Об утверждении Правил организации учебного процесса по дистанционным образовательным технологиям

Постановление Правительства Республики Казахстан от 19 января 2012 года № 112. Утратило силу постановлением Правительства Республики Казахстан от 23 июля 2015 года № 578

Утратил силу

      Сноска. Утратило силу постановлением Правительства РК от 23.07.2015 № 578 (вводится в действие со дня его первого официального опубликования).

      В соответствии с подпунктом 29) статьи 4 Закона Республики Казахстан от 27 июля 2007 года "Об образовании" Правительство Республики Казахстан ПОСТАНОВЛЯЕТ:
      1. Утвердить прилагаемые Правила организации учебного процесса по дистанционным образовательным технологиям.
      2. Настоящее постановление вводится в действие по истечении десяти календарных дней со дня первого официального опубликования.

      Премьер-Министр
      Республики Казахстан                       К. Масимов

Утверждены        
постановлением Правительства
Республики Казахстан   
от 19 января 2012 года № 112

Правила
организации учебного процесса по дистанционным
образовательным технологиям

1. Общие положения

      1. Настоящие Правила организации учебного процесса по дистанционным образовательным технологиям (далее - Правила) разработаны в соответствии с подпунктом 29) статьи 4 Закона Республики Казахстан от 27 июля 2007 года "Об образовании" и определяют порядок организации учебного процесса по дистанционным образовательным технологиям.
      2. Реализация дистанционных образовательных технологий (далее - ДОТ) осуществляется по следующим видам: ТВ-технология, сетевая технология и кейс-технология.
      3. Субъектами дистанционной образовательной технологии являются обучающиеся, педагогические работники и организации, реализующие учебные программы дополнительного образования.
      4. ДОТ реализовываются организациями образования самостоятельно.
      5. В настоящих Правилах используются следующие термины и определения:
      1) ТВ-технология - технологии, базирующиеся на использовании эфирных, кабельных и спутниковых систем телевидения;
      2) сетевая технология - технология, включающая обеспечение учебно-методическими материалами, формы интерактивного взаимодействия обучающихся с преподавателем и друг с другом, а также администрирование учебного процесса на основе использования сети Интернет;
      3) кейсовая технология - технология, основанная на комплектовании наборов (кейсов) учебно-методических материалов на бумажных, электронных и прочих носителях и рассылке их обучающимся для самостоятельного изучения;
      4) Интернет-ресурс организации образования, реализующей дистанционные образовательные технологии - Интернет-ресурс, содержащий административно-академическую информацию для участников образовательного процесса;
      5) информационно-образовательный портал - системно-организованная взаимосвязанная совокупность информационных ресурсов и сервисов Интернет, содержащая административно-академическую учебно-методическую информацию, позволяющая организовать образовательный процесс по ДОТ;
      6) контент - информационное наполнение учебных материалов (тексты, графика, мультимедиа и иное информационно значимое наполнение);
      7) мультимедиа - комплекс аппаратных и программных средств, позволяющих пользователю работать в диалоговом режиме с разнородными данными (графикой, текстом, звуком, видео);
      8) информационная технология дистанционного обучения - технология создания, передачи и хранения учебных материалов на электронных носителях, инфо-телекоммуникационные технологии организации и сопровождения учебного процесса;
      9) информационно-образовательные ресурсы - формализованные идеи и знания образовательного характера, различные данные, методы и средства их накопления, хранения и обмена между источниками и потребителями информации;
      10) тестирующий комплекс - программное средство, предназначенное для определения степени освоения обучающимися учебного материала на всех уровнях образовательного процесса;
      11) Тьютор - лицо, помогающее обучающимся осваивать изучаемую с преподавателем дисциплину.

2. Порядок организации учебного процесса
по дистанционным образовательным технологиям

      6. Для организации учебного процесса по дистанционным образовательным технологиям требуется наличие у организации образования:
      1) образовательного портала со страницами, содержащими учебно-методическую и организационно-административную информацию для обучающихся;
      2) оборудования, имеющего выход в телекоммуникационную сеть (Интернет, спутниковое телевидение);
      3) мультимедийных классов и электронных читальных залов;
      4) учебного контента;
      5) мультимедиа лабораторий для создания собственного контента (локального и сетевого);
      6) тестирующего комплекса;
      7) сетевых систем управления обучением (Learning Management System - LMS);
      8) системы управления учебным контентом (Learning Content Management System - LCMS).
      7. Для организации учебного процесса по дистанционным образовательным технологиям организации образования:
      1) создают условия педагогическим работникам, профессорско-преподавательскому составу для разработки и обновления образовательных ресурсов;
      2) доставляют учебный материал обучающимся посредством информационных технологий либо на бумажных носителях;
      3) организуют и проводят консультации в режиме "on-line";
      4) организуют обратную связь с обучающимися в режиме "off-line";
      5) контролируют учебные достижения обучающихся в режиме "on-line", "off-line";
      6) идентифицируют личность обучающихся посредством системы аутентификации.
      8. ДОТ применяются в отношении обучающихся:
      1) по сокращенным образовательным программам на базе технического и профессионального, послесреднего и высшего образования;
      2) для лиц, являющимися лицами с ограниченными физическими возможностями, в том числе детьми-инвалидами, инвалидами I и II групп на всех уровнях образования;
      3) выехавших за пределы государства по программам обмена обучающихся на уровне высшего образования, за исключением стипендиатов "Болашак";
      4) заочной формы обучения, призванные на срочную военную службу на уровне высшего образования;
      5) находящихся в длительной заграничной командировке (более 4-х месяцев) на уровне высшего образования.
      9. Лица, изъявившие желание обучаться по ДОТ пишут заявление в произвольной форме на имя руководителя организации образования с мотивированным обоснованием о возможности использования ДОТ в обучении с предоставлением подтверждающих документов:
      1) для лиц, работающих по специальности, справка с места работы;
      2) для детей-инвалидов рекомендация психолого-медико-педагогической консультации.
      10. Заявления рассматриваются в течение пяти календарных дней. Приказ руководителя организации образования с указанием применяемых ДОТ обучающихся оформляется в течение двух календарных дней.
      11. К приказу прилагаются:
      1) заявление обучающихся;
      2) индивидуальные учебные планы обучающихся;
      3) индивидуальный график организации учебной деятельности каждого обучающегося;
      4) рекомендации психолого-медико-педагогической консультации о возможности участия детей-инвалидов в учебном процессе по дистанционным образовательным технологиям.
      Организация образования в течение двух календарных дней знакомит обучающихся с планом и графиком учебного процесса применяемых в обучении ДОТ.
      12. Для обеспечения обучаемых учебно-методическими материалами организациям образования необходимо иметь электронные учебно-методические комплексы по всем дисциплинам учебного плана, реализуемых с использованием ДОТ.
      13. Подготовка электронных учебно-методических комплексов осуществляется разработчиком курса по утвержденным рабочим учебным программам, разработанным в соответствии с типовой учебной программой.
      14. Электронный учебно-методический комплекс дисциплины включает обязательный и дополнительный комплекты.
      15. Обязательный комплект состоит из:
      1) рабочей учебной программы, включающей содержание дисциплины, календарно-тематический план, список рекомендуемой литературы (основной и дополнительной), модульное разбиение дисциплины, график проведения дистанционных консультаций;
      2) электронного конспекта лекций;
      3) материалов практических и семинарских занятий;
      4) заданий для самостоятельной работы студента и самостоятельной работы студента под руководством преподавателя;
      5) материалов по организации рубежного контроля (контрольных работ, тестовых заданий, индивидуальных заданий);
      6) материалов по организации итогового контроля (тестовых экзаменационных заданий, вопросов к экзамену, билетов, экзаменационных контрольных работ).
      16. Дополнительный комплект включает методические указания по выполнению курсовых работ; компьютерные программы обучающего характера: тренажеры, репетиторы, справочно-методические материалы, мультимедийные варианты исполнения учебных и учебно-методических пособий, помогающие усвоению учебного материала дисциплины.
      17. В организации образования внедряющей ДОТ создается информационная система управления, содержащая базу данных обучающихся (приказ о зачислении, перевод, восстановление, сведения о текущей успеваемости обучающихся).
      18. В организации образования, реализующей ДОТ, создаются специальные структурные подразделения, осуществляющие организационное, методическое, информационное и техническое сопровождение процесса обучения по ДОТ и имеющие в своем составе следующие службы:
      1) администрирования учебного процесса по ДОТ;
      2) разработки дидактических средств ДОТ;
      3) информационно-технического обеспечения.
      19. Служба администрирования учебного процесса по ДОТ планирует и организует учебный процесс по ДОТ, ведет документацию, связанную с ДОТ, планирует повышение квалификации преподавателей и тьюторов, организует сбор всех контрольных материалов обучающихся (контрольных и курсовых работ, эссе, рефератов, письменных экзаменационных работ, и тому подобное) на бумажном носителе и/или электронном виде, передачу этих материалов тьюторам для оценки знаний; обеспечивает внесение сведений о текущей успеваемости, полученной от тьюторов, в информационную базу данных.
      20. Служба разработки дидактических средств ДОТ осуществляет разработку, приобретение и освоение электронных учебников, мультимедийных курсов, методических пособий и других методических средств ДОТ, разрабатывает тестирующие системы и другие средства контроля знаний, методику использования информационных ресурсов для ДОТ.
      21. Служба информационно-технического обеспечения разрабатывает, осваивает и поддерживает в эксплуатации программные, информационные и технические средства дистанционного обучения.
      22. Организация образования, реализующая ДОТ, обеспечивает методическую помощь обучающимся через взаимодействие участников учебного процесса с использованием телекоммуникационных сетей и средств (Интернет-портал, телефон, телевидение).
      23. Обучение по ДОТ производится по учебным планам общего среднего образования, а также по всему учебному плану специальностей технического и профессионального, высшего образования специальности.
      24. Учебный год состоит из академических периодов и заканчивается в соответствии с академическим календарем.
      25. Все виды учебной деятельности осуществляются посредством:
      1) педагогического общения педагогического работника или тьютора с обучающимся с использованием телекоммуникационных средств или прямого контакта в организации образования (по инициативе обучающегося);
      2) самостоятельной работы обучающегося со средствами обучения (УМК, дополнительная литература).
      26. ДОТ основываются на проведении дистанционных учебных занятий в режиме "on-line", "off-line".
      27. Учебные занятия в режиме "on-line" предусматривают процесс учебного взаимодействия в режиме реального времени (видеоконференция, посредством обмена сообщениями по сети Интернет, переговоры посредством телефонного аппарата).
      28. Учебные занятия в режиме "off-line" предусматривают процесс учебного взаимодействия, при котором общение преподавателя и обучаемого асинхронно (электронная почта, работа обучаемого с учебником по заданию преподавателя с последующей сдачей рубежного и/или итогового контроля).
      29. Текущий контроль успеваемости и промежуточная аттестация обучающихся осуществляется в соответствии с рабочим учебным планом, академическим календарем и учебными программами.
      30. Проведение текущего контроля успеваемости и промежуточной аттестации допускается посредством:
      1) прямого общения обучающегося и преподавателя в режиме on-line с использованием телекоммуникационных средств;
      2) автоматизированных тестирующих комплексов;
      3) проверки письменных индивидуальных заданий (при кейсовой технологии).
      31. Организация образования, организовывает текущий контроль успеваемости и промежуточную аттестацию обучающихся в информационной системе, защищенной от несанкционированного доступа и фальсификаций путем применения электронных методов ограничения доступа и независимой оценки.
      32. Обучающийся допускается к промежуточной аттестации по дисциплине после выполнения и сдачи всех контрольных мероприятий, установленных рабочей учебной программой.
      33. Учебные достижения обучающихся по программам высшего образования по всем видам учебных занятий оцениваются по буквенной балльно-рейтинговой системе оценки знаний.
      Учебные достижения обучающихся по учебным планам общего среднего образования, технического и профессионального, послесреднего образования оцениваются по предметам.
      34. Защита курсовых работ (проектов) при ДОТ осуществляется:
      1) публично в организации образования;
      2) в режиме on-line с использованием телекоммуникационных средств;
      3) путем отправки в организацию образования обучающимся курсовой работы (проекта) на бумажном носителем и электронном виде и видеозаписи выступления после получения рецензии на курсовую работу (проекта).
      35. Профессиональная практика проводится организациями образования исходя из специфики специальности.