Сноска. Утратило силу постановлением Правительства РК от 23.06.2015 № 475 (вводится в действие со дня его первого официального опубликования).
В соответствии с подпунктом 7) статьи 16 Экологического кодекса Республики Казахстан от 9 января 2007 года Правительство Республики Казахстан ПОСТАНОВЛЯЕТ:
1. Утвердить прилагаемые Правила мониторинга и контроля инвентаризации парниковых газов.
2. Настоящее постановление вводится в действие по истечении десяти календарных дней со дня первого официального опубликования.
Премьер-Министр
Республики Казахстан К. Масимов
Утверждены
постановлением Правительства
Республики Казахстан
от 26 июня 2012 года № 840
Правила
мониторинга и контроля инвентаризации парниковых газов
1. Общие положения
1. Настоящие Правила мониторинга и контроля инвентаризации парниковых газов (далее – Правила) разработаны в соответствии с подпунктом 7) статьи 16 Экологического кодекса Республики Казахстан и определяют порядок мониторинга и контроля инвентаризации парниковых газов.
2. Действие настоящих Правил распространяется на субъектов распределения квот на выбросы парниковых газов.
3. В настоящих Правилах используются следующие понятия:
1) неопределенность (погрешность) – параметр, ассоциируемый с результатом количественного определения, который характеризует разброс значений, относящихся к количественной величине;
2) оператор установки – юридическое лицо, в собственности или в законном пользовании которого на территории Республики Казахстан находится установка, функционирование которой предусматривает выбросы парниковых газов (далее - оператор);
3) уровень существенности – количественное пороговое значение, которое используется для подготовки заключения по данным о выбросах парниковых газов, представленным в ежегодном отчете об инвентаризации парниковых газов, которое составляет не более 5 %;
4) план мониторинга – документ, определяющий источники выбросов, методы и методики мониторинга парниковых газов по установке, источники информации и положения по сбору и обработке сопутствующих данных по парниковым газам и описывающий методы отбора проб, измерительные системы – в случае их использования, а также процедуры по контролю качества и обеспечению качества на уровне оператора установки;
5) коэффициент теплотворного нетто-значения – множитель, используемый для перевода сжигаемого топлива в энергетические единицы, который выражается в терраджоулях на тонну сжигаемого топлива;
6) коэффициент преобразования – множитель, используемый для учета неполного преобразования углерода в парниковые газы в промышленных процессах;
7) мониторинг парниковых газов – непрерывная или периодическая оценка объемов выбросов и удаления парниковых газов или сопутствующих данных по парниковым газам;
8) коэффициент выбросов парниковых газов – множитель, необходимый для определения объема выбросов парниковых газов на основе данных о деятельности установки;
9) данные о деятельности по парниковым газам – количественная мера деятельности организации, результатом которой является выброс парниковых газов;
10) контроль инвентаризации парниковых газов – деятельность уполномоченного органа в области охраны окружающей среды по оценке результатов инвентаризации парниковых газов и ежегодных отчетов оператора установки на соответствие требованиям статьи 94-11 Экологического кодекса Республики Казахстан и планов мониторинга;
11) уровень заверения – степень достоверности данных, которая требуется от независимой аккредитованной организации при подтверждении отчета об инвентаризации парниковых газов для выявления в нем существенных ошибок, упущений или ошибочных толкований и соответствия установленным законодательством Республики Казахстан требованиям;
12) утверждение по парниковым газам – декларация или фактическое и объективное заявление, сделанное оператором установки, в том числе в рамках ежегодного отчета по инвентаризации парниковых газов;
13) коэффициент окисления – множитель, используемый при сжигании топлива для учета неполного преобразования углерода в двуокись углерода.
4. Мониторинг и контроль инвентаризации парниковых газов на уровне установок осуществляются по выбросам двуокиси углерода, метана, при этом их общий объем устанавливается в эквиваленте тонны двуокиси углерода.
5. При проведении мониторинга парниковых газов на уровне установок не учитывается поглощение парниковых газов биомассой зеленых насаждений и иными природными накопителями.
2. Порядок мониторинга инвентаризации парниковых газов
6. Оператор разрабатывает и представляет в уполномоченный орган в области охраны окружающей среды в составе паспорта установки план мониторинга по каждой установке.
7. План мониторинга должен включать следующую информацию:
1) перечень источников выбросов парниковых газов, потоков сырьевых ресурсов и материалов, по которым будет осуществляться мониторинг парниковых газов по установке;
2) описание и обоснование метода, который будет использован для мониторинга парниковых газов (на основе расчетов или измерений);
3) перечень методик, которые будут использоваться для получения данных о деятельности по парниковым газам, коэффициентов выбросов, окисления и преобразования;
4) указание источников информации либо описание методов для определения данных о деятельности по парниковым газам, коэффициентов выбросов, окисления и преобразования;
5) описание методов отбора проб топлива и материалов для определения величины теплотворного нетто-значения, содержания углерода, а также коэффициентов выбросов, если они рассчитываются самим оператором установки;
6) в случае использования измерительных систем – их описание с указанием их спецификации, места расположения, потоков парниковых газов, сырья и материалов, для мониторинга которых они будут использоваться, погрешностей измерения, непрерывности либо периодичности проведения измерений;
7) описание процедур по сбору и обработке данных, контролю качества и обеспечению качества инвентаризации парниковых газов, распределению ответственности за мониторинг и отчетность на уровне установки.
8. Оператор установки осуществляет мониторинг парниковых газов в соответствии с планом мониторинга. Любые отклонения от плана мониторинга, выявленные ошибки в определении объемов выбросов парниковых газов фиксируются оператором установки в его внутренней документации, которая должна быть доступной для независимой аккредитованной организации, осуществляющей подтверждение отчета об инвентаризации парниковых газов.
9. План мониторинга применяется оператором установки в течение всего периода действия сертификата на выбросы парниковых газов.
10. Оператор установки вносит изменения в план мониторинга в следующих случаях:
1) переход с метода расчета выбросов парниковых газов на метод их измерения и наоборот;
2) увеличение неопределенности данных о деятельности по парниковым газам или других параметров, которое влечет за собой изменение уровня методики, применяемой для мониторинга парниковых газов по установке.
11. Уполномоченный орган в области охраны окружающей среды рассматривает изменения в план мониторинга в течение пятнадцати календарных дней со дня подачи плана мониторинга с внесенными в него изменениями.
12. Мониторинг парниковых газов осуществляется оператором установки с использованием метода расчета либо метода измерения, а также посредством объединения двух методов с предоставлением в уполномоченный орган в области охраны окружающей среды выбранного метода.
13. Расчеты выбросов парниковых газов производятся оператором установки по формулам, указанным в специальной методике по соответствующему виду деятельности, либо при ее отсутствии в общей методике расчета выбросов парниковых газов, утвержденной уполномоченным органом в области охраны окружающей среды. В случае мониторинга парниковых газов посредством расчетов, он производится на основе использования следующих данных и коэффициентов: данные о деятельности по выбросам парниковых газов или выпущенной продукции; коэффициенты выбросов; коэффициенты окисления; коэффициенты преобразования.
14. Мониторинг каждой из вышеуказанных переменных осуществляется оператором установки в соответствии с уровнем методики, установленным уполномоченным органом в области охраны окружающей среды для соответствующей установки в рамках плана мониторинга.
15. Применение собственных коэффициентов по установкам регулируется уполномоченным органом в области охраны окружающей среды с учетом наличия у операторов установок аккредитованных лабораторий, имеющих возможности для проведения необходимых анализов, и доступности по затратам для оператора установки проведения таких расчетов.
16. По результатам мониторинга парниковых газов оператором установки ведутся записи, документирование и архивация данных в соответствии с процедурами, установленными планом мониторинга.
17. Оператор установки сохраняет в течение десяти лет следующие данные по мониторингу инвентаризации парниковых газов:
1) перечень источников, по которым проводился мониторинг;
2) данные паспорта установки, использованные для разработки национального плана распределения квот на выбросы парниковых газов;
3) копии ежегодных отчетов об инвентаризации парниковых газов;
4) данные о деятельности по выбросам парниковых газов или выпущенной продукции, которые использовались для расчетов выбросов парниковых газов;
5) план мониторинга парниковых газов с изменениями и дополнениями;
6) документация по процессу сбора данных о деятельности по парниковым газам;
7) обоснование выбора метода измерения в качестве метода мониторинга, если это применимо;
8) данные, использованные для анализа погрешностей, в случае использования метода измерения;
9) детальное техническое описание систем измерения и описание любых изменений в ней;
10) первичные и сводные результаты измерений, включая журнал отбора проб – в случае использования метода измерения.
18. Результаты мониторинга инвентаризации парниковых газов включаются оператором установки в ежегодный отчет об инвентаризации парниковых газов, составляемый по форме, утвержденной уполномоченным органом в области охраны окружающей среды.
19. Ежегодный отчет об инвентаризации парниковых газов должен указывать выбросы парниковых газов от регулируемой установки за календарный год и включать следующую информацию:
1) идентификационные данные по установке и ее оператору, включая название, адрес, контактное лицо по отчетности, вид деятельности, по которому квотируются выбросы парниковых газов, отчетный период, номера квот и сертификатов на выбросы парниковых газов;
2) параметры, по которым проводятся расчеты либо измерения выбросов парниковых газов и результаты инвентаризации парниковых газов, включая данные деятельности по парниковым газам, коэффициенты теплотворных нетто-значений, коэффициенты выбросов, коэффициенты окисления, коэффициенты преобразования, объемы выбросов;
3) данные об используемом методе измерения (в случае его использования), включая информацию о его надежности и погрешностях измерительных устройств.
20. Подтверждение ежегодных отчетов операторов установок об инвентаризации парниковых газов проводится независимыми организациями, аккредитованными уполномоченным органом в области охраны окружающей среды.
21. Подтверждение ежегодного отчета об инвентаризации парниковых газов проводится в период с 1 января по 1 апреля года, следующего за отчетным.
22. По результатам проведения подтверждения независимой аккредитованной организацией составляются полный отчет, предназначенный для оператора установки, и заключение, которое используется как оператором установки, так и предоставляется последним уполномоченному органу в области охраны окружающей среды и другим заинтересованным сторонам.
23. Форма заключения независимой аккредитованной организации утверждается уполномоченным органом в области охраны окружающей среды.
3. Порядок контроля инвентаризации парниковых газов
уполномоченным органом в области охраны окружающей среды
24. Оператор установки представляет ежегодный отчет об инвентаризации парниковых газов и заключение независимой аккредитованной организации по данному отчету до 1 апреля года, следующего за отчетным.
25. Уполномоченный орган в области охраны окружающей среды рассматривает и принимает решение об утверждении отчета об инвентаризации парниковых газов в течение одного месяца со дня его подачи.
26. Ежегодный отчет об инвентаризации парниковых газов рассматривается уполномоченным органом в области охраны окружающей среды на предмет соответствия установленным законодательством Республики Казахстан требованиям, полноты представленных в нем данных и информации, а также наличия положительного заключения независимой аккредитованной организации по нему.