Об Антитеррористическом центре Комитета национальной безопасности Республики Казахстан

Распоряжение Президента Республики Казахстан от 29 декабря 2003 года № 435. Утратило силу Указом Президента Республики Казахстан от 24 июня 2013 года № 588

Утратил силу

      Правительство Республики Казахстан постановляет:
      Внести на рассмотрение Мажилиса Парламента Республики Казахстан проект Закона Республики Казахстан "Об участии граждан в обеспечении правопорядка".

      Премьер-Министр
      Республики Казахстан

Проект      

Закон Республики Казахстан Об участии граждан в обеспечении правопорядка

      Настоящий Закон регулирует общественные отношения, возникающие в связи с добровольным участием граждан Республики Казахстан в охране правопорядка и общественной безопасности.

            Статья 1. Законодательство об участии граждан
                в обеспечении правопорядка

      1. Законодательство Республики Казахстан об участии граждан в обеспечении правопорядка основывается на Конституции Республики Казахстан и состоит из норм настоящего Закона и иных нормативных правовых актов Республики Казахстан.
      2. Если международным договором, ратифицированным Республикой Казахстан, установлены иные правила, чем те, которые предусмотрены законодательством Республики Казахстан, применяются правила международного договора.

            Статья 2. Участие граждан в обеспечении правопорядка

      1. Участие граждан в обеспечении правопорядка осуществляется путем добровольного оказания ими содействия правоохранительным органам в соответствии с настоящим Законом и иными нормативными правовыми актами Республики Казахстан.
      2. Граждане, участвующие в обеспечении правопорядка, осуществляют свою деятельность на основе принципов законности, уважения и соблюдения прав и свобод человека и гражданина.

            Статья 3. Компетенция местных представительных и
                исполнительных органов по вопросам участия
                граждан в обеспечении правопорядка

      1. Местные представительные органы рассматривают и утверждают бюджетные программы, касающиеся выделения средств на поощрение граждан, оказывающих содействие правоохранительным органам в обеспечении правопорядка.
      2. Местные исполнительные органы:
      1) регистрируют и ведут учет граждан, участвующих в обеспечении правопорядка;
      2) создают комиссии по поощрению граждан, участвующих в обеспечении правопорядка;
      3) определяют размер денежного вознаграждения и устанавливают порядок поощрения граждан, участвующих в обеспечении правопорядка.

            Статья 4. Компетенция правоохранительных органов по
                вопросам участия граждан в обеспечении
                правопорядка

      Правоохранительные органы:
      1) определяют порядок, формы и виды привлечения граждан к мероприятиям по обеспечению правопорядка, не связанным с контрольно-надзорными функциями;
      2) разрабатывают и утверждают образец удостоверения и символику нарукавной эмблемы (повязки) граждан, участвующих в обеспечении правопорядка;
      3) взаимодействуют с местными исполнительными органами по вопросам деятельности граждан, участвующих в обеспечении правопорядка;
      4) разъясняют гражданам, участвующим в обеспечении правопорядка, их права по защите и самозащите от преступных посягательств, при пресечении правонарушения и задержании правонарушителя, а также предоставляют им иную правовую помощь по данным вопросам.

            Статья 5. Регистрация граждан, участвующих в
                обеспечении правопорядка

      1. Граждане, участвующие в обеспечении правопорядка, подлежат обязательной регистрации в соответствующем местном исполнительном органе. В этих целях гражданин, желающий участвовать в обеспечении правопорядка обращается в правоохранительный орган с заявлением, к которому прилагает копии удостоверения личности либо паспорта гражданина Республики Казахстан и документа, подтверждающего наличие у него медицинского страхования.
      2. Правоохранительный орган, принявший заявление, в месячный срок со дня его поступления проверяет данного гражданина по наркологическим и психоневрологическим учетам, а также на предмет привлечения к уголовной ответственности, после чего обращается в местный исполнительный орган с соответствующим ходатайством, к которому приобщаются копии представленных документов и результатов проверок, либо в письменном виде отказывает заявителю с указанием причин принятия данного решения.
      3. Местный исполнительный орган в течение семи рабочих дней рассматривает поступившее ходатайство, производит регистрацию гражданина, изъявившего желание оказывать содействие в обеспечении правопорядка, и ставит его на учет, о чем письменно информирует правоохранительный орган.
      4. Не допускаются к участию в обеспечении правопорядка граждане, не достигшие совершеннолетия, и лица, в отношении которых возбуждено уголовное дело либо имеющие непогашенную или неснятую в установленном законом порядке судимость, а также больные наркологическими или психоневрологическими расстройствами.
      5. Отклонение заявления не препятствует повторному обращению заявителя при условии устранения причин, послуживших основанием для отказа.
      6. Основаниями для прекращения участия гражданина в обеспечении правопорядка являются:
      заявление о нежелании дальнейшего участия в обеспечении правопорядка;
      привлечение его к уголовной ответственности;
      неоднократное (два и более раза в течение года) совершение им умышленных административных правонарушений;
      выезд его на постоянное место жительства за пределы Республики Казахстан;
      наступление обстоятельств, исключающих его дальнейшее участие в обеспечении правопорядка (психическое, наркологическое заболевание либо заболевание, представляющее опасность для окружающих, согласно перечню, утвержденному Правительством Республики Казахстан, смерть).
      7. При наступлении обстоятельств, указанных в пункте 6 настоящей статьи, местный исполнительный орган по представлению соответствующего правоохранительного органа снимает данного гражданина с учета граждан, участвующих в обеспечении правопорядка.

            Статья 6. Ограничения деятельности граждан,
                участвующих в обеспечении правопорядка

      Гражданам, участвующим в обеспечении правопорядка, запрещается:
      1) осуществлять процессуальную и иную деятельность, отнесенную в соответствии с законодательством к исключительной компетенции правоохранительных и других государственных органов;
      2) присваивать полномочия сотрудников правоохранительных органов;
      3) препятствовать законной деятельности сотрудников правоохранительных органов;
      4) выступать понятыми при участии в мероприятиях по обеспечению правопорядка;
      5) совершать действия, унижающие честь и достоинство человека и гражданина, либо неправомерно ограничивающие права и свободы граждан;
      6) использовать при участии в мероприятиях по обеспечению правопорядка специальные средства, находящиеся на вооружении правоохранительных органов, за исключением средств самообороны, указанных в подпункте 3) статьи 7 настоящего Закона.

            Статья 7. Права граждан, участвующих в обеспечении
                правопорядка

      Граждане, участвующие в обеспечении правопорядка, имеют право:
      1) оказывать содействие правоохранительным органам в мероприятиях по обеспечению правопорядка, не связанных с контрольно-надзорными функциями;
      2) предупреждать и пресекать преступления и административные правонарушения;
      3) применять в целях самообороны, пресечения правонарушений и задержания правонарушителей приобретенное в установленном законом порядке газовое оружие и физическую силу, если иными средствами достичь указанных целей не представлялось возможным и при этом не было допущено превышения необходимых для этого мер;
      4) в случаях, предусмотренных статьей 133 Уголовно-процессуального кодекса Республики Казахстан, когда есть основания полагать, что при задержанном лице, совершившем преступление, находятся оружие и иные опасные предметы, имеющие значение для уголовного дела, проводить осмотр одежды и изъятие для передачи в правоохранительный орган указанных предметов;
      5) разъяснять правонарушителям причины и основания применяемых к ним в целях обеспечения правопорядка мер и возникающие в связи с этим права на обжалование этих действий.

            Статья 8. Меры поощрения

      1. Мерами поощрения граждан, участвующих в обеспечении правопорядка, являются:
      1) объявление благодарности;
      2) награждение грамотой;
      3) выдача денежной премии;
      4) иные меры, определяемые местными представительными и исполнительными органами в пределах своей компетенции.
      2. Вопросы поощрения граждан, участвующих в обеспечении правопорядка, по представлению правоохранительного органа рассматриваются комиссией, создаваемой решением соответствующего акимата.
      3. В состав комиссии включаются представители местных представительных и исполнительных органов, а также правоохранительного органа, представившего гражданина к поощрению. Данная комиссия вправе поощрить также граждан, не зарегистрированных в местных исполнительных органах в установленном настоящим Законом порядке, если они способствовали предупреждению, пресечению или раскрытию преступлений.

            Статья 9. Гарантии обеспечения безопасности граждан,
                участвующих в обеспечении правопорядка

      Граждане, участвующие в обеспечении правопорядка, находятся под защитой государства. Совершение в отношении указанных граждан противоправных действий в связи с их участием в мероприятиях по обеспечению правопорядка влечет ответственность, установленную законом.

            Президент
      Республики Казахстан