О внесении изменений и дополнений в постановление Правительства Республики Казахстан от 30 декабря 2021 года № 960 "Об утверждении Концепции развития агропромышленного комплекса Республики Казахстан на 2021 – 2030 годы"

Постановление Правительства Республики Казахстан от 28 февраля 2024 года № 132

Действующий

      Правительство Республики Казахстан ПОСТАНОВЛЯЕТ:

      1. Внести в постановление Правительства Республики Казахстан от 30 декабря 2021 года № 960 "Об утверждении Концепции развития агропромышленного комплекса Республики Казахстан на 2021 – 2030 годы" следующие изменения и дополнения:

      в Концепции развития агропромышленного комплекса Республики Казахстан на 2021 – 2030 годы, утвержденной указанным постановлением:

      в разделе "2. Анализ текущей ситуации":

      в подразделе "2.3. Переработка сельскохозяйственной продукции":

      абзац восьмой изложить в следующей редакции:

      "недостаточность, высокая стоимость и низкое качество сырья;";

      дополнить абзацами десятым, одиннадцатым, двенадцатым и тринадцатым следующего содержания:

      "ограниченность рынков сбыта произведенной продукции;

      отсутствие льготных кредитных ресурсов для пополнения основных и оборотных средств;

      недостаточность субсидий для дальнейшего развития отрасли;

      снижение конкурентоспособности отечественной сельскохозяйственной продукции ввиду меньших объемов государственной поддержки.";

      подраздел "2.4. Развитие рынков" дополнить абзацами двадцатым, двадцать первым, двадцать вторым, двадцать третьим, двадцать четвертым и двадцать пятым следующего содержания:

      "ограниченность транспортных возможностей;

      отсутствие развитой транспортно-логистической инфраструктуры (изношенная инфраструктура, низкая пропускная способность железной дороги, нехватка вагонов в сезон);

      высокие транспортные издержки и логистические сложности;

      таможенные барьеры, включая сложности в процессе таможенного оформления;

      недостаточное использование экспортерами нефинансовых мер поддержки (аналитика рынка, обучение, участие в торговых экономических миссиях и выставках, вывод на электронные торговые площадки, экспортная акселерация);

      волатильность рынка и колебания цен на мировых рынках.";

      в подразделе "2.7. Научное и кадровое обеспечение АПК":

      абзацы первый, второй и третий изложить в следующей редакции:

      "В настоящее время система научного обеспечения АПК представлена НАО "Национальный аграрный научно-образовательный центр" (далее – НАНОЦ), в состав которого входят 3 вуза, 12 НИИ, 17 ОПХ и СХОС, 2 сервисных центра. Кроме того, научными исследованиями для АПК занимается 10 НИИ МНВО РК и МЭПР РК.

      Реформирование системы аграрной науки республики позволило НАНОЦ выстроить стройную научно-производственную вертикаль согласно международной практике, так по сравнению с 2018 годом количество НИИ сократилось с 23 до 12, а количество ОПХ и СХОС увеличилось с 13 до 17. Кроме этого в системе НАНОЦ за последние годы создано 3 демонстрационные площадки и 60 модельных ферм.

      Оптимизирована штатная численность системы НАНОЦ до 8035 единиц (до 2018 года составляла 10349 единиц). В том числе: около 2452 человек – научные сотрудники, из них: докторов наук – 226, кандидатов – 795, PhD докторов – 392 и магистров – 1039 человек.";

      абзац девятый подраздела "2.9. Цифровизация АПК" изложить в следующей редакции:

      "отсутствие единой цифровой платформы агропромышленного комплекса.";

      в разделе "4. Видение развития сферы":

      абзац восемнадцатый изложить в следующей редакции:

      "В целях сокращения доли теневой экономики в сельском хозяйстве будут приняты меры по цифровизации отрасли, в том числе будет внедрена информационная система прослеживаемости в растениеводстве (далее – ИСР).";

      подраздел "4.2. Животноводство" дополнить абзацами одиннадцатым, двенадцатым, тринадцатым, четырнадцатым, пятнадцатым, шестнадцатым, семнадцатым и восемнадцатым следующего содержания:

      "Проработка вопроса улучшения материально-технической базы путем:

      закупа современного лабораторного оборудования для ветеринарных лабораторий с целью обеспечения пищевой безопасности, сохранения экспорта казахстанских производителей животноводческой продукции;

      закупа инструментариев для отбора проб по пищевой безопасности, термочемоданов, средств индивидуальной защиты, видеорегистраторов, планшетов с целью обеспечения государственных ветеринарно-санитарных инспекторов;

      закупа специальной техники в количестве 695 единиц (инсинераторы, специальная автомашина с дезинфекционной установкой Комарова (ДУК), специальная автомашина с повышенной проходимостью, специальная автомашина с прицепом для перевозки сельскохозяйственных животных и др.) для государственных ветеринарных организаций, созданных МИО (районные ветеринарные станции с ветеринарными пунктами);

      закупа мобильных (передвижных) расколов для фиксации сельскохозяйственных животных при проведении ветеринарных мероприятий (проведение идентификации, отбора проб крови, вакцинации и т.д.) для государственных ветеринарных организаций, созданных МИО;

      строительства типовых скотомогильников (биотермических ям);

      строительства ветеринарных пунктов для ветеринарных врачей МИО;

      сохранения эпизоотического благополучия и недопущения заноса особо опасных болезней животных, а также сохранения экспортных рынков путем строительства ветеринарных лабораторий и 32 стационарных ветеринарно-контрольных постов на пунктах пропуска для государственных ветеринарно-санитарных инспекторов.";

      в подразделе "4.3. Переработка сельскохозяйственной продукции" абзацы первый, второй, третий, четвертый, пятый, шестой, седьмой, восьмой и девятый изложить в следующей редакции:

      "Будет достигнута высокая экономическая эффективность использования факторов производства продукции переработки путем:

      повышения качества сельскохозяйственного сырья;

      модернизации материально-технической базы перерабатывающих предприятий;

      расширения линейки производимой продукции;

      внедрения безотходных технологий переработки;

      строительства новых производств.

      Будет пересмотрена налоговая политика для стимулирования развития переработки сельскохозяйственной продукции.

      В целях эффективного развития отрасли переработки сельскохозяйственной продукции будет разработан Комплексный план по развитию переработки сельскохозяйственной продукции, предусматривающий:

      кредитование на реализацию проектов по переработке сельскохозяйственной продукции;

      кредитование для пополнения оборотных средств перерабатывающим предприятиям;

      увеличение объемов субсидирования на сданную на переработку сельскохозяйственную продукцию (шерсть, шкура, плоды и овощи).

      Общая потребность составляет 1,4 трлн тенге за счет привлечения средств БВУ, дочерних организаций АО "НУХ "Байтерек" и других финансовых институтов.

      Будут приняты меры по поэтапному переходу от первичного производства к выпуску продукции более высоких переделов и увеличению доли переработанной продукции в агропромышленном комплексе (молоко, мясо, семена масличных, рис, кукуруза, гречиха) до 70 %.

      Будет продолжено субсидирование сданной на переработку сельскохозяйственной продукции для обеспечения доступным и качественным сырьем переработчиков.

      Будут реализованы инвестиционные проекты по созданию и модернизации перерабатывающих производств путем льготного кредитования, субсидирования части затрат при инвестиционных вложениях.

      В целях повышения рентабельности производства будут увеличены объемы льготных кредитов на пополнение основных и оборотных средств и субсидирования ставок вознаграждения по кредитам.

      Для повышения экспортного потенциала переработки сельскохозяйственной продукции планируется открытие новых рынков.

      В целях импортозамещения и насыщения внутреннего рынка продовольственными товарами, а также развития экспортного потенциала будет масштабирован опыт Северо-Казахстанской области по финансированию инвестиционных проектов (производство мяса птицы, молока, проекты по орошению, овощехранилища, промышленные тепличные хозяйства, предприятия мясного животноводства и переработки сельскохозяйственной продукции, в том числе производства с высоким переделом, а также другие проекты растениеводческой и животноводческой продукции) через поверенного (агента).

      Во исполнение поручения Главы государства по увеличению производства валовой продукции сельского хозяйства в два раза за 5 лет необходимо принять меры, в том числе путем проработки вопросов по:

      доведению объемов субсидирования до допустимого уровня в рамках вступления во Всемирную торговую организацию как минимум в 2 раза;

      обеспечению льготным кредитованием весенне-полевых и уборочных работ в объеме не менее 1,5 трлн тенге (на приобретение семян, удобрений, пестицидов, горюче-смазочных материалов);

      доведению объемов льготного лизинга до 450 млрд тенге для финансирования приобретения отечественной сельскохозяйственной техники, оборудования в целях обновления сельскохозяйственной техники на уровне 8-10 % в год (предметом лизинга являются отечественные сельскохозяйственные техника и оборудование, имеющие соглашение о промышленной сборке);

      финансированию реализации инвестиционных проектов на сумму 800 млрд тенге, в том числе по опыту Северо-Казахстанской области.

      Для реализации вышеуказанного поручения индикаторы и мероприятия будут декомпозированы до каждого региона с закреплением персональной ответственности должностных лиц.

      В целях снижения коррупционных рисков и упрощения доступа к минеральным удобрениям, пестицидам, технике и оборудованию субсидии планируется выплачивать напрямую отечественным заводам-производителям и финансовым институтам вместо субъектов АПК.

      Субсидирование процентной ставки напрямую финансовым институтам для упрощения процесса субсидирования и получения субъектами АПК сразу удешевленного кредита.";

      подразделы "4.4. Развитие рынков" и "4.5. Техническое оснащение" изложить в следующей редакции:

      "4.4. Развитие рынков

      Для увеличения сбыта отечественной продукции АПК на внутреннем и внешних рынках будут приняты меры по:

      развитию сети торгово-логистической инфраструктуры;

      устранению торговых барьеров на внешних рынках и расширению рынков сбыта, в том числе и за счет государственной протекции;

      дальнейшему расширению географии экспорта с продвижением казахстанских товаров на зарубежных рынках;

      увеличению экспорта продукции с высокой добавленной стоимостью;

      стимулированию инвестиций в экспортоориентированные производства;

      сокращению транзакционных издержек, связанных с таможенным оформлением и логистикой;

      активизации деятельности акционерного общества "Национальная компания "Продовольственная контрактная корпорация" по продвижению казахстанского зерна на экспорт.

      4.5. Техническое оснащение

      Доведение темпов обновления сельскохозяйственной техники до 8–10 % в год с учетом интересов отечественных производителей техники и аграриев путем дальнейшей реализации следующих мер поддержки и мероприятий:

      стимулирования приобретения аграриями сельскохозяйственной техники (в том числе отечественного производства) путем реализации программ инвестиционного субсидирования части стоимости приобретенной сельскохозяйственной техники;

      фондирования институтов развития АО "НУХ "Байтерек" для реализации программ льготного кредитования и лизинга;

      субсидирования процентной ставки кредитования/лизинга сельскохозяйственной техники;

      создания единой интегрированной базы данных по учету процессов, связанных с оборотом сельскохозяйственной техники (приобретение, лизинг, использование, техническое состояние), путем введения единого электронного паспорта регистрируемой сельскохозяйственной техники;

      проведения инвентаризации парка самоходной сельскохозяйственной техники.";

      в подразделе "4.6. Сельскохозяйственная кооперация, инфраструктура АПК" после абзаца двадцать третьего дополнить абзацем следующего содержания:

      "Укрупнение отечественных агрофирм, а также активное привлечение транснациональных корпораций на взаимовыгодных условиях.";

      подраздел "4.7. Научное и кадровое обеспечение АПК" изложить в следующей редакции:

      "4.7. Научное и кадровое обеспечение АПК

      Раскрытие потенциала аграрной науки за счет:

      налаживания полноценного научно-практического сотрудничества с признанными зарубежными центрами аграрной науки;

      поддержки частных научно-технологических инициатив и адаптации образовательных программ к потребностям аграрного сектора;

      научно-обоснованной постановки приоритетов и задач технологической модернизации АПК с учетом социально-экономической значимости на основе международного опыта;

      обеспечения точечного финансирования реализации прикладных исследований в области АПК по основным приоритетам:

      обеспечение фермеров отечественными семенами, выведение и культивация новых производительных сортов;

      сохранение, пополнение и воспроизводство генетических ресурсов растительного происхождения. Создание национального генетического банка (65 тыс. сортообразцов);

      развитие генетики и селекции в животноводстве. Сохранение, пополнение и воспроизводство генетических ресурсов животного происхождения. Создание банка биологических активов;

      ветеринарная, фитосанитарная, карантинная и пищевая безопасность;

      увеличения финансирования аграрных научных исследований (не менее
1 % от ВП сельского хозяйства);

      стимулирования инновационной активности агропредприятий;

      добровольного софинансирования со стороны бизнеса на прикладные НТП;

      развития системы коммерциализации результатов прикладных научно-технических программ и механизмов роялти;

      введения отраслевого грантового финансирования прикладных исследований;

      увеличения уставного капитала НАНОЦ в целях обеспечения модернизации инфраструктуры аграрных научно-исследовательских организаций, вузов и опытно-производственных предприятий, сельскохозяйственных опытных станций;

      развития систем распространения знаний, трансферта и коммерциализации РННТД и механизмов роялти;

      обеспечения развития первичного семеноводства на базе опытных хозяйств, в том числе обновления оборудования и стимулирования аграрной науки.";

      подраздел "4.9. Цифровизация АПК" изложить в следующей редакции:

      "4.9. Цифровизация АПК

      Все информационные системы агропромышленного комплекса будут объединены с созданием единой цифровой платформы агропромышленного комплекса (Е-АПК), которая позволит получить фермеру все государственные услуги в сфере АПК по принципу "единое окно".

      Автоматизация государственных услуг и процессов позволит получить субсидии и услуги в электронном формате.

      Внедрится информационная система прослеживаемости в растениеводстве (ИСР) в целях обеспечения прослеживаемости от "поля до прилавка".

      Будет создана единая государственная система субсидирования, на которой будут оказываться меры государственной поддержки на бесплатной основе.";

      в разделе "5. Основные принципы и подходы развития":

      в подразделе "5.1. Растениеводство":

      после абзаца первого дополнить абзацем следующего содержания:

      "В рамках централизованной работы по обеспечению скоординированных действий казахстанских участников рынка для доступа на внешние рынки необходима активизация деятельности акционерного общества "Национальная компания "Продовольственная контрактная корпорация" по продвижению казахстанского зерна на экспорт.";

      абзац четвертый изложить в следующей редакции:

      "В целях развития орошаемого земледелия площади орошаемых земель сельскохозяйственного назначения будут доведены до 2,5 млн га, также будут обеспечена экономия водных ресурсов путем широкого внедрения водосберегающих технологий орошения, в том числе за счет субсидирования 80 % (30 % из местного бюджета) затрат при инвестиционных вложениях без разделения по странам происхождения техники, усовершенствована деятельность гидрогеолого-мелиоративной службы путем улучшения материально-технической базы и расширения их зоны деятельности при проведении мониторинга орошаемых земель.";

      абзацы шестой, седьмой и восьмой изложить в следующей редакции:

      "Учитывая, что имеется проблема по снижению обеспеченности семенами основных видов сельскохозяйственных культур, а также низкий процент обеспеченности отечественными семенами некоторых культур (рапс, сахарная свекла и овощные культуры, по которым дефицит составляет более 90 %), будет принят ряд мер в семеноводстве, которые направлены на обеспечение сельхозтоваропроизводителей семенами высоких репродукций отечественного производства, предусматривающие в том числе повышение нормативов субсидирования до 80 % при приобретении селекционно-семеноводческой техники и оборудования, семяочистительно-сортировального оборудования. Данные меры государственной поддержки будут доступны всем элитно-семеноводческим и семеноводческим хозяйствам, осуществляющим деятельность в соответствии с Законом "О семеноводстве".

      В целях развития отечественного семеноводства будет предусмотрено повышенное субсидирование при приобретении отечественных семян сортов и гибридов.

      С целью ускоренного размножения сортов отечественной селекции, стимулирования производителей семян за счет формирования спроса будет пересмотрена доля субсидирования посевных площадей по категориям семян.

      Также будет создана стройная сеть семеноводческих хозяйств.

      Будет внедрена информационная система прослеживаемости в растениеводстве (ИСР), которая будет в себе содержать цифровизацию и автоматизацию семеноводства, выращивания, хранения, учета и реализации сельскохозяйственных культур, а также обеспечит контроль и безопасность перемещаемой продукции, с исключением "серых" схем, как внутри государства, так и в рамках импорта продукции.

      За счет выделения средств на материально-техническое оснащение будет модернизирована до международного уровня и укомплектована современным ДНК-оборудованием сортоиспытательная сеть, что позволит за счет повышения эффективности и качества государственного сортоиспытания внедрять в сельскохозяйственное производство высокопродуктивные сорта.";

      абзацы девятый, десятый, двенадцатый, восемнадцатый, девятнадцатый, двадцатый и двадцать второй исключить;

      абзац двадцать первый изложить в следующей редакции:

      "В целях исключения рисков, связанных с несвоевременным проведением обработок против саранчовых вредителей, предотвращения потерь, связанных с их распространением, будут осуществлен перевод услуг по проведению обработок против саранчи в государственную монополию, а также приняты меры по дооснащению РГП "Фитосанитария" необходимыми материальными и техническими средствами, предусмотрена компетенция Министерства сельского хозяйства на определение перечня вредных и особо опасных вредных организмов, борьба с которыми будет осуществляться за счет бюджетных средств.";

      абзац двадцать пятый изложить в следующей редакции:

      "Планы по диверсификации с учетом региональной специфики и потребностей рынка будут доводиться до местных исполнительных органов, которые в свою очередь должны принять все необходимые меры по исполнению данных планов.

      Принятые меры по диверсификации в совокупности с мерами по увеличению объемов государственной поддержки, внедрению современных технологий в отрасли создадут предпосылки для роста объемов производства, повышения урожайности и качества производимой растениеводческой продукции, загрузки производственных мощностей предприятий по переработке сельскохозяйственной продукции, обеспечения их отечественным сырьем и укрепления кормовой базы животноводства.

      В целях соблюдения научно обоснованных севооборотов будут реализованы технические возможности и предусмотрены обязательства по подтверждению сведений с полей с помощью космического мониторинга.";

      дополнить абзацами двадцать шестым, двадцать седьмым, двадцать восьмым и двадцать девятым следующего содержания:

      "Обеспечение реализации обновленной стратегии акционерного общества "Национальная компания "Продовольственная контрактная корпорация", предусматривающей в том числе мандат по содействию частному рынку в создании полноценной сети производства, хранения и реализации сельскохозяйственной продукции, а также осуществление интервенции для сдерживания роста цен.

      В рамках содействия частному рынку в создании полноценной сети производства, хранения и сбыта сельскохозяйственной продукции планируется внедрить трехсторонний форвардный закуп сырья (семена подсолнечника, рис и гречиха) между акционерным обществом "Национальная компания "Продовольственная контрактная корпорация"", сельхозтоваропроизводителем и перерабатывающим предприятием с обязательным условием по фиксированию цен на сырье и готовую продукцию.

      В данной схеме будет раскрыт потенциал перерабатывающих предприятий путем их загрузки доступным сырьем (гречиха, подсолнечник, рис).

      В целях сдерживания роста цен на продовольствие акционерное общество "Национальная компания "Продовольственная контрактная корпорация" будет использовать товарные интервенции через реализацию удешевленного зерна мукомольным предприятиям, животноводческим и птицеводческим хозяйствам в годы неурожая и сезонного роста цен.";

      подраздел "5.3. Переработка сельскохозяйственной продукции" изложить в следующей редакции:

      "5.3. Переработка сельскохозяйственной продукции

      Приоритетными и перспективными направлениями по глубокой переработке станут мясо, молоко и зерно.

      В целях обеспечения перерабатывающих предприятий качественным и доступным сырьем будет расширен перечень сельскохозяйственной продукции, при сдаче которой фермерам выплачиваются субсидии.

      Для обеспечения перерабатывающих предприятий доступными кредитными ресурсами для закупа сырья будет предусмотрено отдельное направление для перерабатывающих предприятий.

      Для развития перерабатывающих производств по приоритетным направлениям будут выделены льготные кредитные ресурсы.

      Будет продолжено субсидирование инвестиционных затрат, ставки вознаграждения по кредитам и лизингу для предприятий переработки, стоимости отдельных видов закупаемого на переработку сельскохозяйственного сырья, в том числе для производства продуктов глубокой переработки.

      Будет расширен перечень направлений, финансируемых в рамках инвестиционного субсидирования.

      Для перехода на стимулирование производства продуктов более глубокой переработки сельскохозяйственной продукции будет разработан новый паспорт инвестиционного субсидирования на производство продуктов высокого передела с повышенным нормативом субсидирования.

      Для обеспечения рынка сбыта на внешних рынках будет продолжена активная работа по открытию новых рынков сбыта, расширению номенклатуры экспортируемых товаров в уже открытых странах.";

      в подразделе "5.6. Сельскохозяйственная кооперация и инфраструктура АПК" абзац второй изложить в следующей редакции:

      "На развитие сельскохозяйственной кооперации в течение 7 лет будет направлен 1 трлн тенге на кредитование с охватом более 1 млн сельчан с учетом членов семьи, с вовлечением в кооперативное предпринимательство половины всех личных подсобных хозяйств и созданием более 350 тысяч рабочих мест, в том числе сезонных и временных. Стимулирование кооперации личных подсобных хозяйств будет проведено в том числе в рамках дальнейшей реализации программы "Ауыл аманаты". Также участникам программы будет обеспечен доступ к рынкам сбыта.";

      в подразделе "5.7. Научное и кадровое обеспечение АПК":

      абзац одиннадцатый изложить в следующей редакции:

      "Будет развита отечественная система первичного семеноводства.

      Национальный аграрный научно-образовательный центр будет трансформирован в вертикально-интегрированный агротехнологический хаб и утвержден его план развития.";

      подраздел "5.9. Цифровизация АПК" изложить в следующей редакции:

      "5.9. Цифровизация АПК

      В целях выстраивания полной цепи прослеживаемости растениеводческой продукции будет реализован проект по разработке и внедрению системы паспортизации объектов производства растениеводства на базе новой информационной системы прослеживаемости в растениеводстве (ИСР), по примеру ИСЖ, которая будет в себе содержать цифровизацию и автоматизацию семеноводства, выращивания, хранения, учета и реализации сельскохозяйственных культур, а также обеспечит контроль и безопасность перемещаемой продукции, с исключением "серых" схем, как внутри государства, так и в рамках импорта продукции. На разработку и первый год технической поддержки информационной системы прослеживаемости в растениеводстве (ИСР) с приобретением планшетов для фитосанитарных инспекторов на постах будет заложено порядка 930 млн тенге.

      Кроме того, в целях упрощения перемещения продукции и прозрачности процессов проверок и досмотра подкарантинной и ветеринарной продукции в рамках информационной системы прослеживаемости в растениеводстве (ИСР) будет реализована система СУР – система управления рисками. Она позволит с помощью машинного обучения определять частоту и точность проверок и досмотра перемещаемой продукции.

      Будут продолжена работа по внедрению "точного" сельского хозяйства в животноводческом и растениеводческом направлениях и поставлена задача масштабирования проекта "цифровых" ферм во всех регионах страны.

      Автоматизация государственных услуг и процессов позволит получить субсидии и услуги в электронном формате. Будет создана единая государственная система субсидирования, на которой будут оказываться меры государственной поддержки на бесплатной основе.

      Будет продолжена работа по решению проблем с потребностью кадров для "цифровых" хозяйств. На начальном этапе в учебные программы действующих агроспециальностей будут включены современные дисциплины, в долгосрочной перспективе планируется ввести новые специальности, такие как "агроинформатик", "администратор агропредприятия", "оператор смарт-теплицы", "инженер агродронов" и т.д.

      В рамках цифровизации мер государственной поддержки планируются автоматизировать все бизнес-процессы и обеспечить оказание мер государственной поддержки исключительно в электронном формате.

      В целях обеспечения комплексного подхода к цифровизации сельского хозяйства и создания единой цифровой платформы агропромышленного комплекса (Е-АПК) планируется объединить все имеющиеся информационные системы в сельском хозяйстве.

      Создание единой цифровой платформы агропромышленного комплекса (Е-АПК) позволит обеспечить полный цикл прослеживаемости в сельском хозяйстве "от поля до прилавка", прозрачность отрасли, создание "единого окна" для фермера и единого "рабочего места" для уполномоченных органов, нивелирование коррупционных рисков при субсидировании, информационную безопасность, защиту персональных и конфиденциальных данных, усиление ветеринарной и карантинной безопасности, исключит дублирование функций, сократит производственные затраты и административные расходы.

      Будут проводиться тренинги в формате деловой игры "Нео Номад" с детальной демонстрацией принципов работы цифрового оборудования, в ходе которых ставится задача спроектировать "цифровую" ферму, произвести расчеты по цифровой модернизации и сокращению затрат, а также определить срок окупаемости приобретенного оборудования.";

      абзац восемнадцатый подраздела "5.10. Государственная поддержка" изложить в следующей редакции:

      "При реализации Концепции в приоритетном порядке за счет средств государственного бюджета средства выделяются на достижение индикаторов/показателей, отраженных в планах развития государственного органа и области, города республиканского значения, столицы.";

      в разделе "6. Целевые индикаторы и ожидаемые результаты":

      целевые индикаторы изложить в следующей редакции:

      "1) повышение производительности труда в сельском хозяйстве в 3 раза по сравнению с 2020 годом;

      2) урожайность пшеницы в 2030 году – 20 ц/га;

      3) уровень обновления сельскохозяйственной техники в 2030 году – 10 %;

      4) уровень обеспеченности отечественными семенами в 2030 году – до 80 %;

      5) внесение минеральных удобрений от научно обоснованной нормы в 2030 году – до 50 %;

      6) уровень обеспеченности продовольственными товарами (в том числе социально значимыми) не менее 90 %;

      7) самообеспечение основными продовольственными товарами собственного производства в 2030 году: яблоки – 100 %, колбасные изделия – 100 %, сыры и творог – 100 %, сахар – 83 %, мясо птицы – 100 %;

      8) доля переработанной продукции в агропромышленном комплексе (молоко, мясо, семена масличных, рис, кукуруза, гречиха) – до 70 %;

      9) доля переработанной продукции в общем объеме экспорта АПК в 2030 году – 70 %;

      10) увеличение экспорта продукции агропромышленного комплекса в 3,5 раза по сравнению с 2020 годом;

      11) рост объема привлеченных инвестиций в основной капитал в сельское хозяйство в 4,2 раза;

      12) рост объема привлеченных инвестиций в основной капитал в производство продуктов питания в 3,4 раза;

      13) доля ненаблюдаемой (теневой) экономики в сельском, лесном и рыбном хозяйстве – 0,5 % в ВВП;

      14) площадь эродированных земель в составе сельскохозяйственных угодий к общей площади земель в 2030 году – 28,4 млн га;

      15) количество реализованных инвестиционных проектов – 1525 к 2030 году;

      16) создание рабочих мест в рамках инвестиционных проектов в АПК – к 2030 году 44 тысячи (26,4 тысячи постоянных и 17,6 тысячи временных);

      17) создание рабочих мест в рамках масштабирования опыта по повышению дохода сельского населения – 350 тысяч к 2029 году;

      18) доля внедренных завершенных научных разработок в АПК к 2030 году – 40 %;

      19) площадь земель с применением водосберегающих технологий (капельное орошение, дождевание) к 2030 году – 1362,2 тысячи га;

      20) доля маточного поголовья, охваченная породным преобразованием к 2030 году, – 43 %.";

      в приложении к Концепции развития агропромышленного комплекса Республики Казахстан на 2021 – 2030 годы:

      План действий по реализации Концепции развития агропромышленного комплекса Республики Казахстан на 2021 – 2030 годы изложить в новой редакции согласно приложению к настоящему постановлению.

      2. Настоящее постановление вводится в действие со дня его подписания.

      Премьер-Министр
Республики Казахстан
О. Бектенов

  Приложение
к постановлению Правительства
Республики Казахстан
от 28 февраля 2024 года № 132
  Приложение
к Концепции развития
агропромышленного комплекса
Республики Казахстан
на 2021 – 2030 годы

План действий по реализации Концепции развития агропромышленного комплекса Республики Казахстан на 2021 – 2030 годы

№ п/п

Наименование реформ /основных мероприятий

Форма завершения

Срок завершения

Ответственные исполнители


1

2

3

4

5

Целевой индикатор 1. Повышение производительности труда в сельском хозяйстве в 3 раза по сравнению с 2020 годом:
2021 год – 112,0 %;
2022 год – 125,4 %;
2023 год – 152,9 %;
2024 год – 164,9 %;
2025 год – 176,2 %;
2026 год – 197,4 %;
2027 год – 221,1 %;
2028 год – 247,6 %;
2029 год – 277,3 %;
2030 год – 300,9 %.

МСХ, МНЭ, МВРИ, МФ, МЦРИАП, акиматы областей, городов Астаны, Алматы и Шымкента, АО "НУХ "Байтерек" (по согласованию), НАО "НАНОЦ" (по согласованию), НПП "Атамекен" (по согласованию)

Целевой индикатор 2. Урожайность пшеницы:
2021 год – 9,3 ц/га;
2022 год – 10,2 ц/га;
2023 год – 11,4 ц/га;
2024 год – 12,6 ц/га;
2025 год – 13,8 ц/га;
2026 год – 15,0 ц/га;
2027 год – 16,2 ц/га;
2028 год – 17,4 ц/га;
2029 год – 18,6 ц/га;
2030 год – 20,0 ц/га.

МСХ, МНЭ, МВРИ, МФ, МЦРИАП, акиматы областей, городов Астаны, Алматы и Шымкента, АО "НУХ "Байтерек" (по согласованию), НАО "НАНОЦ" (по согласованию), НПП "Атамекен" (по согласованию)

Целевой индикатор 3. Уровень обновления сельскохозяйственной техники, %:
2023 год – 4,5 %;
2024 год – 5,2 %;
2025 год – 6,5 %;
2026 год – 8 %;
2027 год – 8,5 %;
2028 год – 9 %;
2029 год – 9,5 %;
2030 год – 10 %.

МСХ, МПС, акиматы областей, городов Астаны, Алматы и Шымкента, АО "НУХ "Байтерек" (по согласованию), АО "КазАгроФинанс" (по согласованию)

Целевой индикатор 4. Уровень обеспеченности отечественными семенами до 80 %:
2023 год – 51,3 %;
2024 год – 55,6 %;
2025 год – 62,2 %;
2026 год – 69,8 %;
2027 год – 77,3 %
2028 год – 78,2 %;
2029 год – 79,1 %;
2030 год – 80,0 %.

МСХ, МНЭ, МФ, акиматы областей, городов
Астаны, Алматы и Шымкента, НАО "НАНОЦ" (по согласованию)

Целевой индикатор 5. Уровень внесения минеральных удобрений до 50 % от научной потребности:
2022 год – 25 %;
2023 год – 26 %;
2024 год – 27 %;
2025 год – 29 %;
2026 год – 30 %;
2027 год – 32 %;
2028 год – 35 %;
2029 год – 38 %;
2030 год – 50 %.

МСХ, заинтересованные центральные
государственные органы, акиматы областей, городов Астаны, Алматы и Шымкента

1.

Принятие мер по увеличению производства валовой продукции сельского хозяйства в два раза за 5 лет, в том числе путем проработки вопросов по:
доведению объемов субсидирования до допустимого уровня в рамках вступления в ВТО как минимум в 2 раза;
обеспечению льготным кредитованием весенне-полевых и уборочных работ в объеме не менее 1,5 трлн тенге (на приобретение семян, удобрений, пестицидов, ГСМ);
доведению объемов льготного лизинга до 450 млрд тенге для финансирования приобретения отечественной сельскохозяйственной техники, оборудования в целях обновления сельхозтехники на уровне 8-10 % в год (предметом лизинга является отечественные сельскохозяйственные техника и оборудование, имеющие соглашение о промышленной сборке);
финансированию реализации инвестиционных проектов на сумму 800 млрд тенге, в том числе по опыту Северо-Казахстанской области.

информация в Правительство Республики Казахстан

май 2025 года

МСХ, МПС, акиматы областей

2.

Осуществление государственной поддержки субъектов АПК в виде субсидирования:
растениеводства;
животноводства;
переработки сельхозпродукции;
финансовых инструментов.

информация об объеме выделенных субсидий

ежегодно

МСХ, акиматы областей, городов
Астаны, Алматы и Шымкента

3.

Проведение диверсификации в растениеводстве, предусматривающей увеличение площадей высокорентабельных (масличных, овощных, бахчевых, кормовых культур) и сокращение водоемких (риса, хлопка) сельскохозяйственных культур

увеличение площадей масличных, овощных, бахчевых, кормовых культур и уменьшение площадей риса и хлопка

2022 - 2027 годы

МСХ, акиматы областей, городов Астаны, Алматы и Шымкента, НПП "Атамекен" (по согласованию)

4.

Увеличение уставного капитала АО "Национальный управляющий холдинг "Байтерек" с последующим увеличением уставного капитала АО "КазАгроФинанс" через увеличение уставного капитала АО "Аграрная кредитная корпорация" в 2023 году до 20 млрд тенге, 2024 – 2025 годы до 30 млрд тенге ежегодно для финансирования приобретения сельскохозяйственной, кормозаготовительной техники и мобильных систем орошения для последующей передачи в лизинг

отчет в МФ о достижении прямых и конечных результатов

ежегодно, до 10 марта, следующего за отчетным годом

МСХ, МНЭ, МФ, АО "НУХ "Байтерек" (по согласованию), АО "КазАгроФинанс" (по согласованию)

5.

Выделение долгосрочного бюджетного кредита АО "КазАгроФинанс" до 30 млрд тенге ежегодно в 2023 – 2025 годах для финансирования приобретения
сельскохозяйственной техники казахстанского производства и (или) сборки для последующей передачи в лизинг

отчет в МФ о достижении прямых и конечных результатов

ежегодно, до 10 марта, следующего за отчетным годом

МСХ, МНЭ, МФ, АО "НУХ "Байтерек" (по согласованию), АО "КазАгроФинанс" (по согласованию)

6.

Пересмотр лимитов предельной стоимости сельскохозяйственной техники в рамках инвестиционного субсидирования

приказ Министра сельского хозяйства Республики Казахстан

2026 и 2029 годы

МСХ, МНЭ, МФ, МПС, АСПиР (по согласованию), акиматы областей, городов Астаны, Алматы и Шымкента, НПП "Атамекен" (по согласованию)

7.

Введение единого электронного паспорта регистрируемой сельскохозяйственной техники (финансирование не требуется)

интеграция информационной системы ЕАСУ ГРСТ с информационными системами заинтересованных государственных органов

2024 год

МСХ, МНЭ, МФ, МПС, МЭПР, акиматы областей, городов Астаны, Алматы и Шымкента

8.

Проведение инвентаризации парка самоходной сельскохозяйственной техники

актуализация парка сельскохозяйственной техники

2024 – 2026
годы

МСХ, МПС, МНЭ, МФ, МЭПР, акиматы областей, городов Астаны, Алматы и Шымкента

9.

Модернизация сортоиспытательной сети

акт ввода в эксплуатацию

декабрь 2025 года

МСХ, акиматы областей, городов Астаны, Алматы и Шымкента

10.

Принятие законодательных мер, регламентирующих присоединение Казахстана к Международному союзу по охране новых сортов растений

проект Закона Республики Казахстан

июль
2024 года

МСХ, МНЭ, акиматы областей, городов Астаны, Алматы и Шымкента

11.

Рассмотрение целесообразности регламентации возврата к разрешительному (ограничительному) характеру ведения Государственного реестра селекционных достижений, рекомендуемых в Республике Казахстан

информация в Правительство Республики Казахстан

июль
2024 года

МСХ, МНЭ

12.

Развитие отечественного семеноводства и аграрной науки

Комплексный план по развитию селекции и семеноводства сельскохозяйственных культур Республики Казахстан на 2024-2028 годы

2024 - 2028 годы

МСХ, МФ, МНЭ, МНВО, МИО, НПП "Атамекен" (по согласованию),
НАО "НАНОЦ" (по согласованию)

13.

Внесение изменений в Закон Республики Казахстан "О государственном регулировании развития агропромышленного комплекса и сельских территорий" в части:
закрепления компетенции уполномоченного органа в области развития агропромышленного комплекса по установлению тарифов на оказываемые платные виды услуг государственным учреждением в сфере агрохимического обслуживания сельскохозяйственного производства;
закрепления государственной поддержки субсидирования приобретения органических удобрений промышленного производства.

проект Закона Республики Казахстан
 

 декабрь 2025 года,
декабрь 2027 года
 

МСХ, МНЭ, МФ, МТИ, акиматы областей, городов Астаны, Алматы и Шымкента, НПП "Атамекен" (по согласованию)
МСХ, МНЭ, МФ, МПС, акиматы областей и городов Астаны, Алматы и Шымкента, НПП "Атамекен" (по согласованию)

14.

Увеличение объемов производства отечественных минеральных удобрений и расширение их ассортимента

отчет об объемах производства

ежегодно, до 20 января, следующего за отчетным
годом

МПС, НПП "Атамекен" (по согласованию)

15.

Внедрение механизма авансового субсидирования отечественных производителей минеральных удобрений и сельскохозяйственной техники (в рамках средств, предусмотренных в бюджете)

приказ Министра сельского хозяйства Республики Казахстан

2025 год

МСХ, МПС, акиматы областей, городов Астаны, Алматы и Шымкента, НПП "Атамекен" (по согласованию)

16.

Совершенствование деятельности республиканского научно-методического центра агрохимической службы,
усовершенствование его материально-технической базы

приказ Министра сельского хозяйства Республики Казахстан "О внесении изменения в приказ Министра сельского хозяйства Республики Казахстан от 31 марта 2015 года № 4-6/295 "Об утверждении натуральных норм агрохимического обслуживания сельскохозяйственного производства"

декабрь 2024 года

МСХ, МФ

Целевой индикатор 6. Уровень обеспеченности продовольственными товарами (в том числе социально значимыми) не менее 90 %:
2021 год – не менее 80 %;
2022 год – не менее 80 %;
2023 год – не менее 80 %;
2024 год – не менее 80 %;
2025 год – не менее 80 %;
2026 год – не менее 82 %;
2027 год – не менее 84 %;
2028 год – не менее 86 %;
2029 год – не менее 88 %;
2030 год – не менее 90 %.

МСХ, МНЭ, МФ, акиматы областей, городов Астаны, Алматы и Шымкента, АО "НУХ "Байтерек" (по согласованию), НПП "Атамекен" (по согласованию)

Целевой индикатор 7. Самообеспечение основными продовольственными товарами собственного производства:
2023 год – яблоки – 85 %, колбасные изделия – 63 %, сыры и творог – 59 %, сахар – 55 %, мясо птицы – 75 %;
2024 год – яблоки – 90 %, колбасные изделия – 66 %, сыры и творог – 65 %, сахар – 65 %, мясо птицы – 85 %;
2025 год – яблоки – 95 %, колбасные изделия – 69 %, сыры и творог – 68 %, сахар – 68 %, мясо птицы – 87 %;
2026 год – яблоки – 100 %, колбасные изделия – 74 %, сыры и творог – 72 %, сахар – 70 %, мясо птицы – 90 %;
2027 год – яблоки – 100 %, колбасные изделия – 80 %, сыры и творог – 80 %, сахар – 80 %, мясо птицы –100 %;
2028 год – яблоки – 100 %, колбасные изделия – 82 %, сыры и творог – 82 %, сахар – 83 %, мясо птицы –100 %;
2029 год – яблоки – 100 %, колбасные изделия – 85 %, сыры и творог – 85 %, сахар – 83 %, мясо птицы –100 %;
2030 год – яблоки – 100 %, колбасные изделия – 100 %, сыры и творог – 100 %, сахар – 83 %, мясо птицы –100 %.

МСХ, акиматы областей, городов Астаны, Алматы и Шымкента

17.

Выделение долгосрочного бюджетного кредита до 40 млрд тенге в 2023 – 2024 годах АО "Аграрная кредитная корпорация" для финансирования субъектов агропромышленного комплекса на инвестиционные проекты

отчет в МФ о достижении прямых и конечных результатов

2023 - 2024 годы,
ежегодно, до 10 марта, следующего за отчетным годом

МСХ, МНЭ, МФ, АО "НУХ "Байтерек" (по согласованию), АО "Аграрная кредитная корпорация" (по согласованию)

18.

Увеличение уставного капитала АО "НУХ "Байтерек" с последующим увеличением уставного капитала АО "Аграрная кредитная корпорация" ежегодно до 30 млрд тенге на 2024 – 2025 годы для финансирования субъектов АПК на реализацию инвестиционных проектов

отчет в МФ о достижении прямых и конечных результатов

2024 - 2025 годы,
ежегодно, до 10 марта, следующего за отчетным годом

МСХ, МНЭ, МФ, АО "НУХ "Байтерек" (по согласованию), АО "Аграрная кредитная корпорация" (по согласованию)

19.

Субсидирование возмещения расходов, понесенных национальной компанией в сфере агропромышленного комплекса при реализации продовольственного зерна для регулирующего воздействия на внутренний рынок

проект Закона Республики Казахстан

2022 год

МСХ, акиматы областей, городов Астаны, Алматы и Шымкент, АО "НК "Продкорпорация" (по согласованию)

20.

Финансирование ежегодно до 140 млрд тенге для проведения мероприятий по весенне-полевым и уборочным работам по поддержке субъектов агропромышленного комплекса на среднесрочной основе

отчет в МФ о достижении прямых и конечных результатов

2024 - 2030 годы,
ежегодно, до 10 марта, следующего за отчетным годом

МСХ, МНЭ, МФ, АО "НУХ "Байтерек" (по согласованию), АО "Аграрная кредитная корпорация" (по согласованию)

21.

Разработка механизмов по стимулированию получателей субсидий на получение конечного результата с внедрением встречных обязательств по достижению установленных индикаторов

приказы МСХ

декабрь 2022 года

МСХ, МНЭ, МТИ, МФ, АСПиР (по согласованию), МПС, МЦРИАП, НПП "Атамекен" (по согласованию)

22.

Увеличение уставного капитала АО "НК "Продкорпорация" на сумму до 100 млрд тенге для обеспечения гарантированного закупа зерна у субъектов АПК по программе форвардного закупа в объеме 800 тыс. тонн

отчет в МФ о достижении прямых и конечных результатов

2024 год

МСХ, МФ, МНЭ, АО "НК "Продкорпорация" (по согласованию)

23.

Внедрение трехстороннего форвардного закупа сырья (семена подсолнечника, рис, зерно и гречиха) между АО "НК "Продкорпорация", сельхозтоваропроизводителем и перерабатывающим предприятием

информация по реализации программы трехстороннего форвардного закупа

с 2024 года, ежегодно

МСХ, АО "НК "Продкорпорация"
(по согласованию)

24.

Активизация деятельности АО "НК "Продкорпорация" по продвижению казахстанского зерна на экспорт

информация по реализации казахстанского зерна на экспортные рынки

с 2024 года, ежегодно

МСХ, АО "НК "Продкорпорация" (по согласованию)

25.

Проведение товарных интервенций

информация по проведенным товарным интервенциям

с 2024 года, ежегодно

МСХ, АО "НК "Продкорпорация" (по согласованию)

26.

Выделение бюджетного кредита АО "НК "Продкорпорация" в сумме до 100 млрд тенге для ежегодного проведения мероприятий по поддержке субъектов агропромышленного комплекса в объеме 800 тыс. тонн

отчет в МФ о достижении прямых и конечных результатов

2024 - 2030 годы

МСХ, МФ, МНЭ, АО "НК "Продкорпорация" (по согласованию)

Целевой индикатор 8. Доля переработанной продукции в агропромышленном комплексе (молоко, мясо, семена масличных, рис, кукуруза, гречиха) до 70 % в 2026 году:
2024 год – 40 %;
2025 год – 50 %;
2026 год – 70 %.

МСХ, акиматы областей, городов Астаны, Алматы и Шымкента

Целевой индикатор 9. Доля переработанной продукции в общем объеме экспорта АПК:
2023 год – 44 %;
2024 год – 45 %;
2025 год – 50 %;
2026 год – 53 %;
2027 год – 55 %;
2028 год – 60 %;
2029 год – 65 %;
2030 год – 70 %.

МСХ, заинтересованные центральные государственные органы, акиматы областей, городов Астаны, Алматы и Шымкента

Целевой индикатор 10. Увеличение экспорта продукции агропромышленного комплекса в 3,5 раза по сравнению с 2020 годом:
2021 год – 3,5 млрд долларов США;
2022 год – 4,2 млрд долларов США;
2023 год – 4,8 млрд долларов США;
2024 год – 5,5 млрд долларов США;
2025 год – 6,6 млрд долларов США;
2026 год – 7,4 млрд долларов США;
2027 год – 8,1 млрд долларов США;
2028 год – 8,6 млрд долларов США;
2029 год – 10,0 млрд долларов США;
2030 год – 11,8 млрд долларов США.

МСХ, МТИ, МФ, акиматы областей, городов Астаны, Алматы и Шымкента, НПП "Атамекен" (по согласованию)

27.

Формирование не менее 7 крупных экосистем по производству и переработке сельскохозяйственной продукции

информация в Администрацию Президента Республики Казахстан

ежегодно, до 1 мая, следующего за отчетным годом

МСХ, МНЭ, МФ, акиматы областей, городов Астаны, Алматы и Шымкента, АО "НУХ "Байтерек" (по согласованию), НПП "Атамекен" (по согласованию)

28.

Обеспечение всех территориальных инспекций и фитосанитарных контрольных постов выходом в Интернет

100 % охват Интернетом

декабрь 2022 года

МЦРИАП, МСХ

29.

Внесение предложений по объединению подведомственных организаций КГИ АПК с учетом возложенных функций для исключения дублирования

информация в Правительство Республики Казахстан

декабрь 2023 года

МСХ, МФ, АДГС (по согласованию)

30.

Внесение предложений по реформированию системы ветеринарии в части:
четкого разграничения функций и полномочий между центром и регионами;
цифровизации процессов, автоматизации сбора и передачи данных в сфере ветеринарии;
поэтапного повышения заработных плат ветеринаров.

информация в Правительство Республики Казахстан

2022 - 2026 годы

МСХ, МЦРИАП, МНЭ, МФ, МТСЗН, акиматы областей, городов Астаны, Алматы и Шымкента

31.

Открытие экспортных рынков для продукции АПК путем:
проведения аудита международными экспертами ветеринарной службы Республики Казахстан;
инспекций предприятий зарубежных стран для включения в реестр ЕАЭС;
переговоров с ветеринарными службами зарубежных стран;
ветеринарных и фитосанитарных сертификатов.

информация в Правительство Республики Казахстан

ежегодно, до 10 марта, следующего за отчетным годом

МСХ, МТИ, МИД, НПП "Атамекен" (по согласованию)

32.

Модернизация ветеринарной,
фитосанитарной и карантинной службы

повышение уровня материально-технического обеспечения ветеринарной и фитосанитарной служб,
расширение области аккредитации ветеринарных лабораторий

ежегодно

МСХ, МФ, МНЭ, акиматы областей, городов
Астаны, Алматы и Шымкента

33.

Цифровизация в области ветеринарии

разработка, совершенствование, содержание, сопровождение, BI аналитика, интеграция информационных систем в области ветеринарии

ежегодно

МСХ, заинтересованные центральные государственные органы, акиматы областей, городов Астаны, Алматы и Шымкента

34.

Совершенствование законодательства в области ветеринарии

информация в Аппарат Правительства Республики Казахстан

ежегодно

МСХ

35.

Повышение профессиональной компетенции ветеринарных специалистов

обучение ветеринарных санитарных инспекторов, специалистов в области ветеринарии,

ежегодно

МСХ, акиматы областей, городов Астаны, Алматы и Шымкента

36.

Проработка вопроса улучшения материально-технической базы путем закупа:
современного лабораторного оборудования для ветеринарных лабораторий с целью обеспечения пищевой безопасности, сохранения экспорта казахстанских производителей животноводческой продукции;
инструментариев для отбора проб по пищевой безопасности, термочемоданов, средств индивидуальной защиты, видеорегистраторов, планшетов с целью обеспечения государственных ветеринарно-санитарных инспекторов;
специальной техники в количестве 695 единиц (инсинераторы, специальная автомашина с дезинфекционной установкой Комарова (ДУК), специальная автомашина с повышенной проходимостью, специальная автомашина с прицепом для перевозки сельскохозяйственных животных и др.) для государственных ветеринарных организаций, созданных МИО (районные ветеринарные станции с ветеринарными пунктами);
мобильных (передвижных) расколов для фиксации сельскохозяйственных животных при проведении ветеринарных мероприятий (проведение идентификации, отбора проб крови, вакцинации и т.д.) для государственных ветеринарных организаций, созданных МИО.

информация в Правительство Республики Казахстан

2024 - 2030
годы

МСХ, МИО, МНЭ
 

37.

Строительство типовых скотомогильников (биотермических ям) (за счет средств МИО)

акт ввода в эксплуатацию

2024 - 2026 годы

МИО, МСХ, МНЭ

38.

Строительство ветеринарных пунктов для ветеринарных врачей МИО (за счет средств МИО)

акт ввода в эксплуатацию

2024 - 2030 годы

МИО, МСХ, МНЭ

39.

Сохранение эпизоотического благополучия и открытие новых рынков путем строительства ветеринарных лабораторий

информация в Правительство Республики Казахстан

2024 - 2027
годы

МСХ, МНЭ
 

40.

Недопущение заноса особо опасных болезней животных, а также сохранение экспортных рынков путем строительства 32 стационарных ветеринарно-контрольных постов на пунктах пропуска для государственных ветеринарно-санитарных инспекторов

информация в Правительство Республики Казахстан

2024 - 2026
годы

МСХ, МНЭ

41.

Разработка Дорожной карты по развитию переработки сельскохозяйственной продукции

совместный приказ ГО

Март 2022 года

МСХ, МНЭ, МФ, МТИ, акиматы областей, городов Астаны, Алматы и Шымкента, НПП "Атамекен" (по согласованию)

42.

Разработка Комплексного плана по развитию переработки сельскохозяйственной продукции, предусматривающего:
кредитование на реализацию проектов по переработке сельхозпродукции;
кредитование пополнения оборотных средств перерабатывающим предприятиям;
увеличение объемов субсидирования на сданную на переработку сельскохозяйственную продукцию (шерсть, шкура, плоды и овощи).

информация в Правительство Республики Казахстан

май 2025 года

МСХ, МНЭ, МФ, МЗ, МПС, МТИ, МП, МИД, акиматы областей, городов Астаны, Алматы и Шымкента, НПП "Атамекен" (по согласованию), АО "НУХ "Байтерек" (по согласованию), АО "Kazakh Invest​" (по согласованию)

Целевой индикатор 11. Рост объема привлеченных инвестиций в основной капитал в сельское хозяйство в 4,2 раза:
2021 год – 100,0 %;
2022 год – 118,0 %;
2023 год – 145,5 %;
2024 год – 176,2 %;
2025 год – 223,6 %;
2026 год – 285,7 %;
2027 год – 314,3 %;
2028 год – 345,7 %;
2029 год – 380,3 %;
2030 год – 418,3 %.

МСХ, акиматы областей, городов Астаны, Алматы и Шымкента

43.

Институциональное развитие системы кредитных товариществ

проект Закона Республики Казахстан

декабрь 2027 года

МСХ, МНЭ, МФ, АО "НУХ "Байтерек" (по согласованию), НПП "Атамекен" (по согласованию)

Целевой индикатор 12. Рост объема привлеченных инвестиций в основной капитал в производство продуктов питания в 3,4 раза:
2021 год – 100,0 %;
2022 год – 130,2 %;
2023 год – 154,0 %;
2024 год – 182,3 %;
2025 год – 217,7 %;
2026 год – 232,3 %;
2027 год – 255,5 %;
2028 год – 281,0 %;
2029 год – 309,1 %;
2030 год – 340,1 %.

МСХ, МНЭ, МФ акиматы областей, городов Астаны, Алматы и Шымкента

44.

Подписание Соглашения об инвестициях между Правительством Республики Казахстан и транснациональной компанией

Соглашение

декабрь 2022 года

МСХ, заинтересованные государственные органы, акиматы областей, городов Астаны, Алматы и Шымкента, НПП "Атамекен" (по согласованию)

Целевой индикатор 13. Доля ненаблюдаемой (теневой) экономики в сельском, лесном и рыбном хозяйстве – 0,5 % в ВВП:
2021 год – 2,0 %;
2022 год – 1,9 %;
2023 год – 1,7 %;
2024 год – 1,6 %;
2025 год – 1,4 %
2026 год – 1,2 %;
2027 год – 1 %;
2028 год – 0,8 %
2029 год – 0,6 %;
2030 год – 0,5 %.

МСХ, МЦРИАП, МФ, МНЭ, акиматы областей, городов Астаны, Алматы и Шымкента, НАО "НАНОЦ" (по согласованию), НПП "Атамекен" (по согласованию)

45.

Разработка и внедрение государственной системы субсидирования

акт ввода в эксплуатацию

2022 - 2023 годы

МСХ

46.

Разработка образовательных программ по новым цифровым агроспециальностям

реестр образовательных программ

до 2030 года

МСХ, МНВО, НАО "НАНОЦ" (по согласованию), аграрные вузы (по согласованию), НПП "Атамекен" (по согласованию)

47.

Разработка и внедрение информационной системы прослеживаемости в растениеводстве (ИСР)

акт ввода в эксплуатацию

2024 - 2025 годы

МСХ

48.

Создание единой цифровой платформы агропромышленного комплекса (Е-АПК)

акт ввода в эксплуатацию

2028 - 2030 годы

МСХ, ТОО "АЦЭП" (по согласованию)

49.

Автоматизация мер государственной поддержки

информационная система

2022 - 2023 годы

МСХ, АО "НУХ "Байтерек" (по согласованию)

Целевой индикатор 14. Площадь эродированных земель в составе сельскохозяйственных угодий к общей площади земель:
2021 год – 29,3 млн га;
2022 год – 29,2 млн га;
2023 год – 29,1 млн га;
2024 год – 29,0 млн га;
2025 год – 28,9 млн га;
2026 год – 28,8 млн га;
2027 год – 28,7 млн га;
2028 год – 28,6 млн га;
2029 год – 28,5 млн га;
2030 год – 28,4 млн га.

МСХ, МНЭ, МЦРИАП, акиматы областей, городов Астаны, Алматы и Шымкента, НАО "Правительство для граждан" (по согласованию)

50.

Создание под администрированием Комитета по управлению земельными ресурсами МСХ вертикальной устойчивой системы управления земельными ресурсами

постановление Правительства Республики Казахстан

2022 год

МСХ, МНЭ, МФ, НАО "Правительство для граждан" (по согласованию), акиматы областей, городов Астаны, Алматы и Шымкента, НПП "Атамекен" (по согласованию)

Целевой индикатор 15. Количество реализованных инвестиционных проектов:
2023 год – 180;
2024 год – 183;
2025 год – 187;
2026 год – 190;
2027 год – 192;
2028 год – 195;
2029 год – 198;
2030 год – 200.

МСХ, МНЭ, МФ, МИД, акиматы областей, городов Астаны, Алматы и Шымкента, АО "НУХ "Байтерек" (по согласованию), НПП "Атамекен" (по согласованию)
 

Целевой индикатор 16. Создание рабочих мест в рамках инвестиционных проектов в АПК:
2023 год – 5217 рабочих мест (3130 постоянных и 2087 временных);
2024 год – 5304 рабочих места (3182 постоянных и 2122 временных);
2025 год – 5420 рабочих мест (3252 постоянных и 2168 временных);
2026 год – 5507 рабочих мест (3304 постоянных и 2203 временных);
2027 год – 5565 рабочих мест (3339 постоянных и 2226 временных);
2028 год – 5652 рабочих места (3391 постоянных и 2261 временных);
2029 год – 5739 рабочих мест (3443 постоянных и 2296 временных);
2030 год – 5797 рабочих мест (3478 постоянных и 2319 временных).

МСХ, МТСЗН, МФ, МНЭ, акиматы областей, городов Астаны, Алматы и Шымкента, АО "НУХ "Байтерек" (по согласованию), НПП "Атамекен" (по согласованию)

51.

Реализация инвестиционных проектов в АПК, в том числе в рамках масштабирования опыта Северо-Казахстанской области по реализации инвестиционных проектов по производству молока, мяса птицы и рыбы, строительству оросительных систем, промышленных теплиц, овощехранилищ и др.

информация в Правительство Республики Казахстан
 

ежегодно

МСХ, МНЭ, МФ, акиматы областей, городов Астаны, Алматы и Шымкента, АО "НУХ "Байтерек" (по согласованию)

52.

Выделение бюджетного кредита АО "Банк Развития Казахстана" для реализации инвестиционных проектов в АПК по ставке вознаграждения не более 7 % годовых для конечных заемщиков

отчет в МФ о достижении прямых и конечных результатов
 

ежегодно
 

АО "НУХ "Байтерек" (по согласованию), АО "Банк Развития Казахстана" (по согласованию), МСХ, МНЭ, МФ

Целевой индикатор 17. Создание рабочих мест в рамках масштабирования опыта по повышению дохода сельского населения:
2023 год – 50 тысяч рабочих мест;
2024 год – 50 тысяч рабочих мест;
2025 год – 50 тысяч рабочих мест;
2026 год – 50 тысяч рабочих мест;
2027 год – 50 тысяч рабочих мест;
2028 год – 50 тысяч рабочих мест;
2029 год – 50 тысяч рабочих мест.

МСХ, МТСЗН, акиматы областей, городов Астаны, Алматы и Шымкента

53.

Направление 1 трлн тенге на развитие сельскохозяйственной кооперации с охватом более 1 млн сельчан, вовлечение в кооперативное предпринимательство половины всех личных подсобных хозяйств и создание более 350 тысяч рабочих мест за счет микрокредитования и обеспечения доступа к рынкам сбыта

информация в Администрацию Президента Республики Казахстан
 

2023 - 2029 годы

МСХ, МТСЗН, МФ, МНЭ, акиматы областей, городов Астаны, Алматы и Шымкента

54.

Создание на базе НПП научно-технологического и практического центра по поддержке органического производства (проектный офис "ORGANIC") с целью реализации комплексного подхода в решении системных и оперативных проблем органического производства в Казахстане:
разработка и утверждение Положения о проектном офисе "ORGANIC";
составление и утверждение плана работ проектного офиса "ORGANIC" на 2022 – 2023 годы.

проектный офис "ORGANIC"

Март 2022 года

МСХ, НПП "Атамекен" (по согласованию)

55.

Разработка новой редакции Закона Республики Казахстан "О производстве и обороте органической продукции", гармонизированной с положениями и нормами международных и региональных документов и стандартов

проект Закона Республики Казахстан

декабрь 2022 года

МСХ, МТИ, МЗ, МНЭ, МФ, акиматы областей, городов Астаны, Алматы и Шымкента, НПП "Атамекен" (по согласованию)

56.

Разработка Дорожной карты по развитию органического сельского хозяйства

совместный приказ ГО

апрель
2020 года

МСХ, МТИ, МЗ, МЭПР, МВРИ, МИД, МКИ, акиматы областей, городов Астаны, Алматы и Шымкента, НАО "НАНОЦ" (по согласованию), НПП "Атамекен" (по согласованию)

Целевой индикатор 18. Доля внедренных завершенных научных разработок в АПК, в %:
2021 год – 14,5 %;
2022 год – 16 %;
2023 год – 17 %;
2024 год – 19 %;
2025 год – 22 %;
2026 год – 26 %;
2027 год – 26 %;
2028 год – 31 %;
2029 год – 37 %;
2030 год – 40 %.

МСХ, МНВО, НАО "НАНОЦ" (по согласованию)

57.
 

Расширение сети действующих центров распространения знаний на базе вузов, НИИ, опытных хозяйств, колледжей и агроформирований, а также практики проведения обучающих семинаров зарубежными консультантами по вопросам развития агропромышленного комплекса

отчет об обучении СХТП

ежегодно, 20 июня, следующего за отчетным годом

МСХ, МФ, МНЭ, МНВО, НАО "НАНОЦ" (по согласованию), НПП "Атамекен" (по согласованию), МИО, организации образования

58.

Научное обеспечение АПК посредством программно-целевого и грантового финансирования

научно-технические программы

ежегодно

МСХ, МНВО, МФ, МНЭ, НАО "НАНОЦ" (по согласованию)

59.

Внедрение отраслевых грантов на коммерциализацию результатов научной и (или) научно-технической деятельности

проекты по коммерциализации

ежегодно

МСХ, МНВО, МФ, МНЭ, НАО "НАНОЦ" (по согласованию), НПП "Атамекен" (по согласованию)

60.

Поэтапное обновление содержания образовательных программ в аграрных высших учебных заведениях

обновленные образовательные программы

ежегодно

МСХ, МНВО, НАО "НАНОЦ" (по согласованию)

61.

Проведение образовательных и информационно-разъяснительных мероприятий для субъектов АПК на базе центров распространения знаний, вузов, НИИ, опытных хозяйств, колледжей и агроформирований

отчет об обучении СХТП

ежегодно

МСХ, МНЭ, МНВО, НАО "НАНОЦ" (по согласованию), НПП "Атамекен" (по согласованию), МИО, организации образования

62.

Развитие цифровизации трансферта и коммерциализации агротехнологий

отчет

ежегодно

МСХ, МЦРИАП, НАО "НАНОЦ" (по согласованию), НПП "Атамекен" (по согласованию)

63.

Продолжение работ по внедрению информационных технологий и цифровизации в отрасли сельского хозяйства (технологическая платформа "AgriTech")

технологическая платформа "AgriTech"

2022 - 2030 годы

МСХ, МЦРИАП, НАО "НАНОЦ" (по согласованию), НПП "Атамекен" (по согласованию)

Целевой индикатор 19. Площадь земель с применением водосберегающих технологий (капельное орошение, дождевание), тысяч га:
2022 год – 279 тыс. га;
2023 год – 312,2 тыс. га;
2024 год – 462,2 тыс. га;
2025 год – 612,2 тыс. га;
2026 год – 762,2 тыс. га;
2027 год – 912,2 тыс. га;
2028 год – 1 062,2 тыс. га;
2029 год – 1 212,2 тыс. га;
2030 год – 1 362,2 тыс. га.

МСХ, МВРИ, акиматы областей, городов Астаны, Алматы и Шымкента
 

64.

Улучшение материально-технической базы гидрогеолого-мелиоративной службы в связи с расширением их зоны деятельности

рекомендации по улучшению мелиоративного состояния орошаемых земель

ежегодно

МСХ, МФ, МНЭ

Целевой индикатор 20. Доля маточного поголовья, охваченная породным преобразованием:
2022 год – 29 %;
2023 год – 31 %;
2024 год – 32 %;
2025 год – 34 %;
2026 год – 35 %;
2027 год – 37 %;
2028 год – 39 %;
2029 год – 41 %;
2030 год – 43 %.

МСХ, акиматы областей, городов
Астаны, Алматы и Шымкента

65.

Создание фуражного фонда в объеме 200 тысяч тонн

фуражный фонд

январь 2022 года

МСХ, акиматы областей, городов Астаны, Алматы и Шымкента, НПП "Атамекен" (по согласованию), АО "НК "Продкорпорация" (по согласованию)

66.

Разработка Дорожной карты по развитию птицеводства

совместный приказ ГО

декабрь
2023 года

МСХ, МНЭ, МФ, МТИ, акиматы областей, городов Астаны, Алматы и Шымкента, НПП "Атамекен" (по согласованию)

67.

Разработка Дорожной карты по развитию молочного животноводства

совместный приказ ГО

декабрь
2023 года

МСХ, МНЭ, МФ, МТИ, акиматы областей, городов Астаны, Алматы и Шымкента, НПП "Атамекен" (по согласованию)

68.

Разработка Дорожной карты по развитию овцеводства

совместный приказ ГО

декабрь
2023 года

МСХ, МНЭ, МФ, акиматы областей, городов Астаны, Алматы и Шымкента, НПП "Атамекен" (по согласованию)

69.

Разработка Дорожной карты по развитию мясного животноводства

совместный приказ ГО

декабрь
2023 года

МСХ, МНЭ, МФ, МТИ, акиматы областей, городов Астаны, Алматы и Шымкента, НПП "Атамекен" (по согласованию)

70.

Увеличение уставного капитала НАО "Национальный аграрный научно-образовательный центр" с последующим увеличением уставного капитала НАО "Западно-Казахстанский аграрно-технический университет имени Жангир хана" с целью создания инновационной научно-производственной лаборатории при НАО "Западно-Казахстанский аграрно-технический университет имени Жангир хана"

приказ МСХ

2023 - 2025 годы

МСХ, МФ, МНЭ, НАО "НАНОЦ" (по согласованию)

71.

Проработка вопроса по увеличению уставного капитала НАО "Национальный аграрный научно-образовательный центр":
с целью создания единой сети селекционно-семеноводческих хозяйств по зерновым культурам (заявитель НАО "НАНОЦ");
с последующим увеличением уставного капитала ТОО "Опытное хозяйство "Меркенский" с целью улучшения материально-технического оснащения производства посадочного материала для плодовых и кормовых культур в Жамбылской области;
с последующим увеличением уставного капитала ТОО "Казахский научно-исследовательский институт животноводства и кормопроизводства" с целью улучшения материально-технического оснащения для обеспечения семенами засухоустойчивых пастбищных кормовых культур в условиях аридной зоны юго-востока Казахстана;
с последующим увеличением уставного капитала НАО "Казахский национальный аграрный исследовательский университет" с целью оснащения лабораторной базы геномной и клеточной селекции;
с последующим увеличением уставного капитала ТОО "Казахский научно-исследовательский институт земледелия и растениеводства" с целью улучшения материально-технического оснащения для развития селекции, первичного и элитного семеноводства зерновых, зернобобовых, масличных, технических и кормовых культур на юге и юго-востоке Казахстана;
с последующим увеличением уставного капитала ТОО "Казахский научно-исследовательский институт плодоовощеводства" с целью улучшения материально-технического оснащения производства оригинальных и элитных семян овощебахчевых культур и картофеля;
с последующим увеличением уставного капитала ТОО "Казахский научно-исследовательский институт плодоовощеводства" с целью улучшения материально-технического оснащения производства оригинальных и элитных семян, посадочного материала плодовых, ягодных культур и винограда;
с последующим увеличением уставного капитала ТОО "Казахский научно-исследовательский институт рисоводства им. И. Жахаева" с целью улучшения материально-технического оснащения для повышения продуктивности риса и диверсификационных культур рисового севооборота;
с последующим увеличением уставного капитала ТОО "Сельскохозяйственная опытная станция хлопководства и бахчеводства" с целью создания проекта "Семеноводство 2.0. Сортосмена и сортообновление элитных семян хлопчатника";
с последующим увеличением уставного капитала АО "Республиканский центр по племенному делу в животноводстве "Асыл Түлік" в целях: 1) создания комплексной лаборатории по сбору, криоконсервации и хранению генетического материала племенных сельскохозяйственных животных;
2) организации центра повышения квалификации по воспроизводству и исскуственному осеменению сельскохозяйственных животных;
с последующим увеличением уставного капитала ТОО "Казахский научно-исследовательский институт защиты и карантина растений им. Ж. Жиембаева" с целью улучшения материально-технического оснащения
ТОО "Казахский научно-исследовательский институт защиты и карантина растений им. Ж. Жиембаева" для развития первичного семеноводства и контроля вредных и карантинных организмов в семенах.

информация в Правительство Республики Казахстан

2025 - 2028 годы

МСХ, МНЭ, НАО "НАНОЦ" (по согласованию)

72.

Трансформирование НАО "Национальный аграрный научно-образовательный центр" в вертикальный интегрированный агротехнологический хаб

внесение изменений и дополнений в план равития НАО "Национальный аграрный научно-образовательный центр"

2024 год

МСХ, НАО "НАНОЦ" (по согласованию)

73.

Развитие рыбного хозяйства, в том числе модернизация РГКП "Урало-Атырауский осетровый рыбоводный завод"

внесение инвестиционного предложения в МНЭ РК

декабрь 2024 года

МСХ, акимат Атырауской области

74.

Поддержка частных научно-технологических инициатив и адаптация образовательных программ к потребностям аграрного сектора

внесение изменения и дополнения в план развития НАО "НАНОЦ"

2024 год

МСХ, НАО "НАНОЦ" (по согласованию)

      Примечание: расшифровка аббревиатур:

АО "Аграрная кредитная корпорация"

-

акционерное общество "Аграрная кредитная корпорация"

НАО "Правительство для граждан"

-

некоммерческое акционерное общество "Правительство для граждан"

АО "НК "Продкорпорация"

-

акционерное общество "Национальная компания "Продовольственная контрактная корпорация"

ТОО "АЦЭП"

-

товарищество с ограниченной ответственностью "Аналитический центр экономической политики в агропромышленном комплексе"

НПП "Атамекен"

-

Национальная палата предпринимателей Республики Казахстан "Атамекен"

ЕАСУ ГРСТ

-

информационная система "Единая автоматизированная система управления государственного регистра сельскохозяйственной техники"

АПК

-

агропромышленный комплекс

КГИ АПК

-

Комитет государственной инспекции в агропромышленном комплексе

МСХ

-

Министерство сельского хозяйства Республики Казахстан

СХТП

-

сельхозтоваропроизводители

АО "НУХ "Байтерек"

-

акционерное общество "Национальный управляющий холдинг "Байтерек"

МНВО

-

Министерство науки и высшего образования Республики Казахстан

НИИ

-

научно-исследовательский институт

МЗ

-

Министерство здравоохранения Республики Казахстан

МТСЗН

-

Министерство труда и социальной защиты населения Республики Казахстан

ЕАЭС

-

Евразийский экономический союз

МИО

-

местные исполнительные органы

ВВП

-

валовой внутренний продукт

АО "КазАгроФинанс"

-

акционерное общество "КазАгроФинанс"

АО "Банк Развития Казахстана"

-

акционерное общество "Банк Развития Казахстана"

МФ

-

Министерство финансов Республики Казахстан

НАО

-

некоммерческое акционерное общество

ДУК

-

дезинфекционная установка Комарова

МКИ

-

Министерство культуры и информации Республики Казахстан

МФО

-

микрофинансовая организация

АДГС

-

Агентство Республики Казахстан по делам государственной службы

МП

-

Министерство просвещения Республики Казахстан

РГКП "Урало-Атырауский осетровый рыбоводный завод"

-

республиканское государственное казенное предприятие "Урало-Атырауский осетровый рыбоводный завод"

ИСР

-

информационная система прослеживаемости в растениеводстве

МПС

-

Министерство промышленности и строительства Республики Казахстан

АСПиР

-

Агентство по стратегическому планированию и реформам Республики Казахстан

МТИ

-

Министерство торговли и интеграции Республики Казахстан

МВРИ

-

Министерство водных ресурсов и ирригации Республики Казахстан

МИД

-

Министерство иностранных дел Республики Казахстан

НАО "НАНОЦ"

-

некоммерческое акционерное общество "Национальный аграрный научно-образовательный центр"

НК

-

национальная компания

МНЭ

-

Министерство национальной экономики Республики Казахстан

МЦРИАП

-

Министерство цифрового развития, инноваций и аэрокосмической промышленности Республики Казахстан

КРС

-

крупный рогатый скот

АО "Kazakh Invest​"

-

акционерное общество "Kazakh Invest​"

      _______________________