Оглавление

О внесении изменений в постановление Правительства Республики Казахстан от 28 мая 2010 года № 488 "Об утверждении программы по обеспечению детей дошкольным воспитанием и обучением "Балапан" на 2010 - 2014 годы"

Постановление Правительства Республики Казахстан от 20 декабря 2013 года № 1377. Утратило силу постановлением Правительства Республики Казахстан от 21 октября 2014 года № 1119

Утратил силу

      Сноска. Утратило силу постановлением Правительства РК от 21.10.2014 № 1119.

      Правительство Республики Казахстан ПОСТАНОВЛЯЕТ:
      1. Внести в постановление Правительства Республики Казахстан от 28 мая 2010 года № 488 «Об утверждении программы по обеспечению детей дошкольным воспитанием и обучением «Балапан» на 2010 – 2014 годы» следующие изменения:
      заголовок изложить в следующей редакции:
      «Об утверждении программы по обеспечению детей дошкольным воспитанием и обучением «Балапан» на 2010 – 2020 годы»;
      пункт 1 изложить в следующей редакции:
      «1. Утвердить прилагаемую Программу по обеспечению детей дошкольным воспитанием и обучением «Балапан» на 2010 – 2020 годы.»;
      Программу по обеспечению детей дошкольным воспитанием и обучением «Балапан» на 2010 – 2014 годы, утвержденную указанным постановлением, изложить в новой редакции согласно приложению к настоящему постановлению.
      2. Настоящее постановление вводится в действие со дня подписания и подлежит официальному опубликованию.

      Премьер-Министр
      Республики Казахстан                       С. Ахметов

Приложение        
к постановлению Правительства
Республики Казахстан    
от 20 декабря 2013 года № 1377

Утверждена        
постановлением Правительства
Республики Казахстан   
от 28 мая 2010 года № 488

Программа
по обеспечению детей дошкольным воспитанием
и обучением «Балапан» на 2010 – 2020 годы 1. Паспорт
программы «Балапан»

Наименование

Программа по обеспечению детей дошкольным воспитанием и обучением «Балапан» на 2010 – 2020 годы

Основания для разработки

Послание Президента Республики Казахстан народу Казахстана от 29 января 2010 года «Новое десятилетие – новый экономический подъем – новые возможности Казахстана»;
Стратегический план развития Республики Казахстан до 2020 года, утвержденный Указом Президента Республики Казахстан от 1 февраля 2010 года № 922;
Послание Главы государства народу Казахстана от
14 декабря 2012 года «Стратегия Казахстан – 2050»: новый политический курс состоявшегося государства»

Основной разработчик

Министерство образования и науки Республики Казахстан

Основные исполнители

Министерство образования и науки Республики Казахстан;
акимы областей, городов Астаны и Алматы;
Министерство здравоохранения Республики Казахстан;
Министерство труда и социальной защиты населения Республики Казахстан;
Министерство экономики и бюджетного планирования Республики Казахстан;
Министерство регионального развития Республики Казахстан;
акционерное общество «Национальный центр повышения квалификации «Өрлеу»

Цель программы

Удовлетворение потребности населения в качественных услугах организаций дошкольного воспитания и обучения

Задачи программы

Обеспечить до 2015 года 77,7 % охвата детей дошкольным воспитанием и обучением, а до 2020 года – 100 % охват;
обеспечить до 2015 года полный охват детей 5-6-летнего возраста предшкольной подготовкой;
увеличить вариативную сеть дошкольных организаций с учетом демографической ситуации в республике и образовательных потребностей населения;
создать необходимые финансово-экономические условия для решения проблем дефицита дошкольных организаций;
осуществлять полное обеспечение дошкольных организаций квалифицированными кадрами и постоянное повышение их квалификации;
развивать инклюзивное образование (оснащение дошкольных организаций пандусами, подъездами, подъемниками, лифтами и другие);
обновить содержание воспитания и обучения за счет внедрения новых методик и технологий обучения

Сроки и этапы реализации программы

2010 – 2020 годы
I этап – 2010 г.
II этап – 2011 г.
III этап – 2012 г.
IV этап – 2013 г.
V этап – 2014 г. – 2016 г.
VI этап – 2017 г. – 2018 г.
VII этап – 2019 г. – 2020 г.

Целевые индикаторы

2010 – 2013 годы:
1) количество мест, дополнительно открытых в системе дошкольного образования – 271 268;
2) охват детей дошкольного возраста дошкольным образованием – 71,5 %;
3) средний показатель наполняемости групп – 25 детей;
4) охват 5–6-летних детей предшкольной подготовкой – 97 %;
5) доля педагогических работников с первой и высшей квалификационными категориями – 25 %
2014 – 2020 годы:
1) количество новых мест, дополнительно открытых в системе дошкольного образования – 480408;
охват детей дошкольным образованием – 100 %;
2) доля дошкольных организаций с полиязычным обучением – 50 %;
3) доля дошкольных организаций, участвующих в конкурсе по защите детских инновационных проектов (проектная деятельность, здоровьесберегающие технологии и т.д.) – 50 %;
4) доля дошкольных организаций, создавших условия для инклюзивного образования – 15 %;
5) доля педагогических работников, прошедших повышение квалификации – 50 %

Объемы и источники финансирования

Объем финансирования мероприятий по реализации Программы в 2010 – 2013 годах составляет 165940 млн. тенге, в том числе:
за счет республиканского бюджета – 162920, 5 млн. тенге;
за счет местных бюджетов – 3019, 5 млн. тенге.
Объем финансирования мероприятий по реализации Программы в 2014 – 2020 годах составляет 190 млрд.
536 млн. тенге, в том числе:
за счет республиканского бюджета – 41 млрд. 242 млн. тенге;
за счет местного бюджета – 149 млрд. 294 млн. тенге

2. Введение

      Программа по обеспечению детей дошкольным воспитанием и обучением «Балапан» на 2010 – 2020 годы (далее – Программа) разработана в целях реализации Послания Президента Республики Казахстан «Новое десятилетие – новый экономический подъем – новые возможности Казахстана» и в соответствии со Стратегическим планом развития Республики Казахстан до 2020 года, утвержденным Указом Президента Республики Казахстан от 1 февраля 2010 года № 922, Послания Главы государства народу Казахстана от 14 декабря 2012 года «Стратегия Казахстан – 2050»: новый политический курс состоявшегося государства».
      До обретения независимости Казахстан обладал самой лучшей в Центральной Азии системой дошкольного образования, которая охватывала около 70 % детей до 7 лет.
      В 1991 году существовали 8743 детских сада, более половины
(4868) которых были приватизированы в период «оптимизации», часть зданий детских садов была заброшена, претерпела разрушение. В целом, до 2000-го года количество детских садов в республике уменьшилось до 1144.
      За годы независимости республики стала вновь возрождаться система дошкольного образования: растет число детских садов, создаются новые виды организаций для детей дошкольного возраста.
      За период с 2007 по 2009 годы открыто 2557 дошкольных организаций на 142,1 тысяч мест, в том числе 612 детских садов на 75 тысяч мест.
      В 2009 году функционировало 4972 дошкольные организации, из них 2003 детских сада. Охват детей дошкольным воспитанием и обучением составлял 373 160 человек или 38,7 % от числа детей дошкольного возраста.
      Вместе с тем, в очереди на получение мест в дошкольные организации оставалось более 260 тысяч детей, в том числе 147 084 тысяч – от 3 до 6 лет.
      Демографические процессы в стране – один из определяющих факторов роста очереди на получение мест в дошкольных организациях республики; с 2008 года число ожидающих места в детских садах выросло на 20,8 тыс. детей.
      Анализ рождаемости детей в Казахстане за последние 20 лет показывает: с 1990 по 1999 годы произошло снижение рождаемости, а с 2000 до 2013 года – рост рождаемости, в среднем, на 13 тыс. человек, что обусловит в последующем увеличение очередности на места в дошкольных организациях на 5 – 7 % в год.
      Программа обеспечит принятие кардинальных мер по снижению уровня дефицита дошкольных организаций в стране, повышению качества дошкольных образовательных услуг.
      В Послании народу Казахстана 2012 года «Стратегия Казахстан – 2050»: новый политический курс состоявшегося государства» (далее – Послание) Главой государства Казахстана поставлена задача – к 2020 году обеспечить 100 % охват детей дошкольными организациями, в связи с чем поручено продлить сроки реализации программы «Балапан» до 2020 года и разработать новые методы дошкольного образования.
      Право детей Казахстана на дошкольное воспитание и обучение обеспечивается различными типами и видами дошкольных организаций, таких как:
      1) ясли-сад;
      2) детский сад;
      3) семейный ясли-сад;
      4) санаторный ясли-сад;
      5) комплекс «школа-детский сад»;
      6) дошкольный мини-центр.
      За три года реализации Программы число дошкольных организаций увеличилось более, чем на 4 тыс. единицы (1211 детских садов и 2811 мини-центров) на 288,3 тыс. мест за счет строительства, открытия частных детских садов и других способов ввода, таких, как возврат ранее приватизированных зданий детских садов, приспособление пустующих, открытие на 1-х этажах жилых комплексов.
      По данным местных исполнительных органов охват детей дошкольными организациями в 2012 году составил 71,5 %.
      Для достижения таких результатов Министерством образования и науки Республики Казахстан (далее – Министерство) проведена большая работа по нормативно-правовому урегулированию вопросов развития системы дошкольного воспитания в Казахстане.
      Вместе с тем по состоянию на 1 января 2013 г. в очереди на получение мест в дошкольных организациях остаются более 406 тысяч детей, в том числе 196,6 тысяч – от 3 до 6 лет.
      Программа обеспечит полный охват детей дошкольными организациями и повысит качество содержания дошкольного образования, а также будет способствовать трудоустройству более 120 тысяч человек (2014 г. – 17,8 тыс. чел., 2015 г. – 14,8 тыс. чел., 2016 г. – 15,2 тыс. чел., 2017 г. – 11,8 тыс. чел., 2018 г. – 13 тыс. чел., 2019 г. – 18,2 тыс. чел., 2020 г. – 37,9 тыс. чел.).

3. Анализ текущей ситуации
в системе дошкольного воспитания и обучения

      Современные общественно-политические и социально-экономические условия в Казахстане способствуют устойчивому развитию системы обеспечения интеллектуального, личностного и физического развития ребенка.
      Совершенствуется законодательная база, регулирующая социальную поддержку граждан, семьи. Приняты нормы, обеспечивающие полноценное развитие дошкольного детства.
      Разработаны и апробированы программы группового и индивидуального психолого-педагогического сопровождения детей дошкольного возраста с нарушениями речи, интеллекта, эмоционально-волевой сферы и другими особенностями развития.
      Для детей, не посещающих детский сад, разработан образовательный курс «Язык детской игры», направленный на обеспечение развития детей дошкольного возраста в домашних условиях.
      В современных условиях развитие системы дошкольного образования в значительной степени обусловлено тем, насколько эффективно осуществляется вопрос подготовки и переподготовки педагогических кадров.
      В дошкольных организациях республики на начало реализации Программы работало 29,8 тыс. человек, в том числе молодых педагогических работников – 8,3 тыс. (27,9 %).
      Образовательный уровень педагогических работников детских садов показывает тенденцию к улучшению: 54,4 % имеют высшее образование,
3,6 % – незаконченное высшее, 40,7 % – среднее специальное, 1,3 % – общее среднее.
      Средний возраст педагогических работников – 35-40 лет.
      В 25 высших учебных заведениях и 31 учебном заведении технического и профессионального образования (далее – ТиПО) осуществляется подготовка кадров по специальности «Дошкольное воспитание и обучение».
      Растет количество выпускников ТиПО по специальности «Дошкольное воспитание и обучение». Так, в 2006 году подготовлено 349 специалистов, в 2007 году – 528, в 2008 году – 705, в 2009 году – 750. Ожидаемый выпуск учебных заведений ТиПО в 2010 – 2014 г.г. – 5884 человека.
      Все воспитанники дошкольных организаций в соответствии с законодательством обеспечены медицинским обслуживанием. В дошкольных организациях предусмотрены 1,5 ставки медицинской сестры и 0,5 ставки диетической сестры на 8-9 групп и более. В организациях, выполняющих задачи по охране и укреплению физического и психического здоровья детей, имеющих кабинеты физиотерапии, предусматриваются по одной штатной единице должности врача.
      Ожидаемый выпуск медицинских сестер в медицинских колледжах в
2010 – 2014 годы – 720 человек, что удовлетворит потребность в кадрах для медицинского обслуживания дошкольников в 2010 – 2014 годах.
      Кроме того, медицинское обслуживание детей дошкольного возраста в мини-центрах, группах кратковременного пребывания будет осуществляться в территориальных организациях первичной медико-санитарной помощи (далее – ПМСП).
      Наблюдается тенденция повышения охвата детей дошкольным воспитанием и обучением: с 2006 года данный показатель вырос
с 27,6 % до 38,7 % в 2010 году.
      Государством предпринимаются меры по поддержке частных поставщиков услуг в сфере дошкольного образования. В Кызылординской, Жамбылской, Восточно-Казахстанской, Акмолинской областях имеется практика размещения государственного образовательного заказа в частных дошкольных организациях.
      По данным местных исполнительных органов по состоянию на
1 января 2010 года из 6770 населенных пунктов страны 4691, или 69 % не имеют дошкольных организаций. Данный факт объясняется отсутствием или недостаточностью детского населения для открытия организаций образования.
      С 2006 года стали создаваться мини-центры как один из типов дошкольных организаций, и в 2010 году их число достигло 2969 единиц, а контингент 75 872 ребенка.
      На начало реализации Программы более 271 тысячи пяти-шестилетних детей были охвачены предшкольной подготовкой на базе 6430 общеобразовательных школ и 1271 детского сада.
      В республике обеспечивается воспитание и обучение в дошкольных организациях на государственном языке, а в местах компактного проживания национальных групп - и на их родных языках.
      В 2010 году в 940 (46,9 %) дошкольных организациях образовательный процесс осуществлялся на казахском языке, в 260 (13 %) – на русском, в 801 (40 %) – на русском и казахском, в 2 (0,1 %) – на узбекском.
      Мировая практика показывает, что наиболее благоприятным возрастом для подготовки к обучению в школе является период развития ребенка с 3 до 6 лет. Так, во Франции дошкольное образование не является обязательным, но практически все дети с 3 до 6 лет посещают детский сад. Аналогичная ситуация в Германии, Канаде, Венгрии, Англии. В Дании структура дошкольного воспитания и обучения схожа с казахстанской: ясли – для детей от полугода до 3 лет, детские сады – от 3 до 6-7 лет.
      В 2010 году от общего количества детей, посещающих дошкольные организации, 89,7 % составляли дети 3-6 лет, 10,3 % – дети от 2 до 3 лет. Кроме того, в детских садах 9 областей республики функционировали ясельные группы, в которых воспитывались дети в возрасте до 2 лет. С 2007 по 2009 годы наблюдалось снижение числа детей, посещающих ясельные группы с 1305 до 942.
      Остается актуальной проблема недостаточности дошкольных организаций в стране. Потребность в организованном дошкольном воспитании и обучении наблюдалась во всех регионах: на начало реализации Программы более, чем 260 тысяч детей от 1 до 6 лет были зарегистрированы в очереди на получение места в дошкольную организацию. В группах детских садов наблюдалась переуплотненность: на 100 мест, в среднем, по республике приходилось 111 человек.
      Число детей от 3 до 6 лет в 2010 году на получение мест в дошкольные организации (далее – ДО) составляло 147084 человека, или 56,4 % от общей численности детей, зарегистрированных в очередь.
      Основным приоритетом развития системы ДО является создание условий для охвата детей 3-6 лет организованным воспитанием и обучением, качественной подготовкой детей к учебной деятельности.
      В ходе реализации Программы возможно возникновение рисков, связанных с демографическими процессами, которые могут препятствовать достижению цели.
      При положительной динамике демографических процессов число населенных пунктов, в которых возникнет или возрастет потребность в дошкольных организациях, увеличится.
      Для снижения уровня риска при ежегодных уточнениях показателей роста охвата детей и финансирования открытия дошкольных организаций, необходимо активизировать указанные в Программе механизмы размещения государственного образовательного заказа в дошкольных организациях и государственно-частного партнерства (далее – ГЧП).
      На 1 января 2013 года в республике функционируют 8590 дошкольных организаций, их посещают 644,3 тыс. детей.
      Из 43 811 детей с ограниченными возможностями в развитии 15 244 ребенка охвачены воспитанием в 39 специальных детских садах.
      Охват детей дошкольными организациями составил 71,5 %.
      С учетом международного опыта (в Германии, Японии функционируют дошкольные организации, в которых дети находятся не полный день), а также с целью обеспечения большего охвата детей дошкольным воспитанием и обучением в рамках Программы активно открываются мини-центры. В настоящее время увеличение количества дошкольных организаций обеспечено в основном, за счет развития сети мини-центров (мини-центры – 63,5 %, детские сады – 36,4 %).
      При этом преобладает число мини-центров с неполным днем пребывания. Мини-центры с соответствующим оснащением и с полным днем пребывания составляет 2 197 единиц (40,5 %). Активное открытие мини-центров, в основном, наблюдается в Восточно-Казахстанской (1160), Костанайской (4988), Северо-Казахстанской (505), Алматинской (428) областях.
      Законодательством Республики Казахстан в соответствии с основополагающими международными документами в области образования предусматривается принцип равных прав на образование для детей с ограниченными возможностями в развитии.
      Сегодня осуществляется инклюзивное образование в 166 детских садах республики для 2375 детей, что составляет 14 % от общего количества выявленных детей с ограниченными возможностями.
      Кроме того, функционируют 39 специальных детских садов и
315 специальных групп в детских садах общего назначения для детей с ограниченными возможностями в развитии. Их контингент составляет в детских садах 4945 детей, в спецгруппах – 5879.
      Для детей с ограниченными возможностями, не имеющими возможности посещать специальные дошкольные организации, предусмотрено оказание коррекционно-педагогической поддержки в реабилитационных центрах, кабинетах психолого-педагогической коррекции (далее – КППК).
      В 129 действующих КППК республики обслуживаются дети, в основном, дошкольного возраста.
      Не менее ответственная и сложная задача – на новой основе выстроить содержание системы дошкольного образования. Постановлением Правительства Республики Казахстан от 23 августа 2012 года № 1080 утверждены Государственный общеобязательный стандарт дошкольного воспитания и обучения (далее – ГОСО) и Типовые учебные планы дошкольного образования, включающие изучение иностранных языков.
      ГОСО и учебные программы дошкольного воспитания и обучения содействуют эффективному решению проблемы преемственности между дошкольным и начальным школьным образованием.
      Сегодня в дошкольных организациях республики используются программы «Балбөбек», «Қайнар», «Алғашқы қадам», «Зерек бала», «Біз мектепке барамыз», «Общеобразовательная программа предшкольной подготовки детей 5-6 лет в условиях школы и 5-7 лет – детского сада» с учебно-методическими комплексами, включающие в себя издания из более 90 наименований.
      Используются технологии зарубежного опыта дошкольного образования.
      Например, учебные материалы по технологии Монтессори, в основе которых заложено развитие индивидуальности каждого ребенка. Система
Н. Зайцева помогает в обучении детей навыкам чтения и письма. Вальдорфская педагогика (методика Штайнера) обеспечивает познание мира ребенком естественным путем через чувственный аппарат. Использование в развитии детей кубиков Ф. Фребеля позволяет последовательно ознакомить ребенка с простейшими геометрическими формами.
      В целях обновления содержания дошкольного образования проведен анализ международного и лучшего отечественного опыта дошкольного образования.
      Это позволило определить следующие проблемы: несоответствие используемых методов и форм работы с детьми требованиям современности, где не всегда учитывались познавательные интересы детей, их любознательность и самостоятельность. Кроме того, выявлено отсутствие системности во внедрении технологий в дошкольном образовании. В связи с чем, содержание действующих программ и учебно-методических комплексов требует обновления согласно ГОСО.
      В настоящее время обновляются основные общеобразовательные учебные программы «Алғашқы қадам», «Зерек бала», «Біз мектепке барамыз», «Общеобразовательная программа предшкольной подготовки», а также ряд альтернативных программ, таких как «Балбөбек», «Қайнар» и др.
      Глобальные преобразования, происходящие во всех сферах нашего общества, не могли не затронуть и систему образования, определяющую интеллектуальный потенциал страны в будущем и являющуюся условием ее процветания и развития.
      Международный опыт показывает, что одной из актуальных задач современного образования является раннее выявление, обучение и воспитание интеллектуально развитых детей дошкольного возраста.
      Например, в России, Японии, Финляндии, США, Китае и других развитых странах рост благосостояния связан с вложением капитала в интеллектуальное развитие детей, начиная с раннего возраста. Во всех этих государствах используются достижения науки и новые информационные технологии в воспитании интеллектуально развитого ребенка, которые реализуются через сеть организаций нового типа – интеллектуальная дошкольная организация.
      Общие и специальные интеллектуальные способности детей с точки зрения соотношения интеллекта и креативности определены в трудах ученых России В.П. Зинченко, П.Я. Гальперина, А.Н. Леонтьева, М.А. Холодной, А.М. Матюшкина, Д.Б. Богоявленской, Б.М. Теплова, С.Д. Бирюкова, А.Н. Воронина, Л.А. Венгер и др.
      Американский психолог Брайан Дж. Кэрролл при изучении и измерении способностей детей указал на необходимость определения их места в познавательной деятельности, т.е. каждому ребенку следует создать условия для его индивидуального развития.
      Основные принципы и приоритеты развития казахстанского дошкольного воспитания и обучения определены в Законе Республики Казахстан от 27 июля 2007 года «Об образовании», Государственной программе развития образования на 2011 – 2020 годы (далее – ГПРО), утвержденной Указом Президента Республики Казахстан от 7 декабря 2010 года № 1118, Стратегическом плане Министерства образования и науки Республики Казахстан на 2011 – 2015 годы, утвержденном постановлением Правительства Республики Казахстан от 19 января 2012 года № 131. Понимая значимость и актуальность развития дошкольного уровня, в рамках проекта Организации экономического сотрудничества и развития (далее – ОЭСР) ведутся исследования по раннему развитию детей.
      В настоящее время Министерством совместно с местными исполнительными органами проводятся мероприятия по развитию различных форм развития детей раннего возраста.
      1. Расширение сети яслей, яслей-садов, мини-центров с гибким режимом, создание групп ухода и присмотра в частном секторе, центров раннего развития детей, а также создание в подведомственных организациях здравоохранения новых типов и видов организаций (санаторные ясли, профилактории для матерей с детьми и т.д.).
      2. Обеспечение образовательными услугами родителей через расширение сети консультативных пунктов, создание телевещательных программ для родителей.
      3. Внедрение инновационных технологий по просвещению родителей: обучающие сайты, дистанционное образование, обеспечение доступности семей к интернет-ресурсам.
      4. Подготовка специалистов-гувернеров для работы с детьми раннего возраста, а также организация обучающих курсов по переквалификации кадров.
      5. Обеспечение базой, содержащей духовно-нравственные ценности для интеллектуального развития детей (колыбельные, сказки, мифы, эпос и др.) и создание благоприятной и дружелюбной среды для матери и ребенка.
      6. Программно-методическое обновление содержания системы дошкольного образования по раннему развитию детей.
      7. Разработка механизма поддержки попечительских советов родителей по использованию инвестиций в собственное образование и образование своих детей.
      8. Организация фундаментальных и прикладных научно-исследовательских работ по раннему развитию детей.
      Государством также оказывается поддержка материнства путем сохранения рабочего места работникам на период отпуска по уходу за ребенком до достижения им возраста трех лет. С 1 января 2014 года планируется введение субсидирования обязательных пенсионных взносов для работающих женщин, являющихся получателями социальных выплат по уходу за ребенком по достижении им возраста одного года из Государственного фонда социального страхования.
      Вместе с тем во многих странах ОЭСР действует разделение систем обучения и ухода за детьми. Дети раннего возраста, как правило, обеспечиваются системой раннего ухода матерями. Исключение составляют страны Северной Европы (Норвегия, Финляндия, Швеция), где система раннего ухода за детьми тесно переплетена с обучением.
      В Казахстане в настоящее время основополагающей ролью дошкольного образования при переходе на 12-летнее образование является создание условий безболезненного перехода ребенка – дошкольника из детского сада в начальную школу, т.е. преемственность и непрерывность образования детей дошкольного возраста.
      Учитывая мировые тенденции и переход системы образования на
12-летнее обучение, необходимо обеспечить подготовку детей к обучению в школе с 3-х до 6 лет.
      Для разностороннего развития ребенка необходима соответствующая среда, то есть интеллектуальная дошкольная организация.
      Анализ работы дошкольного образования Англии, Голландии, Австралии, Новой Зеландии показывает эффективность вовлечения родителей в процесс воспитания и обучения детей. Данная форма работы успешно начинает внедряться в отдельных регионах нашей республики в виде консультационных пунктов для родителей. С целью обеспечения единства и преемственности семейного и общественного воспитания, оказания психолого – педагогической помощи родителям, поддержки всестороннего развития личности детей, не посещающих дошкольные организации, в республике функционируют 1046 консультационных пунктов для родителей. Для обеспечения преемственности семейного и общественного воспитания в рамках Программы будет продолжено повсеместное открытие консультационных пунктов для родителей.
      Послание Президента нашей страны к народу предусматривает воспитание человека нового формата с новой культурой и миссией, владеющего тремя языками (государственным, русским, как языком межнационального согласия и общения, иностранным языком).
      В 1867 (59,6 %) детских садах и 3780 (69,2 %) мини-центрах с общим контингентом 340,4 тысяч детей воспитательно-образовательный процесс осуществляется на казахском языке.
      В 310 (9,9 %) детских садах и 1682 (29,8 %) мини-центрах воспитываются 92,1 тысяч детей на русском языке, в 948 (30,3 %) детских садах – 211,5 тысяч детей на русском и казахском языках, 267 детей в 3 (0,1 %) детских садах – на узбекском языке.
      Возросший статус государственного языка способствует росту числа детей некоренной национальности в дошкольных организациях с казахским языком воспитания и обучения. Сегодня в них воспитывается более 93 тысячи детей русской и других национальностей.
      Обучение казахскому языку в детских садах входит в учебный план и является обязательным. В штате дошкольных организаций имеются преподаватели казахского языка.
      Обучение государственному языку осуществляется в разных видах детской деятельности и разных формах работы таких, как игры, тренинги, экскурсии, праздники и развлечения, а также посредством использования аудио, видеоматериалов, наглядных пособий, настольных игр.
      В дошкольных организациях подобран и систематизирован дидактический, наглядно-иллюстративный материал по всем видам и направлениям детской деятельности.
      Принятие стратегически важных документов: ГПРО на 2011 – 2020 годы и Программы «Балапан» на 2010 – 2020 годы стимулировало население на возможность получения дошкольных услуг и мотивировало людей к активной подаче заявлений на получение мест в дошкольных организациях.
      Так наибольший уровень очередности с тенденцией увеличения сохраняется в Южно-Казахстанской (2010 год – 40,5 тыс., 2012 год – 53,5 тыс. заявлений), в Алматинской (2010 год – 16,4 тыс., 2012 год – 22,6 тыс. заявлений) областях и городах Алматы (2010 год – 30,4 тыс., 2012 год – 48 тыс. заявлений), Астане (2010 год – 39 тыс., 2012 год – 68 тыс. заявлений).
      Министерством немаловажное значение отведено функционированию ГЧП, что позволило повысить привлекательность сектора дошкольного образования для субъектов малого и среднего предпринимательства.
      В настоящее время в целях решения проблемы дефицита мест в детских садах на стадии планирования находятся три концессионных проекта в сфере образования:
      1) строительство и эксплуатация шести детских садов в г. Усть-Каменогорске (на стадии разработки технико-экономического обоснования (далее – ТЭО) концессионного проекта) на 1640 мест и строительство и эксплуатация пяти детских садов в г. Семей (на стадии разработки ТЭО концессионного проекта) на 1290 мест;
      2) строительство и эксплуатация четырех детских садов в г. Темиртау Карагандинской области (на стадии конкурсных процедур) на 1 240 мест;
      3) строительство и эксплуатация шести детских садов в г. Астане (на стадии разработки инвестиционное предложение) на 1 440 мест.
      Кроме того, в целях усовершенствования механизма размещения государственного заказа Министерством принят приказ исполняющего обязанности Министра образования и науки Республики Казахстан от
4 мая 2012 года № 198 «Об утверждении Правил размещения государственного образовательного заказа на дошкольное воспитание и обучение, подготовку специалистов с техническим и профессиональным, послесредним, высшим и после вузовским образованием, а также на подготовительные отделения высших учебных заведений». При этом согласно статье 6 Закона Республики Казахстан «Об образовании» от 27 июля 2007 года размер госзаказа устанавливается местными исполнительными органами.
      Наряду с этим согласно постановлению Правительства Республики Казахстан от 17 мая 2013 года № 499 «Типовые правила деятельности дошкольных организаций» с родителей взимается 100 % плата только за питание.
      Актуальным остается вопрос улучшения материально-технической базы дошкольных организаций. В республике функционирует 8590 дошкольных организаций, в том числе 3128 детских садов, из них в приспособленных зданиях расположены 1115 (35,6 %).
      При открытии детских садов в приспособленных зданиях создаются все условия согласно постановлению Правительства Республики Казахстан от 30 декабря 2011 года № 1684 «Санитарно-эпидемиологическим требованиям к объектам воспитания и образования детей и подростков». Это позволило уменьшить количество детских садов без горячей воды в сравнении с 2011 годом на 206 единиц, без канализации – на 38 единиц, с привозной водой – на 141 единицу, с печным отоплением – на 26 единиц. Кроме того количество аварийных детских садов уменьшено на 7 единиц, и сегодня их количество составляет 3 единицы.
      Дошкольные организации имеют спортивные залы, оснащенные традиционным и нетрадиционным оборудованием (шведские лестницы, гимнастические скамейки, тренажеры, степ-доски, массажеры) для развития двигательной активности.
      В групповых комнатах детских садов оборудованы физкультурные уголки, где сосредоточен мелкий спортивный инвентарь, атрибутика к спортивным и подвижным играм.
      Изучение инновационных проектов образовательных учреждений Финляндии по изменению пространства за счет трансформирования помещений позволило рационально использовать групповые помещения детских садов для создания развивающей среды для детей.
      На территориях каждой дошкольной организации оборудованы игровые и спортивные площадки, где осуществляется двигательная и игровая деятельность детей, проводятся спортивные праздники и развлечения.
      В современных условиях развитие системы дошкольного образования в значительной степени обусловлено тем, насколько эффективно осуществляется вопрос подготовки и переподготовки педагогических кадров.
      По состоянию на 1 января 2013 года в дошкольных организациях республики трудятся 60422 (12957 – педагоги мини-центров) педагогов, в том числе молодых – 18387.
      Образовательный уровень: 58 % имеют высшее образование, при этом специальное дошкольное – 21,2 %, среднее специальное – 37,9 %, в том числе дошкольное – 53 %.
      Доля педагогов, прошедших курсы переподготовки, составила 26,1 %, в том числе заведующих дошкольных организаций – 760 человека, методистов – 873, 1447 – других специалистов.
      Согласно Пошаговому плану ввода и открытия дошкольных организаций на 2014 – 2020 годы (далее – План) потребность в кадрах до 2020 года составит 25607 человек (воспитателей – 14 952, психологов – 2724, других специалистов – 4 894, руководителей – 3037), которая будет обеспечена за счет выпускников колледжей (8 097 чел.) и вузов (37 200 чел.).
      Анализ обеспеченности действующих дошкольных организаций педагогами с дошкольным образованием показывает, что, в основном, педагоги имеют высшее педагогическое образование не по профилю. При этом данные педагоги имеют стаж работы 5 лет и более.
      В АО «НЦПК «Өрлеу» до 2020 года планово будут охвачены краткосрочными курсами повышения квалификации 56 795 педагогов дошкольных организаций.
      С учетом изложенного можно выделить сильные и слабые стороны.
      Сильные стороны: реализация Программы позволит обеспечить полный охват детей 3-6 лет дошкольным образованием. Размещение государственного образовательного заказа в дошкольных организациях независимо от формы собственности продолжит вовлечение частного сектора в образовательную среду. Значительно расширится инклюзивное образование в дошкольных организациях (с 5 % до 15 %). Кроме того улучшится качество содержания дошкольного образования, в том числе и кадрового состава.
      Слабые стороны: увеличение сети дошкольных организаций, в основном, за счет альтернативной сети (мини-центры, приспособление пустующих зданий под открытие дошкольных организаций, открытие дошкольных организаций на 1-х этажах жилых комплексов и т.д.), а не за счет строительства типовых детских садов.

4. Цели, задачи, целевые индикаторы и показатели
результатов реализации Программы

1. Цель Программы:

      Удовлетворение потребности населения в качественных услугах организаций дошкольного воспитания и обучения.

2. Задачи Программы

      Для достижения цели Программы необходимо решение следующих задач:
      1) обеспечить до 2015 года 77,7 % детей дошкольного возраста дошкольным воспитанием и обучением, а до 2020 года – 100 %;
      2) обеспечить до 2015 года полный охват детей 5–6-летнего возраста предшкольной подготовкой в организациях образования;
      3) увеличить вариативную сеть дошкольных организаций с учетом демографической ситуации в республике и образовательных потребностей населения;
      4) создать необходимые финансово-экономические условия для решения проблем дефицита дошкольных организаций;
      5) осуществлять полное обеспечение дошкольных организаций квалифицированными кадрами и постоянное повышение их квалификации;
      6) развивать инклюзивное образование (оснащение дошкольных организаций пандусами, подъездами, подъемниками и лифтами и др.);
      7) обновить содержания воспитания и обучения за счет внедрения новых методик и технологий обучения.

3. Целевые индикаторы

      Достижение цели Программы будет определяться посредством сопоставления и соизмерения промежуточных результатов с показателями по следующим индикаторам:
      1) количество мест, дополнительно открываемых в системе дошкольного образования – 751 676;
      2) охват детей дошкольного возраста дошкольным воспитанием и обучением – 100 %;
      3) средний показатель наполняемости групп – 25 чел.;
      4) охват предшкольной подготовкой детей 5–6 лет – 100 %;
      5) доля педагогических работников с высшей и первой квалификационными категориями – 25 %;
      6) доля дошкольных организаций с полиязычным обучением – 50 %;
      7) доля дошкольных организаций, участвующих в конкурсе по защите детских инновационных проектов (проектная деятельность, шашки, шахматы, здоровьесберегающих технологии и т.д.) – 50 %;
      8) доля дошкольных организаций, создавших условия для инклюзивного образования – 15 %;
      9) доля педагогических работников, прошедших повышение квалификации – 50 %.

4. Показатели результатов реализации Программы

      В 2010 году введены 89 723 места в дошкольных организациях, в
2011 – 2013 г.г. – 181545, в том числе: 2011 г.– 84657; 2012 г. – 58441.
      Обеспечены организованным дошкольным воспитанием и обучением к 2013 году – 72 % от общего числа детей от 3 до 6 (7) лет, в том числе: 2010 г. – 55 %, 2011 г. – 65,4 %, 2012 г. – 71,5 %.
      Снижен показатель средней наполняемости групп в дошкольных организациях до: в 2010 г. – 29 чел.; 2011 г. – 28 чел.; 2012 г. – 27 чел.; 2013 г. – 26 чел.
      Обеспечена предшкольная подготовка к 2013 году 98 % детей 5-6-летнего возраста, в том числе: 2010 г. – 88,9 %, 2011 г. – 90,4 %, 2012 г. – 96 %.
      Доля педагогических работников дошкольных организаций высшей и первой категорий возрастет до:
      2010 г. – 23 %; 2011 г. – 24 %; 2012 г. – 24,5 %; 2013 г. – 24,8 % от общего числа педагогических работников.
      В 2014 – 2020 годах будет введено 480 408 новых мест, в том числе: в 2014 г. – 56 249; 2015 г. – 48 834; 2016 г. – 47 363; 2017 г. – 41 941; 2018 г. – 44 581; 2019 г. – 52 415; 2020 г. – 189 025.
      Будут обеспечены организованным дошкольным воспитанием и обучением к 2020 году 100 % от общего числа детей 3-6 (7) лет, в том числе: 2014 г. – 76,3 %, 2015 г. – 77,7 %, 2016 г. – 80,2 %, 2017 г. – 81,3 %, 2018 г. – 82,7 %; 2019 г. – 85 %.
      Доля дошкольных организаций с полиязычным обучением составит к 2020 году 50 %: в том числе в 2014 г. – 10 %; 2015 г. – 15 %; 2016 г. – 20 %; 2017 г. – 25 %; 2018 г. – 30 %; 2019 г. – 35 %.
      Доля дошкольных организаций, участвующих в конкурсе по защите детских инновационных проектов (проектная деятельность, шашки, шахматы, здоровьесберегающих технологии и т.д.), составит к 2020 году 50 %, в том числе в 2014 г. – 10,5 %; 2015 г. – 15,5 %; 2016 г. – 20,5 %; 2017 г. – 25,5 %; 2018 г. – 30,5 %; 2019 г. – 40,5 %.
      Доля детей дошкольного возраста, охваченных инклюзивным образованием – 15 %, в том числе в 2014 г. – 7 %; 2015 г. – 8,5 %; 2016 г. – 9,5 %; 2017 г. – 10,5 %; 2018 г. – 12 %; 2019 г. – 13 %; 2020 г. – 15 %.
      Доля педагогических работников, прошедших повышение квалификации к 2020 году – 50 %, в том числе в 2014 г. – 15,5 %; 2015 г. – 20,5 %; 2016 г. – 25,5 %; 2017 г. – 30,5 %; 2018 г. – 40 %; 2019 г. – 40,5 %.
      Доля педагогических работников с высшей и первой квалификационными категориями к 2020 году – 50 %, в том числе в 2014 г. – 30 %; 2015 г. – 30,5 %; 2016 г. – 30,8 %; 2017 г. – 40 %; 2018 г. – 40,5 %; 2019 г. – 40,8 %.

5. Этапы реализации Программы

      Реализация Программы осуществляется в следующие этапы:
      1-й этап – 2010 год – достижение 55 % охвата детей дошкольным воспитанием и обучением;
      2-й этап – 2011 год – 65,4 % охвата детей дошкольным воспитанием и обучением;
      3-й этап – 2012 год – 71,5 % охвата детей дошкольным воспитанием и обучением;
      4-й этап – 2013 год – 72 % охвата детей дошкольным воспитанием и обучением;
      5-й этап – 2014 – 2016 годы с достижением 80,2 % охвата детей дошкольным воспитанием и обучением;
      6-й этап – 2017 – 2018 годы – 82,7 % охвата детей дошкольным воспитанием и обучением;
      7-й этап – 2019 – 2020 годы – 100 % охвата детей дошкольным воспитанием и обучением.
      Проблему обеспечения детей дошкольного возраста качественным воспитанием и обучением необходимо решать путем:
      1) строительства детских садов за счет местного бюджета и привлечения частных инвестиций;
      2) открытия мини-центров, передачи и выкупа ранее приватизированных детских садов в установленном законодательством порядке, стимулирования открытия частных детских садов путем размещения дополнительного государственного образовательного заказа в дошкольных организациях образования независимо от формы собственности;
      3) использования первых этажей жилых комплексов для открытия дошкольных организаций;
      4) предоставления возможностей для получения всеми детьми 5-6-летнего возраста предшкольной подготовки;
      5) обновления общеобразовательных учебных программ и усовершенствования Государственного общеобязательного стандарта дошкольного воспитания и обучения Республики Казахстан;
      6) внедрения общеобразовательной программы «Развитие триединства языков в дошкольных организациях» и использования технологии «Сөйлейтін қалам «Зерек»;
      7) создания условий в дошкольных организациях (пандусы, подъемники, лифты и т.д., а также укомплектование специалистами-дефектологами) для инклюзивного образования;
      8) применения педагогами дошкольных организаций методики проектной деятельности, способствующей развитию у детей исследовательских навыков и умений участвовать в различных конкурсах;
      9) повышения квалификации и переподготовки педагогических кадров дошкольных организаций образования;
      10) повышения роли консультационных пунктов, координационных и попечительских советов для улучшения взаимодействия дошкольных организаций с родительской общественностью.
      В течение всего периода реализации Программы местными исполнительными органами будут созданы и открыты дошкольные организации в рамках государственно-частного партнерства и региональных программ развития территорий.
      Также акиматы должны принимать все необходимые меры по высвобождению зданий бывших детских садов, занятых подведомственными центральным и местным исполнительным органам учреждениями, для открытия в них дошкольных организаций.
      Один из эффективных путей решения проблем дефицита дошкольных организаций – размещение государственного образовательного заказа в дошкольных организациях независимо от форм собственности.
      Размещение государственного заказа в дошкольных организациях осуществляется согласно Правилам размещения государственного образовательного заказа на дошкольное воспитание и обучение, подготовку специалистов с техническим и профессиональным, послесредним, высшим и после вузовским образованием, а также на подготовительные отделения высших учебных заведений.
      Размер государственного образовательного заказа в расчете на одного ребенка и размер максимальной родительской платы для детей, получающих услуги по государственному образовательному заказу, устанавливается ежегодно решением акима района, города и городов республиканского значения.
      В 2010 – 2013 годах реализация мероприятий, предусмотренных Программой, позволила к 297288 местам в 2003 детских садах и 75872 в 2969 мини-центрах открыть дополнительно 271 268 мест, в 2014 – 2020 годах позволит открыть 480 408 мест.

                           Количество вводимых мест за счет размещения
                       государственного образовательного заказа и строительства
                      дошкольных организаций в 2010 – 2014 годах

Наимено-
вание
облас-
тей,
горо-
дов

2010 г.

2011 г.

2012 г.

2013 г.

2014 г.

итого

всего

Коли-
чество
вводи-
мых
мест по
гос-
заказу

Коли-
чество
вводи-
мых
мест
за счет
строи-
тельства

Коли-
чество
вводи-
мых
мест
по
гос-
заказу

Коли-
чество
вводи-
мых
мест за
счет
строи-
тельства

Коли-
чество
вводи-
мых
мест
по
гос-
заказу

Коли-
чество
вводи-
мых
мест за
счет
строи-
тельства

Коли-
чество
вводи-
мых
мест
по
гос-
заказу

Коли-
чество
вводи-
мых
мест за
счет
строи-
тельства

Коли-
чество
вводи-
мых
мест
по
гос-
заказу

Коли-
чество
вводи-
мых
мест за
счет
строи-
тельства

Коли-
чество
вводи-
мых
мест по
гос-
заказу

Коли-
чество
вводи-
мых
мест за
счет
строи-
тельства

Коли-
чество
мест

1

Акмолинская

3785

0

3550

460

1580


2180


1710


12805

460

13265

2

Актюбинская

3779

0

3175

320

2320


2695


2100


14069

320

14389

3

Алматинская

12340

0

9900

640

11115


2270


1250


36875

640

37515

4

Атырауская

5425

0

2615

560

4050


1070


1300


14460

560

15020

5

Восточно-
Казахстанская

5865

0

3710

420

2355


3115


2310


17355

420

17775

6

Жамбылская

6355

0

3115

1880

2365

840

2010


2085


15930

2720

18650

7

Западно-
Казахстанская

3064

0

1905

600

3885


3542


2240


14636

600

15236

8

Карагандинская

4303

0

8095

640

3145


0


0


15543

640

16183

9

Костанайская

837

0

2875

0

2070


1715


1530


9027

0

9027

10

Кызылординская

2415

0

281

1440

2100

320

0


0


4795

1760

6555

11

Мангистауская

5981

0

2705

280

3205


2870


2370


17131

280

17411

12

Павлодарская

8156

0

2750

560

520


120


110


11656

560

12216

13

Северо-
Казахстанская

5968

0

2722

880

280


0


0


8970

880

9850

14

Южно-
Казахстанская

9035

0

10260

65660

7071


7600

2160

7315

960

41281

9680

50961

15

г. Алматы

4140

0

1750

640

1180

2400

2220


840

1560

10130

4600

14730

16

г. Астана

8275

0

9370

0

5400

2240

3200

1680

0

1680

26245

5600

31845


Всего

89723

0

68777

15880

52641

5800

34607

3840

25160

4200

270908

29720

300628

                            Количество мест согласно Пошаговому плану ввода и
                        открытия дошкольных организаций на 2014 – 2020 годы

Наиме-
нование
области

*2014
год

2015
год

2016
год

2017
год

2018
год

2019
год

2020
год

Всего

Итого

Коли-
чество
вводи-
мых
мест
по
гос-
заказу

Коли-
чество
вводи-
мых
мест
за
счет
строи-
тель-
ства

Коли-
чество
вводи-
мых
мест
по
гос-
заказу

Коли-
чество
вводи-
мых
мест
за
счет
строи-
тель-
ства

Коли-
чество
вводи-
мых
мест
по
гос-
заказу

Коли-
чество
вводи-
мых
мест
за
счет
строи-
тель-
ства

Коли-
чество
вводи-
мых
мест
по
гос-
заказу

Коли-
чество
вводи-
мых
мест
за
счет
строи-
тель-
ства

кол-во
вводи-
мых
мест
по
гос-
заказу

Коли-
чество
вводи-
мых
мест
за
счет
строи-
тель-
ства

Коли-
чество
вводи-
мых
мест
по
гос-
заказу

Коли-
чество
вводи-
мых
мест
за
счет
строи-
тель-
ства

Коли-
чество
вводи-
мых
мест
по
гос-
заказу

Коли-
чество
вводи-
мых
мест
за
счет
строи-
тель-
ства

Коли-
чество
вводи-
мых
мест
по
гос-
заказу

Коли-
чество
вводи-
мых
мест
за
счет
строи-
тель-
ства

Коли-
чество
мест

1

Акмолинская

2550

0

2730

0

3052

1200

0

2307

0

3196

0

3774

0

610

8332

11087

19419

2

Актюбинская

2380

640

2470

0

1725

1720

0

2103

0

1195

0

3145

0

5165

6575

13968

20543

3

Алматинская

4485

1200

4065

880

3230

0

0

3590

0

2410

0

2950

5865

14236

17645

25266

42911

4

Атырауская

115

1960

420

0

1510

560

0

1294

0

1760

0

2490

0

2880

2045

10944

12989

5

ВКО

2697

280

3700

0

1749

0

0

2131

0

1215

0

2685

0

7335

8146

13646

21792

6

Жамбылская

1970

1400

1190

0

1805

0

0

2320

0

2685

0

5825

0

8413

4965

20643

25608

7

ЗКО

1395

360

3110

320

3350

500

0

4545

0

5575

0

4985

0

5465

7855

21750

29605

8

Карагандинская

1715

470

635

0

285

1560

0

140

0

310

0

25

0

4765

2635

7270

9905

9

Кызылординская

2215

1120

1840

0

2115

0

0

2185

0

1760

0

1595

0

2127

6170

8787

14957

10

Костанайская

1763

0

1013

1120

1370

1270

0

835

0

915

0

640

0

965

4146

5745

9891

11

Мангыстауская

4820

280

3120

2840

2490

560

0

2850

0

4395

0

4050

0

1960

10430

16935

27365

12

Павлодарская

2340

0

2200

0

2775

0

0

2710

0

3290

0

3595

0

2870

7315

12465

19780

13

СКО

1375

0

730

0

1385

280

0

1170

0

1070

0

935

0

875

3490

4330

7820

14

ЮКО

11109

2320

9911

0

8642

0

0

9431

0

8605

0

8331

35141

7097

64803

35784

100587

15

г. Алматы

2190

0

2170

0

1985

0

1990

0

4540

0

5330

0

4970

23586

23175

23586

46761

16

г. Астана

1900

1200

1890

2480

2245

0

2340

0

1660

0

2060

0

4120

50580

16215

54260

70475


ИТОГО

45019

11230

41194

7640

39713

7650

4330

37611

6200

38381

7390

45025

50096

138929

193942

286466

480408

      Всего к 2020 году дошкольным воспитанием и обучением будет обеспечено 1 060 957 детей.
      *Показатели 2014 года, утвержденные в 2010 году (ППРК № 488 от 28 мая 2010 г.), пересмотрены с учетом демографического роста и миграционных процессов.

6. Необходимые ресурсы

      На реализацию Программы будут использованы бюджетные средства, а также использован механизм государственно-частного партнерства.
      Финансовые затраты, связанные с реализацией Программы в
2010 – 2013 годы:

Годы

Государственный бюджет (млн. тг.)

Республиканский бюджет (млн. тг.)

Местный
бюджет (млн. тг.)

всего

165 940

162 920,5

3 019,5

2010

21 523,0

19 678,0

1 845,0

2011

58 346,7

57 558,7

788,0

2012

41 234,7

41 095,2

139,5

2013

44 835,6

44 588,6

247,0

      В рамках указанных средств введено дополнительно на размещение государственного образовательного заказа 245 748 мест в дошкольных организациях образования на сумму 36 075,4 млн. тенге за счет средств республиканского бюджета.
      Для введенных дополнительных мест переподготовлены 6 945 педагогических работников дошкольных организаций.
      В целях ликвидации дефицита мест в дошкольных организациях образования необходимо строительство детских садов.
      Проанализировав данные за 2010 год по регионам, отмечено, что наибольший дефицит мест с учетом дополнительно вводимых мест сохранился в следующих регионах: Алматинской, Жамбылской, Кызылординской, Южно-Казахстанской областях, городах Алматы и Астане.
      В указанных регионах предложено построить 82 детских сада на 18 360 мест на общую сумму 40,7 млрд. тенге:
      из средств республиканского бюджета 39,3 млн.тенге;
      с софинансированием из местных бюджетов 1,4 млрд. тенге.
      Финансовые затраты, связанные с реализацией Программы на 2014 – 2020 годы:

Годы

Общий бюджет (млн. тг.)

Республиканский бюджет (млн. тг.)

Местный бюджет
(млн. тг.)

2014-2020

190 536

14 781,3

26 461,2

125 776

23 517,5

Строительство

Госзаказ

Строительство

Госзаказ

2014

32 615

9633,7

6 217,5

13 326

3 437,8

2015

25 976,5

3570,6

5 399

14 100

2 907

2016

25 476,4

1 577

3 963,6

16 150

3 785,8

2017*

22 632

0

3 212,4

16 700

2 719,5

2018*

27 909,6

0

3 539

21 600

2 770,7

2019*

30 099

0

4 129,8

22 600

3 369,1

2020*

25 827,6

0

0

21 300

4 527,6

* Объемы финансирования Программы в 2014 – 2020 годы будут ежегодно уточняться при утверждении республиканского и местных бюджетов на соответствующий финансовый год.

                 7. План реализации Программы «Балапан»

№ п/п

Наименование мероприятий

Ответственные исполнители

Форма завершения

Сроки исполнения

Предполагаемые
расходы
(млн. тенге)

Источник финансирования

1

2

3

4

5

6

7

1

Заключение соглашений о размещении дополнительного государственного образовательного заказа между акиматами областей, г.г. Астаны, Алматы и МОН РК

МОН РК
акимы областей,
г.г. Астаны,
Алматы

Информация в МОН РК

Июль январь
2010 – 2020 г.г.

Не требуется


2

Заключение договоров о выполнении государственного образовательного заказа между местными исполнительными органами и дошкольными организациями

акимы областей,
г.г. Астаны, Алматы,
МОН РК

Информация
в МОН РК

Июль
январь
2010 – 2020 г.г.

Не требуется




3

Обеспечение ввода дополнительных мест в дошкольных организациях образования за счет размещения государственного образовательного заказа, в том числе: за счет республиканского бюджета:

акимы
областей,
г.г. Астаны,
Алматы,
МОН РК

Информация МОН РК в
Правительство РК

Ежегодно июль
январь



в 2010 году – 89 723;
в 2011 году – 68 777;
в 2012 году – 52 641;
в 2013 году – 34 607;
в 2014 году – 32874;
в 2015 году – 28546;
в 2016 году – 20957;
в 2017 году – 22521;
в 2018 году – 24295;
в 2019 году – 28546;

8 549,5
12 133,6
9 286,9
6 105,4
6 217,5
5 399
3 963,6
3 212,4
3 539
4 129,8

РБ
РБ
РБ
РБ
РБ
РБ
РБ
РБ
РБ
РБ

за счет местных
бюджетов:



в 2014 году – 23375;
в 2015 году – 20288;
в 2016 году – 26406;
в 2017 году – 19420;
в 2018 году – 20286;
в 2019 году – 23869;
в 2020 году – 33057

3 437,8
2 907,0
3 785,8
2 719,5
2 770,7
3 369,1
4 527,6

МБ
МБ
МБ
МБ
МБ
МБ
МБ

4

Строительство объектов дошкольного образования, в том числе: в 2010 году начало строительства 39 объектов на
10 940 мест;

МОН РК,
акимы областей, г.г. Астаны, Алматы

Информация МОН РК в
Правительство РК


 
 
 

Ежегодно
июль
январь

10 661,6
1 845,0

РБ
МБ

2011 г. – 56 объектов на 15 460 мест;

36 535,4
788,0

РБ
МБ

2012 г. - 32 объекта на 5 800 мест;

10 923,0
139,5

РБ
МБ

2013 г. – 14 объектов на 3 840 мест;

8 513,2
247,0

РБ
МБ

в 2014 году – 32 объекта;
в 2015 году – 6 объектов;
в 2016 году – 6 объектов;
в 2017 – 2020 г.г. – 0.

9 633,7
 
3 570,6
 
1 577
 
0

РБ
 
РБ
 
РБ

5

Передача и выкуп ранее приватизированных объектов

акимы областей, г.г. Астаны, Алматы,
МОН РК

Информация МОН РК в
Правительство РК

2010 – 2020 г.г.


МБ

6

Открытие мини-центров всех видов форм собственности

акимы областей,
г.г. Астаны,
Алматы,
МОН РК

Информация МОН РК в Правительство РК

2010 – 2020 г.г.



МБ

7

Открытие дошкольных организаций на
1-х этажах жилых домов

акимы областей,
г.г. Астаны,
Алматы,
МОН РК

Информация МОН РК в Правительство РК

2010 – 2020 г.г.



МБ

8

Реализация государственно-частного партнерства в регионах по развитию сети частных дошкольных организаций

акимы областей,
г.г. Астаны, Алматы,
МОН РК

Информация МОН РК в Правительство

2010 – 2020 г.г.



9

Высвобождение государственными юридическими лицами, занимаемых ими зданий бывших детских садов для создания дошкольных организаций

акимы областей,
г.г. Астаны, Алматы,
ЦИО
МОН РК

Информация МОН РК в Правительство РК

2010 – 2020 г.г.



МБ

10

Обеспечение повышения квалификации и переподготовки педагогических работников для дошкольных организаций образования, в том числе:

акимы
областей,
г.г. Астаны,
Алматы,
МОН РК,
МТСЗН РК

Информация
МОН РК в
Правительство РК





в 2010 году – 3 213;
в 2011 году – 2 341;
в 2012 году – 1 391;
в 2014 году – 5421;
в 2015 году – 7716;
в 2016 году – 8090

2010 г.
2011 г.
2012 г.
2014 г.
2015 г.
2016 г.

466,8
340,1
202,1
189735
276310
295123

РБ
РБ
РБ
РБ
РБ
РБ

11

Мониторинг очередности в дошкольные организации

акимы
областей,
г.г. Астаны,
Алматы,
МОН РК

Информация МОН РК в Правительство РК

Ежегодно июль
январь

Не требуется


12

Информационное сопровождение в местных СМИ мероприятий по размещению государственного заказа в дошкольных организациях

акиматы областей,
г.г. Астаны, Алматы

Информация в МОН РК

Ежегодно июль январь

Не требуется



13

Разработка и издание справочника работника дошкольной организации

МОН РК,
РЦ «Дошкольное детство»

Справочник

2010 г.

Не требуется



14

Создание консультационных пунктов для родителей при методических объединениях дошкольных организаций

акиматы областей,
г.г. Астаны, Алматы

Информация в МОН РК

Ежегодно июль январь



МБ

15

Разработка и утверждение программы подготовки гувернеров-нянь

МОН РК,
РЦ «Дошкольное детство»

Информация МОН РК в Правительство РК

2011 г.

Не требуется



16

Создание условий для инклюзивного образования (пандусы, подъезды, подъемники, лифты)

Акимы областей, г.г. Астаны, Алматы,
МОН РК

Информация МОН РК в Правительство

2014 – 2020 г.г июль
январь



МБ

Примечание: расшифровка аббревиатур:

МОН РК - Министерство образования и науки Республики Казахстан;
МТСЗН РК - Министерство труда и социальной защиты населения Республики Казахстан;
МЭБП РК - Министерство экономики и бюджетного планирования Республики Казахстан;
РБ - республиканский бюджет;
МБ - местный бюджет;
ЦИО - центральные исполнительные органы;
СМИ - средства массовой информации;
РЦ - республиканский центр;
НЦПК - Национальный центр повышения квалификации;
УМК - учебно-методический комплекс.