"Об утверждении типового положения о комиссии по делам несовершеннолетних и защите их прав" Правительство Республики Казахстан ПОСТАНОВЛЯЕТ:
1. Внести в постановление Правительства Республики Казахстан от 11 июня 2001 года № 789 "Об утверждении типового положения о комиссии по делам несовершеннолетних и защите их прав" (САПП Республики Казахстан, 2001 г., № 21, ст. 267) следующие изменения:
заголовок изложить в следующей редакции:
"Об утверждении Типового положения о деятельности Комиссии по делам несовершеннолетних и защите их прав";
пункт 1 изложить в следующей редакции:
"1. Утвердить прилагаемое Типовое положение о деятельности Комиссии по делам несовершеннолетних и защите их прав.";
В Типовом положении о Комиссии по делам несовершеннолетних и защите их прав, утвержденном указанным постановлением:
заголовок изложить в следующей редакции:
"Типовое положение о деятельности Комиссии по делам несовершеннолетних и защите их прав";
заголовок главы 1 изложить в следующей редакции:
"Глава 1. Общие положения";
пункты 2, 3 и 4 изложить в следующей редакции:
"2. Областная, городская, районная в городе, районная Комиссия образуется при соответствующем местном исполнительном органе (акимате).
3. При необходимости Комиссия может быть образована при акиме поселка, села, сельского округа, расположенных на значительном расстоянии от районного центра. Комиссия при акиме поселка, села, сельского округа имеет права и обязанности районной Комиссии. Решение об образовании поселковой, сельской Комиссии и Комиссии сельского округа принимается областным акиматом, а персональный состав утверждается маслихатом соответствующего района.
4. Комиссия по делам несовершеннолетних и защите их прав образуется в составе председателя, заместителя председателя, членов Комиссии и секретаря. Председателем Комиссии является заместитель акима соответствующей административно-территориальной единицы, за исключением поселковой, сельской Комиссии и Комиссии сельского округа, которые возглавляет аким соответствующей административно-территориальной единицы. Секретарь занимает штатную должность в аппарате соответствующего местного исполнительного органа (акимата).";
заголовок главы 2 изложить в следующей редакции:
"Глава 2. Основные функции Комиссии";
пункты 7, 8 и 9 изложить в следующей редакции:
"7. Комиссия в своей деятельности ответственна перед местным исполнительным органом, а также подконтрольна и подотчетна вышестоящей Комиссии по делам несовершеннолетних.
8. Комиссия в пределах своей компетенции:
1) осуществляет меры по защите и восстановлению прав и законных интересов несовершеннолетних, выявлению и устранению причин и условий, способствующих совершению правонарушений среди несовершеннолетних, предупреждению детской безнадзорности и беспризорности, защите несовершеннолетних от насилия и жестокого обращения, антиобщественных действий среди несовершеннолетних;
2) разрабатывает программы и методики, направленные на совершенствование деятельности государственных органов по профилактике правонарушений, безнадзорности и беспризорности среди несовершеннолетних, насилия и жестокого обращения в отношении несовершеннолетних, их социальную реабилитацию;
3) участвует в обеспечении контроля над условиями воспитания, обучения, содержания несовершеннолетних в организациях, осуществляющих функции по защите прав ребенка;
4) изучает состояние правонарушений среди несовершеннолетних, детской безнадзорности и беспризорности, а также насилия и жестокого обращения в отношении несовершеннолетних и организует проведение социологических исследований по этим вопросам;
5) оказывает содействие в развитии сети организаций, осуществляющих функции по защите прав ребенка, и обеспечивает мониторинг их деятельности;
6) обобщает и распространяет положительный опыт работы органов и организаций, занимающихся профилактикой правонарушений, безнадзорности и беспризорности среди несовершеннолетних, насилия и жестокого обращения в отношении несовершеннолетних, оказывает им методическую и практическую помощь;
7) заслушивает отчеты руководителей заинтересованных государственных органов о проводимой работе по профилактике правонарушений, безнадзорности и беспризорности среди несовершеннолетних, насилия и жестокого обращения в отношении несовершеннолетних, защите и восстановлению их прав и законных интересов и организует обмен информацией между ними по курируемым вопросам;
8) участвует в подготовке материалов в суд по вопросам направления несовершеннолетних в специальные организации образования и организации образования с особым режимом содержания;
9) координирует деятельность заинтересованных органов в трудовом и бытовом устройстве несовершеннолетних, освобожденных из учреждений уголовно-исполнительной системы либо вернувшихся из специальных организаций образования и организаций образования с особым режимом содержания, а также осуществлении иных функций по социальной реабилитации несовершеннолетних, находящихся в трудной жизненной ситуации;
10) организует в средствах массовой информации освещение проводимой работы по профилактике правонарушений, безнадзорности и беспризорности среди несовершеннолетних, насилия и жестокого обращения в отношении несовершеннолетних;
11) осуществляет мониторинг деятельности нижестоящих Комиссий по делам несовершеннолетних и защите их прав;
12) координирует деятельность нижестоящих Комиссий по делам несовершеннолетних и защите их прав.
9. Основными функциями Комиссии являются:
1) содействие несовершеннолетним в реализации и защите их прав и законных интересов;
2) регулярное информирование заинтересованных государственных органов и организаций о состоянии работы по профилактике правонарушений, безнадзорности, беспризорности и антиобщественных действий несовершеннолетних, а также выявленных фактах нарушения прав и законных интересов несовершеннолетних;
3) организация работы по выявлению и социальной реабилитации несовершеннолетних, находящихся в положении, представляющем опасность для их жизни и здоровья, установлению родителей или иных законных представителей, которые не исполняют своих обязанностей по воспитанию, обучению, содержанию несовершеннолетних, охране их жизни и здоровья, а также отрицательно влияют на нормальное физическое и нравственное развитие несовершеннолетних или жестоко обращаются с ними;
4) рассмотрение жалоб и заявлений несовершеннолетних, их родителей или иных законных представителей и других лиц, связанных с нарушением или ограничением прав и законных интересов несовершеннолетних;
5) обращение в установленном порядке в суд за защитой прав и законных интересов несовершеннолетних;
6) внесение в органы опеки и попечительства предложений о поддержке несовершеннолетних, нуждающихся в помощи государства и находящихся в трудной жизненной ситуации;
7) принятие мер по обеспечению защиты несовершеннолетних от физического и психического насилия, всех форм дискриминации, сексуальной и иной эксплуатации, а также вовлечения несовершеннолетних в совершение антиобщественных действий;
8) рассмотрение материалов по фактам общественно опасных деяний, содержащих признаки преступления, совершенных несовершеннолетними, до достижения возраста, с которого наступает уголовная ответственность;
9) обобщение и распространение положительного опыта работы органов и организаций, занимающихся профилактикой правонарушений, безнадзорности и беспризорности среди несовершеннолетних, насилия и жестокого обращения в отношении несовершеннолетних и учреждений средней безопасности для содержания несовершеннолетних, оказание им методической и практической помощи;
10) направление в соответствующие государственные органы, занимающиеся воспитанием и обучением детей, профилактикой преступлений, правонарушений и безнадзорности несовершеннолетних, а также иные органы и организации независимо от их организационно-правовой формы информации о необходимости проведения индивидуальной профилактической работы с несовершеннолетними:
освобожденными из учреждений средней безопасности для содержания несовершеннолетних;
вернувшимися из специальных организаций образования, организаций образования с особым режимом содержания;
привлекавшимися к административной ответственности;
с другими, нуждающимися в помощи и контроле со стороны организаций образования;
11) направление в учреждения здравоохранения материалов в отношении несовершеннолетних, употребляющих спиртные напитки, наркотические средства, психотропные или одурманивающие вещества, для проведения с согласия родителей соответствующих лечебно-профилактических и реабилитационных мер;
12) рассмотрение представлений администрации организаций образования о длительном непосещении несовершеннолетними школьного возраста общеобразовательных учебных заведений;
13) принятие мер воздействия к несовершеннолетним и их родителям или иным законным представителям в случаях и порядке, предусмотренных законодательными актами Республики Казахстан и настоящим Положением;
14) подготовка совместно с администрацией специальной организации образования, организации образования с особым режимом содержания представления в суд по вопросам, связанным с досрочным прекращением пребывания несовершеннолетнего в указанных учреждениях, а также по вопросам, связанным с продлением срока пребывания в них в случае совершения им деяния, содержащего признаки преступления или умышленного административного правонарушения, или переводом его в другие специальные организации образования, организации образования с особым режимом содержания по ходатайству несовершеннолетнего или его законных представителей;
15) участие в судебном заседании в качестве представителя прав несовершеннолетних по рассмотрению представления администрации учреждения, исполняющего наказание, об условно-досрочном освобождении несовершеннолетнего осужденного от отбывания наказания либо замене ему неотбытой части наказания более мягким видом наказания;
16) посещение в установленном законодательством Республики Казахстан порядке организаций образования и культуры, центров адаптации несовершеннолетних, центров поддержки детей, находящихся в трудной жизненной ситуации, учреждений средней безопасности для содержания несовершеннолетних, специальных организаций образования, организаций образования с особым режимом содержания, а также специальных организаций образования, расположенных на соответствующих территориях, учреждений средней безопасности для содержания несовершеннолетних с целью обследования условий воспитания, обучения, содержания, охраны здоровья и соблюдения прав и законных интересов несовершеннолетних в них (в случае выявления нарушений прав и законных интересов несовершеннолетних, а также условий содержания, обучения и воспитания внесение представления об их устранении);
17) изучение состояния воспитательной, правовой, образовательной и оздоровительной работы с несовершеннолетними в организациях образования независимо от их форм собственности;
18) содействие в получении несовершеннолетними бесплатного начального, основного среднего и общего среднего образования и на конкурсной основе – бесплатного технического и профессионального, послесреднего и высшего образования в соответствии с законодательством Республики Казахстан об образовании;
19) содействие в получении несовершеннолетними гарантированной государственной помощи;
20) содействие в получении несовершеннолетними государственных минимальных социальных стандартов;
21) содействие в обеспечении права несовершеннолетних на отдых, оздоровление и досуг;
22) участие в формировании социальной инфраструктуры для несовершеннолетних;
23) координация осуществления в установленном порядке обязательного трудоустройства и обеспечения жильем детей-сирот, детей, оставшихся без попечения родителей;
24) содействие в реализации прав несовершеннолетних на проживание и воспитание в семье;
25) содействие несовершеннолетнему, перенесшему физическую или психологическую травму вследствие уголовного правонарушения, насилия или иного незаконного деяния, оказание необходимой помощи в восстановлении здоровья и социальной адаптации.";
заголовок главы 3 изложить в следующей редакции:
"Глава 3. Меры, применяемые Комиссией";
пункт 10 изложить в следующей редакции:
"10. Меры, принимаемые Комиссией по устройству несовершеннолетних:
1) совместно с другими органами, ответственными за воспитание и обучение, профилактику преступлений, правонарушений и безнадзорности несовершеннолетних, выявляет несовершеннолетних, находящихся в положении, опасном для их жизни и здоровья, в трудной жизненной ситуации, длительное время не посещающих организации образования, нуждающихся в помощи государства, ведет их персональный учет, принимает решения об устройстве этих несовершеннолетних и контролирует выполнение принятых решений;
2) направляет решение об устройстве несовершеннолетнего в органы образования, внутренних дел, здравоохранения, уполномоченный орган по вопросам занятости, которые в двухнедельный срок информируют Комиссию о принятых ими мерах;
3) в случаях, когда возвращение на прежнее место жительства несовершеннолетнего, выбывшего из специальной организации образования, организации образования с особым режимом содержания, освободившегося из воспитательной колонии или учреждения средней безопасности для содержания несовершеннолетних, невозможно или нежелательно в связи с отсутствием родителей или иных законных представителей, лишением родителей родительских прав, а также в силу иных причин, способных отрицательно повлиять на поведение несовершеннолетнего, Комиссия, расположенная по месту нахождения указанных учреждений, принимает меры по устройству несовершеннолетнего в организации образования или трудоустройству, с учетом его интересов, а также оказывает помощь по созданию для него жилищно-бытовых условий. Комиссия рассматривает вопрос в течение десяти календарных дней со дня подачи письменного заявления несовершеннолетнего и мотивированного заключения администрации соответствующего учреждения. В необходимых случаях Комиссия обращается в соответствующий орган опеки и попечительства для установления над несовершеннолетним опеки или попечительства.";
пункт 12 изложить в следующей редакции:
"12. Меры воздействия, применяемые Комиссией к родителям или иным законным представителям несовершеннолетних.
К родителям или иным законным представителям несовершеннолетних, не исполняющим своих обязанностей по воспитанию и обучению детей либо отрицательно влияющим на их нормальное физическое и нравственное развитие, Комиссия может применить следующие меры воздействия:
ходатайствовать перед судом о возмещении причиненного несовершеннолетнему вреда;
при непосредственной угрозе жизни и здоровью несовершеннолетнего обратиться в орган опеки и попечительства с ходатайством о немедленном отобрании несовершеннолетнего у родителей или иных законных представителей, на попечении которых он находится, а также отстранении опекуна или попечителя от исполнения ими своих обязанностей, расторжении договора о передаче ребенка на воспитание либо отмене в судебном порядке усыновления (удочерения) ребенка;
в течение пятнадцати рабочих дней обратиться в суд с заявлением об ограничении или лишении родительских прав, либо применении к ним иных мер, предусмотренных законодательством Республики Казахстан.";
заголовок главы 4 изложить в следующей редакции:
"Глава 4. Порядок рассмотрения материалов Комиссией";
пункт 17 изложить в следующей редакции:
"17. Порядок проведения заседаний Комиссии.
Заседания областной Комиссии проводятся один раз в два месяца. Заседания городской, районной в городе, районной Комиссии проводятся по мере необходимости, но не реже двух раз в месяц и являются, как правило, открытыми. В целях обеспечения конфиденциальности информации о несовершеннолетнем, его родителях или иных законных представителях Комиссия с учетом характера рассматриваемых материалов может по просьбе лиц, участвующих в деле, принять мотивированное постановление о проведении закрытого заседания.
При необходимости Комиссия может проводить выездные заседания по месту учебы, работы или жительства лиц, дела о которых ею рассматриваются.
Заседание Комиссии правомочно, если на нем присутствует не менее половины от общего числа членов Комиссии. Председательствуют на заседании Комиссии ее председатель либо по его поручению заместитель председателя Комиссии.
Материалы в отношении несовершеннолетнего Комиссия рассматривает только в присутствии самого несовершеннолетнего и его родителей или иных законных представителей.
По желанию несовершеннолетнего к участию в работе Комиссии допускается его адвокат.
Извещение прокурора о дате, месте и времени проведения заседания Комиссии обязательно.
При рассмотрении материалов в отношении несовершеннолетнего, совершившего общественно опасное деяние до достижения возраста, с которого наступает уголовная ответственность, на заседание приглашается прокурор.
В начале заседания Комиссии председательствующий объявляет, какие материалы подлежат рассмотрению, представляет лиц, участвующих в заседании. После этого оглашаются необходимые документы, исследуются поступившие материалы, а также обстоятельства, имеющие значение для принятия обоснованного решения, рассматриваются ходатайства, заслушиваются выступления участвующих в заседании лиц.
Ходатайства по существу рассматриваемых материалов могут быть заявлены несовершеннолетним, его родителями или иными законными представителями, адвокатом, специалистами, участвующими в рассмотрении материалов, а также лицами, обратившимися в Комиссию с представлением в отношении несовершеннолетнего, и их законными представителями. Результаты рассмотрения заявленных ходатайств заносятся в протокол заседания Комиссии.
На время исследования на заседании Комиссии обстоятельств, способных отрицательно повлиять на несовершеннолетнего, Комиссия имеет право удалить его из зала заседания, о чем делается запись в протоколе заседания Комиссии.";
часть пятую пункта 18 изложить следующей редакции:
"Постановление Комиссии подписывается председательствующим и ее секретарем, оглашается на заседании Комиссии и вступает в законную силу после истечения срока, установленного для его обжалования.";
абзац первый части второй и часть третью пункта 20 изложить в следующей редакции:
"На заседании Комиссии секретарь Комиссии ведет протокол, в котором должны быть указаны:";
"Протокол заседания Комиссии подписывается председательствующим и ее секретарем.";
заголовок главы 5 изложить в следующей редакции:
"Глава 5. Материально-техническое обеспечение Комиссии".
2. Настоящее постановление вводится в действие по истечении десяти календарных дней после дня его первого официального опубликования.
Премьер-Министр Республики Казахстан |
А. Мамин |