Правительство Республики Казахстан ПОСТАНОВЛЯЕТ:
1. Внести в постановление Правительства Республики Казахстан от 29 сентября 2003 года № 993 "Об утверждении Правил консервации земель" (САПП Республики Казахстан, 2003 г., № 39, ст. 407) следующие изменения:
в заголовок внесено изменение на казахском языке, текст на русском языке не меняется;
в пункт 1 внесено изменение на казахском языке, текст на русском языке не изменяется;
Правила консервации земель, утвержденные указанным постановлением, изложить в новой редакции согласно приложению к настоящему постановлению.
2. Настоящее постановление вводится в действие по истечении десяти календарных дней после дня его первого официального опубликования.
Премьер-Министр Республики Казахстан |
А. Мамин |
Приложение к постановлению Правительства Республики Казахстан от 2 марта 2020 года № 91 |
|
Утверждены постановлением Правительства Республики Казахстан от 29 сентября 2003 года № 993 |
Правила консервации земель
Глава 1. Общие положения
1. Настоящие Правила консервации земель устанавливают порядок консервации деградированных сельскохозяйственных угодий, земель, загрязненных химическими, биологическими, радиоактивными и другими вредными веществами сверх установленных нормативов их предельно допустимых концентраций и предельно допустимого уровня воздействия, отходами производства и потребления, сточными водами, зараженных карантинными объектами, чужеродными видами и особо опасными вредными организмами (далее – нарушенные земли), а также изъятия и охраны земельных участков, на которых проводились испытания ядерного оружия (далее – Правила), с целью сохранения и восстановления плодородия почв, улучшения окружающей среды и охраны здоровья населения.
2. Применяемые в настоящих Правилах понятия:
особо опасные вредные организмы – вредители и болезни растений, способные к периодическому массовому размножению и распространению, причиняющие экономический, экологический ущерб и внесенные в перечень особо опасных вредных организмов, утверждаемый уполномоченным органом;
биологическое загрязнение – бактериологическое, гельминтологическое, энтомологическое и карантинное загрязнение земель;
чужеродный вид – вид насекомого, возбудителя болезни растения и сорняка, отсутствующий во флоре и фауне Республики Казахстан, который в случае проникновения может нанести значительный экономический и экологический ущерб;
консервация земель – временное исключение земель из хозяйственного оборота;
загрязнение земель – накопление в земле в результате антропогенной деятельности различных веществ и организмов в количествах, превышающих нормативы предельно допустимых вредных веществ, понижающих ценность земель, ухудшающих качество сельскохозяйственной продукции, других объектов окружающей среды, условий проживания населения;
деградация земель – совокупность процессов, приводящих к изменению функций земли как элемента природной среды, количественному и качественному ухудшению ее состояния, снижению природно-хозяйственной значимости;
вредные организмы – вредители, сорняки и болезни растений, отрицательно действующие на почву, растительность и сельскохозяйственную продукцию;
карантинный объект – вредитель, возбудитель болезни растений или сорняк, которые могут причинить значительный вред растениям и растительной продукции, отсутствующие или ограниченно распространенные на территории Республики Казахстан, включенные в единый перечень карантинных объектов Евразийского экономического союза и (или) перечень карантинных объектов и чужеродных видов, по отношению к которым устанавливаются и осуществляются мероприятия по карантину растений;
радиоактивное загрязнение – загрязнение земель радионуклидами, в том числе в результате испытания ядерного оружия, радиационных аварий, работы ядерных установок, использования источников ионизирующего излучения, пунктов хранения и захоронения радиоактивных веществ и отходов, а также иной деятельности, связанной с использованием атомной энергии;
химическое загрязнение – изменение химического состава почв, вызывающее снижение их плодородия и качества, под воздействием промышленной, сельскохозяйственной, бытовой или иной деятельности человека;
хозяйственно-бытовое загрязнение – загрязнение земель производственными отходами и сточными водами, вызывающими негативное изменение физических и химических свойств почв.
3. Действие настоящих Правил не распространяется на нарушенные (нарушаемые) земельные участки, предоставленные в установленном порядке для разработки месторождений полезных ископаемых, складирования отходов переработки минерального сырья, шламонакопителей, зола-шлакоотвалов, выполнения геологоразведочных, изыскательских, строительных и иных работ, использование которых связано с их нарушением.
Глава 2. Выявление, обследование и консервация нарушенных земель
4. Основаниями для проведения работ по выявлению нарушенных земель являются ходатайство собственника земельного участка или землепользователя, инициатива местного исполнительного или иного компетентного органа.
5. Выявление нарушенных земель в пределах установленных полномочий производится местными исполнительными органами, уполномоченными органами по контролю за использованием и охраной земель, охране окружающей среды и другими уполномоченными органами в порядке осуществления ими государственного контроля за использованием и охраной земель или в результате специального полевого обследования.
6. С целью установления уровня загрязненности и степени нарушенности земель, определения причиненного ущерба, ликвидации последствий от нарушения земель областным (города республиканского значения, столицы) исполнительным органом образуется специальная комиссия (далее – комиссия).
В состав комиссии включаются специалисты уполномоченных органов по земельным отношениям и контролю за использованием и охраной земель области (города республиканского значения, столицы), охране окружающей среды, санитарно-эпидемиологической службы, сельского хозяйства и других компетентных органов и организаций.
7. Комиссия в двухмесячный срок собирает и анализирует собранные материалы и обследует территорию с целью установления уровня загрязненности нарушенных земель в соответствии с нормативно-инструктивными документами и методическими указаниями органов по управлению земельными ресурсами, охране окружающей среды и других уполномоченных органов.
В случае недостаточности имеющихся материалов комиссия вносит предложение в соответствующий государственный орган о необходимости проведения дополнительных исследований.
Заключения комиссии, уполномоченных государственных органов в области здравоохранения, науки и научно-технической деятельности и образования с материалами обследования территории передаются в уполномоченный орган в области охраны окружающей среды для проведения экологической экспертизы в порядке и сроки, предусмотренные законодательством Республики Казахстан.
8. Уровень загрязненности земель устанавливается в соответствии с нормативами предельно допустимых концентраций вредных веществ, вредных микроорганизмов и других биологических веществ, загрязняющих почву, утвержденными в порядке, установленном законодательством Республики Казахстан.
9. Материалы обследования комиссии обобщаются в заключении, подписанном всеми членами комиссии.
В заключении указываются:
данные лица, в собственности или пользовании которого находится нарушенный земельный участок;
объекты, вызвавшие нарушение земель;
данные лица, загрязнившего, нарушившего, заразившего земли, если оно установлено;
вид и площадь нарушенных земель (с уточнением угловых координат со схемой на месторасположении);
качественное состояние земель по степени нарушения земель;
оценка ущерба, причиненного земельным ресурсам;
оценка риска для здоровья населения;
рекомендуемые мероприятия по восстановлению нарушенных земель, мероприятия по дальнейшему хозяйственному использованию нарушенных земель с выделением земельных участков, целевое назначение использования которых предлагает изменить или установить специальный режим использования либо полностью исключить из хозяйственного оборота.
10. В случаях, когда невозможно восстановить плодородие почв нарушенных земель, производится консервация земель.
11. Уполномоченный орган по земельным отношениям области (города республиканского значения, столицы) на основании заключения комиссии, экологической экспертизы и материалов обследования земель в месячный срок готовит согласованный с территориальными органами по охране окружающей среды, государственной санитарно-эпидемиологической службы, сельского хозяйства и другими уполномоченными органами проект решения о дальнейшем использовании нарушенных земель (изменение целевого назначения; установление специального режима использования; консервация земель; полное исключение из хозяйственного оборота) и вносит его на утверждение в областной (города республиканского значения, столицы) исполнительный орган.
На основании принятого решения о консервации земель разрабатываются проект землеустройства, в котором определяются сроки консервации земель, мероприятия по предотвращению нарушения земель, восстановлению плодородия почв и загрязненных территорий, очередность их проведения, а также предложения по использованию земель после завершения указанных мероприятий.
12. Земельные участки, подлежащие консервации, изымаются у собственников земельных участков или землепользователей на период их консервации в соответствии с гражданским законодательством и переводятся в состав земель запаса соответствующих районных исполнительных органов.
Убытки, причиненные собственникам земельных участков и землепользователям в связи с консервацией земель, подлежат возмещению в порядке, предусмотренном Земельным кодексом.
13. Границы земельных участков, находящихся на консервации, на местности обозначаются специальными знаками. По этим землям областным (города республиканского значения, столицы) исполнительным органом устанавливается режим, обеспечивающий их охрану с целью недопущения хозяйственной деятельности.
Глава 3. Изъятие и охрана земельных участков, на которых проводились испытания ядерного оружия
14. Материалы о переводе земель, на которых проводились испытания ядерного оружия, в состав земель запаса готовятся центральным уполномоченном органом по управлению земельными ресурсами совместно с государственными органами по охране окружающей среды и использованию атомной энергии по ходатайству соответствующих областных исполнительных органов и направляются для рассмотрения в Правительство Республики Казахстан.
15. Земельные участки, на которых проводились испытания ядерного оружия, могут быть предоставлены Правительством Республики Казахстан в собственность или землепользование только после завершения всех мероприятий по ликвидации последствий испытания ядерного оружия и комплексного экологического обследования при наличии положительного заключения государственной санитарно-эпидемиологической и экологической экспертизы.
Состав, методика, а также исполнитель работ по проведению комплексного экологического обследования определяются уполномоченным государственным органом в области использования атомной энергии по согласованию с центральным исполнительным органом по охране окружающей среды.