Об утверждении Типовых правил деятельности организаций образования, реализующих образовательные программы среднего общего образования

Постановление Правительства Республики Казахстан от 11 марта 2005 года № 224. Утратило силу постановлением Правительства Республики Казахстан от 17 мая 2013 года № 499

Утратил силу

      Сноска. Утратило силу постановлением Правительства РК от 17.05.2013 № 499 (вводится в действие по истечении десяти календарных дней после первого официального опубликования).

      В целях реализации Закона  Республики Казахстан от 7 июня 1999 года "Об образовании" Правительство Республики Казахстан ПОСТАНОВЛЯЕТ:

      1. Утвердить прилагаемые Типовые правила деятельности организаций образования, реализующих образовательные программы среднего общего образования.

      2. Настоящее постановление вводится в действие по истечении десяти календарных дней после его официального опубликования.

      Премьер-Министр
      Республики Казахстан

Утверждены               
постановлением Правительства    
Республики Казахстан        
от 11 марта 2005 года N 224     

Типовые правила
деятельности организаций образования,
реализующих образовательные программы
среднего общего образования

1. Общие положения

      1. Настоящие Типовые правила деятельности организаций образования, реализующих образовательные программы среднего общего образования (далее - Правила), разработаны в соответствии с Законом  Республики Казахстан от 7 июня 1999 года "Об образовании" и определяют порядок деятельности всех видов организаций образования, реализующих образовательные программы среднего общего образования (далее - организация) независимо от форм их собственности и ведомственной подчиненности. Z070319
      2. Организация реализует основные и дополнительные общеобразовательные программы предшкольной подготовки, начального общего, основного общего и среднего общего образования.
      Организация является основным звеном системы непрерывного образования и предоставляет всем гражданам Республики Казахстан гарантированное государством право и возможность получения бесплатного среднего общего образования в пределах государственных общеобязательных стандартов образования (далее - ГОСО).
      3. Организация осуществляет деятельность в соответствии с Конституцией , законами, иными нормативными правовыми актами Республики Казахстан, а также настоящими Правилами и разработанными на их основе уставами.
      4. Основные задачи организации:
      создание условий для освоения учащимися образовательных программ;
      обеспечение получения учащимися знаний, умений и навыков не ниже уровня, предусмотренного соответствующим ГОСО;
      развитие творческих, духовных и физических возможностей личности, формирование прочных основ нравственности и здорового образа жизни, обогащение интеллекта путем создания условий для развития индивидуальности;
      воспитание гражданственности и патриотизма, любви к своей Родине - Республике Казахстан, уважения к государственным символам, почитания народных традиций, нетерпимости к любым антиконституционным и антиобщественным проявлениям;
      формирование у учащихся потребностей участвовать в общественно-политической, экономической и культурной жизни республики, осознанного отношения личности к своим правам и обязанностям;
      приобщение к достижениям мировой и отечественной культуры; изучение истории, обычаев и традиций казахского и других народов республики;
      овладение государственным, русским и иностранным языками;
      внедрение новых технологий обучения, информатизация деятельности организаций образования, выход на международные глобальные коммуникационные сети.
      5. В целях обеспечения доступности и вариативности среднего общего образования, создания благоприятных условий для обучения, воспитания и развития граждан в соответствии с их склонностями, способностями, интересами, состоянием здоровья, могут создаваться различные виды организаций.
      6. С учетом потребностей и возможностей личности образовательные программы среднего общего образования осваиваются в следующих формах: очной, заочной, вечерней, дистанционного обучения, экстерната.
      Для граждан, которые по состоянию здоровья в течение длительного времени не могут посещать общеобразовательную школу, организуется индивидуальное бесплатное обучение на дому или в лечебных организациях.

      2. Организация деятельности организации

      7. Субъектами образовательного процесса в школе являются обучающиеся, педагогические работники, родители обучающихся или иные законные представители.
      8. Общий порядок и правила приема граждан на обучение в организации устанавливаются центральным исполнительным органом Республики Казахстан в области образования.
      Порядок приема в организации на ступени начального общего, основного общего и среднего общего образования, обеспечивающий прием всех граждан, проживающих на территории, закрепленной за данной организацией, и имеющих право на получение образования соответствующей ступени, утверждается учредителем.
      9. В негосударственных организациях, реализующих платные образовательные услуги, взаимоотношения учащегося (воспитанника), его родителей или иных законных представителей регулируются договором, определяющим сроки обучения, размер платы за обучение, иные условия.
      10. Наполняемость классов (групп) по типам и видам организаций определяется центральным исполнительным органом Республики Казахстан в области образования .
      11. С учетом интересов родителей или иных законных представителей, по согласованию с местными органами управления образованием, в организации могут открываться классы компенсирующего обучения (компенсирующее обучение - это создание для детей, испытывающих затруднения в освоении общеобразовательных программ, условий, адекватных особенностям их воспитания и обучения, позволяющих предупредить дезадаптацию в условиях организации).
      12. По представлению местного исполнительного органа организация, в пределах закрепленной территории, проводит персональный (пофамильный) учет детей дошкольного и школьного возраста.
      13. В предшкольные классы принимаются дети, которым на 1 сентября текущего года исполнилось пять или шесть лет; в 1-е классы - дети, которым на 1 сентября текущего года исполнилось шесть или семь лет.
      Прием осуществляется на основании письменного заявления родителей или иных законных представителей, медицинской справки и копии свидетельства о рождении.
      14. Выпускникам основной и старшей ступеней организаций (далее - выпускникам), успешно прошедшим итоговую государственную аттестацию, выдается документ государственного образца о соответствующем уровне образования (далее - документ), заверенный печатью организации.
      Выпускникам, достигшим особых успехов при освоении общеобразовательных программ основного общего и среднего общего образования, выдаются документы с отличием.
      Выпускникам, не завершившим образование, выдается справка установленного образца, форма которой утверждается центральным исполнительным органом Республики Казахстан в области образования.
      15. Исключение из государственных дневных общеобразовательных учебных заведений детей до 16-летнего возраста допускается в исключительных случаях по решению органов управления образованием, за совершение противоправных действий, грубое и неоднократное нарушение устава организации образования. Решение об исключении детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, принимается с согласия органов опеки и попечительства.
      16. Порядок комплектования персонала организации регламентируется ее уставом и законодательством Республики Казахстан .
      17. На педагогическую работу в организацию принимаются лица, имеющие необходимую профессионально-педагогическую квалификацию, соответствующую требованиям квалификационной характеристики по специальности и подтвержденную документами государственного образца об образовании.
      Лицам, не имеющим соответствующего профессионального образования, предоставляется право заниматься педагогической деятельностью по решению педагогического совета организации только при отсутствии необходимых специалистов.
      К педагогической деятельности в организации не допускаются лица, которым она запрещена приговором суда.
      В случае несоответствия лиц, занимающихся профессиональной педагогической деятельностью, занимаемой должности, вследствие недостаточной квалификации, а также в случае совершения противоправных поступков, не совместимых с продолжением педагогической деятельности, они освобождаются от педагогической работы в соответствии с законодательством Республики Казахстан .
      18. Рабочее время учителя определяется согласно внутреннему трудовому распорядку школы.

3. Образовательный процесс

      19. Организация осуществляет образовательный процесс в соответствии с общеобразовательными программами трех ступеней среднего общего образования: начальной (1-4 классы), основной (5-9 классы) и старшей (10-11(12) классы).
      20. В организациях для детей дошкольного возраста могут открываться дошкольные мини-центры и одногодичные предшкольные классы.
      21. Обеспечение учащихся и воспитанников в государственных учебных заведениях учебниками осуществляется:
      путем ежегодного предоставления учебников бесплатно в пользование на возвратной основе через школьные библиотеки;
      путем покупки учебников в розничной продаже.
      В бесплатное пользование на возвратной основе из школьных библиотек учебники ежегодно получают:
      воспитанники интернатных организаций;
      дети-сироты, дети, оставшиеся без попечения родителей; дети с ограниченными возможностями, инвалиды, инвалиды с детства;
      дети из семей, обладающих правом на получение государственной адресной социальной помощи;
      дети из многодетных семей;
      дети из семей, не получающих государственной адресной социальной помощи, в которых подушевой доход ниже величины прожиточного минимума;
      дети, которые по состоянию здоровья в течение длительного времени обучаются по программам среднего общего образования в лечебных организациях.
      22. Начальное общее образование (1 ступень) обеспечивает овладение обучающимися чтением, письмом, счетом, основными умениями и навыками учебной деятельности, элементами теоретического мышления, простейшими навыками самоконтроля учебных действий, культурой поведения и речи, основами личной гигиены и здорового образа жизни.
      23. Основное общее образование (2 ступень) закладывает основы специальных предметных знаний, обеспечивает условия становления и формирования личности обучающегося, его склонностей, интересов и способности к социальному самоопределению, получение им базового образования.
      Основное общее образование является базой для получения среднего общего образования, начального профессионального и среднего профессионального образования.
      24. Среднее общее образование (3 ступень) является обязательным и завершающим этапом подготовки по общеобразовательным предметам, обеспечивает развитие устойчивых познавательных интересов и творческих способностей обучающихся, формирование навыков самостоятельной учебной деятельности на основе дифференциации обучения. На этой ступени осуществляется профильное обучение и обучение по выбору, направленное на реализацию интересов, способностей и профессиональной ориентации учащихся.
      25. Порядок проведения итоговой государственной аттестации выпускников старшей ступени организаций определяется центральным исполнительным органом Республики Казахстан в области образования, в том числе с узбекским, уйгурским и таджикским языками обучения .
      26. Обучающиеся на ступенях начального общего и основного общего образования, не освоившие программу учебного года по трем и более предметам, оставляются на повторное обучение или, по рекомендации медико-педагогической комиссии и с согласия родителей или иных законных представителей, переводятся в классы компенсирующего обучения.
      Учащиеся 1 класса могут быть оставлены на повторный год по рекомендации медико-педагогической комиссии и по согласованию с родителями.
      Обучающиеся начальной и основной ступеней среднего общего образования, имеющие по итогам учебного года академические задолженности по 1-2 предметам, переводятся в следующий класс после выполнения ими летних заданий и сдачи экзаменов.
      27. Организации самостоятельны в выборе форм, средств и методов обучения, определяемых их уставами.
      28. Организация образовательного процесса в организации строится на основе учебного плана, регламентируется годовым календарным учебным графиком и расписанием занятий.
      29. Содержание образования в конкретной организации определяется рабочими программами и учебными планами, разработанными и реализуемыми в соответствии с ГОСО.
      Разработку рабочего учебного плана и программ по учебным предметам, входящим в состав вариативной части базисного учебного плана и отражающим специфику конкретной организации, организация вправе осуществлять самостоятельно.
      30. Годовой календарный учебный график в негосударственной организации определяется ее уставом.
      31. Расписание занятий в организации утверждается ее руководителем либо лицом, его заменяющим.
      В расписании указываются ежедневное количество, продолжительность и последовательность учебных занятий.
      Продолжительность урока в организации - 45 минут (в классах компенсирующего обучения - не более 40 минут).
      В целях облегчения процесса адаптации детей к требованиям организации в 1-х классах должен применяться "ступенчатый" режим учебных занятий с постепенным наращиванием учебной нагрузки: в 1 четверти - 3 урока 35-минутной продолжительности; со 2-ой четверти - 4 урока по 35 минут каждый.
      Расписание занятий в организациях должно предусматривать перерыв достаточной продолжительности для питания и активного отдыха обучающихся и воспитанников.
      Учебные занятия в организациях должны начинаться не ранее 8 часов.
      32. Учебная нагрузка и режим занятий обучающихся определяются утверждаемыми организациями положениями, подготовленными на основе государственных общеобязательных стандартов, учебных планов и рекомендаций органов здравоохранения и образования.
      33. Образовательный процесс в дошкольных мини-центрах и предшкольных классах осуществляется с учетом специфичных для детей дошкольного возраста видов деятельности: игры, конструирования, изобразительной, музыкальной, театрализованной и другой деятельности, а также предусматривают возможность реализации индивидуального подхода к ребенку, работу с разными подгруппами детей с учетом их возрастных и психологических особенностей.
      34. Языковая политика в организации осуществляется в соответствии с Конституцией  Республики Казахстан и законодательством Республики Казахстан .
      35. Организации по договоренности, совместно с предприятиями, учреждениями, иными организациями, а также самостоятельно могут проводить начальную профессиональную подготовку в качестве дополнительных образовательных услуг, в том числе за плату.

4. Управление организацией

      36. Управление организацией осуществляется в соответствии с законодательством Республики Казахстан , настоящими Правилами и уставом организации.
      37. Формами коллегиального управления организацией являются педагогический совет, учебно-методический совет, попечительский совет и другие, правила организации которых, включая порядок их избрания,   утверждаются центральным исполнительным органом Республики Казахстан в области образования.
      Непосредственное руководство организацией осуществляет директор, назначаемый учредителем.
      Директор организации один раз в три года проходит аттестацию в порядке, установленном центральным исполнительным органом Республики Казахстан в области образования.
      Директору государственной организации совмещение его должности с другими руководящими должностями (кроме научного и научно-методического руководства) внутри или вне организации не допускается.
      38. При ликвидации или реорганизации организации учредитель обязан принять меры для завершения учебного года обучающихся ликвидируемых организаций в других организациях по согласованию с их родителями или иными законными представителями.
      39. Организации в соответствии с законодательством Республики Казахстан имеют право устанавливать прямые связи с зарубежными организациями образования, международными организациями и фондами; заключать двусторонние и многосторонние договоры о сотрудничестве, вступать в международные неправительственные организации (ассоциации) в области образования.