О реформировании структуры подготовки специалистов в системе непрерывного образования в Республике Казахстан

Постановление Кабинета Министров Республики Казахстан от 1 сентября 1994 г. N 982. Утратило силу - постановлением Правительства РК от 17 июня 2002 г. N 665 ~P020665

Утратил силу
      В целях дальнейшего повышения качества подготовки специалистов на основе реализации принципов непрерывного и многоуровневого образования Кабинет Министров Республики Казахстан постановляет:
      1. Утвердить Временное положение о многоуровневой структуре высшего образования в Республике Казахстан (прилагается).
      Министерству образования, министерствам и ведомствам Республики Казахстан, имеющим в подчинении учебные заведения, привести свои нормативные документы в соответствие с настоящим Положением.
Премьер-министр Республики Казахстан
                                            Утверждено

постановлением Кабинета Министров Республики Казахстан от 1 сентября 1994 г. N 982


                       ВРЕМЕННОЕ ПОЛОЖЕНИЕ
                о многоуровневой структуре высшего
                образования в Республике Казахстан

      Решение задач расширения возможностей высших учебных заведений в удовлетворении многообразных культурно-образовательных запросов личности, повышения гибкости общекультурной, научной и профессиональной подготовки специалистов и их социальной защищенности с учетом меняющихся потребностей экономики и рынка труда, интеграции высшей школы республики в мировое образовательное пространство потребовало перехода от традиционной одноуровневой модели подготовки дипломированных специалистов к многоуровневой структуре высшего образования.
      Реорганизация системы высшего образования направлена на сближение казахстанской системы подготовки кадров с принятой во многих развитых странах системой, а также на создание хорошо отлаженной, преемственной структуры образования, имеющей механизм выявления и развития способной и талантливой молодежи на всех уровнях обучения.
      Данная многоуровневая структура высшего образования учитывает отечественный и зарубежный опыт развития высшей школы и предполагает в соответствии с мировой практикой, как присвоение выпускникам квалификаций, так и присуждение в установленном порядке академических степеней.

                         Общие положения

      1. Структура высшего образования в Республике Казахстан реализуется различными по содержанию и срокам обучения преемственными образовательно-профессиональными программами четырех уровней: начального высшего образования (первый уровень), неполного высшего образования (второй уровень), основного высшего образования (третий уровень), углубленного высшего образования (четвертый уровень).
      2. Перечень направлений и специальностей подготовки, требования к содержанию и качеству высшего образования (государственные стандарты) на всех его уровнях утверждаются Министерством образования по согласованию с Министерством труда Республики Казахстан.
      3. Существующая система образовательно-профессиональных программ высшего образования входит как составная часть в новую многоуровневую структуру высшего образования.

                    Структура высшего образования

          Первый уровень - начальное высшее образование

      4. Образовательно-профессиональные программы начального высшего образования реализуются в средних специальных учебных заведениях на базе основной (девятилетней) или полной (одиннадцатилетней) средней школы.
      В настоящее время данный уровень высшего образования представлен в качестве самостоятельной ступени непрерывного образования - среднего специального.
      Конкретное среднее специальное образование является первым уровнем высшего образования соответствующего профиля.
      5. Лицам, завершившим программу первого уровня, выдается диплом о среднем специальном образовании с присвоением квалификации согласно перечню специальностей средних специальных учебных заведений.
      6. Успешно овладевшие программой первого уровня могут работать по полученной специальности или продолжить обучение по образовательно-профессиональным программам следующих уровней высшего образования в установленном для этого порядке.

            Второй уровень - неполное высшее образование

      7. Образовательно-профессиональные программы второго уровня включают общеобразовательную и фундаментальную естественно-научную подготовку студентов, как правило, на первом и втором курсах высших учебных заведений и профессиональную подготовку продолжительностью до 1,5 лет в объеме, предусмотренном для специалистов со средним специальным образованием.
      Образовательная часть программы второго уровня является общей для группы родственных специальностей подготовки.
      Профессиональная часть программы второго уровня может реализовываться в созданных в составе вузов или при них, а также самостоятельных специальных учебных заведениях и структурах - колледжах, отделениях, группах и т.д.
      8. Лица, освоившие образовательный блок программы второго уровня, получают свидетельство о неполном высшем образовании, а завершившие профессиональный блок этой программы - диплом о неполном высшем образовании с присвоением квалификации согласно перечню специальностей среднего специального образования. Они могут работать по полученной специальности и сохраняют за собой право продолжения образования на третьем уровне.
      9. Введение в высшем учебном заведении профессиональных программ второго уровня осуществляется при наличии необходимых условий (создание специальных структурных подразделений для реализации профессиональной подготовки, методического и материального обеспечения и др.) решением Ученого совета вуза. Последний также определяет порядок формирования контингента студентов на профессиональную программу данного уровня из числа окончивших второй курс студентов.

            Третий уровень - основное высшее образование

      10. Образовательно-профессиональные программы третьего уровня осуществляются согласно перечню направлений или специальностей высшего образования и могут быть реализованы на основе полного среднего образования в трех формах за счет:
      а) традиционных (ныне действующих) образовательно-профессиональных программ подготовки дипломированных специалистов с высшим образованием;
      б) освоения бакалаврской программы по направлению обучения (4 года) и на ее базе профессиональной программы подготовки дипломированного специалиста (1-2 года).
      Лицам, освоившим бакалаврскую программу, выдается аттестат о высшем образовании с присвоением академической степени бакалавра и указанием направления обучения. Они могут продолжить обучение или трудоустроиться на соответствующих должностях.
      Продолжившим обучение по программе подготовки дипломированного специалиста и завершившим его выдается диплом о высшем образовании с присвоением квалификации по полученной специальности;
      в) программ подготовки бакалавров-специалистов в университетах классического типа с общей продолжительностью обучения, как правило, 4 года.
      Завершившим обучение по этим программам выдается диплом бакалавра по конкретной специальности высшего университетского образования с присвоением соответствующей квалификации.
      11. Продолжительность обучения по образовательно-профессиональным программам основного высшего образования может быть сокращена для лиц, имеющих среднее специальное или неполное высшее образование.
      12. Лица, успешно завершившие обучение по полной программе основного высшего образования, могут работать по приобретенной специальности, либо продолжить обучение в магистратуре или трехгодичной аспирантуре в установленном для этого порядке.
      13. Программы подготовки бакалавров по направлениям обучения или специальностям высшего образования могут вводиться решением Ученого совета вуза самостоятельно с уведомлением об этом Министерства образования Республики Казахстан и ведомственного органа управления в пределах устанавливаемых ими планов набора.

          Четвертый уровень - углубленное высшее образование

      14. Образовательно-профессиональные магистерские программы четвертого уровня высшего образования предполагают преимущественно исследовательский, творческий, педагогический характер будущей деятельности обучающихся и формируются для имеющих дипломы бакалавров за счет развития и дифференциации программ основного университетского образования по конкретной специализации. Срок реализации этой программы 2 года.
      15. Лица, имеющие диплом бакалавра с отличием по соответствующей специальности, принимаются на обучение по программе данного уровня без вступительных экзаменов.
      16. При отборе на обучение по программам четвертого уровня предпочтение должно отдаваться имеющим необходимый опыт практической работы и получившим направление предприятия, организации, учреждения по месту работы.
      17. Лицам, успешно завершившим программы четвертого уровня с защитой выпускной работы и сдачей необходимых экзаменов, решением Ученого совета присуждается академическая степень магистра наук (искусств) и выдается соответствующий диплом с указанием специализации обучения.
      18. Лица, имеющие степень магистра, могут продолжить свою научную подготовку в двухгодичной аспирантуре.
      19. Введение в высших учебных заведениях программ подготовки магистров наук (искусств) осуществляется с разрешения Министерства образования Республики Казахстан на основании ходатайств их Ученых советов и с учетом наличия научных и научно-методических школ, современной лабораторно-исследовательской базы.
      20. В рамках данного уровня по решению Ученого совета вуза может проводиться на договорной основе углубленное обучение дипломированных специалистов с высшим образованием по немагистерским программам, ориентированным на специализированную практическую деятельность в различных областях, подготовку к поступлению в аспирантуру или повышение образовательно-научного уровня. Срок реализации этой программы не должен превышать одного года.

                          ----------