О внесении изменения и дополнения в постановление Правительства Республики Казахстан от 31 января 2002 года N 143

Постановление Правительства Республики Казахстан от 27 декабря 2002 года N 143з

Действующий

      Сноска. Утратило силу постановлением Правительства РК от 01.08.2011 № 891 (вводится в действие по истечении десяти календарных дней со дня первого официального опубликования).

      В соответствии со статьей 22 Закона Республики Казахстан от 9 июля 2001 года "О науке" Правительство Республики Казахстан постановляет:

      1. Утвердить прилагаемые Правила организации и проведения государственной научно-технической экспертизы.

      2. Признать утратившим силу постановление Кабинета Министров Республики Казахстан от 14 сентября 1993 года N 876 "Об организации и проведении экспертизы в научно-технической деятельности" (САПП Республики Казахстан, 1993 г., N 38, ст. 439).

      3. Настоящее постановление вступает в силу со дня подписания.

      Премьер-Министр
      Республики Казахстан

Утверждены         
постановлением Правительства
Республики Казахстан    
oт 27 декабря 2002 года N 1385

Правила
организации и проведения государственной
научно-технической экспертизы

1. Общие положения

      1. Настоящие Правила разработаны в соответствии с Законом Республики Казахстан от 9 июля 2001 года "О науке" (далее - Закон) и определяют порядок организации и проведения государственной научно- технической экспертизы в области науки и научно-технической деятельности.

      2. Государственная научно-техническая экспертиза (далее - ГНТЭ) - это система оценочных действий и выводов, организуемая центральным исполнительным органом , осуществляющим руководство в области науки и научно-технической деятельности (далее - уполномоченный государственный орган) для получения независимой аналитической оценки объекта экспертизы с целью определения уровня обоснованности принимаемых решений по важнейшим вопросам научно-технического прогресса.

      3. Принятие решения о финансировании (реализации) объектов науки и научно-технической деятельности осуществляется только после  проведения ГНТЭ.

2. Основные задачи и принципы государственной
научно-технической экспертизы

      4. Основными принципами ГНТЭ являются:
      независимость и объективность;
      компетентность и высокий профессиональный уровень лиц и организаций, проводящих экспертизу;
      ориентация на мировой уровень развития науки и техники, соблюдение норм и правил технологической и экологической безопасности, требований стандартов;
      системность организации экспертной работы и ее нормативного и научно-методического обеспечения;
      полнота и достоверность используемой и вырабатываемой информации;
      ответственность за достоверность, полноту и обоснованность экспертных рекомендаций и комплексность, заключающаяся в оценке научно-технических, экономических, экологических и социальных последствий реализации объекта экспертизы;
      общественная открытость.

      5. Основными задачами ГНТЭ являются:
      оценка актуальности и возможности реализации приоритетов научно-технического и социально-экономического развития Республики Казахстан, принципов государственной научно-технической политики;
      объективное и комплексное рассмотрение объектов экспертизы по содержательному, организационному, материальному, информационному обеспечению проведения научных исследований;
      проверка соответствия объектов экспертизы требованиям и нормам законодательства, условиям конкурсов, современному уровню научных, технических и технологических знаний, требованиям национальной безопасности и экономической целесообразности;
      оценка значимости целей программируемых исследований, возможностей их достижения посредством планируемых операций, необходимости и достаточности предполагаемых затрат труда, финансовых средств, материальных ресурсов;
      выработка рекомендаций по выбору проектов для финансирования (реализации);
      определение эффективности и результативности предлагаемых научно-исследовательских работ, опытно-конструкторских и технологических разработок;
      оценка научно-технических и социально-экономических последствий реализации программ, проектов, предложений, учета требований экологической безопасности;
      оценка значимости полученных результатов (на стадиях выполнения, завершения и внедрения в производство) финансируемых объектов научно-технической деятельности, эффективности выделенных финансовых и других средств и выработка рекомендаций о продолжении, изменении или прекращении финансирования.

      6. При проведении государственной научно-технической экспертизы объектов в области науки и научно-технической деятельности должны соблюдаться следующие минимальные требования:
      оценка и рекомендации объектов экспертизы к финансированию должны быть основаны исключительно на информации, содержащейся в материалах, поданных на ГНТЭ;
      должны быть обеспечены конфиденциальность информации по объекту экспертизы и обязательство не использовать содержание экспертируемых материалов для других целей, а также сведений об экспертах и результатах их работы;
      к оценке объекта не должны привлекаться эксперты, имеющие любой интерес в его реализации или отклонении;
      эксперты, привлеченные к оценке объектов экспертизы, обязаны соблюдать конфиденциальность и обеспечивать коммерческую тайну экспертируемых материалов.

3. Порядок организации и проведения государственной
научно-технической экспертизы

      7. Субъектами ГНТЭ являются:
      соискатель - юридические или физические лица, выдвигающие предложения по объекту экспертизы и претендующие на получение финансирования на основе государственного заказа или разрешения на реализацию объекта;
      заказчик - государственные органы Республики Казахстан, другие юридические и физические лица, принимающие решение по объекту экспертизы и дающие заказ на проведение ГНТЭ;
      организатор - уполномоченный государственный орган (экспертный орган), осуществляющий организационное обеспечение реализации заказа на проведение ГНТЭ исполнителем в установленном порядке;
      исполнители - независимые эксперты, экспертные группы, комиссии, советы, организации соответствующей специализации, анализирующие предложения соискателя и дающие экспертное заключение.

      8. Заказчик принимает решение о проведении государственной научно-технической экспертизы по материалам, представленными конкурсными комиссиями, направляет организатору заявку и следующие материалы:
      сопроводительное письмо с информацией по объектам экспертизы;
      условия отбора, требования к оформлению материалов, поданных на ГНТЭ и критерии их оценки, согласованные с организатором;
      протокол конкурсной комиссии о направлении материалов на экспертизу;
      перечень объектов, направленных для проведения экспертизы (с указанием объема информации по каждому объекту), а также сами материалы (в 2 экземплярах);
      заключает с организатором контракт на информационное и организационно-финансовое сопровождение ГНТЭ;
      контракт должен определять: предмет и объекты экспертизы; условия проведения экспертизы; права и обязанности сторон; сроки проведения экспертизы (не менее одного месяца); срок, в течение которого заключения экспертизы сохраняют силу; порядок оплаты затрат на экспертизу; условия, влияющие на изменение или прекращение договорных отношений; ответственность за невыполнение или ненадлежащее выполнение условий контракта; ответственность за достоверность заключений, срок действия такой ответственности; другие существенные условия, вытекающие из специфики объекта экспертизы.

      9. Организатор получает всю необходимую информацию для организации и проведения экспертизы, а также:
      обеспечивает финансовое, материально-техническое и административно-правовое сопровождение своей работы;
      проводит предварительный анализ поступивших материалов и, в случае наличия в представленных материалах отклонений от требований отбора материалов, направляет заказчику результаты предварительного анализа и предложения по дальнейшему проведению экспертизы;
      согласовывает с заказчиком требования к экспертизе и условия ее выполнения (порядок финансирования, сроки и др.);
      определяет исполнителей экспертизы, привлекает в качестве экспертов ведущих ученых и высококвалифицированных специалистов, в качестве коллективных экспертов - экспертные группы, комиссии, советы, а также организации и организует их работу;
      устанавливает порядок представления результатов работы индивидуальных и коллективных экспертов;
      рассматривает в установленном порядке поступившие от исполнителей экспертные заключения и передает заключение заказчику.

      10. Исполнитель изучает и оценивает представленные ему объекты в соответствии с требованиями задания и сроком проведения экспертизы, готовит экспертное заключение и передает организатору.

      11. Конфиденциальность информации, представленной соискателем заказчику и поступивших материалов на экспертизу, обеспечивается:
      предварительной патентной защитой разработок, осуществляемой соискателем;
      обязанностью всех непосредственных участников процедуры государственной научно-технической экспертизы не нарушать конфиденциальность экспертируемой информации.

      12. По требованию соискателя для дополнительной защиты его прав на интеллектуальную собственность оформляется письменный договор о конфиденциальности и неразглашении информации между ним и заказчиком, предусматривающий неразглашение и неиспользование получающей стороной (заказчиком) оговоренной в договоре информации в иных целях, кроме проведения экспертизы.

      13. Государственные закупки услуг по проведению фундаментальных и прикладных научных исследований и разработок, при осуществлении которых обязательно проведение ГНТЭ осуществляется в порядке, установленном законодательством Республики Казахстан .