Правительство Республики Казахстан ПОСТАНОВЛЯЕТ:
1. Внести в постановление Правительства Республики Казахстан от 27 апреля 2022 года № 250 "Об утверждении Концепции развития малого и среднего предпринимательства в Республике Казахстан до 2030 года" следующие изменения:
в Концепции развития малого и среднего предпринимательства в Республике Казахстан до 2030 года, утвержденной указанным постановлением:
в разделе 2 "Анализ текущей ситуации":
главу "2. Проблемы развития малого и среднего предпринимательства в Республике Казахстан" изложить в следующей редакции:
"Глава 2. Проблемы развития малого и среднего предпринимательства в Республике Казахстан
Национальным планом развития Республики Казахстан до 2025 года, утвержденным Указом Президента Республики Казахстан от 18 февраля 2018 года № 636 (далее – НПР), определены общенациональные приоритеты развития Республики Казахстан, направленные на построение диверсифицированной и инновационной экономики. Вместе с тем реализация текущей политики в отношении развития МСП не в полной мере корреспондируется с указанной целью.
Во-первых, проводимое государственными органами регулирование в соответствующих сферах не в полной мере учитывает, что отношение к предпринимательству зависит от культивируемых в обществе ценностей, мотивации людей и качества человеческого капитала, в связи с чем отсутствуют предпосылки для повышения роста добровольного предпринимательства.
Во-вторых, текущее состояние институциональной среды сдерживает предпринимательскую активность.
Приведенный выше анализ институциональных условий развития МСП свидетельствует о наличии ряда проблем, выраженных в незащищенности собственности бизнеса (высокий риск конфискации), недостаточно развитой конкуренции, прямом и косвенном вмешательстве в ценообразование, что в свою очередь не обеспечивает роста предпринимательской активности.
Кроме того, система административно-правового регулирования в отдельных отраслях и сферах остается недружественной по отношению к небольшим предприятиям и не учитывает специфику ведения предпринимательской деятельности в рамках малых форм хозяйствования.
В сочетании с высоким уровнем фискальной нагрузки указанные обстоятельства не позволяют предприятиям, находящимся на начальных этапах деятельности, увеличить рынок сбыта продукции, повысить доходность и таким образом обеспечить переход из микробизнеса в малый или средний бизнес.
В-третьих, бизнес-климат по-прежнему остается сложным и непредсказуемым.
Продолжающиеся рост регуляторной нагрузки, наличие административных барьеров, связанных с входом субъектов МСП на соответствующий рынок и процессами ведения ими бизнеса, не коррелируется с целями государственной политики по развитию предпринимательства, направленными на тотальное смягчение государственного регулирования предпринимательской деятельности.
В-четвертых, текущая структура государственной поддержки снижает эффективность государственной политики.
Этому способствуют несколько факторов:
ориентированность на количественный охват субъектов МСП, а не качественный, что порождает неэффективное расходование ограниченных государственных ресурсов и появление иждивенческого настроения у бизнеса;
отсутствие дифференцированного подхода при поддержке субъектов разных категорий (микро, малый, средний), что создает трудности для прохождения всех этапов жизненного цикла;
несоразмерные встречные обязательства;
отсутствие в мерах поддержки учета отраслевой специфики на уровне регионов, включая районы в области и города областного значения;
превалирующий упор на финансовые меры поддержки, однако нефинансовые меры способны решить проблемы МСП с повышением компетенций и усилением факторов конкурентоспособности, не связанных со стоимостью заемного капитала.
Учитывая обозначенные стратегические ориентиры по взращиванию среднего бизнеса, необходимо переориентировать действующую систему мер государственной поддержки в сторону качества, а именно поддержки конкурентоспособных компаний.
В-пятых, отсутствует нормативное обеспечение прозрачности всего процесса оказания мер государственной поддержки "от выделения средств до доведения их до конечного получателя".
Отсутствие достоверной информации о конечных получателях мер государственной поддержки (данные о целевом освоении средств), которая по объективным причинам не раскрывается операторами и (или) финансовыми институтами, а также законодательных требований по раскрытию данной информации негативно сказывается на прослеживаемости качества и эффективности мер государственной поддержки.
Также отсутствует открытый единый реестр получателей мер государственной поддержки, позволяющий аккумулировать сведения о ранее представленных мерах государственной поддержки, в том числе для оценки эффективности выделяемых средств и поддержки принятия решений по выдаваемым средствам.
Так, к примеру, органы государственного аудита вынуждены готовить суждения о качестве и эффективности мер государственной поддержки, используя только общедоступную информацию о получателях мер государственной поддержки или обобщенную информацию.";
раздел. "3 Обзор международного опыта" изложить в следующей редакций:
"Раздел 3. Обзор международного опыта
Международный опыт передовых зарубежных практик показывает, что качественно проработанная политика развития МСП – выход из бедности и снижение неформальной экономики. По мере роста экономического богатства и перехода от уровня развивающейся страны с доходами ниже среднего к уровню развивающейся страны с доходами выше среднего и высокими, целеполагание смещается в сторону участия МСП в устойчивом экономическом развитии, диверсификации экономики, росте экспорта, инноваций и креативных индустрий. Сравнительный анализ формальных институциональных условий, важных для развития бизнеса, позволяет выделить решения, возможные для адаптации в Казахстане.
В части предоставления экономических свобод, снижения административных барьеров, искажения ценообразования и развития конкуренции опыт стран Кавказа представляется наиболее привлекательным, поскольку показывает как в условиях трансформации институтов можно стимулировать предпринимательскую активность.
К примеру, опыт Армении по снижению административных барьеров наиболее иллюстративен. Армения является партнером Казахстана по Евразийскому экономическому союзу (далее – ЕАЭС) и имеет схожий уровень свобод в фискальном размере государства с Казахстаном. При этом Армения, имея интегральный рейтинг ниже Казахстана, демонстрирует лучшие показатели по ряду критериев. Армения смогла улучшить показатели в 2018 – 2019 годах, сократив количество процедур, их время и стоимость в "открытии бизнеса" (с 4 процедур до 3, с 5 дней до 4), "подключении к электричеству" (с 6 процедур до 2-3), "получении разрешения на строительство" (время – со 102,5 дней до 99, стоимость – с 2,1 % до 1,3-1,6 % складской стоимости) и "выпуске решения по неплатежеспособности" (стоимость – с 15 % до 11 % имущества).
В части подключения к электричеству Армения установила строгие сроки для государственных органов по длительности первого подключения. В то время как Армения освободила проекты с низким риском от требований по согласованию архитектурных чертежей с независимыми экспертами квалификационные требования для архитекторов и инженеров ужесточились в 2020 году.
В этой связи, учитывая, что НПР определена необходимость дальнейшего сокращения административных барьеров по процессам ведения бизнеса, данный опыт представляется применимым в Казахстане.
Опыт Грузии наиболее применим в области предоставления свободы инвестиций и установления справедливой конкуренции.
Так, после реформ 2000-х годов Грузия смогла резко подняться в ИЭС в сфере свободы инвестиций, что обусловлено ускоренной приватизацией, особенно сферы здравоохранения. В 2011 году в Грузии также был принят "Органический закон об экономической свободе", который охватывал экономические и гражданские свободы населения и ограничения государственного вмешательства. Согласно этому Закону Грузия сняла ограничения на движение капитала (конвертация валюты, вывоз денежных средств за пределы Грузии) для резидентов и нерезидентов.
При таких обстоятельствах в сравнении с Казахстаном опыт Грузии, связанный с обеспечением привлекательного инвестиционного климата, представляется более позитивным.
В части защиты прав собственности наиболее ярким примером служит опыт Перу по формализации прав собственности в начале 1990-х годов. За первые три года программы формализации было зарегистрировано более 150 тысяч объектов ранее неформальной собственности. Основным элементом успеха реформы была низкая стоимость регистрации неформального имущества (без штрафов), что было субсидировано государством в виде необходимости для сокращения транзакционных издержек перехода из теневого сектора. Система имела наименьшее количество процедур для регистрации имущества, что являлось привлекательным для бедного населения, но в то же время мотивировало его к регистрации через информирование на местном уровне о преимуществах формализации.
Кроме того, Малайзия также является примером успешных реформ в части защиты прав собственности, в особенности, интеллектуальной. Так, в 2011 – 2013 годах Малайзия сумела сократить время процедуры передачи прав на имущество с 41 до 2 дней путем внедрения электронной системы регистрации и оплаты государственной пошлины.
В свою очередь, применение подобных практик в Казахстане исключит стимулы к уходу бизнеса в теневой сектор экономики, создаст условия для ведения добросовестного "прозрачного" бизнеса.
В сфере развития института интеллектуальной собственности важным фактором послужили вступление в 2012 году Малайзии в World Intellectual Property Organization (WIPO) и подписание множества международных соглашений в сфере защиты патентов, товарных знаков и авторского права. Такого рода интеграция в глобальное информационное пространство позволила открыть доступ локальным предпринимателям к существующим изобретениям и инновациям, находить и регистрировать ниши.
Применение подобной практики в казахстанских реалиях позволит обеспечить условия для дальнейшего развития интеллектуальной собственности, открыть новые формы ее реализации и обеспечить импортирование объектов интеллектуальной собственности на внешние рынки.
В части предотвращения коррупции на государственной службе, в судебной системе и правоохранительных органах наиболее ярким является опыт Грузии, которая, начиная с 2000-х годов, продолжает совершенствовать элементы верховенства права, и единственная в регионе имеет высокие показатели ИЭС на уровне развитых стран ОЭСР.
В 2000 году в Грузии образован филиал неправительственной организации Transparency International Georgia (TI Georgia), которая проводит независимый анализ мер по предотвращению коррупции, мониторинг исполнения инициатив государства по борьбе с коррупцией на всех уровнях.
Важным отличием от Казахстана является то, что Грузия обеспечивает наибольший уровень прозрачности информации среди стран региона, занимая второе место (после Новой Зеландии) в мире в рейтинге доступа общественности к бюджетной информации. В 2012 году создана унифицированная публичная информационная система, в которую государственные органы обязаны вносить данные бюджетов и закупок. Проект проведен в рамках вхождения Грузии в международную организацию "Открытое правительство", созданную в 2011 году, нацеленную на утверждение идеалов открытого государства, развитие административного профессионализма, открытого гражданского контроля.
На сегодняшний день законодательством большинства стран разрешено исключение из банковской тайны сведений в отношении государственных органов и их должностных лиц.
Раскрытие информации, отнесенной к банковской тайне, осуществляется для правоохранительных органов, органов судебной власти, фискальных (налоговых) органов. Согласно Закону Франции 1984 года "О банках и банковской деятельности" сведения о клиентах и их счетах не могут скрываться от судебных органов, проводящих уголовное расследование. В соответствии с Общим налоговым кодексом Франции кредитные организации обязаны объявить налоговым службам об открытии и закрытии счетов вкладов ценных бумаг или денежных средств, текущих авансовых счетов и т.д. В то же время банковская тайна не является препятствием к получению сведений о лицах для налоговых органов Италии.
В крупных и (или) неоднородных по территории странах, как правило, существует разделение полномочий и ответственности между центральным правительством и региональными властями.
В ответственность центрального правительства входят обеспечение институциональных условий и регуляторная часть политики для развития МСП.
Как правило, государства поощряют конкуренцию между регионами за предпринимателей с одной стороны и проводят дополнительные интервенции в отдельные регионы для решения задач национального уровня с другой. Особенно ярко эта практика проявляется в азиатских странах, использовавших стратегии догоняющего развития.
Развитие специализированных территорий в виде индустриальных зон и парков, бизнес-инкубаторов и акселераторов, креативных парков и зон, другой специализированной инфраструктуры относится к компетенции местных властей, которые лучше понимают региональные особенности, конкурентные преимущества и потребности регионального предпринимательства. Децентрализация прав и ответственности тесно связана с фискальной и бюджетной децентрализацией.
На уровне регионов могут создаваться собственные институты развития, фокусирующиеся на повышении инвестиционной привлекательности региона в целом и развитии МСП в частности.
К примеру, в Республике Татарстан функционирует собственная экосистема по развитию МСП, в которую входят функции финансовой, информационно-консультационной, инновационной, имущественной поддержки предпринимательства. Таким образом, региональным властям переданы полномочия по поддержке экспорта, гарантирования, управления ИТ-парками, агропромпарками, промышленными парками и площадками, бизнес-инкубаторами в регионе.
В Европейском Союзе (далее – ЕС) региональные институты развития являются ключевым звеном в развитии региональных предпринимательских экосистем. Региональные институты развития могут быть представлены государственными и неправительственными организациями, частными компаниями. Стоит отметить, что региональные институты развития в ЕС имеют большую автономность от центральных государственных органов, гибкость в принятии решений и обеспечивают межрегиональную (внутри страны) конкуренцию за создание условий для бизнеса по принципу "одного окна". При развитии региональных предпринимательских систем упор делается на межрегиональную кооперацию и коллаборацию для развития единого европейского рынка на принципах "Single Market". В 2020 году в ЕС был реализован проект "Содействие сотрудничеству европейских предпринимательских регионов через картирование и анализ взаимосвязей".
В развивающихся странах интересны позитивный опыт и уроки стран ассоциации стран Юго-Восточной Азии (ASEAN). Основной урок – необходимость прозрачного и понятного разделения обязанностей между центром и регионами, не допускающего пересечения функций. Как правило, центральная власть ответственна за создание и формулирование политики, а региональные власти отвечают за ее реализацию.
Применение перечисленных практик в части разделения полномочий и ответственности между центральным правительством и региональными властями представляется применимым в Казахстане, поскольку позволит более эффективно реализовывать государственную поддержку с учетом особенностей конкретного региона.
В части распределения мер поддержки предпринимательства для усиления роста производительности наиболее привлекательным усматривается опыт следующих стран.
В Мексике действует две программы развития в отношении двух типов МСП. Первая программа предназначена для начинающих предпринимателей, ориентированных на внутренний рынок, и МСП, работающих в зонах со сложными природными условиями. Вторая программа ориентирована на существующие МСП, нацеленные на внешние рынки.
При этом предлагаемые в данных программах инструменты традиционны: от обучения до льготных кредитов и гарантирования займов.
В Великобритании реализуется программа "Future Fifty" (2013), в рамках которой осуществляется отбор наиболее перспективных 50 цифровых технологических компаний, базирующихся в Великобритании. Отбор компаний осуществляется независимой панелью экспертов. Двухгодичный механизм поддержки руководителей высшего звена включает в себя такие меры, как обеспечение прямого контакта с ключевыми государственными учреждениями (поддержка по вопросам иммиграции, налогообложения), консультации и сервисное сопровождение (доступ к партнерской сети, классы и семинары с экспертами). За последнее десятилетие Tech Nation (ведущая платформа для развития технологий, связей, сотрудничества и талантов) сотрудничала с более чем 5000 компаний, ускорив развитие 1250 из них в рамках 48 программ роста.
Эти компании в общей сложности привлекли 28,1 млрд фунтов стерлингов, обеспечив более 600 млн фунтов стерлингов в виде ВДС для экономики Великобритании.
За последние 10 лет программа Future Fifty поддержала 23 % (30) из 130 технологических единорогов Великобритании, которые в совокупности собрали 16,3 млрд фунтов стерлингов. Тринадцать новых технологических компаний поздней стадии присоединились к программе Future Fifty на 2022 год.
По итогам 2022 года доля МСП Великобритании в ВВП составил 51 %.
Аналогичный подход по развитию конкурентоспособности местных компаний на глобальных рынках используется и в Сингапуре, в рамках программы "Global Company Partnership" (GCP). Данным компаниям предоставляется как финансовая, так и нефинансовая поддержка. В рамках финансовой поддержки производится покрытие до 70 % приемлемых расходов по увеличению присутствия на рынках или выхода на новые рынки. Также предусмотрены схемы страхования. Нефинансовая поддержка осуществляется путем покрытия расходов компании по развитию компетенций (включая стратегии интернационализации, брэндинга, дизайна, франчайзинга, лицензирования и др.). В программе могут принять участие сингапурские компании c экспортным потенциалом, наличием плана интернационализации и конкурентными продуктами или услугами, имеющими экономический эффект для страны.
По итогам 2022 года доля МСП Сингапура в ВВП составил 48 %.
Таким образом, международный опыт свидетельствует об эффективности применения подхода по поддержке конкурентоспособных компаний, преимущественно среднего размера, занятых в обрабатывающей промышленности и нацеленных на экспорт.
При этом, несмотря на высокое разнообразие реализуемых в разных странах программ поддержки быстрорастущих компаний, их общими характерными чертами являются следующие:
ограниченное число участников;
индивидуальный подход;
необходимый набор государственной поддержки (к примеру, финансовая помощь в приобретении технологического оборудования, получении патентов и прочих видов интеллектуальной собственности, льготное софинансирование проектов, целевые займы для реализации новых промышленных проектов и т.д. Нефинансовые механизмы поддержки, включая консалтинговую и маркетинговую поддержку, образовательные программы);
сопровождение проектов МСП при обращениях за поддержкой, к примеру, по выходу на экспорт, обеспечению инвестициями.";
в разделе 4 "Видение развития малого и среднего предпринимательства":
часть первую изложить в следующей редакции:
"Казахстан нацелен на переход от поддержки всех субъектов МСП к конкурентоспособным с приоритетом развития среднего предпринимательства.
Правительство обеспечит поэтапный переход от нерыночных механизмов финансовой поддержки.";
в разделе 5 "Основные принципы и подходы к развитию малого и среднего предпринимательства":
в главе 2 "Подходы к развитию малого и среднего предпринимательства":
задачу 4 "Обеспечение эффективности структуры мер государственной поддержки" изложить в следующей редакции:
"Задача 4. Обеспечение эффективности структуры мер государственной поддержки
На заключительном уровне пирамиды лежат реформы, связанные с обеспечением эффективной структуры мер государственной поддержки.
Должна быть проведена градация доступности инструментов и государственных мер стимулирования развития МСП в привязке к категории субъекта МСП, его динамике налоговых выплат, стадии жизненного цикла и потенциалу развития.
Для этого основной вектор мер государственного регулирования и стимулирования предпринимательства будет направлен на обеспечение непрерывного развития бизнеса на всех стадиях его развития, что в последующем позволит обеспечить переход значительной части малого бизнеса в категорию среднего и среднего в крупный.
Основной фокус развития будет направлен на:
поддержку начинающих предпринимателей по реализации бизнес-инициативы;
качественное развитие микро- и малых предприятий для прохождения всех этапов жизненного цикла;
взращивание устойчивой прослойки среднего бизнеса;
антикризисную поддержку предприятий, имеющих потенциал для развития, но оказавшихся в трудной ситуации, на которые они не могли повлиять.
Так, начинающим предпринимателям ("стадия становление") должны быть предложены стимулы в виде предоставления доступа ко всем нефинансовым мерам поддержки, направленным на культивирование ценностей, присущих предпринимательству, развитие необходимых компетенций (консультации, обучение, информирование и т.д.), а также лимитированному количеству финансовых мер поддержки (микрокредиты, гранты).
При этом для данной категории бизнеса жестких критериев отбора и встречных обязательств для получения соответствующих мер поддержки предъявляться не будет.
На "стадии роста предпринимательской активности" субъектам бизнеса будет предложен лимитированный комплекс мер финансовой поддержки (в виде субсидирования, гарантирования, льготного кредитования), а также будут доступны необходимые нефинансовые меры поддержки (повышение квалификации сотрудников, установление деловых связей, сопровождение по наращиванию присутствия на внутреннем рынке и т.д.).
В качестве основных критериев отбора таких компаний будут выступать:
1) функционирование на рынке не менее 3-х лет;
2) отсутствие налоговой задолженности;
3) темп роста доходов не менее 10 %;
4) 80 % качественных рабочих мест.
Для компаний малого и среднего бизнеса, имеющих потенциал к росту, но оказавшихся в трудной ситуации ("стадия рецессия"), будут предложены стимулы по выходу из кризисной ситуации (в виде внедрения антикризисных программ, погашения задолженностей, субсидирования и т.д.).
В качестве главного критерия для такой организации будет выступать документ, подтверждающий обстоятельство форс-мажора и отсутствие процедур банкротства.
Основной фокус государственной политики поддержки бизнеса будет направлен на развитие конкурентоспособных экспортоориентированных компаний среднего звена, имеющих потенциал к последующей трансформации в лидеры национальной экономики ("стадия зрелость").
Для указанных компаний в рамках специально разработанной программы "Бизнес – элита новой формации: Путь к глобализации" будет предложен широкий спектр поддержки как финансовых, так и нефинансовых мер поддержки: от содействия в разработке технической документации до отдельных условий льготного финансирования, субсидирования процентной ставки, частичного гарантирования, лизинга, использования инструментов долевого финансирования и рынка капитала (субсидирование ставки купонного вознаграждения по облигациям), а также иных механизмов поддержки.
Основные критерии будут базироваться на:
1) экспорториентированности – компания претендент должна реализовывать или намереваться реализовать свои товары, работы, услуги на внешние рынки;
2) высокой производительности труда – производительность труда на 1 работника в год должна превышать среднеотраслевой показатель;
3) наличии постоянных налоговых поступлений в бюджет.
Оценку соответствия указанным критериям предлагается осуществлять на основании данных центральных государственных органов и Комитета государственных доходов Министерства финансов Республики Казахстан.
При этом указанным компаниям также будут предложены стимулы в виде освобождения от проверок и профилактического контроля с посещением субъектов, внедрив взамен прозрачную отчетность бизнеса.
Встречные обязательства будут пропорционально определяться в зависимости от вида и объема получаемой меры государственного стимулирования и будут применяться в совокупности или отдельно по следующим направлениям:
1) повышение производительности труда;
2) наращивание поставок экспорта;
3) увеличение налоговых поступлений;
4) углубление переработки сырья.
Такой проектный подход вберет в себя лучшие мировые и отечественные практики по взращиванию сильных конкурентоспособных компаний, способных стать лидерами национальной экономики.
Операторами мер государственной поддержки должны быть приняты исчерпывающие меры по повышению прозрачности финансовых операций по предоставлению средств в части разработки и утверждения типовых условий о раскрытии информации о получателях мер государственной поддержки.
В целях обеспечения прозрачности при получении мер государственной поддержки необходимо создание открытого единого реестра получателей мер государственной поддержки, который позволит предоставлять всю информацию по каждому субъекту предпринимательства о ранее полученных мерах поддержки и эффектах данной поддержки в виде суммы оплаченных налогов, количества работников и др.";
в приложении к Концепции развития малого и среднего предпринимательства в Республике Казахстан до 2030 года, утвержденной указанным постановлением:
План действий по реализации Концепции развития малого и среднего предпринимательства в Республике Казахстан до 2030 года изложить в новой редакции согласно приложению к настоящему постановлению.
2. Настоящее постановление вводится в действие со дня его подписания.
Премьер-Министр Республики Казахстан |
А. Смаилов |
Приложение к постановлению Правительства Республики Казахстан от 29 декабря 2023 года № 1241 |
|
Приложение к Концепции развития малого и среднего предпринимательства в Республике Казахстан до 2030 года |
План действий
по реализации Концепции развития малого и среднего предпринимательства
в Республике Казахстан до 2030 года
№ п/п | Ключевые реформы и основные мероприятия | Форма завершения | Сроки завершения | Ответственные исполнители |
1 | 2 | 3 | 4 | 5 |
Направление 1. Институциональные меры и развитие человеческого капитала | ||||
Пересмотр норм действующего законодательства на предмет необоснованного ограничения по распоряжению банковскими счетами | информация в АПр | I квартал 2024 года | МФ, МНЭ, НБ (по согласованию), АРРФР (по согласованию) | |
Повышение предпринимательского потенциала через обучающие инструменты и предоставление консультаций по вопросам деятельности предприятий | информация в АПр | II квартал 2024 года | МНЭ, НПП "Атамекен" (по согласованию) | |
Поддержка в создании и продвижении продукции из местных и локальных ресурсов в рамках проекта "Одно село – один продукт" | информация в АПр | II квартал 2024 года | МНЭ, НПП "Атамекен" (по согласованию) | |
Расширение возможностей женщин с предпринимательской инициативой и женщин-предпринимателей в центрах развития женского предпринимательства | информация в АПр | II квартал 2024 года | МНЭ, НПП "Атамекен" (по согласованию) | |
Пересмотр условий предоставления мер государственной поддержки субъектам социального предпринимательства, в том числе квотирование средств для социальных предпринимателей при предоставлении государственных грантов и субсидирование части ставок вознаграждения по кредитам БВУ | принятие пакета НПА | II квартал 2024 года | МНЭ, НПП "Атамекен" (по согласованию) | |
Трансформация системы государственной поддержки: внедрение "пакетных решений" в зависимости от стадий жизненного цикла и уровня конкурентоспособности ("минимальный пакет", "стандартный пакет" и "комбинированный пакет") | проект Закона Республики Казахстан | IV квартал 2024 года | МНЭ, МТСЗН, МИД, МПС, МТС, МСХ, МТИ, МЦРИАП, МЭПР, АРРФР (по согласованию), АО "НУХ "Байтерек" (по согласованию), НПП "Атамекен" (по согласованию) | |
Расширение деловых связей и повышение производительности предпринимателей через прохождение бизнес-стажировок за рубежом и привлечение экспертов на предприятия | информация в АПр | IV квартал 2024 года | МНЭ, НПП "Атамекен" (по согласованию) | |
Распространение упрощенного порядка прекращения деятельности, предусмотренного для индивидуальных предпринимателей, на юридических лиц, являющихся субъектами малого предпринимательства | проект Закона Республики Казахстан | IV квартал 2024 года | МФ, МНЭ | |
Изменение критериев по определению категорийности субъектов предпринимательства |
проект Закона | IV квартал 2024 года | МНЭ, БНС АСПиР (по согласованию), НПП "Атамекен" (по согласованию) | |
Внедрение сервисной модели оказания услуг передачи электрической энергии в целях получения энергоснабжающими организациями беспрепятственного доступа к регулируемой услуге энергопередающих организаций | приказ | IV квартал 2024 года | МЭ, МНЭ, АЗРК (по согласованию) | |
Интеграция информационных систем государственных органов с порталом "Правительство для бизнеса" | информация в АПр | IV квартал 2025 года | МНЭ, МЦРИАП, НПП "Атамекен" (по согласованию), АО "Казахтелеком" (по согласованию), АО "НАРИ QazInnovations" (по согласованию), заинтересованные ГО | |
Поэтапное сокращение разницы и отмена дифференциации тарифов между группами потребителей на услуги электроснабжения | информация в АПр | IV квартал 2025 года | МНЭ, АЗРК (по согласованию) | |
Увеличение доли реализации сжиженного нефтяного газа через товарные биржи от общего объема реализации | информация в АПр | IV квартал 2025 года | МТИ, МЭ, АЗРК (по согласованию) | |
Увеличение доли реализации нефтепродуктов через товарные биржи от общего объема реализации | информация в АПр | IV квартал 2025 года | МТИ, МЭ, АЗРК (по согласованию), | |
Увеличение доли реализации угля через товарные биржи от общего объема производства напрямую региональным тупикам | информация в АПр | IV квартал 2025 года | МТИ, МПС, АЗРК (по согласованию) | |
Внедрение онлайн цифровой платформы (market place) для смены поставщика электрической энергии | информация в АПр | IV квартал 2025 года | МЭ, АЗРК (по согласованию), АО "КОРЭМ" (по согласованию) | |
Проведение масштабной информационной работы по формированию образа лидеров среди молодых фермеров, руководителей и специалистов, работающих в селах | информация в АПр | постоянно | МСХ, МКИ | |
Направление 2. Создание стимулов для роста средних компаний | ||||
Разработка механизма формализации неформального имущества и прав собственности | информация в АПр | IV квартал 2023 года | МНЭ, МФЦА (по согласованию) | |
Создание равного конкурентного поля по доступу к финансовым инструментам для субъектов МСП через использование цифровых решений на основе прозрачных и объективных рейтингов и критериев | постановление Правительства Республики Казахстан | IV квартал 2023 года | МНЭ | |
Исключение инструмента "Развитие производственной (индустриальной) инфраструктуры" из мер государственной поддержки МСП за счет средств республиканского бюджета и перенос высвобождающихся ресурсов на инструмент "Развитие индустриальных зон" | постановление Правительства Республики Казахстан | IV квартал 2023 года | МНЭ | |
Проработка внедрения стимулов для привлечения частных инвестиций в целях решения проблем с дефицитом качественной специализированной инфраструктуры, в том числе в специальных экономических и индустриальных зонах республиканского назначения | информация в АПр | IV квартал 2024 года | МПС, МНЭ, МИО, НПП "Атамекен" (по согласованию) | |
Анализ информационных систем государственных органов на предмет правильности начисления налогов и других обязательных платежей | информация в АПр | I квартал 2024 года | МФ, МЦРИАП, МНЭ | |
Пересмотр требований для технического подключения к инфраструктуре субъектов естественных монополий и коммунального сектора (оказание услуг по принципу "одного окна" с использованием интегрированных цифровых платформ) | информация в АПр | II квартал 2024 года | МНЭ, НПП "Атамекен" (по согласованию) | |
Введение обязательства по проведению процедур закупа по заключению офтейк-контрактов и расширение перечня заказчиков (включение системообразующих предприятий, субъектов естественных монополий и квазигосударственных предприятий) | проект Закона Республики Казахстан | IV квартал 2024 года | МПС, МНЭ | |
Постепенный отказ от кросс-субсидирования тарифов на рынке коммунальных услуг | приказ Министра национальной экономики Республики Каазахстан | IV квартал 2024 года | МНЭ, НПП "Атамекен" (по согласованию) | |
Внедрение нормы по обязательному использованию принципов открытого аукциона для доступа к основным факторам производства | проект Закона Республики Казахстан | I квартал 2025 года | МНЭ, АЗРК (по согласованию), АСПиР (по согласованию), МЭ, МТИ, МЦРИАП, МСХ, МЭПР, МФ, НПП "Атамекен" (по согласованию) | |
Внедрение в промышленную эксплуатацию веб-портала "Правительство для бизнеса", включающего маркетплейс услуг для бизнеса (государственные услуги, услуги НПП "Атамекен", финансовые и нефинансовые меры поддержки) | цифровая платформа "Портал для бизнеса" | IV квартал 2025 года | НПП "Атамекен" (по согласованию), МЦРИАП, МНЭ, МТСЗН, МИД, МПС, МТС, МСХ, МТИ, МЦРИАП, МЭПР, АО "НУХ "Байтерек" (по согласованию) | |
Обеспечение равного, оперативного и адекватного по стоимости доступа бизнеса к ключевым факторам производства (ключевой мощности): земле, электроэнергии, инфраструктуре и сырью | информация в АПр | ежегодно | МНЭ, МПС, МЭ, МСХ, МЦРИАП, АЗРК (по согласованию), НПП "Атамекен" (по согласованию) | |
Направление 3. Сокращение теневого сектора в МСП. | ||||
Оптимизация специальных налоговых режимов по итогам ревизии их целесообразности | проект Кодекса Республики Казахстан | IV квартал 2024 года | МНЭ, МФ, НПП "Атамекен" (по согласованию) |
Примечание: расшифровка аббревиатур:
МФЦА – Международный финансовый центр "Астана";
НПП "Атамекен" – Национальная палата предпринимателей Республики Казахстан "Атамекен";
МСХ – Министерство сельского хозяйства Республики Казахстан;
АО "НУХ "Байтерек" – акционерное общество "Национальный управляющий холдинг "Байтерек";
АЗРК – Агентство по защите и развитию конкуренции Республики Казахстан;
МНВО – Министерство науки и высшего образования Республики Казахстан;
БВУ – банки второго уровня;
МТСЗН – Министерство труда и социальной защиты населения Республики Казахстан;
МИО – местные исполнительные органы;
ВВП – валовой внутренний продукт;
МФ – Министерство финансов Республики Казахстан;
АРРФР – Агентство Республики Казахстан по регулированию и развитию финансового рынка;
МКИ – Министерство культуры и информации Республики Казахстан;
ГО – государственные органы;
МПС – Министерство промышленности и строительства Республики Казахстан;
АП – Администрация Президента Республики Казахстан;
АСПиР – Агентство по стратегическому планированию и реформам Республики Казахстан;
БНС АСПиР – Бюро национальной статистики Агентства по стратегическому планированию и реформам Республики Казахстан;
МТИ – Министерство торговли и интеграции Республики Казахстан;
МИД – Министерство иностранных дел Республики Казахстан;
МТС – Министерство туризма и спорта Республики Казахстан;
НБ – Национальный Банк Республики Казахстан;
МНЭ – Министерство национальной экономики Республики Казахстан;
АПр – Аппарат Правительства Республики Казахстан;
МЦРИАП – Министерство цифрового развития, инноваций и аэрокосмической промышленности Республики Казахстан;
МСП – малое и среднее предпринимательство;
АО "КОРЭМ" – акционерное общество "Казахстанский оператор рынка в электрической энергии и мощности";
МЭ – Министерство энергетики Республики Казахстан;
МЭПР – Министерство экологии и природных ресурсов Республики Казахстан;
АО "НАРИ "QazInnovations" – акционерное общество "Национальное агентство по развитию инноваций "QazInnovations".
________________________________