Сноска. Утратило силу постановлением Правительства РК от 07.09.2015 № 750 (вводится в действие со дня его первого официального опубликования).
Примечание РЦПИ.
В соответствии с Законом РК от 29.09.2014 г. № 239-V ЗРК по вопросам разграничения полномочий между уровнями государственного управления см. приказ Министра национальной экономики Республики Казахстан от 16 марта 2015 года № 202, приказ Министра юстиции Республики Казахстан от 20 января 2015 года № 25.
В соответствии с подпунктом 35) статьи 16 Закона Республики Казахстан от 24 июня 2010 года "О недрах и недропользовании" Правительство Республики Казахстан ПОСТАНОВЛЯЕТ:
1. Утвердить прилагаемые Правила осуществления экспертизы проектов контрактов на недропользование.
2. Настоящее постановление вводится в действие по истечении десяти календарных дней со дня первого официального опубликования.
Премьер-Министр
Республики Казахстан К. Масимов
Утверждены
постановлением Правительства
Республики Казахстан
от 10 февраля 2011 года № 118
Правила
осуществления экспертизы проектов контрактов
на недропользование
1. Общие положения
1. Настоящие Правила разработаны в соответствии с подпунктом 35) статьи 16 Закона Республики Казахстан от 24 июня 2010 года "О недрах и недропользовании" (далее - Закон) и определяют порядок проведения экономической, экологической и правовой экспертизы проекта контракта на недропользование.
2. В настоящих Правилах применяются следующие термины и определения:
1) проект контракта на недропользование - проект договора между компетентным органом или уполномоченным органом по изучению и использованию недр или местным исполнительным органом области, города республиканского значения, столицы и физическим и (или) юридическим лицом на проведение отдельных видов операций по недропользованию;
2) компетентный орган - центральный исполнительный орган, осуществляющий реализацию от имени Республики Казахстан прав, связанных с заключением и исполнением контрактов на разведку, добычу, совмещенную разведку и добычу, за исключением контрактов на разведку, добычу общераспространенных полезных ископаемых, определяемый Правительством Республики Казахстан, если иное не установлено законами Республики Казахстан и актами Президента Республики Казахстан;
3) правовая экспертиза - анализ и оценка, осуществляемая в целях проверки соответствия структуры и содержания проекта контракта на недропользование утвержденному Правительством Республики Казахстан модельному контракту и законодательству Республики Казахстан;
4) экономическая экспертиза - анализ и оценка, осуществляемая в целях проверки соответствия условий контракта конкурсному предложению, на основе которого выигран конкурс, или условиям прямых переговоров, анализ и оценка экономической эффективности и целесообразности заключаемого контракта на недропользование, обоснованности планируемых вложений и затрат недропользователя при разработке месторождений утвержденным проектным документам, социального значения реализации проекта;
5) экологическая экспертиза - установление соответствия намечаемой хозяйственной и иной деятельности нормативам качества окружающей среды и экологическим требованиям, а также определение допустимости реализации объекта экологической экспертизы в целях предупреждения возможных неблагоприятных воздействий этой деятельности на окружающую среду и связанных с ними социальных последствий;
6) рабочая группа - рабочая группа, по рассмотрению условий проектов контрактов и ведению переговоров с недропользователями, положение и состав которой утверждается компетентным органом на основании предложений и кандидатур, представленных государственными органами.
Иные термины и определения, применяемые в настоящих Правилах, соответствуют терминам и определениям, используемым в Законе.
3. Экономическая экспертиза проекта контракта на недропользование проводится уполномоченным органом в области экономического развития и торговли, а по общераспространенным полезным ископаемым соответствующим подразделением местного исполнительного органа области, города республиканского значения, столицы.
Экологическая экспертиза проекта контракта на недропользование проводится уполномоченным органом в области охраны окружающей среды, а по общераспространенным полезным ископаемым территориальным подразделением уполномоченного органа в области охраны окружающей среды.
Правовая экспертиза проекта контракта на недропользование проводится уполномоченным органом, осуществляющим правовое обеспечение деятельности государства, а по общераспространенным полезным ископаемым территориальным органом уполномоченного органа, осуществляющего правовое обеспечение деятельности государства.
4. Экономическая, экологическая, правовая экспертизы проводятся на предмет соответствия положений проекта контракта требованиям законодательства Республики Казахстан. Экономическая и экологическая экспертизы должны содержать выводы относительно перспектив обеспечения в процессе действия контракта на недропользование соответственно национальной, экономической и экологической безопасности страны.
5. Экономическая, правовая экспертизы проектов контрактов на недропользование осуществляются в течение тридцати календарных дней со дня поступления полного пакета документов. Срок проведения экологической экспертизы на проекты контрактов на недропользование не должен превышать трех месяцев со дня поступления полного пакета документов.
6. Результаты экспертизы оформляются экспертным заключением, которое может быть отрицательным или положительным.
Лицо, претендующее на заключение контракта на недропользование, дорабатывает проект контракта в целях устранения замечаний государственного органа, изложенных в экспертном заключении.
В случае устранения указанных замечаний государственный орган проводит повторную экспертизу. Повторная государственная экспертиза проводится также в случае внесения в проектную и иную документацию изменений после получения положительного заключения государственной экспертизы.
7. При несогласии с замечаниями правовой и (или) экономической экспертизы лицо, претендующее на заключение контракта на недропользование, в соответствии со статьей 62 Закона вправе направить свои мотивированные возражения в компетентный орган или местный исполнительный орган области, города республиканского значения, столицы для их рассмотрения на согласительной комиссии.
8. Компетентный орган или местный исполнительный орган области, города республиканского значения, столицы в течение десяти рабочих дней с момента поступления возражения формирует согласительную комиссию для рассмотрения представленных возражений. В состав согласительной комиссии включаются представители компетентного органа или местного исполнительного органа области, города республиканского значения, столицы, государственных органов, представивших замечания, и лица, претендующего на заключение контракта. По результатам заседания согласительная комиссия вырабатывает рекомендации, отражаемые в протоколе. С учетом рекомендаций согласительной комиссии контракт направляется на повторную экспертизу.
2. Порядок проведения экономической экспертизы проектов
контрактов
9. Для проведения экономической экспертизы проекта контракта на проведение работ по разведке, а также совмещенных разведке и добыче по месторождениям с неутвержденными запасами полезных ископаемых, компетентный орган представляет в уполномоченный орган в области экономического развития и торговли, а местный исполнительный орган области, города республиканского значения, столицы в соответствующее подразделение местного исполнительного органа области, города республиканского значения, столицы пакет документов, включающий:
1) сопроводительное письмо компетентного органа или местного исполнительного органа области, города республиканского значения, столицы о признании лица победителем конкурса или указывающее на обладание лица правом на прямые переговоры на получение права недропользования;
2) протокол заседания рабочей группы компетентного органа или местного исполнительного органа области, города республиканского значения, столицы по проведению переговоров и обсуждению условий проекта контракта на проведение операций по недропользованию с данным лицом;
3) проект контракта;
4) копию конкурсного предложения, заверенную компетентным органом или местным исполнительным органом области, города республиканского значения, столицы, на основании которого лицом был выигран конкурс, или копию протокола прямых переговоров;
5) геологический и/или горный отвод;
6) копию соглашения о конфиденциальности при приобретении геологической информации с приложенным расчетом суммы исторических затрат;
7) проект рабочей программы.
10. Для проведения экономической экспертизы проекта контракта на совмещенную разведку и добычу, а также на добычу по месторождениям с утвержденными запасами полезных ископаемых, кроме документов, перечисленных в пункте 9 настоящих Правил также представляются:
1) горный отвод;
2) экспертное заключение Государственной комиссии по запасам полезных ископаемых.
11. Экономическая экспертиза проектов контрактов на проведение работ по разведке, а также на совмещенную разведку и добычу по участкам недр, а также месторождениям с неутвержденными запасами полезных ископаемых, включает:
1) проверку соответствия положений проектов контракта требованиям законодательства Республики Казахстан в сфере экономики и финансов;
2) оценку соответствия условий контракта проекту рабочей программы, конкурсному предложению, на основе которого выигран конкурс, или условиям прямых переговоров и итогам заседания рабочей группы по обсуждению условий проектов контрактов на недропользование;
3) оценку экономической обоснованности предполагаемых объемов работ и соответствующих затрат в проекте контракта утвержденным проектным документам;
4) оценку социального значения реализации проекта.
12. Экономическая экспертиза проектов контрактов на добычу и совмещенную разведку и добычу, предусматривающих переход на этап добычи по месторождениям с утвержденными запасами полезных ископаемых включает, кроме требований, предусмотренных в пункте 11 настоящих Правил:
1) экономическую оценку проекта (экономическая целесообразность реализации проекта при планируемых доходах и затратах с учетом применяемых технологий и социальное значение реализации проекта);
2) оценку финансовых показателей проекта (потока денежных средств, чистой текущей стоимости, внутренней нормы прибыли, срока окупаемости);
3) оценку бюджетной эффективности проекта.
13. В ходе проведения экономической экспертизы проектов контрактов на недропользование уполномоченный орган в области экономического развития и торговли или соответствующее подразделение местного исполнительного органа области, города республиканского значения и столицы при необходимости запрашивает у компетентного органа или местного исполнительного органа области, города республиканского значения, столицы дополнительные данные по вопросам реализации проекта контракта, необходимые для качественного проведения экспертизы.
14. Результаты проведения экономической экспертизы оформляются в виде экспертного заключения.
15. Заключение проекта контракта должно содержать:
1) краткую характеристику параметров проекта (сведения о недропользователе, контрактной территории, видах проводимых операций по недропользованию, основании для заключения контракта, планируемых объемах капитальных затрат, предполагаемой проектной мощности);
2) перечень представленных документов;
3) краткие результаты произведенного анализа и оценки положений контракта в соответствии с настоящими Правилами;
4) выводы, замечания и рекомендации.
16. Экспертное заключение должно содержать один из следующих выводов:
1) согласовать проект контракта на недропользование с положительной оценкой, поскольку в результате рассмотрения была подтверждена обоснованность предполагаемых объемов затрат по проекту, соответствие его параметров конкурсному предложению (протоколу прямых переговоров) и требованиям законодательства Республики Казахстан;
2) отказать в согласовании проекта контракта на недропользование, ввиду отрицательного заключения по результатам рассмотрения. Экспертизой установлены существенные отклонения (завышение или занижение) предполагаемых затрат, нарушения технических параметров, принципиальные несоответствия проектным документам и требованиям законодательства Республики Казахстан, иные недостатки, при которых заключение контракта нецелесообразно.
17. Заключение по результатам проведенной экономической экспертизы проекта контракта на недропользование подписывается уполномоченным лицом и направляется в адрес компетентного органа или местного исполнительного органа области, города республиканского значения, столицы.
18. При повторном представлении доработанного проекта контракта на недропользование на экономическую экспертизу, требуемый в соответствии с настоящими Правилами пакет документов, не вносится.
19. Повторная экспертиза проекта контракта на недропользование после устранения указанных в первоначальном заключении замечаний производится в сроки, установленные в пункте 5 настоящих Правил.
20. Проект рабочей программы к проекту контракта на проведение работ по разведке, а также на совмещенную разведку и добычу по месторождениям с неутвержденными запасами полезных: ископаемых должна содержать следующие обоснованные и рассчитанные по годам на весь период действия контракта показатели:
1) объемы выполняемых геологоразведочных работ;
2) затраты по видам выполняемых геологоразведочных работ;
3) капитальные затраты, исходя из технических и технологических условий проведения операций по недропользованию, общих характеристик оборудования и развития вспомогательной и социальной инфраструктуры, с указанием сумм амортизационных отчислений;
4) фонд оплаты труда с указанием численности задействованного персонала;
5) расходы по формированию ликвидационного фонда;
6) расходы на обучение казахстанского персонала;
7) расходы по участию в развитии социальной инфраструктуры региона деятельности;
8) расходы на научно-исследовательские и опытно-конструкторские работы;
9) косвенные расходы;
10) другие расходы;
11) налоги и другие обязательные платежи, подлежащие уплате в бюджет, в рамках осуществления деятельности по контракту на недропользование.
21. Проект рабочей программы к проекту контракта на добычу, а также на совмещенную разведку и добычу по месторождениям с утвержденными запасами полезных ископаемых должна содержать следующие обоснованные и рассчитанные по годам на весь период действия контракта показатели:
1) объемы выполняемых работ и затрат по видам добываемых полезных ископаемых;
2) объемы добычи и реализации по видам полезных ископаемых, с указанием распределения на внутренний и внешний рынки, в действующих ценах с учетом инфляции;
3) совокупный доход, общий по проекту и по видам продукции;
4) капитальные затраты, исходя из технических и технологических условий проведения операций по недропользованию, общих характеристик оборудования и развития вспомогательной и социальной инфраструктуры, с указанием сумм амортизационных отчислений;
5) эксплуатационные расходы по этапам добычи и первичной переработки сырья, с расшифровкой основных статей;
6) фонд оплаты труда с указанием численности задействованного персонала;
7) расходы по формированию ликвидационного фонда;
8) расходы на обучение казахстанского персонала;
9) расходы по участию в развитии социальной инфраструктуры региона деятельности;
10) расходы на научно-исследовательские и опытно-конструкторские работы;
11) косвенные расходы;
12) другие расходы;
13) налоги и другие обязательные платежи, подлежащие уплате в бюджет, в рамках осуществления деятельности по контракту на недропользование;
14) предполагаемый чистый доход, остающийся в распоряжении недропользователя, после уплаты налогов;
15) планируемые годовые денежные потоки, откорректированные на индекс инфляции;
16) параметры чистой текущей приведенной стоимости проекта при ставках дисконтирования равной 10, 15 и 20 процентам;
17) показатель внутренней нормы рентабельности проекта в целом по проекту и по годам.
Представленная для проведения экономической экспертизы проект рабочей программы в обязательном порядке должна быть заверена компетентным органом или местным исполнительным органом области, города республиканского значения, столицы.
3. Порядок проведения правовой экспертизы проектов контрактов
22. Для проведения правовой экспертизы проектов контрактов на проведение работ по разведке, добыче, а также совмещенной разведке и добыче полезных ископаемых, компетентный орган представляет в уполномоченный орган, осуществляющий правовое обеспечение деятельности государства, а местный исполнительный орган области, города республиканского значения, столицы в соответствующий территориальный орган уполномоченного органа, осуществляющий правовое обеспечение деятельности государства, пакет документов, включающий:
1) сопроводительное письмо компетентного органа или местного исполнительного органа области, города республиканского значения, столицы о признании лица победителем конкурса или указывающее на обладание лица правом на прямые переговоры на получение права недропользования;
2) протокол заседания рабочей группы компетентного органа или местного исполнительного органа области, города республиканского значения, столицы по проведению переговоров и обсуждению условий проекта контракта на проведение операций по недропользованию с данным лицом;
3) проект контракта;
4) копию конкурсного предложения, заверенную компетентным органом или местным исполнительным органом области, города республиканского значения, столицы, на основании которого лицом был выигран конкурс или копию протокола прямых переговоров;
5) геологический или горный отвод в зависимости от вида контракта;
6) проект рабочей программы.
23. Правовая экспертиза проектов контрактов на разведку, добычу, совмещенную разведку и добычу полезных ископаемых проводится по следующим требованиям:
1) соответствие Конституции Республики Казахстан, Закону Республики Казахстан, иным нормативным правовым актам Республики Казахстан и ратифицированным международным договорам;
2) соответствие структуры и содержания проекта контракта утвержденному Правительством Республики Казахстан модельному контракту на недропользование, а также представленному пакету документов.
24. Результатом проведения правовой экспертизы проектов контрактов на недропользование является экспертное заключение, которое оформляется в виде письма.
Экспертное заключение должно содержать один из следующих выводов:
1) согласовать проект контракта на недропользование с положительной оценкой, поскольку проект контракта соответствует требованиям, указанным в пункте 23 настоящих Правил;
2) отказать в согласовании проекта контракта на недропользование, ввиду отрицательного заключения по результатам рассмотрения, в связи с несоответствием проекта контракта требованиям, указанным в пункте 23 настоящих Правил.
25. Письмо по результатам проведенной правовой экспертизы проекта контракта на недропользование подписывается уполномоченным лицом, и направляется в адрес компетентного органа или местного исполнительного органа области, города республиканского значения, столицы.
26. При повторном представлении доработанного проекта контракта на недропользование на правовую экспертизу, требуемый в соответствии с настоящими Правилами, пакет документов не вносится.
27. Повторная экспертиза проекта контракта на недропользование после устранения указанных в первоначальном заключении замечаний производится в сроки, установленные в пункте 5 настоящих Правил.
4. Порядок проведения экологической экспертизы проектов
контрактов
28. Для проведения экологической экспертизы проектов контрактов на проведение работ по разведке, добыче, а также совмещенных разведке и добыче полезных ископаемых, компетентный орган представляет в уполномоченный орган в области охраны окружающей среды, а местный исполнительный орган области, города республиканского значения, столицы в его территориальное подразделение пакет документов, включающий:
1) сопроводительное письмо компетентного органа или местного исполнительного органа области, города республиканского значения, столицы о признании лица победителем конкурса или указывающее на обладание лица правом на прямые переговоры на получение права недропользования;
2) протокол заседания рабочей группы компетентного органа или местного исполнительного органа области, города республиканского значения, столицы по проведению переговоров и обсуждению условий проекта контракта на проведение операций по недропользованию с данным лицом;
3) проект контракта;
4) копию конкурсного предложения, заверенную компетентным органом, или местным исполнительным органом области, города республиканского значения, столицы на основании которого лицом был выигран конкурс или копию протокола прямых переговоров;
5) геологический или горный отвод в зависимости от вида контракта;
6) проект рабочей программы.
29. Экологическая экспертиза проектов контрактов на разведку, добычу, а также на совмещенную разведку и добычу полезных ископаемых включает:
1) определение и ограничение возможных негативных последствий реализации планируемой управленческой, хозяйственной, инвестиционной и иной деятельности на окружающую среду и здоровье населения;
2) соблюдение баланса интересов экономического развития и охраны окружающей среды, а также предотвращение ущерба третьим лицам в процессе природопользования;
3) проверку на соответствие условий проекта контракта на недропользование экологическому законодательству Республики Казахстан, Закону, в части касающейся охраны недр и окружающей среды, требований при консервации и ликвидации объектов недропользования, экологическому страхованию.
30. При проведении экспертизы должны быть учтены требования, предъявляемые к району проведения операций по недропользованию с учетом сложившейся экологической ситуации.
31. Замечания по рассматриваемым разделам проекта контракта могут касаться как окружающей среды (охраны воздушного бассейна, водных ресурсов, земельных ресурсов, растительного и животного мира, особо охраняемых природных территорий), так и сохранения здоровья населения.
32. Экспертное заключение должно содержать один из следующих выводов:
1) согласовать проект контракта на недропользование, как содержащий условия соответствующие требованиям экологического законодательства Республики Казахстан;
2) отказать в согласовании проекта контракта на недропользование, ввиду несоответствия положений проекта контракта на недропользование нормам экологического законодательства Республики Казахстан, Закона, в части касающейся охраны недр и окружающей среды.
33. Заключение экологической экспертизы на проект контракта на недропользование подписывается руководителем экспертного подразделения уполномоченного органа в области охраны окружающей среды или его территориального подразделения на территории, которой планируется намечаемая деятельность по контракту. Заключение экологической экспертизы направляется в адрес компетентного органа или местного исполнительного органа области, города республиканского значения, столицы.
34. При повторном представлении доработанного проекта контракта на недропользование на экологическую экспертизу, требуемый в соответствии с настоящими Правилами, пакет документов не вносится.
35. Повторная экспертиза проекта контракта на недропользование после устранения указанных в первоначальном заключении замечаний производится в сроки, установленные в пункте 5 настоящих Правил.