Сноска. Утратило силу постановлением Правительства РК от 10.08.2015 № 622 (вводится в действие по истечении десяти календарных дней после дня его первого официального опубликования).
Примечание РЦПИ!
В соответствии с Законом РК от 29.09.2014 г. № 239-V ЗРК по вопросам разграничения полномочий между уровнями государственного управления см. приказ и.о. Министра по инвестициям и развитию Республики Казахстан от 27 марта 2015 года № 354.
В соответствии с подпунктом 28) пункта 2 статьи 4 Закона Республики Казахстан от 17 января 2002 года "О торговом мореплавании" и подпунктом 23) статьи 8 Закона Республики Казахстан от 6 июля 2004 года "О внутреннем водном транспорте" Правительство Республики Казахстан ПОСТАНОВЛЯЕТ:
1. Утвердить прилагаемые Правила пользования маломерными судами и базами (сооружениями) для их стоянок.
2. Настоящее постановление вводится в действие по истечении десяти календарных дней со дня первого официального опубликования.
Премьер-Министр
Республики Казахстан К. Масимов
Утверждены
постановлением Правительства
Республики Казахстан
от 14 июля 2011 года № 798
Правила
пользования маломерными судами и базами
(сооружениями) для их стоянок
Сноска. Правила в редакции постановления Правительства РК от 19.12.2012 № 1616 (вводится в действие по истечении десяти календарных дней со дня первого официального опубликования).
1. Общие положения
1. Настоящие Правила пользования маломерными судами и базами (сооружениями) для их стоянок (далее – Правила) приняты в соответствии с законами Республики Казахстан от 17 января 2002 года "О торговом мореплавании", от 6 июля 2004 года "О внутреннем водном транспорте" и определяют порядок пользования маломерными судами и базами (сооружениями) для их стоянок в морских прибрежных водах, на внутренних водных путях, а также на других водоемах Республики Казахстан.
2. В Правилах используются следующие основные понятия:
1) судовой билет – документ, подтверждающий право собственности на маломерное судно и право плавания данного судна под Государственным флагом Республики Казахстан;
2) водный скоростной аттракцион – вид развлечения посредством буксировки развлекательных плавательных средств ("бананы", "шайбы", "водные сани" и другие) маломерным судном;
3) удостоверение на право управления маломерным судном - документ, подтверждающий наличие квалификации на право управления маломерным судном;
4) судоводитель маломерного судна - лицо, управляющее маломерным судном, независимо от того, является оно собственником маломерного судна или управляет им на ином законном основании, и имеющее соответствующее удостоверение. К судоводителю приравнивается обучающий судовождению.
3. Юридические лица или индивидуальные предприниматели, имеющие маломерные суда, выделяют лиц, ответственных за пользование этими судами и за эксплуатацию баз (сооружений) для их стоянок.
4. Контроль за выполнением Правил осуществляется территориальными органами Комитета транспортного контроля Министерства транспорта и коммуникаций Республики Казахстан (далее – территориальные органы Комитета).
5. При проведении экскурсий, коллективных выездов на отдых и других массовых мероприятий на маломерных судах владельцы назначают ответственных лиц за безопасность на воде, общественный порядок и охрану окружающей среды.
6. При проведении водных скоростных аттракционов на водных объектах владелец аттракционов назначает ответственное лицо на буксирующее маломерное судно по обслуживанию и наблюдению буксируемого развлекательного плавательного средства.
7. Лица, нарушившие настоящие Правила, несут ответственность в соответствии с действующим законодательством Республики Казахстан.
2. Пользование маломерными судами
8. Пользование маломерными судами разрешается после их государственной регистрации в судовой книге, нанесения бортовых (регистрационных) номеров и технического освидетельствования (осмотра) с соблюдением установленных условий, норм и технических требований по пассажировместимости, грузоподъемности, предельной мощности и количеству двигателей, допустимой площади парусов, району плавания, высоте волны, при которой судно может плавать, осадке, надводному борту, оснащению спасательными и противопожарными средствами, сигнальными огнями, навигационным и другим оборудованием.
9. Государственную регистрацию, учет, классификацию и техническое освидетельствование(осмотр) маломерных судов осуществляют территориальные органы Комитета.
10. К управлению маломерными судами, прошедшими государственную регистрацию, допускаются судоводители, имеющие удостоверение на право управления маломерными судами.
11. На водных объектах, не имеющих судоходной (навигационной) обстановки, маневрирование маломерных судов при расхождении должно осуществляться с учетом правостороннего движения (левыми бортами).
12. На акваториях и границах населенных пунктов, портов, пристаней, баз (сооружений) для стоянок маломерных судов движение маломерных моторных судов разрешается со скоростью не более 20 километров в час, а вблизи пляжей и мест купания - до 10 километров в час.
13. При плавании на маломерных судах не допускается:
1) управлять маломерным судном:
не зарегистрированным в установленном порядке;
не прошедшим технического освидетельствования (осмотра);
не несущим бортовых номеров;
переоборудованным без соответствующего разрешения;
с нарушением норм загрузки, пассажировместимости, ограничений по району и условиям плавания;
без удостоверения на право управления маломерным судном;
в состоянии опьянения;
2) передавать управление судном лицу, не имеющему права управления или находящемуся в состоянии опьянения;
3) превышать установленные скорости движения;
4) наносить повреждения гидротехническим сооружениям, техническим средствам, знакам судоходной и навигационной обстановки;
5) заходить в постоянно или временно закрытые для плавания районы без специального разрешения или преднамеренно останавливаться в запрещенных местах;
6) в целях обеспечения безопасности людей заходить под мотором или парусом и маневрировать на акваториях пляжей, других мест купания и массового отдыха населения на водных объектах;
7) приближаться не ближе 50 м к ограждению границ заплыва на пляжах и других организованных мест купания;
8) перевозить на судне несовершеннолетних, не достигших четырнадцати лет, без сопровождения взрослых;
9) перевозить опасные грузы на маломерных судах, для этого не предназначенных;
10) швартоваться, останавливаться, становиться на якорь у плавучих навигационных знаков, грузовых и пассажирских причалов, пирсов, дебаркадеров, доков (плавдоков) и под мостами;
11) маневрировать в непосредственной близости от транспортных и технических судов морского и речного флота, создавать своими действиями помехи судоходству;
12) устанавливать моторы на гребные лодки при отсутствии соответствующей записи в судовом билете;
13) устанавливать паруса на гребных лодках и судах, не приспособленных для этой цели;
14) осуществлять пересадку людей с одного судна на другое во время движения;
15) осуществлять заправку топливом без соблюдения соответствующих мер пожарной безопасности;
16) выходить в плавание в темное время суток на гребных, парусных и моторных судах, не оборудованных навигационными сигнальными огнями;
17) выходить на судовой ход при ограниченной (менее 1 километра) видимости;
18) осуществлять расхождение и обгон судов в местах расположения аварийно-ремонтных заграждений, переправ и работающих земснарядов, а также в пролетах мостов и подходных каналах, при подходе к шлюзам;
19) управлять маломерным судном в тумане или других неблагоприятных метеоусловиях, когда из-за отсутствия видимости невозможна ориентировка;
20) выход в плавание маломерных судов до момента полного очищения водоема от льда;
21) буксировать все без исключения надувные прогулочные плавательные средства, а равно – летательные средства (парашют), в акватории мест для купания, а также судами, не предназначенными для буксировки данного средства.
14. Пользование маломерными судами не допускается при следующих неисправностях:
1) наличие сквозных пробоин корпуса судна, независимо от их местонахождения;
2) отсутствие или разгерметизация гермоотсеков и (или) воздушных ящиков судна;
3) отсутствие предусмотренных конструкцией деталей крепления рулевого устройства или повреждение его составных частей, или необеспечение надежности его работы;
4) наличие утечек топлива, вибрации, отсутствие или неисправность глушителя, повреждение системы дистанционного управления двигателем, необеспечение надежного включения (выключения) реверс-редуктора, неисправность блокировки запуска двигателя (мотора) при включенном реверсе;
5) несоответствие нормам комплектации и оборудования судна, указанным в судовом билете;
6) отсутствие, неисправность или несоответствие отличительных огней установленным требованиям.
15. Маломерные судна и буксируемые плавательные средства оснащаются индивидуальными спасательными средствами соответствующих размеров для судоводителя и иных лиц, находящихся на маломерном судне или буксируемом плавательном средстве.
16. Индивидуальные спасательные средства (спасательные жилеты, пояса, нагрудники) должны быть надеты и пристегнуты на судоводителе и иных лицах, находящихся на маломерном судне или буксируемом плавательном средстве.
Во время стоянки маломерного судна на якоре допускается нахождение на маломерном судне людей без одетых индивидуальных спасательных средств, за исключением надувных и гребных маломерных судов.
17. Судоводители маломерных судов (далее - судоводители) предъявляют для проверки должностному лицу территориального органа Комитета следующие документы:
1) удостоверение на право управления маломерным судном;
2) судовой билет маломерного судна с отметкой о прохождении ежегодного технического освидетельствования судна на годность к плаванию;
3) заверенную в установленном порядке доверенность на право управления маломерным судном, при отсутствии на маломерном судне собственника;
4) путевой маршрутный лист (план-задание) на маломерное судно, принадлежащее юридическому лицу.
18. Должностное лицо территориального органа Комитета при остановке судоводителя предъявляет служебное удостоверение судоводителю.
19. Судоводитель обеспечивает соблюдение следующих требований:
1) выполняет требования настоящих Правил, Правил плавания по внутренним водным путям Республики Казахстан, утверждаемых Правительством Республики Казахстан, Международных правил предупреждения столкновения судов в море, 1972 года и иных правил, обеспечивающих безаварийное плавание судов, безопасность людей на воде и охрану окружающей природной среды;
2) проверяет перед выходом в плавание исправность судна и его механизмов, оснащенность необходимым оборудованием, спасательными средствами и другими предметами снабжения в соответствии с установленными нормами;
3) перед посадкой производит инструктаж пассажиров по поведению на судне, обеспечивает их безопасность при посадке, высадке и на период пребывания на судне;
4) осуществляет плавание в бассейнах (районах), соответствующих установленному классу судна, знает условия плавания, навигационную и гидрометеообстановку в районе плавания;
5) прекращает движение судна при обнаружении установленного сигнала об остановке, поданного должностным лицом территориального органа Комитета или иным должностным лицом, имеющим на то право, и передает регистрационные и судоводительские документы для проверки;
6) оказывает помощь людям, терпящим бедствие на воде, сообщает в территориальный орган Комитета обстоятельства транспортного происшествия с судами и несчастных случаев с людьми на водных объектах;
7) оказывает первую медицинскую помощь пострадавшим, отправляет пострадавших на попутном или своем судне в ближайшую медицинскую организацию и сообщает в территориальный орган Комитета свою фамилию, адрес, фамилии очевидцев, их адреса, бортовой номер маломерного судна (с предъявлением документа, удостоверяющего личность), в случае причастности к транспортному происшествию, или имеющего какое-либо отношение к данному транспортному происшествию;
8) выполняет требования должностных лиц территориального органа Комитета, других контрольных и надзорных органов по вопросам, относящимся к безопасности плавания, соблюдению правопорядка, охране жизни людей и окружающей среды на водных объектах;
9) сообщает в территориальные органы Комитета, природоохранные и рыбоохранные органы о случаях загрязнения окружающей среды, выбросах неочищенных сточных вод, массовой гибели рыбы и других биоресурсов.
20. Пользование маломерным судном в случаях, предусмотренных подпунктом 7) пункта 19 Правил, в соответствии с действующим законодательством Республики Казахстан производится без оплаты.
21. Судоводитель буксирующего маломерного судна постоянно ведет наблюдение за окружающей обстановкой. Непрерывное наблюдение за буксируемым развлекательным плавательным средством обеспечивает ответственное лицо, находящееся на буксирующем судне.
Буксирующее маломерное судно и буксируемое плавательное средство в любом случае находятся на расстоянии не менее 50 метров от других судов, берега и от купающихся людей.
22. Судоводитель принимает все меры, необходимые по практике судовождения или особыми обстоятельствами, обеспечивающие безаварийное плавание.
3. Эксплуатация баз (сооружений) для стоянок
маломерных судов
23. Территория базы-стоянки оборудуется:
1) удобными подъездными путями;
2) специально оборудованными причалами для посадки и высадки пассажиров;
3) контейнерами и специальными емкостями для приема с маломерных судов подсланевых вод, отработанных нефтепродуктов, сухого мусора, пищевых отходов;
4) осветительными устройствами для освещения территории и водной акватории, пирсов, боксов, швартовых устройств, спасательных и противопожарных средств. Осветительные устройства оснащаются колпаками направленного действия. С наступлением темноты на стержневых кормах причалов зажигаются белые огни кругового освещения через каждые 50 метров, но не менее двух огней, расположенных на высоте двух метров от настила причала.
24. Пирсы и причалы оборудуются специальными средствами. Спасательные круги крепятся на специальных щитах, установленных на стержневых кормах причалов, а также на леерных стойках по периметру пирсов стеной через 25 метров. Крепление спасательных кругов должно обеспечивать их быструю отдачу.
25. Причалы, пирсы имеют сплошной настил, который ежегодно проверяется на прочность владельцем базы-стоянки с составлением акта проверки. Проверке подлежат мосты, трапы, сходни. Все устройства после проверки маркируются словом "испытан".
Причалы, пирсы, сходни, мостики должны иметь ширину, достаточную для прохода двух человек, они оборудуются страховочными леерами по наружному периметру (со стороны воды). Страховочный леер крепится на высоте не менее 900 миллиметров, расстояние между леерными стойками - 1500 миллиметров.
26. Размещение горюче-смазочных материалов, топлива, порядок их хранения, а также размещение контейнеров для хранения моторов должны обеспечивать безопасность маломерных судов, береговых и плавучих сооружений.
27. Противопожарные средства содержатся в исправном состоянии и количестве, предусмотренном требованиями пожарной инспекции.
28. Граница водной акватории ограждается дамбами, понтонами, баками или плавучими знаками. Береговая территория в границах, установленных проектом, ограждается забором.
29. На контрольном посту ведется журнал учета выхода маломерных судов и их возвращения.
30. Водная акватория прокатной базы обозначается плавучими знаками, выход за которые плавучим несамоходным средствам проката запрещен.
31. На базе-стоянке наглядно оформляется стенд, на котором размещаются:
1) схема движения маломерных судов по водной акватории базы-стоянки и в прилегающем районе;
2) мероприятия по поиску и оказанию помощи маломерным судам, не возвратившимся в установленные сроки на базу-стоянку;
3) внутренний распорядок работ на базе-стоянке;
4) правила пользования маломерными судами;
5) сведения о прогнозе погоды на текущие сутки;
6) плакаты по мерам предупреждения несчастных случаев с людьми на воде.
32. Эксплуатация баз-стоянок регламентируется настоящими Правилами, с которыми должны быть ознакомлены все судоводители и обслуживающий персонал под роспись.
33. База-стоянка обеспечивает безопасность стоянки маломерных судов, сохранность маломерных судов, моторов и другого имущества, безопасность выполнения профилактических, ремонтных, судоподъемных, погрузочно-разгрузочных и других работ, безопасность посадки (высадки) людей на маломерные суда.
34. На базе-стоянке разрабатываются мероприятия на случай ухудшения погоды для возвращения маломерных судов, находящихся на водоеме.
35. На швартовых бочках, стоящих на акватории базы-стоянки, контрастной краской указывается допустимое к швартовке количество маломерных судов.
36. Каждое маломерное судно, базирующееся на базе-стоянке, имеет постоянное место стоянки с нанесением на стенку или пирс масляной краской его бортового номера.
37. На базе-стоянке устанавливается режим, предусматривающий контроль за выходом в плавание и возвращением на базу маломерных судов, их исправностью, наличием у судоводителей обязательных судовых и судоводительских документов, за соблюдением норм пассажировместимости и грузоподъемности, а также оповещением судоводителей о прогнозе погоды.
38. При выходе маломерного судна в плавание и при его возвращении на базу-стоянку в журнале учета выхода (прихода) судов производится порядковая запись:
1) бортовой номер судна;
2) фамилия и инициалы судоводителя;
3) время выхода судна;
4) маршрут плавания;
5) пункт назначения;
6) фактическое время возвращения на базу-стоянку.
39. Выход на водоем разрешает дежурный по базе-стоянке.
Разрешая выход маломерного судна, дежурный проверяет:
1) наличие у судоводителя судовых документов (судового билета) и удостоверения на право управления маломерным судном;
2) соблюдение норм пассажировместимости и грузоподъемности, правильного размещения груза на маломерном судне;
3) наличие спасательных средств по пассажировместимости маломерного судна.
На базах-стоянках в период навигации назначается дежурно-спасательное судно. Дежурно-спасательное судно подчиняется в порядке дежурства дежурному по базе-стоянке.
40. Выпуск маломерных судов с базы-стоянки не производится в случаях:
1) отсутствия у судоводителя удостоверения на право управления маломерным судном, судового билета с отметкой о прохождении ежегодного технического освидетельствования (осмотра);
2) отсутствия бортового номера или его несоответствия записям в судовом билете;
3) отсутствия у судоводителя документа на право пользования судном;
4) обнаружения на судне неисправностей, с которыми запрещено его использование;
5) отсутствия на судне указанных в судовом билете спасательных, противопожарных и водоотливных средств;
6) нарушения норм пассажировместимости и грузоподъемности;
7) размещения пассажиров (грузов), вызывающего опасный крен или дифферент;
8) наличия на судне опасных грузов, если судно не предназначено (не приспособлено) для перевозки этих грузов, или если их перевозка осуществляется совместно с пассажирами;
9) если прогнозируемая или фактическая неблагоприятная гидрометеообстановка на водоеме опасна для плавания судна данного типа;
10) нахождения судоводителя в состоянии опьянения.
41. На пунктах проката в журнале выдачи маломерных судов гражданам присутствует графа об ознакомлении с мерами безопасности пользования маломерным судном, в которой расписываются граждане, получающие маломерное судно после ознакомления их с правилами на акватории пункта проката.
42. Маломерные суда, прибывшие на базу-стоянку в неисправном или аварийном состоянии, осматриваются с последующей краткой записью об их техническом состоянии в журнале выхода (прихода) судов. Информация об аварийных судах сообщается в территориальный орган Комитета.