Оглавление

Об утверждении Концепции развития физической культуры и спорта Республики Казахстан до 2025 года

Указ Президента Республики Казахстан от 11 января 2016 года № 168.

Обновленный

      В целях развития отрасли физической культуры и спорта республики, создания благоприятных условий для формирования эффективной модели государственной политики в области физической культуры и спорта ПОСТАНОВЛЯЮ:

      1. Утвердить прилагаемую Концепцию развития физической культуры и спорта Республики Казахстан до 2025 года (далее – Концепция).

      2. Правительству Республики Казахстан в трехмесячный срок разработать и утвердить План мероприятий по реализации Концепции (далее – План).

      3. Центральным государственным и местным исполнительным органам принять меры по реализации Плана.

      4. Контроль за исполнением настоящего Указа возложить на Администрацию Президента Республики Казахстан.

      5. Настоящий Указ вводится в действие со дня подписания.

Президент


Республики Казахстан

Н.Назарбаев


  УТВЕРЖДЕНА
Указом Президента
Республики Казахстан
от 11 января 2016 года № 168

Концепция
развития физической культуры и спорта
Республики Казахстан до 2025 года
Астана 2016 год
Содержание

      1. Введение

      2. Общее видение развития физической культуры и спорта Республики Казахстан до 2025 года

      3. Общие подходы и основные принципы развития физической культуры и спорта Республики Казахстан до 2025 года

      4. Приоритетные направления государственной политики в отрасли физической культуры и спорта

      5. Период реализации и ожидаемые результаты, целевые индикаторы

      6. Перечень нормативных правовых актов, посредством которых предполагается реализация Концепции развития физической культуры и спорта Республики Казахстан до 2025 года

Введение

      В соответствии с программной статьей Главы государства от 12 апреля 2017 года "Болашаққа бағдар: рухани жаңғыру" одним из направлений духовной модернизации признано сохранение национальной идентичности.

      Сфера физической культуры и спорта выступает в качестве одной из перспективных площадок, способствующих прочной социальной консолидации общества, независимо от возраста и социального статуса, формированию нации единого будущего, системному воспитанию патриотизма.

      В современном мире спорт и здоровый образ жизни наряду с экономическим развитием находятся в числе ключевых показателей качества жизни граждан, рассматриваются и являются важным аспектом социальной занятости населения.

      Республика Казахстан - одно из крупнейших в мире многонациональных государств, где проживают более ста этносов, каждый из которых обладает уникальной, особенной материальной и духовной культурой, неотъемлемым компонентом которой являются массовые виды народного спорта, имеющие глубокие корни и традиции. Таким образом, спорт можно рассматривать как важнейший фактор укрепления межнационального общения, приобретающий особое значение в условиях возрастающей глобализации, когда государственной национальной политике нужны новые концептуальные подходы, отвечающие современным потребностям и интересам многонационального общества.

      В конечном итоге, спорт становится символом общенационального единства, солидарности и выступает в качестве одного из важнейших аспектов формирования основ нового казахстанского патриотизма, чувства гордости и солидарности со своей страной.

      Занятия физической культурой и спортом являются одним из наиболее доступных и эффективных механизмов оздоровления населения, его самореализации и развития, средством борьбы против асоциальных явлений.

      В Концепции развития физической культуры и спорта Республики Казахстан до 2025 года (далее – Концепция) использован опыт стран Организации экономического сотрудничества и развития (далее – ОЭСР), направленный на продвижение политики, ориентированной на экономический рост и социальное благополучие граждан страны, повышение их качества жизни через реализацию мероприятий по развитию массового спорта.

      Появление новых задач общественного развития определяет спектр приоритетных направлений для повышения эффективности государственной политики в сфере спорта и физической культуры, важнейшими из которых являются опора на ведущий мировой опыт, широкое внедрение научных подходов и принципов к управлению и развитию отрасли, инновации и др.

      Концепция призвана определить стратегические цели и задачи государственной политики, а также механизмы их реализации с учетом актуальных задач развития отрасли.

      Сноска. Раздел Введение с изменениями, внесенными Указом Президента РК от 23.11.2017 № 585.

2. Общее видение развития физической культуры и спорта
Республики Казахстан до 2025 года
1. Анализ текущей ситуации

      Характерной особенностью государственной политики Казахстана в области спорта и физической культуры традиционно является реализация сбалансированного подхода к развитию массового спорта и спорта высших достижений.

      В сфере массового спорта приоритетным направлением является увеличение охвата населения страны систематическими занятиями физической культурой и спортом.

      Наблюдается устойчивая тенденция роста числа занимающихся физической культурой и спортом от общего количества населения республики (в 2012 году – 21,6%, в 2013 году – 23,2%, в 2014 году – 25,1%).

      Охват студентов, посещающих спортивные секции, составляет 55,8% или 278,6 тыс. чел., количество занимающихся физической культурой и спортом в трудовых коллективах – 15% от экономически активного населения или 1,6 млн. чел; количество инвалидов, систематически занимающихся физической культурой и спортом, – 9,2% или 22,6 тыс. чел.

      Количество коллективов физической культуры в 2014 году составило 19,3 тыс.

      Всего в коллективах физической культуры и спорта создано 92,5 тыс. спортивных секций, занятиями в которых охвачено 3,3 млн. чел., из них на селе – 1,6 млн. чел.

      Охват населения занятиями физической культурой во многом определяет действующая инфраструктура отрасли.

      Согласно ведомственной статистической отчетности в 2014 году в стране функционировало 34,9 тыс. спортивных сооружений и по сравнению с 2013 годом их число возросло на 2% (34,2 тыс. спортивных сооружений).

      Из них: 25,7 тыс. – относятся к объектам учреждений образования, включая спортивные школы, 9,3 тыс. – относятся к объектам физкультурно-спортивного назначения.

      Инфраструктуру детско-юношеского спорта представляют 435 единиц детско-юношеских спортивных школ, специализированных детско-юношеских школ, 16 школ – интернатов для одаренных в спорте детей.

      В 2014 году учреждения дополнительного образования включали 569 детско-подростковых клубов, 105 детско-юношеских клубов физической подготовленности с охватом более 120 тыс. детей и подростков.

      Активно развивается сфера студенческого спорта. В семидесяти из ста двадцати шести ВУЗов страны действуют спортивные клубы.

      В республике функционируют 10 спортивных клубов для лиц с ограниченными возможностями здоровья. Создано РГКП "Центр спортивной подготовки для лиц с ограниченными физическими возможностями".

      Следует отметить сохраняющуюся динамику роста количества лиц с ограниченными возможностями здоровья, привлеченных к занятиям физической культурой и спортом. Из 626 700 инвалидов, составляющих 3,6 % населения страны, 440 тыс. человек трудоспособных, из них 245 тыс. человек не имеют противопоказаний к занятиям спортом. Среди данной категории лиц в 2012 году – количество занимающихся физической культурой и спортом составляло 8,3%, в 2013 году 8,7%, а по итогам 2014 года составило 9,2%.

      На системной основе организовано проведение спортивно-массовых мероприятий.

      Только в 2014 году совместно с Центром здорового образа жизни были проведены порядка 34 тыс. спортивно-массовых мероприятий и акций, в которых приняли участие свыше 4,1 млн. человек.

      Ежегодно проводятся свыше 40 международных и республиканских чемпионатов и турниров для различных категорий инвалидов с участием более 5 тыс. спортсменов-инвалидов.

      Стало традиционным проведение спартакиад, различных турниров по видам спорта, месячников по сдаче "Тестов Первого Президента – Лидера Нации", спортивных соревнований среди семей "Мама, папа, я – спортивная семья!", массовых забегов и других мероприятий, в которых ежегодно принимают участие более 2 млн. человек.

      Национальные виды спорта в Казахстане являются неотъемлемой частью спорта и физического воспитания, фактором привлечения молодежи и укрепления здоровья населения через воспитание национального патриотизма и уважения к национальной истории и традициям.

      За период независимости Казахстана активное развитие получили более 20-ти национальных видов спорта. Активное развитие получили национальные виды спорта, которыми по итогам 2014 года занимаются свыше 265,7 тыс. человек (2012 г. – 229,9 тыс. чел., 2013 г. – 250,9 тыс. человек.).

      Создаются условия для проведения на высоком организационном уровне национальных конноспортивных соревнований.

      Во всех областях и городах Астане и Алматы построены стандартные ипподромы.

      В Казахстане функционируют 7 специализированных клубов и 9 специализированных спортивных школ по национальным видам спорта.

      В 2016 году в Репрезентативный список нематериального культурного наследия ЮНЕСКО в соответствии с решениями Комитета по охране нематериального культурного наследия включены национальные виды спорта "Қазақ күpeci" и "Соколиная охота".

      Мировой опыт развития отрасли спорта и физической культуры показывает, что следствием эффективного развития массового физкультурно-спортивного движения являются высокие достижения спортсменов на Олимпийских играх и международных соревнованиях.

      Отечественный спорт высших достижений также ориентирован на реализацию конкретных задач и направлений развития.

      За период независимости в республике выстроена система подготовки профессиональных спортсменов от начального этапа до высшего спортивного мастерства.

      В Казахстане функционируют 109 республиканских федераций по видам спорта, 40 из которых – по олимпийским, 7 федераций по национальным, 3 федерации по инвалидным и 59 федераций по неолимпийским видам.

      С целью повышения квалификации ведущие спортсмены и тренеры начиная с 2013 года, получили возможность обучаться в рамках Международной стипендии Президента Республики Казахстан "Болашак" в странах ближнего и дальнего зарубежья.

      Важнейшим результатом является международное признание достижений отечественных спортсменов.

      Общенациональным спортивным триумфом стало проведение в Казахстане VII зимних Азиатских игр 2011 года, где сборная страны завоевала первое место, установив рекорд всех предыдущих Азиатских игр по количеству завоеванных медалей.

      Знаковым событием в спортивной жизни Казахстана стало участие на XXХ летних Олимпийских играх 2012 года в г. Лондоне, где команда Казахстана впервые в истории поднялась на 12 место в неофициальном командном зачете среди 205 стран мира.

      На XVII летних Азиатских играх 2014 года в г. Инчхон (Республика Корея) национальная сборная команда закрепилась на 4-м месте, завоевав 84 медали (28 золотых, 23 серебряные и 33 бронзовые медали).

      В 2014 году на зимней Олимпиаде в г. Сочи 15 казахстанских спортсменов по 6 видам спорта вошли в 10-ку лучших спортсменов планеты.

      Значимыми международными имиджевыми проектами Казахстана являются подготовка и проведение с 28 января по 8 февраля 2017 года XXVIII зимней Всемирной универсиады в г. Алматы.

      В рамках совершенствования законодательства отрасли в 2014 году принят Закон Республики Казахстан "О физической культуре и спорте", отвечающий современным потребностям развития отрасли.

      Представленный обзор развития казахстанского спорта свидетельствует о наличии положительных тенденций, характеризующих выход отрасли на устойчивые приоритеты развития.

      Сноска. Подраздел 1 с изменениями, внесенными Указом Президента РК от 23.11.2017 № 585.

Ключевые проблемы отрасли

      На основе анализа текущей ситуации можно выделить следующие проблемы отрасли:

      1) низкий охват населения систематическими занятиями спортом и физической культурой по сравнению с ведущими зарубежными странами;

      2) сфера спорта недостаточно раскрывает объединяющую нацию идеологию единства и патриотизма;

      3) недостаточная интеграция социально уязвимых слоев населения в массовый спорт и физическую культуру;

      4) отсутствие скоординированной стратегии проведения научных исследований в области спорта и физической культуры, включая социологические опросы населения;

      5) слабое использование потенциала государственно-частного партнерства;

      6) недостаточное информационное сопровождение, включая популяризацию здорового образа жизни через интернет-ресурсы;

      7) слабо развитая спортивная инфраструктура в сельской местности;

      8) низкий охват детей, систематически занимающихся детско-юношеским спортом;

      9) дефицит квалифицированных кадров, в том числе в сфере спортивного менеджмента и бизнеса, а также по адаптивной физкультуре;

      10) низкая оснащенность спортивным инвентарем, особенно в сельской местности.

Обзор положительного зарубежного опыта

      Важнейшими базовыми факторами развития отрасли являются инвестиции в инфраструктуру и кадровый потенциал, которые требуют серьезных финансовых затрат.

      В странах-членах ОЭСР широко применяется практика льготного кредитования отрасли со стороны государства, особенно в вопросах развития инфраструктуры, в том числе из тех средств, которые поступают в бюджет страны от проведения лотерей.

      Льготные кредиты для покрытия расходов на строительство и приобретение спортивных сооружений, предназначенных для удовлетворения потребностей в области спорта широких групп населения, предоставляются как муниципалитетам, так и спортивным организациям.

      Государственные дотации выделяются также на формирование трудовых ресурсов, включая науку и научное обслуживание спорта.

      Например, в Финляндии муниципальный округ с населением не менее 10 тыс. человек имеет право на государственное финансирование заработной платы одного инструктора по спорту для специальных групп населения.

      В Германии и Франции практикуется бесплатное предоставление муниципальных спортсооружений в ведение клубов.

      Отдельным направлением государственной политики ведущих зарубежных стран является развитие научно-информационных ресурсов.

      В США функционирует 23 института по вопросам развития спорта, в Китае насчитывается 37 исследовательских структур спортивного профиля.

      В Великобритании на регулярной основе проводятся специальные исследования, направленные на изучение и оценку спортивной активности различных групп населения, включая членство в клубах, участие в спортивных соревнованиях, удовлетворенность качеством и доступностью спортивных услуг.

      Исследования играют ключевую роль при определении приоритетов государственной политики, оценивают состояние развития отрасли в регионах страны, анализируют мотивацию участия в спортивной жизни, выявляют барьеры и др.

      В целом, в развитых зарубежных странах сфера спорта и физической культуры рассматривается в общем контексте развития здоровой нации, включая здравоохранение, образование, транспортную инфраструктуру, городское планирование, охрану труда, здоровое питание и др.

      Так, в странах Европейского союза важнейшим условием постановки целей и задач развития отрасли являются проработка эффективных механизмов межведомственного взаимодействия, а также поощрение всех форм совместного сотрудничества заинтересованных сторон – центральных государственных органов, региональных властей, неправительственного сектора и частных структур.

      Как правило, все программы носят межведомственный характер и базируются на общей цели, например мультиспектральный план действий, определяющий двуединую цель: "Оздоровление питания, активизация движения".

      Самостоятельным направлением развития спортивной отрасли ведущих зарубежных стран является развитие спортивной индустрии, когда сфера культуры и спорта рассматривается в качестве важного сектора коммерческих услуг и социальной занятости населения.

      На основе изучения вышеуказанного зарубежного опыта Концепцией предусматривается создание необходимых условий для развития сферы спорта и физической культуры в качестве основы развития здоровой нации. При этом основной акцент в рамках Концепции ставится на развитие массового спорта как средства профилактики заболеваний и негативных социальных явлений; использование спорта в нравственном, эстетическом и интеллектуальном развитии молодежи.

      С учетом опыта ОЭСР в Казахстане необходимо предпринять комплекс мер по повышению роли государства в поддержке массового спорта.

      Наряду с этим необходимо упорядочить деятельность клубов болельщиков (фан-клубов) в целях воспитания культуры поведения болельщиков и зрителей спортивно-массовых мероприятий.

2. Обоснование необходимости долгосрочной Концепции развития физической культуры и спорта Республики Казахстан до 2025 года

      В настоящее время отсутствует стратегический документ, определяющий приоритеты развития отрасли физической культуры и спорта.

      Опыт реализации Государственной программы развития физической культуры и спорта в Республике Казахстан на 2001-2005 годы, а также Отраслевой программы развития физической культуры и спорта на 2007-2011 годы показал востребованность системного документа, определяющего долгосрочное видение развития отрасли и преемственность государственной политики.

      Учитывая задачу по обеспечению вхождения Казахстана в 30-ку развитых стран мира, поставленную Главой государства в Плане нации "100 конкретных шагов: современное государство для всех", необходимо сформировать новую модель развития отрасли спорта, основанную на межведомственном взаимодействии и базирующуюся на общей цели по формированию здоровой нации, выбирающей спорт и здоровый образ жизни.

      Принятие Концепции позволит мобилизовать спортивный потенциал нации, выстроить целостную и системную работу в сфере массового спорта и спорта высших достижений.

      Сноска. Подраздел 2 с изменением, внесенным Указом Президента РК от 23.11.2017 № 585.

3. Общие подходы и основные принципы развития физической
культуры и спорта Республики Казахстан до 2025 года
1. Цель и задачи Концепции

      Основной целью Концепции является формирование эффективной модели государственной политики в области физической культуры и спорта, призванной мобилизовать спортивный потенциал нации в качестве объединяющего начала и главной движущей силы интенсивного развития массового спорта и спорта высших достижений.

      Масштаб поставленной цели предполагает решение следующих основных задач:

      1) формирование на основе межведомственного подхода общенациональной системы физкультурно-спортивного воспитания населения;

      2) активное вовлечение граждан в спортивную жизнь страны, независимо от возраста и социального статуса;

      3) повышение конкурентоспособности отечественного спорта на международной арене, поддержка региональных спортивных сообществ, формирование общенациональных спортивных брендов;

      4) расширение спектра информационной работы с целью популяризации спорта и спортивного образа жизни среди широких слоев населения;

      5) расширение рынка доступных спортивных и физкультурно-оздоровительных услуг через развитие сети спортивной инфраструктуры и клубов по видам спорта;

      6) реализация идеи общенационального патриотизма через возрождение и развитие национальных видов спорта в целях переориентирования на программную статью Главы государства от 12 апреля 2017 года "Болашаққа бағдар: рухани жаңғыру".

      Сноска. Подраздел 1 с изменениями, внесенными Указом Президента РК от 23.11.2017 № 585.

2. Общие подходы и принципы реализации Концепции

      Реализация приоритетных целей, задач и направлений развития спорта и физической культуры будет осуществляться на основе следующих подходов:

      1) системность и комплексность развития отрасли;

      2) обоснованность и приоритетность принимаемых решений.

      Основные принципы:

      1) инклюзивность и социальная направленность государственной политики;

      2) признание спортивной сферы в качестве важнейшего ресурса для повышения качества жизни населения;

      3) поощрение многообразия спортивной активности, равная поддержка развития массового спорта и спорта высших достижений;

      4) уважение свободы выбора спортивного направления и добровольное участие в спортивной жизни страны;

      5) учет интересов и потребностей населения;

      6) ориентация на лучшие отечественные и мировые практики в целях совершенствования организационно-правовых механизмов развития отрасли;

      7) измеримость результатов.

      Обозначенные принципы будут составлять основу всей проводимой политики, включая совершенствование нормативной правовой базы, программ развития отрасли, разработку планов действий и др.

      Непременными условиями эффективной реализации такого подхода являются создание благоприятной среды, обеспечивающей возможность для граждан страны вести здоровый образ жизни, систематически заниматься физической культурой и спортом, получать доступ к развитой спортивной инфраструктуре, а также повышение конкурентоспособности казахстанского спорта на мировом уровне.

4. Приоритетные направления государственной политики в отрасли
физической культуры и спорта

1. Формирование общенациональной системы физкультурно-спортивного воспитания населения

      Сноска. Заголовок подраздела 1 в редакции Указа Президента РК от 23.11.2017 № 585.

      Для формирования общенациональной системы физкультурно-спортивного воспитания населения необходимо проработать вопрос создания сети спортивных клубов по месту жительства, в том числе спортивных клубов выходного дня для самостоятельно занимающихся физической культурой и спортом.

      Требует особого внимания совершенствование ежегодного единого календарного плана межрегиональных, казахстанских и международных физкультурных мероприятий и спортивных мероприятий, где составной частью спортивно-календарного плана должна стать система казахстанских спартакиад среди различных групп населения как основа комплексных многоэтапных спортивных и физкультурных мероприятий в стране.

      Необходимо совершенствовать Единую спортивную классификацию с учетом изменений международной системы соревнований по видам спорта.

      В рамках формирования общенациональной системы физкультурно-спортивного воспитания населения необходимо разработать и внедрить рекомендации по объему двигательной активности, включая утреннюю и производственную гимнастику, в зависимости от индивидуальных особенностей граждан, обеспечить преемственность программ физического воспитания в образовательных учреждениях.

      Предполагается продолжать реализацию дифференцированного подхода к размещению объектов спорта с учетом плотности населения, транспортной доступности и развиваемых видов спорта, повышать статус спортивных федераций по видам спорта.

      Необходимо продолжать работу по совершенствованию нормативного правового регулирования, в том числе по уточнению функций и полномочий субъектов физической культуры и спорта в Республике Казахстан и проведению мониторинга систематически занимающихся физической культурой и спортом.

2. Активизация спортивной жизни, ориентированной на досуг
населения, и совершенствование методов работы с детьми и
молодежью

      Спортивная жизнь страны должна стать важным фактором мобилизации нации.

      При реализации инициатив в сфере спорта и физической культуры каждый регион страны должен опираться на местные спортивные сообщества, формируя насыщенную информационную и событийную среду, способствующую разнообразию социальной жизни населения.

      Необходимо усилить взаимодействие по информационному сопровождению спортивных событий, привлекая к участию в мероприятиях представителей партий, Ассамблеи народа Казахстана и других заинтересованных общественных организаций.

      Требует особого внимания активизация работы физкультурно-спортивных объединений и спортивных клубов, ориентированной на социальную занятость населения, предполагающая организацию спортивного досуга граждан страны.

      Традиционными должны стать акции дней открытых дверей в физкультурно-оздоровительных центрах и спортивных клубах.

      Целесообразно также проработать эффективный и простой алгоритм создания сети спортивных клубов по месту жительства, в том числе спортивных клубов выходного дня, рассчитанных на самостоятельно занимающихся физической культурой и спортом.

      Важно наполнить событиями спортивную жизнь на селе посредством проведения на общественных началах спортивных акций, любительских чемпионатов, конкурсов и др.

      В этой связи, перспективным направлением может стать массовое развитие футбола в качестве популярного и доступного вида спорта. Любительские футбольные команды можно формировать на уровне школ, отдельных населенных пунктов, областей и т.д. Любительский футбол должен быть встроен в общенациональную сетку соревнований, кульминацией которых станет проведение матчей "любительской футбольной лиги" с финальной игрой любителей и профессионалов на кубок Федерации футбола Казахстана.

      Необходимо возложить на акимов всех уровней персональную ответственность за проведение на постоянной основе спортивно-массовых мероприятий на соответствующих территориях с учетом местной специфики.

      С целью формирования спортивного имиджа регионов целесообразно планировать сетку спортивных мероприятий по принципу региональной эстафеты "Центр спортивной жизни страны".

      Федерациям спорта важно усилить работу с сообществами болельщиков в целях создания положительного образа спортивного социума и недопущения радикализации фанатского движения.

      Главные принципы – создание равных возможностей для занятия спортом и физической культурой, содействие развитию талантливых личностей.

      В целях формирования здорового поколения необходимо обеспечить равенство стартовых условий в детском возрасте путем равных возможностей и равного доступа к спортивным мероприятиям.

      Стратегически важные задачи – планомерное развитие сети детско-юношеских спортивных школ во всех регионах страны, стимулирование развития системы дополнительного образования в сфере физической культуры и спорта посредством активизации деятельности спортивных секций и клубов в сотрудничестве со спортивными федерациями по видам спорта.

      В качестве первоочередной организационной меры также необходимо разработать четкую систему требований к работе детско-юношеских спортивных школ и специализированных детско-юношеских школ олимпийского резерва, в основе которых будут заложены принципы многолетнего спортивного отбора одаренных юных спортсменов с учетом модельных характеристик физической и технической подготовленности, физического развития и оценки состояния здоровья.

      В практическом плане целесообразно проработать вопрос обеспечения комплексными спортивными площадками средние школы в областях, вовлекать все большее число детей и подростков к занятиям физической культурой и спортом через развитие спортивных секций и клубов по видам спорта, действующих во внеурочное время, на регулярной основе проводить военно-спортивные чемпионаты для молодежи на республиканском уровне.

      Необходимо активизировать создание благоприятных условий для обеспечения максимальным охвата детей и подростков физической культурой и спортом.

      Государство также будет оказывать системную поддержку развитию молодежных общественных организаций в сфере физической культуры и спорта.

      Совместно с местными исполнительными органами необходимо проработать вопрос создания комплексного плана действий физкультурно-оздоровительной и воспитательной работы среди молодежи, направленной на укрепление здоровья и всестороннее физическое развитие.

      Для охвата наибольшего количества молодежи необходимо проработать вопрос развития студенческих и школьных лиг по баскетболу, волейболу, футболу и другим массовым видам спорта.

      В рамках развития адаптивной физической культуры в стране необходимо систематическое проведение спортивных соревнований и турниров с участием детей с ограниченными возможностями здоровья с целью их вовлечения в среду здоровых сверстников.

      Сноска. Подраздел 2 с изменением, внесенным Указом Президента РК от 23.11.2017 № 585.

3. Дальнейшее развитие спорта высших достижений, системы
подготовки спортивного резерва, кадрового обеспечения отрасли и
формирование современного научного потенциала отрасли

      В период глобализации важное значение имеют дальнейшее укрепление и продвижение спортивного имиджа Казахстана на мировой спортивной арене, а также интеграция в международное спортивное сообщество.

      Это важно и для Казахстана, так как спорт является важным компонентом общенационального бренда страны.

      В этих целях предполагается продолжить расширение сотрудничества с международными спортивными организациями по основным направлениям развития физической культуры и спорта путем вхождения Казахстана в исполнительные органы Международного олимпийского комитета, Совета Европы по спорту и Олимпийского совета Азии и др.

      В рамках реализации международных имиджевых проектов планируется проработать вопрос по организации Международного велотура, приуроченного к открытию транспортного коридора Западная Европа – Западный Китай.

      Проведение международного ралли гран-при "Великий шелковый путь", проходящего по легендарным историческим маршрутам, позволит активизировать пропаганду здорового образа жизни, привлечь туристов к спортивной деятельности и мероприятиям.

      С целью создания нового импульса к развитию спортивного туризма (особенно внутреннего) необходимо максимально интегрировать наиболее привлекательные спортивные объекты в карту популярных туристических маршрутов страны, сформировать спортивные бренды территорий.

      Спорт высших достижений – это мощный стимул развития спортивной индустрии, которая в перспективе станет одним из факторов социально-экономического развития страны.

      Спорт высших достижений также способствует продвижению Казахстана на мировой арене, формированию патриотизма, чувства гордости за страну, объединению граждан.

      Необходимо продолжить работу по совершенствованию системы подготовки спортсменов высокого класса, увеличению числа перспективных спортсменов, способных участвовать в республиканских и международных соревнованиях.

      Особое внимание следует уделять подготовке спортивного резерва, формированию Дорожной карты дальнейшего развития сети детско-юношеских спортивных школ в регионах страны.

      Перспективными направлениями работы выступает проработка вопроса по созданию на базе высших учебных заведений физической культуры и спорта центров спортивной подготовки сборных команд по олимпийским видам спорта.

      Требуются качественное улучшение научно-методического и медицинского сопровождения спортсменов, а также качественное удовлетворение потребностей в спортивном инвентаре и экипировке.

      Необходимо также повысить эффективность деятельности федераций по развитию видов спорта в рамках подготовки спортивного резерва страны.

      С целью повышения квалификации тренерского состава, специалистов спортивной медицины и спортивных судей необходимо проработать вопрос о создании эффективной системы непрерывного профессионального образования на основе дуальных принципов обучения.

      В рамках совершенствования национальной системы квалификаций в отрасли спорта и разработки профессиональных стандартов необходимо проработать вопрос подготовки современных менеджеров и специалистов спортивной отрасли, а также внедрения в стандарты высшего образования в сфере физической культуры и спорта специальностей: "Спортивный менеджмент", "Экономика спорта", "Спортивный врач" и "Спортивный психолог".

      Перспективным проектом также является проработка вопроса по созданию к 2025 году Академии спорта в городе Астане, призванной стать ведущим общенациональным центром подготовки кадров для спортивной сферы.

      За последние годы значительно возросла конкуренция на международной спортивной арене, в этой связи необходимо создать и развивать собственную научную базу для обеспечения эффективности спорта высших достижений и массового спорта.

      В этих целях необходимо развивать научный подход в вопросах развития отрасли спорта и расширить тематику прикладных научно–исследовательских работ.

      Данное положение в полной мере относится и к медицинскому обеспечению во время тренировочного и соревновательного процессов. В настоящее время в вопросах развития спорта особое внимание уделяется уровню медико-биологического регулирования спортивной деятельности на основе новейших достижений в этой области.

      Также требует проработки вопрос проведения масштабных научных исследований и разработок в области теоретико-методических и медико-биологических основ системы подготовки спортивного резерва.

4. Реализация комплексного подхода по активной популяризации
спорта и спортивного образа жизни среди широких слоев населения

      Физическая активность рассматривается как основной источник здоровья нации.

      Понятие здоровая нация включает стимулирование физической активности и системных занятий спортом, а также широкий комплекс мер и условий, важнейшим из которых является физическая активность. Ключевым инструментом реализации комплексного подхода к формированию здоровой нации будет выступать информационная работа, ориентированная на основные целевые группы населения – возрастные, профессиональные, социальные и др.

      Для этой цели необходимо принять системные меры, направленные на расширение аудиторий и повышение качества информационной работы на ведущих телевизионных каналах, включая казахстанский телеканал "КAZsport", а также развитие популярных интернет-ресурсов.

      Другим позитивным моментом организации мер, направленных на сохранение здоровья детей в современной школе, является обеспечение качественного проведения мониторинга основных целевых групп детей и подростков, систематически занимающихся физической культурой и спортом, а также соотношения спроса и предложения на спортивно-оздоровительные услуги.

      На телеканалах необходимо продолжать реализацию проектов, посвященных развитию массового спорта, в том числе спартакиад, республиканских, народных, общенациональных и интеллектуальных игр.

      Для активной популяризации спорта и спортивного образа жизни среди широких слоев населения в регионах необходимо продолжить пропагандистскую работу по деятельности объектов спорта в каждом регионе и действующих в них спортивных секциях и клубах.

      Важно наладить работу по мониторингу эффективности информационной работы с населением. Основной метод – социологические и экспертные исследования.

      Конечный результат – составление рейтинга спортивной привлекательности регионов.

5. Развитие инфраструктуры и расширение рынка услуг
физической культуры и спорта

      Наличие доступной и качественной инфраструктуры является важнейшим условием функционирования полноценного рынка спортивных услуг, одним из важнейших факторов продвижения индустрии спорта как рынка услуг физической культуры и спорта.

      Основа успеха – формирование массового спроса на продукты и услуги отрасли.

      Создать возможность каждому человеку воспользоваться преимуществами инфраструктуры физической культуры и спорта в соответствии со своими потребностями.

      Новый уровень развития экономического потенциала отрасли требует системного похода к формированию маркетинговой политики, изучения спроса и мотивации потребителей спортивных услуг.

      Спортивные организации, федерации, клубы нуждаются в профессиональной консалтинговой поддержке, включая вопросы поиска спонсоров, рекламодателей, страхования и др.

      В этой связи целесообразно наладить тесное взаимодействие с Национальной палатой предпринимателей, направленное на стимулирование бизнес-активности, привлечение потенциальных спонсоров и инвесторов.

      Необходимо более широко использовать потенциал государственно-частного партнерства при строительстве спортивных объектов, включая запуск отечественного производства спортивного инвентаря, пошив спортивной одежды, производство брендовой и имиджевой продукции и др.

      Важно усилить взаимодействие с регионами по расширению доступности объектов массового спорта, развитию сети секций и клубов.

6. Реализация идеи общенационального патриотизма через возрождение и развитие национальных видов спорта в целях переориентирования на программную статью Главы государства от 12 апреля 2017 года "Болашаққа бағдар: рухани жаңғыру"

      Сноска. Раздел 4 дополнен подразделом 6 в соответствии с Указом Президента РК от 23.11.2017 № 585.

      Патриотическое воспитание должно быть направлено, прежде всего, на создание условий для дальнейшего национального возрождения Казахстана, целями которого являются развитие высокой социальной активности, гражданской ответственности, высокой духовности, становление граждан, обладающих позитивным мировоззрением.

      Пропаганда национальных видов спорта является неотъемлемой частью гражданско-патриотического воспитания. Сохранение национальных традиций и обычаев - результат многовековой воспитательной деятельности народов. Через систему национальных традиций каждый народ воспроизводит себя, свою духовную культуру, особенности национальной психологии в ряду сменяющих друг друга поколений.

      Необходимы продвижение национальных видов спорта Казахстана на международном уровне за счет спонсорских средств, организация и проведение спортивных мероприятий по национальным видам спорта в пределах предусмотренных законодательством средств.

5. Период реализации и ожидаемые результаты, целевые индикаторы

      Период реализации Концепции включает два этапа:

      1) первый этап 2016-2020 годы;

      2) второй этап 2021-2025 годы.

      На первом этапе предполагается заложить институциональные и экономико-правовые основы реализации поставленных задач, включая принятие соответствующей нормативной правовой базы, внесение корректировок в стратегические программные документы в отрасли спорта и обеспечить реализацию первоочередных мер по развитию сферы физической культуры и спорта, которые будут предусмотрены в Плане мероприятий на период до 2020 года.

      На втором этапе предполагается реализация наиболее приоритетных мероприятий, влияющих на принципиальную возможность достижения поставленных целей и создание устойчивых условий функционирования всей системы, которые будут способствовать поставленным задачам и достижению запланированных результатов.

      В результате реализации Концепции будут достигнуты следующие результаты развития отрасли:

      1) увеличен средний уровень вовлечения населения к систематическим занятиям физической культурой и спортом до 35%;

      2) занятия физическими упражнениями, активными видами спорта – принцип ведения здорового образа жизни – будут развиваться на основе партнерского сотрудничества государства, работодателя и гражданина;

      3) к 2017 году расширится сеть спортивных секций и клубов по различным видам спорта для детей, подростков и молодежи, в том числе в сельской местности на 20 %;

      4) будет обеспечен системный мониторинг развития отрасли, включая оценку вовлеченности населения в спортивную жизнь страны, удовлетворенность качеством и доступностью спортивных услуг с целью составления рейтинга спортивной привлекательности регионов;

      5) будет реализована эффективная модель популяризации занятий физической культурой и спортом, ориентированная на основные целевые группы населения и обеспечивающая активную пропаганду занятий физической культурой и спортом, как составляющая здорового образа жизни;

      6) работодатели будут активно включаться в процесс обеспечения поддержки здоровья сотрудников;

      7) популяризация пользы физической активности будет способствовать проведению регулярных массовых соревнований, участие в которых станет формой активного отдыха казахстанцев (ежегодно будет обеспечено проведение не менее трех тысяч физкультурно-массовых и оздоровительных мероприятий);

      8) будет достигнут новый уровень конкурентоспособности казахстанского спорта высших достижений в числе 30-ти сильнейших государств;

      9) будет укреплена система подготовки профессиональных тренерских кадров, преодолен кадровый дефицит в отрасли за счет подготовки специалистов в отечественных учебных заведениях;

      10) будут заложены основы успешного развития рынка спортивных услуг, соответствующих потребностям основных целевых групп населения;

      11) будут сформированы узнаваемые бренды отечественного спорта;

      12) осуществится динамичное расширение спортивной инфраструктуры, в том числе с применением механизмов государственно-частного партнерства, и повышена обеспеченность населения спортивной инфраструктурой с фактических 45,3% до 50%.

      Достижение поставленных результатов приведет к созданию благоприятных условий для развития физической культуры и спорта как составной части государственной социальной политики.

6. Перечень нормативных правовых актов, посредством которых
предполагается реализация Концепции

      Достижение поставленных задач предполагается посредством следующих нормативных правовых актов:

      1) Закон Республики Казахстан от 3 июля 2014 года "О физической культуре и спорте";

      2) Закон Республики Казахстан от 19 мая 2015 года "О минимальных социальных стандартах и их гарантиях";

      3) Стратегический план развития Республики Казахстан до 2020 года, утвержденный Указом Президента Республики Казахстан от 1 февраля 2010 года № 922;

      4) Концепция социального развития Республики Казахстан до 2030 года, утвержденная постановлением Правительства Республики Казахстан от 24 апреля 2014 года № 396;

      5) Концепция по вхождению Казахстана в число 30-ти самых развитых государств мира, утвержденная Указом Президента Республики Казахстан от 17 января 2014 года № 732;

      6) Государственная программа развития здравоохранения Республики Казахстан "Саламатты Қазақстан" на 2011 – 2015 годы, утвержденная Указом Президента от 29 ноября 2010 года № 1113;

      7) Стратегический план Министерства культуры и спорта на 2014-2018 годы, утвержденный Приказом Министра культуры и спорта Республики Казахстан от 30 декабря 2014 года № 163.

      8) test