Оглавление

Об официальном толковании пункта 3-1 статьи 41 Конституции Республики Казахстан

Нормативное постановление Конституционного Совета Республики Казахстан от 24 февраля 2015 года № 2

Действующий

      Конституционный совет Республики Казахстан в составе председателя Рогова И. И., членов совета Бахтыбаева И. Ж., Белорукова Н. В., Жаилгановой А. Н., Малиновского В. А., Нурмагамбетова А. М., Стамкулова У. М. с участием:
      представителя субъекта обращения – депутата Сената Парламента Республики Казахстан Кима Г. В.,
      представителя Мажилиса Парламента Республики Казахстан – депутата Мажилиса Парламента Республики Казахстан Сарпекова Р. К.,
      представителя Правительства Республики Казахстан – заместителя министра юстиции Республики Казахстан Баймолдиной З. Х.,
      представителя Верховного суда Республики Казахстан – председателя надзорной судебной коллегии по уголовным делам Верховного суда Республики Казахстан Касимова А. А.,
      представителя Генеральной прокуратуры Республики Казахстан – заместителя Генерального прокурора Республики Казахстан Кравченко А. Н.,
      представителя Центральной избирательной комиссии Республики Казахстан – члена Центральной избирательной комиссии Республики Казахстан Сарсембаева М. А.,
      представителя Уполномоченного по правам человека в Республике Казахстан – руководителя Национального центра по правам человека Калюжного В. А.,
      президента Республиканского общественного объединения «Юристы за справедливые выборы» Копабаева О. К.
      рассмотрел в открытом заседании обращение председателя Сената Парламента Республики Казахстан Токаева К. К. об официальном толковании пункта 3-1 статьи 41 Конституции Республики Казахстан.
      Заслушав сообщение докладчика – члена Конституционного совета Республики Казахстан Белорукова Н. В., выступления участников заседания, проанализировав заключения экспертов: Абайдельдинова Е. М. – доктора юридических наук, профессора кафедры международного права юридического факультета Евразийского национального университета имени Л. Н. Гумилева; Айтхожина К. К. – доктора юридических наук, профессора кафедры конституционного и международного права Гуманитарного университета транспорта и права имени Д. А. Кунаева; Бусурманова Ж. Д. – доктора юридических наук, профессора кафедры теории и истории государства и права, конституционного права юридического факультета Евразийского национального университета имени Л. Н. Гумилева; Ударцева С. Ф. – директора Научно-исследовательского института правовой политики и конституционного законодательства Казахского гуманитарно-юридического университета, доктора юридических наук, профессора, ознакомившись с другими материалами конституционного производства, изучив законодательство и практику ряда зарубежных стран, Конституционный совет Республики Казахстан

установил:

      В Конституционный совет Республики Казахстан 19 февраля 2015 года поступило обращение председателя Сената Парламента Республики Казахстан об официальном толковании пункта 3-1 статьи 41 Конституции Республики Казахстан.
      При даче толкования данной конституционной нормы субъект обращения просит ответить на следующие вопросы:
      «1. Содержит ли норма пункта 3-1 статьи 41 Конституции Республики Казахстан безусловное право Президента Республики Казахстан назначить внеочередные президентские выборы?
      2. Предусматривает ли Конституция Республики Казахстан какие-либо условия и ограничения при принятии Главой государства решения о назначении внеочередных президентских выборов?».
      Проанализировав нормы Основного закона применительно к предмету обращения, Конституционный совет исходит из следующего:
      1. В Республике Казахстан единственным источником государственной власти является народ, который осуществляет власть непосредственно через республиканский референдум и свободные выборы, а также делегирует осуществление своей власти государственным органам. Право выступать от имени народа и государства принадлежит Президенту, а также Парламенту Республики в пределах его конституционных полномочий (пункты 1-3 статьи 3 Конституции).
      Данные конституционные положения закладывают политико-правовые начала целостной системы народовластия для последующего закрепления и регулирования в Основном законе отношений непосредственной и представительной форм демократии, статуса гражданина Республики Казахстан, включая его право участвовать в управлении делами государства непосредственно и через своих представителей, а также предназначения, порядка формирования, функций, компетенции и ответственности высших государственных органов Республики, их взаимоотношений в механизме сдержек и противовесов.
      Президент Республики выступает единственным персонифицированным высшим представителем народа Казахстана, избираемым совершеннолетними гражданами Республики на основе всеобщего, равного и прямого избирательного права при тайном голосовании. Тем самым выборы Президента Республики являются формой наделения его верховной властью в государстве. По их итогам Глава государства получает мандат на руководство Казахстаном, представление народа и его интересов внутри страны и в международных отношениях.
      Являясь Главой государства, его высшим должностным лицом, Президент Республики определяет основные направления внутренней и внешней политики государства. Конституция Республики Казахстан закрепляет статус всенародно избранного Президента как символа и гаранта единства народа и государственной власти, незыблемости Конституции, прав и свобод человека и гражданина, возлагает на него обязанность обеспечения согласованного функционирования всех ветвей государственной власти и ответственности органов власти перед народом (статья 40).
      Решения и действия Президента Республики, в том числе назначение и проведение внеочередных президентских выборов, должны быть направлены на достижение целей и обеспечение ценностей, сформулированных в Преамбуле и Разделе I «Общие положения», а также других положениях и нормах Конституции. В их числе основополагающие принципы деятельности Республики – общественное согласие и политическая стабильность, экономическое развитие на благо всего народа, казахстанский патриотизм, решение наиболее важных вопросов государственной жизни демократическими методами, включая голосование на республиканском референдуме или в Парламенте (пункт 2 статьи 1).
      2. Нормами статьи 41 Основного закона системно регламентированы правовые начала организации и проведения президентских выборов. В своей совокупности и взаимодействии с другими конституционными нормами они определяют принципы избрания Главы государства, регулируют деятельность субъектов избирательного процесса, обеспечивая в целом функционирование системы народовластия на выборах Президента Республики.
      Пунктом 3-1 статьи 41 Конституции предусмотрено, что внеочередные президентские выборы назначаются решением Президента Республики и проводятся в порядке и сроки, установленные Конституционным законом. Внеочередные выборы Главы государства проводятся вне установленного пунктом 3 статьи 41 Основного закона срока и они прямо связаны с решением Президента Республики. Их назначение не имеет правовых ограничений, зафиксированных в Конституции.
      Таким образом, назначение внеочередных президентских выборов в соответствии с пунктом 3-1 статьи 41 Основного закона входит исключительно в компетенцию Президента Республики. Это конституционное правомочие не обременено какими-либо условиями и ограничениями и реализуется Главой государства единолично.
      3. Согласно пункту 3 статьи 41 Конституции и статье 51 Конституционного закона Республики Казахстан от 28 сентября 1995 года № 2464 «О выборах в Республике Казахстан» (далее – Конституционный закон о выборах) очередные выборы Президента Республики не могут совпадать по срокам с выборами нового состава Парламента. Это позволяет разграничить по времени президентские и парламентские выборы и тем самым предотвратить дисбаланс государственной власти и обеспечить проведение полноценных избирательных кампаний.
      Поэтому совпадение сроков проведения очередных президентских и парламентских выборов может являться одним из конституционных оснований для назначения внеочередных выборов Президента.
      Пункт 3-1 статьи 41 Конституции, создающий правовую основу для назначения внеочередных президентских выборов, не содержит правила о недопустимости совпадения по срокам этих выборов с выборами нового состава Парламента, передавая решение вопроса о порядке и сроках проведения внеочередных президентских выборов на уровень Конституционного закона.
      Конституционный закон о выборах в свою очередь определяет, что «внеочередные президентские выборы проводятся в соответствии с правилами, установленными настоящим Конституционным законом для очередных выборов Президента» (статья 66-1). То есть Конституционный закон о выборах не вводит существенных особенностей в порядок проведения внеочередных выборов Президента Республики и на них, как и на очередные президентские выборы, должны распространяться общие правила, регулирующие избирательный процесс.
      Из сохраняющего в настоящее время юридическую силу нормативного постановления Конституционного совета Республики Казахстан от 19 августа 2005 года № 5 «Об официальном толковании пунктов 1 и 3 статьи 41 и пункта 1 статьи 94 Конституции Республики Казахстан» следует, что пункты 1 и 3 статьи 41 Основного закона носят общий характер и относятся ко всем случаям выборов Главы государства.
      Таким образом, правила, установленные в Конституции, едины для всех выборов Президента Республики, независимо от того, являются они очередными или внеочередными. Правовая природа, порядок проведения и правовые последствия очередных и внеочередных выборов Президента Республики в целом идентичны и отличаются лишь субъектами назначения выборов и сроками их проведения.
      Исходя из системного анализа указанных конституционных норм, их официального толкования в названном нормативном постановлении Конституционного совета и конституционно-правового смысла статьи 66-1 Конституционного закона о выборах, принимая во внимание их логическую связь и сопряженность с общими положениями и принципами Конституции, Конституционный совет полагает, что правило пункта 3 статьи 41 Конституции, не допускающее совпадения по срокам очередных выборов Президента Республики с выборами нового состава Парламента, распространяется и на внеочередные президентские выборы, и это обстоятельство должно учитываться при их назначении.
      На основании изложенного, руководствуясь подпунктом 4) пункта 1 статьи 72 Конституции Республики Казахстан, подпунктом 1) пункта 3 статьи 17, статьями 31-3337 и подпунктом 2) пункта 1 статьи 41 Конституционного закона Республики Казахстан от 29 декабря 1995 года № 2737 «О Конституционном совете Республики Казахстан», Конституционный совет Республики Казахстан

постановляет:

      1. Норму пункта 3-1 статьи 41 Конституции Республики Казахстан следует понимать таким образом, что Президент Республики Казахстан имеет исключительное право единолично назначать внеочередные президентские выборы.
      2. Конституция Республики не предусматривает какие-либо условия и ограничения при принятии Главой государства решения о назначении внеочередных президентских выборов.
      При принятии решения о назначении таких выборов подлежит учету предусмотренное пунктом 3 статьи 41 Конституции Республики Казахстан правило о недопустимости совпадения по срокам выборов Президента Республики с выборами нового состава Парламента Республики Казахстан.
      3. Согласно пункту 3 статьи 74 Конституции Республики Казахстан нормативное постановление вступает в силу со дня его принятия, обжалованию не подлежит, является общеобязательным на всей территории республики и окончательным с учетом случая, предусмотренного пунктом 4 статьи 73 Конституции Республики Казахстан.
      4. Опубликовать настоящее нормативное постановление на казахском и русском языках в официальных республиканских печатных изданиях.

      Председатель
      Конституционного совета
      Республики Казахстан                       И. РОГОВ