О проекте Закона Республики Казахстан "О лотереях и лотерейной деятельности в Республике Казахстан"

Постановление Правительства Республики Казахстан от 31 марта 2007 года N 248

Действующий

      Правительство Республики Казахстан  ПОСТАНОВЛЯЕТ:
      внести на рассмотрение Мажилиса Парламента Республики Казахстан проект Закона Республики Казахстан "О лотереях и лотерейной деятельности в Республике Казахстан".

       Премьер-Министр
      Республики Казахстан

Проект

  Закон Республики Казахстан
"О лотереях и лотерейной деятельности
в Республике Казахстан"

      Настоящий Закон регулирует общественные отношения в области лотерейной деятельности на территории Республики Казахстан, определяет цели и порядок проведения лотерей, устанавливает организационные основы государственного регулирования лотерейной деятельности.

       Статья 1. Основные понятия, используемые в настоящем Законе

      В настоящем Законе используются следующие основные понятия:
      1) валовой доход - сумма денег, полученных от реализации лотерейных билетов конкретного вида лотереи по номинальной цене билета;
      2) вещевые лотереи - лотереи с выигрышем в виде имущества (кроме денег) и зафиксированным согласно правилам и условиям проведения лотереи в денежном эквиваленте;
      3) выигрыш - факт выпадения на лотерейный билет всего призового фонда лотереи или его части, а также имущество, выигранное по лотерейному билету, переходящее в собственность конкретного участника - владельца выигравшего лотерейного билета;
      4) денежно-вещевые лотереи - лотереи с выигрышем в виде денег, имущества (кроме денег), зафиксированного согласно правилам и условиям проведения лотереи в денежном эквиваленте;
      5) денежные лотереи - лотереи с выигрышем в виде денег;
      6) лотерейная деятельность - предпринимательская деятельность по организации и проведению лотерей в Республике Казахстан Национальным оператором лотереи;
      7) лотерейный билет - документ, дающий право на участие в тираже призового фонда лотереи, содержащий информацию, необходимую для определения с абсолютной степенью достоверности факта выпадения или невыпадения на него выигрыша в лотерее и соответствующий требованиям правил и условий проведения лотереи;
      8) лотерейное оборудование - система специализированной техники, необходимой для организации и проведения лотереи, в том числе электронные терминалы и компьютеры для фиксирования различного рода информации о лотерейных билетах, компьютерная техника и оборудование для проведения тиражей лотереи;
      9) лотерея - групповая или массовая игра, в ходе которой между участниками лотереи - владельцами лотерейных билетов проводится тираж призового фонда лотереи, при этом выпадение выигрыша на какой-либо из лотерейных билетов не зависит от воли и действий лиц, участвующих в тираже, является исключительно делом случая и не может быть никем специально устроено;
      10) Национальный оператор лотереи - акционерное общество, пятьдесят один процент голосующих акций которого принадлежат государству и обладающее исключительным правом по организации и проведению лотереи на всей территории Республики Казахстан;
      11) правила и условия проведения лотереи - инструктивно-методический материал по организации и проведению отдельной лотереи, соответствующий требованиям настоящего Закона;
      12) призовой фонд лотереи - совокупность денег, формируемая за счет реализованных лотерейных билетов, которая распределяется между участниками лотереи посредством проведения тиража по правилам и условиям проведения лотереи;
      13) тираж - процедура лотереи, в ходе которой на основе принципа случайного определения выигрышей устанавливается факт выпадения или невыпадения выигрыша на лотерейный билет с использованием лотерейного оборудования, проводимая в установленный правилами и условиями проведения лотереи срок, по результатам которой определяются выигравшие лотерейные билеты и подлежащие выплате, передаче или предоставлению выигрыши;
      14) уполномоченный орган - государственный орган, осуществляющий государственное регулирование в области лотерейной деятельности;
      15) участник лотереи - физическое или юридическое лицо, владеющее лотерейным билетом.

       Статья 2. Законодательство Республики Казахстан о лотереях и
                лотерейной деятельности

      1. Законодательство Республики Казахстан о лотереях и лотерейной деятельности основывается на Конституции Республики Казахстан и состоит из настоящего Закона и иных нормативных правовых актов Республики Казахстан.
      2. Если международным договором, ратифицированным Республикой Казахстан, установлены иные правила, чем те, которые содержатся в настоящем Законе, то применяются правила международного договора.
      3. Настоящий Закон не распространяется на деятельность по организации и проведению розыгрышей, проводимых в рекламных целях.

       Статья 3. Основные принципы в области лотерейной деятельности

      Основными принципами в области лотерейной деятельности являются:
      1) обеспечение защиты прав и законных интересов участников лотерей;
      2) обеспечение объективного результата проведения лотереи.

       Статья 4. Виды лотерей

      В зависимости от вида выигрыша лотереи подразделяются на денежные, вещевые и денежно-вещевые.

       Статья 5. Компетенция уполномоченного органа

      Уполномоченный орган:
      1) осуществляет контроль за осуществлением лотерейной деятельности в Республике Казахстан;
      2) согласовывает правила и условия проведения лотереи;
      3) в соответствии с гражданским законодательством на тендерной основе определяет организацию - соучредителя Национального оператора лотереи и устанавливает квалификационные требования к организациям, участвующим в тендере;

       Статья 6. Контроль в области осуществления лотерейной деятельности

      1. Контроль за осуществлением лотерейной деятельности осуществляется в виде проверки деятельности Национального оператора лотереи на соблюдение законодательства Республики Казахстан о лотереях и лотерейной деятельности.
      2. Проверки осуществляются уполномоченным органом в инициативном порядке либо по обращениям физических и юридических лиц.
      Основанием для проведения проверки является приказ уполномоченного органа, содержащий следующие реквизиты:
      1) дату и номер регистрации приказа в уполномоченном органе;
      2) полное наименование Национального оператора лотереи;
      3) фамилии, имена, отчества и должности проверяющих лиц;
      4) срок и цели проведения проверки.
      3. Срок проведения проверки не должен превышать 30 (тридцати) рабочих дней с момента вручения приказа, если иное не установлено настоящей статьей. При проверке вопросов особой сложности срок проведения проверки может быть продлен уполномоченным органом до 50 (пятидесяти) рабочих дней.
      4. Проверки деятельности Национального оператора лотереи в инициативном порядке производятся уполномоченным органом не чаще 1 (одного) раза в год.
      5. Лотерейное оборудование подлежит контролю в соответствии с законодательством Республики Казахстан о техническом регулировании и обеспечении единства измерений.

       Статья 7. Учредители и уставный капитал Национального оператора лотереи

      1. Учредителями Национального оператора являются государство в лице Правительства Республики Казахстан и организация, определяемая уполномоченным органом на тендерной основе.
      2. Уставный капитал Национального оператора лотереи формируется путем предварительной оплаты акций учредителями акционерного общества.
      3. При формировании уставного капитала государство в счет оплаты пятидесяти одного процента голосующих акций Национального оператора лотереи вносит исключительное право по организации и проведению лотереи на всей территории Республики Казахстан, стоимость которого определяется в соответствии с законодательством Республики Казахстан об оценочной деятельности.

       Статья 8. Национальный оператор лотереи

      1. Национальный оператор лотереи осуществляет свою деятельность в соответствии с законодательством Республики Казахстан об акционерных обществах с обязательным использованием в фирменном наименовании юридического лица слов "лото" или "лотерея".
      2. Национальный оператор лотереи создает филиалы на всей территории Республики Казахстан на уровне областей, города республиканского значения и столицы.
      3 Национальный оператор лотереи не вправе осуществлять иную предпринимательскую деятельность помимо лотерейной деятельности.
      4. Национальный оператор лотереи действует в соответствии с требованиями настоящего Закона и обязан:
      1) представлять на согласование уполномоченному органу правила и условия проведения лотереи;
      2) соблюдать правила и условия проведения лотерей, согласованные уполномоченным органом;
      3) сформировать на момент проведения лотереи призовой фонд лотереи, размер которого определяется им самостоятельно. При этом призовой фонд лотереи должен составлять не менее 50 (пятидесяти) процентов от общего валового дохода по конкретному виду лотереи;
      4) создать условия для своевременной выплаты или выдачи выигрышей, а также выплачивать выигрыши выигравшему участнику лотерей в соответствии с правилами и условиями проведения лотереи, определенными для конкретного вида лотереи.

       Статья 9. Правила и условия проведения лотереи

      Правила и условия проведения лотереи устанавливают:
      1) порядок информирования участников лотереи об основных правилах участия в лотерее;
      2) требования к производимым лотерейным билетам, в том числе защитным;
      3) порядок проведения тиража, в том числе конкретную дату его проведения;
      4) порядок формирования и распределения призового фонда лотереи, а также выигрышей в виде имущества (кроме денег) по вещевым или денежно-вещевым лотереям;
      5) порядок и сроки получения выигрышей;
      6) порядок учета билетов, выпускаемых на продажу;
      7) порядок формирования тиражной комиссии, а также утверждения ее персонального состава.

       Статья 10. Порядок проведения тиража

      1. Проведение тиража осуществляется в соответствии с правилами и условиями проведения лотереи.
      2. При проведении тиража для определения участвующих в тираже лотерейных билетов и фиксирования результатов тиража, выигрышей по лотерейным билетам Национальным оператором лотереи создается тиражная комиссия в соответствии с правилами и условиями проведения лотерей.
      3. В состав тиражной комиссии включаются представители Национального оператора лотереи в количестве одной трети и общественных объединений в количестве двух третей. Состав тиражной комиссии утверждается Национальным оператором лотереи.
      4. Тиражная комиссия фиксирует результаты тиража и выигрыши по лотерейным билетам в день проведения тиража.
      5. При трансляции проведения лотереи по телевидению, Национальный оператор лотереи обеспечивает трансляцию тиража в прямом эфире с демонстрацией процедуры определения выигрышей.
      6. Проведение тиража возможно только после определения участвующих в тираже лотерейных билетов тиражной комиссией.
      7. Национальный оператор лотереи не позднее 5 (пяти) календарных дней со дня фиксирования тиражной комиссией результатов тиража лотереи и выигрышей по лотерейным билетам обязан информировать об этом участников лотерей в соответствующих средствах массовой информации.

       Статья 11. Формирование призового фонда лотереи

      1. Призовой фонд лотереи формируется в соответствии с правилами и условиями проведения лотереи.
      2. Призовой фонд лотереи не может быть использован Национальным оператором лотереи на другие цели, кроме выплаты или выдачи выигрышей участникам лотереи.
      3. Призовой фонд лотереи может направляться на приобретение имущества (кроме денег) для формирования выигрышей по вещевым и денежно-вещевым лотереям.
      4. Формирование призового фонда лотереи или приобретение имущества (кроме денег) для формирования выигрышей по вещевым, денежно-вещевым лотереям прекращается с момента начала проведения тиража.
      5. Запрещается проведение тиража лотереи до накопления призового фонда лотереи в полном объеме или формирование призового фонда лотереи за счет заемных средств.

       Статья 12. Распределение призового фонда лотереи

      1. Средства призового фонда лотереи должны полностью разыгрываться в рамках тиража, к которому он относится, за исключением лотерей, использующих принцип накопительного формирования призового фонда лотереи в течение нескольких тиражей (джек-Пот).
      2. Хранение призовых фондов лотереи разных тиражей производится раздельно.
      3. Невостребованные выигрыши в неденежной форме хранятся у Национального оператора лотереи, либо у специально привлеченного для этой цели на договорной основе юридического лица до истечения срока выплаты, предусмотренного статьей 13 настоящего Закона.
      4. По истечении срока невостребованные выигрыши переходят в собственность государства.

       Статья 13. Порядок выплаты выигрышей

      1. Выплата выигрышей по лотерейным билетам производится в соответствии с правилами и условиями проведения лотереи, но должна начинаться не позднее 10 календарных дней после проведения очередного тиража.
      2. Выигрышные билеты принимаются к оплате в течение 3 (трех) месяцев с даты объявления результатов тиража. По истечении этого срока претензии по невостребованным выигрышам не рассматриваются.

       Статья 14. Неприкосновенность призового фонда лотереи

      1. Призовой фонд лотереи, заявляемый в правилах и условиях проведения лотереи и представляющий нераспределенную часть средств участников лотереи, не является активом Национального оператора лотереи и не может быть использован им ни на какие другие цели, кроме выплаты или выдачи выигрышей участникам лотерей.
      2. Призовой фонд лотереи не является собственностью Национального оператора лотереи и на него не может быть обращено взыскание по его обязательствам.
      3. Хранение призового фонда лотереи в денежном выражении осуществляется банками второго уровня на договорной основе.
      Призовой фонд лотереи в денежном выражении размещается не менее чем в 3 (трех) банках второго уровня. Сумма хранящихся денег в каждом из банков второго уровня не должна превышать 35 (тридцати пяти) процентов от размера призового фонда лотереи.
      4. Вещевые выигрыши в неденежной форме, в заявляемом в правилах и условиях проведения лотереи виде имущества, хранятся у Национального оператора лотереи или специально привлеченного для этой цели на договорной основе доверенного юридического лица и выдается только участникам лотереи по выигрышным билетам.

       Статья 15. Гарантии прав участников лотерей

      1. Приобретение лотерейного билета служит основанием возникновения гражданско-правового обязательства, в соответствии с которым участник лотереи вправе требовать от Национального оператора лотереи:
      1) соблюдения правил и условий проведения лотереи;
      2) выплаты выигрыша, выпавшего на данный билет;
      3) получения информации о лотерее в соответствии с правилами и условиями проведения лотереи.
      2. Участник лотереи вправе обжаловать в судебном порядке случаи нарушения правил и условий проведения лотереи.

       Статья 16. Ответственность за нарушение законодательства
                 Республики Казахстан о лотереях и лотерейной
                 деятельности

      Лица, виновные в нарушении законодательства Республики Казахстан о лотереях и лотерейной деятельности, несут ответственность в соответствии с законами Республики Казахстан.

       Статья 17. Переходные и заключительные положения

      1. Настоящий Закон вводится в действие с 1 января 2008 года.
      2. Со дня введения в действие настоящего Закона действие лицензий, выданных до 1 января 2008 года на право занятия деятельностью по организации и проведению лотерей (кроме государственных (национальных), прекращается.

       Президент
      Республики Казахстан