В соответствии с подпунктом 7) пункта 1 статьи 16 Закона Республики Казахстан "О правоохранительной службе" ПОСТАНОВЛЯЮ:
1. Утвердить прилагаемый Этический кодекс сотрудников правоохранительных органов, органов гражданской защиты и государственной фельдъегерской службы Республики Казахстан.
2. Настоящий Указ вводится в действие со дня его первого официального опубликования.
Президент Республики Казахстан | К. Токаев |
УТВЕРЖДЕН Указом Президента Республики Казахстан от 2 января 2023 года № 81 |
Этический кодекс сотрудников правоохранительных органов, органов гражданской защиты и государственной фельдъегерской службы Республики Казахстан
Глава 1. Общие положения
1. Настоящий Этический кодекс сотрудников правоохранительных органов, органов гражданской защиты и государственной фельдъегерской службы Республики Казахстан (далее – Кодекс) разработан в соответствии с подпунктом 7) пункта 1 статьи 16 Закона Республики Казахстан "О правоохранительной службе" и определяет единые этические принципы и требования к поведению сотрудников правоохранительных органов, органов гражданской защиты и государственной фельдъегерской службы Республики Казахстан (далее – сотрудники).
2. Служба в правоохранительных органах, органах гражданской защиты и государственной фельдъегерской службе Республики Казахстан является выражением особого доверия со стороны общества и государства и предъявляет высокие требования к нравственности и морально-этическому облику сотрудников.
Целью настоящего Кодекса является установление единых требований к поведению сотрудников с учетом особенностей правоохранительной службы и ограничений, связанных с ее прохождением.
Кодекс призван содействовать укреплению авторитета правоохранительной службы, доверия граждан к государству, формированию высокой культуры взаимоотношений на правоохранительной службе и созданию атмосферы добропорядочности, обеспечить единую нравственно-моральную основу поведения сотрудников, повысить эффективность выполнения сотрудниками своих должностных обязанностей, а также направлен на предупреждение случаев неэтичного поведения сотрудников.
Успешная реализация стоящих перед правоохранительными органами, органами гражданской защиты и государственной фельдъегерской службой Республики Казахстан задач по соблюдению и защите прав и свобод человека и гражданина, законных интересов физических и юридических лиц, государства должна осуществляться только на основе высокого профессионализма, честности и неподкупности сотрудников, их независимости и беспристрастности, способности противостоять любым попыткам неправомерного воздействия на результаты служебной деятельности.
Являясь представителями власти, сотрудники должны быть верными присяге, глубоко осознавать свою личную ответственность перед обществом и государством и быть приверженными проводимой государственной политике.
3. Текст Кодекса размещается в зданиях правоохранительных органов, органов гражданской защиты и государственной фельдъегерской службы Республики Казахстан в местах, доступных для всеобщего обозрения.
4. Требования служебной этики, установленные настоящим Кодексом, обязательны для всех сотрудников.
Лицо после поступления на службу в правоохранительные органы, органы гражданской защиты и государственной фельдъегерской службы Республики Казахстан подлежит в трехдневный срок ознакомлению в письменной форме с текстом настоящего Кодекса.
Глава 2. Этические принципы правоохранительной службы
5. Служебная этика сотрудников основывается на этических принципах государственной службы, установленных в Этическом кодексе государственных служащих Республики Казахстан, утвержденном Указом Президента Республики Казахстан от 29 декабря 2015 года № 153, и специальных этических принципах правоохранительной службы.
6. К специальным этическим принципам правоохранительной службы относятся:
1) офицерская честь – главное внутреннее достоинство сотрудника, его доблесть, благородство души и чистая совесть, репутация честного сотрудника, доброе имя, личный авторитет, которые проявляются в верности гражданскому и служебному долгу, принятым нравственным обязательствам;
2) высокая нравственность – осознание значения понятия чести для себя и подчиненных, повышенное чувство справедливости, моральная чистота и духовность, осмысленное отношение к профессиональным обязанностям как к обязанностям в высшей степени общественно-полезным и необходимым;
3) доброжелательность – доброе отношение к человеку и гражданину, готовность содействовать их благополучию, при общении с людьми исходить из непредвзятой личностной установки;
4) самодисциплина – способность принимать решения и осуществлять действия независимо от эмоционального состояния;
5) гуманность – человечность, готовность прийти на помощь, никогда не использовать сложившуюся ситуацию и беспомощность пострадавших в корыстных целях, признание за каждым, без исключения, человеком общечеловеческих прав.
Глава 3. Общие требования, предъявляемые к сотрудникам
7. Сотрудники, осознавая ответственность перед гражданами, обществом и государством, должны:
1) неукоснительно соблюдать Конституцию, законы и иные нормативные правовые акты Республики Казахстан, чтить и уважать государственные символы Республики Казахстан;
2) бороться с любыми нарушениями закона, кем бы они ни совершались, своевременно принимать эффективные меры к защите охраняемых законом прав и свобод человека и гражданина, а также интересов общества и государства, добиваться устранения нарушений закона и восстановления нарушенных прав;
3) способствовать своими действиями укреплению авторитета государственной власти, доверия граждан и общества к институтам государства;
4) обеспечивать соблюдение и защиту прав, свобод и законных интересов человека и гражданина, охраняемых законом интересов юридических лиц, общества и государства, не допускать действий, сопряженных с их нарушением, чутко реагировать на жалобы;
5) уважать честь и достоинство человека и гражданина независимо от происхождения, социального, должностного и имущественного положения, пола, расы, национальности, языка, отношения к религии, убеждений, места жительства и иных обстоятельств;
6) не допускать совершения действий, способных дискредитировать Республику Казахстан, государственную власть, правоохранительный орган, вызывающих негативный общественный резонанс, воздерживаться от поведения, которое может навредить их репутации;
7) способствовать укреплению единства народа Казахстана и межнационального и межконфессионального согласия в стране;
8) уважительно относиться к государственному и другим языкам, традициям и обычаям народа Казахстана;
9) постоянно повышать профессиональную квалификацию, общеобразовательный и культурный уровень, соблюдать общепринятые принципы и нормы нравственности, стремиться к удовлетворению потребности общества, стать образцом высокого интеллекта и культуры на службе и в быту;
10) постоянно помнить, что пользу обществу может принести только подготовленный и квалифицированный сотрудник, повышать свою квалификацию, совершенствоваться путем профессиональной подготовки, стремиться быть всесторонне развитым, высокообразованным, на службе грамотно использовать передовой опыт;
11) быть скромным, исключать коррупционные риски, не подчеркивать и не использовать свое служебное положение;
12) избегать отношений, которые могут скомпрометировать высокое звание сотрудника;
13) быть требовательным к себе, принципиальным, правдивым, воздерживаться от финансовых и деловых взаимоотношений, которые могут повлиять на беспристрастность и объективность исполнения профессиональных обязанностей;
14) обеспечивать сохранность государственной собственности, использовать государственное имущество только по целевому назначению для выполнения должностных обязанностей;
15) использовать служебное положение исключительно для достижения государственных интересов.
16) воздерживаться от посещения игорного заведения, за исключением случаев, связанных с исполнением служебных обязанностей.
Сноска. Пункт 7 с изменением, внесенным Указом Президента РК от 02.11.2023 № 396 (вводится в действие по истечении десяти календарных дней после дня его первого официального опубликования).Глава 4. Требования, предъявляемые к сотрудникам в связи с осуществлением ими служебных обязанностей
8. Сотрудники в своей служебной деятельности должны:
1) осуществлять свои функции честно, справедливо и беспристрастно, использовать предоставленные государством полномочия разумно, строго в рамках закона, добиваться укрепления законности и правопорядка;
2) принимать все предусмотренные законом меры по выявлению и устранению нарушений законности, причин и условий, им способствовавших, и восстановлению нарушенных прав;
3) признавать в своей профессиональной деятельности приоритет государственных и служебных интересов над личными;
4) принимать меры по предупреждению коррупционных правонарушений, не допускать фактов совершения коррупционных правонарушений, противостоять и быть нетерпимыми к любым проявлениям коррупции, от кого бы они не исходили;
5) незамедлительно доводить до сведения руководства о ставших им известных случаях коррупционных правонарушений, а также о фактах обращения к ним каких-либо лиц с целью склонения к совершению коррупционных правонарушений;
6) проявлять беспристрастие в решениях, не допускать влияния на них каких-либо предубеждений, враждебных или дружеских взаимоотношений, национальности и вероисповедания;
7) неукоснительно соблюдать установленные законами Республики Казахстан ограничения и запреты, а также требования, связанные с прохождением службы;
8) принимать предусмотренные законодательством Республики Казахстан меры по предотвращению и урегулированию конфликта интересов;
9) не допускать разглашения служебной и иной охраняемой законом информации, а также пресекать подобные факты со стороны других лиц;
10) проявлять гуманизм, быть мужественным и смелым, не останавливаться перед лицом опасности в обстановке, требующей спасения жизни людей;
11) пресекать факты нарушения норм служебной этики со стороны коллег и иных государственных служащих;
12) не давать повода для критики со стороны общественности, не допускать преследования за нее и в случае обоснованности критики использовать ее для устранения недостатков;
13) обладать морально-психологической устойчивостью, выдержанностью, соблюдать субординацию, поддерживать доброжелательные отношения с коллегами, проявлять корректность и внимательность в обращении с гражданами;
14) во взаимоотношениях с представителями органов государственной власти, органов местного самоуправления, общественных объединений, коммерческих и некоммерческих организаций сохранять независимость, проявлять тактичность и уважение, требовательность и принципиальность;
15) с честью и достоинством носить форму, соблюдать правила ее ношения.
Глава 5. Требования к сотрудникам, занимающим руководящие должности в правоохранительных органах, органах гражданской защиты и государственной фельдъегерской службе Республики Казахстан
9. К сотрудникам, занимающим руководящие должности в правоохранительных органах, органах гражданской защиты и государственной фельдъегерской службе Республики Казахстан предъявляются следующие требования:
1) умение сочетать эффективность управления, содействовать установлению и поддержанию в коллективе здорового морально-психологического климата, формировать нравственную культуру сотрудников, заботиться о подчиненных, обеспечивать их социально-правовую защиту;
2) руководствоваться при определении объема и характера работы принципами справедливости, учета личных и деловых качеств, квалификации и опыта работы подчиненных работников.
3) не допускать по отношению к подчиненным создания неправомерных препятствий при продвижении по службе, фактов необъективного подхода к оценке профессиональных, деловых и личностных качеств при поощрении, прохождении аттестации, не позволять грубости, бестактности и унижения человеческого достоинства;
4) не понуждать подчиненных к совершению противоправных проступков, не совместимых с общепринятыми морально-этическими нормами;
5) хранить и чтить лучшие служебные традиции сотрудников: патриотизм, мужество и бескорыстие, благородство и самопожертвование, чуткость к людским нуждам и горю, верность долгу, мастерство и профессионализм;
6) воспитывать у подчиненных высокую общую и профессиональную культуру, быть примером неукоснительного соблюдения требований настоящего Кодекса;
7) исключить случаи подбора и расстановки кадров по признакам родства, землячества и личной преданности, руководствоваться принципом меритократии;
8) оказывать поддержку и помощь молодым специалистам в приобретении профессиональных навыков.
Глава 6. Требования к сотрудникам при осуществлении публичных выступлений
10. Публичные выступления по вопросам деятельности правоохранительных органов, органов гражданской защиты и государственной фельдъегерской службы Республики Казахстан осуществляются их руководителями или уполномоченными ими должностными лицами.
Сотрудники должны вести дискуссии в корректной форме, не подрывая авторитет правоохранительных органов, органов гражданской защиты и государственной фельдъегерской службы Республики Казахстан и государственной власти.
11. Сотрудникам не следует публично выражать свое мнение по вопросам государственной политики и служебной деятельности, если оно:
1) не соответствует основным направлениям политики государства;
2) раскрывает служебную информацию, которая не разрешена к обнародованию;
3) содержит неэтичные высказывания в адрес должностных лиц государства, органов государственного управления, сотрудников правоохранительных органов, органов гражданской защиты и государственной фельдъегерской службы Республики Казахстан, государственных служащих, физических и юридических лиц.
Глава 7. Ответственность сотрудников за нарушение требований настоящего Кодекса
12. За неисполнение или нарушение требований, предусмотренных настоящим Кодексом, сотрудники несут ответственность в порядке, установленном законодательством Республики Казахстан.