Оглавление

О внесении дополнения и изменения в постановления Правительства Республики Казахстан от 23 декабря 2006 года № 1247 и 26 декабря 2006 года № 1287

Постановление Правительства Республики Казахстан от 7 ноября 2008 года № 1024

Обновленный

      В целях дальнейшего совершенствования научной, социально-экономической и организационно-методической базы для развития духовной и образовательной сфер, выработки механизмов повышения эффективности охраны и использования объектов историко-культурного наследия Правительство Республики Казахстан ПОСТАНОВЛЯЕТ:
      1. Одобрить прилагаемую Концепцию стратегического национального проекта "Культурное наследие" на 2009-2011 годы (далее - Концепция).
      2. Министерству культуры и информации Республики Казахстан в трехмесячный срок разработать и внести в Правительство Республики Казахстан План мероприятий по реализации Концепции.
      3. Центральным и местным исполнительным органам при выработке соответствующих решений руководствоваться основными положениями Концепции.
      4. Настоящее постановление вводится в действие со дня подписания.

      Премьер-Министр
      Республики Казахстан                       К. Масимов

Одобрена         
постановлением Правительства
Республики Казахстан   
от 6 ноября 2008 года № 1016

Концепция
стратегического национального проекта
"Культурное наследие"
на 2009-2011 годы

г. Астана, 2008 год

Содержание

1. Введение
2. Анализ современного состояния изучения и сохранения
историко-культурного наследия
3. Государственная политика в области историко-культурного
наследия как фактор устойчивого развития суверенного Казахстана
4. Цели и задачи Концепции
5. Приоритетные направления Концепции
5.1. Формирование национальных символов
5.2. Развитие культурного туризма
5.3. Пропаганда национального историко-культурного наследия
на международном уровне
5.4. Комплексное изучение историко-культурного наследия,
выявленных за предыдущие пять лет
5.5. Включение систематизированных знаний в учебный процесс
5.6. Реализация кадровой политики как стратегического
ресурса развития отрасли
6. Принципы и механизмы Концепции
7. Ожидаемые результаты от реализации Концепции

1. Введение

      Культурное наследие - духовный, культурный, экономический и социальный капитал невозместимой ценности. Наследие питает современную науку, образование, культуру. Наравне с природными богатствами это главное основание для национального самоуважения и признания мировым сообществом.
      Концепция стратегического национального проекта "Культурное наследие" на 2009-2011 годы (далее - Концепция) разработана во исполнение поручения Главы государства, данного на заседании Общественного совета по реализации программы "Культурное наследие", которое состоялось 13 июня 2008 года.
      В данной Концепции анализируются основные аспекты реализации Государственной программы "Культурное наследие" на 2004-2006 годы (далее - Государственная программа) и результаты двухлетнего итога отраслевой программы "Культурное наследие" на 2007-2009 годы (далее - отраслевая программа), изложены приоритетные направления ее реализации на предстоящие годы.
      Актуальность Концепции заключается в системном совершенствовании отношения государства к ценностям историко-культурного наследия народа Казахстана. В настоящее время, когда все большую силу набирает процесс переосмысления и переоценки политических и социально-экономических преобразований прошлого, становится необходимым более глубокое осознание перспектив сохранения и эффективного использования культурного наследия, исходя из объективной, адекватной и конструктивной реакции на происходящее.
      Настоящая Концепция станет основой для разработки плана мероприятий по дальнейшей реализации отраслевой программы "Культурное наследие" на 2009-2011 годы - стратегического национального проекта, который продемонстрировал потенциал и гуманистический курс народа, обогатил его исторический опыт и стал надежной опорой преемственности поколений.

2. Анализ современного состояния изучения и сохранения
историко-культурного наследия

      Реализация Государственной программы стала действительно беспрецедентной в истории Казахстана плодотворной гуманитарной акцией. Получен бесценный новый опыт, позволяющий поднять отечественную культуру и науку на высокий уровень.
      Проведена значительная работа по изучению историко-культурного наследия страны, воссозданию значительных историко-культурных и архитектурных памятников. Сегодня в государственных музеях хранятся более двух миллионов единиц культурных ценностей.
      Проведена работа по обобщению многовекового опыта национальной культуры и письменности, созданию на государственном языке полноценного фонда гуманитарного образования на базе лучших достижений мировой научной мысли, культуры и литературы.
      В ходе реализации Государственной программы завершены реставрационные работы на 35 памятниках истории и культуры, проведены сезонные археологические исследования 30 городищ, поселений, стоянок, могильников и курганов на территории Казахстана.
      Организованы научно-поисковые экспедиции в Китай, Турцию, Монголию, Россию, Японию, Египет, Узбекистан, Армению, США и страны Западной Европы, где были обнаружены и приобретены около пяти тысяч рукописей и печатных изданий по истории, этнографии, искусству Казахстана, ранее неизвестных в научных кругах страны. В ходе экспедиции только в Китае были обнаружены около трех с половиной тысяч ранее не изученных источников по истории и культуре Казахстана.
      Благодаря этим исследованиям Казахстан теперь располагает многочисленными источниками, содержащими переписку казахских ханов и султанов с правителями Китая, Коканда, Хивы и других сопредельных земель, имеет ранее неизвестные кыпчакские рукописи.
      Сотни памятников письменности были обнаружены в библиотеках и дипломатических архивах европейских государств.
      Особо ценно, что за рубежом выявлены этнологические источники, касающиеся специфики хозяйственного уклада и антропологического типа древних кочевых народов Центральной Азии, взаимовлияния их языков и взаимоотношений между ними.
      Два уникальных памятника - мавзолей Ходжи Ахмеда Иассауи и археологический комплекс Тамгалы включены в Список Всемирного Наследия ЮНЕСКО. Следующим памятником, номинированным в данный Список, является древний город Отрар.
      В рамках Государственной программы изданы 230 наименований книг, среди которых уникальные серии по истории, археологии, этнографии, новые энциклопедические словари. Например, если серия "Бабалар сөзі" дала возможность собрать богатый казахский народный фольклор, формировавшийся на протяжении сотен лет, а свод "Древний мир права казахов" раскрывает историю развития правового сознания казахского народа.
      Государственная программа получила большой резонанс не только в странах СНГ, но и в дальнем зарубежье. В апреле 2006 года была успешно проведена ее презентация в Штаб-квартире ЮНЕСКО в Париже.
      На ее реализацию было выделено около 2,7 миллиардов тенге из государственного бюджета.
      Государственная программа отнюдь не ограничивается сугубо утилитарными целями восстановления историко-культурного наследия. Ее главное предназначение - достичь позитивных сдвигов в общественном сознании, и в этом контексте она имеет важное идеологическое, общегосударственное значение.
      Во-первых, речь идет об усилении роли и расширении пределов исторического сознания нации, что является одной из важнейших духовных основ государственности.
      При разработке Государственной программы был концептуально определен исторический диапазон, в масштабах которого проводились исследования. Этот период включает в себе более двух тысяч лет начиная с конца эпохи бронзы и наступления эпохи железа.
      В результате, в поле зрения оказались такие фундаментальные события истории как выход конных кочевников на просторы Евразии и влияние этого события на духовную атмосферу "осевой эпохи" - периода возникновения мировых религий, яркая и драматичная судьба степной цивилизации и казахских ханств, зарождение, расцвет, упадок и возрождение городов вдоль Великого Шелкового пути, колонизация, пребывание в составе империй, поиск путей в будущее в качестве суверенного государства.
      Во-вторых, Государственная программа стала ответом на запросы, связанные с формированием и укреплением национального самосознания и идентичности.
      В-третьих, реализация Государственной программы приводит к формированию нового культурно-исторического ландшафта страны.
      В-четвертых, реализация Государственной программы имела большое значение для повышения интереса казахстанцев к своей истории и культуре.
      В-пятых, необходимо отметить огромный потенциал Государственной программы с точки зрения роста межэтнического взаимопонимания и гармонизации межнациональных отношений в стране.
      В целом, Государственная программа дала очень весомые результаты, она получила высокую оценку в среде интеллигенции страны и зарубежья.
      В целях обеспечения реализации комплекса мер, направленных на изучение, сохранение, восстановление и эффективное использование культурного наследия страны, постановлением Правительства Республики Казахстан от 10 декабря 2007 года № 1203 была утверждена отраслевая программа "Культурное наследие" на 2007-2009 годы, являющееся логическим продолжением Государственной программы.
      За 2 года (2007-2008 гг.) реализации отраслевой программы "Культурное наследие" завершены реставрационные работы на 16 памятниках истории и культуры, проведены сезонные археологические исследования 39 городищ, поселений, стоянок, могильников и курганов на территории Казахстана. Проведены 8 прикладных научных исследований уникальных историко-культурных, архитектурных и археологических памятников, имеющих особое значение для национальной культуры, продолжены работы по разработке и выпуску новых серий изданий по вопросам истории, археологии, этнографии и культуры Казахстана.
      На реализацию отраслевой программы в 2007-2008 годах было выделено свыше 3,2 миллиардов тенге из государственного бюджета.
      Вместе с тем, следует отметить, что практика реализации Государственной программы указала на наличие ряда тенденций, не позволяющих в полной мере раскрыть и реализовать за короткий срок, заложенный в нем огромный духовно-культурный, гуманистический потенциал.
      Если Государственная программа характеризовалась выявлением, приобретением, накоплением, изучением огромного культурного наследия, в том числе, фольклора, традиций и обычаев, воссозданием и археологическим изучением значительных историко-культурных и архитектурных памятников, имеющих особое значение для национальной культуры, обобщению многовекового опыта казахской литературы и письменности, кодификации и документированию историко-культурного наследия, то целью отраслевой программы является обеспечение превращения богатого историко-культурного наследия в достояние общества.

3. Государственная политика в области
историко-культурного наследия как фактор устойчивого
развития суверенного Казахстана

      Без культурного наследия немыслимы современная жизнь суверенного Казахстана и перспективы его всестороннего развития. Культурное наследие является одной из основ формирования самосознания, обладает большим потенциалом в утверждении преемственности гуманистических и патриотических ценностей.
      Мобилизация экономического ресурса культурного наследия - основа страновой регенерации. Сохранность исторической среды обеспечивает инвестиционную привлекательность республики. Она также приводит к широкому кругу непрямых выгод, которые станут достоянием всего казахстанского сообщества.
      Базовый принцип государственной политики в области сохранения культурного наследия - комплексный подход к его сохранению, согласно которому эта деятельность эффективна только в рамках политики экономического и социального развития государства. Сохранение культурного наследия должно стать ключевым элементом стратегии устойчивого развития.
      Казахстан обладает мощным культурным потенциалом для развития индустрии туризма, который может и должен стать важной отраслью его экономики. Туризм способствует популяризации памятников истории и культуры, укрепляет высокий авторитет республики, как в стране, так и за рубежом.
      Модель казахстанского культурного туризма, основанная на использовании преимуществ культурного наследия для развития туризма, должна быть направлена на возрождение забытых традиций и видов искусства, создание новых центров туристического интереса, организацию особых видов маршрутов. Туристско-экскурсионная работа может использовать весь потенциал культурного наследия независимого Казахстана.
      Принцип комплексного сохранения включает инициирующую, контролирующую и координирующую функции органов государственного управления в развитии партнерских отношений с общественностью и негосударственным сектором. Следует поддерживать межведомственный подход к сохранению культурного наследия, используя все доступные ресурсы. Задача сохранения должна решаться не только центральными исполнительными органами, но и местными органами исполнительной власти.
      Необходимо отметить, что национальный стратегический проект "Культурное наследие" за годы своего существования определил качественно новые подходы к проведению государственной культурной политики, продемонстрировал огромный духовный, историко-культурный и гуманитарный потенциал Казахстана.

4. Цели и задачи Концепции

      Целью настоящей Концепции является дальнейшее совершенствование научной, социально-экономической и организационно-методической базы для развития духовной и образовательной сфер, выработка механизмов повышения эффективности охраны и использования объектов историко-культурного наследия.
      Для достижения поставленной цели необходимо сконцентрировать усилия на следующих основных задачах:
      создание благоприятных условий для сохранения и дальнейшего развития историко-культурного наследия;
      выработка эффективных механизмов и инструментов дальнейшей реализации плана мероприятий государственной и отраслевой программ;
      активная пропаганда богатого исторического и культурного наследия Казахстана на международном уровне;
      выработка рекомендации по включению в научный оборот новых и систематизированных знаний, полученных в ходе реализации государственной и отраслевой программ;
      решение проблем активного использования историко-культурного наследия для развития туризма, рассмотрение памятников истории и культуры как важнейшего звена в инфраструктуре туризма;
      поиск путей перевода историко-культурного наследия в сферу общественного знания и массовой информации, доступной широким слоям населения;
      разработка мер по восстановлению в соответствии с современными требованиями ряда значимых памятников в городе Туркестане и городище Отрар, курганов Иссык и Берель и других историко-культурных комплексов, проведение системных мероприятий, раскрывающих их роль в истории государства как ценностей, объединяющих народ;
      создание национального брэнда казахской культуры как преемника кочевой культуры евразийского пространства и пропаганда его на международном уровне;
      всестороннее комплексное исследование национального наследия совместно с иностранными учеными, крупными научными центрами и обеспечение его включения в мировой научный оборот.

5. Приоритетные направления Концепции

      Приоритетными направлениями реализации Концепции являются:
      1) формирование национальных символов;
      2) развитие культурного туризма;
      3) пропаганда национального исторического наследия на международном уровне;
      4) комплексное изучение историко-культурного наследия, найденного за предыдущие пять лет;
      5) включение систематизированных знаний в учебный процесс;
      6) реализация кадровой политики как стратегического ресурса развития отрасли.

5.1. Формирование национальных символов

      В рамках реализации нового этапа программы планируется отреставрировать золотые сокровища нашей государственности - курганы Иссык, Берель и ряд значимых памятников в городе Туркестане и городище Отрар, а также формирование их в качестве национальных символов.
      Отрар - это крупный торговый центр на Великом Шелковом пути, где родился всемирно известный гений Аль-Фараби. Это духовная колыбель, имевшая крупнейшую в мировой истории библиотеку.
      В Туркестане погребено множество ханов и биев, батыров и героев, отдавших жизнь за свою землю, боровшихся до последней капли крови за свой народ. В советскую эпоху уничтожены мавзолеи и захоронения ханов Есима, Тауке, Жангира, бия Казыбека, батыров Богенбая, Жанибека, Жаугаша и Койгелды.
      Все перечисленные объекты являются священными символами и священными местами, консолидирующими народ.

5.2. Развитие культурного туризма

      Развитие культурного туризма на базе исторических мест Великого Шелкового пути, проведение системных мероприятий, раскрывающих их роль в истории государства как ценностей, объединяющих народ, станет одним из основных стратегических направлений государства. До сегодняшнего дня не на должном уровне представлены наши бесчисленные сокровища мировому сообществу и тем самым не активизирован культурный туризм.
      Предлагается определить пути развития культурного туризма на основе отмеченных выше национальных символов. Территорию Казахстана необходимо представить миру как основную ветвь Великого Шелкового пути, создать систему конкретных маршрутов.
      В целях подготовки отдельных характеристик каждого музея-заповедника будут приняты меры по составлению Генерального плана, определяющего развитие музеев-заповедников на магистральных участках Великого Шелкового пути.
      Для развития культурного туризма будет осуществлена музеефикация всех исторических мест. При этом каждый музей будет отражать пройденный народом тернистый путь, показывать поэтапно историю Казахстана. Музеи-заповедники ярко представят быт кочевников, передавая атмосферу, создавая ощущение той эпохи.

5.3. Пропаганда национального
историко-культурного наследия на международном уровне

      Исторически известно, что такие выдающиеся личности, как Аль-Фараби и Султан Аз-Захир Бейбарс - выходцы из древних казахских земель. Однако этого мало, и наш долг доказать мировому сообществу то, что они являются частью тюркской культуры.
      Во время официального визита Президента страны Н.А. Назарбаева и Египет и Сирию было подписано Соглашение о строительстве в Дамаске мавзолея и историко-культурного центра Аль-Фараби, реставрации мавзолея Султана Аз-Захир Бейбарса, а также реставрации мечети Султана Аз-Захир Бейбарса в Каире.
      В рамках второго этапа реализации программы будет осуществлен комплекс мер по реализации положений межправительственного соглашения. Начиная с 2007 года, начаты работы по строительству историко-культурного центра и мавзолея Аль-Фараби в г. Дамаске (Сирия), реставрации мечети Султана Аз-Захир Бейбарса в городе Каире (Египет).
      Будут созданы высококачественные и содержательные документальные фильмы о курганах Берель и Иссык, памятниках в городе Туркестане и городище Отрар, других исторических местах Казахстана и организованы их показы по мировым телеканалам, таким, как "Би-би-си" и "Дискавери". Такие проекты будут содействовать, во-первых, мировому признанию казахской земли, во-вторых, увеличению потока туристов.
      Планируется проведение международных конференций и совместно с авторитетными зарубежными исследователями, крупными научными центрами будет изучено национальное наследие в контексте общемировых культурных ценностей. В целях признания национального культурного наследия общемировым достоянием будут организованы выставки за рубежом.
      Будут внесены предложения по открытию крупного музея международного уровня в Астане, где будут собраны наиболее важные сокровища, найденные в рамках реализации государственной и отраслевой программ. Это позволит туристам по конкретным экспонатам узнать о вкладе казахской земли в развитие человеческой цивилизации со времен саков и гуннов до сегодняшнего дня.

5.4. Комплексное изучение историко-культурного наследия,
выявленных за предыдущие пять лет

      На сегодняшний день из-за рубежа привезены в Казахстан около 5 000 копий материалов, касающихся казахской истории. Собранные сведения и материалы войдут в научный оборот.
      Также будут:
      проведены археологические исследования крупных исторических городов и поселений;
      реализованы прикладные научные исследования, связанные с историей, материальной и духовной культурой казахского народа и кочевых народов Центральной Азии;
      разработаны и выпущены новые серии книг по вопросам историко-культурного наследия на государственном языке, в целях воспитания подрастающего поколения в духе казахстанского патриотизма.

5.5. Включение систематизированных знаний в учебный процесс

      Одна из главных задач сегодня - воспитание поколения, хорошо знающего традиции родной культуры, любящего историю своего народа - поколения, которому можно доверить будущее страны.
      Казахстан сегодня - полноправный, уважаемый и авторитетный член международного сообщества. По основным показателям экономического, социального развития и уровня жизни населения наша страна занимает сегодня лидирующие позиции в СНГ. В стране растет активное и целеустремленное молодое поколение, свободно владеющее несколькими языками, освоившее современные информационные технологии. Есть опасение, что молодое поколение, не усвоившее духовные ценности своего народа, уроки родной истории, может захлебнуться волной глобализации и пойти на поводу различных догматических течений.
      В данном контексте долг государства заключается в воспитании молодых казахстанцев в духе патриотизма, любви к родному народу. Для всестороннего обсуждения этого вопроса и принятия соответствующего решения будут составлены планы работ на долгосрочную перспективу и начата их реализация.

5.6. Реализация кадровой политики как стратегического
ресурса развития отрасли

      Гарантией стабильного и поступательного развития любого общества является эффективное решение проблемы профессиональных кадров.
      В настоящее время ощущается острая потребность в высококвалифицированных кадрах. Задача подготовки профессиональных переводчиков до сих пор не получила достойного решения. Требуются специалисты, которые сумеют осуществить качественный перевод исторического наследия и национального фольклора на другие языки и перевод на казахский язык важнейших материалов по разным сферам мировой науки и общественной мысли. Также не хватает реставраторов для восстановления древних сокровищ. Принимая во внимание вышеизложенное, необходимо:
      обеспечение подготовки специалистов - переводчиков, историков и этнографов;
      обеспечение участия молодых специалистов в международных обучающих программах;
      организация стажировок работников культуры на базе лучших организаций культуры страны и зарубежья;
      организация обмена опытом в страны ближнего и дальнего зарубежья.

6. Принципы и механизмы Концепции

      Реализация Концепции осуществляется с учетом следующих принципов:
      1) обеспечение системности, преемственности и внедрения инновационных подходов при осуществлении государственной политики;
      2) использование мирового опыта в сфере сохранения и пропаганды историко-культурного наследия;
      3) внедрение современных инновационных и информационных технологий в сфере сохранения и пропаганды историко-культурного наследия;
      4) обеспечение общедоступности научно-исследовательских и изыскательских проектов, осуществленных в рамках государственой и отраслевой программ.
      Механизмами реализации Концепции являются:
      1) подготовка Плана мероприятий по реализации стратегического национального проекта "Культурное наследие" на 2009-2011 годы;
      2) осуществление мониторинга реализации мероприятий стратегического национального проекта "Культурное наследие" на 2009-2011 годы;
      3) широкая пропаганда результатов и достижений через средства массовой информации;
      4) заслушивание отчетов руководителей секций на заседании Общественного совета по реализации программы "Культурное наследие".

7. Ожидаемые результаты от реализации Концепции

      Осуществление предлагаемого комплекса мер по дальнейшей реализации отраслевой программы рассчитано на 2009-2011 годы и позволит:
      повысить теоретическую и научную базу гуманитарной сферы науки Казахстана соответствующего тенденциям и направлениям мирового развития;
      разработать единый механизм пропаганды историко-культурного наследия страны на мировой арене, учитывающий международные тенденции и направления, особенности культуры и менталитета казахского народа;
      создать условия для развития целой отрасли науки культурологии;
      пропагандировать национальное историческое наследие на международном уровне;
      наладить деловые контакты с зарубежными научно-аналитическими центрами в сфере культуры, что позволит эффективно учитывать международные тренды данной сфере;
      ввести в научный оборот все данные и материалы, собранные по стратегическому национальному проекту "Культурное наследие" на 2009-2011 годы;
      включить систематизированные сведения, полученные по результатам реализации стратегического национального проекта "Культурное наследие" на 2009-2011 годы, в учебники и учебные программы средних и высших учебных заведений.
      Постиндустриальная цивилизация осознала высочайший потенциал культурного наследия, необходимость его сбережения и эффективного использования как одного из важнейших ресурсов мировой экономики.
      В период, когда Казахстан вступил в новый этап строительства суверенного государства, необходимо, чтобы народ консолидировался вокруг идеи национального развития, чтобы историческое наследие стало символом единства народа и целостности страны.
      Настоящая Концепция позволит обеспечить сохранность и эффективное использование историко-культурного наследия, преобразовать стратегический национальный проект "Культурное наследие" на 2009-2011 годы в один из ключевых факторов стратегии устойчивого развития.