В целях упрощения порядка регистрации хозяйствующих субъектов, пресечения нарушений прав предпринимателей и создания гарантий свободы предпринимательской деятельности ПОСТАНОВЛЯЮ:
1. Исполнительным комитетам районных, городских, районных в городе Советов народных депутатов строго соблюдать информационно-учетный порядок регистрации хозяйствующих субъектов.
Запретить исполнительным комитетам указанных Советов народных депутатов при регистрации хозяйствующих субъектов требовать от них документы о наличии производственных и служебных помещений, согласовывать (визировать) учредительные документы с контролирующими органами (Государственный пожарный надзор, Госгортехнадзор, санитарный надзор и др.), редактировать и изменять нормы учредительных документов, требовать не предусмотренные законодательством отчисления на нужды района и другие цели.
2. Утвердить Положение о порядке регистрации хозяйствующих субъектов и ввести его в действие с момента подписания настоящего постановления.
3. Концернам, компаниям, объединениям и другим организационно-управленческим образованиям, зарегистрированным до создания Государственного комитета Республики Казахстан по поддержке новых экономических структур и ограничению монополистической деятельности, в срок до I марта 1992 г., в соответствии со статьями 10, 12 Закона Казахской ССР "О развитии конкуренции и ограничении монополистической деятельности" представить в исполнительные комитеты по месту их регистрации заключения Антимонопольного комитета.
4. Кабинету Министров Республики Казахстан в пятидневный срок
внести в Верховный Совет Республики Казахстан проект закона о внесении изменений и дополнений в законодательные акты Республики Казахстан с целью упрощения порядка регистрации хозяйствующих субъектов и введения ответственности за нарушение этого порядка. Президент Республики Казахстан УТВЕРЖДЕНО постановлением Президента Республики Казахстан от 24 января 1992 г. N 584 П О Л О Ж Е Н И Е о порядке регистрации хозяйствующих субъектов в Республике Казахстан
1. Государственная регистрация хозяйствующих субъектов ( юридических лиц, в т.ч. совместных предприятий, а также граждан) на территории республики производится в исполнительно-распорядительных органах по месту нахождения хозяйствующих субъектов специальным должностным лицом (регистрирующим органом).
Регистрация дочерних предприятий осуществляется в таком же порядке.
2. Для регистрации хозяйствующего субъекта в регистрирующий орган подается заявление и прилагаются:
а) заполненная по установленной форме регистрационная карточка (форма прилагается);
б) копия платежного поручения (квитанция) об уплате регистрационного сбора.
3. Регистрация предусматривает: присвоение регистрационного номера, выдачу свидетельства о государственной регистрации (форма прилагается), занесение в Государственный реестр, информирование государственных контрольно-надзорных органов (перечень прилагается) о регистрации хозяйствующего субъекта и присвоение системно-учетных кодов.
4. Заявление и регистрационная карточка подписываются учредителем (уполномоченным учредителями лицом) или гражданином - хозяйствующим субъектом. Если в качестве учредителей выступают юридические лица, то заявление подписывается уполномоченным лицом и к нему прилагается решение (протокол собрания) об образовании нового юридического лица. Если учредителями являются граждане, то подлинность подписи удостоверяется либо в нотариальном порядке, либо путем предъявления паспорта (документа, удостоверяющего личность) по выбору учредителей.
5. Требование каких-либо документов и сведений (разрешений, согласований), кроме предусмотренных настоящим Положением, запрещается.
6. Рассмотрение вопроса о государственной регистрации должно быть осуществлено регистрирующим органом в срок не более 10 дней с момента поступления к нему заявления о регистрации и заполненной регистрационной карточки.
Указанный срок прерывается на время, в течение которого заявитель устраняет дефекты регистрационных документов, выявленные в ходе их рассмотрения.
В течение указанного срока регистрирующий орган обязан принять решение о регистрации хозяйствующего субъекта либо выдать ему в письменном виде мотивированный отказ, содержащий ссылку на нарушение конкретного закона (нормы).
7. Отказ от регистрации может иметь место по следующим основаниям:
если хозяйствующий субъект намерен заняться деятельностью, которая запрещена законом;
если данные, внесенные в регистрационную карточку, являются заведомо ложными;
если не представлены документы, которые предусмотрены настоящим Положением.
8. Запрещается отказ по мотивам нецелесообразности учреждения хозяйствующего субъекта и вида деятельности, которым он намерен заниматься, а также многопрофильности его предполагаемой деятельности.
9. Если хозяйствующий субъект не зарегистрирован в установленный срок или ему незаконно отказано в регистрации, учредитель вправе обратиться в суд.
10. Суд, установив незаконность отказа, выносит об этом соответствующее решение и обязывает орган, производивший регистрацию, в течение 10 дней с момента получения решения суда произвести государственную регистрацию хозяйствующего субъекта.
Одновременно суд взыскивает с виновного должностного лица штраф в размере от 5 тыс. до 10 тыс. рублей. Такой же штраф взыскивается и в случае просрочки должностным лицом установленного срока регистрации, независимо от того, подлежит хозяйствующий субъект регистрации или отказ в его регистрации был бы обоснованным.
11. То же нарушение (то есть незаконный отказ в регистрации либо нарушение установленных сроков регистрации), допущенного должностным лицом в течение года с момента применения к нему вышеназванной меры взыскания за такие действия, влечет наложение штрафа в размере от 10 тыс. до 20 тыс. рублей и увольнение с должности.
Суммы взысканных штрафов поступают в доход районного (городского без районного деления) бюджета.
12. Государственная регистрация завершается выдачей хозяйствующему субъекту свидетельства о государственной регистрации установленного образца.
13. Установить, что за государственную регистрацию с хозяйствующих субъектов взимается сбор в следующих размерах:
с юридических лиц - одна тысяча рублей;
с граждан, занимающихся предпринимательской деятельностью без образования юридического лица - десять рублей.
За перерегистрацию, а также выдачу дубликата свидетельства о регистрации уплачивается сбор в половинном размере.
Сбор зачисляется в доход соответствующего местного бюджета.
14. При изменении состава учредителей, собственника, формы собственности хозяйствующего субъекта, а также организационно-правовой формы он обязан в месячный срок перерегистрироваться в соответствии с порядком, установленным настоящим Положением.
Хозяйствующие субъекты обязаны в тот же срок сообщать об изменениях других реквизитов, внесение которых в регистрационную карточку не является перерегистрацией и осуществляется без вимания сбора (изменение вида деятельности, местонахождения, номера телефона, телефакса и др.).
15. За нарушение срока перерегистрации и внесения сведений о других изменениях данных хозяйствующего субъекта виновные уплачивают штраф в следующих размерах:
руководители юридических лиц - от 200 до 400 рублей
хозяйствующие субъекты - граждане - от 100 до 200 рублей.
Указанный штраф взыскивается судом по заявлению регистрирующего органа и поступает в доход районного (городского) бюджета.
16. Регистрирующий орган обязан передать необходимые данные о государственной регистрации хозяйствующих субъектов в органы Государственного комитета Республики Казахстан по статистике в 10 - дневный срок с момента регистрации.
Орган статистики, получив сведения о государственной регистрации хозяйствующего субъекта, включает его в государственнный реестр, присваивает системно-учетные коды и сообщает ему и регистрирующему органу об этом в 10-дневный срок письменно по указанному в регистрационной карточке адресу без взимания дополнительной оплаты.
17. Свидетельство о государственной регистрации является основанием для изготовления хозяйствующему субъекту (как юридическому, так и физическому лицу) печати, угловых штампов, фирменных бланков, товарных знаков, а также открытия банковских счетов.
18. Деятельность незарегистрированного хозяйствующего субъекта запрещается, а полученные доходы от такой деятельности изымаются в местный бюджет. Одновременно с указанного субъекта взимается штраф в следующих размерах:
с юридических лиц - от 10 тыс. до 100 тыс. рублей
с граждан - от 1 тыс. до 10 тыс. рублей.
19. Взыскание указанных в пункте 18 доходов и штрафов производится по решению суда, искам исполкомов местных Советов народных депутатов, налоговых инспекций, заявлению прокурора и других государственных органов, осуществляющих контроль и надзор за деятельностью хозяйствующих субъектов.
20. При ликвидации хозяйствующего субъекта - юридического лица ликвидационная комиссия сообщает органу, осуществляющему регистрацию, сведения для исключения его из Государственного реестра регистрации хозяйствующих субъектов и возвращает ему свидетельство о государственной регистрации.
21. При ликвидации хозяйственной деятельности гражданином он подает заявление об этом в регистрационный орган, который выдает предпринимателю взамен изымаемого регистрационного свидетельства справку о прекращении предпринимательской деятельности.
22. Средства, находящиеся на расчетных счетах хозяйствующих субъектов, выдаются собственникам после предъявления ими справки о сдаче регистрационного свидетельства, а также о сдаче в органы внутренних дел печати и углового штампа ликвидированного хозяйствующего субъекта.
Примечания:
1. Абзац второй пункта 10, пункты 11, 15, 18 настоящего Положения вступают в силу после внесения соответствующих изменений и дополнений в Кодекс Республики Казахстан об административных правонарушениях.
2. Пункт 2 настоящего Положения вступает в силу после внесения соответствующих изменений и дополнений в Законы Казахской ССР "О хозяйственных товариществах и акционерных обществах", " Об аренде", "Об иностранных инвестициях", "О свободе хозяйственной деятельности и развитии предпринимательства в Казахской ССР",
"О предприятиях в Казахской ССР". РЕГИСТРАЦИОННАЯ КАРТОЧКА <*> (таблица) Сноска. Форма регистрационной карточки изменяется Госкомстатом Республики Казахстан по согласованию с Министерством юстиции Республики Казахстан и Государственным антимонопольным комитетом Республики Казахстан. СВИДЕТЕЛЬСТВО о государственной регистрации хозяйствующего субъекта ----------------------------- ----------------------------------- населенный пункт дата 1._________________________________________________________________ (полное наименование юридического лица или гражданина) ___________________________________________________________________ зарегистрирован(о) в качестве хозяйствующего субъекта ____________________________199__года и внесен(о) в Государственный реестр под N _____________ 2. Профиль и основные виды деятельности (выпускаемой продукции, работ, услуг) _____________________________________________________ ___________________________________________________________________ ___________________________________________________________________ ___________________________________________________________________ 3. Форма собственности ____________________________________________ ___________________________________________________________________ 4. Тип хозяйствующего субъекта (малое предприятие, акционерное общество и т.д.) _________________________________________________ ___________________________________________________________________ 5. Местонахождение и почтовый адрес ______________________________ ___________________________________________________________________ Зарегистрировал Ф.И.О. ____________________ (подпись) М.П. П Е Р Е Ч Е Н Ь контрольно-надзорных органов для представления информации о регистрации хозяйствующих субъектов Исполком районного (городского) Совета народных депутатов Районный (городской) отдел статистики Районная (городская) налоговая инспекция Районный (городской) финансовый отдел Главный санитарный врач района (города) Районная (городская) инспекция пожарного надзора Районный (городской) комитет по экологии и природопользованию Министерство внешнеэкономических связей Республики Казахстан