Сноска. Утратило силу постановлением Правительства РК от 10.08.2015 № 624 (вводится в действие со дня его первого официального опубликования).
Примечание РЦПИ!
В соответствии с Законом РК от 29.09.2014 г. № 239-V ЗРК по вопросам разграничения полномочий между уровнями государственного управления см. приказ и.о. Министра по инвестициям и развитию Республики Казахстан от 24 февраля 2015 года № 159.
В соответствии с подпунктом 17) статьи 13 Закона Республики Казахстан от 15 июля 2010 года "Об использовании воздушного пространства Республики Казахстан и деятельности авиации" Правительство Республики Казахстан ПОСТАНОВЛЯЕТ:
1. Утвердить прилагаемые Правила профессиональной подготовки авиационного персонала, непосредственно участвующего в обеспечении безопасности полетов.
2. Настоящее постановление вводится в действие по истечении десяти календарных дней со дня первого официального опубликования.
Премьер-Министр
Республики Казахстан К. Масимов
Утверждены
постановлением Правительства
Республики Казахстан
от 13 мая 2011 года № 512
Правила
профессиональной подготовки авиационного персонала,
непосредственно участвующего в обеспечении безопасности полетов
Сноска. Правила в редакции постановления Правительства РК от 30.12.2013 № 1433 (вводится в действие по истечении десяти календарных дней после дня его первого официального опубликования).
Общие положения
1. Настоящие Правила профессиональной подготовки авиационного персонала, непосредственно участвующего в обеспечении безопасности полетов (далее – Правила), разработаны в соответствии с подпунктом 17) статьи 13 Закона Республики Казахстан от 15 июля 2010 года «Об использовании воздушного пространства Республики Казахстан и деятельности авиации».
2. Настоящие Правила определяют порядок и общие требования к профессиональной подготовке авиационного персонала, непосредственно участвующего в обеспечении безопасности полетов (далее – авиационный персонал), который включает:
1) первоначальную подготовку авиационного персонала;
2) переподготовку авиационного персонала;
3) поддержание профессионального уровня авиационного персонала.
3. Термины и определения, используемые в настоящих Правилах:
1) авиационный персонал – физические лица, имеющие специальную и (или) профессиональную подготовку, осуществляющие деятельность:
по выполнению полетов воздушных судов (летный и кабинный экипаж);
по техническому обслуживанию воздушных судов (персонал осуществляющий поддержание летной годности воздушного судна);
по организаций и обслуживанию воздушного движения (диспетчерский персонал по обслуживанию воздушного движения, операторы авиационных станций, персонал по поиску и спасанию, по радиотехническому обеспечению полетов и авиационной радиосвязи, персонал по эксплуатации радиотехнического оборудования и связи, персонал по организации метеорологического обеспечения полетов);
по обеспечению полетов (персонал по наземному обеспечению полетов в аэропортах, аэродромах, вертодромах и вертолетных площадках расположенных на морских установках, персонал по электросветотехническому обеспечению полетов аэропортов, сотрудник по обеспечению полетов/полетный диспетчер, руководители организаций гражданской авиаций);
2) авиационный учебный центр – юридическое лицо, осуществляющее подготовку, переподготовку и поддержание профессионального уровня авиационного персонала;
3) документ установленного образца (свидетельство, сертификат) – это документ, удостоверяющие завершение обучения по разработанным авиационным учебным центрам и/или организацией гражданской авиации и согласованным уполномоченным органом программам профессиональной подготовки авиационного персонала, дающий право на выполнение определенного вида деятельности в рамках процедур допуска к работе организации гражданской авиации;
4) инструктор авиационного учебного центра – лицо, осуществляющее непосредственную деятельность по профессиональной подготовке специалистов отрасли гражданской авиации в соответствии со своей квалификацией;
5) квалификация – сочетание умений, знаний и установок, требуемых для эффективного выполнения задач и функций на предписанном уровне;
6) квалификационная отметка – запись, сделанная в свидетельстве и являющаяся его частью, в которой указываются особые условия, права или ограничения, относящиеся к этому свидетельству;
7) квалификационные требования – требования, определяющие уровень и профиль специальной подготовки, а также требования к стажу работы;
8) комбинированное обучение – проведение профессиональной подготовки путем совмещения различных форм обучения;
9) комплексное (типовое) обучение – проведение профессиональной подготовки путем единовременной реализации всей программы обучения за установленный период;
10) летная подготовка – этап процесса профессиональной подготовки летного состава, при прохождении которого обучаемый приобретает и совершенствует навыки и умения выполнения полета;
11) модульное обучение – метод непрерывного образования, использующий поэтапную систему подготовки кадров, в которой каждый этап (модуль) представляет собой законченный цикл с рейтинговой системой контроля и оценки полученных знаний и навыков;
12) первоначальная подготовка – процесс профессионального образования лица, не имеющего авиационной профессии или специальности, а также специалистов отрасли гражданской авиации с целью освоения новой авиационной профессии и специальности с выдачей документов государственного или установленного образца;
13) переподготовка – процесс обучения специалистов отрасли гражданской авиации, направленный на приобретение новых (дополнительных) профессиональных знаний, навыков, умений, (в том числе квалификационных отметок) и изучение авиационной техники, с выдачей документов установленного образца;
14) поддержание профессионального уровня – процесс обучения авиационного персонала, целью которого является обновление, расширение и углубление профессиональных знаний, навыков и умений, обусловленный научно-техническим, социально-экономическим развитием и индивидуальными потребностями граждан, с выдачей документов установленного образца;
15) практическая подготовка – этап процесса профессиональной подготовки специалистов отрасли гражданской авиации, при прохождении, которого обучаемый приобретает, поддерживает и совершенствует практические навыки и умения работы на воздушном суде, объектах эксплуатации, тренажерах, интерактивных средствах обучения, лабораторном и стендовом оборудовании, а также с отдельными устройствами, агрегатами и компонентами;
16) профессиональная подготовка (обучение) – первоначальная подготовка, переподготовка, поддержание профессионального уровня, а также другие возможные виды обучения;
17) стажировка – обучение на рабочем месте под руководством лица, обеспечивающего обучение, в целях практического овладения специальностью, адаптации к объектам обслуживания и управления, а также быстрого ориентирования на рабочем месте и освоения новых приемов работы;
18) теоретическая подготовка - этап процесса профессиональной подготовки, при прохождении которого обучаемый приобретает специальные теоретические знания, а также поддерживает и совершенствует их в соответствии с утвержденными программами обучения;
19) типовые программы профессиональной подготовки – программы, утверждаемые уполномоченным органом, обеспечивающие единообразный подход к профессиональной подготовке с сохранением возможности для авиационного учебного центра и организации гражданской авиации самостоятельного создания учебных программ, отражающих особенности направлений, специальностей и деятельности;
20) тренажерная подготовка - этап процесса профессиональной подготовки специалистов отрасли гражданской авиации, при прохождении, которого обучаемый приобретает, поддерживает и совершенствует практические навыки и умения с помощью имитирующих устройств, утвержденных уполномоченным органом в сфере гражданской авиации;
21) уполномоченный орган в сфере гражданской авиации - центральный исполнительный орган, осуществляющий руководство в области использования воздушного пространства Республики Казахстан и деятельности гражданской и экспериментальной авиации (далее – уполномоченный орган);
22) экзаменатор (экзаменующий или аттестующий специалист) – лицо, входящее в перечень физических лиц, имеющих право определять уровень квалификации авиационного персонала, которое соответствует квалификационным требованиям, устанавливаемым уполномоченным органом;
23) ИКАО - Международная организация гражданской авиации.
2. Порядок профессиональной подготовки авиационного персонала,
непосредственно участвующего в обеспечении безопасности полетов
4. Первоначальная подготовка, переподготовка и поддержание профессионального уровня авиационного персонала представляет собой процесс обучения с целью получения, расширения и подтверждения специализированных знаний, навыков и умений, используемых в профессиональной деятельности.
5. Авиационный персонал допускается к самостоятельной профессиональной деятельности после прохождения стажировки и решения должностного лица, проводившего стажировку и входящего в перечень физических лиц, утверждаемый уполномоченным органом, о возможности допуска к самостоятельной профессиональной деятельности.
6. Профессиональная подготовка авиационного персонала, осуществляется в соответствии с разработанными авиационными учебными центрами и организациями гражданской авиаций программами профессиональной подготовки авиационного персонала, утвержденными уполномоченным органом.
7. Программы профессиональной подготовки авиационного персонала утверждаются на основе типовых программ профессиональной подготовки авиационного персонала.
Периодичность осуществления профессиональной подготовки авиационного персонала определяются Типовыми программами профессиональной подготовки авиационного персонала.
8. Профессиональная подготовка авиационного персонала осуществляется в сертифицированных авиационных учебных центрах (авиационных учебных организациях) гражданской авиации Республики Казахстан, обладающих соответствующим правом или в иностранных авиационных учебных центрах (авиационных учебных организациях) гражданской авиаций, сертификаты которых признаны уполномоченным органом.
9. Первоначальная подготовка и переподготовка авиационного персонала, проводится только в сертифицированных авиационных учебных центрах (авиационных учебных организациях).
10. Поддержание профессионального уровня авиационного персонала, проводится в сертифицированных авиационных учебных центрах (авиационных учебных организациях), а также на базе организации гражданской авиации, при наличии у них технической и методической возможности и правомочности соответствующих специалистов и/или обучающей организации осуществлять профессиональную подготовку в соответствующей сфере.
11. Иностранные авиационные учебные центры гражданской авиации допускаются к подготовке и поддержанию профессионального уровня авиационного персонала гражданской авиации после признания их сертификатов уполномоченным органом.
12. Допускается обучение авиационного персонала иностранными гражданами, работающими по договору с авиационным учебным центром, сертифицированным уполномоченным органом.
13. Профессиональная подготовка всего авиационного персонала осуществляется при следующих основных формах обучения:
1) стационарное дневное (в соответствии с международной практикой, типовое);
2) модульное;
3) заочное;
4) дистанционное;
5) комбинированное;
6) индивидуальное;
7) курсы, семинары, тренинги;
8) самостоятельная подготовка;
9) практические занятия;
10) стажировка.
14. Вне зависимости от выбранной формы обучения обеспечивается полный цикл профессиональной подготовки авиационного персонала, непосредственно участвующего в обеспечении безопасности полетов в соответствии с утвержденными программами.
15. Самостоятельная подготовка проводится с использованием соответствующих технических средств, программного обеспечения и учебной литературы.
16. Практические занятия проводятся на воздушных судах, тренажерах, интерактивных средствах обучения, либо на соответствующем техническом (лабораторном) оборудовании.
17. Вне зависимости от формы обучения, в соответствии с программой профессиональной подготовки по специальности, обеспечиваются по необходимости следующие этапы подготовки:
1) теоретическая;
2) тренажерная;
3) практическая;
4) летная.
18. Профессиональная подготовка сотрудников авиационных учебных центров, осуществляющих обучение авиационного персонала в соответствии с настоящим Правилами включает:
1) применение методики обучения;
2) освоение новых специализаций и направлений (при необходимости);
3) ознакомление с различными видами авиационной техники, наземного оборудования и спецификой их эксплуатации, с чем персонал авиационных учебных центров встречается в процессе своей профессиональной деятельности (при необходимости);
4) приобретение профессиональных знаний и умений по соответствующим предметам, направлениям обучения и квалификационного тестирования;
5) изучение и обсуждение актуальных аспектов, путей развития, проблем, достижений и обмен опытом в области профессиональной подготовки авиационного персонала;
6) человеческий фактор, включая контроль факторов угрозы и ошибок;
7) участие в решении иных вопросов, связанных с профессиональной подготовкой авиационного персонала.
19. Привлечение сотрудников авиационных учебных центров по обучению авиационного персонала осуществляется на условиях:
1) проведения обучения полностью или частично на английском языке, а также использование в своей профессиональной деятельности документации и учебной литературы на английском языке, прохождение ежегодной профессиональной подготовки в странах, где в качестве основного языка обучения используется английский язык по специализации.
2) ежегодного участия в семинарах, конференциях, форумах, совещаниях и других мероприятиях, проводимых международными организациями гражданской авиации, международными авиационными сообществами и ассоциациями.