Примечание ИЗПИ!
Вводится в действие с 01.07.2023.
В соответствии с подпунктом 17) статьи 11 Социального кодекса Республики Казахстан Правительство Республики Казахстан ПОСТАНОВЛЯЕТ:
1. Утвердить прилагаемые Типовые правила оказания социальной помощи, установления ее размеров и определения перечня отдельных категорий нуждающихся граждан (далее – Типовые правила).
2. Местным исполнительным органам в течение двух месяцев со дня введения в действие настоящего постановления разработать правила оказания социальной помощи, установления ее размеров и определения перечня отдельных категорий нуждающихся граждан в соответствии с Типовыми правилами и представить на утверждение в местные представительные органы.
3. Настоящее постановление вводится в действие с 1 июля 2023 года и подлежит официальному опубликованию.
Премьер-Министр Республики Казахстан |
А. Смаилов |
Утверждены постановлением Правительства Республики Казахстан от 30 июня 2023 года № 523 |
Типовые правила оказания социальной помощи, установления ее размеров и определения перечня отдельных категорий нуждающихся граждан
Глава 1. Общие положения
1. Настоящие Типовые правила оказания социальной помощи, установления ее размеров и определения перечня отдельных категорий нуждающихся граждан (далее – Типовые правила) разработаны в соответствии с подпунктом 17) статьи 11 Социального кодекса Республики Казахстан (далее – Социальный кодекс) и определяют типовой порядок оказания социальной помощи, установления размеров и определения перечня отдельных категорий нуждающихся граждан.
2. На основании настоящих Типовых правил акимат города республиканского значения, столицы, района (города областного значения) (далее – МИО) разрабатывает правила оказания социальной помощи, установления ее размеров и определения перечня отдельных категорий нуждающихся граждан.
3. Основные термины и понятия, которые используются в настоящих Типовых правилах:
1) Государственная корпорация "Правительство для граждан" (далее – Государственная корпорация) – юридическое лицо, созданное по решению Правительства Республики Казахстан для оказания государственных услуг в соответствии с законодательством Республики Казахстан, организации работы по приему заявлений на оказание государственных услуг и выдаче их результатов услугополучателю по принципу "одного окна", обеспечения оказания государственных услуг в электронной форме;
2) специальная комиссия – комиссия, создаваемая решением акима города республиканского значения, столицы, района (города областного значения), по рассмотрению заявления лица (семьи), претендующего на оказание социальной помощи отдельным категориям нуждающихся граждан;
3) праздничные дни – дни национальных и государственных праздников Республики Казахстан;
4) социальная помощь – помощь, предоставляемая МИО в денежной или натуральной форме отдельным категориям нуждающихся граждан (далее – получатели), а также к праздничным дням и памятным датам;
5) уполномоченный орган по оказанию социальной помощи – местный исполнительный орган города республиканского значения, столицы, района, города областного значения, района в городе, осуществляющий оказание социальной помощи;
6) прожиточный минимум – минимальный денежный доход на одного человека, равный по величине стоимости минимальной потребительской корзины;
7) среднедушевой доход – доля совокупного дохода семьи, приходящаяся на каждого члена семьи в месяц;
8) праздничные даты (далее – памятные даты) – профессиональные и иные праздники Республики Казахстан;
9) уполномоченный государственный орган – центральный исполнительный орган, осуществляющий руководство и межотраслевую координацию в сфере социальной защиты населения в соответствии с законодательством Республики Казахстан, регулирование, контрольные функции за деятельностью Государственного фонда социального страхования;
10) участковая комиссия – специальная комиссия, создаваемая решением акимов соответствующих административно-территориальных единиц для проведения обследования материального положения лиц (семей), обратившихся за адресной социальной помощью;
11) предельный размер – утвержденный максимальный размер социальной помощи.
Сноска. Пункт 3 с изменением, внесенным постановлением Правительства РК от 27.03.2024 № 228 (вводится в действие по истечении десяти календарных дней после дня его первого официального опубликования).4. Меры социальной поддержки, предусмотренные пунктом 4 статьи 71, пунктом 3 статьи 170, пунктом 3 статьи 229 Социального кодекса, подпунктом 2) пункта 1 статьи 10, подпунктом 2) пункта 1 статьи 11, подпунктом 2) пункта 1 статьи 12, подпунктом 2) статьи 13, статьей 17 Закона Республики Казахстан "О ветеранах", оказываются в порядке, определенном настоящими Типовыми правилами.
5. Социальная помощь предоставляется единовременно и (или) периодически (ежемесячно, ежеквартально, 1 раз в полугодие, 1 раз в год).
6. Перечни праздничных дней и памятных дат для оказания социальной помощи, а также кратность оказания социальной помощи устанавливаются местными представительными органами по представлению МИО.
7. Участковые и специальные комиссии осуществляют свою деятельность на основании положений, утверждаемых областными (города республиканского значения, столицы) МИО.
Типовые положения о специальных и участковых комиссиях утверждаются уполномоченным государственным органом.
Глава 2. Порядок определения перечня категорий получателей социальной помощи и установления размеров социальной помощи
8. Перечень категорий получателей, предельные размеры социальной помощи, сроки обращения за социальной помощью отдельным категориям нуждающихся граждан устанавливаются МИО и утверждаются решениями местных представительных органов.
Основаниями для отнесения граждан к категории нуждающихся являются:
1) причинение ущерба гражданину (семье) либо его имуществу вследствие стихийного бедствия или пожара, либо наличие социально значимого заболевания;
2) наличие среднедушевого дохода, не превышающего порога, установленного местными представительными органами в кратном отношении к прожиточному минимуму;
3) сиротство, отсутствие родительского попечения;
4) неспособность к самообслуживанию в связи с преклонным возрастом;
5) освобождение из мест лишения свободы, нахождение на учете службы пробации.
Перечень видов помощи по вышеуказанным основаниям для оказания социальной помощи и (или) проведения обследований материально-бытового положения лица (семьи) утверждается местными представительными органами.
Специальные комиссии при вынесении заключения о необходимости оказания социальной помощи руководствуются утвержденным местными представительными органами перечнем оснований для отнесения граждан к категории нуждающихся.
9. К праздничным дням и памятным датам размер социальной помощи для отдельно взятой категории получателей устанавливается в едином размере местными представительными органами по согласованию с МИО области.
10. Размер оказываемой социальной помощи в каждом отдельном случае определяет специальная комиссия, которая указывает его в заключении о необходимости оказания социальной помощи.
Глава 3. Порядок оказания социальной помощи
11. Социальная помощь к праздничным дням и памятным датам оказывается без истребования заявлений от получателей.
Категории получателей социальной помощи определяются МИО, после чего формируются их списки путем направления запроса в уполномоченную организацию либо иные организации.
12. Для получения социальной помощи отдельным категориям нуждающихся граждан заявитель от себя или от имени семьи в уполномоченный орган по оказанию социальной помощи или акиму поселка, села, сельского округа представляет заявление по форме, согласно приложению 1 к настоящим Типовым правилам, с приложением следующих документов:
1) документ, удостоверяющий личность (для идентификации личности);
2) сведения о доходах лица (членов семьи) (для получения социальной помощи, которая назначается независимо от доходов лица (членов семьи), сведения о доходах лица (членов семьи) не предоставляются);
3) один из нижеперечисленных документов, подтверждающих факт наличия оснований для отнесения к категории нуждающихся:
документ, подтверждающий факт причиненного ущерба гражданину (семье) либо его имуществу вследствие стихийного бедствия или пожара;
документ, подтверждающий – факт наличия социально значимого заболевания;
документ, подтверждающий факт наличия среднедушевого дохода, не превышающего порога, установленного местными представительными органами, в кратном отношении к прожиточному минимуму;
документ, подтверждающий факт сиротства, отсутствия родительского попечения;
документ, подтверждающий факт неспособности к самообслуживанию в связи с преклонным возрастом;
документ, подтверждающий факт освобождения из мест лишения свободы, нахождения на учете службы пробации.
Документы представляются в подлинниках и копиях для сверки. После сверки подлинники документов возвращаются заявителю.
13. При поступлении заявления на оказание социальной помощи отдельным категориям нуждающихся граждан по основанию, указанному в подпункте 2) пункта 8 настоящих Типовых правил, уполномоченный орган по оказанию социальной помощи или аким поселка, села, сельского округа в течение 1 (один) рабочего дня направляют документы заявителя в участковую комиссию для проведения обследования материального положения лица (семьи).
14. Участковая комиссия в течение 2 (два) рабочих дней со дня получения документов проводит обследование заявителя, по результатам которого составляет акт о материальном положении лица (семьи), подготавливает заключение о нуждаемости лица (семьи) в социальной помощи по формам, согласно приложениям 2, 3 к настоящим Типовым правилам, и направляет их в уполномоченный орган по оказанию социальной помощи или акиму поселка, села, сельского округа.
Аким поселка, села, сельского округа в течение 2 (два) рабочих дней со дня получения акта и заключения участковой комиссии направляет их с приложенными документами в уполномоченный орган по оказанию социальной помощи.
15. В случае недостаточности документов для оказания социальной помощи, уполномоченный орган по оказанию социальной помощи запрашивает в соответствующих органах сведения, необходимые для рассмотрения представленных для оказания социальной помощи документов.
16. В случае невозможности представления заявителем необходимых документов в связи с их порчей, утерей, уполномоченный орган по оказанию социальной помощи принимает решение об оказании социальной помощи на основании данных иных уполномоченных органов и организаций, имеющих соответствующие сведения.
17. Уполномоченный орган по оказанию социальной помощи в течение 1 (один) рабочего дня со дня поступления документов от участковой комиссии или акима поселка, села, сельского округа производит расчет среднедушевого дохода лица (семьи) в соответствии с законодательством Республики Казахстан и представляет полный пакет документов на рассмотрение специальной комиссии.
18. Специальная комиссия в течение 2 (два) рабочих дней со дня поступления документов выносит заключение о необходимости оказания социальной помощи, при положительном заключении указывает размер социальной помощи.
19. Уполномоченный орган по оказанию социальной помощи в течение 8 (восемь) рабочих дней со дня регистрации документов заявителя на оказание социальной помощи принимает решение об оказании либо отказе в оказании социальной помощи на основании принятых документов и заключения специальной комиссии о необходимости оказания социальной помощи.
В случаях, указанных в пунктах 15 и 16 настоящих Типовых правил, уполномоченный орган по оказанию социальной помощи принимает решение об оказании либо отказе в оказании социальной помощи в течение 20 (двадцать) рабочих дней со дня принятия документов от заявителя или акима поселка, села, сельского округа.
20. Уполномоченный орган по оказанию социальной помощи письменно уведомляет заявителя о принятом решении (в случае отказа – с указанием основания) в течение 3 (три) рабочих дней со дня принятия решения.
21. Отказ в оказании социальной помощи осуществляется в случаях:
1) выявления недостоверных сведений, представленных заявителями;
2) отказа, уклонения заявителя от проведения обследования материального положения лица (семьи);
3) превышения размера среднедушевого дохода лица (семьи), установленного местными представительными органами порога для оказания социальной помощи.
22. Финансирование расходов на предоставление социальной помощи осуществляется в пределах средств, предусмотренных бюджетом города республиканского значения, столицы, района (города областного значения) на текущий финансовый год.
23. Социальная помощь прекращается в случаях:
1) смерти получателя;
2) выезда получателя на постоянное проживание за пределы соответствующей административно-территориальной единицы;
3) направления получателя на проживание в государственные медико-социальные учреждения;
4) выявления недостоверных сведений, представленных заявителем.
Выплата социальной помощи прекращается с месяца наступления указанных обстоятельств.
24. Излишне выплаченные суммы социальной помощи подлежат возврату в добровольном порядке, неправомерно полученные суммы подлежат возврату в добровольном или в судебном порядке.
25. Мониторинг и учет предоставления социальной помощи проводит уполномоченный орган по оказанию социальной помощи с использованием базы данных автоматизированной информационной системы "Е-Собес".
Заявление
От гражданина (ки) ________________________________________________________
(фамилия, имя, отчество (при его наличии) заявителя)
Дата рождения: "____" ________ года
Индивидуальный идентификационный номер: _______________________
Вид документа, удостоверяющего личность: _________________________
Серия документа: ____ номер документа: ________ кем выдан: _________
Дата выдачи: "____" _____________ ______ года
Адрес постоянного местожительства: _______________________________
Область ________________________________________________________
город (район) _____________________ село _________________________
улица (микрорайон) ______________________ дом ______ квартира _____
Банковские реквизиты: ___________________________________________
Наименование банка_____________________________________________
Банковский счет № _______________________________
Телефон ___________________________
Прошу назначить мне социальную помощь _________________________
Перечень документов, приложенных к заявлению:
№ п/п | Наименование документа | Количество листов в документе | Примечание |
1 | 2 | 3 | 4 |
Даю согласие на сбор и обработку моих персональных данных в соответствии с Законом Республики Казахстан "О персональных данных и их защите", хранение и использование сведений, составляющих охраняемую законом тайну, содержащихся в информационных системах, необходимых при назначении (перерасчете) выплаты, а также при выполнении уполномоченным органом по оказанию социальной помощи своих обязательств в соответствии с законодательством Республики Казахстан.
Даю согласие на получение сведений о себе как о владельце банковского счета и номерах банковских счетов в банках второго уровня, организациях, имеющих лицензии уполномоченного органа по регулированию и надзору финансового рынка и финансовых организаций на соответствующие виды банковских операций, территориальные подразделения акционерного общества "Казпочта".
Обо всех изменениях местожительства (в том числе выезд за пределы Республики Казахстан), анкетных данных, банковских реквизитов обязуюсь сообщить в уполномоченный орган по оказанию социальной помощи в течение 10 (десять) рабочих дней.
Уведомлен(а) о возможности открытия отдельного банковского счета для зачисления социальной помощи, выплачиваемой из местного бюджета, а также о том, что на деньги, находящиеся на таком счете, не допускается обращение взыскания третьими лицами.
"____" ___________ 20____ года.
_____________________________________________________________________________
(фамилия, имя, отчество (при его наличии), подпись заявителя (законного представителя)
Документы принял:
_____________________________________________________________________________
(фамилия, имя, отчество (при его наличии), должность и подпись лица, принявшего заявление)
"____" ____________ 20____ года.
Приложение 2 к Типовым правилам оказания социальной помощи, установления ее размеров и определения перечня отдельных категорий нуждающихся граждан |
АКТ обследования для определения нуждаемости лица (семьи)
от "__" ____ 20 года
____________________________________________________________________
(населенный пункт)
1. Фамилия, имя, отчество (при его наличии) заявителя
____________________________________________________________________
____________________________________________________________________
2. Адрес места жительства
____________________________________________________________________
____________________________________________________________________
3. Причины обращения заявителя за социальной помощью
____________________________________________________________________
____________________________________________________________________
4. Состав семьи (учитываются фактически проживающие в семье) ____ человек, в том числе:
№ п/п | Фамилия, имя, отчество (при его наличии) | Дата рождения | Родственное отношение к заявителю | Занятость (место работы, учебы) | Причина незанятости | Сведения об участии в общественных работах, профессиональной подготовке (переподготовке, повышении квалификации) или активных мерах содействия занятости |
1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 |
Всего трудоспособных _________ человек.
Зарегистрированы в качестве безработного в органах занятости _______ человек.
Количество детей: ______, из них обучающихся в высших и средних учебных заведениях на платной основе _______ человек, стоимость обучения в год ________ тенге.
Наличие в семье ветеранов Великой Отечественной войны, ветеранов, приравненных по льготам к ветеранам Великой Отечественной войны, ветеранов боевых действий на территории других государств, пенсионеров, пожилых лиц старше 80-ти лет, лиц, имеющих социально значимые заболевания, лиц с инвалидностью, детей с инвалидностью (указать или добавить иную категорию)
____________________________________________________________________
____________________________________________________________________
5. Условия проживания (общежитие, арендное, приватизированное жилье, служебное жилье, жилой кооператив, индивидуальный жилой дом или иное – указать):
____________________________________________________________________
Расходы на содержание жилья:
___________________________________________________________________
____________________________________________________________________
Доходы семьи:
№ п/п | Фамилия, имя, отчество (при его наличии) членов семьи (в том числе заявителя), имеющих доход | Вид дохода | Сумма дохода за предыдущий квартал (тенге) | Сведения о личном подсобном хозяйстве (приусадебный участок, скот и птица), дачном и земельном участке (земельной доли) | |
За квартал | в среднем за месяц | ||||
1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 |
6. Наличие: автотранспорта (марка, год выпуска, правоустанавливающий документ,
заявленные доходы от его эксплуатации)
____________________________________________________________________
____________________________________________________________________;
иного жилья, кроме занимаемого в настоящее время (заявленные доходы от его
эксплуатации) ____________________________________________________________________
7. Сведения о ранее полученной помощи (форма, сумма, источник):
____________________________________________________________________
____________________________________________________________________
____________________________________________________________________
____________________________________________________________________
8. Иные доходы семьи (форма, сумма, источник):
____________________________________________________________________
____________________________________________________________________
____________________________________________________________________
9. Обеспеченность детей школьными принадлежностями, одеждой, обувью:
____________________________________________________________________
10. Санитарно-эпидемиологические условия проживания:
___________________________________________________________________
Председатель комиссии:
_________________________
_________________________.
Члены комиссии:
_________________________
_________________________
_________________________
____________________________________________________________________
(подписи) (фамилия, имя, отчество (при его наличии)
С составленным актом ознакомлен(а):
_____________________________________.
Фамилия, имя, отчество (при его наличии) и подпись заявителя
____________________________________________________________________
От проведения обследования отказываюсь _______________________
Фамилия, имя, отчество (при его наличии) и подпись заявителя (или одного из членов семьи)
____________________________________________________________________
(заполняется в случае отказа заявителя от проведения обследования)
дата _____________
Приложение 3 к Типовым правилам оказания социальной помощи, установления ее размеров и определения перечня отдельных категорий нуждающихся граждан |
Заключение участковой комиссии № __
__ _________ 20__ г.
Участковая комиссия в соответствии с Правилами оказания социальной помощи, установления ее размеров и определения перечня отдельных категорий нуждающихся граждан, рассмотрев заявление и прилагаемые к нему документы лица (семьи), обратившегося за предоставлением социальной помощи отдельным категориям нуждающихся граждан,
________________________________________________________________________________
(фамилия, имя, отчество (при его наличии) заявителя) на основании представленных документов и результатов обследования материального положения заявителя (семьи) выносит заключение о
________________________________________________________________________________
(необходимости, отсутствии необходимости)
предоставления лицу (семье) социальной помощи отдельным категориям нуждающихся граждан.
Председатель комиссии:________________ __________________________
Члены комиссии: _______________________ _________________________
_______________________ __________________________
_______________________ __________________________
_______________________ __________________________
(подписи) (фамилия, имя, отчество (при его наличии)
Заключение с прилагаемыми документами в количестве ____ штук принято "__"____________ 20__ г. ________________________________________ фамилия, имя, отчество (при его наличии), должность, подпись работника, акима поселка, села, сельского округа или местного уполномоченного органа, принявшего документы.