больного;
10) инсоляция - нормируемый показатель солнечной радиации для гигиенической оценки помещения;
11) коэффициент естественного освещения (далее - КЕО) - нормируемый показатель естественного освещения помещения;
12) климатическая зона - территория, выделяемая по климатическим признакам (температура, влажность);
13) септик - сооружение для очистки небольших количеств бытовых сточных вод, представляющий собой подземный отстойник горизонтального типа, состоящий из одного или нескольких камер, через которые протекает сточная жидкость;
14) дезинфицирующие средства - химические вещества, применяемые для уничтожения возбудителей инфекционных заболеваний на объектах окружающей среды.
5. Дошкольная организация организуется для детей в возрасте от одного года до семи лет и комплектуется в группы с учетом возраста и наполняемости согласно Правилам о порядке организации деятельности дошкольных организаций Республики Казахстан, утвержденным приказом Министра образования и науки Республики Казахстан от 10 июля 2000 года N 708, зарегистрированным в Министерстве юстиции Республики Казахстан от 9 августа 2000 года за N 1216. см. P041353
6. Норма расчета количества мест в дошкольных организациях устанавливается в соответствии с требованиями действующих строительных норм и правил (далее - СНиП).
2. Санитарно-эпидемиологические требования к размещению
дошкольных организаций
7. Дошкольные организации следует размещать в жилой зоне населенных пунктов на обособленных земельных участках, удаленных от магистральных улиц, коммунальных и промышленных организаций, с радиусом обслуживания:
1) в городах - 300 метров (далее - м);
2) в сельских населенных и малых городах - 500 м;
3) расстояние до красной линии от здания (границ участков) в городах - 25 м;
4) в сельских поселениях - 10 м.
8. Расстояние от гаражей и открытых стоянок до территории дошкольной организации при числе легковых автомобилей:
1) десять и менее автомашин - 15 м;
2) от одиннадцати до ста автомашин - 25 м;
3) от ста одного до трехсот автомашин - 50 м;
4) свыше трехсот автомобилей расстояние определяется в порядке, установленном законодательством Республики Казахстан.
9. Расстояние между жилыми зданиями от зданий дошкольных организаций следует принимать на основе расчетов инсоляции и освещенности. В помещениях должна быть обеспечена непрерывная трехчасовая продолжительность инсоляции.
Между длинными сторонами двух-, трехэтажных жилых и общественных зданий следует принимать расстояние не менее 15 м, между четырехэтажными зданиями - не менее 20 м; между длинными сторонами и торцами четырехэтажных зданий, имеющих окна из жилых комнат, не менее 10 м.
10. Размеры земельных участков дошкольных организаций следует принимать из расчета на одно место:
1) до ста мест - 40 квадратных метров (далее - м 2 )
2) свыше ста мест - 35 м 2 ;
3) свыше пятисот мест - 30 м 2 .
11. На земельных участках дошкольных организаций следует предусматривать групповые площадки, общую физкультурную площадку, огород-ягодник, хозяйственную площадку и зеленые насаждения:
1) размеры групповых площадок: для детей ясельного возраста следует принимать 7,5 м 2 на одно место; для детей дошкольного возраста - 7,2 м 2 согласно приложению 1 к настоящим санитарным правилам;
2) групповые площадки для детей дошкольного возраста соединяются кольцевой дорожкой шириной 1,5 м по периметру участка.
12. Детские площадки должны иметь удобную связь с выходами из помещений, соответствующих групповым ячейкам в здании. Площадки для детей ясельного возраста должны размещаться в непосредственной близости от выходов из помещений этих групп.
Оборудование на участках должно соответствовать росту и возрасту детей и быть надежно и устойчиво закреплено. Поверхность оборудования должна быть без выступов и шероховатостей, выступающих болтов. Покрытие должно быть водостойким и хорошо поддаваться очистке. При изготовлении оборудования должны быть использованы материалы согласно реестру веществ и продукций, разрешенных к применению в Республике Казахстан.
13. Групповые площадки следует ограждать кустарником. Площадь озеленения участка должна составлять не менее 50%. Кустарники должны высаживаться на расстоянии не более 5 м; деревья - 10 м от здания, в IV климатическом поясе эти расстояния можно уменьшить и использовать деревья с высокой кроной.
14. Каждая группа должна иметь на площадке теневой навес, площадью 40 м 2 . Полы теневых навесов должны быть изготовлены из теплопроводных материалов (дерево и другие материалы), согласно реестру веществ и продукции, разрешенных к применению в Республике Казахстан.
15. Покрытие групповых площадок для детей ясельного возраста - травяное, для дошкольного возраста - травяное и утрамбованный грунт.
16. Допускается проектировать общий для дошкольных групп огород-ягодник.
17. Физкультурную площадку следует проектировать согласно требованиям действующих СНиП.
Вблизи физкультурной площадки допускается устраивать открытые плавательные бассейны переменной глубины от 0,4-0,6 м и плескательные бассейны глубиной 0,25 м. При открытом плавательном бассейне необходимо предусматривать полный набор помещений в соответствии с требованиями действующих СНиП.
18. Хозяйственная площадка должна быть изолирована, располагаться вблизи пищеблока и прачечной, иметь твердое покрытие (асфальт, бетон) и самостоятельный въезд. Подъезд к хозяйственной площадке на территории не должен пересекать пешеходные дорожки к групповым площадкам.
На хозяйственной площадке допускается размещать овощехранилище размером не менее - 50 м 2 .
Металлические мусоросборники с крышками размещаются на бетонированной или асфальтированной площадке на расстоянии не менее - 25 м от здания организации.
19. Земельный участок дошкольных организаций должен иметь ограждение высотой не менее 1,6 м. По периметру земельного участка должна располагаться полоса деревьев или кустарниковых насаждений.
3. Санитарно-эпидемиологические требования
к зданию дошкольной организации
20. Дошкольные организации должны размещаться в отдельных зданиях высотой не более двух этажей. Проектирование и строительство дошкольных организаций ведется в соответствии с требованиями действующих СНиП.
21. В здании и на участке должен соблюдаться принцип максимальной изоляции отдельных (особенно ясельных) групп друг от друга и от административно-хозяйственных помещений.
22. Наружные входы в здания должны быть с двойными тамбурами, глубиной не менее 1,6 м. Наружная дверь одного из входов должна открываться вовнутрь.
Запрещается установка внутренних дверей с остеклением.
23. Групповые ячейки для детей ясельного возраста должны располагаться преимущественно на первом этаже с отдельным входом в каждую группу.
В состав групповой ячейки для детей ясельного возраста входят приемная, игральная, спальня, туалет и буфетная. В приемной первой группы раннего возраста выделяется место для раздевания родителей и кормления грудных детей матерями.
24. Групповые ячейки для детей дошкольного возраста могут располагаться как на первом, так и на втором этаже. Для детей дошкольного возраста допускается иметь общий вход не более чем на четыре группы.
В состав групповой ячейки для детей дошкольного возраста должны входить раздевальная, групповая, спальня, туалет, буфетная.
25. Ориентацию окон помещений по сторонам горизонта в зданиях дошкольных организаций следует принимать согласно таблице 2 приложения 2 к настоящим санитарным правилам.
26. В помещениях игровых, групповых и спален должно быть обеспечено естественное сквозное или угловое проветривание. В IV климатическом районе сквозное или угловое проветривание должно быть также в помещениях пищеблока и прачечной.
27. Фрамуги и форточки должны быть на окнах в каждом помещении и использоваться во все времена года. Отношение площади фрамуг и форточек к площадке пола должно составлять 1:50. Наружная часть фрамуг должна открываться снизу, внутренняя - сверху. На внутренней части фрамуг должны быть боковые ограничители.
28. Лестницы должны иметь ограждения высотой 1,2 м. Поручни для взрослых должны располагаться на высоте 0,85 м, для детей - 0,5 м. В ограждении лестниц вертикальные элементы должны иметь просвет не более 0,1 м, горизонтальные членения не допускаются.
29. Оснащение основных помещений санитарно-техническим оборудованием должно соответствовать требованиям действующих СНиП, приложению 3 к настоящим санитарным правилам.
30. В дошкольных организациях должны быть залы для музыкальных и гимнастических занятий:
1) до ста сорока мест площадь зала должна быть - 75 м 2 ;
2) от ста сорока до ста девяносто мест - 100 м 2 ;
3) от двухсот восьмидесяти до трехсот тридцати мест, предусматриваются два зала площадью 100 и 50 м 2 или по 75 м 2 каждый;
4) полы в залах должны иметь покрытия, обладающие низкой теплопроводностью (паркет, доски, линолеум на утепленной прокладке);
5) залы не должны быть проходными, разрешается объединение двух залов с помощью раздвижной перегородки. При залах следует предусматривать кладовую 6 м 2 .
31. В зданиях дошкольных организаций может быть плавательный бассейн с ванной 3 х 7 метров и переменной глубиной от 0,6 до 0,8 м. По периметру ванны должен быть борт высотой 0,15 м и шириной 0,3 м, обходные дорожки шириной не менее 0,75 м. Устройство и оборудование плавательных бассейнов должно соответствовать требованиям действующих СНиП и санитарных правил и норм.
32. В составе помещений медицинского пункта должен быть изолятор, который следует размещать на первом этаже с отдельным выходом на участок. Палаты изолятора должны быть непроходными. Число мест в палатах изолятора должно составлять 1,5% от вместимости организации.
33. Помещения пищеблока следует размещать на первом этаже с выходом наружу. Кладовые для хранения овощей и сухих продуктов должны быть изолированы от кухни.
34. Состав и площадь основных и вспомогательных помещений следует принимать согласно требованиям действующих СНиП, в соответствии с таблицей 1 приложения 2 , к настоящим санитарным правилам.
35. Помещения постирочной и гладильной должны быть смежными. Шлюз с окном для сдачи грязного белья должен открываться в сторону постирочной, должна соблюдаться поточность грязного и чистого белья.
36. Не допускается устраивать вход в постирочную напротив помещений групповых ячеек и пищеблока; окна кухни, постирочной и туалетных - под окнами помещений групповых, игральных, спален.
37. Стены и полы помещений дошкольных организаций должны быть гладкими и иметь отделку, допускающую уборку влажным способом.
Поверхности стен основных помещений групповых ячеек, комнат для музыкальных и гимнастических занятий должны иметь матовую фактуру светлых тонов и быть устойчивыми к мытью и дезинфекции. Стены помещений пищеблока, постирочной, гладильной и туалетных комнат следует облицовывать на высоту 1,8 метров глазурованной плиткой.
38. Полы в помещениях групповых и игральных, спален, изолятора должны быть теплыми, без щелей. В помещениях групповых и игральных, размещаемых на первом этаже (I-II климатический пояс), должно быть напольное отопление:
1) покрытие полов помещений групповых, игральных, спален, медицинских помещений, изолятора, коридора должны быть дощатые, паркетные, из линолеума;
2) полы пищеблока, постирочной, гладильной и туалетных комнат выстилаются керамической плиткой;
3) при выборе полимерных материалов для отделки пола и стен следует руководствоваться перечнем полимерных материалов и изделий, разрешенных к применению в Республике Казахстан.
4. Санитарно-эпидемиологические требования
к искусственному и естественному освещению в дошкольных организациях
39. Основные помещения дошкольных организаций должны иметь естественное освещение. Минимальный коэффициент естественной освещенности (далее - КЕО) в групповых, спальных, медицинской комнате, палатах изолятора, в комнате для музыкальных и гимнастических занятий должен быть не менее 1,5%.
40. Освещение вторым светом допускается в помещениях туалетных, приемных, кладовых (кроме кладовых для пищевых продуктов), туалетных для персонала и буфетных.
41. Глубина помещений групповых при одностороннем освещении должна быть не более 6 м. При большей глубине помещений должно быть двустороннее параллельное или угловое расположение окон. Переплеты окон не должны иметь мелких решеток. На подоконниках могут устанавливаться два-три растения высотой не более 15 см. Допускается размещение цветов в подвесных, переносных кашпо высотой 65-70 см от пола.
42. Источники искусственного освещения должны обеспечивать достаточное и равномерное освещение всех помещений в соответствии с требованиями действующих СНиП, приложением 4 к настоящим санитарным правилам.
43. В помещениях должны применяться лампы одного типа: накаливания или люминесцентные. Светильники с лампами должны располагаться параллельно светонесущей стене на расстоянии 1-2 м от наружной стены и 1,5 м от внутренней. В групповых комнатах дошкольного возраста должно быть организовано освещение доски двумя параллельно расположенными ей светильниками, которые устанавливаются выше верхнего края доски на 0,3 м и на 0,6 м в сторону группы.
44. Чистку осветительной арматуры светильников необходимо проводить не реже двух раз в год и своевременно заменять перегоревшие лампы. Неисправные, перегоревшие люминисцентные лампы должны собираться и вывозиться из здания в организации, занимающиеся утилизацией ртутьсодержащих люминисцентных ламп.
Хранение должно осуществляться в небъющейся таре, в отдельном помещении, расположенном в подвале или цокольном этаже дошкольной организации. Помещение должно закрываться на ключ.
За хранением отработанных люминисцентных ламп должно быть закреплено ответственное лицо.
Категорически запрещается выброс отработанных люминисцентных ламп в мусорные контейнера.
45. При использовании ламп накаливания уровень освещенности должен быть 100 люкс. Общая электрическая мощность должна составлять 1800 вольт на квадратный метр (далее - в/м 2 ), а удельная - 30-36 в/м 2 . Допускается использовать типы светильников, разрешенные к применению в учебно-воспитательных организациях согласно сертификатам качества и санитарно-эпидемиологического заключения государственных органов санитарно-эпидемиологической службы.
46. В помещении с постоянным пребыванием детей штепсельные розетки и выключатели должны устанавливаться на высоте 1,8 метров от пола. Искусственное освещение следует включать в соответствии с состоянием уровня естественного освещения, сезоном года.
5. Санитарно-эпидемиологические требования
к санитарно-техническому оборудованию дошкольных организаций
47. Здания дошкольных организаций должны быть оборудованы, водопроводом, иметь горячее водоснабжение и канализацию в соответствии с требованиями действующих СНиП. Качество воды должно соответствовать требованиям действующих стандартов.
48. При отсутствии централизованных поселковых или городских сетей водопровода и канализации вопрос о выборе и устройстве местных систем водоснабжения и канализации решается на основании санитарно-эпидемиологического заключения государственных органов санитарно-эпидемиологической службы на соответствующих территориях.
В неканализованных районах дошкольные организации должны оборудоваться внутренней системой канализации с устройством септика.
49. Подводка горячей воды обязательна в помещениях пищеблока, прачечной, в ясельных групповых раннего возраста, буфетных и туалетных комнатах. К системе горячего водоснабжения должны подключаться нагревательные приборы в шкафах для сушки верхней одежды детей.
50. Высота установки детских санитарных приборов от пола должна быть:
1) умывальников для детей ясельного и младшего дошкольного возраста - 0,4 м;
2) умывальников для детей среднего старшего дошкольного возраста - 0,5 м;
3) ванн на постаментах - 0,6 м;
4) глубокого душевого поддона для детей группы раннего возраста и первой младшей группы (при высоте расположения душевой сетки над днищем поддона - 1,5 м) - 0,6 м;
5) мелкого душевого поддона для детей дошкольного возраста (при высоте, расположения душевой сетки над днищем поддона - 1,6 м) - 0,3 м.
51. Здания должны быть оборудованы системами центрального отопления и вентиляции в соответствии с требованиями действующих СНиП.
52. Теплоснабжение зданий дошкольных организаций следует предусматривать от тепловых сетей центральных (ТЭЦ), районных и местных котельных. В сельских населенных пунктах в одноэтажных зданиях яслей-садов с количеством не более пятидесяти мест, допускается устройство печного отопления в изолированном помещении, с отдельным входом.
Отопительные приборы системы централизованного отопления должны быть ограждены съемными решетками, которые подвергаются обработке моющими и дезинфицирующими средствами. Не допускается устройство ограждений из древесностружечных плит.
53. Температура воздуха в помещениях должна быть дифференцирована в зависимости от назначения помещений и возраста детей, и приниматься согласно требованиям действующих СНиП, приложению 5 к настоящим санитарным правилам.
54. В помещениях игральных и групповых, расположенных на первом этаже, температура поверхности пола в зимний период должна быть не менее плюс 22 о С.
55. Относительная влажность воздуха в помещениях с пребыванием детей принимается 40-55%; в кухне и постирочной - до 60-70%.
56. Помещения с постоянным пребыванием детей должны быть обеспечены чистым свежим воздухом при кратности воздухообмена 1,5.
6. Санитарно-эпидемиологические требования
к оборудованию помещений дошкольных организаций
57. Оборудование дошкольных организаций должно соответствовать росту и возрастным особенностям детей и требованиям действующих стандартов.
58. При расстановке мебели для занятий необходимо соблюдать следующие требования:
1) столы устанавливаются к светонесущей стене при обязательном левостороннем освещении;
2) четырехместные столы устанавливаются не более чем в два ряда, двухместные столы - не более чем в три ряда. Расстояние между рядами столов должно быть не менее 0,5 м;
3) расстояние первого ряда столов от светонесущей стены - 1 м;
4) расстояние от первых столов до доски - 2,5-3 м;
5) высота подвеса нижнего края настенной доски - 0,7-0,8 м;
6) размер настенной доски - 0,75-1,5 м;
7) рассаживать детей следует с учетом состояния здоровья, зрения, слуха.
59. В игровой, ясельной группы, манеж и барьер должны располагаться параллельно окну на расстоянии одного метра от него.
60. В первой группе раннего ясельного возраста рядом с умывальником устанавливается пеленальный стол, вешалка для полотенец и бак для грязного белья, который должен быть промаркирован.
61. Спальня оборудуется стационарными кроватями, имеющими индивидуальную маркировку. Размер кроватей должен соответствовать требованиям действующих стандартов:
1) для детей до трех лет длина кровати 120 сантиметров (далее - см), ширина 60 см с переменной высотой ложа и ограждения;
2) для детей трех-семи лет длина 140 сантиметров, ширина 60 см.
62. В дошкольных группах допускается использовать двухъярусные кровати.
63. Приемные и раздевальные должны быть оборудованы шкафами для верхней одежды детей и персонала, с устройством для просушки одежды и обуви. Шкафы для одежды должны иметь индивидуально промаркированные ячейки с полками для головных уборов и крючками для верхней одежды.
64. В туалетных детских групп устанавливаются настенные или навесные вешалки с индивидуальными ячейками для детских полотенец и предметов личной гигиены; в ясельных группах - шкафы с отдельными гнездами для горшков, имеющих индивидуальную маркировку.
65. Для просмотра телевизионных передач должны использоваться телевизоры с размером экрана не менее 59 см. Высота установки телевизора должна быть 1-1,3 м; высота подвеса экрана диапроектора над полом - не менее 1 м и не более 1,3 м; расстояние от экрана телевизора до зрителей - от 4 до 6 м; от экрана диапроектора - от 1,2 до 2,4 м. Стулья устанавливаются в четыре-пять рядов; расстояние между рядами стульев должно быть 0,5-0,6 м; рассаживать детей следует с учетом роста.
66. Просмотр телевизионных передач, диафильмов, видеофильмов в вечернее время должен проводиться при искусственном общем или местном освещении. В дневные часы окна следует закрыть легкими светлыми шторами. Длительность просмотра телевизионных передач и диафильмов не должна превышать двадцати минут для детей четырех-пяти лет и тридцать минут для детей шести лет.
67. Перечень оборудования для пищеблока и прачечной определяется требованиями действующих СНиП.
7. Санитарно-эпидемиологические требования
к содержанию помещений и участка дошкольных организаций
68. Уборка всех помещений должна проводиться ежедневно влажным способом с применением моющих средств, при открытых окнах и фрамугах. Внутренняя поверхность стекол должна протираться еженедельно, мыться один раз в месяц; наружная - по мере загрязнения, но не реже одного раза в квартал. Полы моются два раза в день; мебель, радиаторы, подоконники, детские шкафчики для одежды - ежедневно протираются и один раз в неделю моются. В комнате для музыкальных и гимнастических занятий уборка должна проводиться после каждого занятия.
69. Генеральная уборка всех помещений должна проводиться ежемесячно и по эпидемиологическим показаниям: мытье полов, осветительной арматуры, окон, дверей, стен проводится с применением моющих и дезинфицирующих средств, согласно реестру веществ и продукций разрешенных к применению в Республике Казахстан.
70. Жалюзийные решетки вытяжных вентиляционных систем должны быть открыты, систематически очищаться от пыли; прикрывать их следует только при резком перепаде температуры воздуха помещений и наружного воздуха.
71. Очистки шахт вытяжной вентиляции должна проводиться два раза в год. Мытье оконных проемов с очисткой стекол с наружной и внутренней стороны должно осуществляться два раза в год (весна и осень).
72. При функционировании групповых ячеек, категорически запрещается проводить капитальный ремонт, а также побелку стен, потолков, оконных рам и других видов ремонтных работ.
73. Вновь приобретенные игрушки должны иметь сертификаты качества и перед употреблением, за исключением мягких, ворсовых, должны мыться с использованием моющего средства с последующим ополаскиванием проточной водой, затем высушиваться на воздухе.
74. Игрушки в первой группе раннего возраста должны мыться два раза в день горячей водой, щеткой, с мылом или 2% раствором питьевой соды в специально предназначенных для этого промаркированных емкостях, затем промываться проточной водой и высушиваться. Игрушки для детей старшего возраста должны мыться ежедневно в конце дня. Кукольная одежда стирается и гладится по мере загрязнения. Емкость для мытья игрушек должна быть маркирована.
75. Мягконабивные игрушки после использования в конце дня должны дезинфицироваться бактерицидными лампами в течение тридцати минут, на расстоянии 25 сантиметров. Пенолатексные, ворсолановые игрушки должны обрабатываться согласно инструкции завода-изготовителя.
Для детей ясельного возраста и для изолятора запрещается приобретение мягконабивных и пенолатексных ворсовых игрушек.
76. Все постельное белье должно быть промаркировано. Необходимо иметь не менее трех комплектов постельного белья и двух смен наматрасников.
77. Смена постельного белья, полотенец проводится по мере загрязнения, не реже одного раза в неделю. Постельное белье и пеленки после употребления складываются в специальные емкости. В конце дня грязное белье в мешках (клеенчатых, матерчатых) доставляется в прачечную. Матерчатые мешки сдаются в стирку, клеенчатые - обрабатываются горячим мыльно-содовым раствором. Мешки и специальные емкости для грязного белья должны быть промаркированы. Постельные принадлежности: матрацы, подушки, одеяла, спальные мешки следует проветривать непосредственно в спальнях при открытых окнах во время каждой генеральной уборки, периодически выносить на воздух. По эпидемиологическим показаниям проводится дезинфекция с использованием камерного метода.
78. Ковры должны ежедневно очищаться пылесосом, а при генеральной уборке, выколачиваться и протираться влажной щеткой, и один раз в год подвергаться химической обработке. Пеленальные столы, детские подкладные клеенки, покрытия манежа, горок, следует мыть водой с мылом два раза в день и по мере загрязнения. В случае загрязнения фекалиями проводится очистка от выделений с применением моющих и дезинфицирующих средств специально выделенной ветошью.
79. Пользование индивидуальными горшками производится под наблюдением обслуживающего персонала. Горшки после употребления промыть в горячей воде (температура не ниже 60 о С), но лучше кипятком. Унитазы, ванны, ручки дверей, пол, краны, панели, ежедневно мыть горячей водой с применением моющих средств.
80. Столы в групповых помещениях, промываются горячей водой с мылом до и после каждого приема пищи, стулья протираются один раз в день.
81. Каждый вид оборудования протирается, моется специальной ветошью, которую после употребления простирывают, просушивают и в сухом виде хранят в специальной промаркированной посуде с крышкой.
82. При регистрации инфекционных заболеваний среди детей и персонала проводится дезинфекция в установленном порядке.
83. При отсутствии канализации в ясельных группах необходимо иметь ведро с крышкой для сбора выделений, емкости с дезинфицирующим раствором для горшков и ведра с чистой водой для их ополаскивания.
84. У входа в здание должны быть скребки, решетки, коврики, щетки, у входной двери каждого помещения должен лежать влажный коврик, которые очищаются и моются после каждого прихода детей.
85. Уборочный инвентарь для туалета (тряпки, ведра, щетки) должен иметь маркировку и храниться в туалетной комнате в специальном шкафу. Весь уборочный инвентарь после использования следует промывать горячей водой с моющими средствами. Дезинфицирующие и моющие средства и их рабочие растворы должны храниться в недоступных для детей местах, в промаркированной темной посуде. На емкости должна быть закреплена бирка, с обязательным проставлением на ней даты приготовления дезинфицирующих растворов.
86. Для предотвращения залета мух в помещения дошкольной организации, окна в пищеблоке, прачечной и туалетных должны быть закрыты сетками.
87. Оборудование участка должно быть в исправном состоянии и ежедневно протираться. Перед игрой песок слегка увлажняется, один раз в неделю перелопачивается. Песок необходимо или заменять один раз в месяц, или обрабатывать кипятком один раз в 7-10 дней и постоянно закрывать щитами.
88. Уборка участка должна проводиться ежедневно; утром за один-два часа до прихода детей и по мере загрязнения территории. В теплое время года при сухой и жаркой погоде перед уборкой следует проводить поливку участка.
89. При отсутствии канализации водонепроницаемые, бетонированные выгребные ямы и мусоросборники следует очищать при заполнении 2/3 их объема и обрабатывать, разрешенными к применению дезинфицирующими средствами. Внутренние поверхности дворовой уборной и ручки дверей ежедневно моются и белятся два раза в месяц с использованием дезинфицирующих средств.
90. Содержание и эксплуатация бассейнов должны соответствовать требованиям действующих нормативных правовых актов и СНиП.
8. Санитарно-эпидемиологические требования
к воздушно-тепловому режиму в дошкольных организациях
91. Сквозное или угловое проветривание проводится в отсутствие детей: до их прихода, во время - занятий в зале, во время прогулки. Длительность проветривания зависит от температуры наружного воздуха, направления ветра, эффективности работы отопительной системы и заканчивается за тридцать минут до возвращения детей в групповые комнаты. Запрещается проветривание через туалеты. Одностороннее проветривание разрешается проводить в присутствии детей. В теплое время года рекомендуется непрерывная аэрация помещения, в холодное время допускается проветривание до снижения температуры воздуха в помещении до плюс 18 о С - плюс 16 о С.
92. В помещениях спален сквозное проветривание должно проводиться в отсутствие детей. В холодное время года фрамуги, форточки следует закрывать за двадцать минут до сна детей; открывать во время сна с одной стороны и закрывать за тридцать минут до подъема. В теплое время года сон проводится при открытых окнах, фрамугах с учетом температуры воздуха в помещении.
93. Контроль температуры воздуха осуществляется с помощью бытового термометра, прикрепленного к внутренней стене на высоте 0,8-1,2 м, в зависимости от роста детей.
94. Прогулки детей на открытом воздухе проводятся не реже двух раз в день в соответствии с программой обучения и воспитания. Для обеспечения высокого оздоровительного эффекта необходимо:
1) не допускать сокращения времени пребывания детей на открытом воздухе, предусмотренного программой;
2) обеспечивать высокую двигательную активность детей во время прогулки при условии рациональной одежды детей .
9. Санитарно-эпидемиологические требования
к организации питания детей
95. Набор помещений пищеблока определяется в соответствии с требованиями действующих СНиП, с учетом проектной вместимости дошкольной организации.
В состав пищеблока входят: кухня с заготовочной и моечной, кладовая для сухих продуктов с холодильной установкой и кладовая для овощей. Моечная, заготовочная и разделочная отделяются от кухни перегородками. Полы в моечной и заготовочной должны иметь трапы с уклоном для стока воды в канализацию.
96. Для обработки и приготовления пищи устанавливается электрическое оборудование, допускается установка газовых плит. Помещение кухни должно быть оборудовано механической вытяжной вентиляцией. В сельских дошкольных организациях до пятидесяти мест допускается применение кухонных плит на твердом топливе с топкой, выходящей в отдельное помещение.
97. В дошкольных организациях для хранения скоропортящихся продуктов должны быть холодильные установки с термометрами. В холодильниках или холодильных установках следует четко определить места для хранения разных видов продуктов.
98. Продукты (смеси) для детей первого года жизни должны храниться в отдельных холодильниках. Овощи должны храниться в овощной кладовой (овощехранилище), сухие продукты в кладовой, оборудованной полками, стеллажами или шкафами. Кладовая должна быть сухой и хорошо проветриваться. Столы должны иметь покрытие цельнометаллической нержавеющей стали или дюралюминия. Столы, покрытые оцинкованным железом, допускаются только для обработки сырого мяса и рыбы. Для теста должны быть столы с деревянными крышками из твердых пород дерева с гладко выструганной поверхностью.
99. Набор разделочных досок, ножей их маркировка, условия хранения и дезинфекционной обработки должны соответствовать требованиям действующих нормативных документов.
100. Отходы и отбросы собираются в металлических ведрах с крышками или педальных бачках, очистка которых проводится по мере заполнения их не более 2/3 объема. В конце дня ежедневно ведра и бачки должны очищаться, промываться 2% раствором кальцинированной соды, затем ополаскиваться горячей водой и просушиваться.
101. Допускается использование эмалированной кухонной посуды, из нержавеющей стали, чугуна (сковороды), нелуженого железа (противни) качество и область применения которой подтверждается сертификатом. Кухонная посуда должна храниться на специальных полках или стеллажах, мелкий инвентарь - в шкафах.
102. Для мытья кухонной посуды должны быть установлены моечные ванны с подводкой к ним горячей и холодной воды. В месте присоединения ванны к канализации предусматривается воздушный разрыв.
103. В помещениях пищеблока ежедневно производится уборка помещений с применением моющих средств, один раз в месяц - генеральная уборка с последующей дезинфекцией всех помещений, оборудования и инвентаря.
104. Разделочный инвентарь (доски, лопатки мешалки), кухонная посуда моются горячей водой (50 о С) с применением моющих средств, разрешенных к применению в Республике Казахстан, ополаскиваются горячей водой, затем просушиваются на стеллажах.
Металлический инвентарь следует после мытья прокаливать в духовом шкафу; мясорубки после использования разбирают, промывают, обдают кипятком и просушивают. Мочалки, ветошь после мытья посуды, кухонного инвентаря и столов промывают, кипятят в течение двадцати пяти минут, просушивают и хранят в закрытой посуде. Щетки, ерши промывают и хранят в специально выделенном месте.
105. В дошкольных организациях проводятся мероприятия по борьбе с мухами:
1) санитарно-профилактические: засетчивание окон, форточек, дверей сеткой с размером ячеек не более 2-1,2 мл. Соблюдение санитарного режима, сбора временного хранения, вывоза и утилизации отходов с территории дошкольных организаций;
2) истребительные - с использованием дезинфицирующих средств согласно реестру веществ и продукций разрешенных к применению в Республике Казахстан.
Дератизационные и дезинсекционные мероприятия проводятся организациями, имеющими лицензию на указанный вид деятельности.
106. Все пищевые продукты, поступающие в дошкольную организацию, должны иметь сертификат соответствия или другие документы, подтверждающие безопасность продукции. Сырые и готовые продукты, необходимо хранить раздельно.
Условия хранения и сроки реализации скоропортящихся продуктов выполняются в соответствии с требованиями санитарных правил и норм, утвержденных приказом Главного государственного санитарного врача Республики Казахстан от 1 августа 2002 года N 32, зарегистрированных в Министерстве юстиции от 30 сентября 2002 года за N 1989 "Об утверждении санитарных правил и норм "Санитарно-гигиенические требования к условиям хранения и срокам реализации скоропортящихся пищевых продуктов".
107. Запас овощей должен быть предусмотрен не более чем на двадцать дней, сыпучих продуктов не более, чем на тридцать дней. Сыпучие продукты должны храниться в сухом, проветриваемом помещении в емкостях с плотно закрывающимися крышками или в мешочной таре на стеллажах на расстоянии не менее 15 см от пола и 20 см от стены.
108. Хлеб должен храниться на полках в шкафах, раздельно белый и черный; расстояние нижней полки от пола должно быть не менее 35 см. Дверки в шкафах должны иметь отверстия для вентиляции. Полки очищаются от крошек специальными щетками и протираются ветошью, смоченной в 1% растворе столового уксуса.
109. Питание детей должно быть полноценным, разнообразным по составу продуктов, полностью удовлетворять физиологические потребности растущего организма основными пищевыми веществами, строиться на основании рекомендуемых семи и десяти дневных меню по картотеке блюд.
110. Медицинские работники должны принимать участие:
1) в составлении каждодневного меню и следить за правильностью кулинарной обработки, полнотой закладки продуктов, выходом блюд и вкусовыми качествами готовых блюд;
2) проводить С-витаминизацию третьих блюд, контролировать правильность хранения, соблюдение сроков реализации продуктов и санитарное состояние пищеблока.
111. Готовая пища выдается после снятия пробы, оценки и записи в бракеражном журнале готовых блюд. Необходимо оценить вкусовые качества каждого блюда и указать соответствие веса и объема раздаваемых блюд количеству, приведенному в меню.
112. Для проверки выхода блюд взвешивается десять порций. Подсчет ингредиентов и калорийности пищи проводится медицинским работником один раз в месяц.
113. При приготовлении пищи должны соблюдаться следующие правила:
1) обработка сырых и вареных продуктов должна проводиться на разных столах с использованием соответственно промаркированного разделочного инвентаря;
2) мясо-костные бульоны процеживаются;
3) сырые овощи для салатов обрабатываются и разделываются на столах и досках с маркировкой «ВО» - вареные овощи;
4) мясорубок должно быть две: одна - для сырых продуктов, другая - для вареных продуктов;
5) котлеты, биточки из мясного или рыбного фарша должны обжариваться с обеих сторон не менее десяти минут и зажариваться в духовом шкафу до готовности при температуре 220-250 о С;
6) вареное мясо, используемое для первых и вторых блюд должно подвергаться вторичной термической обработке (кипячение в бульоне, соусе, обжарка в духовом шкафу) в течение десяти минут, при температуре в духовке 220-250 о С;
7) запеканки, омлеты пропекаются в духовом шкафу при температуре 220-250 о С в течение пяти-шести минут;
8) первые и вторые блюда могут находиться на горячей плите не более двух-трех часов;
9) прокисшее молоко может быть использовано только для приготовления теста;
10) запрещается изготовление: простокваши, творога и других кисломолочных продуктов, блинчиков с мясом, макарон по-флотски, зельцев, кондитерских изделий с кремом; напитков, морсов, фаршмаков, изделий во фритюре, студней, паштетов, использование непастеризованного молока, творога и сметаны без кипячения или термической обработки; яиц и мяса водоплавающей птицы, консервированных продуктов домашнего приготовления. Сметана и творог, выработанные молокоперерабатывающими организациями в мелкой фасовке, не требуют специальной термической обработки.
114. При кулинарной обработке продуктов следует соблюдать правила сохранения витаминов: кожуру овощей чистить тонким слоем, не проводить очистку овощей на ночь, не держать очищенные овощи в воде более 1,5 часов, закладывать их для приготовления в кипящую воду.
Витаминизацию готовых блюд аскорбиновой кислотой следует осуществлять в соответствии с действующей инструкцией по проведению С-витаминизации. Витаминизацию компотов рекомендуется проводить после их охлаждения до температуры 12-15 0 С, перед их реализацией, в кисели раствор аскорбиновой кислоты вводят при его охлаждении до температуры 30-35ҮС с последующим перемешиванием и охлаждением до температуры реализации. Суточная норма витамина - С для детей ясельного возраста 50 миллиграмм, а для детей дошкольного возраста - 70 миллиграмм.
115. Транспортировку пищевых продуктов необходимо проводить в специально оборудованном автотранспорте. На автотранспорт должен быть санитарный паспорт, у экспедитора специальная одежда и личная медицинская книжка. Тара для продуктов должна быть промаркирована и использована по назначению, после употребления очищаться, промываться горячей водой с 2% раствором кальцинированной соды, ополаскиваться, просушиваться и храниться на стеллажах.
116. В дошкольной организации должна использоваться фаянсовая, фарфоровая столовая и чайная посуда, столовые приборы из нержавеющей стали. Посуда должна быть индивидуальная для каждой группы и храниться в буфете. Не допускается употребление посуды с отбитыми краями, пластмассовой посуды и приборов из алюминия.
117. Для мытья столовой посуды в буфетах устанавливаются двухгнездные мойки с соответствующей маркировкой. В местах присоединения моечных ванн к канализиции должны быть воздушные разрывы. Первоначально моется чайная посуда при температуре 50-60 о С с добавлением в первое гнездо разрешенных моющих средств. Затем мойка ополаскивается и моется столовая посуда. При мытье посуды необходимо тщательно очистить ее от остатков пищи, промыть в первом гнезде мойки горячей водой при температуре 50-60 о С с добавлением моющих средств, во второй мойке произвести ополаскивание посуды проточной водой при температуре не ниже 65 о С и просушить на полках-решетках. При отсутствии специальной мойки и проточной воды посуда моется в трех тазах в горячей воде с добавлением разрешенных моющих средств, вымытая посуда ополаскивается в горячей воде с последующим просушиванием.
118. Столовые приборы: ложки, вилки моются с добавлением разрешенных моющих средств, ополаскиваются горячей водой температурой 65 о С и просушиваются. Соски промываются, кипятятся пятнадцать минут и хранятся в стеклянной посуде с закрытой крышкой. Бутылочки для молочных смесей промываются теплой проточной водой с помощью ерша и обезжиривающих средств (горчица, питьевая сода), затем кипятятся пятнадцать минут и хранятся в промаркированной закрытой эмалированной таре. Ветошь для мытья столовой посуды простирывается, сушится и хранится в сухом виде в открытой эмалированной таре.
Для обеззараживания посуды по эпидемиологическим показаниям в каждой группе устанавливается сухожаровой шкаф или емкость для замачивания посуды в дезинфицирующем растворе.
119. Для сбора пищевых отходов в групповых помещениях должны быть выделены специальные педальные бачки. После каждого приема пищи бачки очищаются и промываются раствором кальцинированной соды, ополаскиваются горячей водой и просушиваются.
120. Работники пищеблока должны обеспечиваться специальной одеждой (далее - спецодежда) и необходимыми условиями для соблюдения правил личной гигиены.
Работники пищеблока должны строго выполнять следующие правила личной гигиены:
1) перед заступлением на работу верхнюю одежду убирать в шкаф, тщательно мыть руки горячей водой с мылом и щеткой;
2) в столовой работать только в чистой спецодежде, неукоснительно соблюдая правила ее ношения;
3) при выходе из столовой, при посещении туалета снимать спецодежду, по возвращении в столовую тщательно мыть руки горячей водой с мылом и щеткой, после чего надевать спецодежду.
10. Санитарно-эпидемиологические требования
к медицинскому обслуживанию детей и персонала
121. Дошкольные организации укомплектовываются квалифицированными кадрами медицинских работников, в соответствии с постановлением Правительства Республики Казахстан от 4 ноября 2002 года за N 1168 "Об утверждении типовых штатов работников организаций образования". см. P080077
При отсутствии медицинского работника медико-санитарное обеспечение детей, осуществляется территориальной амбулаторно-поликлинической организацией здравоохранения.
122. В дошкольных организациях проводятся углубленные профилактические медицинские осмотры и лабораторные обследования детей в порядке, установленном уполномоченным органом в области санитарно-эпидемиологического благополучия населения Республики Казахстан.
123. Дети, педагогический и обслуживающий персонал должны получать профилактические прививки в установленном порядке.
При регистрации среди детей и персонала инфекционных заболеваний, руководством дошкольной организации, его персоналом и медицинскими работниками проводятся противоэпидемические мероприятия в сроки и объеме установленными государственными органами санитарно-эпидемиологической службы.
124. Работники пищеблока должны ежедневно осматриваться медицинской сестрой на наличие гнойничковых заболеваний с обязательной отметкой в специальном журнале.
Не допускаются или немедленно отстраняются от работы, работники в дошкольной организации, больные или с подозрением на инфекционное заболевание.
125. В дошкольной организации необходимо вести учетно-отчетную документацию согласно приложению 6 к настоящим санитарным правилам.
126. Обслуживающий персонал дошкольной организации должен иметь специальную одежду: костюм, халат, сменную обувь, косынки, колпак, фартук, которые хранятся в отдельном шкафу. Перед входом в туалетную комнату следует снимать халат и после выхода тщательно мыть руки с мылом. Пользоваться детской туалетной комнатой персоналу запрещается.
127. Не допускается прием лиц на работу в дошкольные организации, включая столовые, без личной медицинской книжки, где отмечаются результаты всех медицинских осмотров и обследований, о прохождении гигиенического обучения и допуск к работе.
11. Санитарно-эпидемиологические требования
к правилам приема детей в дошкольную организацию
128. Перед поступлением в дошкольную организацию ребенок должен пройти медицинский осмотр, при необходимости оздоровление. При переводе ребенка из одной организации в другую, выписка из истории развития составляется врачом или участковым педиатром.
129. При поступлении ребенка в дошкольную организацию врач, собирает у родителей сведения об особенностях его развития и поведения, дает оценку состоянию здоровья, физическому и нервно-психическому развитию и совместно с педагогом устанавливает индивидуальные назначения по режиму дня, а также питанию и оздоровительным мероприятиям.
Сведения о состоянии здоровья ребенка вносятся в медицинскую карту.
130. Ежедневный утренний прием детей проводиться воспитателем с опросом родителей о состоянии здоровья ребенка, осмотром зева, кожи, измерением температуры тела. Температура измеряется в ясельных группах всем детям, в дошкольных группах - по показаниям. Выявленные при утреннем фильтре больные и дети с подозрением на заболевание, в дошкольную организацию не принимаются. Дети, заболевшие в течение дня, переводятся в изолятор до прихода родителей, в экстренных случаях госпитализируются в лечебно-профилактическую организацию.
131. После перенесенного заболевания или отсутствия по другим причинам трех и более дней дети принимаются в дошкольную организацию при наличии справки участкового врача-педиатра с указанием диагноза, длительности заболевания, проведенного лечения, сведений об отсутствии контакта с инфекционными больными.
132. Утренний туалет детей должен проводиться дома, родители должны приводить детей чистыми, опрятно одетыми. Навыки соблюдения правил личной гигиены у детей формируются родителями и педагогическим персоналом дошкольной организации .
133. Дети должны быть обеспечены индивидуальными промаркированными постельными принадлежностями, полотенцами, предметами личной гигиены (зубные щетки, расчески, мочалки). Индивидуальные зубные щетки и посуда для полоскания рта должны храниться в открытых ячейках в помещении, изолированном от санитарного блока.
12. Санитарно-эпидемиологические требования к организации
режима дня, физического и гигиенического воспитания детей
134. Режим дня должен соответствовать гигиеническим нормам длительности сна, отдыха, пребывания на свежем воздухе, проведения учебных занятий, организации рационального питания, физического воспитания с учетом возрастных особенностей детей.
Организация всех видов деятельности и отдыха в течение дня строится на основе программы воспитания и развития детей в дошкольной организации.
Примерный режим дня для детей дошкольного возраста, следует принимать согласно приложению 7 к настоящим санитарным правилам.
135. При планировании деятельности детей рекомендуется равномерно распределять учебную нагрузку в течение дня, недели, года.
136. В начале учебного года в подготовительной группе следует определить функциональную готовность детей к обучению. Для детей, не готовых к обучению, имеющих дефекты развития речи и часто болеющих простудными заболеваниями следует предусмотреть в режиме специальные занятия со специалистами и необходимые лечебно-оздоровительные мероприятия.
137. Основу двигательного режима составляют занятия физическими упражнениями и играми в различных формах и самостоятельная двигательная деятельность детей. Работа по физическому воспитанию должна проводиться воспитателями групп, инструкторами по физкультуре под контролем медицинских работников.
138. Медицинский и педагогический контроль за физическим воспитанием проводится в виде:
1) динамического наблюдения за состоянием здоровья, физическим развитием детей и оценкой эффективности физического воспитания, проводимого при плановых профилактических осмотрах детей врачами дошкольных организаций или детских поликлиник;
2) слежения за организацией двигательного режима, методиками проведения занятий физическими упражнениями и закаливающими процедурами;
3) санитарно-просветительной работы по вопросам физического воспитания среди персонала дошкольной организации, родителей, проводимой врачом, медицинской сестрой, руководителем организации, воспитателями, методистом.
139. Гигиеническое обучение и воспитание детей дошкольного возраста должно осуществляться систематически с учетом динамики физического и психического развития, становления функций растущего организма.
Задачей гигиенического обучения и воспитания является формирование осознанных культурно-гигиенических навыков.
140. Основной формой гигиенического воспитания и обучения дошкольников является практическая деятельность по разделам:
1) физического воспитания: укрепление здоровья, привитие навыков выполнения зарядки, закаливания, активного двигательного режима;
2) нравственного воспитания: культуры поведения, сознательного отношения к здоровью;
3) трудового и эстетического воспитания: привитие трудовых навыков, навыков самообслуживания, формирование потребности выполнять гигиенические рекомендации.
141. У детей должны быть сформированы навыки по соблюдению правил гигиены тела, ротовой полости, правилам хранения и пользования предметами личной гигиены, приема пищи, купания.
Приложение 1
к санитарным правилам и нормам
"Санитарно-эпидемиологические
требования к устройству,
содержанию дошкольных организаций"
Наполняемость групп дошкольной
организаций с учетом возраста детей
_________________________________________________________________________
| Группы | Возраст | Количество детей
-------------------------------------------------------------------------
1 Ясельные:
группа раннего возраста от одного года до двух лет 10
первая младшая группа от двух до трех лет не более 20
-------------------------------------------------------------------------
2 Дошкольные:
вторая младшая группа от трех до четырех лет не более 25
средняя группа от четырех до пяти лет не более 25
старшая группа от пяти до шести лет не более 25
подготовительная группа от шести до семи лет не более 25
_________________________________________________________________________
Приложение 2
к санитарным правилам и нормам
"Санитарно-эпидемиологические
требования к устройству,
содержанию дошкольных организаций"
Состав и площади помещений зданий
дошкольных организаций
Таблица 1
________________________________________________________________________
Наименование | Площадь помещений кв.м. при проектной мощности |
помещений |-------------------------------------------------|
| 50 | 95 | 140 | 190 | 280 | 330 |
------------------------------------------------------------------------|
Помещение групповых ячеек ясельных групп
приемная 18 18 18 18 18 18
игральная 50 50 50 50 50 50
спальная 50 36 36 36 36 36
туалетная 16 12 12 12 12 12
буфетная 3 3 3 3 3 3
------------------------------------------------------------------------
Помещение групповых ячеек дошкольных групп
приемная 18 18 18 18 18 18
групповая 50 50 50 50 50 50
спальная 50 50 50 50 50 50
туалетная 10 16 16 16 16 16
буфетная 3 3 3 3 3 3
------------------------------------------------------------------------
Медицинские помещения
медицинский кабинет 6 8 8 8 10 10
процедурный кабинет - - - 8 8 8
изолятор: приемная 2 2 2 4 6 6
палата 6 6 6 6 12 12
туалетная 2 2 2 2 4 4
физиокабинет - 2 2 2 2 2
------------------------------------------------------------------------
Помещения пищеблока
кухня с раздаточной 15 23 23 28 30 30
заготовочный цех 6 8 8 12 14 14
моечная кухонной посуды 4 4 4 5 6 6
охлаждаемая камера - - - - 9 9
кладовая сухих продуктов 7 8 8 11 6 6
кладовая овощей 4 4 4 5 8 8
загрузочная - 4 4 5 6 6
------------------------------------------------------------------------
Прачечная
стиральная 12 14 14 16 18 16
гладильная - 10 10 12 12 12
------------------------------------------------------------------------
Служебно-бытовые помещения
кабинет заведующего 10 10 10 9 9 9
кабинет завхоза - - - 6 6 6
комната персонала - 8 8 10 12 12
хозяйственная кладовая 4 5 5 8 12 12
кладовая чистого белья 4 6 6 8 10 10
комната кастелянши - - - - 6 6
душевая - 2 2 2 2 2
уборная для персонала 3 3 3 3 6 6
методический кабинет 8 10 10 15 15 15
кабинет психолога 6 8 8 8 10 10
_______________________________________________________________________
Ориентация окон помещений по сторонам
горизонта в здании дошкольной организаций
Таблица 2
__________________________________________________________________________
N | Помещения |Расчетные географические | южнее 45 о
п/п| |пояса северной широты 60-45 о |
| |----------------------------|---------------------
| |оптимальная|допустимая в |оптимальная|допустимая
| | |азимутах | |в азимутах
--------------------------------------------------------------------------
1. Групповая, игральная Ю от 65 до Ю от 25 о
до 335 о
2. Спальня В любая С любая
3. Зал для музыкальных,
гимнастических занятий Ю любая Ю любая
4. Помещения пищеблока С любая С любая
5. Прогулочная веранда В любая В любая
_____________________________________________________________________________________________
При ориентации окон групповых, игральных, спален, залов, палат изолятора, кухни на азимуты 200-275 о для районов 60-45 северной широты и на 90-290 о для районов 45 о южной широты необходимо использовать солнцезащитные устройства. В качестве солнцезащитных средств рекомендуются жалюзи, козырьки, шторы из хлопчатобумажных тканей, обладающих светопропускными и светорассеивающими свойствами.
Приложение 3
к санитарным правилам и нормам
"Санитарно- эпидемиологические
требования к устройству,
содержанию дошкольных организаций"
Состояние обеспеченности санитарно-техническим
оборудованием дошкольных организаций
_______________________________________________________________
N | Помещение| Умывальник | Унитазы | слив |водо-|ванна |
п/п| |--------------|-----------|(видуар)|раз- |с ком-|
| |детский|взрос-|детс-|взрос|со смеси|бор- |бини- |
| |с туа- |лые со|кий |лый |телем |ный |рован-|
| |летным |смеси-| | | |кран |ным |
| |краном |телем | | | | |смеси-|
| | | | | | | |телем |
---------------------------------------------------------------|
1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 | 8 | 9 |
---------------------------------------------------------------
1 Буфетная - - - - - - -
2 Туалетная 2 1 1 1 1 - -
ясельных
групп
3 Туалетная 4 - 3 1 - - -
дошкольных
групп
4 Зал бассейна - - - - 1 -
5 Душевая и 1 - 1 - - - -
уборная при
раздевальных
бассейна
6 Медицинская - 1 - - - - -
комната
7 Приемная - - - - - - -
изолятора
8 Палаты-
изолятора 1 - - - - - -
9 Туалетная - 1 - - 1 - -
изолятора
10 Уборная - 1 - 1 - - -
персонала
11 Душевая - - - - - - -
___________________________________________________________________
Продолжение таблицы
______________________________________
N | Помещение|поддон |мойка|Полотенце|
п/п| |с душе-|двух-|сушитель |
| |вой |камер| |
| |сеткой |ная с| |
| |на гиб-|смеси| |
| |ком |телем| |
| |шланге | | |
--------------------------------------|
1 | 2 | 10 | 11 | 12 |
--------------------------------------
1 Буфетная - 1 -
2 Туалетная 1 глу- - 1
ясельных бокий
групп
3 Туалетная 1 - 1
дошкольных
групп
4 Зал бассейна - - -
5 Душевая и 2 - -
уборная при
раздевальных
бассейна
6 Медицинская - - -
комната
7 Приемная - 1 -
изолятора
8 Палаты-
изолятора - - -
9 Туалетная 1 - 1
изолятора
10 Уборная - - -
персонала
11 Душевая 1 - -
____________________________________________________________________
Приложение 4
к санитарным правилам и нормам
"Санитарно- эпидемиологические
требования к устройству,
содержанию дошкольных организаций"
Уровень искусственной освещенности помещений
дошкольных организаций
_________________________________________________________________________
Наименование помещений |Рабочая поверхность| Наименьшая |Удельная мощ-
|в метрах |освещенность,ЛК|ность, вт/м 2
| |---------------|-------------
| | ЛЛ | ЛН | ЛЛ | ЛН
-------------------------------------------------------------------------
1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6
-------------------------------------------------------------------------
Приемные 0,8 от пола 200 100 13 32-36
Раздевальные на уровне пола 200 100 13 32-36
Групповые и игральные, 0,5 от пола 200 100 13 32-36
столовые, комнаты для
музыкальных и
гимнастических занятий
Спальные, веранды 0,5 от пола 75 30 5 9,6
Изоляторы, палата для
заболевших детей 0,5 от пола 150 75 10 24
____________________________________________________________________________
Осветительная арматура должна обеспечивать равномерный рассеянный свет. При люминесцентном освещении применяются светильники типа ЛП001, ЛП002, ЛП010, ЛП013, ЛП021, ЛП028, Л201Г220, Л201Б420, Л201Г240, Л201Г220, ЛП030, ЛП031, ЛП025 и ЛП02. Общая электрическая мощность помещения должна составлять 900 ватт, а удельная - 15-18 вт/м 2 .
Приложение 5
к санитарным правилам и нормам
"Санитарно- эпидемиологические
требования к устройству,
содержанию дошкольных организаций"
Оптимальная температура воздуха
в помещениях дошкольных организаций
_______________________________________________________________________
Помещения |Расчетная температура |Кратность обмена |
| воздуха, о С |воздуха |
|----------------------|-----------------|
|III-клима-|в IV-клима-|приток |вытяжка |
|тический |тическом | | |
|район |районе | | |
-----------------------------------------------------------------------|
Групповая, раздевальная и 22 21 - 1,5
группы раннего возраста и
первой младшей группы
Групповые, раздевальные:
второй младшей группы 21 20 - 1,5
средней и старшей групп 20 19 - 1,5
Спальня:
ясельных групп 21 20 - 1,5
дошкольных групп 19 16 - 1,5
Туалетные:
ясельных групп 22 21 - 1,5
дошкольных групп 20 19 - 1,5
Буфетные 16 16 - 1,5
Залы для музыкальных и
гимнастических занятий 19 18 - 1,5
Помещения бассейна для По расчету, не
обучения детей плаванию 30 30 менее 50м з /ч
на 1-ребенка
Медицинские помещения 22 21 - 1
Служебно-бытовые помещения 18 17 - 1
Кухня 15 15 по расчету
Стиральная 18 18 5 5
Гладильная 16 16 5 5
Физиотерапевтический кабинет, 28 - - 1,5
кабинет массажа
______________________________________________________________________
Приложение 6
к санитарным правилам и нормам
"Санитарно- эпидемиологические
требования к устройству,
содержанию дошкольных организаций"
Учетно-отчетная медицинская документация
детских дошкольных организаций
Учетно-отчетная медицинская документация:
1) медицинская карта ребенка Ф 026/у;
2) журнал учета приема детей в ясли-сад Ф 122/у;
3) табель учета ежедневной посещаемости детей в ясли-садах Ф 123/у;
4) дневник группы - учетная форма N 127;
5) журнал учета прививок Ф 064/у;
6) карта профилактических прививок Ф 063/у;
7) журнал учета инфекционных заболеваний Ф 060/У;
8) книга учета контактов с острыми инфекционными заболеваниями - учетная форма N 61;
9) контрольная карта диспансерного наблюдения Ф 030/У;
10) журнал соматической заболеваемости;
11) журнал медицинского наблюдения капельных заболеваний;
12) журнал углубленных медицинских осмотров (акт специалистов);
13) журнал открытых флаконов и уничтожения остатков вакцин;
14) журнал учета прихода вакцин и шприцев;
15) журнал движения бактериальных препаратов;
16) журнал учета температурного режима в холодильниках;
17) журнал поствакцинальных осложнений;
18) ежемесячный лист записи питания - учетная форма N 1;
19) журнал здоровья для работников пищеблока;
20) журнал С-витаминизации;
21) бракеражный журнал готовой продукции;
22) журнал "Перспективное меню";
23) журнал гнойничковых заболеваний;
24) журнал регистрации лиц обследованных на гельминты;
25) журнал осмотра лиц на педикулез и чесотку;
26) журнал регистрации карантинов;
27) журнал постоянных и длительных медицинских отводов;
28) журнал туберкулино "+" лиц;
29) списки детей групп риска;
30) папка с аннотациями к вакцинам;
31) приказы, инструкции;
32) журнал проведения генеральных уборок;
33) журнал кварцевания кабинета.
Приложение 7
к санитарным правилам и нормам
"Санитарно- эпидемиологические
требования к устройству,
содержанию дошкольных организаций"
Примерный режим дня для детей дошкольного возраста
_____________________________________________________________
Компонент режима | Возрастные группы, лет
|----------------------------------
| 2-3 | 3-4 | 4-5 |
-------------------------------------------------------------
Дома (подъем, туалет) 6.30-7.30 6.30-7.30 6.30-7.30
Прием, осмотр, игры,
утренняя гимнастика 7.00-8.00 7.00-8.20 7.00-8.30
Завтрак 8.00-8.30 8.20-8.55 8.30-9.00
Игры, подготовка к 8.30-9.00 8.55-9.20 9.00-9.15
занятиям
Занятия (включая перерывы) 9.00-9.30 9.20-10.00 9.15-10.00
Подготовка к прогулке 9.30-9.50 10.00-10.20 10.00-10.20
Прогулка 9.50-11.30 10.20-12.00 10.20-12.10
Возвращение с прогулки 11.30-11.50 12.00-12.20 12.10-12.30
Обед 11.50-12.30 12.20-13.00 12.30-13.00
Сон 12.30-15.00 13.00-15.10 13.00-15.10
Постепенный подъем,
воздушные, водные
процедуры 15.00-15.30 15.10-15.40 15.10-15.40
Полдник 15.30-16.00 15.40-16.00 15.40-16.00
Игры, самостоятельная 16.00-16.20 16.00-16.30 16.00-16.30
деятельность
Подготовка к прогулке 16.20-16.40 16.30-16.50 16.30-16.50
Прогулка 16.40-18.00 16.50-18.00 16.50-18.00
Возвращение с прогулки 18.00-18.20 18.00-18.20 18.00-18.20
Ужин 18.20-18.45 18.20-18.45 18.20-18.45
Уход детей домой 18.45-19.00 18.45-19.00 18.45-19.00
Дома
Прогулка 19.00-19.50 19.00-20.00 19.00-20.10
Спокойные игры,
гигиенические процедуры 19.50-20.20 20.00-20.30 20.10-20.40
Укладывание, ночной сон 20.00-6.30 20.30-6.30 20.40-6.30
(7.30) (7.30) (7.30)
____________________________________________________________________
Продолжение таблицы
_________________________________________________
Компонент режима | |
|----------------------|
| 5-6 | 6-7 |
-------------------------------------------------|
Дома (подъем, туалет) 6.30-7.30 6.30-7.30
Прием, осмотр, игры,
утренняя гимнастика 7.00-8.30 7.00-8.30
Завтрак 8.30-8.55 8.30-8.55
Игры, подготовка к 8.55-9.10 8.55-9.10
занятиям
Занятия (включая перерывы) 9.10-10.10 9.10-11.00
Подготовка к прогулке 10.10-10.30 11.00-11.15
Прогулка 10.30-12.35 11.15-13.00
Возвращение с прогулки 12.35-12.50 13.00-13.15
Обед 12.50-13.20 13.15-13.35
Сон 13.20-15.20 13.35-15.25
Постепенный подъем,
воздушные, водные
процедуры 15.20-15.50 15.25-15.50
Полдник 15.50-16.10 15.50-16.05
Игры, самостоятельная 16.10-16.40
деятельность
Подготовка к прогулке 16.40-17.00 16.05-18.00
Прогулка 17.00-18.00
Возвращение с прогулки 18.10-18.20 18.00-18.15
Ужин 18.20-18.45 18.15-18.40
Уход детей домой 18.45-19.00 18.40-19.00
Дома
Прогулка 19.00-20.15 19.00-20.15
Спокойные игры,
гигиенические процедуры 20.15-20.45 20.15-20.45
Укладывание, ночной сон 20.45-6.30 20.45-6.30
(7.30) (7.30)
_____________________________________________________________________