Сноска. Утратило силу постановлением Правительства РК от 05.08.2022 № 540.
В соответствии с пунктом 2 статьи 184 Закона Республики Казахстан от 1 марта 2011 года "О государственном имуществе" Правительство Республики Казахстан ПОСТАНОВЛЯЕТ:
1. Утвердить прилагаемую Стратегию развития акционерного общества "Национальный инфокоммуникационный холдинг "Зерде" на 2021 – 2030 годы.
2. Настоящее постановление вводится в действие со дня его подписания.
Премьер-Министр Республики Казахстан |
А. Мамин |
Утверждена постановлением Правительства Республики Казахстан от 13 декабря 2021 года № |
Стратегия развития
акционерного общества "Национальный инфокоммуникационный холдинг "Зерде" на 2021 – 2030 годы
Оглавление
Раздел 1. Анализ текущего состояния холдинга
Подраздел 1. Анализ внешней среды
Подраздел 2. Анализ внутренней среды
Подраздел 1. Повышение эффективности управления потоками данных
Подраздел 2. Продвижение технологических экосистем в каждой из ключевых отраслей экономики
Подраздел 4. Устойчивое развитие и эффективность деятельности холдинга и его дочерних организаций
Подраздел 5. Совершенствование корпоративного управления в группе компаний холдинга
Введение
Акционерное общество "Национальный инфокоммуникационный холдинг "Зерде" (далее – холдинг) создано в соответствии с постановлением Правительства Республики Казахстан от 3 июля 2008 года № 668 "О создании акционерных обществ "Национальный информационный холдинг "Арна Медиа", "Национальный научно-технологический холдинг "Парасат", "Национальный инфокоммуникационный холдинг "Зерде".
Учредителем холдинга является Правительство Республики Казахстан в лице Комитета государственного имущества Министерства финансов Республики Казахстан.
Государственным органом, осуществляющим права владения и пользования государственным пакетом акций холдинга, является Министерство цифрового развития, инноваций и аэрокосмической промышленности Республики Казахстан (далее – МЦРИАП).
Стратегия развития холдинга на 2021 – 2030 годы (далее – Стратегия) разработана в связи с завершением периода действия Стратегии холдинга на 2021 – 2030 годы и определяет его миссию, видение, стратегические направления, цели и задачи на 2021 – 2030 годы.
Данный документ разработан с учетом основных направлений государственной политики в сфере информатизации и связи, цифровизации, индустриально-инновационной, социально-экономической и иных сферах по направлениям деятельности холдинга.
Раздел 1. Анализ текущего состояния холдинга
Подраздел 1. Анализ внешней среды
Внедрение инновационных информационно-коммуникационных технологий (далее – ИКТ) является одним из стратегических направлений модернизации экономики. Инвестиции в развитие отрасли ИКТ способствуют усилению конкурентного положения любой страны в долгосрочной перспективе.
В частности, в базовом сценарии проведенного по поручению Европейской комиссии исследования "Shaping the digital transformation in Europe" компании McKinsey & Company отмечается, что прорывные цифровые технологии могут способствовать в среднем 1,1 процента к годовому росту валового внутреннего продукта (далее – ВВП) в период 2021 – 2030 годов. Кумулятивный эффект таков, что в результате этих технологий ВВП к 2030 году вырастет на 14,1 процента в государствах-членах ЕС-28.
По оценкам Всемирного экономического форума (WEF) цифровизация несет огромный потенциал для бизнеса и общества в течение следующего десятилетия и может принести дополнительно более 30 трлн долларов США доходов для мировой экономики в течение ближайших 10 лет.
В то же время самоценность прорывных ИКТ не гарантирована. Стимулирующие действия будут необходимы на всех уровнях, чтобы использовать возможности воздействия ключевых ИКТ для обеспечения перехода государств к цифровой экономике и обществу.
В мировом рейтинге цифровой конкурентоспособности (IMD World Digital Competitiveness Ranking 2019) Казахстан занимает 35-е место, обогнав Россию (38-е место) и Украину (60-е место). Вместе с тем, у Казахстана пока низкие оценки по таким показателям, как использование больших данных и аналитика, гибкость компаний и государственно-частные партнерства.
При этом по данным Бюро национальной статистики Агентства по стратегическому планированию и реформам Республики Казахстан (далее – данные Бюро национальной статистики) в Республике Казахстан за период с 2009 по 2018 годы рост объема производства и реализации товаров (услуг) отрасли ИКТ составил 327,6 %, с 626764 млн тенге до 2053129,9 млн тенге.
За период с 2014 по 2018 годы наблюдается стабильный рост объема производства и реализации товаров (услуг) ИКТ-отрасли. Так, по итогам 2018 года объем составил 2053,1 млрд тенге, что на 9 % больше в сравнении с 2017 годом (данные Бюро национальной статистики).
Также за данный период доля рынка информационных технологий (далее – IТ) на рынке ИКТ выросла с 26,5 % до 40,2 % (данные Бюро национальной статистики).
Сегодня в Казахстане на ИКТ приходится примерно 5,5 % ВВП, в то же время в Республике Корея доля сектора ИКТ в ВВП страны составляет свыше 11,8 %, в Швеции – 7 %, США – 6,8 % (данные Бюро национальной статистики).
Однако, несмотря на ежегодный рост объема, наблюдается отрицательная динамика доли сектора в ВВП страны. Доля объема производства и реализации товаров (услуг) отрасли ИКТ в общем объеме ВВП страны составила в 2019 году 3,3 %, снизившись на 0,3 % в сравнении с 2017 годом (данные Бюро национальной статистики).
Рост расходов на ИКТ на предприятиях в среднем с 2014 года составил 14 %. Положительная динамика связана с увеличением доли затрат предприятий на оплату программного обеспечения от общего объема затрат до 21 % в 2017 году (данные Бюро национальной статистики).
Увеличение данных затрат свидетельствует об увеличении влияния фактора использования ИКТ на эффективность предприятий и бизнеса. В то же время по прогнозам компании IDC 40 % ведущих компаний могут быть вытеснены с рынка новичками, которые с самого начала встали на цифровой путь.
Таким образом, под влиянием глобальных тенденций замедления экономического роста мировой экономики отмечается увеличение влияния макро, а также технологических и бизнес трендов, которые определяют дальнейшие сценарии использования ИКТ в государственном секторе.
Такими макро, бизнес и технологическими трендами, определяющими направления дальнейшей эволюции роли и значения ИКТ для государственных компаний в сфере информационных технологий, согласно ряду исследований Gartner будут:
1. Режим жесткой экономии и программы сокращения государственных расходов на ИКТ на фоне роста влияния общественного контроля за стоимостью и ценностью государственных электронных услуг, демографические сдвиги, включая старение общества и трансграничную миграцию квалифицированной рабочей силы.
2. Растущая конкуренция между глобальными и местными компаниями, неравенство доходов, несправедливое (непропорциональное) распределение налогов с ИКТ рынков, а также быстрые технологические изменения подталкивают страны отстаивать большую национальную, региональную автономию и суверенитет цифровых наций.
Ряд протекционистских шагов в этом направлении зафиксирован на уровне программных документов и законов в Европейском Союзе, Соединенных Штатах Америки (далее – США), Китае, России и ряде других стран, а также нашел отражение в Концепции кибербезопасности Республики Казахстан, утвержденной постановлением Правительства Республики Казахстан от 30 июня 2017 года № 407.
3. Упрощение порядка создания и повышения экономической эффективности при проектировании, разработке и эксплуатации информационных систем и обработке информации (данных):
Agile by Design – подход, используемый для разработки гибких систем и решений;
Shared Services 2.0 – подход, позволяющий организациям обеспечивать снижение затрат путем передачи части бизнес-процессов, связанных с обработкой данных, специализированным организациям;
Managed Service Providers (MSP) – подход предоставления управляемых сервисов, в том числе аутсорсинг информационной безопасности (Managed Security Service Providers (MSSP);
Anything as a Service – подход, предоставляющий весь спектр услуг, который может быть реализован с помощью облачных технологий, которые обеспечивают эффективность, масштабируемость, сочетая модели IaaS, PaaS и SaaS.
4. Эволюция "электронного правительства" в сторону цифровой правительственной платформы, управляющей потоком и анализом данных в реальном времени. В поддержку подхода создания добавленной стоимости данных в Европе была принята Европейская стратегия обработки данных на 2019 – 2024 годы, в США в 2020 году утверждена рассчитанная на десятилетний период Национальная стратегия в области данных (Federal Data Strategy).
В зависимости от ролей, которые государства будут играть в предоставлении услуг после принятия и внедрения технологий, обеспечивающих оборот данных на основе искусственного интеллекта, (регулятора услуг, контролера, заказчика услуг, прямого поставщика услуг) возможны 4 сценария дальнейшего развития для государственных IT-компаний:
Сценарий 1: Патерналистский
Возникает там, где влияние искусственного интеллекта (далее – ИИ) и новых технологий, которые используют ИИ, относительно низкое и государство сохраняет ведущую роль в оказании услуг.
При этом сценарии будет уделяться приоритетное внимание персонализированному предоставлению услуг. ИИ будет использоваться для расширения возможностей трудовых ресурсов там, где они могут улучшить аналитику и способность государства реагировать на потребности граждан, с сохранением цифровых рабочих мест и виртуальных (удаленных) цифровых рабочих мест в государственных IT-организациях.
Сценарий 2: Прогнозный
Поскольку размер рабочей силы будет уже оптимизирован, оптимизация расходов будет направлена на снижение потребности в государственных услугах. Государственные ИТ-организации в этом сценарии будут ориентированы на прямое предоставление бизнес-услуг.
Сценарий 3: Партнерство
В этом сценарии Правительство делегирует предоставление услуг некоммерческим и коммерческим организациям посредством ключевых показателей эффективности (КПЭ), с сохранением регулирующей роли в области интереса граждан.
Государственные IT-организации в этом сценарии должны сосредоточиться на поддержании экосистемы, в которой они функционируют.
Сценарий 4: Коммерческий
Правительство будет играть надзорную, а не руководящую роль и следить за экосистемами обслуживания граждан, чтобы они соответствовали требованиям клиентоориентированности.
Государственные IT-компании в этом сценарии должны будут выходить на рынок "на равных" с другими участниками, включая экспорт услуг, становясь объектами приватизации, в том числе посредством Initial Public Offering (далее – IPO).
Указанные тренды в значительной степени носят универсальный характер, оказывают влияние на все государства и отражены в ряде стратегических документов Республики Казахстан.
В частности, в рамках Стратегии "Казахстан-2050": новый политический курс состоявшегося государства" реализуется курс третьей индустриальной революции, которая меняет само понятие производства: "Технологические открытия кардинально меняют структуру и потребности мировых рынков. Мы живем уже в совершенно иной технологической реальности, нежели ранее." (Послание Президента Республики Казахстан Н.А. Назарбаева народу Казахстана от 14 декабря 2012 года).
К 2050 году Казахстан должен полностью обновить свои производственные активы в соответствии с самыми новейшими технологическими стандартами, в том числе путем государственного стимулирования экспорта.
В свою очередь, развитие ИКТ будет ориентировано на формирование человеческого и инфраструктурного потенциала для развития инноваций и стимулирование частных компаний на инвестиции в исследования и инновации.
Национальный план развития Республики Казахстан до 2025 года, утвержденный Указом Президента Республики Казахстан от 26 февраля 2021 года № 521, ставит задачу стимулирования экономического роста за счет более высокой производительности и наукоемкости, эффективного применения цифровых технологий, а также создания среды для трансфера и адаптации иностранных и развития собственных технологий.
Государственная программа "Информационный Казахстан-2020" переформатирована в Государственную программу "Цифровой Казахстан" (далее – ГП ЦК). ГП ЦК более полно учитывает современные тренды развития IT индустрии – использование больших данных "Big Data", мобильных и облачных технологий, интернет "вещей", внедрение роботизации и автоматизации производства.
За период действия ГП ЦК должны быть решены задачи по цифровизации промышленности и электроэнергетики, транспорта и логистики, сельского хозяйства и развития "умных" городов.
Подраздел 2. Анализ внутренней среды
На сегодняшний день структура холдинга в связи с реструктуризацией активов выглядит следующим образом:
1) акционерное общество "Национальные информационные технологии" (далее – АО "НИТ");
2) корпоративный фонд "Международный технопарк IT-стартапов "Astana Hub" (далее – технопарк "Astana Hub");
3) товарищество с ограниченной ответственностью "TRANSINFOTECH" (далее – ТОО "TRANSINFOTECH");
4) товарищество с ограниченной ответственностью "Astana IT University" (далее – ТОО "Astana IT University");
5) акционерное общество "Национальное агентство по развитию инноваций "QazInnovations") (далее – АО "НАРИ "QazInnovations").
В рамках Закона Республики Казахстан от 24 ноября 2015 года "Об информатизации" холдинг в соответствии с постановлением Правительства Республики Казахстан от 11 апреля 2016 года № 207 "Об определении сервисного интегратора "электронного правительства" определен сервисным интегратором "электронного правительства" и в соответствии с постановлением Правительства Республики Казахстан от 11 ноября 2016 года № 695 "Об определении Национального института развития в области информационно-коммуникационных технологий" определен Национальным институтом развития в области информационно-коммуникационных технологий.
Постановлением Правительства Республики Казахстан от 29 января 2016 года № 40 "Об определении оператора информационно-коммуникационной инфраструктуры "электронного правительства" АО "НИТ" определено оператором информационно-коммуникационной инфраструктуры "электронного правительства" (далее – ИКИ ЭП).
Постановлением Правительства Республики Казахстан от 16 октября 2018 года № 644 "Об определении международного технологического парка "Астана Хаб" технопарк "Astana Hub" определен международным технологическим парком "Astana Hub".
Решением правления холдинга от 26 февраля 2018 года принято решение одобрить участие холдинга в создании ТОО "TRANSINFOTECH" в размере 10 процентов в уставном капитале ТОО "TRANSINFOTECH".
Покупка 9 процентов доли участия в уставном капитале ТОО "Astana IT University" осуществлена в ноябре 2019 года согласно решению правления холдинга от 6 сентября 2019 года "О заключении акционерным обществом "Национальный инфокоммуникационный холдинг "Зерде" договора купли-продажи 9 процентов доли участия в уставном капитале ТОО "Astana IT University".
В соответствии с постановлением Правительства Республики Казахстан от 12 июля 2019 года № 501 "О мерах по реализации Указа Президента Республики Казахстан от 17 июня 2019 года № 24 "О мерах по дальнейшему совершенствованию системы государственного управления Республики Казахстан" права владения и пользования государственными пакетами акций и долями участия холдинга переданы Министерству цифрового развития, инноваций и аэрокосмической промышленности Республики Казахстан.
Постановлением Правительства Республики Казахстан от 12 сентября 2019 года № 687 "О принятии акций акционерного общества "Казтелерадио" из частной собственности в республиканскую собственность по договору дарения" в республиканскую собственность передано 100 (сто) процентов пакета акций АО "Казтелерадио".
На основании договора дарения от 19 февраля 2020 года № 3/20 проведена передача в ведение холдинга АО "Центр инжиниринга и трансферта технологий".
В соответствии с решением правления холдинга как единственного акционера от 19 февраля 2021 года АО "Центр инжиниринга и трансферта технологий" переименовано в АО "Национальное агентство по развитию инноваций "QazInnovations".
По итогам 2019 года консолидированная производительность труда холдинга составила 11,6 млн тенге. При этом согласно данным Бюро национальной статистики производительность труда (валовая добавленная стоимость на одного занятого) по итогам 2018 года (данные по итогам 2019 года не опубликованы) в целом по экономике Казахстана составила 6,2 млн тенге. Таким образом консолидированная производительность труда холдинга на 87 % выше по отношению к значению в целом по экономике Казахстана.
Результаты анализа внутренней и внешней среды позволили выделить сильные и слабые стороны холдинга, а также угрозы и возможности, которые приведены в таблице.
Раздел 2. Миссия и видение
Миссия холдинга: повышение качества жизни казахстанцев.
Видение холдинга: холдинг – драйвер развития ИКТ в Казахстане.
Раздел 3. Стратегические направления деятельности, цели, ключевые показатели деятельности и ожидаемые результаты по ним
Подраздел 1. Повышение эффективности управления потоками данных
Цель 1. Включение данных в экономический оборот
Ключевым инструментом холдинга по включению данных в экономический оборот является "электронное правительство". Именно этот механизм позволил упростить процесс взаимодействия государства и граждан.
В период с 2008 по 2020 годы Казахстан стабильно улучшал свою позицию в рейтинге "Индекс развития "электронного правительства" (EGDI) Организации Объединенных Наций (далее – ООН) с 81 до 29 позиции среди 193 стран-членов ООН. Прогнозируется, что уже в 2021 году доля государственных услуг в "цифре" составит 90 %. В этой связи очень важно раскрыть потенциал данных для стимулирования цифровых инноваций по всей стране и повышения качества услуг для граждан.
В то же время наследственные разрозненные системы, данные и процессы продолжают ограничивать участие государства в более широкой цифровой экосистеме и препятствуют внедрению полностью цифровых технологий.
Оптимизация процессов информационного взаимодействия посредством подхода "Dаtа Exchange Agency" позволит поглотить бюрократию и избавит граждан от необходимости быть вовлеченными во внутренние административные процедуры между государственными органами.
Кроме того, цифровая трансформация приводит к возникновению новых моделей услуг, включая так называемое проактивное обслуживание граждан на основе данных, позволяя удовлетворять не только текущие, но и прогнозируемые потребности граждан.
При этом электронные данные, находясь в центре этих моделей, могут принести большую пользу в сочетании с другими услугами и продуктами, оказываемыми субъектами предпринимательства.
Трансформацией подходов оказания услуг и взаимодействия государства с гражданами и бизнесом станет переход к принципам открытой архитектуры (Open API), при котором будет выстраиваться качественно новый уровень кооперации с коммерческим сектором. Это позволит эффективно использовать информационные ресурсы (данные), концентрируясь на поддержании инфраструктуры, отдавая "последнюю милю" по оказанию государственных услуг представителям негосударственного сектора экономики. При этом негосударственные информационные ресурсы будут являться фронт-ендом, интегрируя государственные услуги в собственные экосистемы, обеспечивая проактивное оказание услуг гражданам и бизнесу.
В рамках исполнения Послания Главы государства народу Казахстана от 1 сентября 2021 года "Единство народа и системные реформы – прочная основа процветания страны" в настоящее время холдингом, как сервисным интегратором "электронного правительства", разрабатывается, сопровождается и развивается архитектура центральных государственных и местных исполнительных органов и продвигается сервисная модель информатизации.
Задачи:
1) разработка эталонной архитектуры;
2) развитие подходов управления государственными данными в парадигме "Данные – важный государственный актив" (Open API);
3) развитие и совершенствование сервисной модели информатизации;
4) стандартизация процессов цифровой экосистемы;
5) продвижение концепта "умного города".
Все это предоставит гражданам и предпринимателям доступ к высококачественной информации и услугам цифрового правительства в любом месте, в любое время и с любого устройства.
Ключевые показатели деятельности в рамках данной цели:
1) индекс развития электронного правительства;
2) позиция Казахстана в подиндексе развития онлайновых государственных сервисов (Online Service Index) индекса развития электронного правительства (по методике ООН);
3) доля набора открытых данных, используемых в негосударственных приложениях и сервисах.
Ожидаемые результаты от реализации цели:
Качественные, унифицированные, машиночитаемые по умолчанию наборы данных в масштабах страны.
Переход от концепции электронного взаимодействия с государством (Е-GOV) к концепции цифрового правительства (AI-GOV), основанной на прогнозировании потребностей и запросов граждан.
Подраздел 2. Продвижение технологических экосистем в каждой из ключевых отраслей экономики
Цель 2.1. Создание и развитие инновационных систем
Информационные и коммуникационные технологии не только конкретный сектор экономики, но и основа всех современных инновационных экономических систем и обществ.
Приоритетными направлениями повышения эффективности и конкурентоспособности казахстанской экономики являются создание и развитие цифровых инновационных систем как технологических платформ или кластеров.
Так, формирование технологических платформ в ключевых отраслях экономики путем консолидации всех имеющихся ресурсов и заинтересованных сторон определено в качестве ключевого направления в рамках инновационного и научно-технического развития.
Для развития инновационного и технологического потенциала страны деятельность АО "НАРИ "QazInnovations" сосредоточена на реализации следующих стратегических направлений: аналитическое сопровождение развития экосистемы инноваций и стимулирование инновационной деятельности.
По итогам первого полугодия 2020 года по 10 технологическим платформам (электронная промышленность, индустрия 4.0, GreenTech, SmartCity, AgriTech, ИИ, GovTech, FinTech, SpaceTech и GeoTech) разработано видение их дальнейшего развития, определены операторы и сформированы проекты дорожных карт, содержащие конкретные мероприятия по реализации технологических платформ.
При решении вопроса финансового обеспечения вложений в технологические проекты или научно-исследовательские и опытно-конструкторские работы приоритет будет отдаваться смешанной форме финансирования при возможности коммерциализации.
Для обеспечения гибкости в решении данного вопроса финансирование фундаментальных исследований будет осуществлять государство. В этом случае, с организациями – победителями открытых конкурсов на выполнение заказов по осуществлению научно-исследовательских, опытно-конструкторских и опытно-технологических работ (далее – НИОКР) в рамках технологических платформ будут заключаться государственные контракты.
Электронные данные будут находиться в центре исследований НИОКР и смогут принести большую пользу при анализе или сочетании с услугами и продуктами.
Задачи:
1) создание более 10 тысяч рабочих мест через реализацию программы технологических платформ;
2) доведение доли инновационно активных предприятий до 25 %;
3) доведение доли инновационной продукции в ВВП до 5 %.
Ключевой показатель деятельности в рамках данной цели:
1) количество внедренных технологий, профинансированных за счет инновационных грантов.
Ожидаемый результат от реализации цели.
Улучшение в рейтинге ГИК ВЭФ по индикатору "Способность к инновациям" – 50 место к 2030 году.
Подраздел 3. Обеспечение развития стартап-экосистемы в области информационно-коммуникационных технологий
Цель 3.1. Поддержка предпринимательства в сегменте ИКТ
В Казахстане наблюдается низкий уровень предпринимательской инициативы в сегменте ИКТ. Данный фактор обостряется тем, что рынок венчурного капитала в Республике Казахстан находится на начальном этапе своего формирования. Согласно мнению ряда экспертов объем рынка венчурного капитала составляет порядка 20 миллионов долларов США.
В этой связи, в целях реализации Послания Президента Республики Казахстан "Третья модернизация Казахстана: глобальная конкурентоспособность" для поддержки предпринимательства в сегменте ИКТ 6 ноября 2018 года в рамках проведения форума "Digital Bridge" с участием Первого Президента Республики Казахстан – Елбасы Назарбаева Н.А., официально презентован технопарк "Astana Hub".
Предметом деятельности технопарка "Astana Hub" является развитие инновационной культуры и совершенствование стартап-экосистемы посредством оказания услуг акселерации, технологического бизнес-инкубирования участникам технопарка "Astana Hub", консультационное, информационное, аналитическое, образовательное, маркетинговое обеспечение участников технопарка "Astana Hub".
Технопарк "Astana Hub" формирует экосистему наряду с Международным финансовым центром "Астана", Назарбаев Университетом, Международным IT-университетом и Центром развития зеленых технологий и инвестиций.
При формировании стартап-экосистемы Казахстана применен опыт передовых стран, таких как Сингапур, Южная Корея, Израиль, развивающих ИКТ по кластерному принципу, предоставляя на законодательном уровне участникам возможности современной инфраструктуры, содействия в поиске инвесторов и выхода компаний на внешние рынки, а также упрощенные и льготные визовый, трудовой и налоговый режимы.
Ожидается, что именно стартап-компании в перспективе будут составлять основную долю экспорта IT-услуг и решений.
В этой связи, а также в рамках исполнения Послания Главы государства народу Казахстана от 1 сентября 2021 года "Единство народа и системные реформы – прочная основа процветания страны" холдингом принимаются следующие меры по созданию условий для развития IT-компаний:
вовлечение инкубаторов, акселераторов, школ программирования и региональных партнеров в совместную работу;
создание центров разработок или R&D центров;
развитие института бизнес-ангелов, краудфандинговых площадок, корпоративных венчурных фондов;
внедрение государственных и корпоративных инноваций через организацию взаимодействия государственных органов, предприятий квазигосударственного и частного сектора со стартапами.
К примеру, опыт Южной Кореи в этом вопросе демонстрирует возможность повышения конкурентоспособности местных компаний через участие в удовлетворении потребностей в IT-услугах крупных промышленных компаний квазигосударственного сектора, таких как Samsung, Daewoo, Hyundai, Goldstar (LG).
В настоящее время количество активных стартап-участников технопарка "Astana Hub" приближается к двум сотням компаний. Ряд из них имеет потенциал развиться в так называемые "национальные чемпионы" в рамках реализации холдингом инициативы "IT-чемпионы" (представители МСБ, казахстанское участие в капитале, положительная динамика роста, возможность масштабирования бизнес-модели, ориентированность на экспорт и/или импортозамещение, ориентация на передовые технологии (блокчейн, ИИ, интернет вещей, роботизация и др.).
Закрепившись на казахстанском рынке, такие компании при поддержке холдинга имеют возможность выхода на внешний рынок, в первую очередь, на рынки таких сопредельных стран, как Китай и Россия.
Задачи:
1) увеличение казахстанского содержания в ІТ-услугах;
2) продвижение отечественных ІТ-компаний на внутреннем и внешнем рынках;
3) рост доходов "IT-чемпионов";
4) увеличение доли IT-услуг в общем объеме IT-рынка и казахстанского содержания в ІТ-услугах;
5) представление предложений по формированию государственного образовательного заказа на подготовку, повышение квалификации и переподготовку специалистов в области ИКТ в организациях технического, профессионального и высшего образования, а также предложений в типовые учебные планы и типовые учебные программы в области информационно-коммуникационных технологий.
Ключевые показатели деятельности в рамках данной цели:
1) количество компаний с капитализацией более 1 млрд долларов США (с нарастающим итогом);
2) объем привлеченных инвестиций в стартапы (с нарастающим итогом);
3) доля казахстанского содержания в IT-услугах;
4) объем экспорта ІТ-продуктов и услуг (с возрастающим итогом).
Ожидаемые результаты от реализации цели:
развитие отечественной ІТ-отрасли;
количество компаний с капитализацией более 1 млрд долларов США;
увеличение казахстанского содержания в ІТ-услугах;
увеличение объема экспорта ІТ-продуктов и услуг.
Цель 3.2. Инвестирование в индустриально-инновационные проекты в области ИКТ, создание инвестиционных фондов и участие в инвестиционных фондах
Задача:
Создание инвестиционного фонда в 2023 году с привлечением частного сектора, с соотношением собственных средств к частным 20:80.
Ключевые показатели деятельности в рамках данной цели:
1) не менее 30 % свободных денежных средств и чистой прибыли будут направлены на инвестирование в индустриально-инновационные проекты и /или участие в инвестиционных фондах;
2) ROI 10 % (возврат инвестиций, замеры в 2025 и 2030 годах, с учетом 5 летнего инвестиционного горизонта).
Ожидаемый результат от реализации цели:
качество инвестиционного портфеля холдинга.
Подраздел 4. Устойчивое развитие и эффективность деятельности холдинга и его дочерних организаций
По данному направлению предусмотрено достижение следующей цели:
Цель 4.1. Повышение стоимости активов холдинга
На сегодняшний день наиболее крупным активом холдинга является АО "НИТ", который более 20 лет реализует крупные IT-проекты по решению задач в области информатизации, интеграции трудовых, производственных и финансовых ресурсов.
Холдингом планируется позиционирование АО "НИТ" как флагмана ИТ технологий, предлагающего свои услуги, решения и продукты не только государственным органам, но и квазигосударственному сектору, бизнесу и зарубежным компаниям.
Расширение спектра услуг АО "НИТ" и сегмента их оказания позволит АО "НИТ" увеличить свою рентабельность и доходность, капитализацию и привлекательность для инвесторов, выход на IPO.
В будущем обеспечение доходности АО "НИТ" путем осуществления коммерческой деятельности посодействует оптимизации расходов государственного бюджета за счет оказания АО "НИТ" качественных и доступных услуг с применением современных технологий.
АО "НИТ" будет принимать следующие меры:
снижение себестоимости услуг связи за счет оптимизации внутренних бизнес-процессов и тарифов сторонних операторов;
оптимизация расходов ГО за счет рационализации их потребности;
строительство каналов связи для единой транспортной среды государственных органов и новых центров обработки данных;
подготовка инфраструктуры для оказания услуг облачных сервисов;
создание и развитие совместно с частными отечественными IT компаниями современных технологических платформ, предоставляющих услуги на основе облачных и веб-технологий для выхода на рынок;
модернизация каталога услуг АО "НИТ";
привлечение долгосрочных партнеров в Республику Казахстан по связи, дата-центрам и оказанию сервисов;
расширение клиентской базы за счет построения отношений с локальными и зарубежными канальными партнерами, выход на международный рынок.
Задачи:
1) проведение детального анализа, своевременной корректировки и достоверного контроля по вопросам деятельности ДО через механизм корпоративного управления;
2) установление оптимального диапазона целевых параметров по объемам и направлению денежных потоков в холдинге и его ДО;
3) пресечение возможных рисков и действий, наносящих ущерб интересам акционеров.
Ключевые показатели деятельности в рамках данной цели:
1) рыночная капитализация компании АО "НИТ", выход на IPO (в 2030 году стоимость 420 млрд тенге);
2) годовая рентабельность проектов государственно-частного партнерства (далее – ГЧП) и синдицированных проектов с участием холдинга;
3) привлечение внебюджетных средств по основной деятельности от третьих лиц;
4) 50 % доходов от облачных сервисов АО "НИТ" к 2030 году.
Ожидаемый результат от реализации цели:
повышение коммерциализации деятельности и эффективная реализация ИКТ продуктов и услуг за счет повышения охвата рынка с целью увеличения доходности холдинга, при этом не противоречив принципам Yellow Pages.
Подраздел 5. Совершенствование корпоративного управления в группе компаний холдинга
Цель 5.1. Рост эффективности деятельности группы компаний холдинга.
Дублирование функций холдинга с функциями других организаций приводит к снижению ответственности за результаты деятельности между соответствующими организациями. В случаях, где функции дублируются, они будут отнесены к исключительной компетенции холдинга либо сокращены в среднесрочной или долгосрочной перспективе в других государственных организациях в рамках централизации функций (управление активами в сфере информационных технологий).
Будет усовершенствована деятельность советов директоров, внутреннего аудита, управления рисками, системы инвестирования, оптимизирована финансово-хозяйственная деятельность и усовершенствована система закупок.
Эффективное управление человеческими ресурсами будет достигаться путем реализации кадровой политики холдинга и его ДО, предусматривающей следующие задачи:
оптимизацию и стабилизацию кадрового состава структурных подразделений;
развитие эффективной системы мотивации работников;
совершенствование корпоративной культуры и этики группы компаний холдинга;
укрепление внутренних компетенций за счет обоснованного привлечения зарубежных специалистов;
развитие системы обучения и повышения квалификации специалистов и управленцев.
Задачи:
1) пересмотр портфеля функций ДО (критерии) и функций управления с корпоративного центра (повышение компетентности независимых директоров, управление рисками на уровне портфеля, синергия ДО);
2) переход на новые формы организации труда и занятости;
3) повышение имиджа холдинга и его ДО.
Ключевые показатели деятельности в рамках данной цели:
1) консолидированная производительность труда;
2) рентабельность холдинга.
Ожидаемые результаты от реализации цели:
деятельность холдинга станет высокоэффективной и безубыточной, будет обеспечено наличие рентабельности группы компаний, прозрачности финансовой отчетности и контроля расходования денежных средств, а также повысится качество трудовых ресурсов.
Также в рамках данного направления будет повышена узнаваемость бренда группы компаний холдинга.
Приложение 1 к Стратегии развития акционерного общества "Национальный инфокоммуникационный холдинг "Зерде" на 2021 – 2030 годы |
Перечень ключевых показателей деятельности холдинга на 2021 - 2030 годы
Наименование стратегического направления, цели, ключевого показателя | Ед. изм. | Год | |||||||||
---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|
2021 | 2022 | 2023 | 2024 | 2025 | 2026 | 2027 | 2028 | 2029 | 2030 | ||
1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 | 8 | 9 | 10 | 11 | 12 |
1. Стратегическое направление "Повышение эффективности управления потоками данных" | |||||||||||
Цель 1.1 Включение данных в экономический оборот | |||||||||||
1.1.1. Ключевой показатель "Индекс развития электронного правительства" | позиция | - | 25 | - | 23 | - | 21 | - | 19 | - | 10 |
1.1.2. Ключевой показатель "Позиция Казахстана в подиндексе развития онлайновых государственных сервисов (Online Service Index) индекса развития электронного правительства (по методике ООН)" | позиция | - | 29 | - | 20 | - | 15 | - | 10 | - | 5 |
1.1.3. Ключевой показатель "Доля наборов открытых данных, используемых в негосударственных приложениях и сервисах" | % | 5 | 15 | 20 | 25 | 40 | 45 | 55 | 65 | 75 | 80 |
2. Стратегическое направление "Продвижение технологических экосистем в каждой из ключевых отраслей экономики" | |||||||||||
Цель 2.1 Создание и развитие инновационных систем | |||||||||||
2.1.1. Ключевой показатель "Количество внедренных технологий, профинансированных за счет инновационных грантов" | ед. | 6 | 6 | 6 | 7 | 7 | 7 | 8 | 8 | 8 | 8 |
3. Стратегическое направление "Обеспечение развития стартап экосистемы в области ИКТ" | |||||||||||
Цель. 3.1. Поддержка предпринимательства в сегменте ИКТ | |||||||||||
3.1.1. Ключевой показатель "Количество компаний с капитализацией более 1 млрд долларов США" (с нарастающим итогом) | ед. | 3 | 7 | ||||||||
3.1.2.Ключевой показатель "Объем привлеченных инвестиций в стартапы" (с нарастающим итогом) | млрд тенге | 35,9 | 67 | 87 | 107 | 127 | 147 | 167 | 187 | 207 | 227 |
3.1.3. Ключевой показатель "Доля казахстанского содержания в IT-услугах" | % | 67,5 | 70 | 72 | 73,5 | 75 | 76,1 | 78,3 | 79,4 | 80 | 81,2 |
3.1.4. Ключевой показатель "Объем экспорта ІТ-продуктов и услуг" (с возрастающим итогом) | млн долл. США | 52 | 93 | 148 | 220 | 294 | 390 | 490 | 600 | 720 | 890 |
Цель. 3.2. Инвестирование в индустриально-инновационные проекты в области ИКТ, создание инвестиционных фондов и участие в инвестиционных фондах | |||||||||||
3.2.1. Ключевой показатель "Доля свободных денежных средств и чистой прибыли, направленная на инвестирование в индустриально-инновационные проекты и /или участие в инвестиционных фондах" | % | не менее 30 | не менее 30 | не менее 30 | не менее 30 | не менее 30 | не менее 30 | не менее 30 | не менее 30 | не менее 30 | не менее 30 |
3.2.2. Ключевой показатель "ROI (рентабельность проектов)" | % | 5 | 10 | ||||||||
4. Стратегическое направление "Устойчивое развитие и эффективность деятельности ДО и функционирования холдинга" | |||||||||||
Цель. 4.1. Повышение стоимости активов холдинга | |||||||||||
4.4.1. Ключевой показатель "Рыночная капитализация компании АО "НИТ" (выход на IPO)" | млрд тенге | - | - | - | - | - | - | - | - | - | 420 |
4.4.2. Ключевой показатель "Годовая рентабельность проектов ГЧП и синдицированных проектов с участием холдинга" | % | 10 | 12 | 14 | 16 | 18 | 20 | 22 | 24 | 26 | 28 |
4.4.3. Ключевой показатель "Доля доходов от облачных сервисов АО "НИТ" | % | - | 10 | 15 | 20 | 25 | 30 | 35 | 40 | 45 | 50 |
4.4.4. Ключевой показатель "Привлечение внебюджетных средств по основной деятельности от третьих лиц" | млн. тг. | 600 | 700 | 800 | 900 | 1000 | 1100 | 1200 | 1300 | 1400 | 1500 |
5. Стратегическое направление "Совершенствование корпоративного управления в группе компаний холдинга" | |||||||||||
Цель. Рост эффективности деятельности группы компаний холдинга | |||||||||||
5.5.1. Ключевой показатель "Консолидированная производительность" |
тысяч | 12 467,23 | 13 464,61 | 14 541,78 | 15 705,12 | 16 961,53 | 18 318,45 | 19 783,92 | 21 366,64 | 23 075,97 | 24 922,05 |
5.5.2 Ключевой показатель | % | 4 | 5 | 6 | 7 | 8 | 9 | 10 | 11 | 12 | 13 |
Приложение 2 к Стратегии развития акционерного общества "Национальный инфокоммуникационный холдинг "Зерде" на 2021 – 2030 годы |
Стратегическая карта холдинга
Приложение 3 к Стратегии развития акционерного общества "Национальный инфокоммуникационный холдинг "Зерде" на 2021 – 2030 годы |
Управление рисками
Корпоративная система управления рисками, ее развитие и имплементация являются необходимым условием достижения целей холдинга. Управление рисками осуществляется на основе применения передовых практик и стандартизированного подхода к методам и процедурам управления рисками и направлено на своевременную идентификацию и принятие мер по снижению уровня рисков, которые могут иметь негативное влияние.
Ключевые риски группы компаний холдинга1
_________________________________________
1Данный перечень не является полным и постоянным на период действия Стратегии развития холдинга на период до 2030 года. В рамках ежегодной идентификации рисков и построения карты рисков Совету директоров холдинга будут вноситься обновленные карты рисков (на консолидированной и отдельной основе) на прогнозные периоды с учетом изменившихся внешних и внутренних факторов.
Приложение 4 к Стратегии развития акционерного общества "Национальный инфокоммуникационный холдинг "Зерде" на 2021 – 2030 годы |