О внесении изменений в постановление Правительства Республики Казахстан от 7 ноября 2006 года № 1063 "Об утверждении Правил осуществления туристской и рекреационной деятельности в государственных национальных природных парках и выдачи разрешения на исполь

Постановление Правительства Республики Казахстан от 9 октября 2019 года № 746

Действующий

      Правительство Республики Казахстан ПОСТАНОВЛЯЕТ:

      1. Внести в постановление Правительства Республики Казахстан от 7 ноября 2006 года № 1063 "Об утверждении Правил осуществления туристской и рекреационной деятельности в государственных национальных природных парках и выдачи разрешения на использование под объекты строительства участков государственных национальных природных парков, предоставленных в пользование для осуществления туристской и рекреационной деятельности" (САПП Республики Казахстан, 2006 г., № 41, ст. 451) следующие изменения:

      заголовок изложить в следующей редакции:

      "Об утверждении Правил осуществления туристской и рекреационной деятельности в государственных национальных природных парках";

      пункт 1 изложить в следующей редакции:

      "1. Утвердить прилагаемые Правила осуществления туристской и рекреационной деятельности в государственных национальных природных парках.";

      Правила осуществления туристской и рекреационной деятельности в государственных национальных природных парках и выдачи разрешения на использование под объекты строительства участков государственных национальных природных парков, предоставленных в пользование для осуществления туристской и рекреационной деятельности, утвержденные указанным постановлением, изложить в новой редакции согласно приложению к настоящему постановлению.

      2. Настоящее постановление вводится в действие по истечении двадцати одного календарного дня после дня его первого официального опубликования.

      Премьер-Министр
Республики Казахстан
А. Мамин


  Приложение
к постановлению Правительства
Республики Казахстан
от 9 октября 2019 года № 746
  Утверждены
постановлением Правительства
Республики Казахстан
от 7 ноября 2006 года № 1063

Правила

осуществления туристской и рекреационной деятельности в государственных национальных природных парках

1. Общие положения

      1. Настоящие Правила осуществления туристской и рекреационной деятельности в государственных национальных природных парках (далее – Правила) разработаны в соответствии с подпунктом 4) статьи 7 Закона Республики Казахстан от 7 июля 2006 года "Об особо охраняемых природных территориях" (далее – Закон) и определяют порядок осуществления туристской и рекреационной деятельности в государственных национальных природных парках (далее – национальные парки).

      2. В настоящих Правилах используются следующие основные понятия:

      1) генеральный план развития инфраструктуры (далее – генеральный план) – проект планировки особо охраняемой природной территории и ее инфраструктуры, которая является составной частью технико-экономического обоснования по созданию и расширению особо охраняемых природных территорий;

      2) туристский маршрут (далее – маршрут) – путь следования туриста, представляющий собой перечень всех географических пунктов, объектов посещения, намеченных для прохождения, осмотра (в ходе путешествия) в познавательных, спортивных, эстетических либо иных целях;

      3) туристская тропа – протяженный участок земли, предназначенный для пешего, велосипедного или конного (верхом) вида передвижения;

      4) объекты строительства – объекты туристского и рекреационного назначения, строительство которых предусмотрено генеральным планом.

2. Порядок осуществления туристской и рекреационной деятельности в национальных парках

      3. Туристская и рекреационная деятельность в национальных парках осуществляется путем эксплуатации рекреационных центров, гостиниц, кемпингов, музеев и других объектов обслуживания туристов, проведения любительского (спортивного) рыболовства, устройства бивачных стоянок и смотровых площадок с учетом норм рекреационных нагрузок, в зонах туристской, рекреационной и ограниченной хозяйственной деятельности.

      4. Туристская и рекреационная деятельность в национальных парках осуществляется непосредственно национальным парком при наличии у него лицензии на туристскую операторскую деятельность, а также физическими и юридическими лицами, предоставляющими туристские услуги.

      На территории национальных парков для туристов устанавливается сервитут в соответствии с земельным законодательством Республики Казахстан.

      5. Для осуществления туристской и рекреационной деятельности участки национальных парков (далее – участки) предоставляются физическим и юридическим лицам в долгосрочное пользование на срок до сорока девяти лет и в краткосрочное пользование на срок до пяти лет с ограничениями, установленными статьей 29 Лесного кодекса Республики Казахстан.

      Участки для осуществления туристской и рекреационной деятельности в пользование предоставляются в соответствии с генеральным планом и только в зонах туристской, рекреационной и ограниченной хозяйственной деятельности как с существующей инфраструктурой, так и для создания новой инфраструктуры.

      Участки национальных парков, на территории которых расположены дороги и стоянки для автотранспортных средств, туристские тропы, маршруты в пользование не предоставляются.

      6. При осуществлении туристской и рекреационной деятельности, физические и юридические лица на участках предоставленных в пользование принимают туристов и обеспечивают внесение обязательных платежей за своих работников и посетителей за использование особо охраняемых природных территорий в соответствии с налоговым законодательством Республики Казахстан.

      7. Для осуществления туристской и рекреационной деятельности национальные парки размещают информацию о туристском потенциале национальных парков на официальных интернет-ресурсах уполномоченного органа в области особо охраняемых природных территорий (далее – уполномоченный орган), информационных панно, стендах и рекламных информационных буклетах.

      Также на официальных интернет-ресурсах национальных парков и уполномоченного органа размещается информация о тарифах за предоставляемые услуги, утвержденных уполномоченным органом. Аналогичная информация размещается и на стендах при въезде в национальные парки.

      8. Для организации и использования устройства бивачных стоянок и смотровых площадок физические и юридические лица заключают с национальным парком договор краткосрочного пользования участком национального парка в соответствии с гражданским законодательством Республики Казахстан.

      Для информирования потенциальных инвесторов об имеющихся участках для размещения объектов на территории национальных парков, на официальных интернет-ресурсах уполномоченного органа и национального парка размещается выписка из генерального плана.

      9. Вне зависимости от перехода права пользования участком, предоставленным в долгосрочное пользование для осуществления туристской и рекреационной деятельности, за физическими и юридическими лицами сохраняются обязательства по приведению участка в состояние, обеспечивающее сохранность объектов государственного природно-заповедного фонда, а также объектов историко-культурного наследия, расположенных на его территории и соблюдению требований в области охраны окружающей среды, за исключением случаев передачи объектов строительства другому лицу в соответствии с письменным уведомлением уполномоченного органа, либо когда договором установлено иное.

      10. Проектирование размещения туристских троп, маршрутов осуществляется национальным парком и (или) туроператорами по согласованию с национальным парком.

      11. Проектирование туристской тропы, маршрута предусматривает проведение обследования территории ее прохождения и включает:

      1) расчет необходимого количества зимовок, бивачных стоянок (полян), стоянок для транспорта, кемпингов, палаточных лагерей, смотровых площадок, пунктов фотографирования и общественного питания, туристского инвентаря, снаряжения и транспортных средств;

      2) определение потребности в инструкторах по туризму, другом обслуживающем персонале и организацию их подготовки, подготовку рекламно-информационных материалов с описанием маршрута;

      3) расчет рекреационной нагрузки.

      12. Экспедиционное обследование осуществляется по территориям с благоприятными природными условиями, отвечающим экологическим и санитарно-гигиеническим нормам и требованиям, а также с учетом реальных возможностей развития конкретного вида туризма.

      13. При проектировании туристской тропы и маршрута учитываются квалификация инструкторов, необходимая для безопасного ее прохождения, протяженность, климатические, географические показатели района, крутизна склонов и скорость течения рек.

      14. Каждая туристская тропа, маршрут в национальных парках имеют паспорта по форме, установленной уполномоченным органом.

3. Порядок предоставления участков национального парка под объекты строительства в долгосрочное пользование

      15. Национальный парк готовит тендерную документацию на предоставление участка национального парка в долгосрочное пользование, выставляемого на тендер, которая утверждается приказом первого руководителя национального парка или лица, его замещающего.

      16. Тендерная документация содержит:

      1) лот (лоты), выставляемый на тендер, сформированный в соответствии с генеральным планом;

      2) информацию о времени и месте проведения тендера;

      3) способ, место и окончательный срок представления тендерных заявок и срок их действия;

      4) условия предоставления участка для пользования, его целевое назначение;

      5) сроки разработки проектно-сметной документации (далее – ПСД) и строительства объектов (при этом срок разработки ПСД устанавливается не более одного календарного года, а срок строительства объекта не более трех календарных лет);

      6) требования по строительству объектов инженерной, транспортной и социальной инфраструктуры, благоустройству прилегающей территории объекта строительства, этажности, используемым при строительстве материалам, утилизации отходов, образующихся при строительстве;

      7) требования по возмещению всех убытков, связанных со сносом недвижимости, расположенной на застраиваемом земельном участке, в соответствии с земельным законодательством Республики Казахстан;

      8) акт выбора земельного участка с указанием площади и приложением схемы участка.

      17. Обязательным условием утверждения тендерной документации является предварительное обсуждение проекта тендерной документации потенциальными участниками.

      Проект тендерной документации размещается на официальном интернет-ресурсе организатора тендера за двадцать календарных дней до размещения объявления о проведении тендера. Срок предварительного обсуждения проекта тендерной документации потенциальными участниками составляет десять календарных дней.

      При возникновении вопросов к тендерной документации участник тендера в течение пяти календарных дней со дня размещения проекта тендерной документации обращается к организатору тендера с запросом о разъяснений положений тендерной документации и вносит предложение к проекту тендерной документации.

      При отсутствии замечаний к проекту тендерной документации принимается решение об ее утверждении.

      В случае наличия замечаний, организатор тендера в течение пяти календарных дней со дня истечения срока предварительного обсуждения тендерной документации принимает одно из следующих решений:

      1) вносит изменения и (или) дополнения в проект тендерной документации;

      2) отклоняет замечания к проекту тендерной документации с указанием обоснований причин их отклонения;

      3) дает разъяснения положений тендерной документации.

      Со дня принятия указанных решений тендерная документация считается утвержденной.

      Организатор тендера не позднее десяти календарных дней после принятия одного из решений, указанных в части пятой настоящего пункта, размещает на официальном интернет-ресурсе национального парка протокол предварительного обсуждения проекта тендерной документации, а также текст утвержденной тендерной документации.

      Протокол предварительного обсуждения проекта тендерной документации должен содержать информацию о поступивших замечаниях к проекту тендерной документации и принятых по ним решениях.

      18. Национальный парк не менее чем за тридцать календарных дней до проведения тендера размещает объявление о предстоящем тендере в средствах массовой информации, распространяемых на всей территории Республики Казахстан, и на официальных интернет-ресурсах национального парка и уполномоченного органа.

      В объявлении о проведении тендера указываются наименование и местонахождение организатора тендера, перечень лотов с краткой характеристикой, выставляемых на тендер, место и способы получения тендерной документации, место и окончательный срок представления тендерных заявок, контактные данные (в том числе) электронный адрес секретаря тендерной комиссии.

      19. Тендерная комиссия (далее – комиссия) создается приказом руководителя национального парка, в состав которой включаются представители национального парка, структурного подразделения местных исполнительных органов, ведающего вопросами развития туризма, территориального подразделения уполномоченного органа, уполномоченного органа по земельным отношениям области, города республиканского значения, столицы, местного органа по делам архитектуры, градостроительства и строительства области, города республиканского значения, столицы, неправительственных организаций (по согласованию), координационного совета при национальном парке.

      Число членов комиссии должно быть нечетным, не менее пяти человек. Председателем комиссии назначается руководитель национального парка или лицо, его замещающее, секретарем – работник национального парка, не входящий в состав комиссии.

      20. Для получения тендерной документации потенциальный участник подает в национальный парк заявление в произвольной форме с указанием лотов. Заявление может быть направлено посредством электронного письма на адрес, указанный в объявлении, согласно пункту 18 настоящих Правил.

      21. Национальный парк до регистрации потенциальных участников тендера предоставляет лицам, получившим тендерную документацию, возможность ознакомиться с участками, отведенными для осуществления туристской и рекреационной деятельности.

      22. Потенциальный участник тендера подготавливает и представляет на регистрацию тендерную заявку в национальный парк в соответствии с требованиями и сроками, установленными тендерной документацией, в запечатанном конверте. С момента регистрации тендерной заявки лицо, представившее тендерную заявку, приобретает статус участника тендера.

      К участию в тендере допускаются граждане Республики Казахстан и юридические лица Республики Казахстан без иностранного участия.

      23. Участник тендера представляет следующие документы (на государственном или русском языках):

      1) тендерную заявку на участие в тендере с указанием лотов;

      2) копию устава и свидетельства или справки о государственной регистрации (перерегистрации) юридического лица – для юридических лиц, для физических лиц копию документа, удостоверяющего личность;

      3) технические спецификации (описание технических характеристик предлагаемых работ и услуг, включая спецификации, планы, чертежи и ссылки на международные или национальные стандарты, единые нормы и правила);

      4) перечень предлагаемых услуг и работ, направленных на обеспечение сохранности природных комплексов и объектов государственного природно-заповедного фонда, а также историко-культурного наследия, расположенных на его территории, с учетом создания новых рабочих мест для местного населения и условий для лиц с ограниченными возможностями.

      5) копии разрешительных документов, выданных в соответствии с требованиями на выполнение работ, предусматриваемых при строительстве объектов, или копии договоров с организациями, имеющими соответствующие разрешительные документы, с приложением их копий;

      6) документы о наличии финансовых средств или доступе к заемным средствам либо наличии соответствующих материальных и трудовых ресурсов, достаточных для строительства объектов;

      7) предполагаемый эскиз (эскизный проект) объектов строительства.

      24. Не допускается установление иных требований, которые ограничивают и необоснованно усложняют участие в тендере.

      25. Вскрытие конвертов с тендерными заявками осуществляет секретарь комиссии с одновременным объявлением присутствующим лицам наименования и местонахождения участников тендера, наименования лотов, в которых они планируют участвовать, перечня представленных документов на тендер.

      26. По результатам вскрытия конвертов с тендерными заявками в день вскрытия конвертов секретарем комиссии составляется протокол вскрытия конвертов, подписываемый всеми членами комиссии, заверенные копии которого представляются участникам тендера.

      27. Оценка тендерных заявок проводится комиссией в течение пятнадцати рабочих дней со дня вскрытия конвертов.

      28. При отсутствии других претендентов победителем тендера признается единственный участник тендера, если им соблюдены требования, предусмотренные пунктом 23 настоящих Правил.

      29. Тендер считается несостоявшимся, если тендерные заявки участников тендера будут признаны комиссией не соответствующими условиям тендерной документации.

      30. Выбор победителя тендера из числа его участников производится на заседании комиссии при условии присутствия не менее двух третей от общего числа членов комиссии. Решение комиссии принимается открытым голосованием и считается принятым, если за него подано большинство голосов от общего количества присутствующих членов комиссии. В случае равенства голосов, принятым считается решение, за которое проголосовал председатель комиссии.

      Любой член комиссии, в случае несогласия с решением комиссии, выражает особое мнение, которое излагает в письменном виде и прикладывает к протоколу итогов тендера на предоставление участков национального парка в долгосрочное пользование (далее – протокол итогов тендера).

      31. Протокол итогов тендера по каждому лоту подписывается всеми присутствующими членами комиссии, секретарем и содержит следующую информацию:

      1) список членов комиссии, участвовавших в заседании;

      2) наименование заявителя и его юридический адрес;

      3) местонахождение и площадь предоставляемого в долгосрочное пользование земельного участка;

      4) оценку тендерных заявок;

      5) решение комиссии.

      32. С момента подписания протокола итогов тендера национальный парк направляет победителю тендера уведомление о результатах тендера и заключает в течение десяти рабочих дней договор долгосрочного пользования участком для осуществления туристской и рекреационной деятельности (далее – договор) в соответствии с гражданским законодательством Республики Казахстан.

      После заключения договора победитель тендера признается пользователем участка национального парка (далее – пользователь).

      33. Неявка победителя тендера в течение десяти рабочих дней со дня направления ему уведомления для заключения договора, рассматриваются как отказ от пользования участком национального парка.

      В этом случае комиссия определяет победителя из числа оставшихся участников тендера, предложивших наилучшие условия по долгосрочному пользованию участком национального парка, либо данный лот выносится на следующий тендер в порядке, установленном настоящими Правилами.

      34. Результаты и протокол итогов тендера публикуются национальным парком в тех же средствах массовой информации, что и объявление о проведении тендера, и на официальном интернет-ресурсе национального парка и уполномоченного органа.

      35. В случае несогласия участника тендера с решением комиссии, результаты тендера могут быть обжалованы в судебном порядке.

      36. Со дня заключения договора пользователь в течение одного календарного года осуществляет подготовку ПСД, разработанную в соответствии с эскизом (эскизным проектом), и представляет ее вместе с календарным планом строительства в национальный парк.

      Национальный парк производит согласование ПСД в течение пяти рабочих дней со дня предоставления ПСД и календарного плана строительства.

      37. ПСД, согласованная с национальным парком, направляется пользователем на комплексную вневедомственную экспертизу согласно статье 64-1 Закона Республики Казахстан "Об архитектурной, градостроительной и строительной деятельности в Республике Казахстан".

      38. Пользователь после получения положительного заключения комплексной вневедомственной экспертизы на ПСД начинает строительство объектов, предварительно уведомив в письменной форме об этом национальный парк.

      39. В договоре долгосрочного пользования участком содержаться основания для его расторжения в одностороннем порядке при несвоевременной разработке пользователем ПСД и (или) нарушении сроков строительства, установленных в тендерной документации, в одностороннем порядке.

      Договор может быть изменен или расторгнут только с согласия обеих сторон. При недостижении согласия либо получении отказа одной из сторон спор рассматривается в порядке, установленном законодательством Республики Казахстан.

      40. По истечении срока пользования участком пользователь имеет преимущественное право на продление срока пользования участком национального парка.

4. Предоставление в краткосрочное пользование участков национального парка под размещение временных объектов

      41. В краткосрочное пользование предоставляются участки национального парка под размещение временных объектов (палаточные лагеря, объекты общественного питания, бивачные поляны и смотровые площадки, пляжи, лодочные станции, пункты проката велосипедов и водных видов транспорта и пляжного инвентаря) с учетом норм рекреационных нагрузок, стационарных пасек со строительством временных строений, необходимых для занятия пчеловодством, за исключением участков, на которых расположены объекты историко-культурного наследия. Участки предоставляются на туристских тропах, маршрутах, а также отдельно от них в соответствии с генеральным планом.

      42. Национальный парк готовит конкурсную документацию на предоставление участка национального парка в краткосрочное пользование, выставляемого на конкурс, которая утверждается приказом первого руководителя национального парка или лица, его замещающего.

      43. Конкурсная документация содержит:

      1) лот (лоты), выставляемый на конкурс, сформированный в соответствии с генеральным планом;

      2) информацию о времени и месте проведения конкурса;

      3) способ, место и окончательный срок представления конкурсных заявок и срок их действия;

      4) условия предоставления участка для пользования, его целевое назначение;

      5) акт выбора осмотра земельного участка с указанием площади и приложением схемы участка.

      44. Предварительное обсуждение проекта конкурсной документации потенциальными участниками осуществляется согласно пункту 17 настоящих Правил.

      45. Размещение объявления о предстоящем конкурсе осуществляется в порядке, установленном пунктом 18 настоящих Правил.

      46. Конкурсная комиссия (далее – комиссия) создается приказом руководителя национального парка, в состав которой включаются представители национального парка, структурного подразделения местных исполнительных органов, ведающего вопросами развития туризма, территориального подразделения уполномоченного органа, неправительственных организаций (по согласованию), координационного совета при национальном парке.

      47. Для получения конкурсной документации потенциальный участник подает в национальный парк заявление в произвольной форме с указанием лотов. Заявление может быть направлено посредством электронного письма на адрес, указанный в объявлении, согласно пункту 18 настоящих Правил.

      48. Национальный парк до начала регистрации потенциальных участников конкурса предоставляет лицам, получившим конкурсную документацию, возможность ознакомиться с участками, отведенными для осуществления туристской и рекреационной деятельности.

      49. Потенциальный участник конкурса подготавливает и представляет на регистрацию конкурсную заявку в национальный парк в соответствии с требованиями и сроками, установленными конкурсной документацией, в запечатанном конверте. С момента регистрации конкурсной заявки лицо, представившее конкурсную заявку, приобретает статус участника конкурса.

      К участию в конкурсе допускаются граждане Республики Казахстан и юридические лица Республики Казахстан без иностранного участия.

      50. Участник конкурса представляет следующие документы (на государственном или русском языках):

      1) конкурсную заявку на участие в конкурсе с указанием лотов;

      2) копию устава и свидетельства или справки о государственной регистрации (перерегистрации) юридического лица – для юридических лиц, копию документа, удостоверяющего личность, – для физических лиц;

      3) план использования и обустройства участка национального парка, включая мероприятия по сохранению объектов государственного природно-заповедного фонда, а также историко-культурного наследия, расположенных на его территории, санитарно-гигиенические и противопожарные мероприятия;

      4) документы о наличии финансовых средств или доступе к заемным средствам либо наличии соответствующих материальных и трудовых ресурсов, достаточных для размещения временных объектов;

      5) перечень предлагаемых услуг и работ, направленных на обеспечение сохранности природных комплексов и объектов государственного природно-заповедного фонда, а также историко-культурного наследия, расположенных на его территории, с учетом создания новых рабочих мест для местного населения и условий для лиц с ограниченными возможностями.

      51. Не допускается установление иных требований, которые ограничивают и необоснованно усложняют участие в конкурсе.

      52. Вскрытие конвертов с конкурсными заявками осуществляется в соответствии с требованиями, указанными в пункте 25 настоящих Правил.

      53. По результатам вскрытия конвертов с конкурсными заявками в день вскрытия конвертов секретарем комиссии составляется протокол вскрытия конвертов, подписываемый всеми членами комиссии, заверенные копии которого представляются участникам конкурса.

      54. Оценка конкурсных заявок проводится комиссией в течение пятнадцати рабочих дней со дня вскрытия конвертов.

      55. При отсутствии других претендентов победителем конкурса признается единственный участник конкурса, если им соблюдены требования, предусмотренные пунктом 50 настоящих Правил.

      56. Конкурс считается несостоявшимся, если конкурсные заявки участников конкурса будут признаны комиссией не соответствующими условиям конкурсной документации.

      57. Выбор победителя конкурса из числа его участников производится на заседании комиссии при условии присутствия не менее двух третей от общего числа членов комиссии. Решение комиссии принимается открытым голосованием и считается принятым, если за него подано большинство голосов от общего количества присутствующих членов комиссии. В случае равенства голосов, принятым считается решение, за которое проголосовал председатель комиссии.

      Любой член комиссии, в случае несогласия с решением комиссии, выражает особое мнение, которое излагает в письменном виде и прикладывает к протоколу итогов конкурса на предоставление участков национального парка в краткосрочное пользование (далее – протокол итогов конкурса).

      58. Протокол итогов конкурса по каждому лоту подписывается всеми присутствующими членами комиссии, секретарем и содержит информацию в соответствии с требованиями, указанными в пункте 31 настоящих Правил.

      59. На основании протокола итогов конкурса национальный парк в течение семи рабочих дней направляет победителю конкурса уведомление о результатах конкурса и заключении договора краткосрочного пользования (далее – договор) в соответствии с гражданским законодательством Республики Казахстан.

      После заключения договора победитель конкурса признается пользователем участка национального парка (далее – пользователь).

      60. Неявка победителя конкурса в течение семи рабочих дней со дня направления ему уведомления для заключения договора, рассматривается как отказ от пользования участком национального парка.

      В этом случае комиссия определяет победителя из числа оставшихся участников конкурса, предложивших наилучшие условия по краткосрочному пользованию участком национального парка, либо данный лот выносится на следующий конкурс в порядке, установленном настоящими Правилами.

      61. Результаты и протокол итогов конкурса публикуются национальным парком в тех же средствах массовой информации, что и объявление о проведении конкурса, и на официальном интернет-ресурсе национального парка и уполномоченного органа.

      62. В случае несогласия участника конкурса с решением комиссии, результаты конкурса могут быть обжалованы в судебном порядке.

      63. По истечении срока пользования участком пользователь имеет преимущественное право на продление срока пользования участком национального парка.