Сноска. Утратило силу постановлением Правительства РК от 24.08.2018 № 515.
В соответствии с подпунктом 4) статьи 24 Закона Республики Казахстан от 18 марта 2002 года "Об органах юстиции" Правительство Республики Казахстан ПОСТАНОВЛЯЕТ:
1. Утвердить прилагаемые Правила осуществления проверок в центральных государственных органах, а также в маслихатах и акиматах нормативных правовых актов, подлежащих государственной регистрации.
2. Настоящее постановление вводится в действие со дня подписания.
Премьер-Министр Республики Казахстан |
С. Ахметов |
Утверждены постановлением Правительства Республики Казахстан от 14 декабря 2012 года № 1596 |
Правила
осуществления проверок в центральных государственных
органах, а также в маслихатах и акиматах нормативных правовых
актов, подлежащих государственной регистрации
1. Общие положения
1. Настоящие Правила осуществления проверок в центральных государственных органах, а также в маслихатах и акиматах нормативных правовых актов, подлежащих государственной регистрации (далее - Правила), разработаны в соответствии с подпунктом 4) статьи 24 Закона Республики Казахстан от 18 марта 2002 года "Об органах юстиции" и устанавливают порядок осуществления Министерством юстиции Республики Казахстан и его территориальными органами проверок в центральных государственных органах, а также в местных органах государственного управления нормативных правовых актов, подлежащих государственной регистрации.
2. При проведении проверок сотрудники Министерства юстиции Республики Казахстан и его территориальных органов руководствуются Конституцией Республики Казахстан, Кодексом Республики Казахстан от 30 января 2001 года "Об административных правонарушениях", законами Республики Казахстан от 18 марта 2002 года "Об органах юстиции", от 24 марта 1998 года "О нормативных правовых актах", от 23 января 2001 года "О местном государственном управлении и самоуправлении в Республике Казахстан" и иными нормативными правовыми актами, а также настоящими Правилами.
3. Проверка проводится в целях:
1) выявления и предотвращения фактов издания должностными лицами государственных органов нормативных правовых актов, подлежащих государственной регистрации, затрагивающих права, свободы и обязанности граждан, законные интересы хозяйствующих субъектов и государства, противоречащих Конституции и законодательным актам;
2) выявления и предотвращения фактов незаконного применения должностными лицами центральных государственных органов, а также местных органов государственного управления нормативных правовых актов, утративших силу, признанных судом недействительными, либо действие которых приостановлено уполномоченными органами, а также не прошедших государственную регистрацию в органах юстиции либо неопубликованных в установленном порядке;
3) оказания методической помощи по обеспечению качества и усилению режима законности в сфере государственной регистрации нормативных правовых актов.
2. Организация проведения проверок
4. Организация и координация работы по проведению проверок центральных государственных органов возлагаются на соответствующее структурное подразделение Министерства юстиции Республики Казахстан, осуществляющее государственную регистрацию нормативных правовых актов, местных органов государственного управления - на руководителей департаментов юстиции областей, городов Астаны и Алматы (далее - территориальные органы юстиции).
5. Проверки осуществляют:
центральных государственных органов - Министерство юстиции Республики Казахстан;
местных органов государственного управления - территориальные органы юстиции.
Министерство юстиции Республики Казахстан также осуществляет проверки местных органов государственного управления.
В случае выяснения обстоятельств, входящих в компетенцию иных государственных органов, проверки проводятся совместно с уполномоченными органами.
6. Проверки проводятся по инициативе органов юстиции, при получении информации о нарушениях установленных норм действующего законодательства по обращениям физических и юридических лиц, через средства массовой информации, а также в соответствии с планом проверок.
7. План проверок утверждается первым руководителем органа юстиции (либо лицом, исполняющим его обязанности).
Периодичность плановой проверки для центральных государственных органов и местных органов государственного управления устанавливается не реже одного раза в три года.
8. Перед проведением проверок разрабатывается программа проверки, включающая перечень задач и вопросов, подлежащих проверке, и определяется(ются) лицо(а), уполномоченное(ые) на проведение проверки из числа сотрудников, способное(ые) разобраться в существе проверяемых вопросов и оказать консультационно-методическую помощь в организации деятельности, а также устранении выявленных недостатков.
Программа проверки утверждается первым руководителем органа юстиции (либо лицом, исполняющим его обязанности) или его заместителем.
3. Проведение проверок
9. Для проведения проверки первым руководителем органов юстиции (либо лицом, исполняющим его обязанности) выносится акт о назначении проверки.
10. В акте о назначении проверки указываются:
1) номер и дата акта;
2) наименование государственного органа;
3) фамилия, имя, отчество (при его наличии) и должность лица (лиц), уполномоченного(ых) на проведение проверки;
4) наименование проверяемого органа (фамилия, имя, отчество (при его наличии) руководителя проверяемого органа), в отношении которого назначено проведение проверки, его местонахождение, идентификационный номер;
5) предмет назначенной проверки;
6) срок проведения проверки;
7) правовые основания проведения проверки, в том числе нормативные правовые акты, обязательные требования которых подлежат проверке;
8) проверяемый период;
9) подпись лица, уполномоченного подписывать акты, и печать государственного органа.
11. До начала проверки акт о назначении проверки и его копия с заполненной учетной карточкой регистрируются в уполномоченном органе по правовой статистике и специальным учетам по месту регистрации объекта проверки или осуществления им своей деятельности.
Проверка проводится органами юстиции после регистрации акта о назначении проверки в уполномоченном органе по правовой статистике и специальным учетам.
Началом проведения проверки считается дата вручения проверяемому органу акта о назначении проверки.
12. Срок проверки устанавливается с учетом объема предстоящих работ, поставленных задач и состава лиц, уполномоченных на проведение проверки, но не более 30 рабочих дней.
Прекращение, приостановление, возобновление, продление срока проверки производятся первым руководителем органа юстиции (либо лицом, исполняющим его обязанности).
При значительном объеме проверки срок проведения проверки продлевается только один раз на срок не более тридцати рабочих дней.
Проверка может быть приостановлена один раз на срок не более одного месяца.
В случаях продления сроков проверки, приостановления или возобновления сроков проверки, а также изменения состава лиц, участвующих в проверке, оформляется акт, который регистрируется в уполномоченном органе по правовой статистике и специальным учетам не позднее срока окончания проверки за номером акта о назначении проверки с датой регистрации, соответствующей дате поступления документов.
При оформлении акта о продлении проверки указываются номер и дата регистрации предыдущего акта о назначении проверки и причина продления.
Уведомление проверяемого органа о приостановлении либо возобновлении проверки производится за один день до приостановления либо возобновления проверки.
Исчисление срока проведения приостановленной проверки продолжается со дня ее возобновления.
В случае, если зарегистрированная в уполномоченном органе по правовой статистике и специальным учетам проверка не была проведена, составляется уведомление с указанием причины ее не проведения.
Уведомление представляется в уполномоченный орган по правовой статистике и специальным учетам не позднее трех рабочих дней до момента фактической даты окончания проверки, указанной в акте о назначении проверки.
13. Лицо(а), уполномоченное(ые) на проведение проверки, предъявляет акт о назначении проверки для ознакомления первому руководителю проверяемого органа (либо лицу, исполняющего его обязанности).
В случае их отсутствия с актом о назначении проверки ознакамливаются заместитель руководителя либо ответственный секретарь проверяемого органа (в местных органах государственного управления — руководитель аппарата).
14. Проверке подвергаются все акты, изданные в период, указанный в акте о назначении проверки, в целях недопущения издания и применения проверяемыми органами нормативных правовых актов, подлежащих государственной регистрации, но не прошедших таковую.
15. Лицо(а), уполномоченное(ые) на проведение проверки:
1) осуществляет(ют) проверку регистров нормативных правовых актов, журналов, в которых производится регистрация нормативных правовых актов, автоматизированной базы данных (информационной системы);
2) осуществляет(ют) выборку нормативных правовых актов, подлежащих государственной регистрации;
3) проверяет(ют) выполнение требований действующего
законодательства в части официального опубликования нормативных правовых актов, затрагивающих права, свободы и обязанности граждан;
4) решает(ют) вопросы о необходимости государственной регистрации того или иного нормативного правового акта;
5) принимает(ют) решения о возбуждении административного производства и передаче материалов дел в суд.
16. При проведении проверок лицо(а), уполномоченное(ые) на проведение проверки:
1) запрашивает(ют) от проверяемых органов необходимые для осуществления проверок материалы и информацию;
2) запрашивает(ют) объяснения лица, привлекаемого к административной ответственности, на имя первого руководителя органа юстиции (либо лица, исполняющего его обязанности);
3) не допускает(ют) необъективность и предвзятость по отношению к проверяемым органам.
17. Препятствование проведению проверки влечет ответственность, предусмотренную Кодексом Республики Казахстан "Об административных правонарушениях".
4. Порядок оформления результатов проверки
18. По результатам проверки не позднее трех рабочих дней со дня ее окончания составляется акт о результатах проверки в двух экземплярах.
19. В акте о результатах проверки последовательно и объективно описываются выявленные нарушения, которые должны быть мотивированы и документально подтверждены копиями документов (дата и номер документа, наименование нормативного правового акта, его содержание и другие сведения).
Текст акта о результатах проверки не должен содержать различные таблицы и справочные данные, эти сведения оформляются отдельным приложением.
Акт о результатах проверки подписывается лицом(ами), уполномоченным(ыми) на проведение проверки, и представляется для подписания первому руководителю проверяемого органа (либо лицу, исполняющему его обязанности). После подписания один экземпляр акта остается в проверяемом органе, второй - возвращается в орган юстиции.
20. К акту о результатах проверки прилагаются также объяснения лиц, непосредственно виновных в установленных проверкой нарушениях либо причастных к ним.
21. При наличии возражений или замечаний к акту о результатах проверки со стороны первого руководителя проверяемого органа (либо лица, исполняющего его обязанности) им делается оговорка перед своей подписью и прилагаются мотивированные письменные объяснения и замечания.
22. В случае отказа первого руководителя проверяемого органа (либо лица, исполняющего его обязанности) от подписания, в акте о результатах проверки производится соответствующая запись.
23. В случае выявления в ходе проверки нарушений, за совершение которых предусмотрена административная ответственность, проверяющим(ми) немедленно составляется протокол об административном правонарушении.
Нарушения, указанные в акте о результатах проверки, устраняются проверяемыми органами в течение 10 рабочих дней.
В случае неустранения проверяемым органом выявленных по результатам проверки нарушений, Министерством юстиции и его территориальными органами вносится представление об устранении нарушений закона.