Оглавление

О внесении изменений в постановление Правительства Республики Казахстан от 31 мая 2011 года № 609 "Об утверждении Правил по техническому надзору за маломерными судами и базами (сооружениями) для их стоянок"

Постановление Правительства Республики Казахстан от 13 декабря 2012 года № 1585. Утратило силу постановлением Правительства Республики Казахстан от 1 сентября 2015 года № 728

Утратил силу

      Сноска. Утратил силу приказом Генерального Прокурора РК от 29.01.2016 № 21.

      В целях повышения эффективности надзора за законностью судебных актов по гражданским делам и представительства интересов государства в гражданском судопроизводстве, обеспечения защиты конституционных и иных охраняемых законом прав, свобод и интересов граждан, государства и юридических лиц, руководствуясь нормативными положениями Законов Республики Казахстан от 21 декабря 1995 года № 2709 «О прокуратуре», от 24 марта 1998 года № 213-I «О нормативных правовых актах», ПРИКАЗЫВАЮ:
      1. Утвердить Инструкцию об организации прокурорского надзора за законностью судебных актов по гражданским делам и представительства интересов государства в судах.
      2. Признать утратившим силу приказ Генерального Прокурора Республики Казахстан от 12 августа 2010 года № 46 «Об утверждении Инструкции об организации прокурорского надзора за законностью судебных актов по гражданским делам и представительства интересов государства в судах», зарегистрированный в Реестре государственной регистрации нормативных правовых актов за № 6464.
      3. С настоящим приказом ознакомить всех сотрудников и работников органов, ведомств и учреждений прокуратуры Республики Казахстан, копию направить Главному военному прокурору, Главному транспортному прокурору, прокурорам областей и приравненным к ним для исполнения.
      4. Начальнику Департамента по представительству интересов государства в судах принять меры к государственной регистрации настоящего приказа в Министерстве юстиции Республики Казахстан.
      Департаменту финансов, информатизации и защиты информационных ресурсов обеспечить размещение приказа на официальном сайте Генеральной прокуратуры.
      5. Контроль за исполнением настоящего приказа возложить на заместителя Генерального Прокурора Республики Казахстан Асанова Ж.К.
      6. Настоящий приказ вводится в действие со дня государственной регистрации в Министерстве юстиции Республики Казахстан.

      Генеральный Прокурор
      Республики Казахстан                       А. Даулбаев

Утверждена       
Приказом Генерального Прокурора
Республики Казахстан  
от 13 декабря 2012 года № 151

ИНСТРУКЦИЯ
об организации прокурорского надзора за законностью
судебных актов по гражданским делам и представительству интересов государства в судах

1. Общие положения

      1. Настоящая Инструкция разработана в соответствии с Конституцией Республики Казахстан, Гражданским процессуальным  кодексом Республики Казахстан (далее – ГПК), Законом Республики Казахстан «О Прокуратуре» (далее – Закон) и другими законодательными актами Республики Казахстан и регламентирует организацию и осуществление надзора за законностью судебных актов по гражданским делам и представительству интересов государства в судах.
      2. Высший надзор за точным и единообразным применением законов в гражданском судопроизводстве от имени государства осуществляется Генеральным Прокурором Республики Казахстан (далее – Генеральный Прокурор) как непосредственно, так и через подчиненных ему прокуроров путем участия и дачи заключения в судебном разбирательстве, проверки законности не вступивших и вступивших в законную силу судебных актов и их опротестования в случае незаконности.
      3. Задачами надзора за законностью судебных актов по гражданским делам и представительству интересов государства в судах являются обеспечение защиты конституционных и иных охраняемых законом прав, свобод и интересов граждан, государства и юридических лиц, неукоснительное соблюдение принципов отправления правосудия, укрепление законности и правопорядка, предупреждение правонарушений.
      4. Департамент по представительству интересов государства в судах Генеральной прокуратуры Республики Казахстан (далее - Департамент), прокуроры областей, городов Алматы, Астаны, районные, городские и приравненные к ним военные и другие специализированные прокуратуры обеспечивают постоянный и эффективный надзор за законностью судебных актов по гражданским делам, проверяют соблюдение судами процессуальных сроков при рассмотрении гражданских дел, систематически анализируют состояние законности при отправлении правосудия по гражданским делам.
      В целях эффективного осуществления надзорных функций и оперативного реагирования на нарушения законности прокуроры в своей деятельности используют Систему информационного обмена правоохранительных и специальных органов, Единую унифицированную статистическую систему и иные информационные ресурсы и системы Комитета по правовой статистики и специальных учетов Генеральной прокуратуры Республики Казахстан и других государственных органов.
      Сноска. Пункт 4 с изменением, внесенным приказом Генерального Прокурора РК от 11.03.2015 № 42.
      5. В Департаменте, прокуратурах областей, городов Алматы, Астаны и приравненных к ним прокуратурах работа организуется по зонально-предметному принципу в целях прогнозирования состояния законности, системного анализа прокурорской практики по актуальным категориям гражданских дел с рассмотрением их результатов в рабочих предметных группах, оперативных совещаниях и коллегиях, с принятием конкретных мер по повышению эффективности осуществляемого надзора.
      Работа по предметному принципу осуществляется путем определения актуальных категорий гражданско-правовых споров и закрепления ответственных лиц, которые проводят систематический анализ состояния законности, прокурорского надзора, вносят предложения по совершенствованию действующего законодательства, форм, методов надзорной деятельности с целью выработки предложений по его совершенствованию.
      При определении предметных направлений исходить из состояния законности и особенностей обслуживаемого региона, распространенности тех или иных гражданско-правовых споров.
      Специализация прокуроров учитывается при планировании работы, прокуратуры, проведении анализов и обобщений, рассмотрении обращений физических и юридических лиц.
      Зональный принцип заключается в закреплении за прокурорами, осуществляющими надзор за законностью судебных актов, определенных регионов с целью мониторинга и анализа состояния законности в этом регионе.
      6. При осуществлении надзора за точным и единообразным применением законов в гражданском судопроизводстве, не допускается необоснованное вмешательство в споры между субъектами частного предпринимательства, а также в корпоративные споры (часть 2 статьи 24 ГПК).

2. Представительство интересов государства в судах

      7. Представляя интересы государства в судах по гражданским делам, прокурор осуществляет свои полномочия в соответствии с Конституцией Республики Казахстан, ГПК, Законом и иными законодательными актами.
      Территориальные прокуроры в пределах компетенции обеспечивают по месту своей дислокации участие и последующий надзор при рассмотрении гражданских дел в судах первой, апелляционной и кассационной инстанций, за исключением категорий споров, отнесенных настоящей Инструкцией к ведению специализированных прокуроров, дислоцированных в месте расположения этих судов.
      Специализированные военные прокуроры в пределах компетенции обеспечивают по месту своей дислокации участие и последующий надзор при рассмотрении военными судами гражданских дел, перечисленных в пункте 8 настоящей Инструкции.
      Специализированные транспортные прокуроры в пределах компетенции обеспечивают по месту своей дислокации участие и последующий надзор при рассмотрении судами первой, апелляционной и кассационной инстанций гражданских дел, предусмотренных пунктом 8 настоящей Инструкции, по которым предметом спора являются объекты транспортной инфраструктуры либо в качестве одной из сторон выступают организации железнодорожного, автомобильного (в части международных автомобильных перевозок пассажиров, багажа и грузов), морского, внутреннего водного, воздушного, городского рельсового и магистрального трубопроводного транспорта, космической системы, а также государственные органы, реализующие полномочия по отношению к названным объектам и субъектам, и органы транспортной прокуратуры.
      Специализированные природоохранные прокуроры в пределах компетенции обеспечивают по месту своей дислокации участие и последующий надзор при рассмотрении судами гражданских дел, по которым они выступают в качестве истца, ответчика либо третьего лица.
      Территориальные прокуроры обеспечивают своевременное и надлежащее извещение (телефонограммой либо иными средствами связи, обеспечивающими фиксирование извещения) специализированных прокуроров в случае принятия судом к производству дела, отнесенного настоящим приказом к ведению специализированных прокуроров, дислоцированных по месту расположения этих судов. Специализированные прокуроры осуществляют мониторинг всех назначенных к рассмотрению дел с использованием официального сайта местного суда или иными способами.
      В случае отсутствия специализированной прокуратуры в месте расположения суда, в котором назначено к рассмотрению отнесенное к ее ведению дело, либо неизвещения об этом специализированного прокурора, участие в судах и последующая проверка законности судебных актов возлагаются на соответствующего территориального прокурора.
      Участие в специализированных межрайонных экономических судах обеспечивают прокуроры соответствующих подразделений прокуратур.
      По делам, подведомственным транспортным прокурорам, рассматриваемым специализированным межрайонным экономическим судом г. Астаны, обеспечение участия и последующий надзор возлагаются на Главную транспортную прокуратуру.
      Обеспечение участия в специализированных ювенальных судах возлагается на прокуроров, дислоцированных по месту расположения данных судов.
      В городах Алматы и Астана порядок осуществления надзора за законностью судебных актов специализированных ювенальных судов определяется прокурорами этих городов.
      По рассмотренным судами делам территориальные и специализированные прокуроры ежеквартально проводят сверку.
      Сноска. Пункт 7 в редакции приказа Генерального Прокурора РК от 11.03.2015 № 42.
      8. Прокуроры в обязательном порядке вступают в процесс по делам:
      когда это предусмотрено законом;
      признано необходимым судом или вышестоящим прокурором;
      затрагивающим интересы государства;
      о восстановлении на работе;
      о взыскании заработной платы,
      о выселении гражданина из жилища без предоставления другого жилого помещения;
      о возмещении вреда, причиненного жизни и здоровью.
      Законом предусмотрено участие прокурора по делам:
      возбужденным по инициативе прокурора;
      о лишении, восстановлении, ограничении родительских прав, об усыновлении, о признании усыновления недействительным, об отмене усыновления (удочерения) ребенка (Глава 36-1 ГПК, статьи 76787987103107 Кодекса РК «О браке (супружестве) и семье»);
      об оспаривании решений и действий (бездействия) органов государственного управления и должностных лиц (статья 281 ГПК);
      об оспаривании законности нормативных правовых актов (статья 284 ГПК);
      о признании гражданина безвестно отсутствующим или об объявлении гражданина умершим (статья 299 ГПК);
      о признании гражданина ограниченно дееспособным или недееспособным (статья 306 ГПК);
      о помещении несовершеннолетнего в специальную организацию образования или организацию с особым режимом содержания (статья 308-2 ГПК);
      о выдворении иностранца или лица без гражданства за пределы Республики Казахстан (статья 317-14 ГПК).
      Прокурорам необходимо вступать в процесс для дачи заключения по своей инициативе, если рассматриваемый судом спор затрагивает интересы значительного числа граждан, может привести к тяжким последствиям для их жизни и здоровья, экономики и безопасности Республики Казахстан.
      По другим спорам прокурор вступает в процесс только при наличии указания вышестоящего прокурора либо соответствующего определения суда.
      Прокурор, не являющийся стороной по делу и вступивший в процесс в порядке, предусмотренном частью 2 статьи 55 ГПК, после судебных прений дает заключение по существу дела в целом (статья 213 ГПК).
      Прокурор, обратившийся в суд за защитой прав, свобод и охраняемых законом интересов других лиц, выступает в судебных прениях. Заключение прокурора по существу дела в целом после судебных прений не требуется (часть 3 статьи 211 ГПК).
      Прокуроры городов, районов и приравненные к ним прокуроры организуют учет судебных актов, вынесенных судами первой инстанции по гражданским делам, рассмотренным с участием прокуроров и заключений прокуроров, данных при их рассмотрении, которые формируются в соответствующие номенклатурные дела.
      Сноска. Пункт 8 в редакции приказа Генерального прокурора РК от 04.08.2014 № 79; с изменением, внесенным приказом Генерального Прокурора РК от 11.03.2015 № 42.
      9. На всех стадиях гражданского судопроизводства прокуроры, вступившие в процесс по делам, предусмотренным в пункте 8 настоящей Инструкции, и по своей инициативе, определяют свою позицию в строгом соответствии с требованиями закона, материалами дел, последовательно отстаивают ее, руководствуются принципами законности, равенства юридических лиц и граждан перед законом и судом, состязательности и равноправия сторон.
      Результаты ознакомления с материалами дела на всех стадиях гражданского процесса участвующий прокурор предварительно докладывает соответствующему вышестоящему прокурору или курирующему заместителю с утверждением последними заключения по делу.
      Заключение прокурора составляется в письменном виде и в нем должны быть указаны:
      наименование дела;
      стороны;
      суть заявленных требований;
      обстоятельства, на которые ссылаются истец и ответчик;
      мнение прокурора о представленных сторонами доказательствах с точки зрения их относимости, допустимости, достоверности и достаточности;
      нормы материального и процессуального права, подлежащие применению;
      выводы прокурора по существу заявленных требований, распределению судебных расходов.
      Заключение по делу, подлежащему пересмотру в апелляционном, кассационном, надзорном порядке, должно содержать также сведения о:
      судье (докладчике, составе коллегии), содержании судебных актов, подлежащих пересмотру, позиции суда;
      участвовавших прокурорах, кратком содержании заключений;
      доводах жалобы (ходатайства);
      результатах изучения дела;
      выводы об обоснованности жалобы (ходатайства).
      При выявлении в ходе надзорной деятельности нарушений законности со стороны должностных лиц государственных органов, физических и юридических лиц, прокурор ходатайствует перед судом о вынесении частного определения, письменно или в форме электронного документа доводит об этом до сведения вышестоящего прокурора с целью принятия мер к проведению дополнительных проверок и решения вопроса о привлечении виновных лиц к установленной законом ответственности, устранения причин и условий, способствовавших нарушению закона.
      В силу части 3 статьи 66 ГПК непредставление суду первой инстанции имеющихся у стороны доказательств исключает возможность представления этих доказательств суду апелляционной, кассационной, надзорной инстанций. Поэтому по спорам, затрагивающим интересы государства, прокуроры обязаны принимать меры, направленные на обеспечение своевременного представление государственными юридическими лицами доказательств, необходимых для правильного разрешения дел.
      Прокуроры обязаны принципиально реагировать на факты ненадлежащего представительства интересов государственных учреждений и предприятий их представителями, инициируя привлечение последних к ответственности и при необходимости - первых руководителей.
      Сноска. Пункт 9 с изменениями, внесенными приказом Генерального Прокурора РК от 11.03.2015 № 42.
      10. Прокуроры постоянно проверяют законность определений суда о приостановлении производства по всем гражданским делам, при выявлении нарушений законности принимают меры к их устранению.
      Сведения о результатах проверок и принятых мерах включаются в ежеквартальные информации, направляемые в Департамент в соответствии с пунктом 19 настоящей инстанции.
      11. Прокурор, представляющий интересы органов прокуратуры в рассматриваемом судом споре в качестве истца или ответчика, пользуется процессуальными правами и обязанностями стороны (часть 6 статьи 55 ГПК).
      По делам, возбужденным по искам и заявлениям прокуроров, участие в судах в качестве представителей прокуратуры обеспечивают работники тех подразделений, по чьей инициативе было возбуждено дело.
      По делам, где в качестве ответчика выступает орган или учреждение прокуратуры, в качестве представителей ответчика участвуют сотрудники тех подразделений, чьи действия обжалуются.
      При рассмотрении таких споров заключение прокурора по существу дела в целом после судебных прений не требуется (часть 3 статьи 211 ГПК).
      По делу, возбужденному по инициативе прокурора, а также по спору, где в качестве ответчика выступает орган или учреждение прокуратуры, апелляционный, кассационный протест не приносятся. В случае несогласия с состоявшимися судебными актами прокурор вправе подать апелляционную, кассационную жалобы.
      Ответственность за обеспечение состязательности в процессе и обжалование незаконных судебных актов по делам указанной категории возлагается на этих сотрудников.
      Прокуратуры областей, городов Алматы, Астаны и приравненные к ним незамедлительно уведомляют Департамент о поступлении иска к Генеральной прокуратуре, органу или учреждению прокуратуры с приложением копии иска и других материалов.
      Сноска. Пункт 11 с изменением, внесенным приказом Генерального Прокурора РК от 11.03.2015 № 42.
      12. Прокурорам необходимо своевременно реагировать на допущенные судом ошибки по делам, перечисленным в пункте 8 настоящей Инструкции, затрагивающим права и законные интересы социально-уязвимых слоев населения (пенсионеры, инвалиды), а также по делам, участие в которых принято по собственной инициативе, путем опротестования судебных актов в апелляционном, кассационном порядке, внесения иных актов прокурорского надзора.
      Вступившие в законную силу судебные акты по делам, рассмотренным в порядке упрощенного производства (Глава 13-1 ГПК), надзорному обжалованию, опротестованию не подлежат. Поэтому прокуратуры городов, районов и приравненные к ним обязаны в апелляционные сроки проверять законность состоявшихся по ним решений и определений судов первой инстанции, преграждающих дальнейшее движение, вынесенных не в пользу государственного органа (учреждения, предприятия).
      В силу статьи 384 ГПК вступившие в законную силу судебные акты местных и других судов могут быть пересмотрены в порядке надзора Верховным Судом Республики Казахстан (далее – Верховный Суд) по протесту Генерального Прокурора только в случае соблюдения кассационного порядка их обжалования.
      Прокуратуры областей, городов Алматы, Астаны и приравненные к ним обязаны в кассационные сроки проверять законность вступивших в законную силу решений, определений, постановлений судов первой и апелляционной инстанции, преграждающих дальнейшее движение, вынесенных не в пользу государственного органа (учреждения, предприятия), по делам, которые не рассматривались в кассационном порядке.
      При этом прокурорам необходимо принимать исчерпывающие меры по исполнению юридическими службами государственных органов (учреждений, предприятий) требований абзаца 14 пункта 8 Типового положения о юридических службах государственных органов Республики Казахстан, утвержденного постановлением Правительства Республики Казахстан от 9 ноября 2006 года № 1072, по своевременному обжалованию судебных актов во всех судебных инстанциях.
      Сведения о вступивших в законную силу судебных актах по указанным в настоящем пункте делам, результатах проверки их законности и принятых мерах включаются в ежеквартальные информации, направляемые в Департамент в соответствии с пунктом 19 настоящей Инструкции.
      Сноска. Пункт 12 с изменениями, внесенными приказом Генерального Прокурора РК от 11.03.2015 № 42.
      13. При даче заключения в суде апелляционной инстанции прокурор обязан учесть как обстоятельства дела, так и заслушанные в суде пояснения, дополнительно представленные в суд материалы. При этом прокурор не связан доводами протеста и действует, исходя из требований закона и имеющихся фактических данных.
      Каждый случай последующего изменения позиции прокуратуры, изложенной в суде первой инстанции, ввиду ее необоснованности, за исключением дел, судебные акты по которым отменены на основании новых доказательств, представленных суду апелляционной (кассационной) инстанции, подлежит обсуждению с рассмотрением вопроса об ответственности сотрудников, подготовивших необоснованное заключение или протест.
      14. Апелляционный протест приносится лишь при наличии оснований к отмене либо изменению решения суда, предусмотренных частью 1 статьи 364 ГПК. Право принесения апелляционного протеста принадлежит прокурору, участвовавшему в рассмотрении дела в суде первой инстанции. Генеральный Прокурор и его заместители, прокуроры областей и приравненные к ним прокуроры и их заместители, прокуроры районов и приравненные к ним прокуроры в пределах своей компетенции вправе опротестовать судебное решение, независимо от участия в рассмотрении дела.
      Нарушения, неправильное применение судами первой и апелляционной инстанций норм материального и процессуального права, являющиеся основаниями для кассационного опротестования, установлены статьями 365366 ГПК. Право кассационного опротестования вступивших в законную силу решений, постановлений и определений судов первой, апелляционной инстанций принадлежит прокурору, участвовавшему в рассмотрении дела в этих инстанциях. Генеральный Прокурор и его заместители, прокуроры областей и приравненные к ним прокуроры вправе опротестовать вступившие в законную силу решения, постановления и определения судов первой и апелляционной инстанций независимо от участия в рассмотрении дела.
      Апелляционный и кассационный протесты должны отвечать требованиям статьей 335383-5 ГПК.
      Кассационный протест на вступившее в законную силу решение суда по гражданскому делу, не рассматривавшемуся в апелляционном порядке, может быть принесен прокурором, обеспечивавшим участие в суде первой инстанции.
      При необоснованном отклонении судом кассационного протеста, а также при установлении существенных нарушений норм материального и процессуального права, допущенных при рассмотрении гражданского дела, предусмотренного частью 2 статьи 55 ГПК, прокурор области, города Алматы, Астаны и приравненный к нему прокурор вносит представление о принесении Генеральным Прокурором надзорного протеста и истребовании дела, которое должно отвечать требованиям статьи 390 ГПК. К представлению прилагаются надзорное производство (при его наличии) и копии всех состоявшихся по делу судебных актов, внесенных протестов.
      Представления, не отвечающие указанным требованиям, а также критериям, предусмотренным пунктом 23 настоящей Инструкции, подлежат возвращению без рассмотрения.
      По делу, возбужденному по инициативе прокурора, а также по спору, где в качестве ответчика выступает орган или учреждение прокуратуры, ходатайство о принесении надзорного протеста подается в Генеральную прокуратуру только в случае отказа в возбуждении надзорного производства судьями Верховного Суда.
      Сноска. Пункт 14 с изменением, внесенным приказом Генерального Прокурора РК от 11.03.2015 № 42.
      15. При рассмотрении дел в апелляционном порядке прокуроры областей, городов Алматы, Астаны и приравненные к ним прокуроры обеспечивают участие соответствующих прокуроров по делам, предусмотренным частью 2 статьи 55 ГПК (часть 2 статьи 350 ГПК) и  пунктом 8 настоящей Инструкции, в том числе разрешенным в порядке упрощенного производства.
      Участие по делам, рассматриваемым кассационными судебными коллегиями областных и приравненных к ним судов в соответствии с частью 2 статьи 383-15 ГПК, обеспечивается прокурорами областей, городов Алматы, Астаны, приравненных к ним прокурорами, их заместителями, а при невозможности их участия - подчиненными прокурорами (начальником управления, его заместителем, старшим помощником, помощником прокурора).
      Заместители прокуроров областей, городов Алматы, Астаны и приравненных к ним прокуроров, прокуроры городов и районов и их заместители, курирующие надзор за законностью судебных актов по гражданским делам, не менее 4 раз в год, принимают участие в рассмотрении судами первой инстанции наиболее сложных дел обязательной категории, а также дел, затрагивающих интересы значительного числа граждан, повлекших широкий общественный резонанс.
      Прокуроры областей, городов Алматы, Астаны и приравненные к ним прокуроры либо лица, их замещающие, лично обеспечивают квалифицированное поддержание протестов Генеральной прокуратуры в судах кассационной инстанции с незамедлительным уведомлением Департамента о результатах рассмотрения протеста и последующим направлением копий судебных постановлений.
      Прокуроры областей, городов Алматы, Астаны и приравненные к ним прокуроры организуют учет судебных актов, вынесенных судами апелляционной и кассационной инстанций по гражданским делам, рассмотренным с участием прокуроров и заключений прокуроров, данных при их рассмотрении, которые формируются в соответствующие номенклатурные дела.
      Сноска. Пункт 15 с изменениями, внесенными приказом Генерального Прокурора РК от 11.03.2015 № 42.
      16. Ключевыми показателями надзора за законностью судебных актов по гражданским делам являются:
      качество надзора;
      качество протестов;
      эффективность реагирования на нарушения законности.
      Качество надзора оценивается вышестоящей прокуратурой на основе мониторинга судебных актов по делам обязательной категории и иным делам, рассмотренным с участием прокурора, отмененных в апелляционном, кассационном и надзорном порядке по жалобам сторон или протестам вышестоящего прокурора (без представления нижестоящего прокурора).
      Учитываются отмены судебных актов ввиду явных (очевидных) нарушений законности, по которым надзирающий прокурор в нарушение требований и стандартов надзорной работы не принял меры прокурорского реагирования вследствие преднамеренных действий (бездействия) либо небрежности или незнания норм права. Наличие либо отсутствие этих обстоятельств определяется путем изучения судебных актов первой, апелляционной, кассационной и надзорной инстанции.
      В этих целях ведется учет эффективности апелляционного опротестования, которая исчисляется из соотношения отмененных по апелляционным протестам прокурора решений судов первой инстанции по делам обязательной категории и иным делам, рассмотренным с участием прокурора, к общему количеству отмененных в апелляционном порядке решений суда первой инстанции по делам обязательной категории и иным делам, рассмотренным с участием прокурора, без учета решений, отмененных по апелляционным жалобам прокуроров.
      В случае отмены по кассационному протесту апелляционного постановления (решения), которым ранее отменено решение суда первой инстанции без апелляционного протеста, сведения статистического отчета о количестве решений суда первой инстанции, отмененных по апелляционным жалобам сторон, корректируются в сторону уменьшения.
      При исчислении эффективности апелляционного опротестования не учитываются решения, отмененные на основании новых доказательств, представленных суду апелляционной инстанции в порядке части 2 статьи 345 ГПК, если об этом прямо указано в апелляционном постановлении, решении, а также в связи с отказом от иска, заключением сторонами мирового или медиативного соглашения.
      Указанный порядок не распространяется на случаи отмены решений судов в связи нарушением или неправильным применением норм процессуального права, перечисленным в части 1 статьи 366 ГПК, даже при наличии новых доказательств.
      Отражение в статистическом отчете сведений о судебных актах, отмененных на основании новых доказательств, производится только после получения письменного или в форме электронного документа согласования Департамента. Соответствующее ходатайство направляется в Департамент с приложением копий судебных актов, состоявшихся по делу, в течение 10 дней после принятия судом процессуального решения.
      Отмены судебных актов по делам обязательной категории и иным делам, рассмотренным с участием прокурора, в кассационном и надзорном порядке учитываются без исчисления показателя эффективности опротестования.
      Качество протестов оценивается вышестоящей прокуратурой на основе мониторинга отозванных, возвращенных и отклоненных апелляционных и кассационных протестов.
      Учитываются необоснованные протесты. К ним относятся протесты, подготовленные с явными (очевидными) нарушениями требований и стандартов надзорной работы, которые допущены прокурором преднамеренно либо вследствие небрежности или незнания норм права, в том числе ведомственных актов. Наличие либо отсутствие этих обстоятельств определяется путем изучения протеста и состоявшихся по делу судебных актов.
      В этих целях ведется учет удовлетворяемости апелляционных (кассационных) протестов, которая исчисляется по формуле:
      100 % - (отклоненные/рассмотренные) х 100 % = удовлетворяемость.
      При этом в случае удовлетворения кассационного протеста (надзорного протеста, принесенного по представлению прокурора области или приравненного к нему) по делу, по которому ранее отклонен апелляционный (кассационный) протест, сведения статистического отчета о количестве отклоненных апелляционных (кассационных) протестов корректируются в сторону уменьшения.
      Прокурорам областей, городов Алматы, Астаны и приравненным к ним прокурорам в случае отзыва необоснованного протеста письменно или в форме электронного документа сообщать нижестоящему прокурору о мотивах такого решения и принимать меры к предупреждению подобных ошибок.
      Протест считается отозванным в случае вынесения судом апелляционной (кассационной) инстанции соответствующего постановления об удовлетворении просьбы лица, принесшего протест, либо вышестоящего прокурора, а также наличия в апелляционном (кассационном) постановлении (решении) выводов о принятии судом отзыва протеста при рассмотрении дела по апелляционной (кассационной) жалобе стороны.
      Во всех остальных случаях возврата протестов, в том числе по инициативе прокуроров, такие протесты подлежат учету как возвращенные.
      Эффективность реагирования на нарушения законности по гражданским делам оценивается вышестоящей прокуратурой на основе мониторинга частных определений судов на нарушения законности, вынесенных по ходатайствам прокуроров по делам, рассмотренным с их участием, а также проверок и актов прокурорского надзора, инициированных в связи с обстоятельствами, выявленными в судебном заседании.
      В этих целях ведется учет соотношения частных определений судов на нарушения законности, вынесенных по ходатайствам прокуроров по делам, рассмотренным с их участием, к общему количеству частных определений судов на нарушения законности, вынесенных по делам, рассмотренным с участием прокурора.
      Вынесение частного постановления по ходатайству прокурора подтверждается прямым указанием на это в судебном акте или протоколе судебного заседания, либо письменным заключением прокурора, приобщенным к материалам дела.
      При оценке учитывается результативность мер, принятых по частным определениям, вынесенным по ходатайствам прокуроров, а также прокурорским проверкам и актам прокурорского надзора (устранение нарушений законности, привлечение лиц к установленной законом ответственности и другие).
      Оценка деятельности нижестоящих прокуратур может осуществляться и с учетом результатов работы по другим показателям.
      Сноска. Пункт 16 в редакции приказа Генерального Прокурора РК от 11.03.2015 № 42.
      17. В силу подпункта 14) пункта 1 статьи 534 Налогового кодекса с кассационных жалоб на решения и постановления судов взимается государственная пошлина. Поэтому в прокуратурах областей, городов Алматы, Астаны и приравненных к ним по поступившим ходатайствам физических и юридических лиц о принесении кассационных протестов с истребованием гражданских дел проверяется законность вступивших в законную силу судебных актов по спорам:
      перечисленным в пункте 8 настоящей инструкции в случае вынесения решения не в пользу государства;
      о возмещении вреда, причиненного смертью кормильца, повреждением здоровья, связанным с работой, либо преступлением (по жалобам истцов);
      сторонами в которых являются участники Великой Отечественной войны, лица, приравненные к ним, инвалиды I и II групп, пенсионеры.
      В иных случаях заявителю разъясняется его право на самостоятельное обращение с кассационной жалобой в суд кассационной инстанции.
      Гражданское дело запрашивается из соответствующего суда для проверки в кассационном порядке прокурорами, обладающими правом на принесение кассационного протеста в соответствии с частью 3 статьи 383-1 ГПК.
      Запрос об истребовании гражданского дела направляется в течение 5 рабочих дней с момента поступления ходатайства ответственному исполнителю. При этом срок рассмотрения ходатайства о принесении кассационного протеста на вступивший в законную силу судебный акт исчисляется в порядке, предусмотренном частью 2-1 статьи 387, частью 2 статьи 124 и статьей 125 ГПК.
      В случаях оставления обращения без удовлетворения составляется мотивированное заключение, утверждаемое прокурором области (приравненным к нему прокурором) либо лицом, его замещающим. Ответы заявителям подписываются лично прокурором области (приравненным к нему прокурором) либо лицом, его замещающим.
      Сноска. Пункт 17 в редакции приказа Генерального Прокурора РК от 11.03.2015 № 42.
      18. В соответствии с частью 1 статьи 387 ГПК гражданское дело может быть истребовано из соответствующего суда для проверки в порядке надзора Генеральным Прокурором либо по его поручению заместителями Генерального Прокурора, прокурорами областей, городов Алматы, Астаны и приравненными к ним прокурорами.
      Прокурорам областей, городов Алматы, Астаны и приравненным к ним прокурорам при поступлении соответствующего запроса незамедлительно запрашивать из судов истребуемые дела для дальнейшего направления в Генеральную прокуратуру.
      При поступлении заданий и поручений Генеральной прокуратуры о проведении анализов и обобщений состояния прокурорского надзора гражданские дела истребуются в порядке, установленном совместным письмом председателя Верховного Суда и Генерального Прокурора от 7 апреля 2003 года, либо законность и обоснованность судебных актов в соответствии со статьей 83 Конституции Республики Казахстан, частью 1 статьи 55 ГПК проверяется непосредственно в судах.
      19. Информации о состоянии прокурорского надзора в гражданском судопроизводстве и состоянии законности при отправлении правосудия, а также основанные на таких анализах предложения о совершенствовании прокурорского надзора, внесении изменений и дополнений в действующее законодательство в целях устранения причин и условий, способствующих нарушениям законности, направляются в Генеральную прокуратуру не реже одного раза в квартал.
      В целях совершенствования своей деятельности территориальные прокуроры и приравненные к ним прокуроры систематически анализируют практику прокурорского надзора в гражданском судопроизводстве по делам, указанным в пункте восьмом настоящей Инструкции, единая информация по ним (в порядке контроля) направляется в вышестоящую прокуратуру не реже одного раза в полугодие.
      Прокуроры областей, городов Алматы, Астаны и приравненные к ним прокуроры указанные информации предоставляют в Генеральную прокуратуру к 7 числу месяца, следующего за отчетным периодом.
      Вышестоящие прокуроры обеспечивают нижестоящих прокуроров материалами организационно-методического характера, распространяют положительный опыт работы. Регулярно проводят учебно-методические мероприятия по повышению деловой и правовой квалификации работников прокуратуры, практикуют их стажировку.
      По результатам рассмотрения информационных писем прокуроры должны оперативно выявлять неправосудные судебные акты по схожим гражданско-правовым спорам, в пределах компетенции принимать меры к исправлению судебных ошибок, о чем своевременно информировать вышестоящего прокурора.

3. Организация надзора за законностью судебных актов по
гражданским делам в Генеральной прокуратуре Республики
Казахстан

      20. Прокуроры Департамента участвуют в рассмотрении Верховным Судом по первой инстанции дел, предусмотренных пунктом 8 статьи 59 и пунктом 3 статьи 66 Конституционного закона Республики Казахстан «О выборах в Республике Казахстан», а также пунктом 5 статьи 13 Конституционного закона Республики Казахстан «О республиканском референдуме».
      21. Законность вступивших в законную силу судебных актов в порядке надзора проверяется Генеральной прокуратурой.
      По результатам изучения гражданских дел, назначенных к рассмотрению надзорной судебной коллегией по гражданским и административным делам Верховного Суда, прокурорами Департамента составляются мотивированные заключения, которые утверждаются курирующим заместителем Генерального Прокурора. Заключение должно соответствовать требованиям, определенным в пункте 9 настоящей Инструкции.
      22. Участие по делам, рассматриваемым в заседаниях надзорной судебной коллегии по гражданским и административным делам Верховного Суда, по поручению Генерального Прокурора, обеспечивается его заместителями, подчиненными прокурорами (начальником или заместителем начальника Департамента, начальниками управления и отделов Департамента).
      Департамент ведет учет судебных актов по гражданским делам, рассмотренным с участием прокуроров Верховным Судом, и заключений прокуроров, данных при их рассмотрении.
      По поручению Генерального Прокурора и его заместителей подчиненные прокуроры (начальник или заместитель начальника Департамента, начальники управлений и отделов) принимают участие в предварительном рассмотрении Верховным Судом ходатайств участников гражданского процесса об оспаривании вступивших в законную силу судебных актов.
      23. Исходя из принципа равноправия сторон и приоритета судебной подведомственности, закрепленных в статьях 131526 ГПК, ходатайство о принесении протеста в порядке надзора по делу, не затрагивающему прав граждан, которые самостоятельно не могут защитить свои права, а также интересов государства, рассматривается Генеральной прокуратурой только при наличии сведений об отказе в возбуждении надзорного производства судьями Верховного Суда и выявлении существенных нарушений норм материального либо процессуального права, допущенных судами.
      В иных случаях заявителю разъясняется его право на обращение с аналогичным ходатайством об оспаривании судебного акта непосредственно в Верховный Суд в соответствии со статьей 385 ГПК.
      24. Рассмотрение ходатайства о принесении протеста в порядке надзора при необходимости осуществляется с истребованием дел. В этом случае гражданское дело должно быть запрошено в течение 5 рабочих дней с момента поступления ходатайства ответственному исполнителю. В исключительных случаях при наличии поручения Генерального Прокурора, его заместителей, начальника Департамента гражданское дело может быть истребовано в течение 15 календарных дней с момента поступления ходатайства в прокуратуру.
      При оставлении ходатайства без удовлетворения составляется мотивированное заключение, соответствующее требованиям, определенным в пункте 9 настоящей Инструкции, утверждаемое в порядке, предусмотренном ведомственными нормативными актами по рассмотрению обращений физических и юридических лиц.
      Конкретный перечень оснований для истребования гражданских дел в Генеральной прокуратуре может определяться Генеральным Прокурором.
      Ходатайство подлежит рассмотрению в течение тридцати календарных дней со дня поступления, а в случае истребования дела - в течение тридцати календарных дней со дня поступления дела в прокуратуру (часть 2-1 статьи 387 ГПК). При этом сроки исчисляются в порядке, предусмотренном частью 2 статьи 124 и статьей 125 ГПК.
      Ходатайство о принесении надзорного протеста, не отвечающее требованиям статей 388, ГПК, в частности:
      поданное после истечения срока, указанного в части первой статьи 388 ГПК, при отсутствии уважительных причин для его восстановления;
      не содержащее сведений о лице, подающем ходатайство, его месте жительства или местонахождении и процессуальном положение в деле;
      указаний о содержании решения, определения, постановления суда, участвующих в деле лицах с указанием места их жительства или места нахождения;
      указаний о судах, рассматривавших дело в первой, апелляционной и кассационных инстанциях, и содержании принятых ими решений;
      указаний о решении, определении, постановлении суда, которое предлагается опротестовать;
      указаний, в чем заключается существенное нарушение норм материального либо процессуального;
      не подписанное лицом, подающим ходатайство или его представителем;
      без приложения к нему доверенности или документа, удостоверяющего полномочия представителя, а также документов, свидетельствующих об уплате государственной пошлины в соответствии с налоговым законодательством при обращении в Верховный Суд, подлежит возвращению лицу, подавшему ходатайство.
      При этом заявителю разъясняется право повторного обращения с соответствующим ходатайством к Генеральному Прокурору либо непосредственно в Верховный Суд после устранении недостатков, явившихся основанием для возврата ходатайства.
      Право разъяснения судебного акта в случае его неясности статьей 232 ГПК отнесено к компетенции суда, рассмотревшего дело.
      Сноска. Пункт 24 с изменениями, внесенными приказом Генерального Прокурора РК от 11.03.2015 № 42.
      25. В соответствии со статьей 384 ГПК правом опротестования вступивших в законную силу судебных актов обладает Генеральный Прокурор.
      Поддержание доводов принесенного Генеральным Прокурором надзорного протеста по поручению Генерального Прокурора обеспечивается, его заместителями, а при невозможности их участия - подчиненными прокурорами (начальником Департамента, начальниками управления и отделов Департамента).

4. Заключительные положения

      26. Департамент обеспечивает руководство и контроль за деятельностью нижестоящих прокуратур по осуществлению надзора за законностью судебных актов по гражданским делам, способствуя повышению эффективности работы в данной отрасли надзора, осуществляет взаимодействие с другими подразделениями Генеральной прокуратуры, Верховным Судом, научными и учебными учреждениями.
      27. Департамент проводит работу по внедрению современных методов организации надзора, повышению квалификации прокурорских работников, осуществляющих надзор за законностью судебных актов по гражданским делам, путем их обучения и стажировки, в том числе, в учебных заведениях иностранных государств, оказания методической и практической помощи.
      28. Департамент по поручению Генерального Прокурора и его заместителей участвует в нормотворческой деятельности путем внесения предложений по совершенствованию действующего законодательства, участия в составе рабочих групп, комитетов и комиссий палат Парламента Республики Казахстан, Правительства Республики Казахстан, иных центральных государственных органов, подготовки заключений по проектам законодательных и иных нормативных правовых актов, в том числе, нормативных постановлений Верховного Суда.
      29. Департамент, прокуроры областей, городов Алматы, Астаны, межрайонные, районные, городские и приравненные к ним военные и другие специализированные прокуратуры обеспечивают реализацию имиджевой программы органов прокуратуры путем освещения в средствах массовой информации состояния законности и правопорядка, результатов надзорной деятельности.