Конституционный Суд Республики Казахстан в составе Председателя Азимовой Э.А., судей Ескендирова А.К., Жакипбаева К.Т., Жатканбаевой А.Е., Кыдырбаевой А.К., Мусина К.С., Нурмуханова Б.М., Онгарбаева Е.А., Подопригоры Р.А., Сарсембаева Е.Ж. и Ударцева С.Ф., с участием:
субъекта обращения Ауғанбаева А.М.,
представителей:
Министерства юстиции Республики Казахстан – вице-министра Мукановой А.К.,
Генеральной прокуратуры Республики Казахстан – советника Генерального Прокурора Адамова Т.Б.,
Комитета национальной безопасности Республики Казахстан – начальника управления Следственного департамента Осипова И.В.,
Агентства Республики Казахстан по противодействию коррупции – заместителя руководителя Службы досудебного расследования Муратова А.К.,
Агентства Республики Казахстан по финансовому мониторингу – заместителя руководителя Следственного департамента Бағбанұлы К.,
Министерства внутренних дел Республики Казахстан – директора Юридического департамента Дюсембекова К.С.,
Республиканской коллегии адвокатов – заместителя председателя Вранчева И.О.,
рассмотрел в открытом заседании обращение Ауғанбаева А.М. о проверке на соответствие Конституции Республики Казахстан части второй статьи 80 Уголовно-процессуального кодекса Республики Казахстан от 4 июля 2014 года (далее – УПК).
Заслушав сообщение докладчика – судьи Конституционного Суда Республики Казахстан Жакипбаева К.Т., изучив материалы конституционного производства и проанализировав законодательство Республики Казахстан, Конституционный Суд Республики Казахстан
установил:
В Конституционный Суд Республики Казахстан поступило обращение о рассмотрении на соответствие пункту 1 статьи 14 и пункту 2 статьи 83 Конституции Республики Казахстан части второй статьи 80 УПК.
Из обращения и представленных материалов следует, что при уголовном преследовании в качестве доказательства стороной обвинения использовано заключение специалистов, в числе которых были действующие сотрудники прокуратуры.
Суд первой инстанции признал указанное заключение специалистов недопустимым доказательством и вынес оправдательный приговор. В последующем судом апелляционной инстанции оправдательный приговор был отменен и субъект обращения признан виновным в совершении инкриминируемого ему преступления.
По мнению субъекта обращения, часть вторая статьи 80 УПК, позволяющая привлекать в качестве специалиста для проведения исследования и дачи заключения сотрудника уполномоченного подразделения правоохранительного или специального государственного органа Республики Казахстан, не соответствует Конституции.
При проверке конституционности рассматриваемой нормы УПК Конституционный Суд исходит из следующего.
1. В соответствии с частью второй статьи 80 УПК в качестве специалиста для проведения исследования и дачи заключения может быть привлечен сотрудник уполномоченного подразделения правоохранительного или специального государственного органа Республики Казахстан. Данный сотрудник должен быть не заинтересованным в деле лицом, обладающим специальными знаниями, необходимыми для оказания содействия в собирании, исследовании и оценке доказательств путем разъяснения участникам уголовного процесса вопросов, входящих в его специальную компетенцию, а также применения научно-технических средств (часть первая статьи 80 УПК).
В части первой статьи 92 УПК указывается, что специалист не может участвовать в производстве по уголовному делу, если имеются обстоятельства, дающие основание считать, что он лично, прямо или косвенно заинтересован в данном деле, а также если он участвовал в производстве по данному уголовному делу в качестве дознавателя, следователя, прокурора.
Определяющее значение для привлечения специалиста имеет обладание им специальными знаниями и специальной компетенцией. Согласно части третьей статьи 117 УПК в его заключении, помимо прочего, должны быть указаны сведения об образовании, специальности, стаже работы по специальности, ученой степени и ученом звании.
Специалист обязан участвовать в производстве следственных действий и судебном разбирательстве, используя специальные знания, навыки и научно-технические средства для оказания содействия в собирании, исследовании и оценке доказательств (пункт 2) части пятой статьи 80 УПК).
Из содержания части второй статьи 80 УПК также следует, что в функции уполномоченного подразделения правоохранительного или специального государственного органа, в котором работает специалист, должно входить проведение соответствующих исследований.
В органах внутренних дел функция проведения исследований возложена на оперативно-криминалистические подразделения. Основным условием проведения исследований сотрудником такого подразделения является наличие квалификационного свидетельства на право производства определенного вида исследования и соответствующей методики.
В других правоохранительных и специальном государственном органах специальные исследования также проводятся сотрудниками уполномоченных подразделений.
2. Прокуратура от имени государства осуществляет в установленных законом пределах и формах высший надзор за соблюдением законности на территории Республики Казахстан, представляет интересы государства в суде и от имени государства осуществляет уголовное преследование.
Прокуратура Республики составляет единую централизованную систему с подчинением нижестоящих прокуроров вышестоящим и Генеральному Прокурору Республики. Она осуществляет свои полномочия независимо от других государственных органов, должностных лиц и подотчетна лишь Президенту Республики (пункты 1 и 2 статьи 83 Конституции).
Возложение на органы прокуратуры указанных конституционных функций обусловлено целями защиты человека, его жизни, прав и свобод как высших ценностей государства, обеспечения законности на территории Республики Казахстан, что в полной мере соответствует положениям статей 1, 4, 12 и 34 Конституции.
Обозначенное в Основном Законе единство всей системы органов прокуратуры означает их взаимосвязанную деятельность, организуемую и координируемую Генеральной прокуратурой Республики Казахстан под руководством Генерального Прокурора.
Содержание конституционного положения о подчиненности прокуроров раскрыта законодателем в пункте 2 статьи 5 Конституционного закона Республики Казахстан от 5 ноября 2022 года "О прокуратуре" (далее – Конституционный закон о прокуратуре) и включает обязательность исполнения указаний вышестоящих прокуроров по вопросам организации работы и деятельности для нижестоящих прокуратур, ответственность нижестоящих прокуроров перед вышестоящими прокурорами за выполнение служебных обязанностей и иные формы подчиненности нижестоящих прокуроров.
Принципиальное значение имеет и требование пункта 4 статьи 5 Конституционного закона о прокуратуре о том, что при осуществлении надзора органы прокуратуры не подменяют функции иных государственных органов.
Регламентируя в законах полномочия прокурора, в том числе в уголовном процессе, законодателю необходимо учитывать конституционное предназначение органов прокуратуры, чтобы исключить риски возникновения в правоприменительной практике конфликта интересов. При законодательном регулировании его полномочий недопустимо принятие норм, посягающих на конституционное положение о независимом осуществлении прокуратурой своих полномочий и ее подотчетности лишь Президенту Республики. На прокурора не могут быть возложены функции, приводящие к его подотчетности каким-либо государственным органам или должностным лицам, в том числе органам, ведущим уголовный процесс.
Определенная в Конституции взаимосвязь единой централизованной системы с подчиненностью нижестоящих прокуроров вышестоящим и Генеральному Прокурору Республики возлагает реализацию конституционных функций и полномочий прокуратуры именно на прокуроров, а не на иных работников органов прокуратуры, обладающих какими-либо специальными знаниями.
3. Конституционный Суд не усматривает противоречия с положениями Конституции предусмотренной УПК возможности привлечения в качестве специалистов сотрудников уполномоченного подразделения правоохранительного или специального государственного органа Республики Казахстан в том понимании, что функциональным назначением такого подразделения является осуществление исследований на основе специальных знаний и специальной компетенции его сотрудников. Деятельность такого подразделения не может быть связана с осуществлением высшего надзора за соблюдением законности на территории Республики Казахстан, досудебного расследования и поддержанием государственного обвинения в суде.
Недостаточно четкое изложение части второй статьи 80 УПК создает риск неоднозначного толкования ее положений, расширения пределов применения нормы, что потенциально может приводить к ущемлению закрепленных Конституцией прав и свобод человека и гражданина.
На основании изложенного, руководствуясь пунктом 3 статьи 72 и пунктом 3 статьи 74 Конституции Республики Казахстан, подпунктом 3) пункта 4 статьи 23, статьями 55 – 58, 62 – 65 Конституционного закона Республики Казахстан от 5 ноября 2022 года "О Конституционном Суде Республики Казахстан", Конституционный Суд Республики Казахстан
постановляет:
1. Признать соответствующей Конституции Республики Казахстан часть вторую статьи 80 Уголовно-процессуального кодекса Республики Казахстан в следующем истолковании:
привлечение в качестве специалиста сотрудника уполномоченного подразделения правоохранительного или специального государственного органа Республики Казахстан допустимо, если данный сотрудник является не заинтересованным в деле лицом, обладает специальными знаниями и специальной компетенцией, необходимыми для оказания содействия в собирании, исследовании и оценке доказательств. Функциональным назначением такого подразделения должно быть проведение исследований на основе специальных знаний и специальной компетенции сотрудников без осуществления высшего надзора за соблюдением законности на территории Республики Казахстан, досудебного расследования и поддержания государственного обвинения в суде.
2. Решения судов и иных правоприменительных органов, основанные на ином истолковании части второй статьи 80 Уголовно-процессуального кодекса Республики Казахстан и приводящие к ущемлению закрепленных Конституцией прав и свобод человека и гражданина, исполнению не подлежат и должны быть пересмотрены в установленном порядке.
3. Правительству Республики Казахстан не позднее шести месяцев после опубликования настоящего нормативного постановления внести в Мажилис Парламента Республики Казахстан проект закона, направленный на совершенствование правового регулирования процедуры привлечения специалистов в уголовном процессе, с учетом правовых позиций Конституционного Суда Республики Казахстан, изложенных в настоящем нормативном постановлении.
4. Настоящее нормативное постановление вступает в силу со дня его принятия, является общеобязательным на всей территории Республики, окончательным и обжалованию не подлежит.
5. Опубликовать настоящее нормативное постановление на казахском и русском языках в периодических печатных изданиях, получивших право на официальное опубликование законодательных актов, единой системе правовой информации и на интернет-ресурсе Конституционного Суда Республики Казахстан.
Конституционный Суд Республики Казахстан |