1. Утвердить прилагаемые Правила финансовых процедур по исполнению бюджета и ведению форм отчетности (периодической и годовой) для государственных учреждений, содержащихся за счет государственного бюджета.
2. Настоящее постановление вступает в силу с 1 января 2000 года.
Премьер-Министр Республики Казахстан
Утверждены
постановлением Правительства Республики Казахстан от 16 февраля 2000 г. N 255
Правила финансовых процедур по исполнению
бюджета и ведению форм отчетности (периодической и
годовой) для государственных учреждений,
содержащихся за счет государственного бюджета
1. Общие положения
1. Финансовые процедуры по исполнению бюджета - систематические действия государственных органов, осуществляемые ими в пределах их компетенции и направленные на исполнение утвержденных республиканского и местных бюджетов согласно росписи доходов и расходов соответствующих бюджетов.
2. Исполнение республиканского и местных бюджетов начинается 1 января и заканчивается 31 декабря финансового года, на который они утверждены.
Право государственных учреждений на расходование бюджетных ассигнований, предусмотренных им на текущий финансовый год, прекращается 31 декабря, за исключением заключительных операций по необеспеченным финансированием в истекшем финансовом году утвержденным бюджетным расходам, а также по зачислению в бюджеты официальных трансфертов, производимых в течение счетного периода. Продолжительность счетного периода со сроком его завершения не позднее 1 апреля следующего за отчетным года устанавливается Министерством финансов Республики Казахстан (далее - Министерство финансов) и доводится Национальному Банку Республики Казахстан, администраторам республиканских бюджетных программ и местным исполнительным органам.
3. Средства республиканского бюджета Республики Казахстан хранятся на Едином казначейском счете в Национальном Банке Республики Казахстан, средства местных бюджетов - на текущих счетах в соответствующих территориальных органах Казначейства Министерства финансов Республики Казахстан (далее - территориальные органы Казначейства).
4. Кассовое исполнение республиканского бюджета и ведение счетов местных бюджетов осуществляется территориальными органами Казначейства в порядке, устанавливаемом законодательством.
5. Исполнение республиканского и местных бюджетов осуществляется на основе росписей доходов и расходов республиканского и местных бюджетов всех уровней, составляемых в соответствии с помесячным распределением утвержденных годовых сумм доходов и расходов этих бюджетов и уточняемых путем внесения в них изменений в установленном настоящими Правилами порядке.
6. Формы, порядок ведения, сроки представления, а также основные требования к составлению отчетности государственными учреждениями, содержащимися за счет республиканского и местных бюджетов, устанавливаются Министерством финансов.
2. Роспись доходов и расходов республиканского и
местных бюджетов
7. Роспись доходов и расходов республиканского и местных бюджетов - документ, представляющий собой план, в соответствии с которым осуществляется помесячное исполнение доходов и расходов утвержденных республиканского и местных бюджетов по функциональным, ведомственным и экономическим характеристикам бюджетной классификации Республики Казахстан.
8. Роспись доходов и расходов республиканского и местных бюджетов должна быть сбалансирована в целом по году, то есть объем расходов должен быть равен объему доходов, при этом в каждом месяце сумма ее расходной части за период с начала года не должна превышать сумму доходной части за этот же период. <*>
Сноска. В пункт 8 внесены изменения - постановлением Правительства РК от 8 февраля 2001 г. N 210 P010210_ .
9. Роспись доходов республиканского и местных бюджетов составляется исходя из установленных сроков платежей в бюджет, а также с учетом динамики среднемесячных поступлений доходов в предыдущие годы, анализа динамики доходности государственных ценных бумаг и уровня спроса и предложения на рынке ценных бумаг, условий заключенных кредитных соглашений и договоров (соглашений) о займах.
10. Роспись расходов республиканского и местных бюджетов составляется на основании сводных смет расходов, утверждаемых и представляемых администраторами бюджетных программ в Министерство финансов и исполнительные органы, финансируемые из местных бюджетов, уполномоченные местными исполнительными органами осуществлять формирование и исполнение местных бюджетов (далее - местные финансовые органы) соответственно.
11. Сводная смета расходов администратора бюджетных программ является основным документом, определяющим объем, целевое направление и помесячное распределение средств, выделяемых из бюджета на содержание государственных учреждений и выполнение конкретных бюджетных программ (подпрограмм).
12. Сводные сметы расходов составляются и утверждаются администратором бюджетных программ отдельно для каждой бюджетной программы (подпрограммы) по форме согласно приложению 1 по экономической классификации расходов в соответствии со структурой специфики экономической классификации расходов бюджета, утверждаемой Министерством финансов.
13. Правила составления и утверждения смет расходов государственных учреждений, финансируемых из республиканского и местных бюджетов, устанавливаются Министерством финансов.
14. Объемы смет расходов по каждой их специфике должны соответствовать расчетам, учтенным при утверждении бюджета на планируемый год.
15. Министерство финансов в устанавливаемые им сроки направляет администраторам республиканских бюджетных программ месячные лимиты распределения годовых назначений в виде процентов от годовых сумм, утвержденных Законом Республики Казахстан о республиканском бюджете на соответствующий финансовый год. Администраторы республиканских бюджетных программ представляют в Министерство финансов, в устанавливаемые им сроки, сводные сметы расходов в пределах доведенных месячных лимитов.
Местные финансовые органы после утверждения местными представительными органами местных бюджетов на соответствующий финансовый год, в сроки, устанавливаемые Министерством финансов, направляют администраторам местных бюджетных программ месячные лимиты распределения годовых сумм, утвержденных решениями местных представительных органов о местном бюджете на соответствующий финансовый год. Администраторы местных бюджетных программ в сроки, устанавливаемые Министерством финансов, представляют в соответствующие местные финансовые органы утвержденные сводные сметы расходов в пределах доведенных месячных лимитов. <*>
Сноска. В пункт 15 внесены изменения - постановлением Правительства РК от 8 февраля 2001 г. N 210 P010210_ .
16. Министерство финансов и местные финансовые органы не позднее 15 января планируемого года составляют проект росписи доходов и расходов республиканского и местных бюджетов соответственно.
17. Роспись доходов и расходов республиканского бюджета утверждается Министром финансов Республики Казахстан. Один экземпляр росписи доходов и расходов республиканского бюджета представляется в Комитет казначейства Министерства финансов.
Роспись доходов и расходов местного бюджета утверждается руководителем местного финансового органа. Один экземпляр росписи доходов и расходов местного бюджета представляется в соответствующие территориальные органы Казначейства. Местный исполнительный орган области, городов Астаны и Алматы не позднее 15 февраля планируемого года представляет в Министерство финансов сводную роспись доходов и расходов бюджета области (города). <*>
Сноска. В пункт 17 внесены изменения - постановлением Правительства РК от 8 февраля 2001 г. N 210 P010210_ .
18. Администраторы бюджетных программ в устанавливаемые Министерством финансов сроки утверждают и доводят до подведомственных им государственных учреждений индивидуальные сметы расходов по форме согласно приложению 2, а также показатели расчетов к ним.
Администраторы республиканских бюджетных программ вправе делегировать своим ведомствам или территориальным органам утверждение и доведение до подведомственных им государственных учреждений индивидуальных смет расходов по форме согласно приложению 2, а также показатели расчетов к ним. <*>
Сноска. Пункт 18 - в редакции постановления Правительства РК от 8 февраля 2001 г. N 210 P010210_ .
19. Суммы, получаемые из вышестоящих бюджетов, предусматриваются в росписи доходов нижестоящих бюджетов в таких же объемах и в те же месяцы финансового года, как и в росписи расходов вышестоящих бюджетов, а суммы, передаваемые вышестоящим бюджетам, учитываются в росписи расходов нижестоящих бюджетов в таких же объемах и в те же месяцы, как и в росписи доходов вышестоящих бюджетов.
Министерство финансов доводит до местных исполнительных органов областей, городов Астаны и Алматы помесячное распределение сумм официальных трансфертов, передаваемых из республиканского бюджета бюджетам областей, городов Астаны и Алматы, сумм бюджетных кредитов, выдаваемых из республиканского бюджета бюджетам областей, городов Астаны и Алматы, сумм погашения бюджетных кредитов, ранее выданных из республиканского бюджета бюджетам областей, городов Астаны и Алматы.
Местные исполнительные органы областей, городов Астаны и Алматы доводят до местных исполнительных органов городов и районов суммы официальных трансфертов, передаваемых бюджетам городов и районов.
Помесячное распределение сумм бюджетных изъятий определяется в порядке, установленном законодательством.
20. В случае, если Парламентом Республики Казахстан в срок до 15 декабря не будет принят Закон о республиканском бюджете на очередной финансовый год, Министерство финансов составляет и утверждает временную роспись доходов и расходов республиканского бюджета на 1 квартал финансового года в объеме, утверждаемом Указом Президента Республики Казахстан "О республиканском финансовом плане на 1 квартал предстоящего финансового года".
В случае, если до 1 января соответствующего финансового года местным представительным органом не принято решение об утверждении местного бюджета на соответствующий финансовый год, то до его утверждения соответствующий местный финансовый орган составляет и утверждает временную роспись доходов и расходов местного бюджета на 1 квартал в размере 1/4 части проекта годового местного бюджета на текущий финансовый год.
3. Процедуры по финансированию расходования средств
республиканского и местных бюджетов
21. Средства из бюджетов выделяются только на расходы, предусмотренные соответственно в республиканском и местных бюджетах всех уровней.
22. Финансирование расходования средств республиканского и местных бюджетов производится на основе росписей доходов и расходов соответствующих бюджетов с учетом изменений, внесенных в них в установленном законодательством порядке в процессе исполнения бюджетов.
23. Для обеспечения своевременного финансирования администраторов республиканских бюджетных программ Министерство финансов ежемесячно до 5 числа текущего месяца определяет прогнозный объем денег на текущий финансовый месяц на основе прогнозов поступлений в бюджет, финансирования дефицита республиканского бюджета и остатков денег на Едином казначейском счете.
24. Объем лимитов финансирования расходования средств республиканского бюджета по каждому администратору республиканских бюджетных программ, бюджетной программе, подпрограмме и специфике на текущий финансовый месяц утверждается Министерством финансов в пределах утвержденной росписи расходов республиканского бюджета, с учетом прогнозного объема денег, расходов по не подлежащим секвестрированию республиканским бюджетным программам, а также сумм погашения и обслуживания правительственного долга, месячной потребности в бюджетных ассигнованиях администраторов республиканских бюджетных программ.
25. В случае, если фактическое поступление денег в республиканский бюджет ниже прогнозных показателей, объемы лимитов финансирования по каждому администратору республиканских бюджетных программ устанавливаются Министерством финансов с учетом следующей приоритетности расходов:
расходы по погашению и обслуживанию правительственного долга;
расходы, неисполнение которых влечет за собой возникновение кредиторской задолженности государственных учреждений, финансируемых из республиканского бюджета;
расходы, финансирование которых осуществляется на основании соответствующих решений Правительства Республики Казахстан;
прочие расходы.
26. Финансовые процедуры по реализации инвестиционных проектов за счет правительственных внешних займов осуществляются в порядке, определяемом Министерством финансов.
27. Распределение ассигнований по республиканским бюджетным программам, средства на реализацию которых выделяются в течение финансового года различным администраторам республиканских бюджетных программ, производится на основании решений Правительства Республики Казахстан о выделении средств по этим программам.
28. Правительство Республики Казахстан вправе устанавливать перечень республиканских бюджетных программ, финансирование которых производится поэтапно, исходя из фактических поступлений в республиканский бюджет за определенный период, объем которых устанавливается Правительством Республики Казахстан в соответствии с требованиями, изложенными в пункте 35 настоящих Правил.
29. На основании лимитов финансирования расходования средств республиканского бюджета Комитет казначейства Министерства финансов выдает администраторам республиканских бюджетных программ казначейские разрешения.
30. В случае образования дебетового сальдо на Едином казначейском счете Министерство финансов принимает меры по увеличению поступлений либо полному или частичному временному приостановлению переводных (расходных) операций по выданным Комитетом казначейства Министерства финансов разрешениям на использование бюджетных денег.
31. Для обеспечения своевременного финансирования администраторов местных бюджетных программ местный финансовый орган определяет текущие лимиты финансирования расходования средств соответствующего местного бюджета по каждому администратору местных бюджетных программ, бюджетной программе, подпрограмме и специфике согласно росписи расходов местного бюджета, учитывая сумму фактического поступления денег на счета местных бюджетов, объемы расходов по не подлежащим секвестрированию местным бюджетным программам, объемы расходов по обслуживанию и погашению долга местных исполнительных органов и месячную потребность в бюджетных ассигнованиях администраторов местных бюджетных программ.
В случае, если фактическое поступление денег в местный бюджет ниже плановых показателей, объемы лимитов финансирования по администраторам местных бюджетных программ устанавливаются местным финансовым органом с учетом следующей приоритетности расходов:
расходы по погашению и обслуживанию долга местных исполнительных органов;
расходы, неисполнение которых влечет за собой возникновение кредиторской задолженности государственных учреждений, финансируемых из местных бюджетов;
расходы, финансирование которых осуществляется на основании соответствующих решений местных исполнительных органов;
прочие расходы.
32. На основании лимитов финансирования местный финансовый орган выписывает администраторам местных бюджетных программ финансовые разрешения.
33. Разрешение на расходование бюджетных средств государственным учреждениям выдается только при наличии утвержденных индивидуальных смет расходов. <*>
Сноска. Пункт 33 - в редакции постановления Правительства РК от 8 февраля 2001 г. N 210 P010210_ .
34. Порядок перевода администраторами бюджетных программ лимитов финансирования нижестоящим распорядителям, перечисления бюджетных денег на доходные счета вышестоящих или нижестоящих бюджетов, если лимиты открываются на осуществление трансфертов между разными уровнями бюджетов, перечисления бюджетных денег с бюджетных счетов государственных учреждений, в том числе на расчетные счета поставщиков товаров (работ, услуг), устанавливается Министерством финансов.
4. Уточнение бюджета и внесение изменений в роспись
доходов и расходов бюджета и лимиты финансирования
35. При превышении установленного уровня дефицита бюджета либо снижении поступлений доходных источников в ходе его исполнения, решение о сокращении расходов и кредитования бюджета, но не более чем на 10 процентов от утвержденной суммы, принимается Правительством Республики Казахстан и местными исполнительными органами, а свыше 10 процентов - путем внесения изменений в Закон о республиканском бюджете и в соответствующие решения маслихатов.
Если в ходе исполнения республиканского или местных бюджетов возникает необходимость в финансировании дополнительных бюджетных программ (подпрограмм), на выполнение которых средства в утвержденном бюджете не предусмотрены, либо в увеличении годовой суммы по определенным бюджетным программам (подпрограммам) с соответствующим изменением объемов поступлений или финансирования дефицита бюджета, то Правительство Республики Казахстан вносит в Парламент Республики Казахстан проект Закона Республики Казахстан о внесении изменений в Закон Республики Казахстан о республиканском бюджете на соответствующий финансовый год, а местные исполнительные органы вносят в соответствующий маслихат предложение о внесении изменений в решение о соответствующем местном бюджете.
Уточнение республиканского бюджета может осуществляться на основании других законодательных инициатив в соответствии с законодательными актами Республики Казахстан.
36. В случае уточнения республиканского бюджета на текущий финансовый год администраторы республиканских бюджетных программ уточняют сметы расходов, а Министерство финансов - роспись доходов и расходов республиканского бюджета.
В случае уточнения местных бюджетов на текущий финансовый год администраторы местных бюджетных программ уточняют сметы расходов, а местные финансовые органы - роспись доходов и расходов местного бюджета.
37. Внесение изменений в роспись доходов и расходов республиканского и местных бюджетов в процессе их исполнения производится на основании:
законов Республики Казахстан, указов Президента Республики Казахстан, постановлений Правительства Республики Казахстан, принимаемых в текущем году и касающихся исполнения бюджета на текущий финансовый год;
нормативных правовых актов местных представительных и исполнительных органов;
заявок администраторов бюджетных программ на изменение сметы расходов.
38. При внесении изменений в роспись доходов и расходов республиканского и местных бюджетов необходимо:
соблюдать сбалансированность доходов и расходов в целом по году и по каждому месяцу;
соблюдать соответствие между плановыми назначениями, лимитами финансирования и кассовыми расходами;
учитывать наличие или отсутствие кредиторской задолженности по уменьшаемым спецификам;
учитывать наличие зарегистрированных в территориальных органах Казначейства обязательств перед поставщиками товаров (работ, услуг).
39. Уменьшение плановых назначений и лимитов финансирования по спецификам может производиться на сумму, в пределах которой не приняты и не зарегистрированы в установленном порядке обязательства. Увеличение плановых назначений и лимитов финансирования по спецификам может осуществляться в пределах годовых сумм по бюджетной программе (подпрограмме) за счет их уменьшения по другим спецификам.
Если при внесении в течение текущего финансового года изменений в Закон о республиканском бюджете или решение местного представительного органа о местном бюджете требуется перенос бюджетных назначений, лимитов финансирования и произведенных за счет них кассовых расходов с одной бюджетной программы, подпрограммы, специфики на другую бюджетную программу, подпрограмму, специфику, то по заявке государственного учреждения осуществляется перерегистрация договоров в установленном законодательством порядке.
После этого территориальные органы Казначейства осуществляют перенос бюджетных назначений, лимитов финансирования и произведенных за счет них кассовых расходов с одной бюджетной программы, подпрограммы, специфики на другую бюджетную программу, подпрограмму, специфику.
40. Изменение годовой суммы расходов республиканского бюджета по спецификам осуществляется в пределах ассигнований по программам, предусмотренным в Законе Республики Казахстан о республиканском бюджете на текущий финансовый год, и подпрограммам, предусмотренным в постановлении Правительства Республики Казахстан о реализации Закона Республики Казахстан о республиканском бюджете на текущий финансовый год.
Изменение годовой суммы расходов местного бюджета по спецификам осуществляется в пределах ассигнований по бюджетным программам (подпрограммам), предусмотренным в решении местного представительного органа о местном бюджете на текущий финансовый год.
41. Изменение объемов поступления и погашения финансирования дефицита (использования профицита) бюджета может осуществляться только при условии сохранения объема финансирования дефицита (использования профицита) бюджета.
42. Уточнение росписи расходов по месяцам в пределах годовой суммы расходов по конкретной специфике или между спецификами в пределах годовой суммы по бюджетной программе (подпрограмме) осуществляется на основании заявок администраторов бюджетных программ на изменение сметы расходов с соответствующими обоснованиями, представляемых в Министерство финансов или в соответствующий местный финансовый орган в зависимости от уровня бюджета.
Заявка должна содержать описание и обоснование вносимых изменений, подтверждение наличия или отсутствия кредиторской задолженности по программе (подпрограмме) и подписываться руководителем администратора бюджетных программ.
При уточнении сметы расходов по месяцам в пределах годовой суммы расходов по специфике администратор бюджетных программ определяет вид расхода, одновременно корректируемый для сохранения установленного баланса доходов и расходов по месяцам. <*>
Сноска. В пункт 42 внесены изменения - постановлением Правительства РК от 8 февраля 2001 г. N 210 P010210_ .
43. Министерство финансов или местный финансовый орган рассматривает заявку соответственно администратора республиканских бюджетных программ или администратора местных бюджетных программ, проверяет обоснование и расчеты по вносимым изменениям, наличие или отсутствие кредиторской задолженности по программе (подпрограмме), в случае изменений плановых назначений за прошедшие месяцы текущего года сверяет корректируемые плановые суммы с лимитами финансирования, выделенными с начала года, и вносит изменения в роспись расходов (лимиты финансирования) соответствующего бюджета. <*>
Сноска. В пункт 43 внесены изменения - постановлением Правительства РК от 8 февраля 2001 г. N 210 P010210_ .
44. Рассмотрение заявки на изменение сметы расходов администратора республиканских бюджетных программ и внесение изменений в роспись расходов (лимитов финансирования) республиканского бюджета Министерством финансов производится в срок не более пяти рабочих дней.
Рассмотрение заявки на изменение сметы расходов администратора местных бюджетных программ и внесение изменений в роспись расходов (лимитов финансирования) местного бюджета местным финансовым органом производится в срок не более трех рабочих дней.
45. При изменении росписи расходов республиканского и местных бюджетов соответствующие изменения должны быть внесены в сметы расходов государственных учреждений, финансируемых из республиканского и местных бюджетов.
46. Форма заявки и справки на изменение росписи доходов и расходов республиканского и местных бюджетов определяются Министерством финансов.
Приложение 1
К Правилам финансовых процедур по исполнению бюджета и ведению форм отчетности (периодической и годовой) для государственных учреждений, содержащихся за счет государственного бюджета
Утверждаю смету расходов в сумме
________________________________ ________________________________ ________________________________ (должность, Ф.И.О. руководителя администратора бюджетных программ) "___"______________ _____г.
М.П.
Сводная смета расходов
Наименование Коды
Администратор бюджетных _____________________ _______ программ Функциональная группа _____________________ _______ Программа _____________________ _______ Подпрограмма _____________________ _______ ___________________________________________________________________________ Под- !Спе- !Наиме-!План! План_________года по месяцам класс!цифи-!нова- ! !--------------------------------------------------- !ка !ние ! !ян- !фев-!март!ап -!май!июнь!июль!ав- !сен- !ок ! ! !варь!раль! !рель! ! ! !густ!тябрь!тябрь --------------------------------------------------------------------------- ! !итого ! ! ! ! ! ! ! ! ! ! ! --------------------------------------------------------------------------- (продолжение таблицы) _________________________ План_____года по месяцам! ------------------------! ноябрь ! декабрь! ------------------------! Руководитель финансовой службы___________
Приложение 2
К Правилам финансовых процедур по исполнению бюджета и ведению форм отчетности (периодической и годовой) для государственных учреждений, содержащихся за счет государственного бюджета
Сноска. В приложение 2 внесены изменения - постановлением Правительства РК от 8 февраля 2001 г. N 210 P010210_ . Утверждаю смету расходов в сумме ________________________________ ________________________________ ________________________________ (должность, Ф.И.О. руководителя администратора бюджетных программ /ведомства или территориального органа) "___"______________ _____г. М.П. Индивидуальная смета расходов Наименование Коды Администратор бюджетных _____________________ _______ программ /ведомство или территориальный орган Подведомственное государственное учреждение ____________________ _______ Функциональная группа _____________________ _______ Программа _____________________ _______ Подпрограмма _____________________ _______ ___________________________________________________________________________ Под- !Спе- !Наиме-!План! План_________года по месяцам класс!цифи-!нова- ! !--------------------------------------------------- !ка !ние ! !ян- !фев-!март!ап -!май!июнь!июль!ав- !сен- !ок ! ! !варь!раль! !рель! ! ! !густ!тябрь!тябрь --------------------------------------------------------------------------- ! !итого ! ! ! ! ! ! ! ! ! ! ! --------------------------------------------------------------------------- (продолжение таблицы) _________________________ План_____года по месяцам! ------------------------! ноябрь ! декабрь! ------------------------! Руководитель государственного учреждения _________________________ Руководитель финансовой службы государственного учреждения (при отсутствии главный бухгалтер)_____________________________________________________________ (Специалисты: Умбетова А.М., Склярова И.В.)