Сноска. Утратило силу постановлением Правительства РК от 24.01.2024 № 31.
Правительство Республики Казахстан ПОСТАНОВЛЯЕТ:
1. Утвердить прилагаемый Комплексный план развития социально-предпринимательских корпораций до 2025 года (далее – Комплексный план).
2. Местным исполнительным органам и социально-предпринимательским корпорациям (по согласованию) обеспечить своевременное выполнение мероприятий, предусмотренных Комплексным планом, и в сроки, установленные Комплексным планом, представлять информацию о ходе их реализации в Министерство национальной экономики Республики Казахстан.
3. Министерству национальной экономики Республики Казахстан по итогам полугодия и года (к 25 июля и 25 января) представлять в Правительство Республики Казахстан сводную информацию о ходе реализации Комплексного плана.
4. Контроль за исполнением настоящего постановления возложить на Министерство национальной экономики Республики Казахстан.
5. Настоящее постановление вводится в действие со дня его подписания.
Премьер-Министр Республики Казахстан |
А. Мамин |
Утвержден постановлением Правительства Республики Казахстан от 4 августа 2021 года № 520 |
Комплексный план
развития социально-предпринимательских корпораций до 2025 года
Социально-предпринимательские корпорации (далее – СПК) за 15 лет не стали действенными региональными институтами развития, как изначально закладывалось в видении при их создании и дальнейшем развитии. Причиной послужило существование ряда системных проблем и противоречий в системе СПК:
1) отсутствие единого определения регионального института развития и понимания, чем они должны заниматься (произошло смешение порой противоречивых понятий: СПК, как социально-ориентированной структуры, поддерживающей социальные (порой убыточные) проекты, с СПК, как бизнес-ориентированной структуры, нацеленной на максимальное извлечение прибыли);
2) противоречия в целях, задачах и ожидаемых результатах в текущей Концепции привели к тому, что изначально поставленные задачи не были реализованы в полной мере (как следствие, ожидаемые результаты, запланированные в Концепции, фактически не были достигнуты);
3) Концепция развития СПК до 2020 года слабо учитывала проблемы и провалы предыдущей Концепции 2006 года, в результате большинство из них остались не решенными и "перекочевали" в текущую;
4) слабая синхронизация с документами системы государственного планирования и другими правительственными документами (к примеру, согласно ГПИИР1, СПК определены в качестве национальных институтов по технологическому развитию, однако фактически СПК не реализуют мер государственной поддержки по данному направлению, так как в функционалах СПК данные меры не были закреплены);
5) неустойчивая финансовая модель деятельности СПК и, как следствие, убыточная деятельность большинства СПК, требующая постоянных бюджетных вливаний;
6) нарушение ключевого принципа, заложенного в Концепции, о несоздании конкуренции бизнесу (фактически деятельность СПК приводит к искажениям на рынках и проявлению фаворитизма со стороны государства по отношению к СПК);
В деятельности СПК наблюдается их недостаточная активность в поиске инвестиционных возможностей, развитии предпринимательской среды и создании новых рабочих мест.
7) неверные ожидания заинтересованных сторон размывают фокус в деятельности СПК (ожидания "центра" – СПК, как исполнитель различных государственных программ и поручений, ожидания на местах – СПК, как структура, позволяющая реализовывать крупные, порой имиджевые проекты, ожидания бизнеса – СПК, как структура, имеющая преференции в регионе, и порой мешающая здоровой конкуренции, ожидания населения – СПК, как поставщики социально значимых продуктов, по ценам ниже рыночных);
8) системные недостатки по дефициту высокопрофессиональных кадров, недоверию со стороны бизнеса, низкой доли продукции конечных переделов с высокой добавленной стоимостью, длительности сроков оформления права недропользования, отсутствию методологии по структурированию сделок с указанием максимально допустимых сроков, видов участия СПК и других проблем;
9) необходимость обеспечения открытости и подконтрольности общественности деятельности СПК, в том числе путем: ежегодного отчета об итогах выполнения СПК поставленных задач и достигнутых результатах Финансово-хозяйственная деятельность во время отчетной встречи акимов перед населением; рассмотрения ключевых вопросов деятельности СПК на заседаниях общественных советов (планы развития СПК, отчеты о результатах мониторинга реализации планов развития, которые включают достижение целей и задач, ключевых показателей деятельности и результатах финансово-хозяйственной деятельности организаций).
Также будет регламентирована необходимость публикации информации в соответствии со стандартами ОЭСР (к примеру, о финансовых и операционных результатах компании, в т.ч. по результатам аудита, политике вознаграждения органов управления СПК, а также их сотрудников, сделках, и др.).
10) необходимость проработки вопросов финансовой дисциплины СПК, а также повышения эффективности мониторинга за их деятельностью.
Следует четко определить круг ответственных лиц (к примеру, первые руководители исполнительного органа, члены совета директоров, курирующие акимы) за финансовое состояние СПК, а также за достижение стратегических целей и задач корпорации.
Другим важным аспектом является необходимость повышения эффективности мониторинга за деятельностью СПК. В этой связи будет проработан вопрос пересмотра компетенции Министерство национальной экономики в координации СПК с учетом проводимой политики по децентрализации согласно Национальному плану развития РК до 2025 года.
Предполагается, что на центральном уровне Министерство национальной экономики будет задавать принципы и подходы для деятельности региональных институтов развития и обеспечивать площадку для коллаборации всех региональных институтов развития для обмена опытом на регулярной основе.
Таким образом, система СПК требует переосмысления как инструмента реализации государственной политики в развитии регионов и ее трансформации в эффективный региональный институт развития.
____________________________
1Государственная программа индустриально-инновационного развития Республики Казахстан на 2020–2025 годы
Комплексным планом предусмотрено к реализации 16 мероприятий, направленных на трансформацию СПК в региональные институты развития, ориентированность деятельности СПК на поддержание устойчивого функционирования экономики регионов, эффективное управление активами, переданными в управление СПК, транспарентность и отчетность деятельности СПК.
Примечание: расшифровка аббревиатур:
МНЭ – Министерство национальной экономики Республики Казахстан
МИО – местные исполнительные органы областей, городов республиканского значения, столицы
СПК – социально-предпринимательские корпорации