Оглавление

О внесении изменения в постановление Правительства Республики Казахстан от 23 декабря 2006 года № 1243

Постановление Правительства Республики Казахстан от 25 февраля 2010 года №
129. Утратило силу постановлением Правительства Республики Казахстан от 8 декабря 2010 года № 1324

Утратил силу

      Сноска. Утратил силу приказом Министра здравоохранения РК от 18.05.2012 № 362.

      Примечание РЦПИ!
      Порядок введения в действие приказа см. п. 5.

      В соответствии с подпунктом 5) пункта 1 статьи 7, подпунктами 1)3)13)14)22)26)28) статьи 145 Кодекса Республики Казахстан от 18 сентября 2009 года "О здоровье народа и системе здравоохранения", ПРИКАЗЫВАЮ:
      1. Утвердить прилагаемые санитарные правила "Санитарно-эпидемиологические требования к содержанию и эксплуатации стоматологических объектов".
      2. Комитету государственного санитарно-эпидемиологического надзора Министерства здравоохранения Республики Казахстан (Оспанов К.С.) направить настоящий приказ на государственную регистрацию в Министерство юстиции Республики Казахстан.
      3. Департаменту административно-правовой работы Министерства здравоохранения Республики Казахстан (Бисмильдин Ф.Б.) направить настоящий приказ на официальное опубликование после его государственной регистрации в Министерстве юстиции Республики Казахстан.
      4. Контроль за исполнением настоящего приказа возложить на вице-министра здравоохранения Республики Казахстан Курмангалиеву А.Д.
      5. Настоящий приказ вводится в действие по истечении десяти календарных дней после дня его первого официального опубликования.

      И.о. Министра                                    Б. Садыков

Утверждены приказом   
И.о.Министра здравоохранения
Республики Казахстан   
26 февраля 2010 года № 136

Санитарные правила "Санитарно-эпидемиологические требования к
содержанию и эксплуатации стоматологических объектов"

1. Общие положения

      1. Настоящие санитарные правила "Санитарно-эпидемиологические требования к содержанию и эксплуатации стоматологических объектов" (далее - санитарные правила) устанавливают санитарно-эпидемиологические требования к проектированию, строительству зданий, помещениям, оборудованию, водоснабжению и канализации, освещению и вентиляции, условиям проведения стерилизации и дезинфекции изделий медицинского назначения, организации и проведению санитарно-противоэпидемических (профилактических) мероприятий в стоматологических объектах.

2. Санитарно-эпидемиологические требования к
проектированию стоматологических объектов

      2. Размещение, утверждение проектной документации на строительство и реконструкцию, ввод в эксплуатацию вновь построенных, реконструированных зданий стоматологических объектов допускается при наличии санитарно-эпидемиологического заключения о соответствии требованиям нормативных правовых актов.
      3. Стоматологические объекты размещаются в отдельно стоящих и в пристроенных зданиях, в помещениях амбулаторно-поликлинических и стационарных медицинских организаций, на первых этажах жилых и общественных зданий с отдельным входом при условии соблюдения настоящих санитарных правил.
      4. Не допускается размещать в подвальных помещениях здания стоматологических объектов (терапевтические, хирургические, ортопедические, детские, ортодонтические).
      В подвальных помещениях допускается размещение бытовых помещений для персонала (гардеробные, душевые), складских помещений, компрессорных установок и вентиляционных камер.
      5. В стоматологических объектах для приема детей выделяются отдельные кабинеты. В сельских населенных пунктах в хирургическом и терапевтическом кабинетах допускается совмещенный прием взрослого и детского населения.
      6. Архитектурно-планировочное решение, площади основных и вспомогательных помещений строящихся и реконструируемых стоматологических объектов определяются заданием на проектирование в зависимости от мощности стоматологических объектов.
      7. Площадь терапевтического, ортопедического, хирургического, ортодонтического кабинетов определяется из расчета 14 квадратных метров (далее - м2) площади на основное стоматологическое кресло и по 7 м2 на каждое дополнительное. При наличии у дополнительного кресла универсальной стоматологической установки площадь увеличивается до 10 м2.
      8. Устройство, содержание и эксплуатация рентгеновских, физиотерапевтических кабинетов и автоклавных производятся в соответствии с требованиями действующих нормативных правовых актов.
      9. Стены, пол стоматологических объектов должны быть без щелей, из материалов, устойчивым к моющим и дезинфицирующим средствам. Отделочные материалы должны быть безопасными.
      10. Стены кабинетов хирургической, ортопедической стоматологии, основных помещений зуботехнической лаборатории на высоту не ниже 1,8 метров (далее - м) выполняются из влагостойких материалов, допускающих многократную дезинфекцию.
      Потолок стоматологических кабинетов (операционных, предоперационных, стерилизационных) и помещений зуботехнической лаборатории должными быть гладкими, легкодоступными для влажной уборки и дезинфекции.
      11. Покрытие пола выполняется из водонепроницаемых материалов, должными быть гладким, без щелей, трещин и плотно прилегать к основанию. Швы примыкающих друг к другу листов линолеума тщательно пропаиваются. Края линолеума у стен подводятся под плинтуса и плотно закрепляются (без щелей) между стеной и полом.

3. Санитарно-эпидемиологические требования к водоснабжению,
канализованию, вентиляции, освещению стоматологических объектов

      12. Стоматологические объекты должны иметь централизованные системы водоснабжения и канализации.
      13. Вода, используемая для питьевых и хозяйственно-бытовых нужд, должна соответствовать требованиям нормативных правовых актов.
      Работа стоматологических объектов на привозной воде не допускается.
      14. Кабинеты, лаборатория, вспомогательные помещения должны обеспечиваться холодной и горячей водой, оборудоваться раковинами для мытья рук с установкой смесителей.
      15. Раковины обеспечиваются мыльными дозаторами или одноразовым мылом, разовыми полотенцами, оборудованные кранами с локтевыми или ножным управлением.
      16. Не допускается использование горячей воды из системы водяного отопления для обработки оборудования, медицинского инструментария и помещений.
      17. При отсутствии централизованного горячего водоснабжения устанавливаются водонагреватели.
      18. При отсутствии в населенном пункте централизованной канализации устраивается местная канализация.
      19. В зданиях стоматологических объектов предусматривается общеобменная приточно-вытяжная вентиляция. В помещении операционной должна быть только общеобменная приточная вентиляция. В летнее время фрамуги и открывающиеся окна закрываются съемными металлическими сетками.
      20. Воздуховоды, решетки, вентиляционные камеры, вентиляционные установки и другие устройства должны содержаться в чистоте, не иметь механических повреждений, следов коррозии, нарушения герметичности.
      21. Независимо от наличия приточно-вытяжной вентиляции должны быть легко открывающиеся фрамуги или форточки во всех помещениях, вытяжные шкафы с механическим побуждением в стерилизационных и паяльных; местные отсосы пыли на рабочих местах зубных техников в основных помещениях и у каждой полировальной машины - в полировочных, вытяжные мосты в литейной над печью центробежного литья, над газовой плитой - в паяльной, над нагревательными приборами и рабочим столом в полимеризационном помещении.
      22. Допускается кондиционирование воздуха во всех помещениях.
      23. Все помещения стоматологических объектов должны иметь естественное освещение:
      1) во вновь организуемых стоматологических поликлиниках окна стоматологических кабинетов должны быть ориентированы на северные направления во избежание значительных перепадов яркостей на рабочих местах за счет попадания прямых солнечных лучей при других видах ориентации, перегрева помещений в летнее время;
      2) в существующих стоматологических объектах, имеющих неправильные ориентации, в летнее время рекомендуется прибегать к затенению окон при помощи тентов, маркиз, жалюзи и других приспособлений;
      3) световой коэффициент (отношение площади остекленной поверхности окон к площади пола) во всех стоматологических кабинетах и основных помещениях зуботехнической лаборатории должен составлять 1:4-1:5, а в остальных производственных помещениях - быть не ниже 1:8;
      4) расположение столов зубных техников в основных помещениях зуботехнической лаборатории должно обеспечивать левостороннее естественное освещение рабочих мест.
      24. Все помещения стоматологических объектов должны иметь общее искусственное освещение, выполненное люминесцентными лампами или лампами накаливания в соответствии с приложением 1 к настоящим санитарным правилам.
      Световые окна проемов очищаются не реже одного раза в квартал.
      25. Для общего люминесцентного освещения во всех стоматологических кабинетах и основных помещениях зуботехнической лаборатории устанавливаются лампы со спектром излучения, не искажающим светопередачу. Светильники местного освещения размещаются с таким расчетом, чтобы не попадать в поле зрения работающего врача.
      26. Системы отопления должны обеспечивать равномерное нагревание воздуха в помещениях в течение всего отопительного периода, исключать загрязнение воздуха вредными веществами и запахами, не создавать шума, превышающего допустимые уровни, иметь регулирующие устройства и быть удобными для текущего обслуживания и ремонта.
      Поверхности приборов должны быть гладкими, окрашенными, легко подвергающимися влажной уборке и содержаться в чистоте.

4. Санитарно-эпидемиологические требования к оборудованию
стоматологических объектов

      27. В терапевтических, ортопедических, ортодонтических и хирургических стоматологических кабинетах количество кресел устанавливается в соответствии с площадью кабинета. Допускается в кабинетах разделение непрозрачными перегородками высотой до 1,5 м.
      28. В кабинетах с односторонним естественным освещением стоматологические кресла устанавливаются в один ряд вдоль светонесущей стены.
      29. Рабочее место зубного техника в основном помещении оснащается специальным зуботехническим столом размером 1,0 на 0,7 м и электрической шлифовальной машиной с местным отсосом пыли.
      30. Стоматологические кабинеты должны быть оснащены системой подачи сжатого воздуха при отсутствии современных универсальных установок, имеющих встроенные системы подачи сжатого воздуха и воды.
      31. На подводках воды к универсальным стоматологическим установкам предусматривается устройство вентилей для отключения ее подачи.
      32. Сточные воды от раковин из гипсовочных перед спуском в канализацию освобождаются от гипса.
      33. В каждом стоматологическом кабинете устанавливается стол для стерильных материалов и инструментария или шкаф для хранения инструментов.
      34. Стоматологические объекты обеспечиваются аптечками с набором медикаментов для оказания экстренной медицинской помощи и запасом дезинфицирующих средств.

5. Санитарно-эпидемиологические требования к условиям
проведения стерилизации и дезинфекции изделий медицинского
назначения в стоматологических объектах

      35. В стоматологических объектах для проведения манипуляций, связанных с нарушением целостности кожных покровов и слизистых, должен использоваться только одноразовый медицинский инструментарий.
      36. Режимы дезинфекции помещений, оборудования, медицинского инструментария проводится в соответствии с приложением 2 к настоящим санитарным правилам. Для дезинфекции используются средства, разрешенные к применению в Республике Казахстан.
      37. Режимы предстерилизационной обработки и стерилизации медицинского инструментария должны соответствовать требованиям действующих нормативных правовых актов.
      38. Все помещения стоматологических объектов подвергаются регулярной влажной уборке и дезинфекции. Уборка стоматологических кабинетов и помещений зуботехнической лаборатории проводится влажным способом не реже трех раз в день с использованием дезинфицирующих средств, разрешенных к применению органами государственного санитарно-эпидемиологического надзора. После текущей уборки помещения подвергаются кварцеванию в течение 30 минут с последующим проветриванием в течение 15 минут. Время кварцевания регистрируется в специальном журнале. Генеральную уборку проводят не реже одного раза в месяц и по эпидемическим показаниям.
      39. Стоматологическое оборудование, мебель расставляют так, чтобы не оставлять недоступных для уборки мест и не загораживать источников света.
      40. В каждом стоматологическом кабинете должны быть маркированные емкости для дезинфицирующих растворов необходимой концентрации с указанием даты приготовления.
      41. Информационные стенды, таблицы, необходимые в кабинетах, изготавливаются из материалов, допускающих влажную уборку.
      42. Кабинеты приема, операционные, хирургические, терапевтические, ортопедические и ортодонтические оснащаются настенными облучателями (далее - ОБН) или потолочными облучателями (далее - ОБП): ОБН-150 из расчета один облучатель на 30 кубических метров (далее - м3) помещения; ОБП-300 - на 60 м3. Необходимо осуществлять раздельное включение лампы прямого и отраженного действия, входящих в состав облучателя.
      43. Уборочный инвентарь (ведра, ветошь, щетки) маркируют и применяют раздельно для туалетов, кабинетов и основных помещений. Маркированный уборочный инвентарь хранят строго в помещении для хранения уборочного инвентаря.
      44. Хранение, приготовление дезинфицирующих средств, проводится в помещении для приготовления и хранения дезинфекционных средств.
      45. Слепки (оттиски), протезы и шаблоны с восковыми валиками перед примеркой должны дезинфицироваться. Ложки для снятия оттисков подвергаются дезинфекции и стерилизации.
      46. Медицинский персонал стоматологических объектов обеспечивается специальной одеждой и средствами индивидуальной защиты.
      47. Не допускается в кабинетах хранить и принимать пищу, курить, хранить личную одежду, работать без специальной одежды.
      Все процедуры проводятся в одноразовых стерильных перчатках.
      48. Сбор, обезвреживание, транспортировка, хранение и захоронение медицинских отходов осуществляется в соответствии с требованиями действующих нормативных правовых актов.
      49. Медицинский и технический персонал должен проходить обязательные предварительные при поступлении на работу и периодические медицинские осмотры в соответствии с требованиями действующих нормативных правовых актов.
      50. Каждый работник должен иметь при себе личную медицинскую книжку утвержденного образца.
      Предварительному и ежегодному периодическому обследованию на маркеры гепатитов В и С подлежат медицинские работники стоматологического профиля.

6. Организация и проведение санитарно-противоэпидемических
(профилактических) мероприятий в стоматологических объектах

      51. Случай внутрибольничного инфицирования должен определяться комиссионно на основании данных эпидемиологической диагностики, влияния факторов риска, присутствующих у больного (эндогенные факторы, учет группы риска среди поступающих пациентов), факторы риска, связанных с проведением медицинского вмешательства (экзогенные факторы).
      52. На каждый случай инфекционного заболевания, в том числе ВБИ подается экстренное извещение в территориальный государственный орган санитарно-эпидемиологической службы в соответствии с перечнем, утвержденным приказом Министра здравоохранения Республики Казахстан от 12 ноября 2009 года № 706 "О некоторых вопросах регистрации инфекционных, паразитарных, профессиональных заболеваний и отравлений" (зарегистрированный в Реестре государственной регистрации нормативных правовых актов за № 5908).
      53. Персонал медицинской организации при поступлении на работу и в дальнейшем не реже 1 раза в 6 месяцев проходит инструктаж по вопросам инфекционного контроля, профилактики ВБИ, противоэпидемического, дезинфекционного и стерилизационного режимов с последующим тестированием.
      54. Медицинские работники получают профилактические прививки против гепатита В и других инфекционных заболеваний и обеспечиваются индивидуальными средствами защиты (антисептики, маски, перчатки).

Приложение 1          
к санитарным правилам "Санитарно-
эпидемиологические требования к 
содержанию и эксплуатации    
стоматологических объектов"  

             Нормативные уровни горизонтальной освещенности
            рабочих поверхностей при искусственном освещении


Название помещений

Уровни общего освещения, люкс

люминесцентными

накаливания

1.

Лечебные кабинеты врачей,
процедурные, манипуляционные,
основные помещения зуботехнических
лабораторий

500

200

2.

Кабинеты зубных врачей, заведующих
отделениями, гипсовочные,
полимеризационные

400

200

3.

Кабинеты медицинских сестер,
сестер-хозяек, моечные

300

150

4.

Литейные, паяльные, кабинеты
рентгеновских снимков зубов,
помещения для подготовки
хирургических инструментов к
стерилизации

200

100

5.

Регистратура, приемные, коридоры,
стерилизационная - автоклавная,
помещение для приема и хранения
нестерильных материалов, склад
хранения стерильных материалов

150

75

6.

Лестничные клетки, тамбур

100

50

7.

Помещения для хранения
дезинфекционных средств

-

30

8.

Помещения санитарных узлов

75

30

Приложение 2         
к санитарным правилам "Санитарно-
эпидемиологические требования к 
содержанию и эксплуатации    
стоматологических объектов"   

       Режимы дезинфекции для стоматологических объектов


Наименование
объектов

Метод
дезинфекции

Режимы дезинфекции

Дезинфицирующий
агент

Концен-
трация

Экспо-
зиция
(минуты)

1.

Стоматологические
инструменты из
металла и стекла,
применяемые для
осмотра

Воздушный

Сухой горячий воздух

120оС

45

Химический

Дезинфекция с применением
дезинфицирующих средств в
соответствии с
утвержденной инструкцией

2.

Стоматологические
наконечники к
бормашинам и
турбинам

Химический

Дезинфекция с применением
дезинфицирующих средств в
соответствии с
утвержденной инструкцией

3.

Зеркала
стоматологические

Химический

Дезинфекция с применением
дезинфицирующих средств в
соответствии с
утвержденной инструкцией

4.

Вращающиеся
инструменты (боры зубные, диски
стоматологические
диско держатели и
т.д.)

Химический

Дезинфекция с применением
дезинфицирующих средств в
соответствии с
утвержденной инструкцией

Воздушный

Сухой
горячий
воздух

120 0С

 45

5.

Термометры
медицинские

Химический

Дезинфекция с применением
дезинфицирующих средств в
соответствии с
утвержденной инструкцией

6.

Инструменты и
изделия из
пластмассы,
резины
(клеенчатые
материалы

Химический

Дезинфекция с применением
дезинфицирующих средств в
соответствии с
утвержденной инструкцией

7.

Медицинские
приборы,
аппараты,
оборудование с
лакокрасочным
покрытием

Химический

Дезинфекция с применением
дезинфицирующих средств в
соответствии с
утвержденной инструкцией

8.

Стоматологические
оттиски из
альгинатных,
силиконовых
материалов,
полиэфирной
смолы,
зубопротезных
заготовок из
металлов,
керамики,
пластмасс и др.

Химический

Дезинфекция с применением
дезинфицирующих средств в
соответствии с
утвержденной инструкцией

9.

Стоматологические
аспирационные
системы,
плевательницы и
амальгамо-
сепараторов

Химический

Дезинфекция с применением
дезинфицирующих средств в
соответствии с
утвержденной инструкцией

10.

Уборочный
материал

Химический

Дезинфекция с применением
дезинфицирующих средств в
соответствии с
утвержденной инструкцией

11.

Санитарно-
техническое
оборудование
(раковины, краны)

Химический

Дезинфекция с применением
дезинфицирующих средств в
соответствии с
утвержденной инструкцией

12.

Помещения,
предметы
обстановки

Химический

Дезинфекция с применением
дезинфицирующих средств в
соответствии с
утвержденной инструкцией

      продолжение таблицы

Режимы дезинфекции

Условия проведения
дезинфекции

Применяемое
оборудование

Воздушный стерилизатор

Дезинфекция должна
проводиться без
упаковки
(в лотках)

Закрытые емкости из стекла
или пластика

Полное погружение
изделия в растворе

Закрытые емкости из стекла
или покрытые эмалью

Тщательное 2-х
кратное протирание
ветошью наружных поверхностей
наконечника и канала
для бора смоченного
в дезинфицирующем
растворе

Стеклянная емкость с раствором

Погружение в раствор
с полным промыванием
воде

Закрытая емкость из стекла

Полное погружение
в раствор

Воздушный стерилизатор

Дезинфекция должна
проводиться без
упаковки (в лотках)

Стеклянная емкость с раствором

Полное погружение в
раствор

Емкость с не поврежденной эмалью

Погружение в раствор

Емкость с не поврежденной эмалью

2-х кратное протирание
с интервалом 15 минут

Емкость с не поврежденной эмалью

Полное погружение в
раствор

Емкость с не поврежденной эмалью

Однократное заполнение
системы, в конце
рабочего дня

Закрывающиеся емкости с
неповрежденной эмалью

Погружение в один из
дезинфицирующих
растворов с
последующим
промыванием и сушкой


2-х кратное протирание
с интервалом 15 мин


2-х кратное протирание
с интервалом 15 мин

      Примечание: допускается применять другие дезинфицирующие средства, разрешенные на территории Республики Казахстан.