Подлежит опубликованию в Собрании актов Президента и Правительства Республики Казахстан |
ПОСТАНОВЛЯЮ:
1. Внести в Указ Президента Республики Казахстан от 19 марта 2010 года № 954 "О Системе ежегодной оценки эффективности деятельности центральных государственных и местных исполнительных органов областей, городов республиканского значения, столицы" (САПП Республики Казахстан, 2010 г., № 24, ст. 173) следующие изменения:
пункт 7 исключить;
Систему ежегодной оценки эффективности деятельности центральных государственных и местных исполнительных органов областей, городов республиканского значения, столицы, утвержденную вышеназванным Указом, изложить в новой редакции согласно приложению 1 к настоящему Указу;
перечень центральных государственных органов, в отношении которых проводится оценка эффективности их деятельности, утвержденный вышеназванным Указом, изложить в новой редакции согласно приложению 2 к настоящему Указу.
2. Настоящий Указ вводится в действие с 1 сентября 2019 года.
Президент Республики Казахстан | К. Токаев |
ПРИЛОЖЕНИЕ 1 к Указу Президента Республики Казахстан от 26 августа 2019 года № 136 |
|
УТВЕРЖДЕНА Указом Президента Республики Казахстан от 19 марта 2010 года № 954 |
Система ежегодной оценки эффективности деятельности центральных государственных и местных исполнительных органов областей, городов республиканского значения, столицы
Глава 1. Общие положения
1. Настоящая Система ежегодной оценки эффективности деятельности центральных государственных и местных исполнительных органов областей, городов республиканского значения, столицы (далее – Система) разработана для повышения эффективности деятельности центральных государственных и местных исполнительных органов областей, городов республиканского значения, столицы (далее – оцениваемые государственные органы).
2. Система устанавливает основные положения, принципы, блоки, определяет систему органов и организаций, порядок проведения, определения результатов ежегодной оценки эффективности деятельности оцениваемых государственных органов (далее – оценка эффективности) и их обсуждения, а также ответственность участников оценки эффективности.
3. Целью оценки эффективности деятельности государственных органов является определение эффективности реализации возложенных на них задач и функций.
4. Оценка эффективности деятельности государственных органов Республики Казахстан включает:
операционную оценку эффективности деятельности государственных органов (далее – операционная оценка);
оценку результативности деятельности государственных органов (далее – оценка результативности).
5. Операционная оценка – комплекс мероприятий, направленных на определение эффективности процессов деятельности в государственных органах.
6. Оценка результативности – комплекс мероприятий, определяющих степень достижения государственными органами конкретных результатов при реализации стратегических целей и задач, направленных на повышение доходов и улучшение качества жизни населения.
7. Источниками информации для операционной оценки являются:
1) отчеты государственных органов о проведенной работе за отчетный период;
2) результаты проверок Администрации Президента Республики Казахстан и уполномоченных на проведение операционной оценки государственных органов;
3) результаты контроля Администрации Президента Республики Казахстан по вопросам исполнения актов и поручений Президента Республики Казахстан, Государственного секретаря Республики Казахстан, Администрации Президента Республики Казахстан;
4) результаты контроля Канцелярии Премьер-Министра Республики Казахстан по вопросам исполнения актов и поручений Правительства Республики Казахстан, Руководителя Канцелярии Премьер-Министра Республики Казахстан;
5) акты контроля государственных органов;
6) официальные статистические данные;
7) заключения независимых экспертов по блокам деятельности оцениваемых государственных органов (далее – блоки операционной оценки), за исключением блока "Достижение целей", и рекомендации общественных советов;
8) результаты социологических исследований, обзоров международных организаций и международных рейтингов по определенному блоку операционной оценки;
9) иная информация о деятельности государственных органов, получаемая из официальных источников.
8. Операционная оценка проводится уполномоченными на проведение оценки органами (далее – уполномоченные на оценку органы), определенными пунктом 13 настоящей Системы.
9. Операционная оценка осуществляется ежегодно по итогам отчетного года согласно графику проведения операционной оценки.
10. График проведения операционной оценки включает сроки представления:
1) оцениваемыми государственными органами отчетной информации по итогам отчетного года в уполномоченные на операционную оценку органы по соответствующим блокам операционной оценки;
2) уполномоченными на операционную оценку органами заключений о результатах операционной оценки в оцениваемые государственные органы;
3) уполномоченными на операционную оценку органами после процедуры обжалования заключений о результатах операционной оценки в уполномоченный орган по государственному планированию;
4) уполномоченным органом по государственному планированию заключений по всем блокам операционной оценки в рабочий орган Комиссии по операционной оценке деятельности государственных органов (далее – Комиссия);
5) Комиссией результатов операционной оценки по всем блокам Президенту Республики Казахстан.
11. График проведения операционной оценки разрабатывается уполномоченным органом по государственному планированию и утверждается приказом Руководителя Администрации Президента Республики Казахстан не позднее 15 декабря года, предшествующего году проведения операционной оценки.
Глава 2. Принципы операционной оценки
12. Принципами операционной оценки являются:
1) принцип законности – проведение операционной оценки строго в соответствии с законодательством Республики Казахстан;
2) принцип объективности – всестороннее и полное проведение независимой операционной оценки, исключение конфликта интересов;
3) принцип достоверности – подтверждение результатов операционной оценки соответствующими документами;
4) принцип прозрачности – возможность проверить происхождение источников информации;
5) принцип гласности – публикация результатов операционной оценки в средствах массовой информации с учетом обеспечения режима секретности и защиты служебной или иной охраняемой законом тайны.
Глава 3. Система органов операционной оценки
13. Систему органов операционной оценки составляют следующие уполномоченные на операционную оценку органы:
1) Администрация Президента Республики Казахстан;
2) Канцелярия Премьер-Министра Республики Казахстан;
3) уполномоченный орган по государственному планированию;
4) уполномоченный орган по делам государственной службы;
5) центральный уполномоченный орган по исполнению бюджета (далее – уполномоченный орган по исполнению бюджета);
6) уполномоченный орган по государственной правовой статистике и ведению специальных учетов;
7) уполномоченный орган в сфере информатизации;
8) уполномоченный орган в сфере информации.
14. В целях формирования заключения о результатах операционной оценки решением Руководителя Администрации Президента Республики Казахстан создается Комиссия. Руководителем Администрации Президента Республики Казахстан определяется рабочий орган Комиссии.
15. Комиссия в своей деятельности руководствуется Положением, утверждаемым приказом Руководителя Администрации Президента Республики Казахстан.
16. Методологическую координацию деятельности уполномоченных на операционную оценку органов, за исключением Администрации Президента Республики Казахстан, Канцелярии Премьер-Министра Республики Казахстан, осуществляет уполномоченный орган по государственному планированию.
17. Центральные государственные и местные исполнительные органы, в отношении которых проводится оценка эффективности, определяются Президентом Республики Казахстан.
Глава 4. Блоки операционной оценки
18. Операционная оценка осуществляется по следующим блокам деятельности оцениваемых государственных органов:
1) достижение целей;
2) взаимодействие государственного органа с физическими и юридическими лицами;
3) организационное развитие государственного органа.
19. По каждому блоку операционной оценки, указанному в пункте 18 настоящей Системы, уполномоченными на операционную оценку органами разрабатываются и утверждаются согласованные с уполномоченным органом по государственному планированию, а также рабочим органом Комиссии соответствующие методики, в которых определяются критерии и показатели операционной оценки.
20. Обязательными требованиями к критериям и показателям операционной оценки являются следующие положения:
1) критерии и показатели должны быть основаны на официальных статистических данных, данных государственных органов и другой подлежащей проверке информации;
2) способ сбора и обработки исходной информации должен допускать возможность проверки корректности полученных данных;
3) определение показателя должно обеспечивать однозначность его интерпретации как оценивающим, так и оцениваемым государственным органом;
4) получение необходимых данных должно производиться с минимально возможными затратами времени и ресурсов;
5) критерии и показатели следует определять исходя из необходимости непрерывного накопления данных и обеспечения их сопоставимости за отдельные периоды;
6) критерии и показатели должны охватывать всю деятельность государственного органа и ориентировать на качественное исполнение всех государственных функций.
21. В качестве критериев и показателей эффективности могут использоваться применяемые в международной практике критерии и показатели.
22. Критерии и показатели должны отражать непосредственно деятельность государственного органа.
Глава 5. Операционная оценка по блоку достижения целей
23. Операционная оценка по данному блоку осуществляется в целях определения эффективности мер, принимаемых государственными органами для развития курируемой отрасли/сферы/региона, а также по использованию бюджетных средств.
24. Операционная оценка по данному блоку осуществляется уполномоченными органами по государственному планированию и исполнению бюджета.
25. Операционная оценка уполномоченных органов по государственному планированию и исполнению бюджета осуществляется по данному блоку Канцелярией Премьер-Министра Республики Казахстан.
26. Центральные государственные органы, непосредственно подчиненные и подотчетные Президенту Республики Казахстан, оцениваются по данному блоку операционной оценки Администрацией Президента Республики Казахстан.
27. Разработка и утверждение методики по операционной оценке по блоку достижения целей и ее методологическое сопровождение осуществляются уполномоченным органом по государственному планированию совместно с уполномоченным органом по исполнению бюджета.
Глава 6. Операционная оценка по блоку взаимодействия с физическими и юридическими лицами
28. Операционная оценка по данному блоку осуществляется в целях определения эффективности мер по качественному оказанию государственных услуг населению, рассмотрению жалоб и заявлений физических и юридических лиц, а также степени открытости государственного органа.
29. Операционная оценка по данному блоку осуществляется уполномоченным органом по делам государственной службы, уполномоченным органом по государственной правовой статистике и ведению специальных учетов, уполномоченным органом в сфере информатизации и уполномоченным органом в сфере информации.
Сопровождение проведения оценки качества оказания государственных услуг в электронном формате осуществляется юридическим лицом, определяемым Правительством Республики Казахстан, на которое возложены функции по методологическому обеспечению развития архитектуры "электронного правительства" и типовой архитектуры "электронного акимата" (далее – сервисный интегратор "электронного правительства").
30. При проведении операционной оценки качества оказания государственных услуг используется информация неправительственных организаций и общественных объединений о качестве предоставления государственных услуг, полученная на основании опроса их получателей, рекомендаций общественных советов, а также дополнительно могут проводиться социологические исследования.
31. Генеральная прокуратура Республики Казахстан, а также уполномоченный орган по делам государственной службы по данному блоку в части операционной оценки качества оказания государственных услуг оцениваются Администрацией Президента Республики Казахстан.
32. Уполномоченный орган в сфере информатизации по данному блоку в части операционной оценки качества оказания государственных услуг в электронном формате оценивается Канцелярией Премьер-Министра Республики Казахстан.
Уполномоченный орган в сфере информации по данному блоку в части степени открытости оценивается Канцелярией Премьер-Министра Республики Казахстан.
33. Заключение о результатах операционной оценки качества оказания государственных услуг в электронном формате и степени открытости, а также качества рассмотрения жалоб и заявлений физических и юридических лиц вносится в уполномоченный орган по делам государственной службы.
34. Разработка и утверждение методики операционной оценки по блоку взаимодействия с физическими и юридическими лицами и ее методологическое сопровождение осуществляются уполномоченным органом по делам государственной службы совместно с уполномоченным органом в сфере информатизации, уполномоченным органом в сфере информации и уполномоченным органом по государственной правовой статистике и ведению специальных учетов.
Глава 7. Операционная оценка по блоку организационного развития государственного органа
35. Операционная оценка по данному блоку осуществляется в целях определения эффективности мер государственного органа по управлению персоналом и применению информационных технологий.
36. Операционная оценка по данному блоку осуществляется уполномоченным органом по делам государственной службы и уполномоченным органом в сфере информатизации.
Сопровождение проведения операционной оценки деятельности государственных органов по применению информационных технологий осуществляется сервисным интегратором "электронного правительства".
37. Уполномоченный орган по делам государственной службы по данному блоку в части управления персоналом оценивается Администрацией Президента Республики Казахстан.
38. Уполномоченный орган в сфере информатизации по данному блоку в части применения информационных технологий оценивается Канцелярией Премьер-Министра Республики Казахстан.
39. Заключение о результатах операционной оценки управления персоналом вносится в уполномоченный орган в сфере информатизации.
40. Разработка и утверждение методики операционной оценки по блоку организационного развития государственного органа и ее методологическое сопровождение осуществляются уполномоченным органом в сфере информатизации совместно с уполномоченным органом по делам государственной службы.
Глава 8. Порядок проведения операционной оценки оцениваемых государственных органов
41. Оцениваемые государственные органы ежегодно в сроки, установленные графиком проведения операционной оценки, представляют в уполномоченные на оценку органы отчетную информацию по итогам предыдущего года в порядке, определяемом уполномоченным на оценку органом.
42. Уполномоченные на операционную оценку органы принимают комплексные организационные меры по перепроверке данных, содержащихся в отчетной информации оцениваемых государственных органов, определенных на основе системы управления рисками.
43. Разработка и утверждение методики определения государственных органов, отчетная информация которых подлежит перепроверке на основе системы управления рисками, осуществляются уполномоченным органом по государственному планированию.
44. Уполномоченные на операционную оценку органы отвечают за сохранность и конфиденциальность сведений, полученных в процессе оценки.
45. Оцениваемые государственные органы исполняют ранее данные по итогам операционной оценки поручения и рекомендации уполномоченных на операционную оценку государственных органов и Комиссии путем реализации комплекса мер по улучшению показателей эффективности деятельности по каждому блоку операционной оценки.
46. Согласно графику проведения операционной оценки уполномоченные на оценку органы представляют заключения о результатах оценки по соответствующим блокам в уполномоченный орган по государственному планированию и оцениваемые государственные органы.
47. Заключения о результатах операционной оценки по блокам деятельности должны содержать итоговый отчет об операционной оценке, результаты реализации ранее данных по итогам операционной оценки рекомендаций, а также выводы и рекомендации по повышению эффективности деятельности оцениваемых государственных органов.
48. Согласно графику проведения операционной оценки уполномоченный орган по государственному планированию вносит заключения по всем блокам деятельности операционной оценки оцениваемых государственных органов в рабочий орган Комиссии.
49. Формы заключений по соответствующим блокам операционной оценки определяются уполномоченным органом по государственному планированию по согласованию с рабочим органом Комиссии.
50. Комиссия на основе результатов ежегодной операционной оценки, а также источников, определенных пунктом 7 настоящей Системы, вносит результаты операционной оценки по всем блокам операционной оценки Президенту Республики Казахстан.
51. Результаты операционной оценки по всем блокам операционной оценки с поручениями и рекомендациями по повышению эффективности деятельности государственных органов направляются руководителям государственных органов для принятия соответствующих мер.
52. По итогам операционной оценки уполномоченный орган по государственному планированию по согласованию с рабочим органом Комиссии обеспечивает опубликование результатов операционной оценки на интернет-ресурсе операционной оценки деятельности государственных органов и сайте "www.bagalau.kz" с учетом обеспечения режима секретности, служебной и иной охраняемой законом тайны.
53. В случае реорганизации или упразднения оцениваемого государственного органа в первом полугодии оцениваемого года операционная оценка данного органа осуществляется в рамках оценки государственного органа-правопреемника и учитывается при расчете итогового балла операционной оценки государственного органа-правопреемника.
54. При реорганизации или упразднении оцениваемого государственного органа во втором полугодии оцениваемого года проводится анализ его деятельности, результаты которого учитываются в рамках операционной оценки государственного органа-правопреемника и используются в качестве рекомендаций.
55. При реорганизации или упразднении оцениваемого государственного органа в период с начала года, следующего за оцениваемым периодом, до установленных графиком проведения операционной оценки сроков представления государственными органами отчетных данных результаты операционной оценки по переданным функциям и полномочиям направляются в качестве рекомендаций в государственный орган-правопреемник.
56. При реорганизации или упразднении государственного органа, уполномоченного на операционную оценку, в первом полугодии года, следующего за оцениваемым периодом, проведение операционной оценки и подготовку заключений в соответствии с переданными функциями и полномочиями осуществляет государственный орган-правопреемник.
Глава 9. Порядок обжалования результатов операционной оценки
57. С момента получения результатов операционной оценки от уполномоченных на операционную оценку государственных органов оцениваемый государственный орган в случае несогласия с результатами операционной оценки вправе в течение пяти рабочих дней направить возражения с подтверждающими документами в уполномоченные на оценку органы по соответствующим блокам операционной оценки.
58. Возражения рассматриваются только в случае наличия подтверждающих документов.
59. В целях обеспечения объективности и прозрачности операционной оценки для рассмотрения возражений в уполномоченных на операционную оценку органах, за исключением Администрации Президента Республики Казахстан, формируются специальные комиссии с участием представителей рабочего органа Комиссии, в состав которых не могут входить участвовавшие в операционной оценке сотрудники.
60. Уполномоченные на операционную оценку органы в течение пятнадцати календарных дней направляют в рабочий орган Комиссии и оцениваемые государственные органы результаты обжалования о принятии либо непринятии возражений. Результаты обжалования уполномоченного на операционную оценку органа о принятии либо непринятии возражений пересмотру не подлежат, за исключением случаев, предусмотренных пунктом 62 настоящей Системы.
61. В случае принятия возражений уполномоченный на операционную оценку орган вносит соответствующие корректировки в заключение о результатах операционной оценки.
62. Рабочий орган Комиссии вправе самостоятельно инициировать проведение перепроверки отдельных результатов операционной оценки с привлечением представителей уполномоченных на операционную оценку органов по жалобам государственных органов, внесенным не позднее пяти рабочих дней после процедур обжалования.
Глава 10. Оценка результативности
63. Оценка результативности проводится Администрацией Президента Республики Казахстан на основе анализа достижения ключевых показателей результативности, установленных для оцениваемого государственного органа на долгосрочный период с индикативной разбивкой на каждый год, а также результатов социологических исследований.
64. Методологическую, аналитическую и организационную координацию оценки результативности осуществляет структурное подразделение Администрации Президента Республики Казахстан, определяемое Руководителем Администрации Президента Республики Казахстан.
65. Порядок формирования и закрепления ключевых показателей результативности за каждым оцениваемым государственным органом, методика проведения ежегодной и промежуточной оценок результативности деятельности оцениваемых государственных органов, а также методика расчета индекса общестранового прогресса за отчетный год разрабатываются Администрацией Президента Республики Казахстан и утверждаются приказом Руководителя Администрации Президента Республики Казахстан.
66. Значения показателей индекса общестранового прогресса и перечень ключевых показателей результативности для каждого оцениваемого государственного органа разрабатываются Администрацией Президента Республики Казахстан и согласовываются с Президентом Республики Казахстан.
67. В случае согласования Президентом Республики Казахстан значения показателей индекса общестранового прогресса и перечень ключевых показателей результативности утверждаются приказом руководителя Администрации Президента Республики Казахстан.
68. Руководитель Администрации Президента Республики Казахстан вправе создать Экспертный совет, к деятельности которого могут привлекаться независимые эксперты, в том числе представители международных организаций, в целях рассмотрения и обсуждения методологических подходов к оценке результативности, изучения международного опыта повышения эффективности деятельности государственных органов, а также обсуждения соответствующих вопросов социально-экономического развития страны.
69. В случае необходимости по решению Руководителя Администрации Президента Республики Казахстан итоги и вопросы оценки результативности могут выноситься на рассмотрение Экспертного совета.
70. Итоги оценки результативности вносятся Президенту Республики Казахстан Руководителем Администрации Президента Республики Казахстан по итогам года до 1 сентября года, следующего за оцениваемым периодом, и по мере необходимости.
Глава 11. Ответственность участников оценки
71. Своевременное и качественное исполнение положений настоящего Указа обеспечивается политическими государственными служащими.
72. Первые руководители государственных органов, подлежащих оценке эффективности, несут персональную ответственность за достоверность, полноту и своевременность представления информации за отчетный период для проведения оценки эффективности.
73. В случаях снижения показателей деятельности оцениваемого государственного органа, а также ухудшения ситуации во вверенной отрасли (сфере деятельности) два и более года подряд, выявленных по итогам оценки, Администрация Президента Республики Казахстан вносит предложение о рассмотрении вопроса ответственности соответствующего политического государственного служащего и/или ответственного секретаря центрального государственного органа, руководителя аппарата акима области, городов республиканского значения, столицы в зависимости от компетенции, определенной законодательством Республики Казахстан.
74. Политические государственные служащие уполномоченных на оценку органов, ответственные за проведение оценки эффективности, несут персональную ответственность за соответствие процедур утвержденным методикам и результаты оценки эффективности, а также соблюдение сроков, утвержденных графиком проведения операционной оценки.
75. Персональную ответственность за разглашение сведений, полученных в процессе оценки эффективности уполномоченными на оценку органами, несут политические государственные служащие.
76. В случае выявления нарушений положений настоящего Указа рабочий орган Комиссии вправе вносить предложения об ответственности соответствующих должностных лиц.
ПРИЛОЖЕНИЕ 2 к Указу Президента Республики Казахстан от 26 августа 2019 года № 136 |
|
УТВЕРЖДЕН Указом Президента Республики Казахстан от 19 марта 2010 года № 954 |
ПЕРЕЧЕНЬ
центральных государственных органов, в отношении которых проводится оценка эффективности их деятельности
Генеральная прокуратура Республики Казахстан по блоку "Взаимодействие государственного органа с физическими и юридическими лицами" и оценке результативности
Агентство Республики Казахстан по делам государственной службы
Национальный Банк Республики Казахстан, за исключением блока "Организационное развитие государственных органов"
Министерство информации и общественного развития Республики Казахстан
Министерство сельского хозяйства Республики Казахстан
Министерство юстиции Республики Казахстан
Министерство образования и науки Республики Казахстан
Министерство здравоохранения Республики Казахстан
Министерство труда и социальной защиты населения Республики Казахстан
Министерство индустрии и инфраструктурного развития Республики Казахстан
Министерство финансов Республики Казахстан, за исключением правоохранительной деятельности
Министерство обороны Республики Казахстан по блоку "Взаимодействие государственного органа с физическими и юридическими лицами"
Министерство культуры и спорта Республики Казахстан
Министерство торговли и интеграции Республики Казахстан
Министерство иностранных дел Республики Казахстан
Министерство национальной экономики Республики Казахстан
Министерство цифрового развития, инноваций и аэрокосмической промышленности Республики Казахстан
Министерство внутренних дел Республики Казахстан по блоку "Взаимодействие государственного органа с физическими и юридическими лицами" и оценке результативности
Министерство экологии, геологии и природных ресурсов Республики Казахстан
Министерство энергетики Республики Казахстан
Департамент по обеспечению деятельности судов при Верховном Суде Республики Казахстан (аппарат Верховного Суда Республики Казахстан) по блоку "Взаимодействие государственного органа с физическими и юридическими лицами" оценивается по показателям, относящимся к его деятельности