В целях реализации пункта 2.6.4. Плана мероприятий по реализации Программы Правительства Республики Казахстан на 2003-2006 годы, утвержденного постановлением Правительства Республики Казахстан от 5 сентября 2003 года N 903, Правительство Республики Казахстан постановляет:
1. Утвердить прилагаемую научно-техническую программу "Развитие атомной энергетики в Республике Казахстан" на 2004-2008 годы (далее - Программа).
2. Министерству энергетики и минеральных ресурсов Республики Казахстан ежегодно по итогам полугодия и года представлять в Правительство Республики Казахстан информацию о ходе реализации Программы.
3. Контроль за исполнением настоящего постановления возложить на Заместителя Премьер-Министра Республики Казахстан Мынбаева С.М.
4. Настоящее постановление вступает в силу со дня подписания.
Премьер-Министр
Республики Казахстан
Утверждена
постановлением Правительства
Республики Казахстан
от 12 апреля 2004 года N 405
Научно-техническая программа "Развитие атомной энергетики
в Республике Казахстан" на 2004-2008 годы
1. Паспорт Программы
Сноска. В раздел 1 внесены изменения постановлением Правительства РК от 8 июня 2006 года N 531 .
Наименование Развитие атомной энергетики в Республике Казахстан
Основание для Концепция развития урановой промышленности и
разработки: атомной энергетики Республики Казахстан на
2002-2030 годы, утвержденная постановлением
Правительства Республики Казахстан от 20 августа
2002 года N 926.
План мероприятий по реализации Программы
Правительства Республики Казахстан на 2003-2006
годы (пункт 2.6.4), утвержденный постановлением
Правительства Республики Казахстан от 5 сентября
2003 года N 903.
Цель Программы: Разработка наукоемких ядерных технологий, методов
и систем, направленных на развитие атомной науки,
техники и повышение безопасности и эффективности
атомной энергетики.
Основные Получение количественной информации, характери-
задачи: зующей радиационную обстановку в местах проведения
ядерных взрывов и размещения ядерных установок.
Организация систем мониторинга окружающей среды и
природных ресурсов в рамках Единой государственной
системы мониторинга. Разработка и осуществление
мероприятий по снижению риска от воздействия
радиационно-опасных объектов и территорий
Республики Казахстан. Разработка рекомендаций и
технологий по обращению с радиоактивными отходами
(далее - РАО) и их надежной изоляции.
Разработка технических предложений по обоснованию
строительства атомных станций в Казахстане.
Научно-техническое сопровождение работ по выводу
из эксплуатации реактора БН-350.
Разработка современных экологически безопасных
технологий на объектах атомной энергетики и
промышленности.
Развитие научных исследований, направленных на
решение задач по повышению безопасности и
эффективности ядерной и термоядерной энергетики и
промышленности. Проведение работ по перспективным
направлениям физики реакторов.
Обеспечение потребности Казахстана в изотопной
продукции медицинского и промышленного назначения.
Исследование и разработка технологий производства
перспективных материалов для атомной
промышленности Казахстана.
Разработка и внедрение ядерно-физических методов
и наукоемких технологий в различных отраслях
народного хозяйства.
Развитие системы геофизического мониторинга
ядерных испытаний.
Развитие методов изучения и оценки состояния недр
в местах проведения подземных ядерных взрывов,
изоляции РАО, строительства и эксплуатации ядерных
установок.
Разработка технологий утилизации и конверсии
боеприпасов с истекшими сроками хранения.
Развитие и совершенствование образовательных
технологий подготовки кадров для атомной науки,
техники, энергетики и промышленности.
Сроки 2004-2008 годы (I этап - 2004-2006 годы)
реализации (II этап - 2007-2008 годы)
Ожидаемые В результате реализации Программы будут получены
результаты следующие основные результаты:
разработаны методы и технологии по повышению
безопасности и эффективности ядерной и
термоядерной энергетики и промышленности;
получены новые данные по перспективным
направлениям физики реакторов;
получены новые экспериментальные данные для
верификации расчетных кодов, описывающих поведение
энергетических реакторов при тяжелых авариях;
разработаны технические предложения по
обоснованию строительства атомных станций в
Казахстане;
обеспечено научно-техническое сопровождение
работ по выводу из эксплуатации реактора БН-350;
создана информационная база, необходимая для
проектирования элементов и систем безопасности
энергетических реакторов;
создана система обращения с радиоактивными
отходами, в том числе с отработанным ядерным
топливом;
внедрены современные экологически безопасные
технологии на всех этапах жизненного цикла ядерных
установок;
созданы системы мониторинга окружающей среды и
природных ресурсов в радиационно-опасных местах в
рамках Единой государственной системы мониторинга;
проведены работы по ликвидации
радиационно-опасных объектов на территории
Казахстана;
получены новые данные по ядерной физике и
радиационному материаловедению;
налажено производство радиоизотопной продукции
медицинского и промышленного назначения;
разработаны и внедрены ядерные и радиационные
технологии и методы в промышленность Казахстана;
создана национальная система мониторинга ядерных
испытаний в составе мировой системы;
получены новые данные о состоянии недр в местах
проведения ядерных взрывов;
организована национальная система подготовки
кадров для атомной отрасли Казахстана.
Организованы учебно-методические классы по
подготовке и переподготовке специалистов по
приоритетным направлениям атомной энергетики и
промышленности;
организована система информирования и
просвещения населения по вопросам мирного
использования атомной энергии.
Объем и Финансирование Программы осуществляется за счет и
источники в пределах средств, предусматриваемых в
финансирования: республиканском бюджете на прикладные научные
исследования технологического характера.
Необходимый объем финансирования Программы из
республиканского бюджета на 2004-2008 годы
составляет 2870,3 миллионов (далее - млн.) тенге,
в том числе по годам: 2004 год - 498 млн. тенге;
2005 год - 522,9 млн. тенге; 2006 год - 580,9 млн.
тенге; 2007 год - 615,8 млн. тенге;
2008 год - 652,7 млн. тенге. Ежегодные объемы
будут уточняться в соответствии с объемами,
предусматриваемыми в республиканском бюджете
по соответствующей бюджетной программе.
Планируемые объемы дополнительно привлекаемых
внебюджетных средств для реализации Программы
составят около 1000 млн. тенге на период ее
реализации.
Администратор Министерство энергетики и минеральных ресурсов
Программы: Республики Казахстан
2. Введение
Основными задачами республиканского государственного предприятия "Национальный ядерный центр Республики Казахстан" (далее - НЯЦ РК), созданного в соответствии с Указом Президента Республики Казахстан от 15 мая 1992 года N 779 и постановлением Кабинета Министров Республики Казахстан от 21 января 1993 года N 55, были определены конверсия Семипалатинского испытательного полигона (использование его научно-технического потенциала в интересах экономики Республики Казахстан), объединение усилий ученых и специалистов, работающих в области атомной науки и техники для решения проблем атомной энергетики, радиационной экологии, ядерных и радиационных технологий, ликвидации последствий испытаний на территории Казахстана ядерного оружия.
Решение этих задач осуществлялось в рамках республиканской целевой научно-технической программы "Развитие атомной энергетики в Казахстане", основные задания и показатели которой на 1999-2003 годы были утверждены постановлением Правительства Республики Казахстан от 12 марта 1999 года N 235.
В настоящее время основные задания вышеназванной программы реализованы:
успешно проведены работы по ликвидации инфраструктуры испытания ядерного оружия на Семипалатинском испытательном полигоне (далее - СИП);
создана научно-техническая и технологическая база для развития атомной энергетики в Казахстане;
разработаны карты радиационно-загрязненных мест на некоторых участках территории Казахстана;
организовано производство радиофармацевтических препаратов;
разработан ряд ядерно-физических методов исследований для различных отраслей народного хозяйства;
заложены основы казахстанской системы мониторинга (модернизирован и построен ряд стационарных сейсмических и инфразвуковых станций наблюдения, впервые в Казахстане создана телекоммуникационная система сбора данных в режиме реального времени, создан Центр данных с функциями национального Центра данных);
оценены геофизические модели в местах проведения подземных ядерных взрывов и обоснованы методы проведения мониторинга поствзрывных процессов;
выполнено районирование геологических формаций СИП и прилегающих территорий по их потенциальной пригодности для захоронения РАО, выполнено обследование одного из перспективных участков.
Дальнейшим развитием работ в этих областях станет научно-техническая поддержка атомной отрасли в Казахстане на основе передовых технологий с учетом опыта ведущих атомных держав, развития аппаратурной и методической базы радиоэкологических исследований, создания эффективной системы обращения с РАО и отработанным ядерным топливом на уровне современных международных требований, создание национальной отрасли производства радиофармпрепаратов, дальнейшее развитие сети геофизического мониторинга в составе глобальной международной системы.
Одним из главных принципов успешного развития страны является ее энергетическая независимость. В связи с ограниченностью природных запасов органического топлива, его относительной дороговизной энергетика в ряде экономически развитых стран стала развиваться, в основном, за счет строительства атомных электростанций. В настоящее время в Республике Казахстан интенсивно развиваются энергоемкие отрасли производства, что делает чрезвычайно важным для Казахстана сохранение и дальнейшее ускоренное развитие атомной энергетики как наукоемкой и высокотехнологичной отрасли народного хозяйства. Для Казахстана также очень важно сохранение и закрепление регионального лидерства в области мирного использования атомной энергии. Наличие развитой атомной энергетики придаст Казахстану статус страны, обладающей наукоемкими, высокими технологиями.
Создание и развитие национальной атомной энергетики позволят на основе современных, высоких технологий решить задачу замещения импорта электроэнергии и энергоносителей, что чрезвычайно актуально для южных и западных регионов Казахстана.
В республике имеются все необходимые для этого объективные предпосылки. В первую очередь, это имеющийся топливный цикл от добычи урановой руды до производства топливных таблеток для атомных энергетических станций (далее - АЭС). За годы независимости Казахстан сохранил свое место в кооперации производителей урана и реакторного топлива, сложившейся еще в рамках бывшего СССР. Во-вторых, имеющаяся законодательная и нормативная база, регулирующая все аспекты деятельности по мирному использованию атомной энергии. В третьих, имеющийся научно-технический и кадровый потенциал республики.
Для развития высокого технологического уровня, обеспечивающего эффективное и безопасное функционирование объектов использования атомной энергии, необходимо научно-техническое сопровождение работ по развитию отечественной атомной энергетики и промышленности.
На решение этих задач направлена научно-техническая программа "Развитие атомной энергетики в Республике Казахстан" на 2004-2008 годы (далее - Программа).
3. Анализ современного состояния проблемы
Главной целью Стратегии развития Казахстана до 2030 года является повышение благосостояния населения на основе устойчивого развития экономики страны в рыночных условиях. Это возможно при условии устойчивого, опережающего развития энергетики, поскольку топливно-энергетический комплекс является важнейшей, структурной компонентой экономики, одним из ключевых факторов обеспечения жизнедеятельности производительных сил общества и населения.
Постановлением Правительства Республики Казахстан от 20 августа 2002 года N 926 была одобрена Концепция развития урановой промышленности и атомной энергетики Республики Казахстан на 2002-2030 годы. Цели, сформулированные в Концепции, ориентируют атомную энергетику и промышленность Республики Казахстан на решение задач, поставленных перед отраслью Президентом Казахстана в Стратегии развития Республики Казахстан до 2030 года. Задачи, поставленные в Концепции, направлены на преобразование энергетики Казахстана в высокотехнологичную, наукоемкую, динамично развивающую отрасль, которая стала бы надежной основой для форсированного и устойчивого развития экономики и повышения благосостояния населения страны. Атомная энергетика включает в себя большой комплекс сложных производств и новейших технологий, использующих последние достижения науки: центрифужное и лазерное разделение изотопов, новые композиционные, топливные и конструкционные материалы, автоматизированные системы управления на базе современных высокопроизводительных процессоров и компьютеров и т.п. Учеными ведущих организаций атомной отрасли разработаны и в ближайшем будущем будут внедрены принципиально новые технологии обращения с радиоактивными отходами, например, таких, как трансмутация актинидов и долгоживущих радионуклидов.
Программа является продолжением научно-исследовательских работ в области атомной энергетики в Казахстане, радиоэкологии, проблем нераспространения, прикладной ядерной физики. Результаты, полученные при выполнении основных заданий республиканской целевой научно-технической программы "Развитие атомной энергетики в Казахстане" на 1993-2003 годы, вызвали интерес у многих зарубежных организаций и позволили привлечь дополнительные финансовые инвестиции в форме грантов международных организаций, контрактов Японии, Америки и Европейского Союза. Сумма внебюджетного финансирования научно-исследовательских работ составила около 50 %. Привлечение внебюджетных средств позволило усовершенствовать аппаратурную базу, провести модернизацию имевшихся и построить уникальные стенды, расширить сеть геофизических станций, разработать технологии производства радиофармпрепаратов на имеющихся реакторном и ускорительном установках НЯЦ РК.
Был полностью переоснащен компьютерный парк, лаборатории оснащены новой современной аппаратурой (спектрометры Canberra, германиевые детекторы ORTEC GMX 13180-S, передвижные радиологические лаборатории) для радиоэкологических исследований, уникальные стенды EAGLE, COTELS для проведения исследований по безопасности атомных установок, проведена модернизация систем физической защиты реакторов, введены в эксплуатацию и функционируют инфразвуковые и сейсмические станции по контролю за проведением ядерных испытаний в городах Каратау, Актюбинск, Маканчи. Обследовано около 40% территории Семипалатинского испытательного полигона по крупномасштабной сетке. Разработаны технологии налажено производство трех радиофармпрепаратов: технеция, таллия, йода.
Развитие научных связей с высшими учебными заведениями Казахстана и России позволило организовать первый выпуск отечественных специалистов (14 человек - в 2001 году, 12 человек - в 2002 году) по специальности "Ядерные реакторы и энергетические установки" в Семипалатинском государственном университете имени Шакарима.
Слабые стороны проблемы: затягивание принятия решений по данной проблеме приведет к приостановлению работы реакторных установок и ускорительной техники и негативно отразится на развитии научно-технического и кадрового потенциала атомной отрасли Казахстана, будет нарушена отлаженная технология производства радиофармпрепаратов, а также не будут завершены разработки ядерных технологий для народного хозяйства Казахстана.
Сильные стороны проблемы: сохранение и дальнейшее развитие наукоемких технологий, кадрового потенциала, научно-технической базы атомной отрасли Казахстана.
Научная и прикладная значимость программы
В соответствии с Концепцией развития урановой промышленности и атомной энергетики Республики Казахстан на 2002-2030 годы направления работ, выполнение которых планируется в Программе, будут обеспечивать научно-техническую поддержку развития отечественной атомной энергетики и промышленности в Казахстане, развитие ядерных наукоемких технологий и методов диагностик, включая методы неразрушающего контроля, для различных отраслей народного хозяйства. Выполнение Программы позволит Казахстану не только сохранить научные и производственные кадры атомной отрасли, но и создать национальную систему подготовки специалистов для атомной науки, энергетики и промышленности.
Организационная и материально-техническая
обеспеченность программы
В Казахстане в настоящее время имеется ряд составляющих атомного энергопромышленного комплекса: организации, ведущие поиск и геологическую разведку месторождений урана, уранодобывающие предприятия, предприятия по производству уранового концентрата, двуокиси урана и топливных таблеток. Наличие в республике высококвалифицированных специалистов и научных центров, оснащенных исследовательскими реакторами и уникальными нереакторными установками и стендами, ведущими исследования в области ядерной физики, физики и технологии ядерных реакторов, безопасности ядерных энергетических установок, позволит успешно выполнить основные задачи программы по развитию высокой научно-технической и технологической базы атомной отрасли Казахстана. Ученые и специалисты научных и проектно-конструкторских предприятий НЯЦ РК непосредственно участвуют в разработке материалов проектов атомных станций, в работах по проекту международного термоядерного реактора и по проекту Казахстанского материаловедческого термоядерного реактора токамак.
4. Цель и задачи Программы
Цель Программы - разработка наукоемких ядерных технологий, методов и систем, направленных на развитие атомной науки, техники и повышение безопасности и эффективности атомной энергетики.
Задачи Программы.
Получение количественной информации, характеризующей радиационную обстановку в местах проведения ядерных взрывов и размещения ядерных установок. Организация систем мониторинга окружающей среды и природных ресурсов в рамках Единой государственной системы мониторинга. Разработка и осуществление мероприятий по снижению риска от воздействия радиационно-опасных объектов и территорий Республики Казахстан. Разработка рекомендаций и технологий по обращению с РАО и их надежной изоляции.
Разработка технических предложений по обоснованию строительства атомных станций в Казахстане.
Научно-техническое сопровождение работ по выводу из эксплуатации реактора БН-350.
Разработка современных экологически безопасных технологий на объектах атомной энергетики и промышленности.
Развитие научных исследований, направленных на решение задач по повышению безопасности и эффективности ядерной и термоядерной энергетики и промышленности.
Проведение работ по перспективным направлениям физики реакторов.
Разработка методов и технологий по повышению безопасности и эффективности ядерной и термоядерной энергетики и промышленности.
Проведение внереакторных и реакторных экспериментов для верификации расчетных кодов, описывающих поведение энергетических реакторов при тяжелых авариях.
Создание информационной базы, необходимой для проектирования элементов и систем безопасности энергетических реакторов.
Создание системы обращения радиоактивными отходами, в том числе с отработанным ядерным топливом.
Внедрение современных экологических безопасных технологий на всех этапах жизненного цикла ядерных установок.
Обеспечение потребности Казахстана в изотопной продукции медицинского и промышленного назначения.
Исследование и разработка технологий производства перспективных материалов для атомной промышленности Казахстана.
Разработка и внедрение ядерно-физических методов и наукоемких технологий в различных отраслях народного хозяйства.
Развитие системы геофизического мониторинга ядерных испытаний.
Развитие методов изучения и оценки состояния недр в местах проведения подземных ядерных взрывов, изоляции РАО, строительства и эксплуатации ядерных установок.
Разработка технологий утилизации и конверсии боеприпасов с истекшими сроками хранения.
Развитие образовательных технологий подготовки кадров для атомной науки, техники, энергетики и промышленности.
5. Основные направления и механизм реализации Программы
Основными направлениями реализации Программы являются:
1. Радиоэкология и охрана окружающей среды в Казахстане.
Получение комплексной информации о радиоэкологической обстановке в республике.
Меры и индикативные показатели: проведение спектрометрических и радиохимических исследований радиационной обстановки на бывших полигонах Казахстана, создание карт радиационного загрязнения по основным дозообразующим радионуклидам.
Разработка и внедрение системы мониторинга окружающей среды в местах проведения ядерных испытаний, размещения ядерных установок и мест хранения РАО и отработанного ядерного топлива (ОЯТ).
Меры и индикативные показатели: определение сетки отбора проб окружающей среды, создание системы воздушной фильтрации, адаптация технологий отбора и подготовки проб к природно-климатическим условиям полигонов и техническим характеристикам площадок.
Создание инфрастуктуры и технологий для сбора, переработки и долговременного хранения РАО и ОЯТ с учетом вывода из эксплуатации реактора БН-350.
Меры и индикативные показатели: разработка конструкторской документации ячеек долговременного хранения ОЯТ на основе нейтронно-физических расчетов, разработка технических средств и автоматизированной системы сбора и переработки РАО, разработка новых технологий обращения с РАО (трансмутация актинидов и долгоживущих радионуклидов).
Разработка методов надежной изоляции РАО, новых неорганических сорбентов.
Меры и индикативные показатели: разработка конструкторской документации очистительных сооружений, разработка технологий производства неорганических сорбентов, адаптированных к физико-химическим характеристикам почвы.
Ликвидация радиационно-опасных факторов на территории Казахстана.
Меры и индикативные показатели: создание базы данных ядерных материалов и РАО на территории Республики Казахстан, разработка технологий ликвидации радиационно-опасных объектов.
2. Обеспечение научно-технической поддержки работ по развитию атомной энергетики в Казахстане.
Оценка состояния энергетики, разработка балансов и прогнозов топливо- и энергопотребления в крупных промышленных центрах и городах, в регионах Республики Казахстан.
Меры и индикативные показатели: анализ состояния энергетики на территории республики, экономическая модель развития энергетики в отдельных регионах Казахстана.
Определение регионов и пунктов, наиболее подходящих для размещения атомных станций.
Меры и индикативные показатели: изучение геофизического состояния предполагаемых мест размещения атомных станций, оценка влияния строительства АЭС на социально-экономические показатели региона.
Проведение научных исследований, направленных на решение задач по повышению безопасности и эффективности ядерной и термоядерной энергетики Казахстана.
Меры и индикативные показатели: создание стендов и установок для проработки аварийных режимов работы реакторов на быстрых и тепловых нейтронах, создание измерительных приборов для исследований физических характеристик конструкционных материалов термоядерных реакторов.
Разработка технических методов, обеспечивающих ядерную и радиационную безопасность объектов атомной энергетики Республики Казахстан.
Меры и индикативные показатели: анализ системы физической защиты имеющихся ядерных объектов, разработка автоматизированных систем физической защиты ядерных объектов.
3. Ядерные и радиационные технологии:
Разработка технологий производства радиоактивных изотопов для народного хозяйства.
Меры и индикативные показатели: создание дополнительных облучательных установок для адаптации технологий производства радиофармпрепаратов на реакторных и ускорительных установках.
Производство и поставка радиофармацевтических препаратов в организации здравоохранения Республики Казахстан.
Меры и индикативные показатели: маркетинговые исследования, усовершенствование технологий производства радиофармпрепаратов в целях удешевления стоимости препаратов, налаживание и отработка технологии доставки радиофармпрепаратов.
Разработка и внедрение ядерно-физических и радиационных технологий в добывающие и перерабатывающие отрасли народного хозяйства.
Меры и индикативные показатели: разработка технологий очистки радиационно-загрязненных нефтегазовых трубопроводов, развитие неразрушающих методов контроля в нефтегазовой и топливно-энергетических отраслях, разработка методов биодозиметрии, развитие ядерных методов диагностики и лечения, разработка технологий утилизации боеприпасов с истекшими сроками хранения, разработка технологий производства материалов с заданными свойствами.
4. Геофизические аспекты режима нераспространения:
Мониторинг ядерных испытаний национальной системой контроля в составе мировой системы мониторинга.
Меры и индикативные показатели: развитие сети сейсмических и инфразвуковых станций мониторинга, круглосуточная запись в реальном времени, сбор и передача данных в Центр данных организации Договора о всеобъемлющем запрещении ядерных испытаний.
Мониторинг поствзрывных геологических процессов в местах проведения ядерных взрывов.
Меры и индикативные показатели: изучение и мониторинг геоэкологического состояния недр в местах проведения подземных ядерных взрывов, разработка экспресс методов и приборов изучения геологических формаций.
Геолого-геофизическое сопровождение строительства радиационно-опасных объектов (АЭС, хранилищ РАО и др.) на территории Казахстана.
Меры и индикативные показатели: изучение геологического и сейсмического состояния участков земли, прогностические оценки.
5. Образовательные технологии подготовки кадров для атомной отрасли Казахстана. Информационное обеспечение развития атомной энергетики и промышленности в Казахстане.
Укрепление материально-технической базы организаций, готовящих кадры для атомной энергетики и науки.
Меры и индикативные показатели: создание учебных лабораторий и центров на базе имеющегося оборудования в научно-исследовательских институтах и предприятиях атомной отрасли.
Привлечение ведущих ученых и специалистов научных и промышленных организаций республики, работающих в области использования атомной энергии, к подготовке кадров.
Меры и индикативные показатели: разработка лабораторных методических и учебных пособий для студентов инженерных и физических специальностей в области атомной энергетики, создание филиалов специализированных кафедр на базе научно-исследовательских институтов.
Развитие системы стажировок казахстанских специалистов и студентов в ведущих ядерных центрах промышленно развитых стран, расширение обмена специалистами, преподавателями и студентами.
Меры и индикативные показатели: обучение и стажировка студентов и молодых специалистов в ближнем и дальнем зарубежье по индивидуальным планам подготовки.
Организация системы мониторинга общественного мнения, проведение работ по информированию и просвещению населения по вопросам мирного использования атомной энергии.
Меры и индикативные показатели: организация комплексной, плановой работы по мониторингу общественного мнения, выпуск статей в республиканских, международных журналах и газетах, подготовка теле- и радиопередач, проведение круглых столов, конференций, семинаров.
Реализация Программы осуществляется на основе государственного заказа на выполнение проектов, соответствующих целям и задачам Программы и прошедших конкурсный отбор, а также выполнения контрактов по заданиям конечных потребителей научно-технической и промышленной продукции. К реализации Программы будут привлечены на конкурсной основе научно-технические организации и высшие учебные заведения заинтересованных министерств и ведомств.
6. Необходимые ресурсы и источники их финансирования
Сноска. В раздел 6 внесены изменения постановлением Правительства РК от 8 июня 2006 года N 531 .
Финансирование Программы осуществляется за счет и в пределах бюджетных средств, предусматриваемых в республиканском бюджете на прикладные научные исследования технологического характера Министерству энергетики и минеральных ресурсов Республики Казахстан. Необходимый объем финансирования Программы из республиканского бюджета на 2004-2008 годы составляет 2870,3 млн. тенге, в том числе по годам: 2004 год - 498 млн. тенге; 2005 год - 522,9 млн. тенге; 2006 год - 580,9 млн. тенге; 2007 год - 615,8 млн. тенге; 2008 год - 652,7 млн. тенге. Объемы финансирования Программы в последующие годы будут определяться в соответствии с прогнозными показателями государственного бюджета. Ежегодные объемы уточняются в соответствии с объемами, предусматриваемыми в республиканском бюджете по соответствующей бюджетной программе.
Дополнительно для реализации Программы предполагается привлечение средств, поступающих от выполнения прямых договоров с заказчиками, а также средств из отечественных и зарубежных инвестиционных и инновационных фондов. За счет внебюджетных средств будут проведены модернизация стендов и установок для проведения внереакторных и реакторных экспериментов, модернизация отдельных узлов ускорительной и реакторной техники для проведения фундаментальных научных исследований и отработки технологий производства радиофармпрепаратов, отработки технологий неразрушающего контроля и т.д., приобретение отдельных узлов для измерительной техники, строительство сейсмических станций, модернизация оборудования на имеющихся сейсмических станциях, приобретение аппаратуры для радиоэкологических исследований, химических препаратов и др. В 2004 году планируется за счет внебюджетных средств выполнение следующих работ: исследования по безопасности атомной энергетики, а именно исследования аварийных ситуаций на атомных станциях на тепловых и быстрых нейтронах (строительство и модернизация уникальных стендов), изучение радиационной обстановки на отдельных площадках Семипалатинского испытательного полигона (приобретение оборудования для спектрометрического анализа, установки воздушных ловушек, переносное радиологическое оборудование), исследования в области ядерной физики (приобретение сцинтилляционных счетчиков), разработки в области неразрушающего контроля (приобретение дефектоскопического лабораторного оборудования), работы в области контроля за несанкционированным испытанием ядерного оружия (аппаратурное и методическое обеспечение Центра данных, строительство новых и модернизация имеющихся сейсмостанций).
В ходе поэтапного выполнения задач Программы предполагается постепенное уменьшение относительной доли бюджетных средств за счет возрастания доли, связанной с коммерческой и хозяйственной деятельностью.
7. Ожидаемый результат от реализации Программы
В результате реализации Программы будут получены следующие основные результаты:
разработаны методы и технологии по повышению безопасности и эффективности ядерной и термоядерной энергетики и промышленности;
получены новые данные по перспективным направлениям физики реакторов;
получены новые экспериментальные данные для верификации расчетных кодов, описывающих поведение энергетических реакторов при тяжелых авариях;
разработаны технические предложения по обоснованию строительства атомных станций в Казахстане;
обеспечено научно-техническое сопровождение работ по выводу из эксплуатации реактора БН-350;
создана информационная база, необходимая для проектирования элементов и систем безопасности энергетических реакторов;
создана система обращения с радиоактивными отходами, в том числе с отработанным ядерным топливом;
внедрены современные экологически безопасные технологии на всех этапах жизненного цикла ядерных установок;
созданы системы мониторинга окружающей среды и природных ресурсов в радиационно-опасных местах в рамках Единой государственной системы мониторинга (4 системы на технических площадках СИП, 2 системы на технических площадках Западного Казахстана);
проведены работы по ликвидации 2 радиационно-опасных объектов на территории Казахстана;
получены новые данные по ядерной физике и радиационному материаловедению;
налажено производство 3 видов радиоизотопной продукции медицинского и промышленного назначения;
разработаны и внедрены не менее 3-х ядерных и радиационных технологий и 4 метода в промышленность Казахстана;
создана национальная система мониторинга ядерных испытаний в составе мировой системы;
получены новые данные о состоянии недр в местах проведения ядерных взрывов;
организована национальная система подготовки кадров для атомной отрасли Казахстана, организованы 3 учебно-методических класса по подготовке и переподготовке специалистов по приоритетным направлениям атомной энергетики и промышленности;
организована система информирования и просвещения населения по вопросам мирного использования атомной энергии.
8. План мероприятий по реализации Программы
Сноска. В раздел 8 внесены изменения постановлением Правительства РК от 8 июня 2006 года N 531 .
-------------------------------------------------------------------
N ! Мероприятия ! Форма !Ответст-!Срок ис-!Предпо- !Источ-
п/п! !завершения!венный !полнения!лагае- !ник
! ! !за ис- !(реали- !мые !финан-
! ! !полнение!зации) !расхо- !сирова-
! ! !(реали- ! !ды, млн.!ния
! ! !зацию) ! !тенге !
-------------------------------------------------------------------
1 ! 2 ! 3 ! 4 ! 5 ! 6 ! 7
-------------------------------------------------------------------
Организационные мероприятия
-------------------------------------------------------------------
1 Организовать и Приказ МЭМР I квар- Не пред- Не
провести конкурс Министра тал 2004 пола- предпо-
по отбору проек- года гаются лагают-
тов по основным ся
заданиям Прог-
раммы.
2 Сформировать по Приказ МЭМР I квар- Не пред- Не
результатам кон- Министра тал 2004 пола- предпо-
курса разверну- года гаются лагают-
тый вариант ся
Программы на
2004-2008 годы.
3 Рассмотреть и Приказ МЭМР IY квар- Не пред- Не
утвердить годовые Министра тал еже- пола- предпо-
отчеты. годно гаются лагают-
Сформировать и ся
утвердить
развернутый ва-
риант Программы
на предстоящий
год.
-------------------------------------------------------------------
Основные научно-технические задания
-------------------------------------------------------------------
4 Радиоэкология и Приказ МЭМР 2004- 2004 г.- Респуб-
охрана окружающей Министра 2008 55,326 ликан-
среды (система годы 2005 г.- ский
мониторинга окру- 49,0 бюджет
жающей среды, 2006 г.-
создание инфра- 53,5
структуры хране- 2007 г. -
ния и переработки 56,6*
РАО и ОЯТ, ликви- 2008 г. -
дация радиацион- 60,05*
но-опасных факто-
ров).
5 Обеспечение Приказ МЭМР 2004- 2004 г.- Респуб-
научно-техничес- Министра 2008 297,16 ликан-
кой поддержки годы 2005 г.- ский
работ по развитию 336,06 бюджет
атомной энергети- 2006 г.-
ки в Казахстане 373,5
(оценка состояния 2007 г. -
энергетики, раз- 396,0*
работка топливно- 2008 г. -
энергетического 419,7*
баланса регионов
страны, разработ-
ка технических
методов, обеспе-
чивающих ядерную
и радиационную
безопасность
объектов атомной
энергетики рес-
публики).
6 Разработка ядер- Приказ МЭМР 2004- 2004 г.- Респуб-
ных и радиацион- Министра 2008 64,272 ликан-
ных технологий годы 2005 г.- ский
для нужд народно- 72,46 бюджет
го хозяйства 2006 г.-
(разработка тех- 80,8
нологий производ- 2007 г. -
ства радиоактив- 85,5*
ных изотопов, 2008 г. -
производство ра- 90,71*
диофармпрепара-
тов).
7 Геофизические Приказ МЭМР 2004- 2004 г.- Респуб-
аспекты режима Министра 2008 72,031 ликан-
нераспространения годы 2005 г.- ский
(мониторинг ядер- 55,66 бюджет
ных испытаний на- 2006 г.-
циональной систе- 62,1
мой контроля, мо- 2007 г. -
ниторинг пост- 65,9*
взрывных геологи- 2008 г. -
ческих процессов). 69,84*
8 Разработка обра- Приказ МЭМР 2004- 2004 г.- Респуб-
зовательных тех- Министра 2008 9,21 ликан-
нологий подготов- годы 2005 г.- ский
ки кадров для 9,72 бюджет
атомной отрасли 2006 г.-
Казахстана. Ин- 11,0
формационное 2007 г. -
обеспечение раз- 11,8*
вития атомной 2008 г. -
энергетики и про- 12,40*
мышленности в
Казахстане.
-------------------------------------------------------------------
Сноска. В примечание внесены изменения постановлением Правительства РК от 8 июня 2006 года N 531 .
* - объемы финансирования Программы в 2007-2008 годы будут уточняться при формировании республиканского бюджета на соответствующий год.