Об утверждении Комплексного плана развития социально-предпринимательских корпораций до 2025 года

Постановление Правительства Республики Казахстан от 4 августа 2021 года № 520. Утратило силу постановлением Правительства Республики Казахстан от 24 января 2024 года № 31.

Утратил силу

      Сноска. Утратило силу постановлением Правительства РК от 24.01.2024 № 31.

      Правительство Республики Казахстан ПОСТАНОВЛЯЕТ:

      1. Утвердить прилагаемый Комплексный план развития социально-предпринимательских корпораций до 2025 года (далее – Комплексный план).

      2. Местным исполнительным органам и социально-предпринимательским корпорациям (по согласованию) обеспечить своевременное выполнение мероприятий, предусмотренных Комплексным планом, и в сроки, установленные Комплексным планом, представлять информацию о ходе их реализации в Министерство национальной экономики Республики Казахстан.

      3. Министерству национальной экономики Республики Казахстан по итогам полугодия и года (к 25 июля и 25 января) представлять в Правительство Республики Казахстан сводную информацию о ходе реализации Комплексного плана.

      4. Контроль за исполнением настоящего постановления возложить на Министерство национальной экономики Республики Казахстан.

      5. Настоящее постановление вводится в действие со дня его подписания.

      Премьер-Министр
Республики Казахстан
А. Мамин

  Утвержден
постановлением Правительства
Республики Казахстан
от 4 августа 2021 года № 520

Комплексный план
развития социально-предпринимательских корпораций до 2025 года

      Социально-предпринимательские корпорации (далее – СПК) за 15 лет не стали действенными региональными институтами развития, как изначально закладывалось в видении при их создании и дальнейшем развитии. Причиной послужило существование ряда системных проблем и противоречий в системе СПК:

      1) отсутствие единого определения регионального института развития и понимания, чем они должны заниматься (произошло смешение порой противоречивых понятий: СПК, как социально-ориентированной структуры, поддерживающей социальные (порой убыточные) проекты, с СПК, как бизнес-ориентированной структуры, нацеленной на максимальное извлечение прибыли);

      2) противоречия в целях, задачах и ожидаемых результатах в текущей Концепции привели к тому, что изначально поставленные задачи не были реализованы в полной мере (как следствие, ожидаемые результаты, запланированные в Концепции, фактически не были достигнуты);

      3) Концепция развития СПК до 2020 года слабо учитывала проблемы и провалы предыдущей Концепции 2006 года, в результате большинство из них остались не решенными и "перекочевали" в текущую;

      4) слабая синхронизация с документами системы государственного планирования и другими правительственными документами (к примеру, согласно ГПИИР1, СПК определены в качестве национальных институтов по технологическому развитию, однако фактически СПК не реализуют мер государственной поддержки по данному направлению, так как в функционалах СПК данные меры не были закреплены);

      5) неустойчивая финансовая модель деятельности СПК и, как следствие, убыточная деятельность большинства СПК, требующая постоянных бюджетных вливаний;

      6) нарушение ключевого принципа, заложенного в Концепции, о несоздании конкуренции бизнесу (фактически деятельность СПК приводит к искажениям на рынках и проявлению фаворитизма со стороны государства по отношению к СПК);

      В деятельности СПК наблюдается их недостаточная активность в поиске инвестиционных возможностей, развитии предпринимательской среды и создании новых рабочих мест.

      7) неверные ожидания заинтересованных сторон размывают фокус в деятельности СПК (ожидания "центра" – СПК, как исполнитель различных государственных программ и поручений, ожидания на местах – СПК, как структура, позволяющая реализовывать крупные, порой имиджевые проекты, ожидания бизнеса – СПК, как структура, имеющая преференции в регионе, и порой мешающая здоровой конкуренции, ожидания населения – СПК, как поставщики социально значимых продуктов, по ценам ниже рыночных);

      8) системные недостатки по дефициту высокопрофессиональных кадров, недоверию со стороны бизнеса, низкой доли продукции конечных переделов с высокой добавленной стоимостью, длительности сроков оформления права недропользования, отсутствию методологии по структурированию сделок с указанием максимально допустимых сроков, видов участия СПК и других проблем;

      9) необходимость обеспечения открытости и подконтрольности общественности деятельности СПК, в том числе путем: ежегодного отчета об итогах выполнения СПК поставленных задач и достигнутых результатах Финансово-хозяйственная деятельность во время отчетной встречи акимов перед населением; рассмотрения ключевых вопросов деятельности СПК на заседаниях общественных советов (планы развития СПК, отчеты о результатах мониторинга реализации планов развития, которые включают достижение целей и задач, ключевых показателей деятельности и результатах финансово-хозяйственной деятельности организаций).

      Также будет регламентирована необходимость публикации информации в соответствии со стандартами ОЭСР (к примеру, о финансовых и операционных результатах компании, в т.ч. по результатам аудита, политике вознаграждения органов управления СПК, а также их сотрудников, сделках, и др.).

      10) необходимость проработки вопросов финансовой дисциплины СПК, а также повышения эффективности мониторинга за их деятельностью.

      Следует четко определить круг ответственных лиц (к примеру, первые руководители исполнительного органа, члены совета директоров, курирующие акимы) за финансовое состояние СПК, а также за достижение стратегических целей и задач корпорации.

      Другим важным аспектом является необходимость повышения эффективности мониторинга за деятельностью СПК. В этой связи будет проработан вопрос пересмотра компетенции Министерство национальной экономики в координации СПК с учетом проводимой политики по децентрализации согласно Национальному плану развития РК до 2025 года.

      Предполагается, что на центральном уровне Министерство национальной экономики будет задавать принципы и подходы для деятельности региональных институтов развития и обеспечивать площадку для коллаборации всех региональных институтов развития для обмена опытом на регулярной основе.

      Таким образом, система СПК требует переосмысления как инструмента реализации государственной политики в развитии регионов и ее трансформации в эффективный региональный институт развития.

      ____________________________

      1Государственная программа индустриально-инновационного развития Республики Казахстан на 2020–2025 годы

      Комплексным планом предусмотрено к реализации 16 мероприятий, направленных на трансформацию СПК в региональные институты развития, ориентированность деятельности СПК на поддержание устойчивого функционирования экономики регионов, эффективное управление активами, переданными в управление СПК, транспарентность и отчетность деятельности СПК.


п/п

Наименование

Форма завершения

Срок исполнения

Ответственный исполнитель

Объем финансирования

Источники финансирования

1

2

3

4

5

6

7

Ожидаемые результаты:
1) трансформация СПК в региональные институты развития;
2) ориентированность деятельности СПК на поддержание устойчивого функционирования экономики регионов;
3) эффективное управление активами, переданными в управление СПК;
4) эффективность, в том числе рост частных инвестиций в основной капитал, доли малого и среднего предпринимательства в валовый региональный продукт региона;
5) транспарентность и отчетность деятельности СПК, усиление компетенции СПК.

1. Направление "Подготовительный этап к трансформации СПК"

1. 1.

Анализ деятельности СПК, в том числе: финансового состояния СПК и видов деятельности, осуществляемых СПК; организационной структуры СПК; проведение анализа международного опыта деятельности СПК; определение ожиданий стейкхолдеров

информация в МНЭ

сентябрь 2021 года

МИО, СПК (по согласованию)

не требуется

не требуются

2.

Определение системных проблем деятельности СПК

информация в МНЭ

сентябрь
2021 года

МИО, СПК (по согласованию)

не требуется

не требуются

3.

Определение перечня целей, задач и функций СПК, обеспечивающих содействие развитию предпринимательства и экономики региона, разработка новой модели региональных институтов развития

информация в Правительство

сентябрь
2021 года

МНЭ, МИО, СПК (по согласованию)

не требуется

не требуются

4.

Разработка концептуальных подходов к развитию региональных институтов развития

информация в Правительство

октябрь
2021 года

МНЭ, МИО, СПК (по согласованию)

не требуется

не требуются

5.

Разработка Дорожной карты трансформации СПК

дорожная карта

ноябрь
2022 года

МНЭ, МИО, СПК (по согласованию)

не требуется

не требуются

2. Направление "Вывод непрофильных и неэффективных активов СПК из распоряжения СПК"

6.

Инвентаризация активов СПК, выявление неиспользуемого имущества

информация в МНЭ

октябрь
2021 года

МИО, СПК (по согласованию)

не требуется

не требуются

7.

Определение эффективности управления имуществом, земельными участками, в том числе обеспеченными инфраструктурными сетями

информация в МНЭ

октябрь
2021 года

МИО, СПК (по согласованию)

не требуется

не требуются

8.

Выработка предложений по:
выводу непрофильных и неэффективных активов из распоряжения СПК;
обеспечению вовлеченности активов в деловой оборот, оздоровление проблемных активов и развитие на их базе конкурентоспособных производств

информация в МНЭ

октябрь
2021 года

МИО, СПК (по согласованию)

не требуется

не требуются

9.

Упрощение структуры владения активами путем привлечения внешних инвесторов и выведение непрофильных и социальных активов из портфеля активов

выработка предложений по включению
активов в Комплексный план приватизации на 2021-2025 годы

октябрь
2021 года

МНЭ, МИО, СПК (по согласованию)

не требуется

не требуются

3. Направление "Взаимодействие со стейкхолдерами"

10.

Изучение взаимодействия акиматов, центральных государственных органов и СПК, СПК и бизнеса, СПК и финансовых и нефинансовых институтов развития

информация в МНЭ

ноябрь
2021 года

МИО, СПК (по согласованию)

не требуется

не требуются

11.

Изменение распределения полномочий и ответственности, повышение эффективности взаимодействия с государственными органами согласно новой модели развития регионального института развития

информация в МНЭ

ноябрь
2021 года

МИО, СПК (по согласованию)

не требуется

не требуются

4. Направление "Разработка предложений по совершенствованию законодательства"

12.

Разработка предложений по совершенствованию законодательства для перехода на новую модель регионального института, в том числе по внедрению механизма подотчетности и подконтрольности СПК

информация в Правительство

июнь
2022 года

МНЭ, МИО, СПК (по согласованию)

не требуется

не требуются

5. Направление "Пересмотр функционала региональных институтов развития"

13.

Приведение структуры СПК в соответствие с новой моделью развития и управления региональных институтов развития, в том числе пересмотр функций, формы организации

информация в МНЭ

март
2023 года

МИО, СПК (по согласованию)

не требуется

не требуются

14.

Разработка/приведение планов развития СПК в соответствие с обновленным набором стратегических целей

внесение изменений и дополнений
в планы развития

июнь
2023 года

МНЭ, МИО, СПК (по согласованию)

не требуется

не требуются

15.

Внедрение передовых стандартов корпоративного управления в деятельности СПК

внесение изменений и дополнений
в кодексы корпоративного управления

сентябрь
2023 года

МНЭ, МИО, СПК (по согласованию)

не требуется

не требуются

16.

Проведение ежегодного мониторинга трансформации СПК

информация в Правительство

декабрь
2023-2025 года

МНЭ, МИО, СПК (по согласованию)

не требуется

не требуются


      Примечание: расшифровка аббревиатур:

      МНЭ – Министерство национальной экономики Республики Казахстан

      МИО – местные исполнительные органы областей, городов республиканского значения, столицы

      СПК – социально-предпринимательские корпорации