Об утверждении методических рекомендаций по определению типовых функций государственных органов

Постановление Правительства Республики Казахстан от 31 августа 2016 года № 489. Утратило силу постановлением Правительства Республики Казахстан от 13 июля 2023 года № 560

Утратил силу

      Сноска. Утратило силу постановлением Правительства РК от 13.07.2023 № 560 (вводится в действие по истечении десяти календарных дней после дня его первого официального опубликования).

      В соответствии с пунктом 1 статьи 24 Закона Республики Казахстан "О правовых актах" Правительство Республики Казахстан ПОСТАНОВЛЯЕТ:

      Сноска. Преамбула – в редакции постановления Правительства РК от 23.01.2023 № 33.

      1. Утвердить прилагаемые методические рекомендации по определению типовых функций государственных органов.

      2. Признать утратившим силу постановление Правительства Республики Казахстан от 24 августа 2011 года № 951 "Об утверждении Методических рекомендаций по определению типовых функций государственных органов".

      3. Настоящее постановление вводится в действие со дня его подписания и подлежит официальному опубликованию.

      Премьер-Министр
Республики Казахстан
К. Масимов

  Утверждены
постановлением Правительства
Республики Казахстан
от 31 августа 2016 года № 489

Методические рекомендации по определению типовых функций государственных органов

      Сноска. Методические рекомендации – в редакции постановления Правительства РК от 23.01.2023 № 33.

Глава 1. Общие положения

      1. Настоящие методические рекомендации по определению типовых функций государственных органов (далее – методические рекомендации) разработаны в соответствии с пунктом 1 статьи 24 Закона Республики Казахстан "О правовых актах" и предназначены для применения в нормотворческой деятельности при решении вопросов установления функций государственных органов на законодательном и подзаконном уровнях.

      2. В законах должны устанавливаться функции государственных органов, составляющие основу их организации и деятельности, а также функции, реализация которых затрагивает важнейшие общественные отношения, указанные в пункте 3 статьи 61 Конституции Республики Казахстан:

      1) правосубъектности физических и юридических лиц, гражданских прав и свобод, обязательств и ответственности физических и юридических лиц;

      2) режима собственности и иных вещных прав;

      3) основ организации и деятельности государственных органов и органов местного самоуправления, государственной и воинской службы;

      4) налогообложения, установления сборов и других обязательных платежей;

      5) республиканского бюджета;

      6) вопросов судоустройства и судопроизводства;

      7) образования, здравоохранения и социального обеспечения;

      8) приватизации предприятий и их имущества;

      9) охраны окружающей среды;

      10) административно-территориального устройства Республики Казахстан;

      11) обеспечения обороны и безопасности государства.

      Все иные отношения регулируются подзаконными актами.

      3. В законах содержатся функции Правительства Республики Казахстан по вопросам, требующим коллегиального решения, и которые носят межведомственный характер; общая компетенция центральных государственных органов на принятие нормативных правовых актов; функции местных представительных и исполнительных органов.

      4. В законах устанавливаются основные положения в регулируемой сфере – цели, задачи, принципы, компетенции и полномочия регулирования соответствующей отрасли (сферы), а также основные понятия, сфера действия, объекты и субъекты правоотношений, их права и обязанности, меры правоограничительного характера, ответственность за нарушение законодательства, ограничения в регулируемой сфере, контроль за соблюдением законодательства, финансирование со стороны государства (гарантирование и поручительство займов, оказание мер государственной поддержки, субсидирование) и иные важнейшие положения.

      5. Функции, обеспечивающие реализацию основных задач, а также связанные с внутренними процедурами деятельности государственных органов, их взаимодействиями между собой, направленные на детализацию и реализацию основных положений закона, определяются подзаконными актами.

      На подзаконном уровне устанавливаются функции, осуществление которых не затрагивает общественные отношения, перечисленные в пункте 2 настоящих методических рекомендаций.

      При этом функции государственного органа на подзаконном уровне должны устанавливаться в нормативных правовых актах, принимаемых Президентом, Правительством и вышестоящим центральным государственным органом по отношению к нему.

      6. Типовые функции государственных органов разделяются на 2 группы:

      1) типовые функции государственных органов, которые необходимо установить на уровне закона;

      2) типовые функции государственных органов, которые необходимо установить на подзаконном уровне.

      Перечень типовых функций государственных органов, установленных пунктом 8 настоящих методических рекомендаций, не является исчерпывающим.

Глава 2. Типовые функции государственных органов, устанавливаемые на уровне закона

      7. На уровне закона рекомендуется устанавливать следующие функции государственных органов по:

      1) установлению прав, обязанностей физических и юридических лиц, в том числе пределов их ограничений;

      2) взаимодействию с физическими и негосударственными юридическими лицами;

      3) обеспечению национальной, в том числе экономической, общественной безопасности, обороноспособности страны, защиты государственных секретов;

      4) осуществлению административной процедуры (установление прав и обязанностей сторон в рамках административной процедуры);

      5) формированию механизмов осуществления государственного контроля и надзора:

      выявление, устранение причин и условий нарушений законодательства путем проверок и иных форм контроля на предмет соответствия деятельности физических и юридических лиц установленным законодательством требованиям;

      принятие правовых мер воздействия по результатам проверок;

      6) установлению требований к получателям разрешений и лицензиатам, условий выдачи разрешений, лицензий;

      7) вопросам принудительного отчуждения имущества;

      8) определению оснований и условий проведения обследования, осмотра в соответствующей сфере;

      9) управлению государственным имуществом.

Глава 3. Типовые функции государственных органов, устанавливаемые на подзаконном уровне

      8. На уровне подзаконных актов рекомендуется устанавливать следующие функции государственных органов по:

      1) реализации государственной политики в соответствующей сфере;

      2) определению порядка оказания государственных услуг;

      3) организации утилизации, уничтожения определенных товаров, веществ, животных;

      4) организации подготовки, повышения квалификации и переподготовки кадров в соответствующей области;

      5) привлечению экспертов, консультантов;

      6) утверждению нормативов (материальное обеспечение), норм потребности, квот, их распределению;

      7) утверждению проектов, схем, расписания, расходов, возмещению затрат;

      8) вопросам международного сотрудничества в соответствующей сфере;

      9) выполнению государственного заказа в соответствующей сфере;

      10) выработке и обеспечению мер поддержки в соответствующей отрасли;

      11) регулированию вопросов по проведению испытаний, исследований, изысканий в соответствующей сфере;

      12) регулированию вопросов по ведению реестров, регистров и кадастров, учета, оценки, анализа, мониторинга, базы и банка данных в соответствующей сфере;

      13) осуществлению классификации, определению, присвоению категории, статуса, класса либо иной идентификации определенных предметов;

      14) созданию информационных систем, систем связи и систем передачи данных, технических средств, а также систем защиты информации;

      15) координации деятельности государственных органов, взаимодействию с государственными органами;

      16) сдаче, приему в эксплуатацию объектов, проектов, их обеспечению;

      17) разработке и утверждению типовых документов, различных планов, технических норм;

      18) организационно-кадровым вопросам.