Правительство Республики Казахстан ПОСТАНОВЛЯЕТ:
1. Внести в постановление Правительства Республики Казахстан от 12 апреля 2010 года № 296 "Об утверждении Правил проведения мониторинга состояния продовольственной безопасности" следующие изменения:
преамбулу изложить в следующей редакции:
"В целях реализации подпункта 3) статьи 5 Закона Республики Казахстан "О государственном регулировании развития агропромышленного комплекса и сельских территорий" Правительство Республики Казахстан ПОСТАНОВЛЯЕТ:";
Правила проведения мониторинга состояния продовольственной безопасности, утвержденные указанным постановлением, изложить в новой редакции согласно приложению к настоящему постановлению.
2. Настоящее постановление вводится в действие по истечении десяти календарных дней после дня его первого официального опубликования.
Премьер-Министр Республики Казахстан |
А. Смаилов |
Приложение к постановлению Правительства Республики Казахстан от 22 мая 2023 года № 391 |
|
Утверждены постановлением Правительства Республики Казахстан от 12 апреля 2010 года № 296 |
Правила проведения мониторинга состояния продовольственной безопасности
1. Настоящие Правила проведения мониторинга состояния продовольственной безопасности (далее – Правила) разработаны в соответствии с подпунктом 3) статьи 5 Закона Республики Казахстан "О государственном регулировании развития агропромышленного комплекса и сельских территорий" (далее – Закон) и определяют порядок проведения мониторинга состояния продовольственной безопасности.
2. Мониторинг состояния продовольственной безопасности проводится в соответствии со статьей 19-2 Закона в отношении:
1) объема производства продовольственных товаров, их товародвижения и наличия запасов;
2) цен на социально значимые продовольственные товары.
3. Мониторинг состояния продовольственной безопасности проводится с учетом направлений, указанных в пункте 2 настоящих Правил, по перечню показателей мониторинга состояния продовольственной безопасности (далее – перечень показателей) согласно приложению к настоящим Правилам.
Перечень показателей отражает направления мониторинга состояния продовольственной безопасности, предусмотренные пунктом 2 настоящих Правил в отношении:
1) показателя 1 – объема производства продовольственных товаров;
2) с 2 по 18 – товародвижения продовольственных товаров;
3) с 19 по 23 – цен на социально значимые продовольственные товары;
4) 24 – наличия запасов продовольственных товаров.
4. Расчет показателей с 1 по 16, 18, 19, 21 осуществляется по методологии Продовольственной и сельскохозяйственной организации Организации Объединенных Наций (далее – ФАО ООН), показателя 17 – уполномоченным органом в области регулирования торговой деятельности в результате формирования товарного баланса социально значимых продовольственных товаров, показателей 20, 22, 23 – по методологиям ведомства уполномоченного органа в области государственной статистики, показателя 24 – путем суммирования остатков продовольственных товаров в сельскохозяйственных предприятиях, крестьянских или фермерских хозяйствах, хлебоприемных пунктах и элеваторах, торговых точках, региональных стабилизационных фондах продовольственных товаров.
5. В соответствии с пунктом 4 настоящих Правил:
1) расчет показателя 1 ведет уполномоченный орган в области развития агропромышленного комплекса (далее – уполномоченный орган);
2) расчет показателей 2, 3 ведет ведомство уполномоченного органа в области государственной статистики на основании данных уполномоченного органа по автомобильным дорогам;
3) расчет показателей 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 18, 19, 20, 21, 22, 23 ведет ведомство уполномоченного органа в области государственной статистики;
4) расчет показателей с 11 по 15 ведет уполномоченный орган на основании данных уполномоченного органа в области охраны здоровья граждан;
5) расчет показателя 16 ведет уполномоченный орган на основании данных уполномоченного органа в области коммунального хозяйства;
6) расчет показателя 17 ведет уполномоченный орган в области регулирования торговой деятельности;
7) расчет показателя 24 ведут местные исполнительные органы.
6. Уполномоченный орган ежегодно по итогам года до конца первого квартала размещает на своем интернет-ресурсе данные: по показателям 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 18, 19, 20, 21, 22, 23 – на основании имеющейся официальной статистической информации ведомства уполномоченного органа в области государственной статистики, по показателям 11, 12, 13, 14, 15 – на основании данных уполномоченного органа в области охраны здоровья граждан, по показателю 16 – на основании данных уполномоченного органа в области коммунального хозяйства, по показателю 17 – на основании данных уполномоченного органа в области регулирования торговой деятельности, а также на основании административных данных и данных международных организаций.
Местные исполнительные органы районного уровня осуществляют сбор данных показателя 24 у сельскохозяйственных предприятий, крестьянских или фермерских хозяйств, хлебоприемных пунктов и элеваторов, торговых точек и ежегодно по итогам года за 15 календарных дней до конца первого квартала представляют их в местные исполнительные органы областного уровня.
Местные исполнительные органы областного уровня представляют информацию об объеме остатков продовольственных товаров в области (столице, городе республиканского значения) за 10 календарных дней до конца первого квартала в уполномоченный орган.
7. Мониторинг состояния продовольственной безопасности проводится уполномоченным органом на основании данных местных исполнительных органов, уполномоченного органа в области регулирования торговой деятельности и ведомства уполномоченного органа в области государственной статистики, в том числе в режиме реального времени.
8. Уполномоченный орган ежегодно в течение месяца после опубликования ФАО ООН и ведомства уполномоченного органа в области государственной статистики на своих интернет-ресурсах данных по перечню показателей, а также после представления данных о наличии запасов продовольственных товаров местными исполнительными органами проводит анализ состояния продовольственной безопасности.
9. Анализ проводится путем сравнения показателей мониторинга состояния продовольственной безопасности Республики Казахстан с аналогичными показателями других стран, рассчитываемых ФАО ООН.
10. Результатом анализа является выявление отставания Республики Казахстан от 30 развитых стран рейтинга Глобального индекса конкурентоспособности Всемирного экономического форума (далее – ГИК ВЭФ).
11. На основе результатов анализа состояния продовольственной безопасности уполномоченный орган формирует государственные электронные информационные ресурсы в области продовольственной безопасности посредством размещения их на своем интернет-ресурсе.
12. На основании анализа уполномоченный орган направляет предложения в Правительство Республики Казахстан по улучшению показателей, по которым Республика Казахстан отстает от 30 развитых стран рейтинга ГИК ВЭФ.
Приложение к Правилам проведения мониторинга состояния продовольственной безопасности |
Перечень показателей мониторинга состояния продовольственной безопасности
№ п/п | Показатель |
1 | 2 |
1. | Доля пахотных земель, пригодных для орошения, от общей площади пашни, % |
2. | Доля протяженности дорог с твердым покрытием от общей протяженности дорог, % от всех дорог |
3. | Плотность автодорог на 100 квадратных километров площади |
4. | Плотность железных дорог на 100 квадратных километров площади |
5. | Недостаток питания определенной части населения, не имеющей нормальный уровень потребления продовольствия, нормализованный по общей численности населения, ккал/человека в день |
6. | Доля импорта зерновых в общем объеме зерновых, доступных на рынке, % |
7. | Доля населения, находящегося в зоне риска недоедания (голода), в общей численности населения, % |
8. | Процент детей в возрасте до 5 лет, которые страдают от истощения, % |
9. | Процент детей в возрасте до 5 лет, которые отстают в росте, % |
10. | Процент детей в возрасте до 5 лет, которые имеют недостаточный вес, % |
11. | Процент взрослых, которые имеют недостаточный вес, % |
12. | Распространенность анемии среди беременных женщин, % |
13. | Распространенность анемии среди детей в возрасте до 5 лет, % |
14. | Распространенность дефицита витамина А среди населения, % |
15. | Распространенность дефицита йода среди населения, % |
16. | Доступ населения к услугам водоснабжения в городах и сельских населенных пунктах, % от численности населения |
17. | Обеспеченность внутренним производством в разрезе социально значимых продовольственных товаров по итогам сформированного товарного баланса, % |
18. | Отношение стоимости импорта продовольствия к общему объему стоимости экспорта всех товаров, % |
19. | Валовой внутренний продукт на душу населения (в эквиваленте покупательной способности), долларах США/человека |
20. | Индекс цен предприятий-производителей на продукты питания, % |
21. | Доля расходов на продовольствие беднейшей части населения, % |
22. | Индекс цен производителей на продукцию сельского хозяйства, % |
23. | Индекс цен на продовольственные товары, % |
24. | Объем остатков продовольственных товаров, тонн |