Сноска. Утратило силу постановлением Правительства РК от 07.09.2023 № 772 (вводится в действие по истечении десяти календарных дней после дня его первого официального опубликования).
В соответствии с подпунктом 5-1) статьи 3 Закона Республики Казахстан "О науке" Правительство Республики Казахстан ПОСТАНОВЛЯЕТ:
1. Утвердить прилагаемое Положение об апелляционной комиссии.
2. Настоящее постановление вводится в действие со дня его первого официального опубликования.
Премьер-Министр Республики Казахстан | А. Смаилов |
Утверждено постановлением Правительства Республики Казахстан от " " 2022 года № |
Положение об апелляционной комиссии
Глава 1. Общие положения
1. Настоящее Положение об апелляционной комиссии (далее – Положение) разработано в соответствии с подпунктом 5-1) статьи 3 Закона Республики Казахстан "О науке" и определяет порядок осуществления деятельности апелляционной комиссии (далее – комиссия).
2. Комиссия в своей деятельности руководствуется Конституцией Республики Казахстан, международными договорами, ратифицированными Республикой Казахстан, законодательством Республики Казахстан, регулирующим сферу науки, Кодексом этики членов национальных научных советов и настоящим Положением.
3. Комиссия в пределах своей компетенции обеспечивает объективное, всестороннее и своевременное рассмотрение обращений заявителей, в том числе с их участием.
4. В настоящем Положении используются следующие понятия:
1) участник конкурса – физическое или юридическое лицо, являющееся аккредитованным субъектом научной и (или) научно-технической деятельности;
2) обращение – письменное обращение участника конкурса о несогласии с принятым решением национального научного совета (далее – ННС), поданное в уполномоченный орган;
3) отраслевой уполномоченный орган – государственный орган, осуществляющий реализацию государственной политики в области науки и научно-технической деятельности и координацию работ по проведению научных исследований в соответствующей отрасли;
4) уполномоченный орган – государственный орган, осуществляющий межотраслевую координацию и руководство в области науки и научно-технической деятельности;
5) аффилированность – юридически значимая связь (на основе законодательных, уставных, договорных полномочий, а также родственных отношений) между членом (-ами) комиссии и другими лицами, имеющими возможность осуществлять контроль либо оказывать влияние на принимаемые решения комиссии.
5. Комиссия является коллегиальным органом, состоящим из председателя и членов комиссии.
6. Рабочим органом комиссии является уполномоченный орган, который осуществляет организационно-техническое обеспечение деятельности комиссии, в том числе готовит предложения по повестке дня заседания комиссии, необходимые документы, материалы, которые должны быть направлены членам комиссии.
7. Состав комиссии формируется из числа представителей уполномоченного органа, отраслевых уполномоченных органов, научных общественных объединений, экспертов, а также членов Высшей научно-технической комиссии, являющихся учеными, и утверждается приказом уполномоченного органа.
В состав комиссии не включаются члены ННС.
8. Для включения в состав комиссии как представителя научного общественного объединения, эксперта или члена Высшей научно-технической комиссии, являющегося ученым, ученый должен иметь:
1) индекс Хирша не менее 6 (шесть) согласно международным базам данных Web of Science и (или) Scopus на дату представления кандидатуры.
Для ученых в области социальных и гуманитарных наук индекс Хирша не менее 3 (три) согласно международным базам данных Web of Science и (или) Scopus на дату представления кандидатуры;
2) не менее 5 (пять) статей в течение последних 5 (пять) лет до даты представления кандидатуры в изданиях, входящих в 1 (первый), 2 (второй) и (или) 3 (третий) квартиль базы данных Web of Science и (или) имеющих процентиль по Cite Score в базе Scopus не менее 65 (шестьдесят пять).
Для ученых в области социальных и гуманитарных наук не менее 3 (три) статей в течение последних 5 (пять) лет до даты представления кандидатуры в изданиях, входящих в 1 (первый), 2 (второй) и (или) 3 (третий) квартиль базы данных Web of Science и (или) имеющих процентиль по Cite Score в базе Scopus не менее 35 (тридцать пять).
Публикации в журналах, индексация которых в базе данных Scopus прекращена за различные нарушения, не засчитываются.
Требование о наличии индекса Хирша и статей в изданиях, индексируемых в международных базах Web of Science и (или) Scopus, не распространяется на ученых в области национальной безопасности и обороны.
9. Для включения в состав комиссии как представителя уполномоченного органа, отраслевого уполномоченного органа кандидат должен иметь высшее юридическое образование, не менее 5 (пять) лет стажа юридической работы и не менее 3 (три) лет опыта на руководящей должности.
10. Состав комиссии состоит из нечетного числа членов в количестве не менее 11 (одиннадцать) человек.
11. Председатель комиссии избирается из числа членов комиссии, за исключением представителей государственных органов, путем открытого голосования простым большинством голосов из числа ее членов.
Срок полномочий председателя комиссии составляет 1 (один) год с даты его избрания. Одно и то же лицо может являться председателем комиссии не более 2 (два) сроков подряд.
12. Срок полномочий членов комиссии составляет 3 (три) года.
13. В случае досрочного прекращения полномочий члена комиссии новый член комиссии должен быть избран (назначен) в течение 1 (один) месяца с даты принятия решения о прекращении полномочий члена комиссии. Полномочия вновь избранного члена комиссии истекают одновременно с истечением срока полномочий всех членов комиссии.
14. Секретарь комиссии не является ее членом и назначается из числа работников уполномоченного органа.
15. Председатель и члены комиссии принимают участие в ее работе на общественных началах.
16. Комиссия рассматривает:
1) обращения участников конкурсов о несогласии по принятым решениям ННС;
2) вопросы соблюдения членами ННС Кодекса этики членов ННС по представлению уполномоченного органа;
3) обращения по результатам рассмотрения ННС промежуточных и итоговых отчетов о научной и (или) научно-технической деятельности, коммерциализации результатов научной и (или) научно-технической деятельности.
17. Комиссия не рассматривает:
1) обращения участников конкурса, заявки которых не были допущены на рассмотрение ННС;
2) обращения по вопросам уменьшения финансирования проектов и программ;
3) обращения по вопросам рассмотрения итогов мониторинга реализации научных, научно-технических проектов и программ, проектов коммерциализации результатов научной и (или) научно-технической деятельности, представляемых акционерным обществом "Национальный центр государственной научно-технической экспертизы" (далее – центр);
4) анонимные обращения;
5) обращения, в которых не изложена суть вопроса и не представлены достаточные обоснования и факты;
6) обращения по вопросам, связанным с увеличением или уменьшением баллов, выставленных ННС или полученных по результатам государственной научно-технической экспертизы.
Глава 2. Организация работы комиссии
18. Председатель комиссии:
1) руководит ее деятельностью;
2) определяет график заседаний комиссии, а также место и время проведения очных и (или) онлайн заседаний комиссии;
3) созывает заседания комиссии и председательствует на них;
4) запрашивает информацию о конфликте интересов членов комиссии при рассмотрении каждого вопроса и обеспечивает в случае конфликта интересов временное отстранение члена комиссии от рассмотрения, обсуждения и голосования по соответствующему вопросу.
19. Обращения от участников конкурса принимаются рабочим органом в течение 3 (три) рабочих дней с момента принятия решения ННС, отображающегося в личном кабинете в информационной системе центра по ссылке: www.is.ncste.kz.
20. Обращения от участников конкурса проверяются рабочим органом в течение 1 (один) рабочего дня с момента их поступления на предмет соблюдения требований пункта 17 настоящих Правил.
Секретарь комиссии в течение 1 (один) рабочего дня после завершения проверки направляет на рассмотрение комиссии через информационную систему центра обращения участников конкурса, соответствующие требованиям пункта 17 настоящих Правил, а также заявки, заключение государственной научно-технической экспертизы, заключение ННС по заявке и иную информацию, необходимую для рассмотрения обращения по существу.
В случае, если обращение не соответствует требованиям, указанным в пункте 16 настоящих Правил, рабочий орган оставляет его без рассмотрения.
21. На период рассмотрения комиссией поступившего обращения исполнение обжалуемого решения ННС приостанавливается.
22. Секретарь комиссии осуществляет подготовку проведения заседаний комиссии, необходимых документов, материалов, уведомляет заинтересованных лиц и оформляет проекты решений после проведения заседания.
23. Заседания комиссии считаются правомочными, если на них присутствует не менее двух третей ее членов.
24. Лица, участвующие на заседании комиссии, регистрируются секретарем комиссии.
25. Члены комиссии принимают участие в ее деятельности без права замены.
26. Решение комиссии принимается открытым голосованием простым большинством голосов членов комиссии, участвующих в заседании.
27. Право голоса имеют только члены комиссии.
28. При возникновении прямой или косвенной заинтересованности или аффилированности члена комиссии, которая может привести к конфликту интересов при рассмотрении вопроса, включенного в повестку дня заседания комиссии, заинтересованный (аффилированный) член комиссии не принимает участие в рассмотрении и обсуждении соответствующего вопроса, а также в голосовании и не оказывает влияние на других членов комиссии.
29. Каждый член комиссии имеет один голос.
30. При равенстве голосов окончательное решение принимается председателем комиссии.
В случае отсутствия председателя комиссии его функции осуществляет один из членов комиссии по решению комиссии, принимаемому большинством голосов ее членов, участвующих в заседании.
31. Обращения рассматриваются комиссией в пределах обжалуемых вопросов.
32. На заседание комиссии могут быть приглашены председатель и отдельные члены ННС, принявшие обжалуемое решение, а также участник конкурса для уточнения предмета рассматриваемого обращения.
33. Комиссия рассматривает обращения очно или посредством использования систем видеоконференцсвязи или иных подобных систем в течение пяти рабочих дней с момента получения материалов обращения. Формат рассмотрения определяется на основании обращения участника конкурса.
34. Обращения, содержащие сведения, составляющие государственные секреты, а также служебную информацию ограниченного распространения, рассматриваются комиссией с соблюдением требований законодательства Республики Казахстан о государственных секретах.
35. Комиссия вправе привлекать экспертов и специалистов по конкретной отрасли науки для получения консультаций и разъяснений в целях обеспечения всестороннего, полного и объективного рассмотрения представленных в комиссию материалов.
36. Комиссия рассматривает обращения по процедуре и решениям ННС на предмет:
1) научной обоснованности, законности, объективности и беспристрастности вынесенного ННС решения;
2) всесторонности, релевантности и международного научного уровня проведенной экспертизы отчетов, кратких сведений;
3) обоснованности фактов и претензий, изложенных в обращении;
4) нарушения утвержденной процедуры рассмотрения заявки;
5) нарушения Кодекса этики членов ННС, утвержденного постановлением Правительства Республики Казахстан от 16 мая 2011 года № 519 "О национальных научных советах".
37. Заседание комиссии транслируется в прямом эфире и записывается с применением информационно-коммуникационных технологий. Запись заседания комиссии хранится на электронном носителе в рабочем органе в течение одного года.
38. По результатам рассмотрения обращения комиссия принимает одно из следующих обоснованных, мотивированных решений:
1) об удовлетворении обращения;
2) об отказе в удовлетворении обращения.
39. Решение комиссии размещается в личном кабинете в информационной системе центра и на сайте уполномоченного органа.
40. Решения комиссии подлежат обязательному исполнению ННС, уполномоченным органом и (или) отраслевыми уполномоченными органами либо юридическими лицами, определенными Правительством Республики Казахстан, финансирующими научную и (или) научно-техническую деятельность, а также коммерциализацию результатов научной и (или) научно-технической деятельности.
Глава 3. Порядок оформления результатов заседания комиссии
41. Ход заседания комиссии оформляется протоколом с приложением необходимых документов. Ведение протокола обеспечивается секретарем комиссии.
42. В протоколе указываются состав комиссии, приглашенные лица, место, время и дата ее заседания, высказанные позиции членов комиссии, заявителя, а также мнения приглашенных экспертов при их наличии.
43. Проект протокола согласовывается членами комиссии, принимавшими участие на заседании, в течение 3 (три) дней.
44. Протокол подписывается председателем комиссии и секретарем. Принятые комиссией решения в виде выписки из протокола доводятся до сведения заявителя и заинтересованных (-ого) должностных (-ого) лиц (-а) в течение 1 (один) рабочего дня с момента принятия решения.
Глава 4. Заключительные положения
45. При поступлении повторного обращения, которое ранее рассматривалось и по которому вынесено решение, уполномоченный орган оставляет такое обращение без рассмотрения, а также без вынесения на заседание комиссии.
46. В случае, если участником конкурса обращение было отозвано в ходе рассмотрения комиссией, уполномоченный орган такое обращение оставляет без рассмотрения, с письменным уведомлением членов комиссии.
47. Информация, составляющая коммерческую, служебную и иную охраняемую законом тайну, полученная членами комиссии при осуществлении своих функций, не подлежит разглашению.
48. Не допускаются вмешательство в деятельность комиссии при осуществлении ею своих полномочий по рассмотрению обращений и оказание какого-либо воздействия на членов комиссии.
49. Если участник конкурса не согласен с решением уполномоченного органа, то оно может быть обжаловано в соответствии с Административным процедурно-процессуальным кодексом Республики Казахстан.