О внесении изменений и дополнений в Указ Президента Республики Казахстан от 26 декабря 2014 года № 986 "Об Антикоррупционной стратегии Республики Казахстан на 2015-2025 годы"

Указ Президента Республики Казахстан от 27 мая 2020 года № 341. Утратил силу указом Президента Республики Казахстан от 2 февраля 2022 года № 802.

Утратил силу

      Сноска. Утратил силу Указом Президента РК от 02.02.2022 № 802.

      ПОСТАНОВЛЯЮ:

      1. В Указ Президента Республики Казахстан от 26 декабря 2014 года № 986 "Об Антикоррупционной стратегии Республики Казахстан на 2015-2025 годы" (опубликованный в газете "Казахстанская правда" от 30 декабря 2014 года № 254 (27875) внести следующие изменения и дополнения:

      в Антикоррупционной стратегии Республики Казахстан на 2015-2025 годы, утвержденной вышеназванным Указом:

      в содержании:

      строку "4.5. Формирование уровня антикоррупционной культуры" изложить в следующей редакции:

      "4.5. Формирование системы добропорядочности и антикоррупционной культуры в обществе";

      в разделе "1. Введение":

      часть пятую изложить в следующей редакции:

      "В нашей стране действует современное антикоррупционное законодательство, основой которого являются законы "О противодействии коррупции" и "О государственной службе Республики Казахстан", реализуется ряд программных документов, образован уполномоченный орган, реализующий функции в сфере противодействия коррупции, активно осуществляется международное сотрудничество в сфере антикоррупционной деятельности.";

      в разделе "2. Анализ текущей ситуации":

      в подразделе "2.1. Положительные тенденции в сфере противодействия коррупции":

      части четвертую и пятую изложить в следующей редакции:

      "Действовавший с 1999 года Закон "О государственной службе" и утвержденный Главой государства в 2005 году Кодекс чести государственных служащих создали основу для формирования в Казахстане профессионального государственного аппарата, построенного на принципах подотчетности, прозрачности и меритократии.

      Создан государственный орган, объединяющий в себе регулятивные и правоохранительные функции в сфере противодействия коррупции. Он призван не только формировать и реализовывать антикоррупционную политику, но и координировать деятельность государственных органов, организаций и субъектов квазигосударственного сектора в вопросах предупреждения коррупции. Кроме того, его деятельность направлена на выявление, пресечение, раскрытие и расследование коррупционных преступлений.";

      часть десятую изложить в следующей редакции:

      "Такой принципиальный подход реализован в новом Уголовном кодексе. Так, при совершении коррупционного преступления, запрещено условное осуждение, введен пожизненный запрет на право занимать должности на государственной службе, а лица, впервые совершившие коррупционные преступления, освобождаются от уголовной ответственности в связи с деятельным раскаянием только судом.";

      в подразделе "2.2. Проблемы, требующие решения":

      дополнить частью седьмой следующего содержания:

      "Недопустимы незаконные методы работы и провокационные действия в борьбе с коррупцией. Необходимо строго руководствоваться конституционным принципом презумпции невиновности.";

      часть девятнадцатую изложить в следующей редакции:

      "В целом же в деятельности уполномоченного органа должен сохраняться баланс между его правоохранительными и регулятивными функциями.";

      в разделе "4. Ключевые направления, основные подходы и приоритетные меры":

      подраздел "4.1. Противодействие коррупции в сфере государственной службы":

      дополнить частями четвертой, пятой и шестой следующего содержания:

      "Переход ко всеобщему декларированию доходов и расходов позволит продолжить последовательную имплементацию международных антикоррупционных стандартов в национальное законодательство.

      Еще одним важным фактором усиления превентивной работы по противодействию коррупции является ответственность руководителей за совершение коррупционных правонарушений подчиненными. Такой подход значительно укрепит систему обеспечения добропорядочности на государственной службе.

      Определение уровня коррупции в качестве показателя эффективности деятельности местных исполнительных органов также способствует интенсификации предупредительных мер.";

      подраздел "4.3. Противодействие коррупции в квазигосударственном и частном секторе":

      дополнить частью третьей следующего содержания:

      "Укреплению добропорядочности в квазигосударственном секторе способствуют комплаенс-службы, деятельность которых будет сосредоточена на контроле за соблюдением антикоррупционного законодательства и предупреждении коррупционных практик с особым акцентом на оценку рисков, предотвращение злоупотреблений, выявление и управление конфликтами интересов, а также обучение сотрудников.";

      подраздел "4.5. Формирование уровня антикоррупционной культуры" изложить в следующей редакции:

      "4.5. Формирование системы добропорядочности и антикоррупционной культуры в обществе

      Концептуальной основой изменения парадигмы противодействия коррупции должна стать идеология добропорядочности в обществе.

      Добропорядочность – комплексное понятие, сочетающее в себе такие ценности, как честность, законность, неподкупность, благонадежность. Система добропорядочности предполагает открытость, прозрачность деятельности государственного аппарата.

      В добропорядочном обществе нулевая терпимость к коррупции становится внутренним убеждением каждого, основой мышления и поведения. Именно развитая антикоррупционная культура обеспечивает понимание, что коррупция – это угроза успешному будущему страны, препятствие для конкурентоспособности подрастающего поколения.

      Принципиально важную роль при формировании системы добропорядочности играет партнерство государства и граждан, объединение их усилий в деле противодействия коррупции, обеспечение максимальной вовлеченности общества в эту работу.

      Данный подход предполагает расширение механизмов реализации общественного контроля, который уже не должен ограничиваться только деятельностью общественных советов.

      Необходимо законодательно обеспечить и другие практические механизмы взаимодействия институтов гражданского общества с государством и, прежде всего, по таким направлениям, как повышение качества и прозрачности деятельности работы государственного аппарата, противодействие коррупции.

      К таким механизмам можно отнести участие населения в процессе принятия решений о выделении бюджетных средств и мониторинге их использования по программам местного самоуправления, проведение с участием общественности антикоррупционной экспертизы проектов нормативных правовых актов в пределах, установленных законодательством.

      Немаловажным фактором предупреждения коррупции является возможность граждан непосредственно участвовать в определении наиболее проблемных, острых вопросов в той или иной сфере или регионе, а также путей их разрешения. Это позволит решать не только задачи по искоренению коррупции, но и улучшать социально-экономическую ситуацию, повышать уровень доверия к власти и "сломать" стереотип о высокой коррумпированности чиновников.

      Усиление роли общественности в противодействии коррупции и обеспечение широкого гражданского контроля требует повышения антикоррупционной культуры в самом обществе.

      Ключевую роль в этом играет взращивание молодого поколения с новыми взглядами и жизненными принципами, которые не позволяют им допускать коррупционные проявления.

      Для этого важно с детства, на всех этапах развития и становления личности прививать антикоррупционные ценности посредством обучения и воспитания. Темы добропорядочности и антикоррупционной культуры следует включить в систему образования.

      Молодежное антикоррупционное движение, школьные клубы добропорядочности будут способствовать формированию нового поколения граждан с "иммунитетом" от коррупции.

      Правовая грамотность населения, в особенности предпринимателей, значительно сократит риски злоупотреблений со стороны государственных служащих. Комплексная система антикоррупционной пропаганды с привлечением лидеров мнений способствует консолидации общества в формировании нулевой терпимости к коррупционным проявлениям.

      Искоренение правового нигилизма в обществе через масштабную разъяснительную работу позволит гражданам эффективно использовать практические инструменты влияния на процессы принятия решений государственными органами.

      Наряду с этим необходимо усилить взаимодействие со средствами массовой информации в вопросе создания атмосферы добропорядочности и общественного неприятия коррупции. Широкое освещение примеров честных, достойных государственных служащих, тиражирование информации о возможностях участия общества в противодействии коррупции способствует укреплению активной гражданской позиции казахстанцев.

      Для активизации участия граждан в выявлении фактов коррупции усовершенствован действующий механизм их поощрения за сообщения о таких случаях с установлением дифференцированной системы выплаты единовременных денежных вознаграждений в зависимости от размера взятки или причиненного ущерба.

      При этом необходимо проработать дополнительные механизмы защиты лиц, сообщивших о коррупционном правонарушении.

      Вкупе все меры противодействия коррупции должны найти отражение в повышении доверия к органам государственной власти и снижении уровня коррупции.

      Для постоянного мониторинга ситуации, наряду с использованием иных инструментов анализа и оценки, необходимо регулярно проводить социологические исследования – замеры общественного мнения, в том числе на основе успешных методик международных рейтинговых организаций. Удовлетворенность общества должна стать основой оценки эффективности принимаемых мер по противодействию коррупции.".

      2. Правительству Республики Казахстан внести изменения в План мероприятий на 2018-2020 годы по реализации Антикоррупционной стратегии Республики Казахстан на 2015-2025 годы.

      3. Настоящий Указ вводится в действие со дня его подписания.

      Президент
Республики Казахстан
К. Токаев