Оглавление

Об утверждении Правил технической эксплуатации судов внутреннего водного плавания

Постановление Правительства Республики Казахстан от 21 июня 2011 года № 680. Утратило силу постановлением Правительства Республики Казахстан от 24 ноября 2015 года № 941

Утратил силу

      Сноска. Утратило силу постановлением Правительства РК от 24.11.2015 № 941 (вводится в действие со дня его первого официального опубликования).

      Примечание РЦПИ.
      В соответствии с Законом РК от 29.09.2014 г. № 239-V ЗРК по вопросам разграничения полномочий между уровнями государственного управления см. приказ Министра по инвестициям и развитию РК от 28.04.2015 г. № 508.


      В соответствии с подпунктом 21) статьи 8 Закона Республики Казахстан от 6 июля 2004 года "О внутреннем водном транспорте" Правительство Республики Казахстан ПОСТАНОВЛЯЕТ:
      1. Утвердить прилагаемые Правила технической эксплуатации судов внутреннего водного плавания.
      2. Настоящее постановление вводится в действие по истечении десяти календарных дней со дня первого официального опубликования.

      Премьер-Министр
      Республики Казахстан                       К. Масимов 

Утверждены       
постановлением Правительства
Республики Казахстан  
от 21 июня 2011 года № 680

Правила
технической эксплуатации судов
внутреннего водного плавания

1. Общие положения

      1. Правила технической эксплуатации судов внутреннего водного плавания (далее - Правила) разработаны в соответствии с подпунктом 21) статьи 8 Закона Республики Казахстан от 6 июля 2004 года "О внутреннем водном транспорте" и определяют порядок технической эксплуатации судов внутреннего водного плавания Республики Казахстан.
      2. Настоящие Правила определяют основы технической эксплуатации судов внутреннего водного плавания, комплекс организационно-технических мероприятий, направленных на обеспечение поддержки судов в исправном техническом состоянии для безаварийного и эффективного их использования в соответствии с проектными или заданными (установленными) технико-экономическими показателями.
      3. Положение настоящих Правил распространяется на суда внутреннего водного транспорта, включая суда смешанного "река-море" плавания, эксплуатируемые под Государственном флагом Республики Казахстан.
      4. В настоящих Правилах используются следующие понятия:
      1) гарантийный срок - период эксплуатации, до окончания которою исполнитель работ (изготовления, ремонта, технического обслуживания) гарантирует сохранение значений технико-эксплуатационных характеристик судна (судовой техники) на уровне установленных требований при условии соблюдения настоящих Правил;
      2) уполномоченный орган транспортного контроля - Комитет транспортного контроля Министерства транспорта и коммуникаций Республики Казахстан;
      3) территориальное подразделение уполномоченного органа транспортного контроля - территориальные органы Комитета транспортного контроля Министерства транспорта и коммуникаций Республики Казахстан;
      4) Регистр судоходства - государственное предприятие классификации и обеспечения технической безопасности судов внутреннего водного плавания и судов плавания "река-море";
      5) испытание судна (судовой техники) - натурное определение технико-эксплуатационных характеристик судна (судовой техники);
      6) техническая эксплуатация - комплекс организационных, технических мер, выполняемых для поддержания судов в исправном состоянии в течение всего эксплуатационного срока;
      7) техническое состояние - совокупность свойств, регламентируемых Правилами Регистра судоходства, элементов судна, характеризующих в данный момент времени степень их пригодности для эксплуатации и соответствия Правилам Регистра судоходства;
      8) освидетельствование - осмотр судна в целях определения его технического состояния в соответствии с требованиями, установленными техническими регламентами и правилами Регистра судоходства, направленными на обеспечение безопасности плавания судна с учетом его назначения и подтверждения класса;
      9) оценка качества технической эксплуатации - оценка паспортных и фактических данных работы судовых технических средств, систем и устройств по установленной судовладельцем системе показателей, а также анализ происходящих повреждений, отказов и остановок в работе при эксплуатации судна;
      10) ремонт судна - составная часть технической эксплуатации, производится в целях обеспечения, поддержания и восстановления технико-эксплуатационных характеристик судна или его элементов на определенный интервал времени;
      11) техническое использование - эксплуатация судна, судовых технических средств, систем и устройств в соответствии с их технико-эксплуатационными характеристиками, выполняемыми судовым экипажем;
      12) техническое управление - управление технической эксплуатацией, предусматривающее организацию технической эксплуатации судов на разных уровнях управления, регулирование взаимодействия между звеньями системы технического обслуживания;
      13) эксплуатационная готовность - состояние судна, при котором судовая техника находится в работоспособном состоянии, судно укомплектовано экипажем и имеет на борту необходимое снабжение и необходимые документы;
      14) отстой - период, когда судно не выполняет свои функции;
      15) расписание по заведованию членов судового экипажа - документ, закрепляющий за членами судового экипажа судовые технические средства и устанавливающий ответственность членов экипажа за техническое состояние и содержание их.

2. Основные требования

      5. К эксплуатации допускаются суда, имеющие действующие судовые документы, установленные в соответствии с Законом Республики Казахстан от 6 июля 2004 года "О внутреннем водном транспорте", включая требования настоящих правил и других нормативных правовых актов в области внутреннего водного транспорта.
      6. Техническая, противопожарная и санитарная подготовленность судна, его снабжение, укомплектованность экипажем, квалификация и профессиональная подготовленность членов экипажа обеспечивают:
      1) безопасность плавания судов;
      2) безопасность и необходимые условия труда и отдыха экипажа;
      3) безопасность и необходимые условия пребывания на судне пассажиров;
      4) сохранность перевозимых грузов;
      5) заданные технико-эксплуатационные характеристики работы судна;
      6) постоянную готовность к эффективному использованию средств борьбы за сохранность своего судна и средств оказания помощи другим судам и людям;
      7) предотвращение загрязнения окружающей среды;
      8) соответствие судов требованиям уполномоченных органов, а также международным нормативным актам для судов смешанного "река-море" плавания, осуществляющихся международные рейсы.
      7. Организацию технической эксплуатации судов осуществляет судовладелец или арендатор судна.

3. Техническое использование судов

      8. Техническое использование судна осуществляется экипажем и включает комплекс мероприятий и работ по технической эксплуатации в период несения вахтенной службы, обеспечивающий работу судна и судовых технических средств по назначению, с технико-эксплуатационными показателями, предусмотренными проектом и нормативной документацией.
      9. Техническое использование судна осуществляется с вахтенных и дежурных постов управления. С вахтенных постов управления - с постоянным присутствием на них вахтенного персонала и дежурных постов - без постоянного присутствия на них вахтенного персонала.
      10. Вахтенные и дежурные посты на судах определяются их проектом, исходя из установленного класса автоматизации.
      11. Техническое использование, осуществляемое судовым экипажем, проводится в соответствии с заводскими инструкциями и заключается в проверке готовности к действию, вводу и выводу из действия, обеспечении изменений и поддержании режимов работы судовых технических средств, сопоставлении заданных и фактических характеристик, оценке и регистрации отключений, их контроле, учете и поддержании технического состояния.
      12. Неисправности судовых технических средств, выявленные в процессе эксплуатации и связанные с выводом их из действия, устраняются с разрешения вахтенного начальника. Если обстановка не допускает вывода их из эксплуатации, вахтенные принимают все меры для обеспечения безопасности людей и предупреждения возможных повреждений судна и его механизмов.
      13. Резервные судовые технические средства рекомендуется использовать поочередно таким образом, чтобы они работали в течение года примерно одинаковое время.
      14. Контроль за состоянием и режимов работы механизмов, устройств и систем судна производится по показаниям штатных контрольно-измерительных приборов и средств аварийно-предупредительной сигнализации, а также визуальным наблюдением за общим состоянием механизмов и систем.
      15. Все средства аварийно-предупредительной сигнализации и аварийной защиты постоянно находятся в действии и периодически проверяют в соответствии и инструкциями заводов-изготовителей. Контрольные проверки или отключения их время профилактического ремонта допускается производить только с разрешения вахтенного начальника, о чем соответствующая запись в судовом и машинном журналах, с докладом капитану и механику (старшему механику).
      16. Устройства аварийной защиты отрегулируются и опломбируются. Случайные снятия пломб в период эксплуатации фиксируются в машинном журнале. Пломбирование восстанавливается в первом порту захода.
      17. Все средства измерений и контроля поддерживаются в исправном состоянии, и имеют действующие свидетельства или клейма поверок.
      18. При срабатывании средств аварийно-предупредительной сигнализации и аварийной защиты, вахтенный механик выясняет причину срабатывания и принимает необходимые меры по предотвращению повреждения механизмов и устранению выявленных недостатков, информируя об этом механика (старшего механика). При заведомо ложном систематическом срабатывании и указанных средств вахтенный механик отключает их и восстанавливает режим работы механизма, поставив в известность об этом вахтенного помощника капитана и механика (старшего механика). В судовом и машинном журналах производится соответствующая запись. Вахтенным механиком принимаются меры по усилению контроля за параметрами работы механизма, у которого отключена аварийно предупредительная сигнализация или аварийная защита.
      19. При создавшейся угрозе повреждения судна, перевозимого груза или гибели людей вахтенный помощник капитана самостоятельно отключает или дает указание отключить средства аварийно-предупредительной сигнализации и аварийной защиты. В каждом конкретном случае отключения вахтенный помощник капитана немедленно сообщает капитану и механику (старшему механику). В судовом и машинном журналах вносятся соответствующие записи.
      20. При непредвиденной остановке главного двигателя (вынужденной или самопроизвольной) вахтенный помощник капитана (вахтенный механик) немедленно предпринимает необходимые меры по выяснению причин случившегося и их устранению. При непредвиденной остановке других ответственных технических средств вахтенный персонал запускает резервные технические средства (если они имеются) и докладывает об этом соответственно вахтенному помощнику капитана и механику (старшему механику) судна. Все эти случаи фиксируются в судовом и машинном журналах.
      21. Все механизмы и системы используются по своему прямому назначению. Рядом с ними вывешиваются краткие инструкции по подготовке их к действию, пуску, контролю за режимом работы, остановке к выводу их из действия. На схемах системы осушения, системы сточных и подсланевых вод указываются места пломбировки вентилей и клинкетов, исключающих загрязнение окружающей среды. На судах заграничного плавания у механизмов и систем, таких как система пожаротушения, рулевая машина, аварийный дизель-генератор, спасательные устройства, двигатели спасательных шлюпок, аварийный пожарный насос, противопожарные и водонепроницаемые закрытия инструкции и схемы в соответствии с нормами международного права вывешиваются на государственном, русском и английском языках.
      22. При стояночном режиме в зависимости от условий стоянки и действующих правил порта капитаном устанавливаются постоянная и к определенному сроку степени готовности судна.

4. Вывод судов на отстой

      23. Вывод судов из эксплуатации на отстой осуществляются во время навигации и на межнавигационный период решением судовладельца или арендатора судна.
      24. В навигационный период судно поставляется на отстой распоряжением судовладельца или арендатора судна. При этом оно выводится из эксплуатации с содержанием судовых технических средств и систем в холодном (нерабочем состоянии) или с поддержанием их в рабочем состоянии.
      25. Организационные мероприятия, выполняемые при постановке судов на зимний отстой, а также состав работ по приведению судов в зимовочное состояние с консервацией отдельных судовых технических средств и сроки их выполнения устанавливаются судовладельцем или арендатором судна.
      26. Консервация судовых технических средств на период зимнего отстоя производится в соответствии с инструкциями по технической эксплуатации соответствующего механизма.
      27. Выполнение работ по консервации судовых технических средств, сохранности судна и судового имущества, готовности к действию аварийно-спасательного и противопожарного инвентаря в процессе приведения судна в зимовочное состояние осуществляется под руководством капитана судна.
      28. Судовладельцем или арендатором судна для приведения судов в зимовочное состояние осуществляются следующие работы:
      1) удаление воды из танков, форпика, ахтерпика, водяных цистерн, междудонных отсеков, колодцев и отстойников, зачистка машинно-котельных отделений.
      Зачистка в соответствии с Правилами пожарной безопасности топливных и масленых цистерн, танков и грузовых отсеков наливных судов, примыкающих к отсекам, где будут производиться огневые работы;
      2) закрытие вентилей и горловин, цистерн и отсеков, остающихся на зиму с топливом и смазкой, и их пломбирование;
      3) уборка пассажирских, служебных и хозяйственных помещений;
      4) складирование в отведенных помещениях на судне инвентаря, каютного имущества и другого снабжения судна, которое можно хранить в неотапливаемых и сырых помещениях.
      По договору (произвольной формы) между судовладельцем и предприятием производится сдача на склад радионавигационного оборудования, ценных вещей, приборов, огнетушителей, пожарных рукавов, пенообразователя и прочие снабжения, которое нельзя хранить при низких температурах и в сырых помещениях;
      5) протирка и смазка стальных канатов;
      6) протирка насухо и смазка техническим вазелином деталей из легких сплавов, хромированных и никелированных;
      7) отключение от судовой сети электро-камбузов и кипятильников;
      8) очистка от грязи и смазка всех трущихся и некрашеных металлических частей;
      9) осмотр якорных цепей и якорей, обратив особое внимание на устройство отдачи якорных цепей;
      10) контроль смазочного материала, слив смазочного масла, промывка картера двигателя;
      11) удаление воды, очистка зарубашечных пространств теплообменников от отложений;
      12) удаление воды из системы охлаждения двигателя через спускные краны с продувкой сжатым воздухом;
      13) спуск топлива из расходных цистерн;
      14) разобщение валопровода с двигателем;
      15) очистка и открытие смазкой полированных и неокрашенных поверхностей деталей;
      16) удаление воды из трубопроводов водяных систем, принятие мер недопущения размораживания арматуры;
      17) удаление воды из насосов, фильтров, отстойников, баков и цистерн;
      18) удаление воды, промывка межтрубных пространств водой, очистка от сажи;
      19) удаление воды из систем и арматуры с частичной разборкой последних;
      20) смазка открытых металлических поверхностей;
      21) снятие контрольно-измерительных приборов;
      22) приведение электрической сети судна в зимовочное состояние с отключением главных распределительных щитков и всех щитков распределения;
      23) очистка, протирка насухо электрических машин, распределительных и пускорегулирующих устройств, проверка уплотняющих устройств герметических крышек;
      24) очистка, демонтаж контрольно измерительных приборов и блоков автоматики для хранения в требуемых условиях;
      25) проведение контрольно-тренировочного цикла кислотных аккумуляторов;
      26) снятие и сдача на склад (по договору судовладельца и предприятия) аппаратуры связи, навигации, управления, радионавигации (компасы, эхолоты, радиостанции, гирокомпасы, радиопеленгаторы, радиолокаторы);
      27) полная зачистка и дегазация топливных и масляных цистерн, танков и грузовых отсеков наливных судов;
      28) вскрытие слани и бортовой обшивки в грузовых трюмах и в судовых помещениях.
      29. При выводе из эксплуатации судна на длительный срок (более межнавигационного периода) для обеспечения сохранности судовой техники и судна в целом производится специальная консервация в соответствии с инструкциями по эксплуатации тех или иных механизмов, устройств и систем.
      После проведения работ по консервации для принятия судна на зимний отстой по заявке судовладельца судно осматривается представителем территориального подразделения уполномоченного органа транспортного контроля в течение семи рабочих дней с момента поступления заявки.
      По результатам осмотра судна составляется Акт, форма которого утверждается уполномоченным органом транспортного контроля, и судовладельцем в течение трех рабочих дней издается приказ о постановке судна на консервацию с указанием срока.
      После зимнего отстоя для принятия судна в эксплуатацию по заявке судовладельца судно осматривается представителем территориального подразделения уполномоченного органа транспортного контроля, по результатам которого составляется Акт.
      30. Охрана судна, поставленного на отстой в период навигации, может обеспечиваться судовым экипажем или по договору с пунктом отстоя.
      31. В навигационный и межнавигационный периоды, с момента подписания Акта, в соответствии с условиями договора, заключенного между судовладельцем и администрацией предприятия, ответственность за безопасность судна и сохранность всех его элементов определяется договором.

5. Подготовка судна к эксплуатации

      32. Ввод судна в эксплуатацию производится в соответствии с порядком, установленным судовладельцем или арендатором судна. Судно перед вводом в эксплуатацию укомплектуется экипажем согласно требованию о минимальном составе экипажей судов по утвержденному судовладельцем штатному расписанию.
      33. Подготовка судна к вводу в эксплуатацию осуществляется под общим руководством капитана. Непосредственное руководство проведения подготовки судна в эксплуатацию возлагается на старшего помощника капитана и механика (старшего механика) в соответствии с их должностными обязанностями.
      34. В процессе подготовки к эксплуатации судовая техника, включая монтаж на судне аппаратуры связи и радионавигации, установку аккумуляторных батарей и другого оборудования, приводится в рабочее состояние в соответствии с техническими условиями на ее эксплуатацию.
      Подготовка к эксплуатации судовых технических средств, проводимая экипажем судна, включают тщательный осмотр и проверку их состояния и, если требуется, их регулировку, включая элементы распределения, пусковые и реверсивные устройства, средства управления, контроля, сигнализации и защиты, а при необходимости пробные пуски и проворачивание механизмов.
      Пробные пуски проводятся со всех постов управления.
      35. При подготовке судна к эксплуатации особое внимание обращается на исправность и готовность к действию:
      1) рулевого устройства;
      2) якорного устройства;
      3) аварийной сигнализации;
      4) электрооборудования и освещения;
      5) спасательных средств;
      6) средств связи;
      7) дистанционного управления;
      8) системы осушения;
      9) экологического оборудования;
      10) водонепроницаемых и противопожарных закрытий;
      11) аварийного имущества.
      36. При подготовке судно укомплектовывается инвентарем, запасными частями, другим судовым снабжением.

6. Бункеровка судна

      37. Топливо и масла, используемые в судовых энергетических установках, должны обеспечивать надежную и эффективную их работу с оптимальными показателями при различных условиях внешней среды, установленными техническими условиями дизелей, котлоагрегатов и механизмов.
      38. Прием топлива и масла на судно производится закрытым способом.
      Бункеровка проводится при наличии паспорта или сертификата на топливо и масло в соответствии с инструкцией по бункеровке, утверждаемой судовладельцем, либо по его поручению капитаном. В этих документах указывается марка и основные физико-химические характеристики.
      39. От каждой партии топлива и масла, принимаемой на судно, отбирается проба (опломбированная бункеровщиком с указанием температуры топлива и масла), которая хранится на судне в течение всего срока использования этой партии.
      40. При наличии признаков, вызывающих сомнение в качестве топлива или масла при приемке или использовании, механик (старший механик) направляет отобранную пробу в лабораторию для контрольного анализа, по результатам которого принимается решение о возможности их использования или предъявления претензий поставщику.
      41. Контроль за приемкой, хранением и расходованием топлива и масел на судне, оформление соответствующей документации осуществляет механик (старший механик). Операция по приему нефтепродуктов производится по решению вахтенного помощника капитана.
      42. При приемке топлива и масел между судном и бункеровщиком установляется прямая связь для предотвращения разлива.
      43. Применяемое в судовых энергетических установках топливо проходит соответствующую подготовку с целью удаления воды и механических примесей, способных нарушить нормальную работу установок.
      44. Для своевременной замены смазочных материалов и экономного их расходования в работающих механизмах и системах обеспечивается контроль за состоянием масел, смазок и специальных жидкостей, применяемых на судах. Контроль качества работающих масел производит механик (старший механик).
      Замена масел осуществляется по браковочным показателям.
      45. Учет расхода топлива и масла на судне производится механиком (старшим механиком). Порядок и формы отчетности по расходу масла и топлива определяется судовладельцем.
      46. Прием воды в судовые емкости производится с берега, судов-водолеев или в местах, рекомендованных органами санитарно-эпидемиологической службы (далее - СЭС), на судах, осуществляющих плавание по внутренним водным путям, имеющих средства приготовления питьевой воды из забортной путем ее очистки и обеззараживания в судовых условиях на установках, разрешаемыми органами СЭС.
      47. Контроль за качеством воды осуществляет первый штурман (старший помощник капитана). Периодический контроль качества водоснабжения осуществляется органами СЭС.