О некоторых вопросах применения законодательства о судебной власти в Республике Казахстан

Нормативное постановление Верховного суда Республики Казахстан от 14 мая 1998 года № 1.

Обновленный

      Сноска. по всему тексту вносятся изменения на казахском языке, текст на русском языке не меняется нормативным постановлением Верховного Суда РК от 08.12.2021 № 3 (вводится в действие со дня первого официального опубликования).
      Сноска. Заголовок с изменениями, внесенными нормативным постановлением Верховного суда РК от 22.12.2008 № 8 (порядок введения в действие см. п. 2 ).

      В целях единообразного применения в судебной практике норм, регулирующих вопросы обеспечения независимости судей при осуществлении правосудия, пленарное заседание Верховного Суда Республики Казахстан постановляет:

      Сноска. Преамбула в редакции нормативного постановления Верховного Суда РК от 31.03.2017 № 2 (вводится в действие со дня первого официального опубликования).

      1. Обратить внимание судов на необходимость в деятельности по осуществлению правосудия исходить из положения Конституции Республики Казахстан (далее – Конституция) о том, что судебная власть в Республике является ветвью государственной власти, взаимодействующей с иными ветвями государственной власти Республики: законодательной и исполнительной с использованием системы сдержек и противовесов.

      Сноска. Пункт 1 с изменением, внесенным нормативным постановлением Верховного Суда РК от 31.03.2017 № 2 (вводится в действие со дня первого официального опубликования).
      2. Исключен нормативным постановлением Верховного Суда РК от 22.12.2022 № 10 (вводится в действие со дня первого официального опубликования).

      3. Судья при осуществлении правосудия должен быть независимым, подчиняться только Конституции и закону, сохранять объективность и беспристрастность, обеспечить реализацию принципа состязательности и равноправия сторон.

      Судья не обязан давать каких-либо объяснений и выражать свое мнение по существу рассмотренных или находящихся в его производстве судебных дел.

      В соответствии с частью второй статьи 16 АППК судья вправе высказать свое предварительное правовое мнение по правовым обоснованиям, относящимся к фактическим и (или) юридическим сторонам административного дела.

      Сноска. Пункт 3 с изменением, внесенным нормативным постановлением Верховного Суда РК от 29.05.2025 № 2 (вводится в действие со дня первого официального опубликования).

      4. Суды должны уделять особое внимание вопросам независимости судей, принимать меры по недопустимости вмешательства в их деятельность, пресекать попытки контроля за судьями или возложения на них обязанностей, не присущих их полномочиям.

      Под вмешательством в деятельность суда следует понимать любые формы воздействия на судью в целях воспрепятствования осуществлению им объективного и беспристрастного правосудия по конкретному делу. К таким видам вмешательства, в частности, могут быть отнесены прямое указание или косвенная просьба лица о принятии судом (судьей) решения в пользу конкретной стороны судебного процесса и другие умышленные действия, совершенные в целях воспрепятствования осуществлению им объективного и беспристрастного правосудия по делу.

      Взятие на контроль дела, находящегося в производстве суда, государственными органами или их должностными лицами следует расценивать как вмешательство в судебную деятельность в целях воспрепятствования осуществлению правосудия.

      Такие действия влекут уголовную ответственность, предусмотренную частями первой, третьей статьи 407 Уголовного кодекса Республики Казахстан (далее - УК).

      Организация и проведение собраний, митингов, демонстраций, шествий, пикетов либо иных публичных мероприятий в помещениях судов, на прилегающих к зданиям судов территориях и иных общественных местах по вопросам отправления правосудия и с нарушением требований законодательства о порядке организации и проведения мирных собраний в Республике Казахстан, если это действие не имеет признаков уголовно наказуемого деяния, подлежит квалификации как правонарушение, предусмотренное статьей 488 Кодекса Республики Казахстан об административных правонарушениях (далее - КоАП).

      Сноска. Пункт 4 с изменениями, внесенными нормативными постановлениями Верховного Суда РК от 22.12.2022 № 10 (вводится в действие со дня первого официального опубликования); от 29.05.2025 № 2 (вводится в действие со дня первого официального опубликования).

      4-1. Согласно Уставу Республиканского общественного объединения "Союз судей Республики Казахстан" (далее – Союз судей) предметом и основной целью его деятельности, наряду с другими, являются защита интересов судейского сообщества, содействие укреплению статуса судей и их независимости.

      В этой связи в соответствии с подпунктом 4 части первой статьи 58 Гражданского процессуального кодекса Республики Казахстан (далее - ГПК) Союз судей в случае обращения к нему судьи вправе через уполномоченных им лиц представлять судью и предъявлять в его интересах иски в суд о защите чести и достоинства.

      Сноска. Нормативное постановление дополнено пунктом 4-1 в соответствии с нормативным постановлением Верховного Суда РК от 22.12.2022 № 10 (вводится в действие со дня первого официального опубликования).
      5. Исключен нормативным постановлением Верховного суда РК от 22.12.2008 № 8 (порядок введения в действие см. п. 2 ).

      6. В соответствии с пунктом 1 статьи 1 Конституционного закона Республики Казахстан от 25 декабря 2000 года № 132-II "О судебной системе и статусе судей Республики Казахстан" (далее – Конституционный закон о судебной системе и статусе судей), обращения, заявления и жалобы граждан и организаций, подлежащие рассмотрению в порядке судопроизводства, не могут быть рассмотрены по существу или взяты на контроль никакими другими органами, должностными и иными лицами.

      Исходя из этого, судам надлежит оставлять без рассмотрения письменные или устные обращения должностных лиц государственных и иных органов и организаций, в которых излагаются рекомендации по поводу разрешения того или иного дела, а в необходимых случаях кроме того ставить вопрос о привлечении к ответственности этих лиц.

      Должностные лица государственных и иных органов и организаций, в соответствии с указанными выше требованиями закона, на обращения и заявления граждан и организаций по судебным делам должны разъяснять заявителям, что жалобы на судебные решения могут подаваться только в вышестоящий суд и в установленном законом порядке.

      Сноска. Пункт 6 с изменениями, внесенными нормативными постановлениями Верховного суда РК от 22.12.2008 № 8 (порядок введения в действие см. п. 2); от 31.03.2017 № 2 (вводится в действие со дня первого официального опубликования); от 22.12.2022 № 10 (вводится в действие со дня первого официального опубликования).
      Примечание ИЗПИ!
      Пункт 6-1 предусматривается в редакции нормативного постановления Верховного Суда РК от 29.05.2025 № 2 (вводится в действие с 01.07.2025).

      6-1. В соответствии со статьями 9, 14, 20 и 21 Конституционного закона о судебной системе и статусе судей ведение личного приема граждан отнесено к исключительным полномочиям председателей судов и председателей судебных коллегий, поэтому другие судьи не вправе вести прием граждан.

      Личный прием граждан председателями судов и председателями судебных коллегий осуществляется только по вопросам организации судопроизводства в местных судах, Верховном Суде. При этом не подлежат обсуждению вопросы соблюдения судом законодательства и предполагаемые результаты по рассматриваемому делу, состоявшиеся судебные акты и их пересмотр, то есть вопросы отправления правосудия судом по конкретным делам.

      Сноска. Нормативное постановление дополнено пунктом 6-1 в соответствии с нормативным постановлением Верховного Суда РК от 22.12.2022 № 10 (вводится в действие со дня первого официального опубликования).

      7. Вступившие в законную силу приговор, решение или постановление суда обязательно для всех как в отношении указанных в них предписаний, так и установленных судом обстоятельств и их правовой оценки.

      Никто не вправе произвольно искажать решение суда, порочить его и препятствовать исполнению. Выражение несогласия с судебным решением и его обжалование (опротестование) в вышестоящий суд должны производиться в установленном законом порядке.

      Разъяснить, что уклонение граждан, должностных лиц государственных органов и организаций от добровольного исполнения вступившего в законную силу судебного акта, влечет предусмотренную законом ответственность.

      В случае неисполнения вступившего в законную силу судебного акта, а равно воспрепятствования его исполнению, граждане, представители власти и служащие подлежат привлечению к уголовной ответственности по статье 430 УК.

      Сноска. Пункт 7 с изменениями, внесенными нормативными постановлениями Верховного суда РК от 30.12.2011 № 5(вводится в действие со дня официального опубликования); от 24.12.2014 № 3 (вводится в действие со дня официального опубликования); от 22.12.2022 № 10 (вводится в действие со дня первого официального опубликования); от 29.05.2025 № 2 (вводится в действие со дня первого официального опубликования).

      8. Судам следует иметь в виду, что принцип гласности судебного разбирательства заключается в обеспечении возможности всем лицам, в том числе не являющимся участниками процесса по рассматриваемому судебному делу, присутствовать при его разбирательстве. Поэтому следует исключить, как противоречащие принципу гласности, случаи незаконного отказа представителям масс-медиа присутствовать в зале судебного заседания и производить его фиксацию.

      В соответствии с пунктом 2 статьи 67 Закона Республики Казахстан от 19 июня 2024 года № 93-VIII "О масс-медиа" воздействие средств массовой информации на суд, как нарушение законодательства Республики Казахстан о масс-медиа, влечет ответственность, установленную законами Республики Казахстан.

      Под предрешением результатов судебного разбирательства, применительно к нормам действующего законодательства, следует понимать распространение средствами массовой информации сообщений, прямо или косвенно направленных на формирование общественного мнения о правоте одной из сторон судебного процесса либо о законности и справедливости вынесения судом определенного решения.

      Сноска. Пункт 8 - в редакции нормативного постановления Верховного Суда РК от 29.05.2025 № 2 (вводится в действие со дня первого официального опубликования).

      9. Разъяснить, что за проявление неуважения к суду, если оно не содержит признака другого специального административного правонарушения или преступления, виновные лица несут административную ответственность по статье 653 КоАП, в соответствии с которой неуважением к суду признаются любые действия, (бездействие) свидетельствующие о явном пренебрежении к суду или установленным в суде правилам.

      Неуважение к суду, выразившееся в оскорблении судьи и (или) присяжного заседателя в связи с его служебной деятельностью, влечет уголовную ответственность по части второй статьи 410 УК.

      Сноска. Пункт 9 с изменениями, внесенными нормативными постановлениями Верховного суда РК от 22.12.2008 № 8 (порядок введения в действие см. п. 2); от 30.12.2011 № 5 (вводится в действие со дня официального опубликования); от 24.12.2014 № 3 (вводится в действие со дня официального опубликования); от 31.03.2017 № 2 (вводится в действие со дня первого официального опубликования); от 22.12.2022 № 10 (вводится в действие со дня первого официального опубликования).

      10. Суд при рассмотрении дела, в том числе в режиме видеосвязи (онлайн), в случае нарушения порядка или проявления неуважения к суду вправе непосредственно в этом же судебном заседании своим постановлением (определением) наложить на лицо меры процессуального принуждения, предусмотренные главой 18 Административного процедурно-процессуального кодекса Республики Казахстан, статьей 188 ГПК, 346 УПК.

      При установлении в ходе судебного разбирательства по уголовному либо гражданскому делу факта неуважения к суду со стороны присутствующего в процессе лица суд также вправе в соответствии с частью третьей статьи 684 КоАП привлечь виновное лицо к административной ответственности, предусмотренной статьей 653 КоАП. Рассмотрение такого дела об административном правонарушении производится судом (судьей) в порядке, предусмотренном статьей 120 ГПК или частью первой статьи 346 УПК соответственно.

      Действия суда (судьи) по наложению мер процессуального принуждения либо административного взыскания на нарушителя непосредственно в зале заседания суда должны быть отражены в протоколе судебного заседания. Указанные действия суда апелляционной, кассационной инстанций фиксируются в протоколе судебного заседания лишь в тех случаях, когда в соответствии с законом такой протокол ведется.

      Решение суда о наложении административного взыскания по статье 653 КоАП дополнительно оформляется в виде отдельного мотивированного постановления.

      Административные взыскания за проявления неуважения к суду, которые совершены вне судебного заседания, налагаются в общем порядке в соответствии с нормами КоАП судом, указанным в части первой статьи 684 КоАП.

      Сноска. Пункт 10 - в редакции нормативного постановления Верховного Суда РК от 22.12.2022 № 10 (вводится в действие со дня первого официального опубликования).

      11. Судья может быть привлечен к дисциплинарной ответственности только по основаниям, предусмотренным статьей 39 Конституционного закона о судебной системе и статусе судей, а именно:

      1) за грубое нарушение законности при рассмотрении судебных дел и материалов;

      2) за совершение порочащего проступка, противоречащего судейской этике.

      Наряду с данными основаниями, еще одним основанием для привлечения к дисциплинарной ответственности председателя суда (председателя судебной коллегии) является ненадлежащее исполнение должностных обязанностей, предусмотренных Конституционным законом.

      Этот перечень оснований является исчерпывающим и расширительному толкованию не подлежит.

      Согласно подпункту 1) пункта 1 статьи 39 Конституционного закона о судебной системе и статусе судей под грубым нарушением законности понимается очевидное и существенное нарушение закона, которое было допущено судьей вследствие его недобросовестности или небрежности.

      Факт грубого нарушения законности устанавливается вышестоящей судебной инстанцией, отменившей или изменившей судебный акт по этому основанию, и указывается в представлении по вопросу привлечения судьи к дисциплинарной ответственности за грубое нарушение законности, подписанном коллегиальным составом судей, рассмотревшим дело.

      С учетом вышеуказанной нормы представление по вопросу привлечения судьи к дисциплинарной ответственности за грубое нарушение законности должно соответствовать следующим требованиям:

      нарушения, послужившие основанием для отмены или изменения судебного акта, и нарушения законности, отраженные в представлении, должны быть идентичными;

      в представлении должны быть мотивированы выводы о допущенном грубом нарушении законности;

      представление подлежит вынесению в один день с судебным актом, которым отменен или изменен судебный акт;

      представление вносится в Судебное жюри.

      Освобождение судьи от должности во всех случаях должно проходить гласно, по установленной законом процедуре и только по предусмотренным законом основаниям.

      Отмена или изменение судебного акта, связанные с оценкой доказательств, не является грубым нарушением законности.

      Сноска. Пункт 11 - в редакции нормативного постановления Верховного Суда РК от 29.05.2025 № 2 (вводится в действие со дня первого официального опубликования).

      12. Суды должны учитывать, что органы судейского сообщества, каковым являются Союз Судей Республики Казахстан и его органы на местах, осуществляют свою деятельность при строгом соблюдении принципа независимости и невмешательства в деятельность судов по отправлению правосудия.

      Вместе с тем, судьи вправе обращаться в Союз Судей Республики Казахстан по вопросам работы судов и статуса судей, определения позиции судейского сообщества в решении важных государственно-правовых проблем, принятия мер по защите своих прав, чести и достоинства и другим вопросам.

      Каждый судья должен осознавать, что он является носителем судебной власти, быть верен судейской присяге, дорожить судейской честью, быть неподкупным и независимым и строить свое поведение на службе и в личной жизни в строгом соответствии с Кодексом судейской этики.

      Каждый судья всей своею деятельностью обязан обеспечивать верховенство закона, торжество права и справедливости, осуществлять защиту прав и свобод граждан, конституционного строя, государственных и общественных интересов, являться гарантом законности, демократии и противостоять произволу.

      Согласно статье 4 Конституции настоящее нормативное постановление включается в состав действующего права, является общеобязательным и вводится в действие со дня официального опубликования.

      Сноска. Пункт 12 с изменениями, внесенными нормативными постановлениями Верховного суда РК от 24.12.2014 № 3 (вводится в действие со дня официального опубликования); от 31.03.2017 № 2 (вводится в действие со дня первого официального опубликования).