Оглавление

Об утверждении Комплексного плана по реализации государственной политики в религиозной сфере Республики Казахстан на 2021 – 2023 годы

Постановление Правительства Республики Казахстан от 31 декабря 2020 года № 953.

Обновленный

      Правительство Республики Казахстан ПОСТАНОВЛЯЕТ:

      1. Утвердить прилагаемый Комплексный план по реализации государственной политики в религиозной сфере Республики Казахстан на 2021 – 2023 годы (далее – Комплексный план).

      2. Центральным государственным и местным исполнительным органам, ответственным за исполнение Комплексного плана:

      1) обеспечить своевременную реализацию мероприятий, предусмотренных в Комплексном плане;

      2) два раза в год, не позднее 10 января и 10 июля года, следующего за отчетным периодом, представлять информацию о ходе исполнения Комплексного плана в Министерство информации и общественного развития Республики Казахстан.

      3. Министерству информации и общественного развития Республики Казахстан не позднее 25 июля года, следующего за отчетным периодом, представлять в Аппарат Правительства Республики Казахстан сводную информацию о ходе выполнения мероприятий Комплексного плана.

      Сноска. Пункт 3 - в редакции постановления Правительства РК от 17.03.2023 № 236 (вводится в действие по истечении десяти календарных дней после дня его первого официального опубликования).

      4. Контроль за исполнением настоящего постановления возложить на Министерство информации и общественного развития Республики Казахстан.

      5. Настоящее постановление вводится в действие со дня его подписания.

      Премьер-Министр
Республики Казахстан
А. Мамин

  Утвержден
постановлением Правительства
Республики Казахстан
от 31 декабря 2020 года № 953

Комплексный план
по реализации государственной политики в религиозной сфере Республики Казахстан на 2021 − 2023 годы

      Сноска. Комплексный план с изменением, внесенным постановлением Правительства РК от 17.03.2023 № 236 (вводится в действие по истечении десяти календарных дней после дня его первого официального опубликования).

      Введение

      В Послании Первого Президента Республики Казахстан – Елбасы Нурсултана Назарбаева народу Казахстана "Стратегия "Казахстан-2050": новый политический курс состоявшегося государства" особо подчеркивается, что гражданский мир, межнациональный и межконфессиональный диалог и согласие являются главной ценностью казахстанского общества и государства.

      Сегодня Казахстан выступает одним из крупных и авторитетных акторов глобального межцивилизационного, межрелигиозного и межконфессионального диалога.

      Мир и согласие, уникальный диалог культур и религий в казахстанском полиэтноконфессиональном государстве, как известно, признаны всем мировым сообществом, ведущими международными структурами/институтами взаимодействия, как ООН, ОБСЕ, Альянс цивилизаций, ОИС, ВИЛ, ЮНЕСКО и авторитетными лидерами мировых и традиционных религий.

      В настоящее время в Казахстане в мире и согласии проживают представители более 130 этнических и 18 конфессиональных групп. Казахстанский опыт в сфере межконфессионального согласия во многом уникален. В республике представлен широкий спектр религиозных объединений: от традиционных религиозных объединений (ислам и христианство) до новых, ранее не представленных в стране, вероучений. Несмотря на многообразие различных взглядов, традиций и культур, Казахстан остается государством, где нет конфликтов на религиозной почве.

      Обеспечение стабильности в обществе, возрождение и развитие религиозных традиций в Казахстане является результатом взвешенной и выверенной государственной политики, направленной на обеспечение свободы вероисповедания, сохранение общественного согласия и стабильности в обществе.

      Как показывают данные социологических опросов 2019 года, 76 % опрошенных граждан оценивают религиозную ситуацию в стране как "благополучную", "стабильную". Политику государства в сфере межрелигиозных отношений поддерживают более 86 % граждан.

      Эти показатели свидетельствуют об эффективности и результативности принимаемых государством мер в сфере религии, как способствующих стабильности религиозной ситуации и находящих широкую поддержку в обществе.

      В статье 1 Конституции Республики Казахстан указано, что Республика Казахстан утверждает себя демократическим, светским, правовым и социальным государством, согласно которой государство реализует сегодня свою политику в религиозной сфере.

      Однако современный мир, в силу объективных и субъективных факторов, переживает эпохальные изменения и трансформации как в мировоззренческом, так и социально-экономическом аспектах. Эти обстоятельства в целом ведут к размыванию устоявшихся приоритетов и ценностей, а также новым угрозам мирового масштаба, в том числе в религиозной сфере.

      Основными принципами государственной политики в сфере религиозной деятельности Республики Казахстан являются:

      1. Неукоснительное соблюдение Конституции и законов Республики Казахстан, гарантирующих защиту свободы совести и вероисповедания граждан, всеми государственными органами и гражданами.

      Выполнение статей Конституции, запрещающих любые формы дискриминации по конфессиональному, этническому, расовому, социальному и половому признакам.

      Выполнение обязательств Казахстана, подписавшего важнейшие международные соглашения и договоры в области прав человека, в том числе фундаментальные пакты ООН в этой сфере.

      2. Реализация положений, утверждающих Казахстан светским и правовым государством, создание равных и благоприятных условий для реализации конфессиями всех своих прав и функций.

      3. Активное участие институтов гражданского общества – неправительственных организаций, Ассамблеи народа Казахстана, а также средств массовой информации в реализации государственной политики в сфере религии.

      4. Мирное и уважительное сосуществование конфессий, противодействие распространению экстремизма.

      В целях соблюдения и дальнейшего продвижения основных принципов государственной политики в религиозной сфере разработан настоящий Комплексный план по реализации государственной политики в религиозной сфере на 2021 – 2023 годы (далее – Комплексный план), отражающий ключевые аспекты, дальнейшее развитие и имеющиеся проблемы в отрасли. Реализация положений Комплексного плана составит качественную основу регулирования отрасли и окажет существенное влияние на результативность деятельности заинтересованных государственных органов и соблюдение субъектами религиозной деятельности действующего законодательства.

      Намеченные в Комплексном плане цели и задачи будут выполнены в соответствии с прилагаемым Планом мероприятий по реализации государственной политики в религиозной сфере Республики Казахстан на 2021 – 2023 годы.

      1. Международный опыт

      Изучен опыт государств-членов Европейского Союза, Соединенных Штатов Америки, Китайской Народной Республики, Объединенных Арабских Эмиратов, Российской Федерации, Республики Таджикистан, Узбекистана, Кыргызской Республики.

      В большинстве государств, кроме Кыргызской Республики и Таджикистана, отсутствуют нормативные правовые акты государственного регулирования сферы религиозной деятельности. В частности, в Кыргызской Республике и Таджикистане указами Главы государства приняты и реализуются концепции государственной политики в сфере религии.

      2. Анализ текущей ситуации

      В стране сформирована светская модель государственно-конфессиональных отношений на принципах равенства всех граждан перед законом и уважительного отношения к личным убеждениям каждого, независимо от языка и отношения к религии.

      Согласно общепринятым мировым нормам государство регулирует деятельность религиозных организаций в целях обеспечения прав граждан и защиты общественной безопасности.

      Так, в рамках Закона Республики Казахстан "О религиозной деятельности и религиозных объединениях" упорядочена деятельность религиозных объединений, определен порядок осуществления миссионерской деятельности, проведения религиозных мероприятий, религиоведческой экспертизы, строительства культовых сооружений, распространения религиозной литературы.

      Государство обеспечивает реализацию мер по сохранению стабильности в религиозной сфере, укреплению межконфессионального согласия в обществе, формированию иммунитета населения к идеологии религиозного экстремизма и радикализма в любых формах и проявлениях.

      Созданы необходимые условия для обеспечения деятельности официально зарегистрированных на 1 апреля 2020 года 3816 религиозных объединений, представляющих 18 конфессий. Из них 2680 – ислам, 342 – православие, 86 – католицизм, 595 – протестантизм, 60 – Свидетели Иеговы, 24 – Новоапостольская церковь, 11 – Общество сознания Кришны, 7 – иудаизм, 6 – Бахаи, 2 – буддизм, 2 – Церковь Иисуса Христа Святых последних дней (мормоны), 1 – муниты.

      Всего по стране функционируют 3585 культовых сооружений, из которых 2678 мечетей, 301 православный храм и 108 католических церквей, 406 протестантских молитвенных домов, 57 молитвенных домов Свидетелей Иеговы, 24 молитвенного дома Новоапостольской церкви, 6 синагог, 2 молитвенного дома Бахаи, 2 молитвенного дома Общества сознания Кришны, 1 буддийский храм.

      Официально зарегистрирован 581 миссионер, из них 438 – иностранные граждане и 143 – граждане Казахстана.

      Все зарегистрированные субъекты религиозных отношений осуществляют свою деятельность согласно законодательству Республики Казахстан, служат делу мира и согласия, развитию общества, укреплению государства.

      В стране действуют 13 духовных учебных заведений. Общее количество учащихся составляет 3381 человек. Из них 11 – исламского направления (университет "Нур-Мубарак", 5 медресе-колледжей, 4 медресе, Исламский институт повышения квалификации имамов при Духовном управлении мусульман Казахстана); 2 – христианской направленности (Алматинская Православная духовная семинария и Межъепархиальная высшая духовная семинария "Мария-Матерь Церкви" в г. Караганде).

      По итогам 1 квартала 2020 года 258 граждан продолжают обучение в зарубежных теологических учебных заведениях (в том числе 130 человек в рекомендуемых учреждениях, 113 человек – в сомнительных учебных заведениях). Наиболее востребованными странами для получения духовного образования являются Арабская Республика Египет (95), Турция (66), Королевство Саудовской Аравии (57), также Иордания (17 чел.).

      В целях снижения оттока молодежи за рубеж для получения образования в духовных учебных заведениях в стране созданы необходимые условия для обучения в казахстанских вузах. В частности, Министерством образования и науки, местными исполнительными органами ежегодно выделяются образовательные гранты по специальностям: "Исламоведение", "Религиоведение" и "Теология". На 2019 – 2020 учебный год на данные специальности выделены 430 образовательных грантов.

      Проведена религиоведческая экспертиза на 624 объекта религиозного содержания, из которых 14 получили отрицательное заключение, 507 –положительное, 45 материалов – не религиозного содержания, 58 – на иностранном языке.

      В 1 квартале 2020 года проанализировано содержание свыше 654 интернет-ресурсов, из которых выявлено 431 ссылок на интернет-ресурсы, содержащие материалы противоправного характера. Отрицательные заключения по выявленным материалам направлены в соответствующие государственные органы для принятия необходимых процессуальных решений.

      По сведениям региональных управлении внутренних дел в 1 квартале 2020 года выявлено 64 факта административных правонарушений в сфере религиозной деятельности, из них 29 дел – по статьям 453 и 489 КоАП. Основная часть возбужденных дел относятся к правонарушениям ст. 490 КоАП, таких как проведение религиозных обрядов, и (или) собраний; нарушение требований к ввозу, разработке, публикации и (или) распространению религиозной литературы и других материалов религиозного содержания, предметов религиозного назначения.

      В рамках реализации государственного социального гранта "Организация реабилитации и адаптации лиц, пострадавших от радикальной идеологии" общественным фондом "Ақниет" ежегодно реализуется комплекс реабилитационных и дерадикализационных мероприятий с лицами, осужденными за экстремизм и терроризм, находящимися под следствием, и членами их семей. Так, реабилитационными мероприятиями в рамках учреждений УИС охвачено 138 осужденных. Из них согласно оценке специалистов-теологов реабилитировано – 9, склонены на умеренные позиции – 91 и остались на своих позициях 38 человек.

      Кроме того, согласно информации Министерства внутренних дел организовано 1625 мероприятий с участием 3513 осужденных в пенитенциарных учреждениях (из них 1149 индивидуальных встреч с участием 506 чел. и 476 общепрофилактических мероприятий с участием 2988 чел.). В результате проведенной работы были реабилитированы 165 осужденных.

      Уполномоченным органом в сфере религиозной деятельности совместно с акиматами областей, городов Нур-Султана, Алматы и Шымкента обеспечена координация деятельности региональных информационно-разъяснительных групп по вопросам религий (далее – ИРГ). Так, в стране действуют 224 региональные ИРГ в количестве 2393 человек.

      Деятельность ИРГ в целом сосредоточена на адресных категориях граждан, таких как молодежь, верующие, безработные, осужденные и члены их семей, работники нефтедобывающего сектора, частных предприятий, сферы обслуживания, торговли, сервиса и др.

      Согласно информации региональных управлений по делам религий в 1 квартале 2020 года с участием членов ИРГ проведено свыше 2732 разноформатных мероприятий с охватом 264 тысяч граждан. Аналогичные профилактические мероприятия организованы среди молодежи. Всего организовано 612 мероприятий с охватом более 35 тысяч человек.

      Казахстан как независимое многонациональное и многоконфессиональное государство является активным участником многосторонних международных договоров в области защиты прав и свобод человека.

      Инициатива Первого Президента Республики Казахстан – Елбасы Назарбаева Н.А. о регулярном проведении в столице страны Съезда лидеров мировых и традиционных религий стала основополагающим фактором в обеспечении глобального межцивилизационного и межрелигиозного диалога во имя мира и стабильности.

      Наряду с этим, для содействия продвижению на новый уровень роли Казахстана как одного из международных центров межрелигиозного согласия, а также обеспечения деятельности Съезда лидеров мировых и традиционных религий и его институтов создан и действует некоммерческое акционерное общество "Центр Н. Назарбаева по развитию межконфессионального и межцивилизационного диалога".

      В целях сохранения стабильности и согласия в обществе государство намерено и впредь неукоснительно соблюдать конституционные принципы светского развития государства.

      3. Цели, задачи и общие подходы к государственной политике в религиозной сфере на 2021-2023 годы

      Целями и задачами государственной политики в сфере религиозной деятельности являются:

      1. Укрепление светских принципов государственного устройства.

      2. Обеспечение реализации прав граждан на свободу вероисповедания и взаимодействие с религиозными объединениями.

      3. Обеспечение межконфессионального согласия и стабильности в казахстанском обществе.

      4. Обеспечение национальной безопасности в религиозной сфере.

      Данные целеполагания должны реализовываться как центральными государственными органами, так и местными исполнительными органами.

      4. Укрепление светских принципов развития государства

      Светское устройство государства – важное историческое достижение народа Казахстана.

      Казахстан обладая уникальными историко-культурными условиями, самобытностью общественного развития и спецификой религиозной сферы, реализует собственную модель государственно-конфессиональных отношений, признанную мировым сообществом.

      Конституционная норма о светском характере государства является основополагающей характеристикой государственно-конфессиональных отношений в Республике Казахстан.

      Социальные отношения, включая системы государственной службы, образования, культуры, спорта, здравоохранения, институты семьи и брака, а также другие сферы, относящиеся к компетенции государства, регулируются только законодательством.

      Светскость предусматривает следующие принципы:

      В системе государственного управления и государственной службы

      Светские принципы являются основой развития и функционирования современного Казахстана.

      В своей повседневной деятельности все граждане, независимо от отношения к религии, руководствуются, прежде всего, законами, требованиями иных нормативных правовых актов, а также внутренними правилами организаций всех форм собственности, если они не противоречат действующему законодательству.

      Конституционное устройство государства исключает религиозный интерес при законотворчестве, формировании и функционировании органов государственной власти, принципов этики должностных лиц.

      Между государством и религиозными объединениями устанавливаются особые отношения. Государственная политика строится не на установках какого-либо вероучения, а исходя из конкретных интересов обеспечения жизнедеятельности и безопасности граждан, общества и государства в целом.

      В Казахстане как демократическом, светском, правовом и социальном государстве государственные решения принимаются исключительно на основе интересов всего общества, а не исходя из интересов какой-либо религии или отдельных ее последователей.

      Казахстан признает ценность и обеспечивает свободу совести каждого гражданина.

      Граждане страны вправе самостоятельно и без принуждения определять свое отношение к религии либо вовсе не ассоциировать себя с той или иной религией и жить, не обращаясь к религиозным институтам.

      Государство в лице государственных органов и государственных служащих не может принуждать граждан в какой-либо форме исповедовать или не исповедовать ту или иную религию, но способствует установлению отношений взаимного согласия и уважения между гражданами, исповедующими религию и не исповедующими ее, а также между различными религиозными объединениями.

      В интересах обеспечения национальной, в том числе общественной, безопасности государство регулирует и управляет общественными отношениями.

      В этих целях государство вправе вводить предусмотренные законом ограничения, при этом, не вторгаясь во внутренний мир и религиозные убеждения человека.

      Светские принципы являются основополагающими для функционирования системы государственного управления и государственной службы.

      Государственные служащие добровольно поступая на государственную службу, должны неукоснительно соблюдать ряд обязанностей и ограничений, в том числе:

      при осуществлении должностных полномочий обязаны быть беспристрастными и независимыми от деятельности религиозных объединений;

      не должны использовать служебное положение и связанные с ним возможности в интересах религиозных объединений, в том числе для пропаганды своего отношения к ним.

      Государственные служащие, в том числе занимающие руководящие должности, не могут открыто демонстрировать свои религиозные убеждения в коллективе, принуждать подчиненных служащих к участию в деятельности религиозных объединений.

      Гражданские служащие государственных учреждений и предприятий при выполнении служебных и должностных обязанностей воздерживаются от пропаганды религии. При принятии ими управленческих решений религиозные предписания не должны браться за основу.

      В системе правоохранительных, специальных органов и Вооруженных Сил

      В системе правоохранительных, специальных органов и Вооруженных Сил не допускается пропаганда религии.

      Воинская повинность не требует отказа от религиозных убеждений.

      Военнослужащий может придерживаться своей веры, но реализация этой веры не должна осуществляться в ущерб служебной деятельности.

      В средствах массовой информации

      Средства массовой информации предназначены для всех граждан страны, независимо от их религиозной и иной принадлежности, обеспечивая при этом нейтральное освещение вопросов религии и государственно-конфессиональных отношений.

      Средства массовой информации должны способствовать продвижению светских принципов развития государства, казахстанской модели межконфессионального мира и согласия, профилактике религиозного экстремизма, а также недопущению религиозной розни и ксенофобии, пропаганды религиозности.

      Канонические вопросы религий освещаются только средствами массовой информации, учрежденными зарегистрированными религиозными объединениями.

      В системе образования

      Система образования играет фундаментальную роль в формировании у личности и общества казахстанского патриотизма, уважения к национальным и духовным традициям народа.

      Основополагающими принципами системы образования в организациях образования, кроме духовных (религиозных), являются:

      обеспечение государством светского характера системы образования;

      установление ответственности педагогического состава за навязывание и культивирование религиозного мировоззрения;

      обеспечение независимости внутреннего устройства и деятельности организаций образования от каких-либо религиозных принципов;

      соблюдение обучающимися и воспитанниками, их родителями (законными представителями) правил внутреннего распорядка, выполнение других требований, предусмотренных уставом организации образования и договором о предоставлении образовательных услуг;

      предоставление учащимся в процессе обучения и воспитания исключительно научного знания о религиях;

      недопустимость принуждения при обучении к вступлению в какое-либо религиозное объединение или пребыванию в нем;

      недопустимость отказа учащихся от посещения учебных занятий по религиозным мотивам;

      недопустимость проведения в организациях образования религиозных мероприятий и миссионерской деятельности;

      соблюдение требований к форме одежды, установленных в организациях образования.

      Преподавание инновационного курса "Общество и религия" в организациях образования будет направлено на формирование у учащихся научного знания об особенностях и истории религиозных учений, воспитание молодежи в духе мира, культурного и религиозного многообразия.

      В системе здравоохранения

      Обеспечение полноценного медицинского обслуживания граждан страны, независимо от их пола, расы, этнической принадлежности, языка, социального происхождения и вероисповедания, является первостепенной задачей социального государства.

      Религиозные объединения могут вносить вклад в развитие общества, пропагандируя ценность жизни, важность соблюдения здорового образа жизни, а также отказ от наркомании, алкоголизма и иных вредных привычек.

      Религиозные объединения и их представители в своей деятельности не должны призывать граждан отказываться от медицинской помощи в таких ситуациях, когда медицинское вмешательство необходимо в интересах сохранения здоровья и жизни человека.

      Организациям здравоохранения необходимо:

      вести разъяснительную работу среди лиц, отказывающихся от вакцинации, трансплантации органов, переливания крови и иной медицинской помощи по религиозным мотивам;

      руководствоваться положениями Кодекса "О здоровье народа и системе здравоохранения", предусматривающими оказание медицинской помощи без согласия граждан в случаях прямой угрозы жизни пациента, наличия психического расстройства и других заболеваний, представляющих опасность для окружающих;

      не допускать при оказании медицинской помощи медицинскими и фармацевтическими работниками каких-либо действий (бездействия) по их религиозным убеждениям, равно как и проведения (совершения) религиозных обрядов и церемоний, которые могут повлечь угрозу для жизни и здоровья пациентов.

      В системе культуры и спорта

      Культура являясь основой национальной идентичности граждан страны, проводником духовных традиций и общечеловеческих ценностей, представляет особый объект заботы государства.

      Светское устройство Казахстана создает справедливые и равные условия для развития культур всех этносов и конфессий на территории государства.

      Каждый гражданин Казахстана, независимо от этнического происхождения и отношения к религии, имеет право развивать свою культуру, традиции и язык, быть представленным во всех сферах общественной и государственной жизни.

      Уважительное отношение к исторически сложившимся национальным традициям и обычаям казахского и других этносов является особенностью государства.

      Все религиозные объединения в Казахстане должны обеспечивать уважение своими представителями государственных символов, национальных и государственных праздников.

      Государство уделяет большое внимание сохранению историко-культурного наследия страны и культурных ценностей как важнейших составляющих мировой и отечественной культуры и искусства, независимо от их религиозной принадлежности.

      Часть объектов мирового культурного и исторического значения Казахстана имеют религиозное значение. В республике имеются святые места, связанные с именами распространителей ислама и других религий, которые являются неотъемлемым наследием народа Казахстана и охраняются государством.

      В настоящее время идет возрождение и строительство новых культовых зданий и сооружений различных конфессий.

      Уникальная казахстанская модель светскости сформирована на основе общенациональной (гражданской) и культурной идентичности казахстанского народа.

      Сегодня перед центральными государственными и местными исполнительными органами стоит задача дальнейшего сохранения и развития духовно-культурного наследия, отражающего самобытность и единство полиэтничного и многоконфессионального народа Казахстана.

      Религии в казахстанском обществе могут вносить важный вклад в:

      возрождение, сохранение и развитие морально-нравственных ценностей в обществе, преодоление в нем элементов бездуховности;

      повышение уровня культуры в обществе;

      развитие традиционных основ народа и противостояние проникновению в общество ложных ценностей;

      повышение роли и значения института семьи и брака;

      развитие ценностей культурного многообразия и межкультурного диалога в стране и на международном уровне.

      Учреждениям культуры и спорта необходимо:

      в целях недопущения пропаганды религиозного превосходства активизировать работу творческой интеллигенции во всех сферах культуры по сохранению и дальнейшей популяризации культурного наследия казахстанского народа;

      использовать потенциал деятелей культуры и спорта для противодействия религиозному экстремизму;

      консолидировать усилия по духовно-нравственному и патриотическому воспитанию учащихся и тренерско-преподавательского состава спортивных школ республики;

      формировать у спортсменов и их тренеров светское мировоззрение, культуру межконфессионального согласия, иммунитет к деструктивной идеологии;

      содействовать государству и обществу в противодействии распространению идеологии экстремизма в молодежной среде.

      В социально-экономической сфере

      Социально-экономические отношения регулируются исходя из светских принципов государства, гарантирующих равные права и возможности для развития всех общностей и индивидов.

      Государство осуществляя взаимодействие с религиозными объединениями, исходит из того, что духовные и религиозные ценности должны способствовать развитию и процветанию страны, а не сдерживать их религиозными догмами.

      Духовно-нравственные ценности в сфере социально-экономических отношений могут способствовать:

      призывают к справедливым экономическим отношениям, которые способствуют развитию человека и человечности;

      продвижению в обществе ценностей честного труда, качественного образования, получения профессии, постоянного повышения квалификации, формирования активной жизненной позиции граждан во благо собственной семьи и государства в целом;

      развитию творческого и предпринимательского потенциала;

      уважению и стремлению к наукам и инновациям;

      расширению социальной ориентированности бизнеса;

      развитию благотворительности и меценатства, сохранению демографической устойчивости.

      В укреплении института семьи

      Одной из наиболее важных задач социального развития государства является сохранение института семьи и ее традиционных морально-нравственных ценностей. Поэтому государственная политика в системе семейно-брачных отношений нацелена, прежде всего, на укрепление и развитие института семьи, ее ценностей, защиту от влияния деструктивных идей.

      В Казахстане допускается проведение религиозных обрядов при создании семьи, рождении детей, смерти кого-либо из членов семьи.

      Вместе с тем только зарегистрированный в уполномоченных органах брак признается официальным, имеет юридическую силу и порождает соответствующие правовые последствия. В этой связи проведение обряда бракосочетания по религиозным правилам должно производиться исключительно после официальной регистрации брака в уполномоченных органах в установленном законодательством порядке.

      Религиозные объединения и их представители могут вносить вклад в упрочение в общественном сознании ценностей и идеалов традиционной семьи, способствовать сокращению фактов расторжения браков и разрушения семей, а также повышению общей рождаемости среди населения страны.

      В соответствии со светским принципом конституционного устройства государство может вмешиваться в воспитание детей родителями или иными их законными представителями в случаях, когда такое воспитание угрожает жизни, здоровью ребенка, ущемляет его права.

      Совершеннолетние дети, вне зависимости от религиозных убеждений родителей или иных их законных представителей, имеют право самостоятельно определять свои религиозные или атеистические убеждения и предпочтения.

      Права несовершеннолетних детей защищены законодательством. В частности, в соответствии с Законом "О религиозной деятельности и религиозных объединениях" руководители религиозных объединений обязаны принимать меры к недопущению вовлечения и (или) участия несовершеннолетних в деятельности религиозного объединения при возражении одного из родителей несовершеннолетнего или иных его законных представителей.

      Согласно Закону Республики Казахстан "О правах ребенка в Республике Казахстан" в отношении детей, не достигших совершеннолетнего возраста, религиозные обряды совершаются с согласия родителей или лиц, их заменяющих. Это означает также, что совершение религиозных обрядов, участником которых является несовершеннолетний, допускается только при наличии согласия обоих его родителей или лиц, их заменяющих.

      Во взаимодействии государства с религиозными объединениями

      Государство должно также регулировать деятельность религиозных объединений, направленную на привитие обществу гуманистических ценностей.

      Для этого необходимо:

      совершенствовать формы взаимодействия центральных государственных и местных исполнительных органов с религиозными объединениями;

      оказывать всестороннюю поддержку тем общественным инициативам религиозных объединений, которые соответствуют целям государственной политики в религиозной сфере;

      активно взаимодействовать с религиозными объединениями по широкому спектру вопросов, в том числе по противодействию идеям радикальных религиозных течений, теологической дискредитации их идеологии;

      оказывать содействие религиозным объединениям, уважающим государственные символы страны, национальные и государственные праздники, активно участвующим в социально-экономической и общественно-политической жизни страны.

      5. Обеспечение реализации прав граждан на свободу вероисповедания и взаимодействие с религиозными объединениями

      Одним из важнейших факторов достижения успеха Республики Казахстан является наличие долгосрочной стратегии духовной модернизации общества, ясных целей по регулированию религиозной сферы и высокопрофессиональной политики по их достижению.

      Конституционная норма о светском характере государства является основополагающей характеристикой государственно-конфессиональных отношений в Республике Казахстан.

      Свобода вероисповедания – необходимое и неотъемлемое условие развития демократического общества, один из основных элементов системы прав и свобод человека.

      Свобода вероисповедания, как одно из фундаментальных прав человека имеет особое значение для Казахстана, которому присущи глубокие религиозные традиции и поиск духовного смысла бытия.

      Основными элементами обеспечения свободы вероисповедания являются:

      конституционно-правовая база государственно-конфессиональных отношений;

      организационно-правовые структуры, на практике реализующие четыре направления государственной политики в религиозной сфере.

      Республика Казахстан – светское, демократическое государство, в котором каждому гарантирована свобода вероисповедания, и представители всех конфессий равны перед законом.

      Поиск новых подходов во взаимоотношениях государства и религиозных объединений привел к разработке соответствующей законодательной базы, внесению дополнений и изменений в конституционно-правовые основы в области прав человека и гражданина на свободу совести.

      В настоящее время важнейшими направлениями эффективной государственной политики Республики Казахстан в религиозной сфере в части свободы вероисповедания выступают ее правовое обеспечение и совершенствование законодательства в соответствии с требованиями и вызовами времени, в том числе в сферах информации и коммуникаций, образования, здравоохранения, культуры, спорта, государственной службы, местного самоуправления и иных сферах, а также юридические механизмы деятельности государственных и общественных институтов на основе национального права и международно-правовых норм и стандартов.

      При этом международно-правовые нормы и стандарты имеют приоритетное значение для обеспечения прав и свобод человека и гражданина, их соблюдения и защиты, независимо от социальной, расовой, этнической, языковой или религиозной принадлежности.

      Обеспечение реализации прав человека на свободу вероисповедания относится к жизненно важным интересам Республики Казахстан как многоконфессиональной страны и является одним из ключевых составляющих его дальнейшего демократического и правового развития.

      В целом все принимаемые законодательные меры пользуются поддержкой населения и экспертов, а также положительно сказываются как на религиозной ситуации в стране, так и на общей ситуации с обеспечением прав человека в Казахстане.

      Казахстан в своей деятельности опирается на общепризнанные международные акты в области прав человека. В этой связи казахстанская нормативная база в сфере обеспечения свободы религии и вероисповедания соответствует общеевропейским и мировым демократическим стандартам.

      Согласно заключениям многих экспертов законодательство страны соответствует базовым принципам, лежащим в основе международных стандартов, принятых ОБСЕ и рядом других международных организаций, а также опыту развитых демократических государств мира.

      Зафиксированные в международных документах по правам человека, Конституции РК и других нормативных правовых актах положения о свободе совести на протяжении 30 лет реализуются на практике в деятельности государственных органов и жизни религиозных объединений.

      Религиозные объединения Казахстана принимают активное участие в социально-культурных мероприятиях, направленных на упрочение в обществе гражданского мира и духовного согласия.

      Руководители крупнейших религиозных объединений входят в состав республиканской и малых ассамблей народа Казахстана, Комиссии по правам человека при Президенте Республики Казахстан, советов по связям с религиозными объединениями при Министерстве информации и общественного развития и местных исполнительных органах – акиматах областей, городов и районов республики.

      Являясь по Конституции светским государством, Казахстан гарантирует свободное развитие всех религиозных конфессий и обладает большим практическим опытом правоприменения существующих норм и международных обязательств республики в области соблюдения прав на свободу вероисповедания.

      Казахстан и в дальнейшем будет оставаться поликонфессиональным государством, в котором свободно действуют религиозные объединения различной вероисповедной направленности, а все граждане, независимо от их отношения к религии, обладают равными правами и возможностями, в том числе свободой вероисповедания.

      С учетом этого возникает необходимость:

      активно расширять международное сотрудничество между уполномоченными органами в сфере религии и ведущими международными правозащитными организациями по актуальным вопросам в сфере религии, в том числе обеспечению соблюдения прав граждан на свободу совести и вероисповедания;

      использовать потенциал гражданского сектора, в том числе религиозных объединений, для решения имеющихся проблем в религиозной сфере, также по вопросам соблюдения религиозных прав в стране.

      6. Обеспечение межконфессионального согласия и стабильности в казахстанском обществе

      В Казахстане сложилась устойчивая модель взаимодействия этносов и религий, обеспечивающая стабильность и согласие в обществе. Как отметил Лидер нации: "наша модель межнационального и межрелигиозного согласия – это реальный вклад Казахстана в общемировой процесс взаимодействия различных конфессий".

      Население Казахстана представлено самыми разными этническими и религиозными группами. От согласия и мирного сотрудничества людей с разными убеждениями и вероисповеданиями зависит сохранение и укрепление политической стабильности, развитие экономики и социальный прогресс.

      Поэтому государство проводит политику поддержания межэтнического и межконфессионального согласия, сохранения атмосферы толерантности и конструктивного диалога, предупреждения проявлений религиозного экстремизма.

      Результатом грамотно выстроенной государственной политики стало построение демократического и светского государства, в котором основным лейтмотивом является обеспечение равенства возможностей экономического, социального, культурного, духовного развития всех граждан страны.

      Несмотря на проведенную результативную работу поддержание межконфессионального согласия и стабильности в обществе требует неустанных усилий не только со стороны государства, но и гражданского общества, также самих религиозных объединений.

      Для этого необходимо:

      проводить регулярный мониторинг и прогнозирование дальнейшего развития религиозной ситуации в стране и за ее пределами, чтобы не допустить возникновения межрелигиозных и межэтнических конфликтов в обществе;

      усилить адресную информационно-разъяснительную работу с населением, особенно среди ее религиозной части, по усилению роли семьи, соблюдению светских принципов государственного устройства, а также профилактики религиозного экстремизма;

      обеспечить создание цикла тематических информационных медиапродуктов, направленных на популяризацию и продвижение в обществе духовно-нравственных ценностей, основанных на национальных традициях народа Казахстана.

      7. Обеспечение национальной безопасности в религиозной сфере

      Обеспечение национальной безопасности – актуальная задача любого цивилизованного государства. Как показывает мировая практика, чем успешнее развивается страна, тем более защищенными чувствуют себя ее граждане.

      Национальные интересы Казахстана состоят в обеспечении гражданского мира, территориальной целостности, стабильности государственной власти и еҰ институтов, а также нейтрализации причин и условий, способствующих возникновению социальных, межнациональных и межконфессиональных конфликтов.

      Вопрос укрепления межконфессионального и межнационального согласия и толерантности требуют постоянного внимания. От правильного решения зависит внутриполитическая стабильность, безопасность и дальнейшее развитие Казахстана.

      Актуальной остается работа по реализации механизмов взаимодействия уполномоченных государственных органов с местными исполнительными, правоохранительными и специальными органами в организации профилактической работы по дерадикализации, реабилитации и ресоциализации лиц, попавших под влияние идеологии радикальных религиозных течений, в том числе отбывающих и отбывших наказание в местах лишения свободы.

      Центральным государственным и местным исполнительным органам необходимо обеспечивать административные и иные меры по пресечению деятельности деструктивных религиозных течений, включая подстрекательство к религиозному экстремизму, вовлечение лиц в псевдорелигиозную деятельность с использованием насилия или угрозы насилия.

      Для этого необходимо:

      совершенствовать подходы, направленные на повышение эффективности и результативности профилактических мероприятий среди адресных групп населения;

      реализовать комплекс социальных, информационных и научно-образовательных проектов, направленных на контрпропаганду и неприятие в обществе идеологии религиозного экстремизма и радикализма;

      совершенствовать работу по повышению квалификации специалистов, участвующих в реализации государственной политики в религиозной сфере;

      усилить работу по дальнейшему продвижению и популяризации инициатив Съезда лидеров мировых и традиционных религий и его институтов в стране и за ее пределами.

      8. Ожидаемые результаты

      Основными индикаторами сферы религиозной деятельности являются:

      1) уровень поддержки государственной политики в религиозной сфере населением Казахстана к 2023 году не менее 90,7 %;

      2) уровень поддержки населением светских принципов развития страны к 2023 году не менее 64 %.

      3) доля реабилитированных лиц из числа граждан, придерживающихся деструктивных религиозных взглядов к 2023 году не менее 14,1 %.


  Приложение
к Комплексному плану по
реализации государственной
политики в религиозной сфере
Республики Казахстан
на 2021 – 2023 годы

План мероприятий
по реализации государственной политики в религиозной сфере Республики Казахстан на 2021 – 2023 годы

      Сноска. План с изменениями, внесенными постановлением Правительства РК от 17.03.2023 № 236 (вводится в действие по истечении десяти календарных дней после дня его первого официального опубликования).


п/п
Наименование мероприятия
 
Форма завершения Ответственные исполнители Срок исполнения Предполагаемые расходы
(тыс. тенге)
Источники финансирования Ожидаемый результат
1 2 3 4 5 6 7 8
1. Укрепление светских принципов развития государства

1.

Утверждение Общенационального событийного графика мероприятий, направленных на разъяснение и продвижение в обществе государственной политики в религиозной сфере, формирование уважения к ценностям и принципам светского государства

приказ
Министра информации и общественного развития

МИОР, МВД, МО, МП, МКС, МЗ,
акиматы областей, городов республиканского значения и столицы

ежегодно,
до 1 декабря

-

не требуются

выработка единых подходов продвижения государственной политики в религиозной сфере
 

2.

Утверждение Медиа-плана по освещению Комплексного плана реализации государственной политики в религиозной сфере Республики Казахстан на 2021 – 2023 годы

приказ
Министра информации и общественного развития

МИОР, МВД, МО, МП, МКС, МЗ, акиматы областей, городов республиканского значения и столицы
 

ежегодно,
до 1 декабря

-

не требуются

3.

Издание в рамках средств, выделенных по государственному социальному заказу, информационных материалов по продвижению в обществе базовых принципов светскости, пропаганде межэтнического, межконфессионального диалога и согласия, профилактике идеологии религиозного экстремизма
 

методические пособия, справочники, брошюры, сборники,
иллюстрированные буклеты и иные информационные материалы

МИОР, акиматы областей, городов республиканского значения и столицы

ежегодно,
2021 – 2023 годы

2021 год –
2 413
2022 год –
2 413
2023 год –
2 413
 

республиканский бюджет (бюджетная программа 002 "Реализация государственной политики в сфере общественного согласия")

выпуск актуальной литературы
по основным направлениям государственной политики в религиозной сфере

4.

Реализация социальных проектов, направленных на укрепление и продвижение светских принципов государственного устройства в обществе

перечень и концепции проектов

МИОР, акиматы областей, городов республиканского значения и столицы

ежегодно,
2021 – 2023 годы
 

2021 год –
293 342
2022 год –
293 342
 

республиканский бюджет (бюджетная программа 002 "Реализация государственной политики в сфере общественного согласия")

популяризация светских ценностей казахстанского общества
 

5.

Организация разъяснительной работы среди адресных групп населения по сохранению духовного и культурного наследия народа Казахстана, укреплению светских принципов государства, профилактике идеологии религиозного радикализма с привлечением представителей творческой интеллигенции, научно-экспертного сообщества, культуры и спорта
 

план мероприятий

МИОР, МКС,
МНВО

ежегодно,
2021 – 2023 годы

2021 год –
6 318
2022 год –
6 318
2023 год –
6 318
 

республиканский бюджет (бюджетная программа 002 "Реализация государственной политики в сфере общественного согласия")

популяризация духовных и традиционных ценностей казахстанского общества
 

2. Обеспечение реализации прав граждан на свободу вероисповедания и взаимодействия с религиозными объединениями

6.

Развитие международного сотрудничества между аналогичными уполномоченными государственными органами, в том числе стран ОЭСР, зарубежными организациями по актуальным вопросам религиозной сферы

меморандумы, соглашения
 

МИОР, МИД

ежегодно,
2021 – 2023 годы

-

не требуются

налаживание тесного сотрудничества по актуальным вопросам в религиозной сфере

7.

Укрепление взаимодействия с международными правозащитными организациями, в том числе ОБСЕ, зарубежными и отечественными НПО, в части соблюдения прав граждан по вопросу свободы вероисповедания, обеспечения религиозной терпимости и стабильности

встречи, конференции
в офлайн и/или онлайн форматах
 

МИОР, МИД

ежегодно,
2021 – 2023 годы

2021 год –
8 790
2022 год –
6 720
2023 год –
6 075

республиканский бюджет (бюджетная программа 005 "Заграничные командировки")

8.

Взаимодействие с отечественными НПО и религиозными объединениями по вопросам подготовки на постоянной основе аргументационных материалов по соблюдению религиозных прав в стране

информационные материалы

МИОР, НПО (по согласованию)

ежегодно,
2021 – 2023 годы

-

не требуются

подготовка позиционных материалов по соблюдению прав верующих на свободу совести в стране

3. Обеспечение межконфессионального согласия и стабильности в казахстанском обществе

9.

Проведение социологических и аналитических исследований с целью мониторинга общественного мнения о ходе реализации государственной
политики в религиозной сфере

аналитические справки

МИОР, акиматы областей, городов республиканского значения и столицы

ежегодно,
2021 – 2023 годы
 

2021 год –
12 370
2022 год –
12 370
2023 год –
12 370

республиканский бюджет (бюджетная программа 001 "Формирование государственной политики в сфере информации и общественного развития")

прогнозирование развития религиозной ситуации в стране

10.

Организация на системной основе мониторинга за состоянием и динамикой развития религиозной ситуации в стране и мире

аналитические справки

МИОР,
МВД, МИД, акиматы областей, городов республиканского значения и столицы

ежегодно,
2021 – 2023 годы
 

-

не требуются

выработка рекомендаций
по улучшению религиозной ситуации в стране

11.

Подготовка и выпуск документальных фильмов, учебно-познавательных телепередач, телевизионных сюжетов, социальных видеороликов и других медиапродуктов, направленных на укрепление светских принципов государства, межконфессионального согласия, выработку иммунитета к идеологии религиозного радикализма среди населения

информационные материалы

МИОР, акиматы областей, городов республиканского значения и столицы

ежегодно,
2021 – 2023 годы

в рамках выделенных бюджетных средств

республиканский бюджет (бюджетная программа 003 "Проведение государственной информационной политики")

продвижение в обществе приоритетных направлений государственной политики в религиозной сфере

12.

Организация информационно-разъяснительной работы среди адресных групп населения по усилению роли семьи, повышению ответственности родителей или лиц, их заменяющих, за жизнь и здоровье, образование и воспитание детей, не достигших совершеннолетнего возраста, в том числе в интернет-пространстве посредством автоматизированных программных продуктов

план мероприятий

МИОР, МП, МЗ, акиматы областей, городов республиканского значения и столицы

ежегодно,
2021 – 2023 годы

2021 год –
42 064
2022 год –
42 064
2023 год –
42 064
 

республиканский бюджет (бюджетная программа 002 "Реализация государственной политики в сфере общественного согласия")

повышение религиозной и правовой грамотности среди адресных групп населения
 

13.

Издание общественно значимой литературы о ценностях независимого Казахстана, вкладе республики в межцивилизационный и межрелигиозный диалог, непримиримости к радикальной идеологии

общественно значимая литература

МКС, МИОР

по мере необходимости

в рамках выделенных бюджетных средств

республиканский бюджет (бюджетная программа 033 "Повышение конкурентоспособности сферы культуры и искусства, сохранение, изучение и популяризация казахстанского культурного наследия и повышение эффективности реализации архивного дела")

популяризация духовных и традиционных ценностей казахстанского общества

4. Обеспечение национальной безопасности в религиозной сфере

14

Проведение мониторинга деятельности религиозных объединений на предмет соблюдения Закона Республики Казахстан "О религиозной деятельности и религиозных объединениях"

информация в МИОР

МВД, акиматы областей, городов республиканского значения и столицы

ежегодно,
2021 – 2023 годы

-

не требуются

соблюдение субъектами религиозной деятельности законодательства в религиозной сфере

15

Организация обучающих семинаров, тренингов для повышения квалификации государственных служащих, сотрудников правоохранительных, специальных органов и Вооруженных Сил по разъяснению государственной политики в религиозной сфере

семинары, тренинги
в офлайн и/или онлайн форматах
 

МИОР,
ГП (по согласованию),
КНБ (по согласованию),
МВД, МО

ежегодно,
2021 – 2023 годы
 

2021 год –
30 038
2022 год –
31 436
2023 год –
30 309

республиканский бюджет (бюджетная программа 002 "Реализация государственной политики в сфере общественного согласия")

повышение квалификации в вопросах реализации государственной политики в религиозной сфере
 

16

Подготовка, организация и проведение VII Съезда лидеров мировых и традиционных религий

план мероприятий

МИОР, МИД, МВД, КНБ (по согласованию),
акиматы городов
Нур-Султана и Алматы

июнь
2022 года

2022 год –
207 817

республиканский бюджет (бюджетная программа 002 "Реализация государственной политики в сфере общественного согласия")

повышение имиджа Казахстана в вопросах обеспечения безопасности и стабильности в странах Центрально-азиатского региона
 

17

Подготовка, организация и проведение XX-XXII заседаний Секретариата Съезда лидеров мировых и традиционных религий, заседаний рабочей группы Секретариата Съезда

план мероприятий

МИОР, МИД, МВД, КНБ (по согласованию),
акиматы городов
Астаны и Алматы

ежегодно,
2022 – 2023 годы

2022 год –
45 741
2023 год –
45 741

республиканский бюджет (бюджетная программа 002 "Реализация государственной политики в сфере общественного согласия")

18

Участие в зарубежных мероприятиях гуманитарного характера по популяризации казахстанской модели межрелигиозного и межконфессионального мира и согласия, Съезда лидеров мировых и традиционных религий

конференции,
форумы,
круглые столы,
встречи,
международные выставки
в офлайн и/или онлайн форматах

МИОР, МИД

ежегодно,
2021 – 2023 годы

2021 год –
34 722
2022 год –
10 161
2023 год –
6 495

республиканский бюджет (бюджетная программа 002 "Реализация государственной политики в сфере общественного согласия")

популяризация казахстанской модели межрелигиозного и межконфессионального диалога

19

Организация и проведение информационно-разъяснительной и реабилитационной работы среди лиц, отбывающих наказание в учреждениях уголовно-исполнительной системы из числа приверженцев деструктивной религиозной идеологии

план мероприятий

МИОР, МВД,
акиматы областей,
городов республиканского значения и столицы

ежегодно,
2021 – 2023 годы

2021 год –
16 581
2022 год –
16 581
2023 год –
16 581
 

республиканский бюджет (бюджетная программа 002 "Реализация государственной политики в сфере общественного согласия")

снижение уровня радикальности взглядов осужденных

20

Проведение разъяснительных бесед с лицами, имеющими устойчивые намерения получить теологическое образование за рубежом, о целесообразности обучения в отечественных теологических учебных заведениях

аналитическая информация

МИОР, МНВО,
акиматы областей,
городов республиканского значения и столицы

ежегодно,
2021 – 2023 годы

-

не требуются

недопущение выездов студентов для обучения в сомнительных духовных учебных заведениях за рубежом

21

Организация разъяснительной работы среди верующей части женского населения по укреплению духовно-нравственного воспитания подрастающего поколения, привитию чувства казахстанского патриотизма, повышению уровня казахстанской культуры

план мероприятий

МИОР,
акиматы областей,
городов республиканского значения и столицы

ежегодно,
2022 – 2023 годы

2022 год –
24 000
 

республиканский бюджет (бюджетная программа 002 "Реализация государственной политики в сфере общественного согласия")

укрепление традиционных, культурных и семейных ценностей казахстанского общества

22

Проведение информационно-разъяснительной работы среди выделенных целевых групп или верующих граждан по предупреждению и профилактике конфликтов на религиозной почве

информация в МИОР

МВД, акиматы областей, городов республиканского значения и столицы

ежеквартально,
2021 – 2023 годы

-

не требуются

выработка единых механизмов по недопущению конфлктов на религиозной почве

23

Реализация мер, направленных на формирование антиэкстремистского сознания у молодежи, повышение уровня правовой и гражданской ответственности в вопросах противодействия религиозному экстремизму

план мероприятий

МИОР, акиматы областей, городов республиканского значения и столицы

ежеквартально,
2021 – 2023 годы

-

не требуется

выработка стойкого иммунитета к радикальной идеологии среди молодежи

24

Проведение контрпропагандистских мероприятий с привлечением представителей религиозных объединений по ограждению населения от идеологии деструктивных религиозных течений

план мероприятий

МИОР, МВД, акиматы областей, городов республиканского значения и столицы

ежегодно,
2021 – 2023 годы

2021 год –
1 057 000
2022 год –
1 057 000
2023 год –
1 057 000
 

республиканский бюджет (бюджетная программа 002 "Реализация государственной политики в сфере общественного согласия")

реализация мер, направленных на недопущение распространения деструктивной идеологии в обществе

25

Организация мониторинга интернет-ресурсов, в том числе социальных сетей, на предмет выявления материалов, содержащих пропаганду идей религиозного экстремизма и терроризма, принятие предусмотренных Законом Республики Казахстан "О связи" мер по ограничению к ним доступа на территории республики

заключения религиоведческой экспертизы

МИОР, ГП (по согласованию)
 

ежегодно,
2021 – 2023 годы

-

не требуются

недопущение распространения в интернет-ресурсах материалов деструктивного толка

26

Обеспечение информационной доступности итогов реализации Комплексного плана по реализации государственной политики в религиозной сфере Республики Казахстан на 2021 –2023 годы

публикации в СМИ
 

МИОР

ежегодно,
2021 – 2023 годы

-

не требуются

обеспечение широкого информирования населения о ходе реализации
Комплексного плана


      Примечание: расшифровка аббревиатур:

      МИОР – Министерство информации и общественного развития Республики Казахстан

      МОН – Министерство образования и науки Республики Казахстан

      ГП – Генеральная прокуратура Республики Казахстан

      МЗ – Министерство здравоохранения Республики Казахстан

      МО – Министерство обороны Республики Казахстан

      МКС – Министерство культуры и спорта Республики Казахстан

      МИД – Министерство иностранных дел Республики Казахстан

      КНБ – Комитет национальной безопасности Республики Казахстан

      НПО – неправительственные организации

      МВД – Министерство внутренних дел Республики Казахстан

      СМИ – средства массовой информации

      МП – Министерство просвещения Республики Казахстан;

      МНВО – Министерство науки и высшего образования Республики Казахстан

      ___________________