Сноска. Отменено нормативным постановлением Конституционного Совета РК от 17.04.2017 № 2.
Конституционный совет Республики Казахстан в составе и. о. председателя Омарханова К.А., членов совета Абишева Х.А., Балтабаева К.Ж., Бычковой С.Ф. и Котова А.К. с участием:
представителя субъекта обращения - депутата Мажилиса Парламента Республики Косарева В.Б.,
представителя Правительства Республики - первого вице-Министра юстиции Республики Казахстан Меркель И. Д.,
заместителя председателя Агентства Республики Казахстан по делам государственной службы Абдрахимова Г. Р.,
рассмотрел в открытом заседании обращение группы депутатов Парламента Республики Казахстан об официальном толковании статьи 70 Конституции Республики Казахстан.
Изучив имеющиеся материалы, заслушав докладчика - члена Конституционного совета Котова А. К., выступления представителя субъекта обращения и участников заседания, Конституционный Совет Республики Казахстан установил:
В Конституционный Совет Республики Казахстан обратилась группа депутатов Парламента Республики об официальном толковании статьи 70 Конституции Республики Казахстан, в котором субъект обращения просит разъяснить нормы указанной статьи относительно того, обязаны ли политические государственные служащие канцелярии Премьер-Министра, центральных исполнительных органов и ведомств, не являющиеся членами Правительства, подавать в отставку в случае отставки Правительства.
При толковании норм статьи 70 Конституции, применительно к поставленному в обращении вопросу, Конституционный Совет Республики Казахстан исходит из следующего.
В пункте 1 статьи 64 Конституции Правительство определено как орган государства, который осуществляет исполнительную власть Республики Казахстан, возглавляет систему исполнительных органов и руководит их деятельностью.
Постановление Конституционного Совета "Об официальном толковании пункта 6 статьи 61 Конституции Республики Казахстан" от 15 июня 2000 года N 9/2 уточняет, что Правительство есть коллегиальный орган.
В соответствии с пунктом 1 статьи 65 Конституции Правительство образуется Президентом Республики Казахстан в порядке, предусмотренном Конституцией. Согласно подпункту 3) статьи 44 Конституции Президент, по представлению назначенного им с согласия Парламента Республики Премьер-Министра, определяет структуру Правительства Республики, назначает на должность и освобождает от должности членов Правительства, а также образует, упраздняет и реорганизует центральные исполнительные органы Республики, не входящие в состав Правительства.
Из приведенных конституционных норм следует, что Конституция дифференцирует понятия "структура Правительства", подразумевая под ним совокупность государственных органов, возглавляемых и руководимых Правительством Республики, и "состав Правительства", которым по смыслу охватываются только должностные лица, состоящие в Правительстве как члены коллегиального органа государства, принимающего соответствующие акты. Такое понимание указанных категорий установлено также в пункте 2 статьи 65 Конституции, где закреплено, что предложения о структуре и составе Правительства вносятся Президенту Республики в десятидневный срок после назначения Премьер-Министра.
Определение порядка организации и деятельности Правительства Конституцией отнесено к предмету правового регулирования конституционным законом (пункт 4 статьи 64 Конституции).
В Конституционном законе "О Правительстве Республики Казахстан" в пункте 3 статьи 3 установлено, что структуру Правительства образуют министерства и иные центральные исполнительные органы. Согласно пункту 4 статьи 3 вышеназванного Конституционного закона, в состав Правительства Республики входят Премьер-Министр, его заместители, министры и иные должностные лица Республики.
Во исполнение Конституции структура Правительства утверждается указами Президента Республики; в состав Правительства персонально должностные лица Республики назначаются Президентом Республики также соответствующими указами.
Пункт 5 статьи 70 Конституции устанавливает общее правило о конституционных последствиях принятия Президентом Республики отставки Правительства или его членов на основаниях, указанных в пунктах 2 и 3 этой статьи Конституции. Во всех случаях принятия Президентом Республики отставки Правительства или Премьер-Министра либо соответствующего члена Правительства Конституция имеет в виду состав коллегиального органа государства, возглавляющего систему исполнительных органов, а также должностных лиц, которые непосредственно входят в него по назначению Президентом. "Принятие отставки означает прекращение полномочий Правительства либо соответствующего его члена. Принятие отставки Премьер-Министра означает прекращение полномочий всего Правительства" (пункт 5 статьи 70 Конституции).
Пункт 2 статьи 70 Конституции предоставляет Правительству и любому его члену право по своей инициативе подать в отставку путем заявления о ней Президенту Республики, когда они посчитают невозможным дальнейшее осуществление возложенных на них функций. В случае выражения Парламентом вотума недоверия Правительству (пункт 3 статьи 70 Конституции), Правительство коллегиальным решением заявляет Президенту Республики о своей отставке. Если Президент Республики своим актом решит прекратить полномочия Правительства, освободить от должности Премьер-Министра или любого члена Правительства (пункт 7 статьи 70 Конституции), то это влечет прекращение полномочий Правительства или соответствующего должностного лица без волеизъявления о подаче ими в отставку. Основания прекращения полномочий руководителей иных центральных исполнительных органов, образующих структуру Правительства, но которые не входят в состав Правительства как коллегиального органа, статьей 70 Конституции не регулируются.
Подпункт 8) статьи 66 Конституции относит к компетенции Правительства Республики назначение на должность и освобождение от должности руководителей центральных исполнительных органов, не входящих в состав Правительства. Основания для этого должны устанавливаться и могут конкретизироваться законодательными актами о государственной службе и о порядке ее прохождения.
Таким образом, давая официальное толкование нормам статьи 70 Конституции, совет констатирует, что не являются предметом их регулирования вопросы отставки иных государственных служащих, не входящих в состав Правительства.
На основании изложенного и, руководствуясь подпунктом 4) пункта 1 статьи 72 Конституции Республики Казахстан, статьями 31 - 33, 37 и подпунктом 2) пункта 1 статьи 41 Указа Президента Республики Казахстан, имеющего силу конституционного закона, "О Конституционном Совете Республики Казахстан", Конституционный Совет Республики Казахстан постановляет:
1. Нормы статьи 70 Конституции Республики Казахстан, предусматривающие право, основания и последствия отставки Правительства Республики Казахстан, его членов либо Премьер-Министра, следует понимать как нормы, которые распространяются на состав Правительства как коллегиальный орган государства, персонально назначаемый Президентом Республики Казахстан в порядке, установленном Конституцией.
Основания и порядок подачи в отставку иными государственными служащими канцелярии Премьер-Министра, центральных исполнительных органов и ведомств, которые не являются членами Правительства, устанавливаются и изменяются законодательными актами.
2. В соответствии с пунктом 3 статьи 74 Конституции Республики Казахстан постановление вступает в силу со дня его принятия, обжалованию не подлежит, является общеобязательным на всей территории Республики и окончательным с учетом случая, предусмотренного пунктом 4 статьи 73 Конституции Республики Казахстан.
3. Опубликовать настоящее постановление на государственном и русском языках в официальных республиканских печатных изданиях.
И. о. председателя Конституционного Совета | |
Республики Казахстан |