В связи с изменением действующего законодательства и возникающими у судов вопросами его применения по спорам военнослужащих, сотрудников органов внутренних дел и некоторых иных работников при прохождении военной службы или исполнении трудовых обязанностей, Пленум Верховного суда п о с т а н о в л я е т:
1. Разъяснить судам, что Конституцией Республики Казахстан, законами: "Об органах внутренних дел Республики Казахстан" (ст.7), "О статусе и социальной защите военнослужащих и членов их семей"
Z934000_
(ст. 4), "О внутренних войсках Республики Казахстан"
Z922200_
(статьи 31,
37) всем гражданам и, в частности, военнослужащим Вооруженных Сил, внутренних войск, органов национальной безопасности,Республиканской гвардии (в дальнейшем - военнослужащих) и работникам органов внутренних дел гарантировано право на судебную защиту их прав и свобод, в том числе и в области правоотношений при прохождении службы. В связи с этим, судам подведомственны споры этих лиц по вопросам увольнения со службы,изменения даты и формулировки причины увольнения, перевода (перемещения) по службе, оплаты за время вынужденного прогула или выполнения нижеоплачиваемой работы, наложения дисциплинарных взысканий в письменной или устной форме и другим вопросам, возникающим при прохождении службы. Такие споры рассматриваются судами в порядке искового производства по месту нахождения ответчика и не требуют предварительного внесудебного разрешения.
Причем споры военнослужащих, включая уволенных со службы должны рассматриваться военными или народными судами по усмотрению истцов, а работников органов внутренних дел - народными судами. Споры о подсудности между судами Республики Казахстан не допускаются (ст. 125 ГПК)
K632000_
.
Жалобы военнослужащих и работников органов внутренних дел на неправомерные действия должностных лиц, ущемляющих иные права и свободы, могут быть поданы в порядке, установленном статьями 236-1 - 236-9 ГПК, как возникающие из административно-правовых отношений. В частности, в таком порядке военнослужащие и работники органов внутренних дел вправе обжаловать действия должностных лиц:
- об отказе в переводе по службе в другую местность по состоянию здоровья, по семейным обстоятельствам, по выслуге установленных сроков службы в местностях с тяжелыми и неблагоприятными климатическими условиями;
- о необоснованной задержке присвоения очередного воинского звания и специального воинского звания (для работников органов внутренних дел);
- об отказе в обеспечении положенными видами довольствия;
- по другим вопросам, возникающим в результате незаконного лишения льгот и преимуществ, а также нарушения прав, предусмотренных действующим законодательством.
2. Поскольку изменения в законодательстве, изложенные в законах СССР "О порядке разрешения индивидуальных трудовых споров" и "О внесении изменений и дополнений в законодательные акты Союза ССР о труде", введенные в действие с 1 июля 1991 г., не были внесены в Кодекс законов о труде Казахской ССР, суды вправе ими руководствоваться в части, не противоречащей Конституции и законодательству Республики Казахстан, а также международным соглашениям (договорам) с участием Республики Казахстан.
3. Согласно Конституции Республики Казахстан право на судебную защиту своих прав и свобод, в том числе в области трудовых отношений, предоставлено каждому гражданину республики. В связи с этим судам подведомственны трудовые споры работников всех категорий.
Статья 94 Основ законодательства Союза ССР и союзных республик о труде, предусматривающая разрешение трудовых споров некоторых категорий работников в порядке подчиненности, применяться не может, поскольку ее положения противоречат Конституции республики.
4. При рассмотрении споров, связанных с увольнением по п.1 ст. 248 КЗоТ
K723000_
за совершение однократного грубого нарушения трудовых обязанностей работником, несущим дисциплинарную ответственность в порядке подчиненности, судам следует (поскольку Перечень № 1 Приложения № 1 к Положению о порядке рассмотрения трудовых споров утратил силу) руководствоваться ст. 17-1 Основ Союза ССР и союзных республик о труде, в редакции, действующей с 1 июля 1991 года, где предусмотрено, что за однократное грубое нарушение трудовых обязанностей допускается увольнение только руководителей предприятий, учреждений, организаций (филиалов, представительств, отделений и других обособленных подразделений) и их заместителей. Увольнение таких работников (лиц) допускается без согласия соответствующего профсоюзного комитета (ст. 18-1 Основ).
5. Согласно Конституции Республики Казахстан порядок прохождения воинской службы, статус военнослужащих, а также статус и деятельность органов внутренних дел определяются законом. В связи с этим при рассмотрении в названной категории лиц судам следует руководствоваться законами Республики Казахстан "Об органах внутренних дел Республики Казахстан", "О статусе и социальной защите военнослужащих и членов их семей", "О внутренних войсках", "Об органах национальной безопасности Республики Казахстан", а также Уставами и Положениями о прохождении службы военнослужащими и работниками органов внутренних дел, если они не противоречат Конституции и законам.
6. Действующими положениями - "О прохождении воинской службы офицерским составом Вооруженных Сил СССР", утвержденным постановлением Совета Министров СССР № 240 от 18 марта 1985 года (ст.61), "О прохождении службы в органах прокуратуры, о классных чинах и воинских званиях работников прокуратуры Республики Казахстан" № 1561-ХII, утвержденным постановлением Президиума Верховного Совета Республики Казахстан от 6 июля 1992 года(ст.ст.16-18), "О прохождении службы рядовым и начальствующим составом органов внутренних дел Республики Казахстан", утвержденным постановлением Кабинета Министров Республики Казахстан от 21 января 1992 года (ст. 66), - предусмотрена дисциплинарная ответственность, включая увольнение со службы за совершение проступков, дискредитирующих военнослужащих Вооруженных Сил, органы прокуратуры и звание рядового и начальствующего состава органов внутренних дел.
Рассматривая споры лиц, уволенных по этому основанию, суды должны исходить из того, что под дискредитацией понимается совершение действий, хотя бы и не связанных с исполнением служебных обязанностей, но явно подрывающих в глазах граждан достоинство и авторитет Вооруженных Сил, органов прокуратуры и внутренних дел.
К проступкам, дискредитирующим военнослужащих, органы прокуратуры либо звания рядового или начальствующего состава органов внутренних дел, в частности, могут относиться: появление военнослужащих, работников органов прокуратуры и внутренних дел в общественных местах в состоянии алкогольного, наркотического либо токсического опьянения (очевидного для граждан), если при этом поведение этого лица и внешний вид оскверняют человеческое достоинство и вызывают осуждение общества; вступление в недозволенные связи с лицами, находящимися под следствием, осужденными; разглашение информации оперативного характера, причинившее вред следствию; пособничество гражданам, совершившим незаконные действия; использование служебного положения в личных корыстных целях; неуставные взаимоотношения между сотрудниками, слушателями и курсантами учебных заведений, вызвавшие негативный общественный резонанс, занятие любыми видами предпринимательской деятельности, в том числе коммерческое посредничество, а также выполнение работ и оказание услуг с использованием служебного положения и получения за это вознаграждений и т.п.
7. Законом Республики Казахстан от 20 января 1993 года "О статусе и социальной защите военнослужащих и членов их семей", введенным в действие с 1 февраля 1993 года, предусмотрено возмещение морального вреда. В силу ст. 14 этого Закона государство гарантирует военнослужащим возмещение морального и материального ущерба, причиненного противоправными действиями государственных органов, предприятий, учреждений, организаций, независимо от форм собственности и общественных объединений, а также должностных лиц в результате: незаконного привлечения к уголовной и иной ответственности; незаконного применения в качестве меры пресечения заключения под стражу; незаконного осуждения; повреждения, уничтожения или утраты его личного имущества; получения телесных повреждений; незаконного понижения в должности или воинском звании; незаконного лишения прав, льгот и преимуществ; несоблюдения условий контракта. В указанных случаях по решению органов государственной власти, вышестоящего командования или судебных органов восстанавливаются служебные, пенсионные и другие личные и имущественные права военнослужащих и возмещается ущерб за счет виновных (юридических лиц) или республиканского бюджета.
Учитывая названные требования Закона, а также исходя из смысла п.3 ст.1 Основ гражданского законодательства Союза ССР и республик, введенного в действие на территории Республики Казахстан от 30 января 1993 года, и смысла п.3 ст.1 общей части Гражданского кодекса Республики Казахстан, введенного в действие с 1 марта 1995 года, к служебным отношениям военнослужащих и работников органов внутренних дел, возникшим после 3О января 1993 года, может быть применена ст.131 Основ, регулирующая ответственность за нанесение морального вреда, поскольку отношения, связанные с компенсацией морального вреда, не урегулированы трудовым законодательством.
8. Споры военнослужащих и работников органов внутренних дел рассматриваются с соблюдением порядка, предусмотренного действующим законодательством, регулирующим служебно-воинские правоотношения.
Исковые заявления по возникшим спорам, вытекающим из правоотношений при прохождении службы военнослужащими и работниками органов внутренних дел подаются в суд применительно к нормам КЗоТ (поскольку иной порядок не установлен законодательством о прохождении воинской службы и службы в органах внутренних дел) в трехмесячный срок со дня, когда истец узнал или должен был узнать о нарушении своего права, а по делам об увольнении - в месячный срок со дня вручения копии приказа об увольнении (ст.211 КЗоТ) или со дня выдачи трудовой книжки, либо со дня отказа в получении трудовой книжки.
9. Судья не вправе отказать в приеме искового заявления по мотивам пропуска срока на предъявление иска. Признав причины пропуска срока исковой давности уважительными, суд восстанавливает этот срок ст.211 КЗоТ). Если суд всесторонне исследовав материалы дела устанавливает, что срок для обращения с иском пропущен по неуважительной причине, он отказывает в иске за пропуском срока обращения в суд (за исключением требований по возмещению морального вреда, на которые исковая давность не распространяется).
10. Увольнение военнослужащих и работников органов внутренних дел за дисциплинарные проступки является мерой дисциплинарного взыскания. Поэтому увольнение по указанным основаниям допускается не позднее одного месяца со дня обнаружения проступка, не считая времени болезни или пребывания в отпуске, и не позднее шести месяцев со дня совершения проступка, а по результатам ревизии или проверки финансово-хозяйственной деятельности не позднее двух лет со дня его совершения. В указанные сроки не включается время производства по уголовному делу (ст.56-2 Основ законодательства Союза ССР и союзных республик о труде).
11. Если при рассмотрении дела о восстановлении на службе военнослужащих или работников органов внутренних дел, уволенных за совершение дисциплинарного проступка, суд придет к выводу, что проступок действительно имел место, но увольнение произведено без учета его тяжести, обстоятельств, при которых он совершен, а также предшествующего поведения и отношения к службе военнослужащего и работника органов внутренних дел, иск может быть удовлетворен (ч. 8 ст. 131 КЗоТ). Однако в указанном случае суд не вправе заменить увольнение другой мерой взыскания, поскольку право наложения (изменения) дисциплинарного взыскания не входит в компетенцию суда.
12. На рабочих и служащих Вооруженных Сил и органов внутренних дел, которые работают по трудовым договорам (контрактам), распространяется действующее трудовое законодательство и установленный порядок разрешения трудовых споров. Причем отсутствие комиссии по трудовым спорам или, если она по каким-либо причинам не создана, не преграждает рассмотрение трудового спора непосредственно в суде. Согласие профсоюзного комитета на увольнение названных лиц не требуется, если такой комитет отсутствует или указанные лица не являются членами профсоюзной организации, образованной в органах внутренних дел и войсковых подразделениях.
13. Военнослужащему и работнику органов внутренних дел, незаконно уволенному и восстановленному на службе, выплачивается по решению суда денежное содержание (средний заработок) за время вынужденного прогула, но не более чем за один год применительно к ст.92 Основ законодательства Союза ССР и республик о труде, вступившей в действие в этой части с 1 июля 1991 года.
14. Средний заработок (денежное содержание) для оплаты времени вынужденного прогула определяется из расчета последних двух календарных месяцев, предшествующих вынесению судебного решения, применительно к порядку исчисления среднемесячного заработка, установленного постановлением Кабинета Министров Республики Казахстан за № 513 от 13 мая 1994 года "О порядке исчисления среднего заработка для оплаты отпусков или выплаты компенсации за неиспользованный отпуск".