О проверке конституционности статьи 13 Закона Республики Казахстан "О социальной защите граждан, пострадавших вследствие экологического бедствия в Приаралье"

Постановление Конституционного Совета Республики Казахстан от 29 апреля 2005 года N 3

Действующий

     Правительство Республики Казахстан ПОСТАНОВЛЯЕТ:
     внести на рассмотрение Мажилиса Парламента Республики Казахстан проект Закона Республики Казахстан "О внесении дополнений и изменений в некоторые законодательные акты Республики Казахстан по вопросам банкротства".

     Премьер-Министр
  Республики Казахстан

Проект   

Закон Республики Казахстан О внесении дополнений и изменений в некоторые
законодательные акты Республики Казахстан
по вопросам банкротства

     Статья 1. Внести дополнения и изменения в следующие законодательные акты Республики Казахстан:

     1. В Гражданский кодекс Республики Казахстан (Общая часть), принятый Верховным Советом Республики Казахстан 27 декабря 1994 г. (Ведомости Верховного Совета Республики Казахстан, 1994 г., N 23-24 (приложение); 1995 г., N 15-16, ст. 109; N 20, ст. 121; Ведомости Парламента Республики Казахстан, 1996 г., N 2, ст. 187; N 14, ст. 274; N 19, ст. 370; 1997 г., N 1-2, ст. 8; N 5, ст. 55; N 12, ст. 183, 184; N 13-14, ст. 195, 205; 1998 г., N 2-3, ст. 23; N 5-6, ст. 50; N 11-12, ст. 178; N 17-18, ст. 224, 225; N 23, ст. 429; 1999 г., N 20, ст. 727, 731; N 23, ст. 916; 2000 г., N 18, ст. 336; N 22, ст. 408; 2001 г., N 1, ст. 7; N 8, ст. 52; N 17-18, ст. 240; N 24, ст. 338; 2002 г., N 2, ст. 17; N 10, ст. 102; 2003 г., N 1-2, ст. 3; N 11, ст. 56, 57, 66; N 15, ст. 139; N 19-20, ст. 146; 2004 г., N 6, ст. 42; N 10, ст. 56; N 16, ст. 91; N 23, ст. 142):

     1) пункт 1 статьи 50 дополнить словами ", налоговому и таможенному органу по месту регистрации";

     2) дополнить статьей 54-1 следующего содержания:

     "Статья 54-1. Внешнее наблюдение

     Процедура внешнего наблюдения может быть введена судом в целях:
     обеспечения сохранности имущества должника;
     выявления признаков преднамеренного банкротства;
     проведения анализа финансового состояния должника и действий по уклонению от исполнения обязательств перед кредиторами;
     контроля со стороны кредиторов за состоянием финансово-хозяйственной деятельности должника и проведением им реорганизационных процедур;
     контроля за совершением сделок по отчуждению основных средств, передаче имущества в залог или в аренду, а также иных сделок по ценам значительно ниже рыночных либо без достаточных оснований, исполнение которых повлечет убытки для должника.
     Применение внешнего наблюдения осуществляется в порядке, установленном законодательными актами.".

     2. В Кодекс Республики Казахстан от 12 июня 2001 г. "О налогах и других обязательных платежах в бюджет (Налоговый кодекс)" (Ведомости Парламента Республики Казахстан, 2001 г., N 11-12, ст. 168; 2002 г., N 6, ст. 73, 75; N 19-20, ст. 171; 2003 г., N 1-2, ст. 6; N 4, ст. 25; N 11, ст. 56; N 15, ст. 133, 139; N 21-22, ст. 160; N 24, ст. 178; 2004 г., N 5, ст. 30; N 14, ст. 82; N 20, ст. 116; N 23, ст. 140, ст. 142; N 24, ст. 153):
     статью 501 дополнить подпунктом 23) следующего содержания:
     "23) конкурсные управляющие - при подаче исков в интересах конкурсного производства в пределах своих полномочий, предусмотренных законодательством о банкротстве.".

     3. В Закон Республики Казахстан от 21 января 1997 г. "О банкротстве" (Ведомости Парламента Республики Казахстан, 1997 г., N 1-2, ст. 7; N 13-14, ст. 205; 1998 г., N 14, ст. 198; N 17-18, ст. 225; 2000 г., N 22, ст. 408; 2001 г., N 8, ст. 52; N 17-18, ст. 240; N 24, ст. 338; 2002 г., N 17, ст. 155; 2003 г., N 4, ст. 26; N 11, ст. 67; 2004 г., N 6, ст. 42; N 23, ст. 142):

     1) в статье 1:
     в подпункте 1):
     слова "процедуры и внесудебной процедуры ликвидации" заменить словами "процедуры, внесудебной процедуры ликвидации и внешнего наблюдения";
     дополнить словами следующего содержания ", а также администратора внешнего наблюдения.";
     дополнить подпунктами 1-1) и 4-1) следующего содержания:
     "1-1) администратор внешнего наблюдения - лицо, назначенное в установленном порядке для проведения процедуры внешнего наблюдения;";
     "4-1) внешнее наблюдение - процедура, устанавливаемая судом в целях обеспечения сохранности имущества должника, выявления признаков преднамеренного банкротства, проведения анализа финансового состояния, а также действий по уклонению от исполнения обязательств перед кредиторами, контроля со стороны кредиторов за состоянием финансово-хозяйственной деятельности должника, проведением им реорганизационных процедур, совершением сделок по отчуждению основных средств, передаче имущества в залог или в аренду, а также других сделок по ценам значительно ниже рыночных либо без достаточных оснований, исполнение которых повлечет убытки для должника;";
     подпункт 7) после слов "к нему процедур" дополнить словами "внешнего наблюдения,";
     подпункт 12) дополнить словами ", кроме кредитора по налогам и другим обязательным платежам в бюджет";

     2) пункт 4 статьи 3 изложить в следующей редакции:
     "4. Дела о банкротстве рассматриваются судом, если требования:
     кредитора по налогам и другим обязательным платежам в бюджет по налоговой задолженности составляют сумму не менее ста пятидесяти месячных расчетных показателей;
     иных кредиторов к должнику в совокупности составляют сумму не менее ста пятидесяти месячных расчетных показателей.
     Требования настоящего пункта не распространяются на случаи, предусмотренные статьей 94 настоящего Закона.";

     3) в пунктах 2, 3 и части первой пункта 4 статьи 6 слово "двух" заменить словом "трех";

     4) часть первую пункта 2 статьи 10 после слова "включаются" дополнить словом "заявленные";

     5) в статье 10-1:
     в подпункте 5) после слова "формирует" дополнить словами "и утверждает";
     подпункт 6) изложить в следующей редакции:
     "6) рассматривает проекты соглашений, заключаемых комитетом кредиторов (советом кредиторов) с реабилитационным или конкурсным управляющими, а также администратором внешнего наблюдения, на соответствие законодательству Республики Казахстан;";
     дополнить подпунктом 6-1) следующего содержания:
     "6-1) определяет порядок согласования применения реабилитационной процедуры в отношении несостоятельного должника";
     подпункт 9) изложить в следующей редакции:
     "9) утверждает состав комитета кредиторов (совета кредиторов) при конкурсном производстве, процедуре реабилитации, а также при процедуре внешнего наблюдения;";
     в подпункте 14) слово "план" заменить словами "проект плана";
     дополнить подпунктом 20) следующего содержания:
     "20) организует подготовку администратора внешнего наблюдения, конкурсных и реабилитационных управляющих и утверждает правила их подготовки.";

     6) в подпункте 1) пункта 1 статьи 19 слова ", кроме случаев, когда должником заявлено ходатайство об отсрочке уплаты государственной пошлины" исключить;

     7) статью 20 исключить;

     8) в статье 22:
     заголовок и пункт 1 дополнить словами "либо администратора внешнего наблюдения";
     в пункте 2 слова "Заявление кредитора подается" заменить словами "Заявление кредитора либо администратора внешнего наблюдения подается";
     в пункте 3:
     в абзаце первом после слов "В заявлении кредитора" дополнить словами "либо администратора внешнего наблюдения";
     подпункт 3) после слов "наименование кредитора" дополнить словами "либо администратора внешнего наблюдения";
     подпункт 8) после слов "известные кредитору" дополнить словами "либо администратору внешнего наблюдения";
     в пункте 4 слова "Кредитор обязан" заменить словами "Кредитор либо администратор внешнего наблюдения обязаны";
     пункт 5 после слов "Заявление кредитора" дополнить словами "либо администратора внешнего наблюдения";

     9) в статье 23:
     заголовок дополнить словами "либо администратора внешнего наблюдения";
     в абзаце первом после слов "К заявлению кредитора" дополнить словами "либо администратора внешнего наблюдения";
     в подпункте 5) слово "кредитора" исключить;

     10) в пункте 1 статьи 28:
     подпункт 1) дополнить вторым предложением следующего содержания:
     "В случае, если должником является организация, указанная в пункте 4 статьи 2 настоящего Закона, по заявлению уполномоченного органа, суд вправе определять лиц, уполномоченных производить минимальные необходимые текущие выплаты на поддержание производственного цикла, в том числе непрерывное производство, и обеспечение сохранности имущества.";
     подпункт 2) после слов "третейских судов," дополнить словами ", налоговых органов, а также собственников (учредителей, участников) или органов должника в отношении его имущества";

     11) в статье 36:
     пункт 2 дополнить подпунктом 4) следующего содержания:
     "4) о передаче должностными лицами должника учредительных, финансовых и правоустанавливающих документов на его имущество, а также печати должника конкурсному управляющему в срок не позднее трех дней со дня его назначения.";
     в части первой пункта 3 слова "официальных изданий, а также в одной из газет или ином периодическом издании, определенном акимом области (города республиканского значения, столицы) для официальных публикаций, по месту нахождения должника" заменить словами "республиканских или местных (по месту нахождения должника) периодических печатных изданиях, получивших в установленном порядке право официального опубликования нормативных правовых актов,";

     12) в статье 40:
     в заголовке слова "судебных и" исключить;
     в пункте 1 слова "все судебные расходы, включая расходы по государственной пошлине, уплата которой была отсрочена, и" исключить;

     13) в статье 41 слово "кассационном" заменить словом "апелляционном";

     14) дополнить главой 3-1 следующего содержания:

     "Глава 3-1. Внешнее наблюдение

     Статья 41-1. Внешнее наблюдение

     1. По заявлению кредитора либо уполномоченного органа судом в отношении должника может быть введена процедура внешнего наблюдения на срок от трех месяцев до одного года при наличии:
     1) не менее трех кредиторов, в том числе заявителя, выразивших согласие на применение процедуры внешнего наблюдения;
     2) неплатежеспособности должника.
     В определении суда о введении внешнего наблюдения указывается о поручении уполномоченному органу в трехдневный срок произвести назначение администратора внешнего наблюдения.
     Порядок назначения администратора внешнего наблюдения устанавливается уполномоченным органом.
     2. Администратором внешнего наблюдения назначается физическое лицо - индивидуальный предприниматель, имеющее на осуществление деятельности по управлению имуществом и делами неплатежеспособных должников в процедурах банкротства лицензию, выдаваемую уполномоченным органом.
     Администратором внешнего наблюдения не могут быть назначены лица, указанные в пункте 4 статьи 9 настоящего Закона.
     3. Администратор внешнего наблюдения должен быть отстранен от управления делами и имуществом должника в таком же порядке, в каком назначен для осуществления указанных функций, в следующих случаях:
     1) неисполнения или ненадлежащего исполнения возложенных на него обязанностей, совершения действий, ущемляющих интересы отдельных кредиторов либо предоставляющих преимущества другим, совершения иных действий (бездействия), являющихся основаниями для его увольнения;
     2) отзыва либо приостановления действия лицензии по основаниям, предусмотренным законодательством о лицензировании;
     3) невозможности исполнения возложенных на них обязанностей.
     4. При введении внешнего наблюдения наступают следующие последствия:
     любые требования кредиторов к должнику могут предъявлены только в пределах процедуры внешнего наблюдения, предусмотренной настоящим Законом;
     должностным лицам должника запрещается отчуждение принадлежащих им акций, долей в имуществе должника.
     5. При подаче в суд заявления о введении внешнего наблюдения, кредитором направляется извещение в соответствующий орган налоговой службы.

     Статья 41-2. Формирование совета кредиторов

     1. В целях обеспечения интересов кредиторов при внешнем наблюдении создается совет кредиторов, состав которого формируется, в соответствии с требованиями настоящей статьи, администратором внешнего наблюдения и утверждается уполномоченным органом.
     2. В состав совета кредиторов могут входить кредиторы по гражданско-правовым обязательствам, имеющие наибольшие требования к должнику, а также, при наличии налоговой задолженности, кредитор по налогам и другим обязательным платежам в бюджет.
     3. Кредиторы, по заявлению которых введена процедура внешнего наблюдения, включаются в состав совета кредиторов вне зависимости от размера требований.
     4. Совет кредиторов состоит из нечетного количества членов не более семи человек.

     Статья 41-3. Полномочия совета кредиторов

     К полномочиям совета кредиторов относится:
     1) координация и контроль за действиями администратора внешнего наблюдения;
     2) согласование действий администратора внешнего наблюдения в отношении совершения должником юридически значимых действий в судах, с третьими лицами, сделок по отчуждению основных средств, передаче имущества в залог или аренду, а также других сделок по ценам значительно ниже рыночных либо без достаточных оснований, исполнение которых повлечет убытки для должника, проведением реорганизационных процедур;
     3) заключение с администратором внешнего наблюдения соглашения, согласованного с уполномоченным органом, о мероприятиях по обеспечению сохранности имущества должника, выявлению и анализу его сделок и действий, совершенных до введения процедуры внешнего наблюдения, в результате которых наступила неплатежеспособность должника, проведению сверки по актам инвентаризации имущества и иное, не противоречащее целям внешнего наблюдения, а также объеме его полномочий в пределах, установленных настоящим Законом.

     Статья 41-4. Полномочия администратора внешнего наблюдения

     1. Администратор внешнего наблюдения вправе:
     1) заявлять в суд ходатайства о принятии дополнительных мер по обеспечению сохранности имущества должника, а также об отмене таких мер;
     2) производить сверку движимого и недвижимого имущества должника по актам инвентаризации;
     3) истребовать у должника полный перечень его кредиторов и дебиторов с указанием суммы задолженности, развернутый баланс активов и пассивов, отчет о финансовом положении должника и другую необходимую информацию;
     4) ходатайствовать перед судом о предоставлении и (или) истребовании у третьих лиц необходимых документов, заключений, представлении ими иных сведений, относящихся к финансово-хозяйственной деятельности должника, а также знакомиться с этими сведениями в месте их нахождения, если иное не предусмотрено законодательством Республики Казахстан;
     5) выявлять сделки, совершенные до введения процедуры внешнего наблюдения, ухудшившие финансовое положение должника, требовать от должника их расторжения;
     6) требовать от должника исполнения его обязанностей, предусмотренных статьей 41-7 настоящего Закона;
     7) получать вознаграждение в порядке и размерах, предусмотренных настоящим Законом;
     8) осуществлять в соответствии с настоящим Законом иные полномочия.
     2. Администратор внешнего наблюдения обязан:
     1) согласовывать с советом кредиторов свои действия в отношении должника;
     2) принимать меры по обеспечению сохранности имущества должника и его защите;
     3) определять наличие признаков преднамеренного и ложного банкротства и сообщать о выявленных признаках в правоохранительные органы либо требовать от должника расторжения сделок по выводу имущества в суде;
     4) устанавливать кредиторов и дебиторов должника, требовать от должника принятие мер по взысканию дебиторской задолженности;
     5) представлять в суд по завершении периода внешнего наблюдения согласованный с советом кредиторов и уполномоченным органом отчет о своей деятельности.

     Статья 41-5. Ответственность администратора внешнего наблюдения

     Администратор внешнего наблюдения несет ответственность за ненадлежащее осуществление процедуры внешнего наблюдения в соответствии с законодательными актами Республики Казахстан.

     Статья 41-6. Расходы внешнего наблюдения

     Условия финансирования административных расходов и текущих выплат администратору внешнего наблюдения определяются соглашением, заключаемым до введения внешнего наблюдения между кредиторами, выразившими согласие на ее применение.

     Статья 41-7. Обязанности должника

     Должник обязан:
     1) в недельный срок со дня вступления в законную силу определения о введении внешнего наблюдения разместить в одном из республиканских периодических изданиях, получивших в установленном порядке право официального опубликования нормативных правовых актов публикацию о введении внешнего наблюдения;
     2) по требованию администратора внешнего наблюдения:
     представлять информацию о финансово-хозяйственной и организационной деятельности, касающуюся совершения должником юридически значимых действий в судах, с третьими лицами, сделок, совершенных до введения внешнего наблюдения по отчуждению основных средств, передаче имущества в залог или аренду, а также других сделок стоимостью десять и более процентов от общего размера стоимости активов должника;
     принимать меры по расторжению сделок по выводу имущества, совершенных до введения внешнего наблюдения, и взысканию дебиторской задолженности;
     3) согласовывать с администратором внешнего наблюдения увеличение расходов, изменения в собственном капитале согласно стандартам бухгалтерского учета, проведение реорганизационных процедур, совершение юридически значимых действий в судах, с третьими лицами, сделки по отчуждению основных средств, передаче имущества в залог или аренду, а также сделок по приобретению или отчуждению имущества стоимостью десять и более процентов от общего размера стоимости активов должника.

     Статья 41-8. Прекращение внешнего наблюдения

     Внешнее наблюдение прекращается при утверждении судом заключительного отчета администратора внешнего наблюдения в случаях:
     1) истечения срока внешнего наблюдения;
     2) приложения к заключительному отчету заявления администратора внешнего наблюдения, согласованного с советом кредиторов и уполномоченным органом, о применении к должнику процедур банкротства (реабилитационного или конкурсного производства). В этом случае заявление администратора внешнего наблюдения должно соответствовать правилам статьи 22 настоящего Закона.
     Форма заключительного отчета и порядок его согласования утверждаются уполномоченным органом.";

     15) в статье 43:
     пункт 3 дополнить подпунктом 2-1) следующего содержания:
     "2-1) аудиторский отчет о реальной возможности восстановления платежеспособности должника;";
     пункт 4 после слова "формирует" дополнить словами "и утверждает";

     16) пункт 1 статьи 46 после слов "не противоречащие законодательству, действия" дополнить словами "в соответствии с планом реабилитации,";

     17) статью 50 дополнить частью второй следующего содержания:
     "При несостоятельности организаций, указанных в пункте 4 статьи 2 настоящего Закона, срок реабилитационной процедуры по ходатайству реабилитационного управляющего с согласия комитета кредиторов и уполномоченного органа может быть продлен судом на срок до двух лет.";

     18) статью 54 дополнить частью второй следующего содержания:
     "В случае признания судом должника банкротом и назначении конкурсного производства сумма задолженности, образовавшаяся в период реабилитации, удовлетворяется в порядке, определенном статьей 75 настоящего Закона.";

     19) пункт 2 статьи 57 после слов "должника, определяется утвержденным" дополнить словами "уполномоченным органом и";

     20) в пункте 1 статьи 58 после слов "хозяйственного товарищества", "хозяйственное товарищество" дополнить словами "или акционерного общества", "или акционерное общество";

     21) в статье 65:
     в пункте 2:
     слово "шесть" заменить словом "девять";
     дополнить частью второй следующего содержания:
     "Срок конкурсного производства исчисляется со дня вступления решения суда о признании должника банкротом в законную силу.";

     22) в статье 69:
     часть вторую пункта 1 после слов "Порядок назначения" дополнить словами ", учета и регистрации";
     в подпункте 2) пункта 2 слова "реализованной конкурсной массы" заменить словами "средств, направленных на удовлетворение требований кредиторов";

     23) в статье 70:
     подпункт 1) после слов "десяти дней" дополнить словами "со дня его назначения";
     в подпункте 1-2) слова "официальных изданий, а также в одной из газет или ином периодическом издании, определенном акимом области (города республиканского значения, столицы) для официальных публикаций, по месту нахождения должника" заменить словами "республиканских или местных (по месту нахождения должника) периодических печатных изданиях, получивших в установленном порядке право официального опубликования нормативных правовых актов,";
     в подпункте 3) слова "в срок не позднее двух месяцев со дня принятия решения о банкротстве должника" исключить;
     подпункт 5) дополнить словами ", а также организует их собрание (конференцию) для избрания уполномоченного представителя от кредиторов второй очереди;";

     24) пункт 4 статьи 74 дополнить предложением третьим следующего содержания:
     "В конкурсную массу также не включаются средства ликвидационных фондов, созданных в соответствии с законодательством Республики Казахстан о недрах и недропользовании";

     25) в части второй пункта 1 статьи 75 слова "утвержденной комитетом кредиторов" заменить словами "определенной соглашением комитета кредиторов с конкурсным управляющим";

     26) пункт 1 статьи 77 дополнить частью второй следующего содержания:
     "Капитализация суммы дополнительных расходов не предусматривается.";

     27) в пункте 1 статьи 83 второе предложение изложить в следующей редакции:
     "В случае недостаточности средств для привлечения оценщика, конкурсный управляющий с согласия комитета кредиторов вправе определить стоимость имущества (активов) по балансовой стоимости имущества.";

     28) в статье 94:
     в пункте 4 слова "официальных изданий, а также в одной из газет или ином периодическом издании, определенном акимом области (города республиканского значения, столицы) для официальных публикаций, по месту нахождения должника" заменить словами "республиканских или местных (по месту нахождения должника) периодических изданиях, получивших в установленном порядке право официального опубликования нормативных правовых актов.";
     в пункте 5:
     в части первой слова "и комитета кредиторов" исключить;
     в части второй слова "официальных изданий, а также в одной из газет или ином периодическом издании, определенном акимом области (города республиканского значения, столицы) для официальных публикаций, по месту нахождения должника" заменить словами "республиканских или местных (по месту нахождения должника) периодических изданиях, получивших в установленном порядке право официального опубликования нормативных правовых актов.";
     в подпункте 2) части третьей слово "провести" заменить словом "организовать";

     29) в статье 95:
     в пунктах 2 и 3 слова "(уполномоченный орган)", "(уполномоченного органа)" исключить;
     в пункте 4:
     часть первую изложить в следующей редакции:
     "4. В случае, если ликвидация юридического лица производится при отсутствии должностных и уполномоченных представлять его лиц без возбуждения конкурсного производства, уполномоченный орган организует составление реестра требований кредиторов и заключительного отчета согласно требованиям настоящего Закона.";
     в части второй слово "реализует" заменить словами "организует реализацию".

     Статья 2. Настоящий Закон вводится в действие со дня его официального опубликования.

     Президент
Республики Казахстан